Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
ни полный гордого доверия покой,
ни тёмной старины заветные преданья
не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что не знаю сам? –
Её полей холодное молчанье,
её лесов дремучих колыханье,
разливы рек её подобные морям….
Просёлочным путём люблю скакать в телеге,
и, взором медленно пронзая ночи тень,
встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
дрожащие огни печальных деревень,
люблю дымок спалённой жнивы,
в степи ночующий обоз
и на холме средь жёлтой нивы
чету белеющих берёз.
С отрадой многим незнакомой
я вижу полное гумно,
избу, покрытую соломой,
с резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
смотреть до полночи готов
на пляску с топаньем и свистом
под говор пьяных мужичков.
М. Ю. Лермонтов
Автограф стихотворения М. Ю.Лермонтова «Отчизна»
В академических изданиях существует правило: публиковать произведения по первопечатному источнику. Это вполне резонно – если отсутствует чистовик, писанный рукой автора. Как правило, разночтения с печатным текстом, имеющиеся в рукописях, помещаются в разделе «варианты». То же происходит и со стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова «Отчизна».
Стихотворение впервые появилось в печати в 1841 году, в 15 томе «Отечественных записок»¹. Ещё до его опубликования, 13 марта 1841 года, В. Г. Белинский писал В. П. Боткину: «Лермонтов ещё в Питере. Если будет напечатана его «Родина», – то, аллах-керим, – что за вещь – пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских». Очень ценили это стихотворение Н. А. Добролюбов и Л. Н. Толстой. Здесь речь пойдёт о другом.
Во всех академических изданиях комментарии указывают наличие белового автографа, хранящегося и поныне в Пушкинском доме Академии наук (тетрадь XV). По верному замечанию П. Ф. Максяшева, рукопись «Отчизны» не испачкана отпечатками пальцев типографских наборщиков, а значит, была редактирована автором уже после публикации ². То есть перед нами – окончательная авторская версия. Кстати, не думаю, что в рукописи, которая была в руках редактора «Отечественных записок», стихотворение имело отличное от оригинального название – у Лермонтова в каждом названии заложено одно из слов начальной строки: этому легко найти подтверждение, заглянув в томик его стихов. Будучи знаком с издательскими процессами, осмелюсь высказать предположение, что название из тактических соображений было заменено на «Родину» Андреем Александровичем Краевским, возглавлявшим в те годы «Отечественные записки»: у читающей публики ещё было живо в памяти стихотворение А. С. Хомякова «Отчизна» , опубликованное в «Санкт-Петербургских ведомостях» двумя годами ранее. Виктор Андроникович Мануйлов даже предположил, что это стихотворение послужило поводом Лермонтову таким образом оветить Хомякову, у которого «величие России связывалось со смирением русского народа»³.
В окончательный вариант стихотворения поэт внёс важные уточнения: вместо «Её степей холодное молчанье, / её лесов безбрежных колыханье…» – «Её полей холодное молчанье, / её лесов дремучих колыханье…». Здесь Лермонтов усилил смысловое звучание по отношению к России. К тому же, заменив «И, взором медленным пронзая ночи тень» на «И, взором медленно пронзая ночи тень» он сделал образ более выпуклым.
В. Г. Белинский, в четвёртой статье своей фундаментальной работы «Сочинения Александра Пушкина» отчётливо акцентировал внимание просвещённых сограждан на том, что каждая строка, написанная рукою именитого писателя «…принадлежит потомству и должна быть сохранена для него, ибо она напоминает собою или черту их времени, или факт о их образе мыслей и характере (выделено мной – А. Н. К.)»⁴.
Вышесказанное позволяет надеяться, что в новом академическом собрании сочинений М. Ю. Лермонтова, подготовка которого полным ходом идёт в Пушкинском Доме, редакционная коллегия позабудет на время об условных принципах академических изданий и включит окончательную авторскую редакцию стихотворения «Отчизна» в основной корпус сочинений поэта. В порядке уважительного исключения.
Александр Николаевич Князев, член Союза писателей России
¹ «Отечественные записки». 1841 г., № 4, отд. III. С. 44.
² «Тарханский вестник». ГЛМЗ «Тарханы. 1996 г. С. 24.
³ «Лермонтовская энциклопедия». М., Сов. Энциклопедия, 1981 г. С. 470.
⁴ В. Г. Белинский. Собрание сочинений в 9 томах. М. Худож. лит. 1981 г. Т. 6, с. 225.
Нравится Загрузка…
Люблю Отчизну
Люблю отчизну я свою
Люблю в селе своём родном.
На зорьке птиц весёлых пенье,
И луг в ромашках за селом,
И речки быстрое теченье,
Весенний тихий сад в цвету,
Поля пшеничные без края,
И мамин хлеб,
И стёжку ту,
Которой в школу я шагаю.
Мне хорошо в родном краю,
Над ним так ярко солнце светит!..
Люблю Отчизну я свою —
Прекрасней нет Страны на свете!
(Л. Компаниец перевод – Т. Волгина)
Отчизне кубок сей, друзья!
Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Родная земля
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)
Родина
Родина! С полями, перелесками,
С бором вековым, где ветер тих,
С тёмными загадочными фресками
В храмах позаброшенных твоих,
С чистыми, нечистыми, но – силами,
С правдой, поднимавшею в бои,
Со святыми отчими могилами,
С верой и неверием твоим.
С пышностью дворцов и недостроями,
Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Её степей холодное молчанье,
Отчизна дорогая
Отчизна дорогая, к тебе стремлюсь я,
Стремлюсь не отдыхая, хотя устал уж я.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Рекомендуемые статьиО чем говорит Библия ?
А ‣ Б ‣ С ‣ Д ‣ Е ‣ Ф ‣ г ‣ ЧАС ‣ я ‣ Дж ‣ К ‣ л ‣ М ‣ Н ‣ О ‣ п ‣ Вопрос ‣ р ‣ С ‣ Т ‣ U ‣ В ‣ Вт ‣ Д ‣ Z
А смысл того, что мы говорим, таков: мы имеем такого Первосвященника, Сидящего одесную престола величия на небесах, служителя во святых местах, в истинном шатре, который поставил Господь.
вверх, а не человек. Ибо каждому первосвященнику положено приносить дары и жертвы; таким образом, этому священнику также необходимо иметь что-то предложить. Вот если бы он был на земле, то вовсе не был бы священником, так как есть священники, которые приносят дары по закону. Они служат копией и тенью небесного. Ибо, когда Моисей собирался воздвигнуть шатер, он получил наставление от Бога, говоря: «Смотри, сделай все по образцу, показанному тебе на горе». …Ибо никакое пророчество никогда не производилось по воле человека, но люди говорили от Бога, будучи движимы Святым Духом.
Ибо люди, говорящие так, дают понять, что ищут родину.
Но наше гражданство на небесах, и от него мы ожидаем Спасителя, Господа Иисуса Христа,
А если вы Христовы, то вы семя Авраамово, по обетованию наследники.
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Ибо этим люди древности получили свою похвалу. Верою познаем, что вселенная была сотворена словом Божиим, так что из видимого не произошло видимое. Верою Авель принес Богу более приятную жертву, чем Каин, благодаря чему он был прославлен как праведник, а Бог похвалил его, приняв его дары. И через свою веру, хотя он и умер, он все еще говорит. Верою вознесся Енох, чтобы не видеть смерти, и не нашелся, потому что Бог взял его. Перед тем, как его схватили, его хвалили, как угодившего Богу. …
И мы также непрестанно благодарим Бога за то, что когда вы приняли слово Божие, которое вы слышали от нас, вы приняли его не как слово человеческое, но как то, что оно есть на самом деле, слово Божие, которое действует в вы верующие.
Пусть каждый человек будет подвластен властям. Ибо нет власти не от Бога, а существующие от Бога установлены.
И пришел Иисус и сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
И он сказал мне: «Сын человеческий, ешь, что найдешь здесь. Съешь этот свиток и пойди, поговори с домом Израилевым». Так что я открыл рот, и он дал мне этот свиток, чтобы съесть. И он сказал мне: «Сын человеческий, накорми чрево твое этим свитком, который я даю тебе, и наполни им чрево твое». Потом я съел его, и он был во рту моем сладок, как мед. И он сказал мне: «Сын человеческий, пойди в дом Израилев и скажи им словами Моими. Ибо ты послан не к народу с иноязычным языком и сквернословием, но к дому Израилеву…
Если мужчина ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость; они непременно будут преданы смерти; их кровь на них.
Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
Посетите Библию онлайн для поиска слов, если вы не знаете, какой именно отрывок ищете.
Если не указано иное, весь контент находится под лицензией Creative Commons Attribution License. Все цитаты из Священного Писания, если не указано иное, взяты из Священной Библии, английская стандартная версия. Copyright © 2001 Crossway Bibles, издательское служение Good News Publishers. Свяжитесь со мной: openbibleinfo (at) gmail.com. Цитировать эту страницу : Редактор: Стивен Смит. Дата публикации: 17 ноября 2022 г. Издатель: OpenBible.info.
Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое духовное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение —
Но в сердцах ваших чтите Христа Господа как святого, всегда готовые дать ответ всякому, кто спросит у вас о причине для вашего упования; но делайте это с кротостью и уважением,
Откровение Иисуса Христа, которое Бог дал ему, чтобы показать своим слугам то, что должно произойти вскоре. Он возвестил об этом, послав своего ангела к своему слуге Иоанну, который свидетельствовал о слове Божием и о свидетельстве Иисуса Христа обо всем, что он видел. Блажен читающий вслух слова этого пророчества, и блаженны слышащие и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко. Иоанна семи церквям, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Кто есть, и был, и грядущий, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа, свидетеля верного, первенца мертвых и правителя царей на земле. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею…
Итак, так как Христос пострадал во плоти, то и вы вооружитесь теми же мыслями, ибо кто пострадал во плоти, тот перестает грешить,
Крещение, соответствующее этому, теперь спасает тебя не как осквернение тела, а как обращение к Богу о доброй совести, через воскресение Иисуса Христа,
Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
Так как вы родились свыше, не от тленного семени, но от нетленного, через живое и пребывающее слово Божие;
И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите все время изгнания вашего,
Но как призвавший тебя свят, так и ты будь свят во всех поступках твоих, ибо написано: «Будь свят, ибо Я свят».
Как послушные дети, не сообразуйтесь со страстями вашего прежнего невежества,
Итак, готовя умы свои к действию и будучи рассудительны, возложи всецелое упование на благодать, которая явится тебе в откровении Иисуса Христа.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! По Своей великой милости возродил нас к живой надежде через воскресение Иисуса Христа из мертвых,
По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, за послушание Иисусу Христу и за окропление Его Кровью: Да умножится вам благодать и мир.
Он произвел нас по своей воле словом истины, чтобы мы были как бы начатками его творений.
Иаков, раб Божий и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам в рассеянии: Приветствую.
Пусть каждый человек будет подвластен властям. Ибо нет власти не от Бога, а существующие от Бога установлены. Поэтому противящийся властям противится тому, что повелел Бог, а противящиеся навлекут на себя суд. Ибо правители страшны не для добрых поступков, а для злых. Разве вы не боялись бы того, кто у власти? Тогда делай добро, и ты получишь его одобрение, ибо он Божий слуга для твоего блага. Но если согрешишь, бойся, ибо не напрасно он носит меч. Ибо он раб Божий, мститель, который направляет гнев Божий на согрешившего. Поэтому нужно быть в подчинении не только для того, чтобы избежать гнева Божия, но и ради совести. …
Тогда Петр открыл уста и сказал: «Истинно понимаю, что Бог нелицеприятен,
Сего Иисуса, преданного по определенному плану и предведению Божию, вы распяли и убили руками беззаконников.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Был же человек из фарисеев, именем Никодим, начальник Иудейский. Этот человек пришел к Иисусу ночью и сказал ему: «Равви, мы знаем, что ты учитель, пришедший от Бога, потому что никто не может творить таких знамений, какие ты творишь, если только Бог не будет с ним». Иисус ответил ему: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим сказал ему: «Как может человек родиться, будучи стар? Может ли он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Иисус ответил: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. …
О Иерусалим, Иерусалим, город, убивающий пророков и побивающий камнями посланных в него! Как часто Я собирал ваших детей вместе, как наседка собирает выводок свой под крылья, а вы не хотели!
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Не один ли Отец у всех нас? Разве не один Бог создал нас? Почему же мы неверны друг другу, нарушая завет отцов наших?
Царь Навуходоносор всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: Мир вам да умножится!
«У тебя не будет других богов передо мной.
В начале Бог сотворил небо и землю.
Вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
И храма в городе я не видел, ибо храм его есть Господь Бог Вседержитель и Агнец.
И услышал я громкий голос от престола, говорящий: вот, жилище Божие с человеком. Он будет обитать с ними, и они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними как их Бог.
И увидел я святой город, новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже не было.
И был схвачен зверь, а с ним и лжепророк, который в присутствии его творил знамения, которыми он обольстил тех, кто принял начертание зверя, и тех, кто поклонялся образу его. Эти двое были брошены живыми в озеро огненное, горящее серой.
И поклонились дракону, ибо он дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю, и кто может сразиться с ним?
И они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, ибо не возлюбили души своей даже до смерти.
12 000 из колена Завулона, 12 000 из колена Иосифа, 12 000 из колена Вениамина были запечатлены.
И запели новую песнь, говоря: достоин ты взять свиток и снять с него печати, ибо ты был заклан, и кровью своей искупил людей для Бога из всякого колена и языка, и народа и племени,
И между престолом и четырьмя животными и между старцами я увидел Агнца, стоящего, как бы закланного, с семью рогами и с семью глазами, которые суть семь духов Божиих, посланных по всей земле.
За то, что ты сдержал слово Мое о долготерпении, сохраню тебя от часа испытания, грядущего на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Но у тебя есть еще несколько имен в Сардисе, люди, которые не запятнали одежды свои, и они будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.
Иуда, раб Иисуса Христа и брат Иакова, Призванным, возлюбленным в Боге Отце и хранимым для Иисуса Христа:
Надеюсь скоро увидеть вас, и мы поговорим лицом к лицу.
Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир. И это победа, победившая мир, — наша вера.
Кто соблюдает заповеди его, тот пребывает в Боге, и Бог в нем. И из того мы знаем, что Он пребывает в нас, Духом, Которого Он дал нам.
Из этого видно, кто дети Божии, а кто дети диавола: кто не делает правды, тот не от Бога, как и тот, кто не любит своего брата.
Но вы были помазаны Святым, и все вы обладаете знанием.
Но если мы ходим во свете, как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса, Его Сына, очищает нас от всякого греха.
О том, что мы видели и слышали, возвещаем и вам, чтобы и вы имели общение с нами; и действительно наше общение с Отцом и с Его Сыном Иисусом Христом.
Итак, возлюбленный, раз ты ждешь этого, постарайся, чтобы Он нашел тебя без пятна и порока и с миром.
Господь не медлит с исполнением Своего обетования, как некоторые считают медлительностью, но долготерпелив к вам, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все достигли покаяния.
Но не упускайте из виду тот факт, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Да умножится вам благодать и мир в познании Бога и Иисуса, Господа нашего.
Приветствует вас та, что в Вавилоне, тоже избранная, и Марк, сын мой.
Потому пусть страждущие по воле Божией вверят душу свою верному Творцу, делая добро.
Возлюбленный, огненного искушения, когда оно придет на тебя для испытания, не удивляйся, как будто с тобою происходит что-то странное. Но радуйтесь, поскольку вы разделяете Христовы страдания, чтобы и вам возрадоваться и возвеселиться, когда явится слава Его.
А главное, продолжайте искренне любить друг друга, ибо любовь покрывает множество грехов.
Ибо довольно прошедшего времени, чтобы делать то, что хотят делать язычники, живя в сладострастии, страстях, пьянстве, оргиях, попойках и беззаконном идолопоклонстве.
Имейте добрую совесть, чтобы, когда вас осудят, посрамлены были злословящие ваше доброе житие во Христе.
Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство, а, наоборот, благословляйте, ибо к тому вы призваны, чтобы получить благословение.
Наконец, все вы, имейте единство ума, сочувствие, братскую любовь, нежное сердце и смиренный ум.
Также, мужья, живите с женами благоразумно, оказывая честь жене, как сосуду немощнейшему, потому что они сонаследницы благодати жизни, чтобы не было вам препятствия в молитвах ваших.
Возлюбленные, призываю вас, как пришельцев и изгнанников, воздерживаться от плотских страстей, воюющих против вашей души.
Когда-то вы не были народом, а теперь вы народ Божий; некогда вы не были помилованы, а ныне помилованы.
Но слово Господне пребывает вовеки». И это слово есть благая весть, которую вам проповедовали.
Ибо «Всякая плоть подобна траве, и вся слава ее подобна цветку травы. Трава засыхает, и цветок опадает,
Очистив души ваши послушанием истине для искренней братской любви, любите друг друга усердно от чистого сердца,
Но драгоценной кровью Христа, как у агнца без порока и пятна.
Зная, что вы искуплены от суетных путей, унаследованных от отцов ваших, не тленным серебром или золотом,
Но как призвавший вас свят, так и сами будьте святы во всех поступках ваших,
Хотя вы его не видели, вы его любите. Хотя ты и не видишь его теперь, но веришь в него и радуешься радостью невыразимой и преисполненной славы,
Дабы испытанная подлинность вашей веры, которая драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, оказалась к похвале, славе и чести в явление Иисуса Христа.
О сем радуешься, хотя и теперь немного, если нужно, скорбишь от разных испытаний,
Которые силой Божией охраняются через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время.
Петр, апостол Иисуса Христа, избранным изгнанникам рассеяния в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии,
Есть только один законодатель и судья, способный спасти и погубить. Но кто ты такой, чтобы судить ближнего?
Теперь да будет Бог мира, возродивший из мертвых нашего Господа Иисуса, великого пастыря овец, кровью вечного завета,
Повинуйтесь своим руководителям и подчиняйтесь им, ибо они наблюдают за вашими душами, как те, которые должны будут дать отчет. Пусть делают это с радостью, а не со стоном, ибо это не принесет вам никакой пользы.
Пусть продолжается братская любовь.
Не пренебрегайте собраниями, как есть у некоторых обычай, но ободряйте друг друга, и тем более, чем больше видите приближающийся День.
Итак, с дерзновением приступим к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для помощи во время нужды.
Он спас нас не по делам, которые мы сотворили в праведности, но по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
Который отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ для Своего владения, ревностный к добрым делам.
Титу, моему истинному чаду в общей вере: благодать и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Спасителя нашего.
Итак, убегай юношеских страстей и стремись к правде, вере, любви и миру со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
Велика, исповедуем, тайна благочестия: Он явился во плоти, подтверждён Духом, виден ангелами, возвещён в народах, принят верою в мире, вознесен во славе.
И не Адам прельстился, а женщина прельстилась и стала преступницей.
Кто желает, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины.
Это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который желает, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
Павел, Силуан и Тимофей, Церкви Фессалоникийской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: Благодать вам и мир.
Лука, возлюбленный врач, приветствует вас, как и Димас.
И да владычествует в сердцах ваших мир Христов, к которому вы и призваны в одном теле. И будьте благодарны.
Итак, умертвите земное в вас: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолопоклонство.
Ибо ты умер, и жизнь твоя сокрыта со Христом в Боге.
И через Него примирить с Собою все, что на земле, что на небе, умиротворяя кровью креста Его.
Святым и верным братьям во Христе в Колоссах: Благодать вам и мир от Бога Отца нашего.
Чему вы научились, и получили, и слышали, и видели во мне, — практикуйте это, и Бог мира будет с вами.
И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Но наше гражданство на небесах, и от него мы ожидаем Спасителя, Господа Иисуса Христа,
Итак, если есть какое-либо ободрение во Христе, какое-либо утешение от любви, какое-либо участие в Духе, какая-либо привязанность и сочувствие,
И я уверен в том, что начавший в вас доброе дело совершит его в день Иисуса Христа.