Литература
Каталог стихотворений
Иван Суриков — стихи
Иван Суриков
Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен —
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
1880 г.
Следующий стихЭдуард Успенский – Экологическая идиллия
Предыдущий стихАгния Барто – За цветами в зимний лес
О природе
Для детей
Золотой век
О зиме
Стихи Ивана Сурикова – О природе
Стихи Ивана Сурикова – Для детей
Стихи Ивана Сурикова – Золотой век
Стихи Ивана Сурикова – О зиме
Другие стихи этого автора
Детство
Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
О родине
Рябина
«Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Для детей
Ярко солнце светит
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
Для детей
Я ли в поле да не травушка была
Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зеленая росла;
Золотой век
В степи
Кони мчат-несут.
Степь всё вдаль бежит;
Золотой век
Весна
Над землёю воздух дышит
День от дня теплее;
Для детей
Как читать
Публикация
Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»
История создания, ключевые образы и основные мотивы драмы
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2023 ФКУ Цифровая культура. Все права защищены
Контакты
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством И. З.Сурикова в процессе анализа поэтического произведения «Зима», литературных приемов для создания образов.
Задачи:
предметные: способствовать развитию полноценного восприятия произведений художественной литературы, как произведений искусства слова; обучение младших школьников анализу художественного текста; формировать представление о таком литературоведческом понятии, как эпитет; развивать литературоведческие представления о рифме; развивать систему читательских умений; выявить уровень сформированности смыслового чтения; продемонстрировать наблюдения за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворении; побудить к самостоятельному нахождению рифмующих слов;
личностные: умение оценивать свои достижения, видеть свои слабые и сильные стороны, формирование нравственной позиции учащихся и эстетических чувств, формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ;
регулятивные: научить детей самостоятельно формулировать учебную задачу урока, контролировать её выполнение по ходу урока и рефлексировать в конце урока, анализируя удачи и неудачи при достижении учебной задачи, формирования умений предвосхищать, предугадывать результат;
познавательные: научиться высказывать свою точку зрения на события, описанные в произведении, обосновать своё мнение, аргументировать, найти подтверждение своих доказательств в тексте. Овладение навыками смыслового чтения;
коммуникативные: развитие умения сотрудничать со сверстниками, умение слушать и слышать собеседника, прислушиваться к его интонациям, стараться понять, о чём он хочет сказать, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, технические средства обучения; магнитная доска, демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины.
Ход урока
I. Организационный момент
Урок начинается с чтением стихотворных строчек: (Слайд 1)
Настроение бодрое, рабочее у всех.
На уроке ждет нас радость и успех!
В каждом деле нам нужны терпение, удача.
И тогда получим мы знания в придачу!
II. Мотивация к учебной деятельности (речевая разминка)
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы. (Слайд 2)
Учитель. Прочитать строчки с чувством радости, грусти, удивление.
А теперь прочитать выразительно.
Учитель. Помните, что один и тот же текст можно прочитать по-разному, в зависимости от смысла высказывания.
III. Актуализация знаний. Открытие новых знаний
Учитель. О каком времени года говорится в этих строчках? (Ответы учащихся.)
– Какую картину они помогают представить? (Ответы учащихся.)
– Какие приемы использует автор для создания образов? (Ответы детей.)
– О какой особенности в словосочетании «звенят березы» идет речь? (Ответы учащихся.)
– Каких поэтов, писавших о различных временах года, вы знаете? (Ответы учащихся.)
– Какую картину можно нарисовать к строчкам поэтического стихотворения? (Ответы учащихся.)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
IV. Формулировка учащимися темы и цели урока
Учитель. Сформулируйте тему урока. Сегодня мы продолжим изучать тему «Зима». Кто написал эти строчки? (Ответы учащихся.)
Учитель. Сформулируйте цели урока, используя опорные слова: познакомиться, учиться читать, учиться отвечать на вопросы.
– О чем может рассказать нам автор в этом стихотворении? (Предположения детей.)
Видео-, аудиозапись Ссылка для прослушивания и просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=Iqru5O_drWs
Ознакомление с поэтическим произведением. Учащиеся следят по учебнику.
Словарная работа: пеленою, принакрылся, непробудно, божьи, труженик — крестьянин, стужа. (Слайд 3)
Работа над смыслом слов.
Физкультминутка
Учитель. Какие чувства вы испытывали при прослушивании стихотворения?
– Какие слова помогают понять, что наступила зима?
– Найдите в тексте понравившиеся строки. Прочитайте. Почему вами выбраны именно эти строки? (Ответы учащихся.)
– Найдите ответы в тексте.
– Найдите иллюстрацию на с. 76. К каким строкам стихотворения она подходят? Прочитайте.
– Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении.
– Как вы считаете, автор просто описывает картину или любуется ею?
– Какое настроение автора почувствовали?
– Из скольких частей может состоять это произведение?
– О чем идет речь в первой части? О чем говорится во второй части?
– Какую интонацию выберете для чтения?
– Подчеркнем карандашом слова, на которые падает логическое ударение в I части (по рядам).
– Со II частью работаем самостоятельно с опорой на правила выразительного чтения.
– Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом. О какой особенности поэтических произведений идет речь? (Ответы учащихся. )
– Найти созвучные слова, которые по-другому называются … (рифмой).
Рифма – это одна из особенностей стихотворных произведения.
V. Работа над текстом
Жужжание – чтение.
Чтение про себя.
Чтение по цепочке вслух.
Конкурс чтецов.
Учитель. Какие художественные приемы использует автор, чтобы передать свои чувства?
Учащиеся. Олицетворение, метафоры, эпитеты, сравнения. (Слайд 4)
Учитель. Вспомним, что такое олицетворение?
Учащиеся. Олицетворить – выразить, представить в образе живого существа.
Метафора – оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет – образное, художественное определение.
VI. Работа в парах
Учитель. Найтите в стихотворении олицетворения (1-й ряд), эпитеты (2-й ряд) и сравнения (3-й ряд).
Проверка. (Слайд 5)
Учитель. Какова основная мысль этого произведения? Что хотел показать автор? (Ответы детей.)
Учитель. И.З.Суриков написал это стихотворение в 1880 г. незадолго до своей смерти. Он до конца своих дней не переставал восхищаться красотой и совершенством окружающего мира. Поэт умело, непринужденно и удивительно красиво описывает то явление природы, которое мы видим каждый день, но не обращаем на это внимание. В произведениях И.З.Сурикова мы можем увидеть, как он ценит прекрасное и беззаветно любит родную природу, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой.
VII. Итог урока. Рефлексия
– С каким произведением вы познакомились?
– Что нового узнали на уроке?
– Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
– Какие задания вам понравились? Почему? Чему научились на этом уроке?
– Закончи фразу « На уроке мне было интересно…», « На уроке я научился…».
-Какие трудности испытывали на уроке?
Закончи фразу « Мне было трудно…»
VIII. Домашнее задание
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Задание А: подготовить выразительное чтение стихотворения И.З.Сурикова «Зима» по плану стр. 90, №9.
Задание В: выучить стихотворение И.З.Сурикова «Зима» наизусть.
Задание С: написать сочинение о зиме по плану.
Стихи Сурикова о зиме настолько нам знакомы, что, кажется, мы знали их всегда. Просто родился с ними. “ Вот моя деревня. Вот мой дом. Вот я катаюсь в санях по крутой горе… “. Эти стихи связаны с нашей Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, кажется, что эти линии близки каждому. Стихи Сурикова о зиме чрезвычайно точны и искренни.
Из стихотворения «Детство»
Вот моя деревня;
Вот мой дом;
Вот я на санях
В гору крутой;
Вот сани подкатили
А я на боку – бах!
кувырком
Вниз по склону, в сугроб.
И мальчики-друзья
Стоят надо мной
Весело смеются
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Сделал мне снег…
Я в сугробе горе,
А ребята смеются!
Поэт Иван Захарович Суриков (1841-1880) родился в семье оброчных крепостных. Его малая родина – село Новоселово Ярославской губернии. Ивану Захаровичу не довелось учиться, но вскоре он пристрастился к чтению и начал сочинять стихи.
Из стихотворения «Зима»
Снег белый, пушистый
В воздухе кружится
И земля тиха
Падает, ложится.
А утром со снегом
Поле белое
Как вуаль
Весь нарядил его.
Темный лес с шапкой
Укрылся чудесный
И уснул под ней
Крепкий, непоколебимый…
Коротки дни божьи
Солнышко светит немного –
Вот и морозы пришли –
И зима пришла.
На определенном этапе Суриковы переехали на ПМЖ в Москву. Будущий поэт не чурался никакой работы: работал в магазине, был переплетчиком, наборщиком. Но выбраться из бедности не удалось. Со временем имя поэта-самоучки Сурикова стало широко известно. Он издавал книги и появлялся в журналах.
Из стихотворения “Морозко”
Бледная луна смотрит с неба,
Как стальной серп;
Трескучий мороз в деревне
Он ходит большой.
Над заборами, над деревьями
Вешает одежду;
Куда, бриллианты в снегу
Они горят.
Шапка набок, широко распахнутая
Шуба на плечах;
Мороз блестит серебром
На его кудрях.
Предлагаем вам красивые зимние стихи Ивана Сурикова. Каждый из нас с детства хорошо знает стихов Ивана Сурикова о зиме , а другие читают их своим детям и внукам. Эти произведения входят в школьную программу для разных классов.
Короткометражки Иван Суриков помогут не только развить речь и память, но и познакомиться с прекрасной порой зимы.
Снег белый, пушистый
В воздухе кружится
И земля тиха
Падает, ложится.
А утром со снегом
Поле побелело
Как вуаль
Весь нарядил его.
Темный лес в шапке
Укрылся чудесный
И заснул под ней
Крепкий, непоколебимый…
Коротки дни божьи
Солнышко светит немного
Вот и морозы пришли –
И зима пришла.
Рабочий-крестьянин
Вытащил сани
Снежные горы
Детишки строят.
Давно мужик
В ожидании зимы и холода
И соломенная хижина
Он спрятался снаружи.
К ветру в избу
В щели не пробраться
Не сдуть снег
Вьюги да вьюги.
Он теперь спокоен
Все вокруг покрыто
И он не боится
Злой мороз, злой.
Вот моя деревня;
Вот мой дом;
Вот я на санях
В гору крутой;
Вот сани подкатили
А я на боку – хлоп!
кувырком
Вниз по склону, в сугроб.
И мальчики-друзья
Все лицо и руки
Сделал мне снег…
Я в сугробе горе,
А ребята смеются!
А тем временем деревня
Солнце давно
Поднялась гроза
Небо темное.
Всех захлестнешь
Не сгибай руки
И домой тихонько
Ты бродишь неохотно.
потертая шуба
Сбросить плечи;
На печку
К седой бабушке.
А ты сидишь, ни слова…
Тихо кругом;
Только слышишь – воет
Вьюга за окном.
В углу, наклонившись
Дедушка лапти плетет;
Мать за прялкой
Тихо лен прядет.
Изба освещает
Свет света;
Зимний вечер длится
длится бесконечно…
А я начну с бабушки
Сказки прошу;
И бабка начнёт
Сказки рассказывать:
Как Иван-царевич
Жар-птицу поймал;
Я слушаю сказку
Сердце умирает;
И в трубе сердито
Злой ветер поет.
Я останусь со старухой.
Тихо бормочет речь
И глаза мои слипаются
Сладкий сон меркнет.
И во сне мне снится
Странные края.
А Иван Царевич –
Это как я.
Вот передо мной
Чудесный сад цветет;
В том саду есть большое
Дерево растет.
золотая клетка
Подвешивание на ветке;
В этой клетке птичка.
Жара в огне.
Прыгает в этой клетке
Весело поет;
Яркий, чудесный свет.
Весь сад кончился.
Вот я и подкрался к ней
И за клетку – хватай!
И хотел из сада
Беги с птичкой.
Но не тут то было!
Раздался шум, звон;
Охранники
В саду бежали со всех сторон.
Мои руки искривились
И веди меня…
И дрожа от страха
Я просыпаюсь.
Уже в избушке, в окошко,
Солнце смотрит;
Перед иконой бабушки
Помолитесь, оно того стоит.
Ты текла весело
Детские годы!
Вы не были затемнены
Горе и беда.
Иван Захарович Суриков (25 марта 1841) — 24 апреля 1880) — русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Автор хрестоматийного стихотворения «Детство». Еще одно его стихотворение, «В степи», в народной обработке стало самой популярной песней «Степь и степь кругом». На его стихи П. И. Чайковский написал романс «То ли я в поле, то ли была трава».
Зима
Снег белый, пушистый
В воздухе кружится
И земля тиха
Падает, ложится.
А утром снегом
Поле побелело
Как вуаль
Весь его нарядил.
Темный лес с шапкой
Укрылся чудесный
И уснул под ней
Сильный, непоколебимый…
Божьи дни коротки
Немного светит солнышко
Вот и морозы идут –
Вот и зима пришла.
Рабочий-крестьянин
Вытащил сани
Снежные горы
Детишки строят.
Давно мужик
Ждал зимы и холода
И соломенную избушку
Спрятал на улице.
К ветру в шалаше
В щели не пролезет
Не заметет снег
Вьюги да вьюги.
Он теперь спокоен
Все вокруг покрыто
И ему не страшно
Злой мороз, злой.
В русской литературе 19-20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Есенин и Николай Некрасов. Ивана Сурикова, имя которого сегодня незаслуженно забыто, можно отнести к числу авторов, воспевших в своих произведениях сельскую жизнь. Творческое наследие этого поэта, родившегося в семье крепостного, невелико, но многие его произведения до сих пор хорошо известны читателям, так как отличаются простотой стиля, особой мелодичностью и удивительной яркостью образов.
Среди них стоит отметить стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти Сурикова, который умер в нищете, но до самого последнего момента не утратил способности любоваться окружающим миром и нашла его совершенным даже несмотря на то, что судьба не оказала этому автору особой милости. Тем не менее поэт никогда не жаловался на жизнь и был убежден, что ему выпала счастливая судьба – быть поэтом.
Стихотворение «Зима» относится к разряду пейзажной лирики, и его первые строки посвящены снегопаду, который укрывает землю белым и пушистым покрывалом, преображая мир, делая его чище и светлее. Эти строки источают спокойствие и умиротворение, а также предвкушение праздника, который обязательно уже наступит, хотя бы потому, что зима вступает в свои законные права. Ее приезд поэт описывает очень просто и емко – «вот пришли морозы – и пришла зима». Однако в этой простой фразе заключена философская мудрость бытия, смысл которой сводится к тому, что все мы подчиняемся законам природы. Поэтому любые изменения в окружающем мире следует принимать с радостью и наслаждаться каждым мгновением жизни, которая наполнена удивительным очарованием для тех, кто умеет ценить простые человеческие радости.
Описывая быт крестьян, поэт отмечает, что в солнечный и морозный зимний день у них и без того хватает забот.
Простая сельская жизнь описана в этом произведении сдержанно и непритязательно. Главное для крестьян – заботиться о своем доме, запасаться дровами и продуктами, сеном для скота и теплыми вещами. Это время года для сельчан довольно спокойное, и у них есть время уделить внимание своему скудному хозяйству, подготовиться к предстоящей посевной, от которой зависит благополучие всей семьи. Однако зима даже для сельского жителя не лишена романтики. А Иван Суриков, большую часть жизни проживший в деревне, не перестает удивляться красоте «темного леса», за одну ночь обретшего роскошную и пышную шапку снега, белых полей и коротких дней, которые сменяются долгими зимними вечерами, наполненными особым очарованием.
Так просто и безыскусно писать о сложных вещах только для действительно одаренного человека, умеющего ценить красоту и беззаветно любящего родную природу, ценящего крестьянский быт и обладающего очень тонкой поэтической натурой. Поэтому неудивительно, что Иван Суриков считается одним из самых ярких и самобытных поэтов русской деревни, сумевшим вдохнуть романтику в привычный уклад деревенской жизни и преподнести его так, чтобы каждому читателю хотелось скатиться с высокой заснеженной горы на окраине села или побродить по спящему лесу, слушая скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.Снег белый, пушистый
В воздухе кружится
И земля тиха
Падает, ложится.А утром снегом
Поле побелелоКак вуаль
Весь его нарядил.Темный лес с шапкой
Укрылся чудесным
И уснул под ней
Сильный, непоколебимый…Божьи дни коротки
Солнышко светит мало
Вот и морозы пришли –
И зима пришла.Рабочий-крестьянин
Вытащил сани
Снежные горы
Детишки строят.Давно мужик
Ждал зимы и холода
И соломенную хату
Спрятал на улице.К ветру в избу
В щели не пробраться
Не задуть снегом
Вьюги да вьюги.Он теперь спокоен
Все вокруг покрыто
И ему не страшно
Злой мороз, злой.
В русской литературе 19-20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Есенин и Николай Некрасов. Ивана Сурикова, имя которого сегодня незаслуженно забыто, можно отнести к числу авторов, воспевших в своих произведениях сельскую жизнь. Творческое наследие этого поэта, родившегося в семье крепостного, невелико, но многие его произведения до сих пор хорошо известны читателям, так как отличаются простотой стиля, особой мелодичностью и удивительной яркостью образов.
Среди них стоит отметить стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти Сурикова, который умер в нищете, но до самого последнего момента не утратил способности любоваться окружающим миром и нашла его совершенным даже несмотря на то, что судьба не оказала этому автору особой милости. Тем не менее поэт никогда не жаловался на жизнь и был убежден, что ему выпала счастливая судьба – быть поэтом.
Стихотворение «Зима» относится к разряду пейзажной лирики, и его первые строки посвящены снегопаду, который укрывает землю белым и пушистым покрывалом, преображая мир, делая его чище и светлее. Эти строки источают спокойствие и умиротворение, а также предвкушение праздника, который обязательно уже наступит, хотя бы потому, что зима вступает в свои законные права. Ее приезд поэт описывает очень просто и емко – «вот пришли морозы – и пришла зима». Однако в этой простой фразе заключена философская мудрость бытия, смысл которой сводится к тому, что все мы подчиняемся законам природы. Поэтому любые изменения в окружающем мире следует принимать с радостью и наслаждаться каждым мгновением жизни, которая наполнена удивительным очарованием для тех, кто умеет ценить простые человеческие радости.
Описывая быт крестьян, поэт отмечает, что в солнечный и морозный зимний день у них и без того хватает забот. Надо запрягать сани и ехать за дровами, без которых в холода не выжить. При этом сельский житель готовится к зиме очень тщательно и заранее, он давно укрыл избу снаружи соломой, чтобы защитить свой дом от холода. Зато детям в снежную зиму раздолье, и почти в каждой деревне «дети строят снежные горы».
Простая сельская жизнь описана в этом произведении сдержанно и непритязательно. . Главное для крестьян – заботиться о своем доме, запасаться дровами и продуктами, сеном для скота и теплыми вещами. Это время года для сельчан довольно спокойное, и у них есть время уделить внимание своему скудному хозяйству, подготовиться к предстоящей посевной, от которой зависит благополучие всей семьи. Однако зима даже для сельского жителя не лишена романтики. А Иван Суриков, большую часть жизни проживший в деревне, не перестает удивляться красоте «темного леса», за одну ночь обретшего роскошную и пышную шапку снега, белых полей и коротких дней, которые сменяются долгими зимними вечерами, наполненными особым очарованием. Так просто и безыскусно писать о сложных вещах только для действительно одаренного человека, умеющего ценить красоту и беззаветно любящего родную природу, ценящего крестьянский быт и обладающего очень тонкой поэтической натурой. Поэтому неудивительно, что Иван Суриков считается одним из самых ярких и самобытных поэтов русской деревни, сумевшим вдохнуть романтику в привычный уклад деревенской жизни и преподнести его так, чтобы каждому читателю хотелось скатиться с высокой заснеженной горы на окраине села или побродить по спящему лесу, слушая скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.
1 марта 1881 года группа “Передвижники” должна была открыть свою девятую выставку в Юсуповском дворце на набережной реки Мойки в Петербурге. Трагическим образом это событие совпало с другим, одним из самых зловещих в русской истории – бомбой, брошенной членом тайной политической группы “Народная воля”, был убит император Александр II. Однако, как только миновали траурные дни, долгожданное ожидание любителей искусства было с лихвой вознаграждено шедеврами нового поколения талантливых русских художников: наряду с портретами Ильи Репина композитора Модеста Мусоргского и автора Алексея Писемского «Аленушка» Василия Васнецова и пейзажей Алексея Саврасова и Ивана Шишкина зрители откроют для себя талант юного Василия Сурикова. Его имя в то время мало что значило, но его произведение «Утро стрелецкой казни» казалось каким-то загадочным образом предсказывало недавнюю трагедию. Картина произвела фурор. «Его появление в художественном мире с картиной «Казнь стрельцов» было сенсационным; никто так не начинал», — вспоминала Александра Боткина, дочь Павла Третьякова. «Он не колебался, не пытался сообразить, хорошее или плохое время для выставки такой картины, а пошел как гром»[1]. Сразу же после выставки в Петербурге картина Сурикова, приобретенное Павлом Третьяковым перед выставкой, было перевезено на постоянное место жительства в Лаврушинский переулок. Третьяковская галерея уже тогда считалась крупнейшим собранием русского искусства.
На полотне Сурикова изображена историческая трагедия попытки молодого Петра Великого управлять мятежными стрельцами. Огромное пространство Красной площади не кажется таким уж огромным, окутанным холодным туманом раннего осеннего утра, сгущающегося над Москвой. Собор Василия Блаженного стоит как бы «обезглавленный» верхним обрамлением полотна. У подножия собора, вокруг Лобного блока, сгрудились телеги, в которых «стрельцы», то ли связанные, то ли в колодках, ждут казни. Их матери, жены и дети сидят рядом, в телегах или на земле. Огоньки свечей мерцают в руках приговоренных «стрельцев», и кажется, что воздух наполняется приглушенным ропотом. Картина возвращает прошлое, одновременно посыпая солью старые раны и вызывая сострадание. Реформы Петра всколыхнули всю страну, затронули и армию. Недовольные новыми правилами, введенными царем, стрельцы неоднократно бунтовали. Последний такой инцидент произошел в 169 г. 8 и был разгромлен, а его трагическое завершение стало темой картины.
Виселицы, воздвигнутые вдоль Кремлевской стены, словно ждут своих первых жертв, а те, кто заполнил площадь, в напряженном ожидании мрачного финала. Горящие свечи в руках «стрельцев» выглядят символично, как последнее прощание с жизнью: догорает свеча – заканчивается жизнь человека. Хотя у каждого из «стрелец» есть свои мятежные и мятежные чувства, общее настроение наиболее открыто и вызывающе проявляется в своенравном взгляде рыжебородых «стрельцов». Он смотрит прямо в глаза царю Петру, и противостояние двух персонажей составляет главную психологическую конструкцию драматического повествования.
Любой вопрос о том, на чьей стороне художник, звучит риторически. Он с мятежными «стрельцами», разделяющими страдания их жен, матерей и детей, оценивающими драму глазами иностранного посланника; но он также понимает гнев молодого царя, работавшего на будущее России. Силой воображения художника запечатлен эпизод мрачного прошлого России, когда первыми по-прежнему страдали простые люди, требовавшие понимания и сострадания; их мужество, выносливость и воля к свободе заслуживали почитания. На полотне «стрельцы» вместе с сочувствующей толпой воплощают вечно бунтующий характер русского народа.
Доминирующая драматургическая нота сцены заключена с одинаковым мастерством и в психологическом изображении персонажей, и в подчеркнутой пластичности живописных образов, таких как тревожное мерцание свечей на фоне тусклого туманного рассвета или апельсин и красные пятна на кафтанах, шапках, шалях, на одеждах бояр в петровской партии. Брызги багрянца вокруг полотна напоминают зрителю о приближающейся кровавой близости сцены — это еще не сцена казни, но запечатлены предшествующие ей последние минуты. То, что художник избегал показа казни, свидетельствует о его тонкой чувствительности. «Я никогда не собирался шокировать», — признавался он. «Я везде любил красоту».[2]
Это проявлялось не только в привлекательных лицах и характерах, но и в бытовых деталях, которые могли бы показаться обыденными: украшенные оглобли, столь характерные для русской упряжи, суровая поверхность бортов телег, сверкающая «как чистое серебро». “Железные сани, раскисшая дорога. «Когда мне на глаза попалась телега, я готов был почтительно поклониться каждому ее колесу», — писал Суриков. «Вот что я рисовал рядом со всеми этими драмами. Я обожал эти детали»[3]. Порой художник находил главное в своих полотнах детали — живопись в чистом виде: узор богатого парчового платья или простой хлопчатобумажный узор. юбка как услада для глаз, или лужа воды, блестящая на грязной дороге. Такие детали уравновешивают трагический посыл полотна.
«Утро стрелецкой казни» стало странным сплавом воспоминаний Сурикова о его сибирском детстве и его впечатлений от Москвы, с ее характерным архитектурным образом, своеобразным течением жизни, типами и характерами. «Здесь, в Москве, со мной стало происходить что-то странное, — писал Суриков в письме Сергею Глаголу. «Во-первых, здесь мне было намного легче, чем в Петербурге. Было что-то в Москве, что больше напомнило мне Красноярск, особенно зимой. стали приходить на ум снова и снова».[4]
Красная площадь, историческое сердце России, художник намеренно избрал ареной смертельного противостояния стрельцов и царя Петра. Стены и башни Кремля, Лобный корпус, собор Василия Блаженного, самое пространство Красной площади были свидетелями многих событий, как крупных, так и второстепенных по своему значению; это был одновременно и будничный базар, и место проведения грандиозных царских шествий и коронаций русских царей, и арена массовых казней. С характерным чутьем Суриков так представлял себе Москву и Красную площадь, вспоминая, как он совершал долгие прогулки по тихим московским улочкам, которые приводили его на Красную площадь, где он останавливался в сумерках, так как наступающая ночь хорошо маскировала ее. знакомые черты и все преобразилось до неузнаваемости.
Воображение художника рисовало кусты и деревья вдоль кремлевских стен то ли какими-то странными мужчинами в древнерусских одеждах, то ли казалось, что из башен могут появиться какие-то женщины, одетые в парчовые “душегрейки” и традиционные головные уборы. «И вскоре я заметил, что заселил окрестности Красной площади типами, которых столько раз видел на родине»[5]. художника, стали логичной частью образности картины наряду со стрельцами, их женами, детьми и верным царю петровским Преображенским полком. Именно на московских улицах и на ее шумных базарах, у стен московских церквей и кладбищ Суриков собирал «зёрна» своей исторической драмы. Атмосфера московской жизни, глубоко укоренившаяся в отечественной истории, легко вызывала образы прошлого и портреты его персонажей, прототипы которых можно было найти у современников художника. “Чернобородый “Стрелец” – это Степан Федорович Торгшин, брат моей матери. А бабы на картине, знаете ли, похожи на каких-то старух из моего рода… Старик “Стрельцов” – бывший каторжный, лет 70 с небольшим. Рыжий «стрелец» — могильщик, я встретил его на кладбище»[6]. Прошлое и настоящее, переплетаясь, создавали образы убедительной силы.
Талант Сурикова к «пониманию» ушедших эпох, питаемый воспоминаниями о детстве и юности, удачно совпал с общим интересом русской интеллигенции к отечественной культуре, проявившимся во второй половине XIX века. Такой интерес стимулировал появление фундаментальных исторических трудов Сергея Соловьева, лекций Василия Ключевского по русской истории, издание древнерусских текстов Николая Тихомирова, исследований Ивана Забелина по истории русского народного быта, графа Алексея (Константиновича) Толстого. исторические пьесы в стихах «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», поставленные как в Москве, так и за ее пределами, оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского и «Князь Игорь» Александра Бородина и , наконец, колоссальная «Война и мир» Льва Толстого.0005
Ближайшие сподвижники Сурикова Василий Васнецов, Василий Поленов и Илья Репин каждый по-своему обращались к исторической тематике на рубеже 1870-1880-х годов. Репин пытался уловить признаки петровской мятежной эпохи в портрете своенравной царицы Софьи, сестры и соперницы; историческое полотно «Последнее сражение войска Игоря Святославича с половцами» (1880) продемонстрировало оригинальное видение событий прошлого Васнецовым, называвшим себя «историческим живописцем несколько фантастическим образом». Поленов придумал историческую жанровую сценку «Покров». Осужденная царица». Василий Перов был близок к написанию исторических драм своими полотнами «Пугачевский суд» (1875) и «Никита Пустосвят. Спор об исповедании веры» (1881). Василий Суриков был знаком с тонкой живописью исторических жанровых полотен Вячеслава Шварца. был свидетелем того, как высоко оценили сцены из боярской жизни Константина Маковского, отвечающие модному стилю русской аристократии.Принимая самые серьезные из перечисленных выше идей, Суриков не колеблясь отвергал многие ходячие господствующие «образцы» – он свои собственные идеи и умел по-своему передать их на холсте.0005
Первым таким примером стали «Стрельцы». Документальным подтверждением идеи послужили дневники австрийского посланника в Москве Иоганна Георга Корба, ведшего запись кровавых событий 1698 года. Опубликованный за границей при жизни Петра Великого дневник привел императора в ярость, и Петр потребовал Австрийское правительство уничтожило все экземпляры книги.
Даже после смерти Питера книга долгое время находилась под запретом. Сокращенный вариант его был впервые опубликован в России в 1840 году, но в этом издании были исключены записи о «стрелецком» расстреле. Только в 1867 г. в русском переводе появился несокращенный полный текст дневников. Корб подробно рассказал о восьми расстрелах «стрелецких» в октябре 169 г.8. Суриков внимательно изучил показания очевидца, его предмет выводил не одно из описываемых событий, а, наоборот, объединял черты всех в более широкую конструкцию резни. Рассказывая Максимилиану Волошину об идее своей будущей картины, Суриков сказал: «Кто-то назвал ее «Утро перед стрелецкими расстрелами». Хорошее название. Я хотел передать торжественность последних минут, а не саму казнь». [7]
Воспоминания о Сурикове, записи бесед с художником, написанные Волошиным и другими современниками, дают волнующую, хотя и не полную картину того, как возникла и воплотилась в жизнь идея «стрелецкой». В них художник упоминает, как это было, когда вся сцена казни вдруг, как вспышка, всплыла в его памяти, и «он до поздней ночи был занят, делая зарисовки либо общей композиции, либо отдельных групп»[8].
На сегодняшний день существует только один набросок общей композиции, выполненный художником карандашом, а также одна часть левой части будущей картины, телеги и сгруппированные «Стрельцы», нарисованная на тот самый лист. Хотя первоначальный набросок, датированный Суриковым 1878 годом, обнаруживает композицию, почти идентичную окончательной, еще три года художник потратил на поиски образно-смысловых доминант, наиболее верно передающих тональность картины. В нем сочетаются идеи: столкновение народа и власти, прошлое и будущее, роковая сила противостояния, сострадание, нищета, отчаяние, мужество и выносливость и многие другие оттенки эмоций, созерцание моральная дилемма – вопросы, на которые нет однозначного ответа.
Конечно, художник понимал важность правильного уравнения размеров холста. Для него это было далеко не академическое дело: Суриков добавил к правому краю картины лишний кусок холста, чтобы можно было показать кремлевскую стену, ряды верных Петру воинов, бояр, иностранных посланников и, главное, фигура самого царя Петра как противовес мятежной оппозиции. Изначально этот вид был обрезан рядом виселиц, а изменения вносились в процессе росписи на холсте, без предварительной работы. Говорят, что Репин предложил Сурикову усилить трагический поворот сцены, изобразив несколько казненных повстанцев.
В ходе реставрации картины в 1970 году реставрационным отделом Третьяковской галереи было проведено тщательное исследование, в том числе рентгенологическое исследование[9]. им давать ответы на конкретные вопросы. Выяснилось, что первоначальный вариант включал в себя две фигуры расстрелянных: на рентгеновском снимке отчетливо видна надкраска двух повешенных повстанцев слева от царя Петра на фоне кремлевской стены. Позднее обе фигуры были закрашены. «Я не мог перестать бояться огорчать зрителей. Мне хотелось во всем ощущения спокойствия»[10], — писал Суриков.
Поиски художника правильной композиции сопровождались поисками нужных персонажей: стрельцов, петровцев, самого молодого царя и всех прочих, казалось бы, незначительных персонажей большого полотна, вроде женщины, которая появляется на окно вагона. Работая над этой картиной, первой, которую он написал как самостоятельный мастер, а не как ученик, Суриков выработал свой собственный метод, которому он будет следовать в своих поздних работах, прежде всего в «Боярыне Морозовой»: полотну предшествовали десятки и даже сотни предварительных этюдов, которые сами нередко становились маленькими шедеврами.
Для Сурикова в его первом крупном произведении было важно все: и психологически убедительные персонажи, и исторически достоверные детали в архитектуре, мечи и ружья, одежда и головные уборы. В письмах он спрашивал у матери, какую одежду носили в старину, как носили русские женщины шали и платки. Обращаясь к своему брату, Суриков спрашивал: «Ты, Саша, заметь для меня, когда в следующий раз приедешь на базар, какие шапки обыкновенно носят наши крестьяне зимой? И, сколько сможешь, нарисуй мне их. примерно. Мне это нужно»[11]. Наиболее дотошно художник относился к стрельцам. Для образа одной только рыжебородой фигуры Сурикову пришлось сделать восемь этюдов и рисунков (тех, которые известны, по крайней мере, сегодня). Хотя далеко не все такие этюды сохранились, те, которые свидетельствуют о гигантской работе, проделанной художником до того, как картина была окончательно завершена.
Историческая тематика заставила Сурикова изучить множество источников, изучить старинные гравюры, прочитать много книг. «Чтобы так ярко изобразить события далекого прошлого, ему приходилось читать и просматривать целые библиотеки», — писал Александр Бенуа, называя Сурикова «великим ученым-реалистом, а по существу поэтом». [12] Его ранние сибирские воспоминания в сочетании с глубокими размышлениями о современной ему художественной жизни и тщательным изучением исторических источников породили первую историческую трагедию Сурикова.
“Стрельцы” сделали имя нового художника известным публике, заявив о новом мощном и самобытном таланте, поскольку молодой художник из Сибири – Сурикову было 33 года, когда картина была закончена – твердо и убедительно заявил о своих правах. Еще до открытия выставки в Юсуповском дворце Репин писал Павлу Третьякову: «Суриковская картина производит на всех яркое, глубокое впечатление. .. По лицу каждого зрителя видно, что она составляет гордость этой выставки… Сильная картина. !” [13] Репин был первым, кто дал столь восприимчивую оценку творчеству Сурикова. Рассмотрев картину более внимательно и придирчиво, Марк Антокольский высказал свое профессиональное мнение следующим образом: «Хотя она может быть и грубовата, но может нуждаться в некотором большем совершенстве, достоинства ее так многочисленны, что более чем компенсируют ее недостатки. сто раз». [14]
Нельзя сказать, что все критики были так же единодушны в своих мнениях, как эти два художника: Владимир Стасов, большой авторитет, принял «Стрельцов» с некоторыми оговорками, а Иван Крамской вообще отказался принять; обзоры газет зависели от политической ориентации их владельцев. Тем не менее подавляющим выводом, несмотря на откровенное непонимание, злорадство и осторожность, было: «Это одна из самых выдающихся картин русской школы» [15], а ее создатель «является одним из самых удивительных русских художников». [16]