Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.
Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.
Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.
Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.
Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».
Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.
Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.
Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».
Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.
Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.
Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:
1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава.
Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.
Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины). Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д.
Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).
Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.
В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.
В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.
Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в комментариях.
Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.
Денис Мацуев “В лесу родилась ёлочка”
music-education.ru
Интервалы в музыке являются настолько же фундаментальным понятием, как слоги или буквы в языке. Согласитесь сложно освоить языке без знания букв и понимания того, как они образуют слова. Тоже самое касается интервалов – они и строительный материал для аккордов и мелодий, интервалы описывают соотношение аккордов и тональностей, а умение определять интервалы на слух позволяет музыкантам подобрать любую мелодию на слух.
В общем без знания и понимания интервалов никуда.
Являются ли интервалы теоретическим изобретением? И может быть нет никакой необходимости знать и учить интервалы?
Конечно, как и большинство понятий в теории музыки, интервалы существуют по объективным причинам. Чтобы понять что это за причины и что это за интервал давайте представим первобытного певца который научился петь одну ноту.
Очевидно, что она ему очень быстро надоела и он путем не хитрых экспериментов нашел еще пару нот и начал напевать простейшую мелодию. И сразу же наш музыкант начал иметь дело с интервалами, так как если есть разные звуки, то очевидно, что между ними есть какое то расстояние или по другому можно сказать соотношение. С научной точки зрение интервал это соотношение звуков, но с практической точки зрения их гораздо проще представлять в виде именно расстояния между двумя звуками.
А так ли нам нужно мерить это расстояние?
Действительно в музыке до появления темперированного строя и аккордов смысла в измерении музыки интервалами было не много, так как расстояние между звуками до ре и звуками ре ми было разным.
Но сегодня именно интервалы дают нам возможность выучив всего лишь одного расстояние между двумя звуками определять их между любыми двумя звуками!
Например, между нотами до и ре расстояние в целый тон и между нотами ре и ми тоже расстояние в целый тон. Это значит, что на слух они воспринимаются одинаково!
Итак, давайте определимся с теоретическими понятиями.
Слово интервал переводится как расстояние или промежуток и мы можем его использовать в сферах не связанных с музыкой, например мы знаем что в тексте есть междустрочный интервал. Ничего сложного.
Но так как в музыке не два звука, а 12, то для интервалов придумана своя иерархия и названия, которые помогают музыкантам общаться друг с другом и осваивать более сложные элементы музыки.
Для запоминания названий интервалов и понимания того, как эти названия связаны с расстоянием/соотношением обратимся к вашему опыту.
Для начала запомним такие слова:
Прима – первая. Как прима балерина, примадонна.
Секунда – вторая. Сравните Second Hand – вторые руки.
Терция – третья. Здесь поможет подобие слова терция и цифры 3
Кварта – известная мера измерения жидкости, а также квартал, как единица измерения больших периодов времени, квадрат – с четырьмя углами.
Квинта – пятая. Здесь аналогов нет, поэтому нужно запомнить.
Секста – шестая. Здесь сравните со словом sixth в английском языке.
Септима – седьмая. Сравните со словом September – 7 месяц в римской империи.
Октава – восьмая. October – восьмой месяц.
Конечно можно было использовать и привычные нам цифры и просто говорить первый, второй и т.д интервал. Но будем следовать традициям и просто запомним эти несложные 8 слов. При том цифры используются для обозначения интервалов на письме. Например, пишут 123 и т.д, а говорят секунда, терция.
Итак, что же за цифры мы отсчитываем и что они конкретно обозначают?
Здесь нам даже не нужно будет обращаться к нотам или клавиатуре фортепиано. Давайте просто вспомним порядок нот.
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО
Так вот цифра в названии интервала указывает сколько шагов мы делаем от одной ноты до другой. ВАЖНО! Мы начинаем счет с одного шага, а не с нулевого.
Например, для того, чтобы обозначить расстояние/соотношение между нотами ДО И СОЛЬ считаем количество шагов.
ДО РЕ второй
ДО МИ третий
ДО ФА четвертый
ДО СОЛЬ пятый
Смотрим на слова – пятый это квинты. Значит до соль это интервал квинты. Если же мы пойдем до ноты соль в обратном направлении, то есть ДО СИ ЛЯ СОЛЬ, то сделаем не 5 шагов, а четыре шага и интервал будет уже квартой.
То есть для интервала важно направление движение.
При этом любой интервал можно представить в виде звуков, которые следуют друг за другом, как в мелодии и такой интервал называется мелодическим. Например, так:
А можем представить в виде одновременно звучащих звуков, как в аккорде-гармонии и такой интервал назовем гармоническим
Итак, теперь вы можете посчитать расстояние любого музыкального интервала. Или не любого?
Ведь вы могли заметить, что нот 12, а мы обозначили только восемь интервалов. Чтобы было понятно, посмотрите на два следующих интервала:
Мы здесь видим интервалы CE и СEb посчитаем какой то интервал. CDE делаем два шага + первый шаг, значит интервал в три шага. Третья у нас терция.
CDEb также три шага и опять терция!
Но ведь и на слух и по нотам мы видим, что это разные интервалы! Как быть?
Дело в том, что мы научились с вами определять только ступеневую величину интервала. То есть расстояние в ступенях от одной до другой ноты.
Но как мы видим этого не достаточно для точного определения расстояния. Поэтому вводится еще один параметр качественная величина интервала.
Первыми интервалами, которые получили музыканты были октава, которая получается простым увеличением количества колебаний звука на два и квинта, которая получается делением колебания на три. Как мы уже видели, квинта при движении в обратном направлении дает нам кварту.
Эти 3 интервала и повторение ноты (прима) получили названия чистых. Большую роль здесь сыграли и математические вычисления. Чистые интервалы обозначаются буквой Ч. Получаем Ч1 Ч4 Ч5 Ч8.
Далее появились интервалы большие и малые. К ним мы относим секунды, терции, сексты и септимы. Обозначаем Б или М
Все интервалы, которые мы строим в рамках обычного набора белых клавиш CDEFGAB дадут нам или чистые или большие интервалы. Это значит, что CE большой интервал б3. Что несложно понять и экспериментальным путем, буть он малым, то значит должен быть большой, но дальше идет нота фа которая является квартой.
ТОНОВАЯ величина интервалов помогает найти нам их точное название. Не просто терция, а малая или большая терция.
Большие интервалы имеют следующие тоновые величины:
1 б2 – 2 б3– 4,5 б6 – 5,5 б7
Малые интервалы имеют следующие величины:
0,5 м2 – 1,5 м3 – 4 м6 – 5 м7
Вы можете заметить зеркальную симметрию: внизу большие интервалы целые числа, а вверху малые, что объясняется тем, что октава содержит четное число тонов равно 6, а половина октавы дает нам три тона.
Так мы плавно подошли к последней важной теме, которую нужно знать про интервалы.
Для ее понимания сделаем следующее: найдем интервал между нотами B и F.
Считаем в начале количество ступеней. Оно будет равно 5. То есть это интервал квинты. Мы знаем уже, что квинта может быть только чистой. Сыграйте этот интервал. Согласитесь вообще не звучит чисто:)
Поэтому проверим сколько тонов в этом интервале. В квинте должно быть 3,5 тона.
Здесь же у нас 3 тона, получается что это квинта, но не чистая, а на полтона меньше, то есть она уменьшена по сравнению с чистой. Именно так она и называется в теории музыки – уменьшенная квинта или по другому тритон.
Если вы проделаем ту же операцию с интервалом FB, то обнаружим, что этот интервал будет на полтона больше чистой кварты, то есть он увеличен и называется увеличенной квартой. Записываются они соответственно ум 5 и ув 4.
На самом деле музыка в этом аспекте немного похожа на математику. И если мы к любому числу можем прибавить единицу или отнять, то также и любой интервал может быть увеличен или уменьшен. Кроме примы естественно, так как в приме ноль тонов, то и отнимать дальше некуда.
Подробнее об этом смотрите в уроке про энгармонизм интервалов.
Запишем нотами полученную информацию. Большие интервалы в до-мажоре или от ноты до:
Для нахождения малых интервалов нужно все звуки больших понизить на полтона:
ТОНОВАЯ ВЕЛИЧИНА ЧИСТЫХ ИНТЕРВАЛОВ:
Ч1 = 0
Ч4 = 2,5
Ч5 = 3,5
Ч8 = 6
ТОНОВАЯ ВЕЛИЧИНА БОЛЬШИХ:
Б2 = 1
Б3 = 2
Б6 = 4,5
Б7 = 5,5
ТОНОВАЯ ВЕЛИЧИНА МАЛЫХ:
М2 = 0,5
М3 = 1,5
М6 = 4
М7 = 5
Мы рассмотрели с вами интервалы в пределах октавы. Они называются простыми. Если же интервал превышает октаву, то он называется составным, так как по сути звучит как сочетание октавы и простого интервала. Все составные интервалы полностью повторяют свойста простых интервалов.
Названия интервалов следующие
Здесь названия интервалов легко запомнить через слово децима десятая. Остальное уже понятные вам приставки. Ун = один + децима.
Как уже сказано выше все свойства интервалов повторяются. Например, децима как и терция может быть большой и малой. Дуодецима может быть чистой и уменьшенной и т.д Большое значение составные интервалы будут иметь на этапе изучения гармонии.
ИНТЕРВАЛЫ В КУРСЕ СОЛЬФЕДЖИО
Важную роль интервалы играют в развитии слуха, как уже было сказано в начале статьи умение определять интервалы на слух позволяет без труда подобрать любую мелодию на слух.
Так как интервалы бывают мелодические и гармонические, то и учиться их определять нужно также в этих двух видах.
Первый вариант достаточно простой, так как для освоения мелодических интервалов вам нужно их просто петь, а также запомнить известные мелодии, в которых используются эти интервалы. Например, малая терция Подмосковные вечера, большая секста в лесу родилась елочка и т.д Запомните мелодии и вы легко научитесь определять интервал на слух. Не менее важно петь интервалы, так как это поможет вам максимально быстро освоить их на уровне тела.
Гармонические интервалы более сложные для определения. Одна из хитростей, которая поможет вам добиться прогресса это умение отличать доминирущий звук в интервале. Гармонический интервал содержит основание и вершину. В одних интервалах сильнее основание, в других вершина. Начните с определения ширины интервала – больше квинты или меньше квинты, затем научитесь определять чистый интервал звучит или нет, а также диссонанс или консонанс. После этого переходите к определению качества интервала.
Характерно, что гармонические интервалы могут звучать несколько противоречиво. Например, малая секста с одной стороны может звучать мажорно, с другой стороны как часть секстаккорда может восприниматься мажорно. Поэтому здесь также можно использовать известную музыку для запоминания и создания образа интервала в вашем сознании. Например, минорная терция начинает песню Show Must Go On. А с кварты самый известный рифф всех времен Smoke on the water.
Это основная информация, которую нужно знать о простых интервалах. В следующих статьях более подробно обсудим хроматические, характерные интервалы и их энгармонизм.
study-music.ru
Количество ступеней в интервалах:
1 — прима
2 — секунда
3 — терция
4 — кварта
5 — квинта
6 — секста
7 — септима
Любой музыкальный интервал имеет 2 звука. Любые две ноты образуют интервал. Например: «До — Ми». Это интервал, то есть расстояние между звуками. Расстояние можно измерить шагами (это будет приблизительное расстояние) или более точно и правильно — измерениями (сантиметр, метр и так далее). В музыке принято измерять приблизительное расстояние от ноты до ноты не шагами, а ступенями. Для того чтобы очень быстро определить интервал необходимо посчитать сколько ступеней (шагов) в него входит. Например, посчитать расстояние от «До» до «Ми». Сначала «шагами-ступенями» — «До» — раз, «Ре» — два, «Ми» — три. Мы сделали 3 шага, считаем всё, что проговариваем. Значит это терция. Когда мы учились считать в математике, мы загибали пальчики. Здесь необходимо делать тоже самое, считать на пальчиках. Потренируемся еще раз. Для примера возьмем два звука — «Ми бемоль» и «Ре бемоль». Получился широкий интервал. Сначала посчитаем ступени, не берем во внимание бемоли. Итак, загибаем пальчики и считаем. «Ми», «Фа», «Соль», «Ля», «Си», «До», «Ре». Мы прошли семь ступеней. Значит интервал септима. Это приблизительное определение интервала. Теперь более точное
Количество тонов:
ч1 (чистая прима) 0т
м2 (малая секунда) п
б2 (большая секунда) 1т
м3 (малая терция) 1,5т
б3 (большая терция) 2т
ч4 (чистая кварта) 2,5т
ч5 (чистая квинта) 3,5т
м6 (малая секста) 4т
б6 (большая секста) 4,5т
м7 (малая септима) 5т
б7 (большая септима) 5,5т
ч8 (чистая октава) 6т
Итак, расстояние «Ми бемоль — Ре бемоль» измерим более точно. (Черные клавиши вы можете называть так, как вам нравится, это не меняет суть. Например, «Фа диез» можно назвать «Соль бемоль»).
Добрались!!!! Складываем все полутона и получаем 5 тонов, малую септиму. Удобнее сразу считать тонами, так быстрее. Посмотрите, пожалуйста, видеоурок — «Тон. Полутон«.
Если мы посмотрим на таблицу определения количества тонов, то увидим некоторую закономерность. Каждый последующий интервал появляется через полутон. Только между чистой квартой и чистой квинтой — это расстояние 1 тон. Между этими интервалами помещается тритон, т.е. интервал, который содержит три тона.
Для того чтобы быстро и легко выучить таблицу, запомним следующим образом. Для начала выучим чистую октаву, в ней 6 тонов. Затем, рядом стоящие большую и малую септимы, соответственно — 5,5 и 5 тонов. Следующий шаг для запоминания — кварта и квинта. Между ними «живет тритон», следовательно, в чистой кварте на полутон меньше — 2,5т, а в чистой квинте на полутон больше — 3,5т. Далее от чистой квинты запоминаем сексту и, напоследок, секунды и терции.
solfedjio-na5.ru
Интервалы в музыке по сольфеджио – это базовая основа, которая обеспечивает произведению композиционную гармонию и выступает как материал для построения базы игры на инструменте. Интервальный состав аккордов для сольфеджио представляет собой тот базовый костяк, на котором зиждется все обучение музыкальной грамоте. Просто изучать нотный стан не нужно, необходимо понимать и воспринимать такое определение, как интервалы в сольфеджио. Понятие типа урока несет в себе описание процесса групповой работы, совместно педагога и учеников.
Интервалы и аккорды в сольфеджио имеют немаловажное значение в построении мелодической и гармонической композиции произведения. Промежутком мы можем назвать сочетание минимум двух созвучий, которые формируют звук, но уникальность данного понятия в том, что можно сыграть эти два звука как вместе, так и раздельно. Если вместе, то такой порядок чередования будет нести название гармонического, или мелодического, если играть их вместе.
Как выглядит таблица интервалов в музыке по сольфеджио:
Название базовой структуры Как обозначается Ступени (количество) Полутона (количество) Тона (количество)
Изучая интервалы для детей по сольфеджио необходимо брать самые легкие и узнаваемые мелодии, которые бывают у них на слуху, для того, чтобы они могли сравнивать оригинальное звучание и проигрываемое, тогда обучение будет более понятным. Так же используют, изучая интервалы в музыке по сольфеджио видео, которые можно изучить на сайте.
Для более качественного понимания опишем некоторые примеры, так прима содержит в себе ноль тонов, октава состоит из шести, кварта только два с половиной тона, тогда как квинта равна трем с половиной. Секунды могут быть исключительно большими, малыми (сюда относим сексты, септимы, терции), паузы чистого порядка описываются как октава чистая или кварта чистая. Важно научиться использовать сокращения, что качественно улучшает скорость изучения, так, например, квинта чистая обозначается как Ч 5, а терция большая – Б 3, септима малая – М 7, и так далее по таблице.
Когда звуки интервалов в сольфеджио движутся и изменяются по высоте стояния, изменяя ступени и используя скачки, возможно и повторение некоторых звуков, но на одинаковой высоте стояния, это называют интервальное сольфеджио. После качественного восприятия этого понятия ученики могут складывать общую композицию предложенного музыкального произведения. Задания на интервалы по сольфеджио должны включать сравнения нескольких композиций, потому как это будет развивать определение тонов и полутонов на звук.
Так как изучаемое понятие – это своеобразная пауза или промежуток, то ясно, что интервалы имеют свои свойства, например:
Помимо этих определений могут звучать соответственно количественные и качественные величины, оставляя за собой ту же суть определения.
Интервальные звуки чередуются промежутками, которые имеют названия числительных латинского языка.
Интервальная последовательность в сольфеджио включает чистые, большие, малые, уменьшенные или увеличенные промежутки. Это дает новое понятие – тоновый состав. К ним мы можем присоединить характерные классификации большой терции, септимы малой, чистой квинты и тому подобное. Интервальная цепочка по сольфеджио состоит из нот, тоновое число которых необходимо для запоминания. Поэтому педагоги часто обращаются к помощи музыкальных диктантов, которые помогают изучать и воспринимать интервалы в двухголосии по сольфеджио.
Интервальная цепочка по сольфеджио в ми мажоре – понятие, которое определяет необходимую тональность, в которой необходимо записать промежутки. Например, цепочка аккордов Iб 3, Iб 2, VIIум 5, Iб 3, в данном случае ми мажора, будет выглядеть как ми-соль#, ми-фа#, ре#-фа#-ля, ми-соль#. Или еще один пример, цепочка T 6, S 53, D 64, T 6 преображается в соль#-си–ми, ля-до#-ми, фа#-си-ре#, соль#-си-ми.
Качественные групповые занятия музыкой преподаватель обязан выстраивать грамотно, предлагая не только самостоятельно определять на слух промежутки и их содержимое с характеристиками, но и закреплять материал дополнительными диктантами, начиная от самых простых композиций, постепенно обращаясь к более сложным для формирования восприятия на слух.
shkolamuzyki.ru
Умение определять интервалы на слух — важное качество, которое ценно как само по себе, так и в качестве составной части других умений.
Например, ребёнок, который может опознать любой интервал на слух, гораздо лучше справляется с диктантами на уроках сольфеджио.
Этот навык представляется многим ученикам страшной, тяжёлой повинностью, которой строгие учителя-теоретики пытают детей. Между тем, не каждому дано легко и сразу отличать кварту от квинты, а большую сексту от малой, пользуясь природным аппаратом — слухом.
Но неспособность щёлкать интервалы как орехи ещё не значит, что вы обречены. Если невозможно воспользоваться слухом — пусть поможет память!
Эту методику успешно применяют многие опытные педагоги, чьи надежды на природные дарования ученика не оправдались, а успеваемость и результативность учебного процесса не могут оставаться как есть.
Итак, как же можно взять интервальную вершину, не полностью доверяя собственным ушам? А вот как: слушайте музыку! Не любую, не всё подряд и не вашу любимую группу. Есть определённый набор песен, который вы и сами сможете дополнить, если хорошо усвоите эту тему.
Такие песни начинаются с какого-либо конкретного интервала. Например, небезызвестная «В лесу родилась ёлочка» начинается большой секстой. И если вы это запомните, то большая секста перестанет быть для вас загадкой навсегда. А прославленная фаворитка меломанов и романтиков «История любви» начинается с малой сексты, правда, в отличие от «Ёлочки», нисходящей, а не восходящей. (В восходящем интервале первый звук ниже второго). Более того, вся эта любовная мелодия — живая реклама малой сексте!
Шпаргалка по интервалам!
Конечно, скажете Вы, здесь тоже не без подводных камней! Безусловно, не всем и не сразу удастся даже этот способ, но первая неуверенность будет уничтожена первым же успехом.
Если вы слышите интервал, то сосредоточьтесь и представьте, какую из перечисленных ниже песен Вы могли бы допеть после него. Через некоторое время таких занятий начало российского гимна уже прочно войдёт в ваше сознание как чистая кварта, а милая сердцу песня Чебурашки будет ассоциироваться с малой секундой.
Интервал | Восходящий: | Нисходящий: |
ч 1 | «Джингл беллс» (Jingle Bells), «Песенка друзей» («Ничего на свете лучше нету…»). | |
м 2 | «Шербургские зонтики»(Les Parapluies De Cherbourg), «Песенка крокодила Гены» («Пусть бегут…»), «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной », «Пусть всегда будет солнце!» | «К Элизе», ария Кармен («У любви, как у пташки, крылья»), «Песенка разбойников» («Говорят, мы – бяки-буки…») |
б 2 | «Вечерний звон», «Если с другом вышел в путь», «Я помню чудное мгновенье» | «Антошка», «Yesterday». |
м 3 | «Подмосковные вечера», «Расскажи, Снегурочка, где была», «Прощальная песня» («Давайте негромко…» кинофильм «Обыкновенное чудо»), «Чунга-Чанга». | «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Спят усталые игрушки». |
б 3 | «Горные вершины» (вариант Антона Рубинштейна). | «Чижик-Пыжик». |
ч 4 | Гимн России, « Голубой вагон», «Мгновения» (из кинофильм «Семнадцать мгновений весны»), «По Дону гуляет казак молодой», «Песня гениального сыщика». | «В траве сидел кузнечик», «Папа может» (начало припева), «Голубой вагон»(начало припева). |
ч 5 | «Мама»(«Мама — первое слово…»). | «Настоящий друг» («Дружба крепкая…»), «Вологда». |
м 6 | «Ямщик, не гони лошадей»(начало припева), «Под небом голубым», «Прекрасное далёко»(начало припева). | «Love Story», «Жил да был чёрный кот за углом», «Я прошу…» («Песня о далёкой родине», кинофильм «Семнадцать мгновений весны»). |
б 6 | «В лесу родилась ёлочка», «А знаешь, всё ещё будет!» | «Бьют часы на старой башне» |
м 7 | «La cumparsita» | «Мороз снежком укутывал» (Конец припева «В лесу родилась ёлочка») |
б 7 | ———– | ———– |
ч 8 | «Поворот» (группа «Машина времени»), «С чего начинается Родина», «Как жизнь без весны» (кинофильм «Гардемарины, вперёд!») |
Как видите, популярная музыка обошла своей любовью самый резкий и неприятный интервал — септиму. И если м7 ещё повезло с «La cumparsita» и фрагментом «Маленькой ёлочки», то её большой сестре достались мелодии, которые не «на слуху». Впрочем, ей всё равно не скрыться от ваших внимательных ушей. Если вы слышите нечто очень неприятное, звучащее между «La cumparsita» и хитом «Машины времени» «Поворот», значит, это — большая септима.
Способ этот проверен теоретиками на самых «безнадёжных» учениках. Он поддерживает старую истину: нет бездарных людей, есть недостаток стараний и ленивость.
Елена Гурфинкель
music-education.ru
Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.
Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув2, ув5 , ум7, ум4).
Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.
Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).
Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.
Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.
Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре
Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре
Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре
Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.
Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):
Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!
Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).
Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.
Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!
Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре
Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре
Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.
При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5– ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.
Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.
Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре
Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре
Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать тут.
Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!
music-education.ru
Интервал в музыке – это сочетание двух звуков. Но сочетаться они могут по-разному: их можно сыграть или спеть одновременно или по очереди.
Гармонический интервал – это такой интервал, звуки которого берутся единовременно. Такие интервалы являются основой музыкальной гармонии, именно поэтому они имеют такое название.
Мелодический интервал – это интервал, в котором звуки берутся вразбивку: сначала один, затем второй. Из названия понятно, что такие интервалы рождают мелодии. Ведь любая мелодия представляет собой цепочку, в которой соединены несколько одинаковых или разных интервалов.
Мелодические интервалы могут быть восходящими (шаг от нижнего звука к верхнему) и нисходящими (переход от верхнего звука к более низкому).
Гармонические и мелодические интервалы нужно уметь различать на слух. На уроках сольфеджио в музыкальных школах и колледжах даже практикуются специальные упражнения на слуховой анализ, когда учащимся играются разные созвучия, а они «отгадывают» что именно им сыграли. Но как это сделать?
Есть много разных способов, которые помогают запоминать звучание интервалов. Например, с детьми часто практикуют способ ассоциаций, когда звучание интервалов сравнивают с образами животных. Различать гармонические интервалы помогает знание их разделения на консонансы и диссонансы, а мелодические интервалы часто запоминают по начальным звукам известных песен.
Давайте рассмотрим каждый из названных способов отдельно.
Итак, у нас есть восемь основных интервалов. Их звучание нужно как-то охарактеризовать. При этом часто привлекаются образы животных. Причем важными оказываются разные детали образов: то звуки животных, то их внешний вид – размер, цвет и т.д.
Можно предложить сделать эту творческую работу самому ребенку. В этом случае нужно просто сыграть ему все интервалы по порядку и параллельно спрашивать, какое животное можно нарисовать с помощью этих звуков. Допустимо, конечно, дать и готовое решение. Оно может быть примерно следующим (можно придумать что-то другое):
В дополнение мы предлагаем скачать вам наглядное пособие для занятий с детьми темой интервалов. В приложенном файле вы найдете картинки животных и соседствующие с ними нотные записи звучащих интервалов.
ИНТЕРВАЛЫ И ЖИВОТНЫЕ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СКАЧАТЬ
Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы. Что это значит? Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой. Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.
Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.
Если вы забыли, что такое чистые, большие и малые интервалы, то повторить и разобраться можно в статье «Количественная и качественная величина интервала».
К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.
Как же различать интервалы на слух, зная о консонансах и диссонансах? Нужно помнить следующие характеристики и рассуждать логически:
Популярный способ запоминания интервалов – учить их по началу мелодий всем известных песен или произведений классической музыки. При этом не стоит забывать, что интервалы можно брать как вверх, так и вниз. И почти на каждый случай есть какой-нибудь пример. Конечно, не на всякий интервал можно подобрать песню, но для большинства простых интервалов это работает.
Вот, что мы рекомендуем для запоминания интонаций некоторых интервалов вверх и вниз:
Интервал | Интонирование вверх | Интонирование вниз |
Чистая прима | Русская песня «Во поле береза стояла», английская рождественская песня «Jingle bells» | |
Малая секунда | Песенка крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже», «Солнечный круг» | Бетховен «К Элизе» или Моцарт «Симфония №40» |
Большая секунда | Английская песня «Happy birthday», колыбельная Медведицы «Ложкой снег мешая» | Песенка из мультфильма «Антошка-Антошка» |
Малая терция | Песня «Подмосковные вечера», начало минорного трезвучия | Новогодняя песня «Маленькой елочке холодно зимой», интонация кукушки |
Большая терция | Начало мажорного трезвучия, Марш веселых ребят «Легко на сердце от песни веселой» | Детская песня «Чижик-Пыжик» |
Чистая кварта | Государственный гимн Российской Федерации «Россия – священная наша держава» | Детская песня «В траве сидел кузнечик» |
Чистая квинта | Русская народная песня «По малину в сад пойдем» | Песня о дружбе «Дружба крепкая не сломается» |
Малая секста | Песня «Прекрасное далеко», Вальс №7 Шопена | Инструментальная мелодия «История любви» |
Большая секста | Новогодняя песня «В лесу родилась елочка», Песня Варламова «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» | Песня из кинофильма «Бьют часы на старой башне» |
Малая септима | Романс Варламова «Горные вершины» |
Вот такие вот примеры очень могут помочь в освоении мелодических интервалов. С широких интервалов (септим и октав) вокальные мелодии начинаются очень редко, так как они являются неудобными для интонирования. Но их всегда можно распознать по характеру звучания или методом исключения.
Таким образом, в данном выпуске мы рассмотрели с вами целый «букет» очень важных вопросов, касающихся музыкальных интервалов: сравнили гармонические и мелодические виды интервалов, выяснили, какие способы могут помочь освоению интервалов на слух. В следующих выпусках мы продолжим рассказ об интервалах, рассмотрим их на ступенях мажора и минора. До новых встреч!
Читайте также на эту тему:
muz-teoretik.ru