Схемы аппликации из соломки – –

Выбор материала для изготовления аппликаций из соломки – Ярмарка Мастеров

Всем добрый день!

Готовлю к публикации мастер-класс по изготовлению аппликации из соломки. И обязательно нужно рассказать о самом материале – его свойствах и получении. Но сам мастер-класс получается очень большой, поэтому часть материала я решила вынести в публикацию. К тому же, если кто-то заинтересуется этой техникой, то есть время запастись материалом .

Вид творчества пришлось поставить Декорирование и Флористику, поскольку это наилучшее сочетание из имеющихся в списке.

Изделия из соломки очень привлекательны, красивы. Сам материал – соломка – живой, солнечный, теплый, тактильный (хочется постоянно гладить и трогать изделия из соломки). Приятный, как для мастера во время работы, так и для зрителя.

Для аппликации используют соломку различных культурных злаков – ржи, пшеницы, проса, риса, овса, ячменя; дикорастущих растений – мятлика, тимофеевки и др. Соломка разных злаков имеет различные свойства и оттенки. Ячменная – твердая да ломкая, ржаная – довольно прочная, пшеничная – менее прочная. Овсяная лучше всего, она мягче любой другой, и обработке поддается лучше. Рожь лучше собирать во время цветения, тогда стебли эластичны и имеют красивый оттенок. Самой мягкой считаются овсяная и пшеничная соломка.

Поскольку аппликацией из соломки я увлеклась несколько лет назад, то я стала выращивать её сама. Если у Вас нет такой возможности, то можно собирать соломку в полях, лучше до сбора урожая – потому что после комбайна она окажется вся переломанная и тяжело будет выбрать хороший материал. При этом следует учитывать, что поля, как правило, обрабатываются всякими химикатами, поэтому стебли будут более жесткие и хрупкие, и в дальнейшем придётся дольше обрабатывать такие заготовки. Если же и полей возле Вас нет, то можно пригоршню зёрен посеять на клумбах возле дома (если, конечно, у Вас там не образцово-показательная клумба ). Если Вы нигде не можете достать зерен, то можно в аптеке поспрашивать «Овес для заваривания» или в отделе с семенами купить «Траву для кошек» – как правило, это тоже овес, или даже смесь злаковых. В дальнейшем, после первого сбора урожая, вы сможете сажать свои семена. Постарайтесь посадить разные сорта и в разных местах – на солнце и в тени. На солнце стебель колоса получится более толстым и коротким, с короткими междоузлиями, более жестким. Зато цвет будет более золотистым, вплоть до белого (в зависимости от сорта злака). В тени стебель сильнее вытягивается, более тонкий, зато мягкий. Цвет может оказаться менее насыщенным. Соломку можно собрать и в состоянии «зелёного колоса» – тогда можно получить и зелёную соломку, но не надолго – на свету уже в готовой работе она всё равно «дозреет» и станет приглушенно-золотистой (как листья в моей работе «Гроздь винограда»).

Сбор соломки в разное время тоже даёт различные оттенки материала. И несколько колосков я оставляю на совсем поздний срок – когда уже идут дожди, чтобы соломка потеряла свою золотистость, стала более коричневой или серой, главное не гнилой.

На самом деле насчитывают около 100 оттенков соломы: от зеленоватого и серебристого до красноватого, фиолетового и темно-коричневого. Ржаная незрелая соломка имеет зеленоватый оттенок, ближе к уборке урожая – серебристый, а перезрелая – красноватый. Если она росла в затененном месте, то приобретает фиолетовый оттенок, перезимовавшая в стогу – коричневый.

Если Вам повезло и в Вашей местности выращивают гречиху, то Вы можете стать обладателем соломки красных оттенков. (И я буду очень счастлива, если кто-нибудь со мной поделится). А еще хочется попробовать соломку риса – она должна быть белых оттенков. Но это так, лирическое отступление.

Если же у Вас вообще нет никаких шансов получить соломку культурных злаков, остаётся идти в поля и собирать дикорастущие – мятлик, тимофеевку, овсяницу и другие. Лично я с такими травами не работала. И по словам моего учителя – дикорастущие злаки не дают того блеска, как культурные и у них гораздо меньше оттенков. Но с другой стороны, их тоже можно использовать для получения интересных эффектов в картинах.

Есть еще варианты использования шкурки чеснока (фиолетовые оттенки), лука (красно-оранжевые), листьев початков кукурузы – талаш (белёсо-желтоватые оттенки), но это уже другая тема и другая технология. Я делаю аппликации пока только из соломки.

И еще несколько слов о свойствах соломки. Внизу стебля соломка более толстая, грубая, междоузлия там короче, зато можно найти красно-коричневые оттенки. Самая «рабочая» часть стебля – средняя. Здесь соломка более равномерна по толщине и диаметру. Цвет более золотистый. Под листом цвет более бледный, вплоть до белого. И самое последнее междоузлие, на котором, собственно, и держится колос – самое тонкое и самое мягкое, за счет чего с ним сложнее всего работать. По оттенкам самое светлое.

Инструменты – для заготовки (сбора) соломки я использую или секатор и специально отведенные ножницы (потому что для других, особенно более тонких работ, вы их использовать уже не сможете).

Это пока вся информация по подготовке материала. В мастер-классе будет рассказано как обрабатывать соломку и как, собственно, изготавливается сама аппликация.

Если у Вас есть вопросы, с удовольствием отвечу.

До новых встреч!

www.livemaster.ru

Методическая разработка “Аппликация из соломки”

Методическая разработка

по теме:

«Аппликация из соломки»

Автор Кудрявцева Е.А.

педагог дополнительного образования ЦВР.

г.Углич

2016год.

В последнее время появляется большое количество новых , разнообразных материалов для детского творчества. Они привлекают своей простотой, яркостью, но не всегда оказываются доступны по цене и скорее служат цели поддержать интерес к процессу освоения , при этом сама работа не отличается последовательностью и не нуждается в кропотливости, терпении при изготовлении. У ребенка привыкшего работать по шаблону, отсутствует мотивация самому придумать и изобразить. Техника работы с природными материалами, как показывает опыт, наиболее интересна для детей, способствует развитию фантазии, будит воображение. Многообразие сюжетов также очень привлекательно для таких работ , что позволяет подобрать задания для разной возрастной аудитории. Мы рассмотрим работу именно с соломкой, ее видами.

Работа с природным материалом имеет ряд преимуществ:

1) доступность, дешевизна исходного материала для работы,

2) экологичность, безопасность в использовании,

3)большой диапазон(вариативность) творческих задач,

4)отсутствие возрастных ограничений для работающих в этой технике.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом . Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров, ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило- солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке. Языческие обряды давно забыты, а вот умение использовать красоту этого природного материала, осталось. Приемам работы с соломой, выверенными многими поколениями мастеров, может научиться каждый.

Из соломы можно выполнять различные сувениры: орнаменты, шкатулки, открытки-панно, закладки для книг, коробки-сувениры, циновки, корзинки, сумочки, разнообразные игрушки и т.д.

Красивые украшения, сувениры, картины, сделанные из соломы, вызывают все больший интерес у людей различных возрастов и профессий. С большим успехом они экспонируются не только у нас в стране, но и за рубежом.

Солома очень красива и долговечна. В зависимости от направления света – солома то блестит, то делается матовой, а вечером при электрическом освещении она переливается цветами золота, перламутра, серебра… Её поверхность напоминает полированную поверхность. Рекомендации составлены с учетом программы, в которой предусмотрено создание изделий для украшения быта и интерьера.

Значительное количество часов отведено в программе на изготовление полезных и красивых вещей, которые находят широкое применение в быту человека.

Рабочие столы необходимо расположить с учетом направления дневного света (с левой стороны) и вечернего освещения (сверху), так как работа с соломкой требует не только большого терпения, но и напряжения зрения .

При оборудовании рабочего места нужно предусмотреть место для хранения инструмента и хранения подготовленной к работе соломки, а также незаконченных работ.

Инструменты.

Ножницы, нож для бумаги или скальпель, пинцет, утюг, безопасная бритва (вставленная для безопасности в пробку), тонкое шило или иголка, кисточки, деревянные стеки, клей, синтетический клей ”ПВА”, клеевой пистолет.

Материалы.

Для работы применяются стебли различных злаковых культур: ржи, овса, пшеницы, ячменя, риса и даже стебли травянистых луговых злаков: тимофеевка, пырей, мятлика. Стебли собрать можно с момента, когда они начинают светлеть и до снятия урожая, т.е. с июля по сентябрь. Бояться зеленоватого цвета не надо, т.к. впоследствии зелень под действием дневного света пропадает. Созревая, стебель приобретает разные оттенки. Это очень важно при работе с соломкой, поэтому собирать ее рекомендуется в разные сроки.

Очень эластична, удобна в работе и красива овсяная и ячменная солома.

Самая нежная, эластичная соломка – овсяная. Поверхность ее обладает наиболее ярким блеском.

Солома состоит из узлов и междоузлий, наибольшим блеском поверхности обладают те междоузлия, которые прикрыты листьями.

Соломка верхних междоузлий имеет свои достоинства: oна очень нежна, не раскалывается, не ломается, поэтому ее следует применять в тех местах, где нужно вырезать точные ломаные и овальные линии. Например, профиль лица, пальцы рук или мелкие детали пейзажа.

Верхние междоузлия самые длинные. Длинными однородными соломинками очень удобно застилать большие участки картин.

Соломка средних междоузлий эластична, она редко растрескивается.

Её хорошо использовать на большие детали, которые надо застелить однородным материалом.

Достоинство нижних междоузлий – это большая ширина соломины по сравнению с верхней частью. Из соломки нижних междоузлий получаются самые широкие полоски, а это очень ценное качество при застилании соломкой больших поверхностей картины.

Желательно, чтобы соломка была собрана сразу же после созревания, когда стебельки еще не помялись и не вымокли под дождем. Пожелтевшая в стогах соломка становится ломкой, покрывается грязно-серыми и зелеными пятнами, не стоит собирать солому сразу после обмолота. Побывавшая в молотокосилке соломка становится мятой и не годится для работы. При заготовке соломы срезаются узлы, а междоузлия складывают в специальные коробочки , коробочки или в небольшие снопики диаметром 10-15 см. и хранят в прохладном, не сыром помещении, желательно в пучке с этикетками: “рожь”, “овес” и т.д. При неправильном хранении соломка делается ломкой, хрупкой, что сильно затрудняет работу.

Как же подготовить соломку к работе?

Заготовленную солому предварительно обрабатывают. Сначала у каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют, разделив их на три части с учетом длины и толщины.

Соломку необходимо подвергнуть “обработке”. Есть несколько способов.

«Холодный способ»

Этот способ несложен. Соломинку вспарываем вдоль ствола острым ножом, тонким шилом или бритвой, раскрываем в стороны и проглаживаем гладилкой, деревянным стеком или кончиками ножниц с обеих сторон и получаем соломенные ленты.

Разглаженные соломинки-ленты складываем в коробочки или специально приготовленные планшеты.

Для планшета возьмем кусок твердого картона. С одной стороны картона вдоль приклеиваем целлофан, а выше натягиваем посередине узкую резинку,- получается планшет для хранения коротких соломинок. Для хранения длинных соломинок – планшет развернуть, узкой стороной вниз, а резинки натянуть поперек в 2-3 ряда, внизу также приклеить целован.

Для удобства рекомендуем иметь такой планшет на каждый тон соломинки.

«Горячий способ№1»

Нужно сложить соломку в посуду, залить водой, лучше кипятком, и кипятить 20 мин. Проваренную соломку “вспарываем”, раскрываем в стороны и на конец раскрытой соломки ставим утюг и ведем его по внутренней стороне соломинки, не задерживая. При задержке утюга соломинка может прилипнуть к утюгу, сморщится и будет непригодна к работе.

Приглаживать соломинку с внутренней стороны надо до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем проглаживать, досушивая, с лицевой стороны.

Этот способ имеет недостаток – после кипячения соломка приобретает блеклый цвет, теряет свой золотой блеск.

«Горячий способ№2»

Нарезанные коленцами соломинки укладываем в высокую посуду (бидончик, кастрюлю, ) и заливаем горячей водой (60-30°С) с вечера и оставляем до утра. Воду утром сливаем, солому раскладываем на газеты, слегка подсушиваем и начинаем ее разрезать вдоль, скальпелем или ножом. Развернуть каждую соломинку, положить на стопку газет или на асбестовую пластинку, и проглаживать с внутренней стороны, а затем с лицевой до полного высыпания. Одновременно можно получить темные тона за счет продолжительного проглаживания соломинки.

Таким образом, получаем соломенные ленты, мягкие и послушные в работе. При этом способе обработки соломка сохраняет свой природный блеск.

Для работы нужна соломка различных оттенков. Природа сама раскрасила соломку, дала ей много мягких, красивых оттенков: желтоватый, охристый, чуть розоватый, зеленый и даже сиреневые тона. И этой естественной палитры вполне достаточно. Неповторимым золотистым оттенком обладает соломка, собранная после сразу после обмолота зерна, оно дает дополнительные возможности при работе. Чтобы соломинки приобрели равномерную и насыщенную краску, можно выдержать примерно 2-3 дня на солнце. Это единственный способ окрашивания соломки, с которым медлить нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца. Получить другие тона соломки можно в любое время года.

Выбираем самые светлые соломинки, заливаем их кипятком и ставим на огонь. Через несколько минут вода пожелтеет, эту воду сливаем и заливаем новой порцией кипятка, эта вода снова пожелтеет, и так сделаем 7-8 раз, меняя желтую воду на чистый кипяток. Если же соломинки будут все-таки недостаточно белыми, то в последнюю воду нужно добавить немного уксуса: на I л. кипятке I ч.л. уксуса.

Отбеливая соломку раствором перекиси водорода. При этом способе необходимо соблюдать правила: работать в резиновых перчатках и беречь глаза от попадания отбеливающего раствора.

Соломку укладываем на дно эмалированной или стеклянной посуды, приминаем решеткой, на которую устанавливаем тяжелый гнет, затем заливаем горячим 5-10%-нум раствором перекиси водорода и держим в нем солому около 6 часов.

Отбеленную солому обильно промываем чистой водой.

Если нужны соломинки ярко-желтого , лимонного цвета, то во время кипячения надо добавить в воду щепотку питьевой соды.

Коричневые и темно-коричневые оттенки получают длительным проглаживанием соломы горячим утюгом .

Можно окрасить в темные оттенки и в духовке.

Разглаженную соломку нужно положить в духовку при температуре 200-215°С и по мере потемнения соломки вынимать её пинцетом в разное время для получения различных оттенков.

Для некоторых работ требуются более светлые соломки. Зеленая соломка мягкая, обладает белее слабым блеском, чем вызревшая. После обычней обработки такая соломка приобретает густо-зеленые и зелено-голубоватые тона. Но со временем зеленая соломка выцветает, линяет. Как же закрепить её цвет? Можно сделать так: срезать зеленую соломку, очистить её от листьев и поместить междоузлие в морозильник холодильника на 30-50 мин. После этого соломку вынуть, дать оттаять, прогладить утюгом. Соломинки редко встречаются тонов: фиолетового (в посевах пшеницы), голубоватого, серовато-голубоватого и сиреневого тонов ) в посевах ржи , их кипятить нельзя. А лишь надо быстро обмакнуть в горячую воду, вынуть , дать чуть отмякнуть, раскрыть и прогладить.

Для творческой работы рекомендуется использовать соломку в её естественном виде без окрашивания. Однако можно работать и с цветной соломкой. Для окрашивания применяют марганец, морилку, держат в растворе около часа. Затем нужно промыть и разгладить. Красители лучше окрашивают солому, если перед этим её обесцветить. Смешивая краски ,можно получить соломку любого цвета. Лучшая окраска с меньшей потерей блеска получается в холодном состоянии.

В наполненную красителем молочную бутылку кладут непроглаженную солому и держат её так 5-7 суток. Блеск теряется очень незначительно.

В запасе всегда надо иметь соломку разных цветов, хорошо разглаженную и обработанную. Хранить удобно её в «кармашках», изготовленных из твердого картона и фанеры. Кроме того важно, чтобы соломка была разложена не только по тонам, но и по сортам злаков.

Соломка приготовлена. Для выполнения аппликационных работ необходим материал и основа, на которою будем клеить соломку. Лучше всего наклеивать соломку на бархатную бумагу, картон, фанеру, обтянутую тканью, разделочную доску или плитку (из прессованных опилок).

Фанера, доска или плитка отшлифовываются мелкой наждачной бумагой, ровно, без затеков покрываются столярным клеем или крахмальным клейстером. Когда грунт высохнет, нужно еще раз отшлифовать поверхность шкуркой и покрыть темным красителем два или три раза широкой кистью. Тогда фон получается ровный по окраске и густо-черный.

Особо эффектно смотрится соломка на глубоком черном фоне.

Для подготовки основы можно использовать цветную бумагу темных тонов. Основа готова и начинаем работу с рисунком.

Техника выполнения картин из соломки не сложна. Вначале соломки надо приклеить на бумагу, а затем уже на основу по рисунку. Соломка тщательно отглаживается, подбирается по цвету, по выбранному заранее рисунку.

Аппликации из соломки могут быть нескольких видов: предметная ,сюжетная и декоративная.

Работы из соломки хороши, когда в них сочетаются сплошная масса и тонкий ажурный рисунок. И самое главное – в каком направлении расположить стебли.

1.Детали выбранного рисунка переснимаем на кальку или тонкую бумагу;

2. Клей наносим кисточкой тонким слоем на внутреннюю поверхность соломки, наклеиваем соломку между ними одна к другой рядом так, чтобы не было между ними просветов.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом рыхлый ее внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом ее рыхлый внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

3.Когда вся деталь полностью будет покрыта соломкой, ее просушиваем и аккуратно вырезаем по рисунку, высушиваем под грузом.

4.Перед наклейкой вырезанных деталей на основу (на фон) необходимо проверять правильность подбора тональности соломки в соответствий с задуманной картиной. Иногда некоторые детали стоит заменить.

5.Рисунок перевести на материал с помощью цветной копировальной бумаги.

6.Заготовленные детали наклеивает на фон и снова высушивают под грузом, если это не объемные формы, до полного высыхания клея.

В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов.

Соломку можно подготавливать и другим способов, вырезая отдельные детали и наклеивая соломенные ленты на бумагу, подбирая их по цвету, а из наклеенного соломенного полотна выкраивать нужные формы.

Можно персонаж сказки –Царевну Златовласку соломой выложить, а можно – сверкающую Жар-птицу, «собрать» прекрасный букет – цветы России.

Недаром солома золотом, медью и бронзой горит и солнце, как металл полированный, отражает!

Готовую композицию желательно оформить под стекло или покрыть светлым лаком, но при этом петлю для подвешивания необходимо заранее сделать. Просверлить две небольших отверстия в картоне или фанере и протащить через них прочный шнур или сделать петлю, за которую можно будет повесить картину на стену.

Можно делать картины не только из одной соломки, а сочетать ее с засушенными листьями, травами, колосьями злаков.

  1. Научитесь хорошо наклеивать соломку на кальку и вырезать аккуратно детали.

  2. Начинайте работу с простейшего рисунка.

  3. Не старайтесь закончить работу над картиной за один “присест”.

  4. Больше самостоятельности и меньше подражания в работе.

Будьте терпеливы и аккуратны. В этом случае успех вам обеспечен.

Цель : развитие художественных способностей детей, побуждение к творчество и поддержка интереса к предмету.

Задачи: кой смекалки, дать знания и умения в области тех. труда и «удожествен- ной обработки, а так же развитие индивидуальных способностей каждого кружковца. Развивать в процессе работы с детьми чувство цвета, ритма пропорций, глазомер, тренировать руку и умение использовать в работе с соломой её природные качества при изготовлении сувениров, панво и т.д.

Правила поведения., Оборудование рабочего места. Инструменты, техника безопасности, материал.

а) заготовка, сбор и правила хранения соломы.

б) виды соломы, обработка соломки (холодный и горячий способ обработки]

в) размягчение, разрезание и разглаживание соломки.

а) методы тонирования соломки при обработке.

б) создание различных тональностей: цвет, блеск. Практическое заняшие.

а) стилизация рисунка и его особенности.

б) аппликация на бумажной или фанерной, или деревянной основе (изображение птиц, животных, растений).

в) Орнаменты с геометрическими и растительными элементами.

а) виды аппликационных работ (предметная, сюжетная, декоративная).

б) составление простейших узоров и орнаментов.

в) виды и композиция орнамента.

г) разработка эскиза композиции.

д) отделка изделий.

а) работа с плоскими изделиями.

б) работа с объемными изделиями.

в) использование свойств и художественных качеств материала (соломки).

а) Рекомендации на летние каникулы, отбор лучших работ на итоговую выставку.

б) Сбор и сушка природного материала.

infourok.ru

Конспект урока “Аппликация из соломки”

Цель урока:  ознакомление обучающихся с историей аппликации из соломки, заложить основы эстетического вкуса, развивать художественно – творческие способности

1.     Познакомить обучающихся с основным способом изготовления аппликации.

3.    Развить усидчивость, аккуратность, чувство художественный вкуса, умение применять полученные знания на практике.

Тип урока: проектная деятельность, развивающий

Инструменты, приспособления и оборудование.

1. Технические средства обучения: компьютер, презентация, музыкальное оформление занятия.

2. Иллюстративный и наглядный материал: инструкционная карта изготовления аппликации, заготовки из соломки. Эскиз аппликации. Образцы готовых изделий: коллекция аппликаций, поделки из соломки. Пословицы о соломке.

3. Оборудование: Ножницы, клей.

Материал: полоски из соломки, калька, листы из соломки.

Новые слова: маркетри, интарсия, инкрустация.

Методы: Словесный: беседа, фронтальный. По степени взаимодействия учителя и обучающихся: самостоятельная работа. По источникам знаний: практический.

1. Вводная часть:

2. Основная часть:

3. Практическая работа:

4. Заключительная часть:

Организационный момент

 

1. Проверка готовности к занятию.

Актуализация знаний.   Введение в тему.

Заинтересовывающий момент

Ребята, сейчас я расскажу вам удивительную сказку. Слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве, жила – была царевна по имени соломка. Соломка была непростая, уж очень она любила менять цвет в своих нарядах.

Утром она наряжалась в золотистый наряд, днём с перламутровым переливом, а вечером надевала платье с приятной янтарной окраской и мягким мерцающим блеском. Окружающие любовались ею, и за это прозвали соломку – Золотой. Понравилось это соломке, и решила она отплатить людям добром. Открыла она мастерам свою тайну и научила их превращать соломку в необычные вещи. И стали мастера украшать соломкой мебель, шкатулки, интерьер. Люди любовались изделиями да пуще хвалили золотую соломку.

-Ребята, на доске зашифрованное табло. Решив примеры и расшифровав слово, вписывая нужные буквы в клеточки, вы узнаете тему сегодняшнего занятия.

7 6 2 3 4 6 5 1 8 9

А п п л и к а ц и я

Посмотрите на выставку поделок и картин и назовите, из какого материала они выполнены?

– Правильно из соломки. И мы сегодня с вами будем учиться делать аппликацию из соломки.

Скажите, что нам понадобится для изготовления аппликации?

Ребята расшифровывают табло.

Рассматривают работы выполненные из соломки.

Отвечают на поставленные вопросы.

Сообщение темы и цели урока.

Слайд

“Аппликакция из соломки”

«Интарсия соломкой»

Изучение нового материала.

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слад

Сообщение теоретических сведений.

1. Рассказ учителя, демонстрация слайдов.

Травы издревле одевали и обували человека, кормили и лечили, согревали и укрывали от непогоды.

В повседневной жизни крестьянина солома находила самое различное применение. Нечем матрас набить – выручит солома. Скотине подстелить, хлев утеплить, крышу покрыть – опять нужна солома. Поедет хозяин по дрова или в город – положит под бок ворох соломы.

Стоит ли говорить о том, какое огромное воздействие оказывали травы на народное искусство.

Недаром в устном народном творчестве солома нашла свое отражение.

– Ребята, какие пословицы и поговорки о соломе вы знаете?

  • Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.

  • По соломе жита не узнаешь.

  • Лежит на соломе, а говорит, что с ковра.

  • Соломиной не подопрешь хоромины.

  • По соломинке сноп, по снопишку — копнишка, из копен — стог.

  • Солома с огнем не дружись.

  • Соломенный мир лучше железной драки.

  • Соломой покроемся, да соломой не оденемся.

  • Не подкладывай к огню соломы.

  • Люди тонут и за соломинку хватаются.

  • Ближняя соломка лучше дальнего сенца.

  • Не голодна корова, коли в стрехе солома.

Забрался в чужую солому – да еще шелестит

Когда и что заставило человека взять в руки этот чудесный материал?

Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты.

Первыми кто применил соломку в своем мастерстве, были мастера – краснодеревщики, владеющие техникой мозаичной отделки древесины – маркетри и интарсии.

Маркетри – элементы вырезанные из тонкой стружки. Элементы плотно пригнаны друг к другу, фон полностью закрывается.

Инкрустация – инкрустио – от слова вырезать. Для каждого элемента вырезалось специальное гнездо для его вклеивания.

Современная инкрустация соломкой – это когда элементы наклеиваются на поверхность предмета. Каждый элемент, вырезанный из соломки, возвышается над фоном.

Но на панно из соломки детали наклеивают сверху, следовательно, такую технику правильнее назвать аппликацией. Аппликация менее сложна, чем инкрустация.

Аппликация (от лат. “прикладывание”) – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность кусочков какого-либо материала.

Виды аппликации: декоративная – аппликация не изображает какой-либо предмет или сюжет, а служит для украшения.

Сюжетная – аппликация не изображает какой-либо предмет или сюжет, а служит для украшения.

Предметная – аппликация, в которой изображается какой-либо один предмет. Это могут быть животные, растения, корабли и т. д.

По форме аппликация может быть объемной или плоской, по цвету — одноцветная и многоцветная, техника зависит от выбранного материала.

Что мы уже знаем о соломке? (выступления детей)

1.Свойство соломки.

Солома – красивый, легко обрабатываемый поделочный материал, имеющая приятную янтарную окраску и мягкий мерцающий блеск. Из неё плели многие необходимые в быту изделия – корзины, игрушки, головные уборы, даже гадали на соломке. Жилища чаще всего украшали декоративными фигурками, сплетенными из пучков соломы.

Кроме блеска и золотистого цвета солома имеет другое замечательное свойство: выклеенный из неё рисунок в зависимости от изменения угла зрения переливается словно перламутровый. Объясняется он неоднородностью строения ткани соломки. Из-под прозрачной глянцевой пленки, находящейся сверху, просвечивают бороздчатые волокна идущие вдоль ствола и отражающие световые лучи в зависимости от того, под каким углом они располагаются к источнику света. Соломка может подчеркнуть стройность архитектурных построек, величавость парусных кораблей, нежность изящных букетов.

2. Виды материала и её заготовка.

Во всех уголках мира народные умельцы использовали для работы солому тех зерновых культур, которые возделывались в их местности (пшеничная, ржаная, ячменная, гречневая, овсяная, рисовая).

В декоративно-прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную.

Заготовка соломы

Солома – это стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации.

При заготовке соломки главное не прозевать, вовремя собрать будущий рабочий материал и правильно его высушить. Качество работы зависит от добротности материала. Солому собирают незадолго до жатвы, когда злаки пожелтеют. Рожь для плетения срезают в период молочной зрелости колоса. Однако нельзя утверждать, что только такого сбора солома пригодна для работы. Бывает, и перезрелая солома хорошего качества, здесь много нюансов природного характера, когда на соломку влияют дожди, почва, сорта злаков.

  1. Обработка соломки.

Снять покровные листья. Удалить, отрезать ножницами узлы – коленца.

Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой пластиной. Соломенные трубочки разрезать вдоль.

Способы подготовки соломенных полос

1. При холодном способе соломину разрезать вдоль ствола ножницами. Затем раздвинуть края в обе стороны и проглаживаем с лица кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность, блеск и яркость, чем при горячей обработке.

2. Горячий способ заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку так же разрезать, как при холодном способе, вдоль, но разглаживать горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушить, проглаживая с лица.

Крашение соломки

5. Выбор эскиза аппликации.

Подбор рисунков и орнаментов, по которым будет выполняться аппликация, очень важный момент, от которого будет зависеть успех всей работы.
Для выбора эскиза можно использовать различные книги с иллюстрациями в соответствии с выбранной темой.
Разметку основы и фона производят по выбранному эскизу. Фоном для аппликации из соломки может быть: цветная бумага темных тонов; картон, окрашенный в черный цвет гуашью или тушью, холстина.

Для сложных изображений, в которых много деталей, также используют шаблоны. Эскиз орнамента можно перевести через копировальную бумагу. Также выбранный орнамент можно нарисовать мелом.

Сначала эскизы рисунков выполняют на листе бумаги по размеру оформляемой поверхности, а затем переносят на изделие.

Сборка и закрепление деталей.
Все заранее заготовленные детали для аппликации нужно закрепить на основе. Для приклеивания полос соломки рекомендуется использовать клей ПВА. Клеем смазывают основу или фон небольшими участками, затем материал выкладывают по форме эскиза, плотно прижимая к смазанной клеем поверхности.

Слушают

Выступления обучающихся

– Выступление ребят.

1. Свойство соломки.

2. Виды материала и ее заготовка.

3. Обработка соломки.

4. Правила работы с материалом.

5. Выбор эскиза для аппликации.

Проведение практической работы

Слайд

Ознакомление с объектом работы.

Инструкционная карта.

1.Выбор эскиза аппликации.

2.Перевод эскиза на кальку.

3.Вырезание деталей аппликации.

4.Наклеивание соломенных полосок на детальки.

5.Обрезание деталей по контуру детали.

6.Подбор фона для аппликации.

7.Расположение аппликации на фон.

8.Наклеивание деталей на фон.

9.Вставки аппликации в раму.

Закрепим то, что мы только что проделали.

Слушают показ и объяснение учителя.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя, рассматривают слайды.

Практическая работа.

Слайд

Текущий инструктаж

Учитель показывает последовательность изготовления аппликации.

Последовательность  выполнения  аппликаций  из соломки следующая:

1. Разработать эскиз аппликации.

2. Перевести эскиз на кальку для разрезания на детали.

3. Разрезать рабочий эскиз на детали.

4. Наклеить на лицевую сторону соломенные ленты в соответствии с указанным направлением.

5. Обклеенные детали высушить под небольшим прессом.

6. Ножницами аккуратно и точно обрезать по бумажной детали излишки соломы.

7. Подготовить фон для аппликации.

8. Расположить композицию аппликации на фоне, сравнивая с эскизом.

9. Приклеить детали.

10. Высушить под прессом.

11. Изображение покрыть лаком и оформить в раму.

Давайте вспомним главные правила, которые мы должны соблюдать при работе с ножницами и утюгом?

  1. Задание – Выбрать правила техники безопасного труда при обработки соломки «Что лишнее» (в группах)

  1. Игра – Собери цепочку последовательности обработки соломки.

(В группах)

Правила техники безопасности при работе с электроприборами

1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга, чайника.

2. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.

3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.

4. Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга

5. Включать электроприборы в сеть и выключать из неё только сухими руками.

6. При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз

7. Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга, чайника не касались электрического шнура.

8. Не касаться горячих металлических частей утюга, чайника во избежание ожога рук.

9. Не оставлять без присмотра включённые электроприборы в электрическую сеть во избежание пожара.

10. Следить за нормальной работой электроприборов, не давая им перегреться.

11. По окончании работы отключить электроприборы, вынимая только за вилку.

Правила безопасного труда с режущими и колющими инструментами.

1.Хранить ножницы в определенном месте (коробке).

2.Класть ножницы сомкнутыми остриями от себя.

3.Ножницы передавать острым концом вниз.

4.При резании бумаги, ткани не направлять острыми концаи к себе или товарищу, распологать пальцы в стороне от линии разреза.

Правила обращения с кипятком.

1. Что нужно сделать до начала работы:
 наполняя посуду жидкостью, не доливать до краев 4-5 см;
– проверить качество ручек емкости.

2. Что нужно делать во время работы:
– когда жидкость закипит, убавить нагрев горелки;
– снимать крышку с горячей посуды от себя;
– снимать горячую посуду с плиты с помощью прихваток.

3. Что нужно сделать по окончании работы:
 выключить электроплиту или прибор.

Правила техники безопасности при работе с клеем.

1. Для нанесения использовать кисточку.

2. Чтобы избежать загрязнений поверхности, использовать салфетку.

3. После работы клей закрыть, помыть кисточку, вымыть руки.

Повторяют технику безопасности при работе с ножницами, электроприборами,

знакомятся с

последовательностью изготовления аппликации.

– взаимопроверка в группах

Закрепление темы.

1. Проверка готового материала.

2. Оценка проделанной работы.

3. Уборка рабочих мест и помещения.

4. Анализ работы обучающихся.

 

Д/з.

Слады

X. Рефлексия.

– Какую сказку вы услышали?

– Чем вам запомнится это занятие?

– Какие материалы вам потребовались для выполнения аппликации?

– Как вы думаете, подходит наше панно для музейного уголка «Казачья горница»?

– Хотели бы вы продолжить работу с соломкой?

 

infourok.ru

Панно из соломки “Подсолнухи”. – Поделки Осени – Поделки к праздникам – Каталог статей

Поделиться:

 

 

Вам потребуется: рамка с задней стенкой; соломенные ленты для аппликации; соломенные трубочки; клей ПВА; акриловые краски для росписи; тонкие кисти.
Техника выполнения: аппликация соломкой.
– ДВП затонировать тушью и после высыхания перевести на фон эскиз рисунка.
Рис. 7-9 даны в уменьшенном виде: панно «Подсолнухи» (размер: 40х30 см) – рис. 7.1 ; панно «Осенний букет» (размер 40х80 см) – рис. 8.1 ; панно «Букет с васильками» (размер: 30х40 см) – рис. 9 .
– Элементы аппликации перевести на кальку, указав на них направления волокон, пронумеровать, а затем заклеить соломенными лентами и высушить под прессом. 
– Из соломенного настила вырезать детали аппликации (рис. 8.2) и, затонировав их при необходимости на электроплитке, приклеить согласно эскизу.

 

 


– В панно «Подсолнухи» выполнить полотно переплетением «шахматка» (рис. 7.2), наклеить его на кальку и высушить под прессом. Затем из полотна вырезать сердцевинки подсолнухов. Листики подсолнухов слегка завить на лезвии ножниц и приклеить их объёмно.

 


– В панно «Осенний букет» сначала нарисовать красками мелкие цветочки и веточки.
Затем выполнить плоские элементы аппликации (листики, чашечки цветов, корзинку из переплетения «шахматка»).
–  Из соломенных трубочек, нарезанных под углом 45 градусов (рис. 8.3), выполнить сердцевинки подсолнухов, плотно приклеивая трубочки по кругу, начиная от центра.

 


– Лепестки подсолнухов вырезать из соломенных настилов и придать им объём, протянув по лезвию ножниц. 
– Метёлки трав выполнить из мелко нарезанной расщеплённой соломенной ленты.

 

 

Вырезание деталей аппликации из соломенных настилов.

 

– На чистом листе кальки наметить стрелкой направление волокон настила. 
– Этот листик кальки нужно прикладывать к рисунку так, чтобы с направлением стрелки совпадали линии направления волокон на каждой детали. При этом детали рисунка нужно стараться располагать близко друг к другу, компактной группой (рис. 8.2). 
– Затем площадь листка с нарисованными деталями заклеить соломенными лентами вдоль стрелки. 
– После этого соломенный настил высушить под прессом и вырезать детали аппликации по контуру.

 

 

 

 

 

Опубликовано по мотивам журнала “КСЮША. Умелые ручки”

 

Просмотров: 891

classpodelki.ru

Изделия из соломки: аппликация | Страна Мастеров

Немного истории:

Что же такое соломка?

Соломка – это трубчатая часть стебля злакового растения.

Использование соломы злаковых растений относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие.  С  культивированием злаков  (пшеницы, ячменя, ржи)  образовался такой замечательный источник сырья как солома. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке. Поэтому не удивительно, что она  нашла многообразное применение в жизни земледельца. Кулями обмолоченной соломы крыли крыши. Солома шла на корм и подстилку скоту, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Она одевала и обувала крестьянина, была ему постелью, утепляла его дом.

Кроме того, солома широко применялась  и в обрядовой деятельности. Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков “принимали участие” соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась.  До сих пор на Масленицу мы сжигаем соломенное чучело Зимы.

В декоративно – прикладном творчестве соломка  является одним из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии из соломки, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате.

В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную.

Народные умельцы  Молдавии, Украины, России изготовляли из соломки различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской и  Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки. В Белоруссии из соломы плели разнообразные емкости для хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего обихода— сундуки, дорожные сумки; предметы одежды — шляпы, «коробочки» (головной убор), калёшы и многое другое.  В Польше и Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики.

Особенно отличились белорусские народные мастера соломоплетения XVIII— XIX веков из деревень Лемешевичи и Вавуличи. Они применили очень смелый приём, заменив деревянный иконостас ажурной перегородкой соломенного орнамента. Еще никто и никогда не использовал простую ржаную соломку в архитектурных целях и в подобных масштабах.

Уникальный иконостас, украшенный соломкой:

Мне посчастливилось пообщаться с Зоей Вячеславовной Рассяевой, которая работает  в центре внешкольной работы и   занимается изготовлением различных фигурок из соломки. Фигурки из соломки – это обереги, защитники. Конь – герой русских сказок – сопровождает мужчину, он его друг, и помощник, и советчик.  Кукла-Мать – защитница женщин, птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на земле.

Мне очень нравятся аппликации из соломки:  они такие солнечные и одновременно отливают и золотом, и перламутром. Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Дорогую деревянную мебель украшали кусочками ценных пород дерева, перламутром, металлом и т.д. Но потом мастера догадались, что дорогостоящие и редкие материалы можно с успехом заменить красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности. Инкрустация соломкой получила популярность в Белоруссии, Литве и на Украине. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия  (разновидность инкрустации, техника декорирования какой-либо поверхности, при которой один материал врезается, вставляется в углубления другого)  достигла в эпоху Возрождения  в  Италии.

В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18- началу 19 веков.

В Латвии есть Музей Соломы.  Все выставленные здесь работы изготовлены исключительно из соломы и сена. Там представлены несколько сотен соломенных скульптур и кукол.

Использованы источники:

Воловельская Е.А. Декоративно-прикладная работа с соломкой//Школа ремесел. – 1999.-№8

http://www.stran-nik.ru/news/vykhodnye_v_minske/2012-11-01-199

http://hummerclubrus.ru/forums/showthread.php?p=302130

В заключение скажу, что я совершенно влюбилась в такой  пропитанный солнцем и потрясающий материал, как соломка. И если, когда-нибудь перееду жить в сельскую местность (ведь чего только в жизни не бывает), займусь заготовлением соломки и изготовлением декоративных изделий из неё…

stranamasterov.ru

АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СОЛОМКА)

Краткая историческая справка:

С древних времен у всех земледельческих и животноводческих народов солома была важным элементом быта. Её использовали для покрытия крыш, набивали матрацы и подушки, замазывали с глиной в стены, изготавливали плетеные изделия, ритуальные предметы и игрушки. Так как солома издревле сопровождала быт людей, точной даты начала её использования в художественных целях не установлено.

Декоративные изделия в виде аппликаций и инкрустаций из художественно обработанной соломки широко представлены в Киеве и областях, прилежащих к Вятке. Позже в этих регионах сложилась традиция украшения ларцов и сундуков. Заниматься таким ремеслом могли как мужчины, так и женщины, а технология передавалась изустно в семьях или мастерских.

Характеристики некоторых видов соломки:

В художественных целях может использоваться соломка любого сорта культуры или обычной травы в зависимости от необходимого тона, цвета, блеска. Например, ржаная солома самая прочная, но грубая и имеет золотистый цвет. Овсяная – эластичная (для инкрустации объемных предметов), но хрупкая. В то же время, она отличается обильным блеском и имеет красивый золотистый цвет. Пшеничная – тонкая, но крепкая, не эластичная и матовая, светлее остальных культур (бледно-желтая). Травяная – жесткая, темная, зеленоватая или серая, матовая.

 

Материалы и инструменты:

Для приготовления соломки в художественно оформительских целях понадобятся: высушенные несколько первых широких венчиков травы, ванночка для замачивания, резак, утюг, клей ПВА, бумага писчая, папиросная или калька (смысл в том, чтобы она была тонкой).

 

Рис.1. Материалы и инструменты для аппликации из художественной соломы.

Работая с инструментами необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности по обращению с утюгом, ножницами, колющимися предметами.

 

Правила техники безопасности при работе с ножницами:

• Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами;

• Клади ножницы кольцами к себе;

• Следи за движением лезвий во время резания;

• Не оставляй ножницы раскрытыми;

• Передавай ножницы кольцами вперед;

• Не играй ножницами, не подноси к лицу;

• Используй ножницы по назначению.

 

Правила техники безопасности при работе с утюгом:

• Подготовь рабочее место к работе, убери всё лишнее;

• Проверь исправность вилки и изоляции электрического шнура;

• Убедись в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места утюжки;

• Работай, стоя на диэлектрическом коврике;

• Перед работой установи необходимую температуру нагрева платформы утюга;

• Ставь утюг на подставку платформой вниз при кратковременных перерывах в работе;

• Следи за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура;

• Не касайся горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук;

• Не оставляй без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара;

• Следи за нормальной работой утюга, не давая ему перегреться;

• По окончании работы утюг отключи, вынимая за вилку, только сухой рукой.

 

Правила техники безопасности при работе с клеем:

• используй кисточку для нанесения клея;

• используй салфетку, чтобы очищать поверхность от клея;

• после работы клей обязательно закрыть.

 

Приготовление:

Из цельного колоса со стеблем понадобятся только первые, самые толстые, два колена. Междоузлия или коленца убираются и используют только полую трубочку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Приготовление трубочки из соломы.

 

Такие трубочки вымачиваются в горячей воде длительное время, чтобы слали эластичными, размякла, не крошилась и не ломалась вдоль при последующем разрезании и разворачивании вдоль по ширине и дальнейшей обработки.

 

.

Рис. 3. Вымачивание соломы в кипятке. Разрезание вдоль стебля и проглаживание утюгом.

 

После вымачивания соломка разрезается резаком вдоль, разворачивается в развернутом виде проглаживается горячим утюгом. В результате получаются развернутые высушенные прямые полоски (вытянутые прямоугольники).

 

Рис. 4. Разглаженная солома.

 

Именно в результате термической обработке утюгом солома приобретает свой блеск. Регулируя температуру нагрева платформы утюга можно также придать соломенным панелькам и разный цвето-тон.

 

Рис. 5. Оттенки соломы.

 

Полученные полоски блестящей золотистой соломки плотно одна к другой приклеиваются на бумагу клеем ПВА. Таким образом получаются кусочки листов-заготовок или материал для дальнейшего вырезания деталей из этих заготовок. Уже из такого листа или ленты вырезаются декоративные элементы для аппликации или инкрустации различных поверхностей.

 

Рис. 6. Заготовка листов с наклеенной соломой для аппликации.

 

Таким образом можно как оформить бытовые изделия, так и выполнить декоративные панно. Для инкрустации бытовых предметов необходимо: а) расчистить, обезжирить и загрунтовать поверхность если это требует материал изделия, б) разметить орнамент, в) исполнить его и г) покрыть изделие лаком. Методика выполнения орнамента и рисунка подробно описана в рисунках 7, 8 и 9.

 

Рис. 7. Выполнение орнамента из художественной соломы.

Рис. 8. Эскиз для панно в технике аппликации из соломы с нанесением направления полос соломы.

Рис. 9. Панно в технике аппликации из соломы.

со своего сайта.

artgryada.ru

Картины, иконы из соломки Лидии Ретивской

Какртины из соломки выполняются методом, часто называемым аппликацией из соломки. В России мастеров по соломке немало и каждый имеет свой соломенный почерк. Кому-то ближе объемные работы, мне ближе картины из соломки на плоскости. Их проще поместить в обычную рамочку со стеклом и намного продлить жизнь аппликации из соломки в  первоначальной чистоте и свежести. 

Много лет работая с соломкой, не могу налюбоваться золотыми стволами, на которых наливается и зреет хлеб наш насущный. Теплота и здоровое одухотворение исходят от обыкновенного снопа. В декоративно-прикладном искусстве используется солома любых злаков: пшеница, рожь, ячмень, овес. Наши таманские мастера применяют сорняк овсюг с высокими стеблями.

Смотрящие на выполненные соломенной аппликацией работы нередко спрашивают: покрываются ли они лаком? И всякий раз я имею нечаянную радость сказать, что соломку отлакировал Создатель. Мне доставляет удовольствие передавать другим своё восхищение творческой Премудростью, так великолепно устроившей живую природу.

Почему людям нравится лакировать всё возможное? Только ли ради красоты и блеска существует в природе это роскошное покрытие? На все вопросы дает ответ солома. Настоящий природный лак в законченной форме покрывающего поверхность состава находится именно на соломке, именно здесь видны все стороны его практического и эстетического назначения.

 

 Стоящий на соломенном стебельке колосок радует взор естественным блеском, пастельной мягкостью цвета, первозданной свежестью и чистотой. Он крепок и стоек перед природными стихиями благодаря жесткости стебля, придаваемой ему лаком. К тому же выработкой пахучих соков и смол, превращающихся на поверхности стволов в стойкое лаковое покрытие, растения защищаются от вредителей.

 Диапазон работы соломкой широк и разнообразен: соломкой делают аппликацию различных видов, соломкой инкрустируют, из соломы плетут интересные поделки и необходимые вещи, делают соломенную скульптуру. Творческое видение исполнителя способно создать из соломы и простые и самые неожиданные образы и формы. А дети как любят творить поделки из соломки! У нас на Кубани в детских художественных школах и кружках детишки занимаются соломкой с удовольствием. Соломка хорошо выглядит в содружестве с любыми засушенными растениями.Вот аисты из соломки на фоне из талаша (обвертка початков кукурузы).

Плосткостной соломенной аппликацией можно выполнить отдельные поделки, которые украсят интерьер или одежду. Например, сделать бабочку из соломки и посадить ее на шторы. А вот плоскостная птичка из соломки на кактусе – очень милая композиция для дома.

 

Всевозможные орнаменты из соломки – травяные, цветочные, геометрические – смотрятся великолепно. В старину среди простого народа украшали геометрическим орнаментом из соломки деревянные рамочки для фотографий. Соломку часто красили анилиновыми красителями. 

Украсить соломенным орнаментом рамки для фотографий совсем нетрудно, в таком обрамлении любая фотография будет выглядеть теплой, домашней и привлекательной.

 

Аппликацией из соломки можно сделать любые цветы, как узнаваемые реальные, так и диковинные декоративные, подсказанные собственной фантазией. Каждый может сделать, например, ромашки. Для этого достаточно вырезать из соломинок много лепестков, наклеить их на бумажный кружок и засыпать серединку мелко накрошенной соломкой более темного цвета. Нетрудно сделать из соломки анютины глазки – смотрится композиция из них очень мило и декоративно.

 

 Многие занимающиеся соломкой мастера делают растительные композиции соломенной аппликацией самых фантастических форм и составов, но мне ближе узнаваемые реальные цветы. Приятно, когда работы узнают или догадываются о замыслах, где нередко выполнение самых простых цветов оказывается наиболее сложным и кропотливым делом. Взять одуванчик – над соломенным одуванчиком придется немало покорпеть, а если добавить в картинку насекомых, будет живописнее и ближе к природе.

 У нас на Таманском полуострове много грязевых вулканов – больших пологих сопок, покрытых весной луговыми травами. Поднимешься на вулкан и взору открывается величественная панорама: желтые поля зреющей пшеницы и ячменя, зеленые плантации виноградников, сверкающая дуга Таманского залива и бездонное небо, питающее солнечной энергией и водой нашу прекрасную землю.

 

Как хорошо, Господи!

Однажды почтенный учитель сказал ученикам: “Сегодня я покажу вам стол, за которым едят тысячи людей и животных”. Он повел учеников на гору и указал на раскинувшиеся обширные поля, луга, рощи, реку. “Посмотрите на этот большой стол. Каждый год Творец обильно накрывает его для насыщения Своих созданий. Мы все Его гости, и как добрые гости благодарят хозяина за угощение, так мы должны благодарить Бога, щедро уставляющего яствами нашу жизненную трапезу”

Я благодарна Богу, судьбе, друзьям и всем, кто помогал и помогает собирать растительный материал для творчества, кто добрыми улыбками и дружеским плечом поддерживает мои немощи на дорогах жизненных испытаний.

 

 

 

www.nabrege.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *