Сценарий |
|
|
melkie.net
Тема занятия Форма |
Цель | Месяц | Дополнения | |
1. Беседа –
диалог: “Мы
идем в театр” 2. Игра: “Попробуем измениться” 3. “Рифмованные движения” |
1. Активизировать творческие
проявления детей. 2. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового. 1. Развивать способность понимать собеседника. 1. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия. |
Сентябрь | Музыкальное сопровождение |
|
1. Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что
делали – покажем” 2. “Словесное комментирование”
|
1. Учить детей адекватно
передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике,
интонации (хвастовство, испуг, радость). 2. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы. 1. Учить доводить до детей замысел сказки. 1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду. 1. Продолжать знакомить детей
с условиями быта и жизни людей. |
Октябрь |
Чтение сказки “Зайка – зазнайка”
Педагоги,
Игрушки из дерева, глины, соломы, тряпичные куклы, современные
игрушки. |
|
1. “Театральные профессии” (2 недели) 2. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” 3. Теневой театр: “Птицы улетают” |
1. Уточнить знания детей о
театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер,
оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки. 2. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию. 3. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству. 1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа
воплощения действий, образа литературного персонажа. 1. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме
рисования, вырезания, оформления любой техникой. |
Ноябрь | Картинки с профессиями
Педагоги, родители, дети |
|
1. Психогимнастика
|
1. Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния. 2. Развивать умение переключаться с одного образа на другой. 1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам. 1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке. 1. Расширять кругозор детей. |
Декабрь |
Театральная зона, костюмы, маски
Кроссворд |
|
1. Посещение новогодних
представлений в драмтеатре (2 недели)
2. Оформление фотоальбома:
|
1. Развивать у детей интерес к
сценическому мастерству. 2. Активизировать познавательный интерес к театру. 3. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”. 4. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. 1. Продолжать учить детей обобщать накопленный опыт, развитие дружеских
взаимоотношений. |
Январь | Родители, дети | |
1. Чтение скороговорок
2. Чайнворды,
3. Просмотр видеокассеты по сказке: “Двенадцать месяцев”
4. Рисование по сказке “Двенадцать месяцев”. 1. Занятие: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем” 2. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки”
3. Настольный театр по сказке: “Бобовое зернышко” |
1. Продолжать знакомить с
жанровыми особенностями скороговорок. 2.Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. 2. Развивать стимул для активного общения между педагогами и детьми. 1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев. 1. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи
взаимосвязи между создаваемыми образами. 1. Создать положительный эмоциональный настрой. 1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок. 1. Привлечь детей и родителей к изготовлению героев из пластилина,
папье-маше, ткани. |
Февраль
Март |
Чайнворды, головоломки
Видеосалон доу
Педагоги, дети,
Картинки по сказкам |
|
1. Игра: “Угадай по музыке”
2. Занятие: “Друг всегда придет на помощь”
1. Психогимнастика
|
1. Учить детей словесно фантазировать по
музыкальной композиции. 2. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. 3. Продолжать сюжет по музыкальной композиции. 1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг
другу. 3. Закреплять умение логично излагать свои мысли. 1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке. 1. Продолжать учить детей определять по ритмическому рисунку проблемные
ситуации. 1. Закреплять умение детей использовать различные средства
выразительности в передаче образов героев. 1. Развивать художественно – творческие способности детей. |
Апрель
Май |
Музыкальный зал
Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта
Педагоги, дети
Картинки,
Родители, дети, |
urok.1sept.ru
Месяц | Название игры | Программное содержание | Стр. |
Сентябрь | Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать | Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. | 76 |
Попробуем измениться | Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Развивать способность понимать собеседника. Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов. | 77 | |
Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть? | Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать использование в речи детей понятия «мимика», «жест». | 78 | |
Игровой урок | Развивать у детей выразительность жестов, мимики голоса. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «мимика», «жест». | 80 | |
Октябрь | Одну простую сказку хотим мы показать | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять «словарь» жестов и мимики. | 83 |
Играем пальчиками | Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Закреплять в речи детей понятие «пантомима» | 84 | |
Постучимся в теремок | Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. | 86 | |
Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно | Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. | 87 | |
Ноябрь | Многим домик послужил, кто только в домике ни жил | Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мшанкой, жестами, телодвижением. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. | 88 |
Косолапый приходил, теремочек развалил | Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Формировать дружеские взаимоотношения. | 89 | |
Учимся говорить по-разному | Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи. Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Развивать коммуникативные способности. | 90 | |
Учимся четко говорить | С помощью сказки развивать фантазию детей. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. | 91 | |
Декабрь | Раз, два, три, четыре, пять — стихи мы будем сочинять | Уточнить понятие «скороговорка». Развивать у детей дикцию. Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма». Упражнять в придумывании рифмы к словам. Учить работать вместе, сообща, дружно. | 92 |
Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем | Создать положительный эмоциональный настрой. Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие «рифма». Поощрять совместное стихосложение. | 94 | |
Рассказываем про любимые игры и сказки | Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения. Учить связно и логично передавать мысли. Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка». Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | 96 | |
Январь | Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился | Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения. Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации — тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки. | 97 |
Гордится Петенька красой, ног не чует под собой | Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах. | 98 | |
Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. | 99 | |
Сочиняем новую сказку | Развивать у детей творческое воображение. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. | 101 | |
Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем | Развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки). | 102 | |
Февраль | Наши эмоции | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость». Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли. | 103 |
Изображение различных эмоций | Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти. Совершенствовать умение изображать ту или, иную эмоцию. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения. | 104 | |
Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса | Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. | 105 | |
Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья. | Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами. | 107 | |
Март | Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей | Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу). Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности. Закреплять умение последовательно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения. | 108 |
Друг всегда придет на помощь | Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. Закреплять умение логично излагать свои мысли. Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей сказки. | 109 | |
Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям! | Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев. Развивать социальные навыки общения. | 110 | |
Когда страшно видится то, чего и нет | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость), изображать их, находить выход из ситуаций. Продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки | 112 | |
Апрель | Каждому страх большим кажется | Продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх) по определенным признакам. | 113 |
Преодолеем страх | Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. Совершенствовать умение детей логично и выразительно пересказывать сказку. | 114 | |
У страха глаза велики | Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты. | 115 | |
Если с другом ты поссорился… | Показать детям, как легко могут возникать конфликты. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. Закрепить умение различать и изображать злость. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли. | 116 | |
Май | Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить! | Продолжать учить детей распознавать злость. Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций. Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки | 117 |
Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца быстро разрешил | Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая ее характерные особенности. Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы, | 119 | |
Как поссорились Солнце и Луна | Закрепить умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки. | 120 | |
Викторина «Мы любим сказки» | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. | 120 |
nsportal.ru
Месяц | Неделя | № занятия | Направление | № занятия | Тема и цель | Оборудование | Содержание деятельности |
Октябрь | 1 неделя | 1 | Театральное искусство | 1 | Ознакомительное. Цель: Развивать интонационную выразительность речи, артикуляционный аппарат. Развивать умение эмоционально и выразительно общаться. | Художественная литература. | Знакомство с пословицами и поговорками. Игра «Назови ласково» |
2 | Знакомить детей с литературной основой сказки «Заюшкина избушка». Познакомить детей с разновидности сказок: сказки о животных, волшебные сказки. Показать особенности этих видов сказок. Продолжать обучать приемам кукловождения театра кукол бибабо. | Театр кукол бибабо. Художественная литература – сказка «Заюшкина избушка» | Игра « Угадай откуда я» | ||||
2 неделя | 2 | Художественно-речевая деятельность. | 3 | «Родные сказки». Цель: Развивать навыки импровизации, пантомимики. Развивать творческую инициативу, фантазию. | СД диск со сказками | Игра «Делай, как я» Игра «Слова – друзья» | |
4 | Знакомство с сюжетом сказки «Как коза избушку построила». Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, выразительность речи. | Художественная литература – сказка сказки «Как коза избушку построила». | |||||
3 неделя | 3 | Художественно-речевая деятельность. | 5. | «Родные сказки». Цель: Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, выразительность речи. | Художественная литература. Иллюстрации к сказкам. | Развитие мелкой моторики «Репка». Загадывание загадок о героях сказок. | |
6. | Развивать интонационную выразительность речи, артикуляционный аппарат. Развивать умение эмоционально и выразительно общаться | Художественная литература | |||||
4 неделя | 4 4 | Творческая деятельность | 7 8. | «Родные сказки». Цель: Познакомить детей с разновидности сказок: сказки о животных, волшебные сказки. Показать особенности этих видов сказок. Развивать навыки импровизации, пантомимики. Развивать творческую инициативу, фантазию | Художественная литература. Иллюстрации с изображением героев различных сказок. СД диск со сказками | Игра «Угадай, откуда я». Развитие общей моторики «Коровушка». Пальчиковая гимнастика «Семья» | |
Ноябрь | 5 неделя | 5 | Театральное искусство | 9. 10. | Знакомить детей с литературной основой сказки «Заюшкина избушка». Цель: Продолжать обучать приемам кукловождения театра кукол бибабо. Продолжать знакомить детей с героями сказки « Заюшкина избушка» Цель: Продолжать обучать приёмам кукловождения театр кукол бибобо. | Театр кукол бибабо. Художественная литература – сказка «Заюшкина избушка» Художественная литература – сказка «Заюшкина избушка» | Чтение сказки «Заюшкина избушка». Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций к сказкам. |
6 неделя | 6 | Художественно-речевая деятельность. | 11. 12. | Распределение ролей по сказке «Заюшкина избушка». Цель: Развивать интонационную выразительность речи, артикуляционный аппарат. Развивать умение эмоционально и выразительно общаться. Репетиция сказки «Заюшкина избушка». Цель: Развивать навыки импровизации, пантомимики. Развивать творческую инициативу, фантазию. | Художественная литература – сказка «Заюшкина избушка» Элементы костюмов, маски, декорации | Артикуляционная гимнастика «У оленя дом большой». Игра «Не зевай, по порядку выбегай» | |
7 неделя | 7 | Художественно-речевая деятельность. | 13 14. . | Репетиция сказки «Заюшкина избушка». Цель: Развивать навыки импровизации, пантомимики. Развивать творческую инициативу, фантазию. Повторение и закрепление сказки «Заюшкина избушка» Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, выразительность речи. | Элементы костюмов, маски, декорации Элементы костюмов, маски, декорации | Игра «Мое настроение». Подвижная игра с использованием фольклора и сюжета сказки. Игра «Угадай, какая сказка». | |
8 неделя | 8 | Творческая деятельность | 15. 16. | Постановка сказки «Заюшкина избушка». Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Знакомство с верховыми куклами на гапите. Продолжать знакомить детей с театральными профессиями: режиссер, билетер, кассир. | Элементы костюмов, маски, декорации, мини сцена. Куклы на гапите. Художественная литература – сказка «Теремок». | Игра «Угадай, какая сказка». Развитие общей моторики «Лиса». Обыгрывание сказки . Игра «Мое настроение». Подвижная игра с использованием фольклора и сюжета сказки. | |
Декабрь | 9 неделя | 9 | Театральное искусство | 17. 18. | Декорации. Цель: Знакомить детей с видами декораций, показать необходимость декораций для создания сказочной обстановки. Знакомство с варежковым театром. Цель: Продолжать знакомить детей с видами декораций, показать необходимость декораций для создания сказочной обстановки. Знакомство с настольным театром. | Декорации, варежковый театр . Декорации, настольный театр. | Рассматривание видов декораций к сказкам. Игра «Подбери декорацию сам». Обыгрывание знакомой сказки с помощью варежкового театра. |
10 неделя | 10 | Художественно-речевая деятельность. | 19. 20. | Знакомство с сюжетом сказки «Как коза избушку построила». Цель: Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, выразительность речи. Репетиция, распределение ролей. Цель: Развивать пантомимические навыки, творческое воображение. Учить самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа персонажей. | Художественная литература – сказка сказки «Как коза избушку построила». Элементы костюмов, маски, декорации | Чтение сказки «Как коза избушку построила». Игра «С какого дерева листок». Речевая игра «Один – много». Беседа по сюжету сказки. Игра «Слова – родственники». Распределение ролей. Распределение реквизита. | |
11 неделя | 11 | Художественно-речевая деятельность. | 21. 22. | Репетиция, распределение ролей. Цель: Развивать пантомимические навыки, творческое воображение. Учить самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа персонажей. Самостоятельное распределение ролей. Продолжать учить самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа персонажей | Элементы костюмов, маски, декорации Элементы костюмов, маски, декорации, мини сцена. | Беседа по сюжету сказки. Игра «Слова – родственники». Распределение ролей. Распределение реквизита. | |
12 неделя | 12 | Творческая деятельность | 23. 24. | Постановка сказки «Как коза избушку построила». Цель: Поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. Знакомство детей с теневым театром. Изготовление декораций к спектаклю «Красная шапочка». | Элементы костюмов, маски, декорации, мини сцена. Теневой театр, декорации, настольная лампа | Приготовление сцены, расстановка декораций, распределение костюмов. Беседа по сюжету сказки. | |
Январь | 13 неделя | 13 | Художественно-речевая деятельность. | 25. 26. | Русская народная сказка «Снегурочка». Цель: Развивать интонационную выразительность речи, артикуляционный аппарат. Чтение сказки «Снегурочка». Игра «Один – много». | Художественная литература – сказка «Снегурочка». Варежковый театр по сказке «Снегурочка», реквизиты | Чтение сказки «Снегурочка». Игра «Один – много». М/п/и «Костер» |
14 неделя | 14 | Художественно-речевая деятельность. | 27. 28. | Репетиция театрализованного представления «Снегурочка». Цель: развивать творческое воображение, формировать навыки показывать варежковый театр самостоятельно. Учить сочетать движения и речь. Закреплять умения детей интонационно, выразительно проговаривать фразы с различным эмоциональным состоянием. Развивать артикуляционный аппарат. | Варежковый театр по сказке «Снегурочка», реквизиты. | Игра «Слова – родственники». Распределение ролей. М/п/и «Костер» Пальчиковая гимнастика « Апельсин» | |
15 неделя | 15 | Постановка спектаклей, драматизации. | 29. 30. | Постановка сказки «Снегурочка». Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Знакомить детей со сказками других народов, показать схожесть и различие. Предложить пальчиковый театр. | Ширма, варежковый театр, СД проигрыватель. Художественная литература «Старый мороз и молодой морозец» пальчиковый театр. | Загадки о сказках. Постановка театрализованного представления. Игра « Мороз красный нос» | |
Февраль | 16 неделя | 16 | Театральное искусство | 31. 32. | «Мир вокруг нас». Цель: Познакомить детей с театральными профессиями: гримера и костюмера. Знакомство с театром картинок на руке. Чтение сказки «Зимовье зверей». Беседа- диалог с детьми вопросы к детям поискового характера | Костюмы, грим, иллюстрации, картинки на руке. Сказка «Зимовье зверей». | Беседа с детьми по теме: «Театр и люди». Д/и «Кому что нужно для работы». Рассматривание иллюстраций «Виды театра». Чтение сказка «Зимовье зверей». Театральная игра «Семь сыновей» |
17 неделя | 17 | Художественно-речевая деятельность. | 33. 34. | Распределение ролей. Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат. Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность. Развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат. Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность при ознакомлении со сказкой «Колобок». | Пальчиковый театр Ширма, пальчиковый театр, художественная литература – сказка «Колобок | Пальчиковая гимнастика. Игра «Один – много». Развитие общей моторики «Дикие животные». Пальчиковая гимнастика. Чтение сказки «Колобок». Игра «Назови ласково». Игра «Кто внимательней | |
18 неделя | 18 | Художественно-речевая деятельность. | 35. 36. | Репетиция сказки «Зимовье зверей». Цель: Развивать навыки импровизации, пантомимики. Развивать творческую инициативу, фантазию. Репетиция сказки «Зимовье зверей». Цель: Развивать навыки импровизации, пантомимики. Развивать творческую инициативу, фантазию. | Художественная литература. Зеркало. Художественная литература. Зеркало. | Беседа по сюжету сказки. Загадки. Распределение ролей. Репетиция каждым ребенком своей роли. Беседа по сюжету сказки. | |
19 неделя | 19 | Постановка спектаклей, драматизации. | 37. 38. | Продолжать привлекать детей к активному участию в театрализованных постановках. Воспитывать доброжелательные отношения. Создать положительный эмоциональный настрой. Поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. | Элементы костюмов, маски, декорации. Элементы костюмов, маски, декорации, мини сцена | Игра «Вопрос – ответ». Раздача масок и элементов костюмов. Подготовка декораций. Постановка сказки. Д/и «Кому что нужно для работы». | |
Март | 20 неделя | 20 | Театральное искусство | 39. 40. | «Такие разные сказки…» Цель: Знакомить детей со сказками других народов, показать схожесть и различие. Предложить пальчиковый театр. Познакомить детей с театральными профессиями: гримера и костюмера. Знакомство с театром картинок на руке. | Художественная литература «Старый мороз и молодой морозец» пальчиковый театр. Костюмы, грим, иллюстрации, картинки на | Чтение сказки «Старый мороз и молодой морозец». Беседа по сюжету сказки. Игра «Ворон». Знакомство с пальчиковым театром. |
21 неделя | 21 | Художественно-речевая деятельность | 41. 42. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат. Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность при ознакомлении со сказкой «Колобок». Учить сочетать движения и речь. Закреплять умения детей интонационно, выразительно проговаривать фразы с различным эмоциональным состоянием. Развивать артикуляционный аппарат. | Ширма, пальчиковый театр, художественная литература – сказка «Колобок» Художественная литература сказка «Красная шапочка». Маски, элементы костюмов, декорации, мини сцена | Пальчиковая гимнастика. Чтение сказки «Колобок». Игра «Назови ласково». Игра «Кто внимательней» Игра «Назови ласково». Игра «Кто внимательней | |
22 неделя | 22 | Художественно-речевая деятельность. | 43. 44. | Репетиция пальчикового театра Цель: Учить детей пересказывать сказку по ролям, в соответствии с событиями и переживаниями менять интонацию. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Репетиция пальчикового театра Цель: Учить детей пересказывать сказку по ролям, в соответствии с событиями и переживаниями менять интонацию. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Художественная литература – сказка «Колобок», пальчиковый театр, ширма. | Беседа по сюжету сказки. Игра «Что сначала, что потом». Распределение ролей. Игра «Колобок». | |
23 неделя | 23 | Постановка спектаклей, драматизации. | 45. 46. | Показ театра «Колобок». Цель: Побуждать детей к активному участию в драматизации литературных произведений. Распределение ролей Развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат. Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность. | Художественная литература – сказка «Колобок», пальчиковый театр, ширма, мини сцена. | Игра «Угадай, какая сказка». Развитие общей моторики «Лиса». Обыгрывание сказки с помощью пальчикового театра. | |
Апрель | 24 неделя | 24 | Театральное искусство | 47. 48. | Куклы на гапите. Цель: Знакомство с верховыми куклами на гапите. Продолжать знакомить детей с театральными профессиями: режиссер, билетер, кассир. Знакомить детей со сказками других народов, показать схожесть и различие. Предложить пальчиковый театр. | Куклы на гапите. Художественная литература – сказка «Теремок». | Беседа по теме: «Верховые куклы на гапите». Игра «У кого что?» Знакомство детей с театральными профессиями. Пальчиковая гимнастика « Апельсин» |
25 неделя | 25 | Распределение ролей | 49. 50. | Развивать четкую дикцию, интонационную выразительность речи. Продолжать работать над речевым дыханием. Учить менять силу голоса, звука, темп речи. Развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат. Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность. | Художественная литература – сказка «Теремок». | Чтение сказки «Теремок». Игра «Назови ласково» Загадки по сказке. Игра «Сосчитай». Пальчиковый театр | |
26 неделя | 26 | Художественно-речевая деятельность. | 51 52. . | Репетиция сказки «Теремок». Цель: Совершенствовать исполнительские умения в воспроизведении отдельных черт характера персонажей. Стимулировать желание самостоятельно искать выразительные средства для показа образа персонажей. Репетиция сказки «Теремок». Цель: Совершенствовать исполнительские умения в воспроизведении отдельных черт характера персонажей. Стимулировать желание самостоятельно искать выразительные средства для показа образа персонажей. | Художественная литература – сказка «Теремок». Кукольный театр театр «Би-ба-бо» Кукольный театр театр «Би-ба-бо» | Повторение сюжета сказки «Теремок». Распределение ролей. Игра «Скажи правильно». Обыгрывание каждым ребенком своей роли. | |
27 неделя | 27 | Постановка спектаклей, драматизации. | 53. 54. | Постановка театра «Теремок». Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованном действии. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. Воспитывать коммуникативные навыки. Продолжать привлекать детей к активному участию в театрализованных постановках. Воспитывать доброжелательные отношения. Создать положительный эмоциональный настрой. | Куклы театра «Би-ба-бо», ширма, мини сцена. | Игра «Кто сначала, кто потом? Приготовление реквизитов. Постановка театра. Игра «Кто сначала, кто потом? Приготовление реквизитов. Постановка театра | |
Май | 28 неделя | 28 | Театральное искусство | 55. 56. | Теневой театр. Цель: Знакомство детей с теневым театром. Изготовление декораций к спектаклю «Красная шапочка». | Теневой театр, декорации, настольная лампа | Познавательная минутка «Теневой театр». Развитие общей моторики «Дровосеки» |
29 неделя | 29 | Художественно-речевая деятельность | 57. 58. | Сказка «Красная шапочка». Цель: Учить сочетать движения и речь. Закреплять умения детей интонационно, выразительно проговаривать фразы с различным эмоциональным состоянием. Развивать артикуляционный аппарат. Репетиция спектакля «Красная шапочка». Цель: Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики в передаче игрового образа. Развивать творческий потенциал. | Художественная литература сказка «Красная шапочка». Маски, элементы костюмов, декорации, мини сцена. | Чтение сказки «Красная шапочка». Игра «Назови одним словом». Пословицы по сказке. Беседа по сюжету сказки. П/и «Волк и козлята». Распределение ролей. Репетиция. | |
30 неделя | 30 | Художественно-речевая деятельность. | 59. 60. | Репетиция спектакля «Красная шапочка». Цель: Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики в передаче игрового образа. Развивать творческий потенциал. Репетиция спектакля «Красная шапочка». Цель: Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики в передаче игрового образа. Развивать творческий потенциал. | Зеркало, художественная литература, маски, костюмы, декорации, минисцена. Зеркало, художественная литература, маски, костюмы, декорации, минисцена. | Беседа по сюжету сказки. П/и «Волк и козлята». Распределение ролей. Репетиция. | |
31 неделя | 31 | Постановка театрализованного представления | 61. 62 | «Красная шапочка». Цель: Поощрять проявление творческой активности детей. Желание доставить радость зрителям. Показ спектакля Цель: Поощрять проявление творческой активности детей. Желание доставить радость зрителям. | Маски, элементы костюмов, декорации, мини сцена. | Распределение масок и элементов костюмов. Подготовка сцены. Постановка театрализованного представления. Распределение масок и элементов костюмов. Подготовка сцены. Постановка театрализованного представления. |
nsportal.ru
Приобщение детей к театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой – либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: “Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона” С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок”, “Курочка Ряба” и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки “Репка” малыши “тянут” репку, при разыгрывании сказки “Курочка Ряба” изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Характеристика театрализованных игр
Игра – наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Театрализованная игра – это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры – литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат (как изобразили).
Классификация театрализованных игр
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой – это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища – их называют театрализациями.
Виды драматизации:
– игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; – ролевые диалоги на основе текста; – инсценировки произведений; – постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
-игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)
По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами. Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка. Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры – имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.
Формы организации театрализованной деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы – Петрушки в решение познавательных задач. Старшая группа
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Подготовительная группа
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры – беседы, викторины. Например: “Как Лисёнок в театр ходил”, ” Правила поведения в зрительном зале” и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.Игра – драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи – куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя. В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
– нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры; – знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла; – давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании; – проявлять инициативу и творчество как пример для подражания. Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Например, упражнение на звуковое воображение:Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук. Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я: – ящерка; – ветерок;- макаронина;- рыбка;- книжка;и т. д.
Организация уголка театрализованной деятельности
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
– различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др. -реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; – атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
Роль педагога в организации театрализованной деятельности
Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности
Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает: – воспитание у ребенка основ общей культуры.
– приобщение детей к искусству театра.
– развитие творческой активности и игровых умений детей.
Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).
5. Театрализованная деятельность совместно с другими занятиями
Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, все это помогает осуществить театр. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.
Задачи:
1.Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
2.Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
3.Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д. 4.Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими). 5.Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека. Проектирование предметно-развивающей среды: 1.Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка. 2.Особенности его эмоционально – личностного развития. 3.Интересы, склонности, предпочтения и потребности. 4.Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности. 5.Возрастные и полоролевые особенности.
Перспективное планирование театрализации старший дошкольный возраст:
Тема занятий. Форма | Цель | Месяц | Дополнения |
1Беседа – диалог: “Мы идем в театр | 1. Активизировать творческие проявления детей. 2. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового. | Сентябрь | Театральная зона детского сада Музыкальное сопровождение |
2.Игра: “Попробуем измениться” | 1. Развивать способность понимать собеседника. 2. Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”. | Музыкальное сопровождение | |
3. “Рифмованные движения” (2 недели) | 1. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия. 2. Развивать умение передавать эмоциональное состояние. | Музыкальное сопровождение | |
1. Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем” | 1. Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость). 2. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы. | Октябрь | Чтение сказки “Зайка – зазнайка” Педагоги, музыкальный руководитель |
2. “Словесное комментирование” | 1. Учить доводить до детей замысел сказки. 2. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос). | Педагоги, музыкальный руководитель | |
3. Кукольный спектакль: “Непослушная Маша» | 1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду. 2. Продолжать учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями. 3. Активизировать в речи детей образные выражения. | Педагоги, музыкальный руководитель | |
4. Игрушки, народные игры и забавы | 1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду. 2. Продолжать учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями. 3. Активизировать в речи детей образные выражения. 4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности. | Игрушки из дерева, глины, соломы, тряпичные куклы, современные игрушки. Картотека народных игр. |
Тема занятий Форма | Цель | Месяц | Дополнение |
1. “Театральные профессии” (2 недели) | 1. Уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки. 2. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию. 3. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству. | Ноябрь | Картинки с профессиями |
2. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” | 1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа. 2. Учить передавать ритмизацией движения героя. | Муз.рук.Педагоги, родители, дети | |
3. Теневой театр: “Птицы улетают” | 1. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой. 2. Самостоятельно обыгрывать | Муз.рук. Педагоги, родители, дети | |
1. Психогимнастика | 1. Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния. 2. Развивать умение переключаться с одного образа на другой. | Декабрь | Муз.рук. Театральная зона, костюмы, маски. |
2. Драматизация сказки: “Теремок | 1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам. 2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. 3. Формировать дружеские взаимоотношения. | . | Музыкальный рук. Педагоги . |
3. Изготовление масок и костюмов по сказке: “Рукавичка” | 1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке. 2. Развивать творчество, фантазию, выдумку. 3. Воспитывать уважение к старшим | Родители, педагоги. | |
4. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии. | 1. Расширять кругозор детей. 2. Закреплять знания о различных театральных профессиях. 3. Развивать у детей память. | Кроссворд Педагоги |
Тема занятий Форма | Цель | Месяц | Дополнительно |
1. Посещение новогодних представлений в драмтеатре (2 недели) | 1. Развивать у детей интерес к сценическому мастерству. 2. Активизировать познавательный интерес к театру. 3. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”. 4. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. | Январь | Родители, дети |
2. Оформление фотоальбома: “Наш театр” | 1. Продолжать учить детей обобщать накопленный опыт, развитие дружеских взаимоотношений. 2. Отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая все звуки в словах | Родители, педагоги, дети. | |
3. Чтение скороговорок | 1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок. 2.Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать е |
| Педагоги |
1. Чайнворды, головоломки по теме: “Театр | 1. Продолжать учить детей разгадывать головоломки на тему о театре, театральных жанрах, средствах художественной выразительности на определенную букву: р, к, а. 2. Развивать стимул для активного общения между педагогами и детьми. | Февраль | Педагоги |
2. Просмотр видеокассеты по сказке: “Двенадцать месяцев” | 1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев. 2. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения. | Муз.рук. Педагоги | |
3. Рисование по сказке “Двенадцать месяцев”. Оформление творческой выставки. | Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки. | Педагоги . | |
1.Драматизация «Двенадцать месяцев”. | 1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам. 2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. 3. Формировать дружеские взаимоотношения. | Март | Музыкальное оформление |
Тема занятий Форма | Цель | Месяц | Дополнительно |
1. Занятие: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем” | 1. Создать положительный эмоциональный настрой. 2.Упражнять детей в подборе рифм к словам. 3. Закрепить понятие “рифма”. 4. Поощрять совместное стихосложение. | Педагоги, дети, родители | |
2. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки” | 1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок. 2. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния. | Муз.рук.педагоги. | |
3. Настольный театр по сказке: “Бобовое зернышко” (2 недели) | 1. Привлечь детей и родителей к изготовлению героев из пластилина, папье-маше, ткани. 2. Совершенствовать умение драматизировать сказку. 3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Педагоги, Муз.оформление. | |
1. Игра: “Угадай по музыке | 1. Учить детей словесно |
nsportal.ru
Слайд 1
Театрализованная деятельность в старшей группе Автор презентации Каюмова Эндже Халимовна Воспитатель.Слайд 2
Цель: Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность . Задачи: – Совершенствовать артистические навыки детей , раскрепощать ребенка; Последовательно знакомить детей с видами театра; Работать над речью, интонацией; Пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Слайд 3
Основные требования к организации театрализованных игр Содержательность и разнообразие тематики. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей .
Слайд 4
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Слайд 5
Особенности театрализованных игр – Литературная или фольклорная основа их содержания. – Наличие зрителей. – В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: – дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, – осознают причины того или иного настроя. – Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы : драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов) . В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Слайд 6
Видами драматизаций являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Слайд 7
– В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности Игры – драматизации – Инсценирование потешек – Инсценирование небольших сказок – Инсценирование песен – Инсценироваание небольших литературных текстов -Творчество детей Классификация театрализованных игр Игры драматизаций
Слайд 8
Кукольный театр это волшебный мир – одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители – короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты – и сто, и двести, и четыреста лет назад. Игры в кукольный театр: • Настольный театр. • Театр на руке. • Напольные куклы. • Стендовый театр. • Верховые куклы. • Театр живой куклы
Слайд 9
Игры – спектакль Игры – спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, Игры – спектакли Драматический спектакль Музыкально-драматический спектакль Детская опера Спектакль на хореографической основе Спектакль ритмопластики Пантомима Мюзикл
Слайд 10
Театрализованное занятие включает в себя Просмотр кукольных сценок. Театрализованной игры. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. Беседы о театре. Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества. Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Слайд 11
Задачи и содержание работы :
Слайд 12
Первая – формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности . Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.) .
Слайд 13
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
Слайд 14
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
Слайд 15
Спасибо за внимание
nsportal.ru
Театрализованная деятельность в детском саду
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый “банк жизненных ситуаций”, поэтому очень важно, чтобы осознание “сказочных уроков” начиналось раннего возраста, с ответа на вопрос: “Чему нас учит сказка?”. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Театрализация в первую очередь – это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.
Цель: развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи и методы:
последовательное знакомство с видами театра;
поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
совершенствование артистических навыков;
работа над речью и интонацией;
коллективные взаимодействия;
умение сочувствовать, сопереживать.
Принципы:
импровизационность;
гуманность;
систематизация занятий;
учет индивидуальных особенностей детей.
Реализация цели и задач:
Знакомство детей с театральной куклой – бибабо, и театрализованными играми, начиная с младшей группы. Дети смотрят драматизации, инсценировки в исполнении воспитателя и детей старших групп.
Со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. В качестве основы – этюдный тренаж, помогающий развить внимание, прививающий навыки отображения различных эмоций.
В средней группе кукольный спектакль объединяется с игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр – там есть ширма и за нее можно спрятаться.
В старшей группе дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
Подготовительная группа – театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.
совершенствуется всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрализованного искусства;
развивается творческая самостоятельность: игровая, песенная, танцевальная импровизация, а так же импровизация на детских инструментах;
углубляются знания о предметах, куклах, декорациях;
расширяется, активизируется словарь детей; воспитывается культура речевого общения;
закрепляются навыки импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;
ищутся выразительные средства для создания образа, используя позу, мимику, жест, речевую интонацию;
воспитывается отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи;
совершенствуется песенное мастерство;
развивается творческая самостоятельность, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, создавая яркий образ героя.
nsportal.ru