Основные предпосылки генезиса сознания:
увеличение размеров и качественное (структурное) изменение мозга высших приматов;
трудовая, практическая деятельность; развитие социальных отношений, разделение труда, коллективность;
развитие коммуникативной, сигнальной деятельности, языка, речи.
Основой генезиса сознания является обобщение (и коллективное закрепление) результатов действий по производству орудий труда. Сознание возникает как отражение, прежде всего, тех объективных свойств природных предметов, которые выявляются в процессе производства орудий труда. В этом процессе необходимо взаимодействие между собой двух (по крайней мере) природных предметов (камней, палок, костей). Результат их взаимодействия (т.е. орудие труда) определяется объективными свойствами таких природных предметов. Ставя во взаимодействие между собой два природных предмета, человек получает возможность выделять их объективные свойства (удар одним камнем по другому дает совсем иной результат, чем удар камнем по дереву: так проявляется объективное свойство твердости). Взаимодействие двух материальных предметов между собой позволяет выделять их объективные свойства, т.е. свойства, не зависящие от того, кто ставит во взаимодействие эти предметы.
Это принципиально важно и во многом объясняет, почему труд является основой сознания, познания, мышления. Без учета объективных свойств материальных предметов систематическое производство орудий труда просто невозможно. Другими словами, производя орудия труда, субъект получает возможность выявлять не только преимущественно ситуативные, относительные связи между организмом и средой (что свойственно психике животных), но и объективные связи между предметами, вещами самой природной среды. Животное непосредственно выделяет не объективные свойства предметов среды, а лишь те ее свойства, которые для него биологически значимы, определяются инстинктивными программами поведения. Объективные свойства среды отражаются животными только в ходе исторической эволюции вида, естественного отбора, т.е. через смену поколений, отбор одних и вымирание других особей и др.
На уровне человека объективные связи, свойства среды проявляют себя, прежде всего, через устойчивые, повторяющиеся предметные действия субъекта. Их фиксация и выделение из множества случайных, второстепенных действий есть не что иное, как обобщение. Если результат обобщения закрепляется в каком-нибудь знаке, то тогда он может, во-первых, передаваться другим членам коллектива, во-вторых, достаточно долго сохраняться в коллективной памяти.
Производство и воспроизводство сознания изначально носит коллективистский характер, оно невозможно вне деятельности и общения людей – развитие форм деятельности и общения есть условие развития сознания.
Обобщение, зафиксированное в некотором знаке, в самом широком смысле уже есть познание. Таким образом, в сознании изначально заложен познавательный компонент. Когда мы говорим, что человек обладает сознанием, то, прежде всего, подразумеваем, что человек познает мир, обладает определенной системой знаний.
Знания – это выраженные в определенной системе знаков (слово, навык, жест, схема и др.) обобщенные элементы сознания, благодаря которым различаются вещи объективного мира, их существенные и несущественные свойства, сам человек и его отношение к внешнему миру.
studfiles.net
В настоящее время существует множество теорий происхождения человека. У каждой теории свои тезисы и положения.
Рассмотрим основные положения теорий, считающих, что человек является биологическим существом. В рамках этой теории человек считается животным, отличающимся от других уровнем приспособленности к изменениям окружающего мира.
Человек уступает многим животным по своим телесным проявлениям. Однако, в процессе эволюции у человека начали развиваться интеллект. способности, которые позволили ему выделиться из мира природы. Философы выделяют две важнейшие хар-ки интеллекта:
Интеллект способен прогнозировать возможное развитие событий. Интеллект человека способен представить различные способы своих действий и выбрать при этом наилучший. Т.О. чел. совершает только одно единств. действие – сразу вносит в окр.среду изменения, кот. наиб. благоприятны для него.
Интеллект позволяет человеку создавать орудие труда. За счет этого человек общается с природой не непосредственно через свое тело, как это делают животные, а посредственно с помощью различных приспособлений. Возможности орудий труда во многом превышают возможности жив-ых.
Данная теория признает, что интеллектуальные способности выделяют человека из всего живого.
Интеллект- это св-во, которое возникает в процессе деят-ти особой формы биолог-кой организации материи, т.е. головного мозга человека.
Ярким представителем данной теории является Ч.Дарвин и его учение о естественном отборе.
Теория, относящаяся к данному типу утверждает, что фундаментальной для человека явл-ся его психическая составляющая. Наиболее известной теорией, относящейся к данному типу, в современности явл-ся психоанализ.
Психоанализ разработал З. Фрейд. Заслуга Фрейда в том, что он впервые заговорил о «бессознательном». До появления психоанализа под психикой понималась лишь совокупность наших сознательных внутренних впечатлений, т.е. поддающихся самоанализу (эмоции, впечатления, цели и ценности), которые человек открывает в себе по средствам работы своего собственного сознания.
Один из главных тезисов теории Фрейда состоял в том, что сознательные переживания – это лишь малая часть нашей психики. Значительно большая часть скрыта от нас самих. Она находится вне нашего сознания.
Именно сферу бессознательного Фрейд признает в качестве сущности человека. Вся жизнь человека, его поступки, настроение, убеждения зависят от бессознательного.
Сущностью бессознательного Фрейд называет либидо («любить», в психоанализе – сексуальная энергия).
Многие психоаналитики в дальнейшем не соглашались с Фрейдом относительно такой трактовки сущности бессознательного. Приводились др.основания (# боязнь одиночества, страх смерти, желание господства, власти). Все эти хар-ки тоже могут выступать основанием бессознательного. Однако главная заслуга Фрейда в том, что он впервые начал говорить о бессознательном и предложил новую терминологию и методы описания психики.
Техника психоанализа по Фрейду.
В человеке всегда присутствуют желания либидо, которые стремятся к реализации, однако этого не происходит, и Фрейд предлагал следующее объяснение этому.
В человеке существует 3 сферы.
«ОНО» – это сфера бессоз-го, сфера нереал-ных желаний.
«Я» – сфера созн-го, того, что человек может проконтролировать, сфера осознаваемых переживаний и эмоций.
«СВЕРХ-Я» – это социум, в котором
человек живет, откуда он перенимает традиции и культуру.
«Сверх-я» ограничивает проявления либидо в человеке и сохраняет стабильность в обществе (это различные нормы морали, нравственные приоритеты, прописные истины, традиции, а также законы). Если «Оно» начинает пробиваться в «Я», человек осознает, какие желания он испытывает на самом деле. Эти желания оторваны от норм морали и поэтому, осознавать их человеку стыдно. «Сверх-я» ограничивает «Я». Здесь работает механизм сублимации (вытесненное желание переносится обратно в сферу «Оно»). Тем не менее, желание стремится выйти наружу, и тогда в сфере «Я» появляется как бы заменитель этого желания, исполнение которого сымитирует исполнение желания сферы «Оно».
studfiles.net
Однако человеческий организм – это еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в социальной среде. Это свидетельствует о том, что человек как качественно новое явление в природе, единственный вид на Земле вышел за пределы биологической эволюции. Впрочем, нельзя недооценивать роль общества в жизни высших позвоночных. Детеныши хищников, оторванные от родителей, не могут обучиться охоте. Социальная среда, семья играют огромную роль в обучении зверей, еще большую роль играют социальные факторы в становлении психики человека.
У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями – преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию абстрактного мышления, речи, трудовой деятельности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.
На первых этапах антропогенеза естественный отбор имел решающее значение. Под его действием формировались морфологические особенности организации человеческого типа (мозг, кисти рук, прямохождение). При этом сначала шел отбор индивидуумов, более способных к изготовлению примитивных орудий для добывания пищи и защиты от врагов. Затем отбор расширил сферу действия, объектом его стали не только отдельные индивидуумы, но и лучше организованные целые группы (семьи или несколько семей) и даже целые племена.
Овладев культурой изготовления совершенных орудий труда, воспроизводством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатических факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества само формирование специфических человеческих качеств стало невозможным. Благодаря воспитанию, передаче разнообразной научной, культурной, технической информации человек получает то, что было завоевано его предками, обогащается опытом миллионов людей, живших до него.
Таким образом, формирование человека есть прежде всего становление общества. Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества – антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.
medbiol.ru
Человек как биологическое существо
Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2, 5 миллиарда лет. Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна) питекантроп (обезьяночеловек) синантроп (ископаемый “китайский человек”) неандерталец кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый) человек современный
По показателям биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, – он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения – в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей – слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система.
Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества ‑
Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей в их детях. Смыл их жизни родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида.
Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу. Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как “искусственно” созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как “естественное право”, “естественное равенство”, “естественная мораль”. Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homosapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homosapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.
Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.
Как биологическое существо человек приходит в мир для того, чтобы воспроизвести свой род, воспроизвести себе подобного: родить детей, воспитать, пустить их в жизнь и. . . уйти, освободив место для своего потомства. А для всего для этого он должен иметь и использовать все необходимые материальные блага для осуществления предназначенного ему природой полного биологического цикла. В конечном итоге смысл жизни каждого биологического существа, и человека тоже в их детях. Человек, как биологический вид со своей биологической природой и с потребностями этой природы вступает в общество и живет в нем для того, чтобы лучшим образом обеспечить себе необходимые для полного биологического цикла своей жизни материально биологические потребности. Без обеспечения воспроизводства рода человеческого существование общества лишено всякого смысла.
Человек – не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире – в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества.
present5.com
Биологическое и социальное в человеке. Человек как целостность
Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как явление социальное. Не следует забывать, что он часть природы…
Бытие и существование права
Если бы человек, как считал Руссо, рождался уже свободным (и уже от природы люди были бы свободными и равными), то он нигде не был бы в оковах, и со свободой, равенством, правом, справедливостью у человечества вообще не было бы никаких проблем…
Государство и общество
Человек. Личность. На первом этапе рассмотрения её индивидуальные моменты необходимо отходят на второй план, главным же вопросом остаётся выяснение универсальных её свойств…
Личность и общество
Как показывает история изучения человека в философии человек – это всегда микрокосм, микротеос и микросоциум одновременно. Философское постижение человека – это постижение его сущностных характеристик, осмысление его бытия в мире…
Подход к изучению человека как бисоциального существа
…
Подход к изучению человека как бисоциального существа
В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо…
Проблема свободы и ответственности личности
При всей близости понятий человек, индивид, личность, индивидуальность следует различать их смысловые особенности. Человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом. Сущность человека, его происхождение и назначение…
Проблема человека в истории философии
Древнекитайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций – 551 – 479 до н.э.) жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством…
Проблема человека в философии
По своей сущности человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть…
Проблема человека в философии
Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как явление социальное. Не следует забывать, что он часть природы
fil.bobrodobro.ru
Человек как биологическое существо
Человек появился в Африке очень рано, в эру раннего плейстоцена.
Как климат, так и окружающая среда играли в Африке главную роль и определяли направление развития ее флоры и фауны. Здесь зародились многие виды млекопитающих, в том числе ближайшие оодичи человека — некоторые обезьяны Старого Света. То же влияние испытывая на себе и человек: существующее здесь многообразие типов человека доказывает его способность адаптироваться к различным приоодным условиям. Это относится и к человеку как биологическому существу, и к человеку как существу социальному. В течение длительного периода здесь в результате усыхания происходили значительные изменения. Земля все больше высыхала, гибли леса, и исчезали не только вулканы, но и многие животные формы. Некоторые из животных, которые существовали в эти древнейшие времена, живут и сейчас, правда в измененной форме. То же могло случиться и с человеком.
Первым человекообразным существом плейстоцена был австралопитек, а за ним последовал новый тип, известный под названием Homo erectus, и, наконец, появился Homo sapiens. Хотя мы можем почти с полной уверенностью определить время появления этих трех типов, об эволюционной связи между ними можно только строить догадки. На ранней, австралопитековой стадии развития человека существовали несколько типов. Два наиболее известных вида — это Australopithecus robustus («Paranthropos») и Australopithecus africanus («Australopithecus»). Останки первого были найдены в Сварткрансе и Кромдрае, а второго — в Таунге, Макапансгате, Штеркфонтейне и Шеркфонтейн-экстеншн (все в Южной Африке). Оба вида — прямоходящие, но парантроп выше, тяжелее и, вероятно, вегетарианец. Развитие австралопитека проходило в период, когда климат был суше; возможно, поэтому он добавил к своему пищевому рациону мясо. Оба предпочитали жить в условиях парковой саванны или на окраине леса.
Два других варианта были найдены в Восточной Африке — в Олдувайском ущелье (Танзания). Zinjanthropos boisei и Homo habilis тоже были австралопитековыми, но более раннего периода, чем их южные двойники. Зинджантроп, возможно, был предком поздних австралопитековых, но Homo habilis вполне мог оказаться предком более развитых гоминид.
Были найдены ассоциирующиеся с этими типами каменные орудия. Орудия более древнего периода грубые и натуральной формы. Поздние австралопитековые сами производили орудия, что доказывает значительный прогресс в развитии разума.
Разновидности Homo erectus найдены в Северной, Восточной и Южной Африке и охватывают период от 500 тысяч до 21 тысячи лет тому назад. У этих разновидностей несколько уровней развития скелета, эволюционировавших в направлении Homo sapiens; у них обнаруживается непрерывное увеличение объема мозга. Образец раннего типа этого периода — шелльский человек[4], а более позднего — родезийский человек[5]. Орудия Homo erectus разнообразнее и лучше изготовлены, чем орудия австралопитековых. Человек шелльской эпохи пользовался в основном ручными рубилами, кливерами, скреблами и шаровыми ядрищами, тогда как у родезийского человека уже были специализированные кремневые орудия (протостилбейская и фаурсмитская культуры).
В этот период первобытные люди научились добывать огонь и начали жить в пещерах. Возможно, что они стали собираться в группы и заложили основы общественной организации.
Конечно, человек не единственное животное, имеющее общественную организацию, и было бы весьма интересно выяснить, когда, как и почему общественная организация первобытного человека начала отличаться от организации других приматов. Примерно 40 тысяч лет назад у человека в Африке появились биологические черты Homo sapiens, а, возможно, этот процесс развития завершился и раньше. Однако костного материала этого периода очень мало, и даже флорисбадский человек[6] мог принадлежать к более позднему периоду. Но где бы ни произошли значительные биологические изменения, которые знаменовали появление человека, они, вероятно, сопровождались и не менее значительными социальными изменениями. Человек все больше развивал свои технические навыки, но по мере развития его мозговой деятельности у него появлялись также способность к абстрактному мышлению, умение решать усложнявшиеся проблемы и изобретать все новые методы их решения. Он изготовлял теперь специализированные каменные орудия; орудия этого периода свидетельствуют о развитии экономической специализации, разделении охоты и рыболовства. Судя по небольшому размеру микролитов, можно предположить, что крупной дичи стало меньше, ибо крошечные наконечники стрел, по-видимому, предназначались только для мелкой дичи.
К сожалению, нет никаких свидетельств, касающихся развития важнейшей способности человека — общаться с помощью сложной системы звуковых символов. Но по мере усложнения языка значительно облегчилась передача идей и технического опыта, и человек наконец научился передавать от одного поколения к другому накопленные им запасы знаний и тем самым ускорял развитие именно человеческой культуры.
Мы знаем, что для каждого типа окружающей среды свойственна своя фауна и флора. Такие факторы, как высота над уровнем моря, температура, влажность, затененность или открытый характер местности, определяют развитие тех или иных форм жизни. То же относится и к людям. Как и на других континентах, физические черты народов Африки весьма разнообразны. Но, несмотря на это разнообразие и даже крайности (в Африке живут самые высокие и самые низкорослые люди), термин «раса» совершенно неприемлем, так как он означает навсегда установленное разделение людей, а это с точки зрения биологии неверно. Различия относятся к форме, а не к существу, и можно точно определить, какие именно факторы способствовали этой физической дифференциации. Один из таких факторов — приспособление к окружающей среде. Так, например, сухая жара саванны благоприятствовала появлению высоких, худощавых нилотов, а прохладный, тенистый, крайне влажный и дождливый первозданный лес — появлению низкорослых, коренастых пигмеев. Не только пропорции тела, но и пигментация и даже черты лица могли быть продуктом адаптации. Другой фактор, способствовавший физической дифференциации, это гибридизация, которая играла важную роль во время великих миграций, происходивших по всему континенту. В такой же мере и изоляция влияет на генетический состав любой популяции. Кроме того, нужно принимать во внимание и мутации.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Человек как существо: | |
Биологическое | Социальное |
Человек часть природы, и его формирование
подчиняется всем природным законам. Он, как и другие природные существа,
должен постоянно удовлетворять свои физиологические потребности (есть, пить,
спать, защищаться от холода и т.д.), потому что, если он не будет их
выполнять он умрет . Человек растет, он подвержен болезням, стареет и
умирает. Например: Рэнди Гарднер (Randy Gardner) провел без сна 264 часа. Рэнди после своего достижения рассказал, что его организм просто исчерпал свои возможности. Он завершил свое пребывание без сна потому, что у него началась лихорадка: боль в глазах, головные боли и даже он перестал «чувствовать ноги». Дэвид Блэйн побил мировой рекорд по задержке дыхания. Иллюзионист провел под водой без дыхания 17 минут и 4 секунды. Блэйн также признался, что его сердце билось нерегулярно в конце трюка. Его вытянули на 17 минуте и 4,4 секунде, т.к. возникли проблемы с пульсом. | Человек без общества остается биологическим
существом, неким «маугли», которому присущи исключительно животные привычки. Личность – это человеческий индивид как
социальное существо, способное к самостоятельной деятельности. Человек становится личностью благодаря
тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те
возможности, которые заложены в его биологической природе. Вне общества эти
возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью. Под влиянием общества, в котором мы живем,
формируется наш внутренний (духовный мир). Например: В 2003 году в Ивановской области был обнаружен 4 – летний мальчик, которого воспитала кошка. Мальчие, не имея других воспитателей, научился у кошки лакать из блюдца, тереться о чужие ноги и, впитав в себя звериные повадки, выживать, опираясь на звериные повадки. |
kuchkarova97.blogspot.com