Сказка ложь да в ней намек проект: Исследовательский проект на тему “Сказка ложь, да в ней намек”

Проект “Сказка – ложь, да в ней намёк”

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Проект

 «Сказка – ложь, да в ней намёк!»

Выполнила:

Пархоменко Антонина,
ученица 5в класса

Руководитель:

Парфирьева Марина Владимировна,
учитель русского языка


Новочеркасск
2021


Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Вымысел в сказке и реальность. Классификация сказок..…………..…4
  3. Особенности волшебных сказок…………………….……………………5
  4. Особенности сюжета. «Бродячий сюжет»……………………………….7
  5. Анализ сказочно-бытовых бродячих сюжетов..…………………………8
  6. Выводы……………………………………………………………………11

     Источники……………………………………………………………….……13 

Введение

      Наверное, вряд ли найдётся человек, который бы не любил читать сказки! И даже если, став взрослым, он не обращается к их чтению, то всегда с теплотой вспоминает своё детство и множество любимых сказочных персонажей. Почему так? А потому, что «сказка – ложь, да в ней намёк…». Потому, что сказка учит человека быть наблюдательным, находчивым, твёрдым в бедах и горестях, верить в добро и чудо, вселяет надежду на лучшее. Сказки призывают не мириться со злом, а бороться с ним.

     Читая сказки разных времён и народов, иногда ловишь себя на мысли, что события и герои тебе уже знакомы, только представлены несколько по-другому. Почему такое возможно? Именно этот вопрос стал для меня интересным, и я решила найти на него ответ.

      В связи с этим целью моего проекта стало рассмотрение особенностей сюжетов сказок, их отличительных черт как жанра произведений устного народного творчества, выявление сходств и различий.

В качестве задач я выделила:

  • изучение вопроса о классификации сказок и их жанровых особенностях;
  • ознакомление с термином «бродячий сюжет»;
  • поиск сходств и отличительных черт на примере русских народных и казачьих сказок.

Вымысел в сказке и реальность: классификация сказок

Сказка – это занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях. Это придуманная история, которая не похожа на многие истории из жизни. Для чего чудеса в сказках? Трудно жили творцы сказок: работали на земле до седьмого пота, ловили рыбу, пряли и ткали, надеялись на лучшую долю. Герои сказок думали о том же, поэтому сказки тесно связаны с реальностью, и даже фантастические события в них выходят из повседневной жизни, традиций, культуры.

        Принята следующая классификация сказок:

  • волшебные;
  • бытовые;
  • о животных.

      Особым смыслом наделены сказки о животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей! Думают, поступают так же, как люди, всегда можно определить, кто из героев положительный персонаж, а кто отрицательный и почему. В этих сказка всё является реальным, а вымысел только в том, что герои, звери и птицы, могут говорить и повторяют ситуации из жизни человека. Задача же читателя – сделать вывод о тех, пороках, которые скрыты в сказке.

      Еще больше связи с действительностью в бытовых сказках. Это настоящая насмешка над недостатками человека. В бытовых сказках бескорыстие берёт верх над жадностью, смекалка и ум – над глупостью. И не случайно часто героем бытовых сказок является доверчивый, но добрый Иванушка-дурачок. Именно он женится на красавице, к нему и счастье приходит, а не к тем, кто мечтал о богатстве. В этих сказках человеческие пороки побеждает весёлый смех, а простодушный дурачок оказывается самым разумным героем.

       Особенно красивы и интересны волшебные сказки. В них обязательно присутствует чудо, которое вмешивается в человеческую жизнь. Эти сказки берут начало в древности, когда устно передавались рассказы о жизни и быте людей. Там обязательно соблюдались какие-то правила, которые нельзя нарушать. А если герой нарушал их, с ним приключались беда и несчастье. Такие запреты назывались табу, т.е. слово «нельзя». Люди верили, что защитить их от таинственных сил могут именно запреты и правила. Например, это запрет ходить в дремучий лес или на болото, прикасаться к определённым предметам. Если человек нарушал их, то попадал во власть темных сил. В сказках всё это можно было исправить. Даже если нарушались запреты, то герои могли спастись с помощью чудесных помощников.

Особенности волшебных сказок

       Волшебные сказки – это один из интереснейших жанров литературного творчества. Они появились у русского народа позже, чем сказки о животных. Это было связано с развитием земледелия, а значит более развитым строем. В волшебных сказках есть культ земли, воды («живая» и «мертвая» вода), солнца (много слов «золотой» – цвет солнца). В волшебных сказках есть следы тотемных верований, т.е. поклонение какому-то животному (серый волк, царевна-лебедь, сивка-бурка). Известно также, что древние языческие жрецы назывались волхвами. Они предсказывали, колядовали, еще называли это словом волхвовать. Отсюда слово «волшебный», т.е. «чудесный, сверхъестественный». В волшебных сказках также часто присутствует Баба-Яга. Эта героиня – отголосок эпохи «матриархата». Бабе-Яге подчиняются звери, темные силы. Она может быть как злым персонажем, так и добрым. Избушка Бабы-Яги воспринимается как живое существо. Она слушается хозяйку, слышит, что ей говорят.

      Главный герой волшебных сказок – обычно молодой человек, красивый, сильный, готовый на подвиг. Он проходит нелегкие испытания, сталкивается с волшебными силами. Когда же он достойно выйдет из всех испытаний, тогда наступает счастливый конец и главный герой вознаграждается. Часто герой едет в тридевятое царство тридесятое государство. Это далекое, нереальное, недосягаемое царство мертвых. Ехать страшно, потому что можно не вернуться. Но именно победа, одержанная над силами зла, заслуживает особого уважения к герою.

      Особое отношение в волшебных сказкам к женщинам. Они чаще всего сильны духом, поддерживают своих мужчин, придавая им сил своей безграничной верой. Многие из них наделены недюжинной смекалкой и умом, у них может быть тяжёлая доля, но они никогда не жалуются на судьбу и не теряют надежду. В именах героинь часто есть определение, которое о многом может рассказать, например, Елена Прекрасная или Василиса Премудрая.

      Волшебную сказку отличает наличие в ней чудесных помощников. Это могут быть животные (медведь, заяц и пр.), различные предметы, наделённые волшебными свойствами (возможностями. К ним можно отнести ковёр-самолёт, гусли-перегуды, клубочек, живую и мёртвую воду, скатерть-самобранку и др. Из волшебных помощников стоит особо выделить орла и коня. Орёл обладает вещим знанием: он предвидит опасность, предупреждает о ней героя. Конь наделён способностью быстро переносить героя через моря, леса и горы. Выбор помощников в сказке зависит от тех испытаний, которые выпали на долю главного героя.

       Большинство волшебных сказок посвящены теме счастливой судьбы. Их герой выдержал много испытаний, унижений, тяжелого труда, но в конце был вознагражден за свои страдания, кротость и терпение. Такие сказки учат достойно принимать удары судьбы и проходить через все жизненные трудности, т.к. в их основе лежит вера в то, что обязательно будет победа добра и вознаграждение.

Особенности сюжета. «Бродячий сюжет»

      Сказки имеют не только стройный сюжет, но очень ясную и простую композицию,  они очень жизненны, т.е. правдоподобны. Такие сюжеты легко запомнить, а потом передать «из уст в уста». Любая сказка имеет завязку, затем развитие действия, потом кульминацию и развязку. Поэтому многие сказки не были забыты людьми на протяжении сотен лет. Сюжеты сказок могут быть разные, но в них повторяются одинаковые функции: похищение, нарушение запрета, неузнанное прибытие, трудная задача. Также сюжет состоит из мотивов, т.е. помогает понять, что движет героями и их поступками.

     Сюжетов волшебных сказок много, но их художественный мир един: он делится на «наш» и «иной». Разделяет их либо дремучий лес, либо огненная река, либо другое непреодолимое пространство, которое герою удаётся осилить с помощью волшебной силы. Иной мир может находиться, например,  под землёй, тогда герой попадает туда через колодец или пещеру. В любом случае, это мир мёртвых, где обитают Баба-Яга, Кащей Бессмертный и иные силы зла. Именно там герой проходит основное испытание и возвращается победителем.

      Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называются «бродячими». Различают героические бродячие сюжеты, повествующие о славных подвигах героев, богатырей, витязей. Есть волшебно-сказочные бродячие сюжеты, в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице и других персонажах и предметах волшебных сказок. Третья группа – это сказочно-бытовые бродячие сюжеты, повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке. Таковы сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жён и девушек.

Анализ сказочно-бытовых бродячих сюжетов

     В Европе повсюду популярны сказки о злой мачехе и падчерице. Мачеха хочет извести падчерицу, заставляя её постоянно работать и в конце концов прогоняет её из дома, оставляя беспомощной на произвол судьбы. Однако судьба (в виде предметов-помощников или сверхъестественных существ) помогает ей и спасает её. В некоторых сказках падчерице помогает благословение матери. Суть этих сказок в следующем: кто терпел обиды в мире действительном, получает вознаграждение за свои положительные качества. Злобе мачехи противопоставлены скромность и терпение  падчерицы. Именно в этом христианский идеал человека, отсюда такая популярность этого «бродячего» сюжета.

      Давайте рассмотрим особенности воплощения этого сюжета в таких народных сказках: «Морозко», «Василиса Прекрасная» и в казачьей сказке «Танюшка и мачеха». Как известно, в сказках отражается характер, традиции, история народа. Они обладают своеобразным национальным колоритом. Тем не менее, их многое и объединяет. Это то, что всегда было важным для людей разных национальностей.

       Почему я решила сравнить известный сюжет с сюжетом казачьей народной сказки? Да потому, что мы живём на земле донских казаков, в столице донского казачества Новочеркасске, и знать историю и культуру своих предков просто необходимо.

       Что же это за люди, донские казаки? Более пятисот лет назад приютил великий Дон-батюшка выходцев из разных земель. 1502 годом датируются старейшие донские станицы: Черкасская и Раздорская. На Дон бежали и те, кто участвовали в «смутных» делах, и те, кто просто хотел вольной жизни и верил, что здесь, на Дону, сможет обрести счастье и волю. Недаром же всем известен казачий лозунг «С Дону выдачи нет!» Большинство беглых на Дон были русскими и принесли сюда веру и обычаи, песни и сказки. Однако под влиянием новых условий жизни многое изменилось, даже сказки стали сказываться по-иному.

       Для выявления отличий я составила таблицу, в которую внесла основные признаки сказок как жанра, имеющего сказочно-бытовой бродячий сюжет: образ мачехи, чудесные помощники, испытание, награда и наказание.

«Морозко»

«Василиса Прекрасная»

«Танюшка и мачеха»

Образ мачехи

Мачеха злая, всегда нагружает огромным количеством работы: «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела ещё до свету… Ничем старухе не угодить – всё не так, всё худо».

Мачеха злая, Василиса всё время выполняет наказы мачехи: «купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису».

Мачеха злая, явно чувствуется нелюбовь к Танюшке. Мачеха оставляет её без еды или выделяет маленькие порции: «невзлюбила старикову дочку», «дочери даёт яичко, а Танюшке и её отцу по половинке»

Чудесные помощники. Совет матери

Чудесных помощников в сказке нет, сюжет построен на диалоге главных персонажей. Действия Морозко вызваны поведением девушек, проявлением их качеств.

«Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси и неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».

Куколка-помощница свою службу падчерице сослужила не раз, «три пары рук» всю тяжёлую работу делали за неё по просьбе куколки. Куколка здесь выступает как оберег.

«Мачеха не захочет тебя держать, скажет отцу, чтобы он тебя в лес отвёз. Ты набери камушков и, как поедете с отцом в лес, кидай камушки на дорогу. По ним путь домой найдёшь».

Испытание

В зимнем лесу встречается падчерице Морозко, холодом её морозит да спрашивает: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» А она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Василиса несколько дней провела у Бабы-Яги, все её задания выполняла: «двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь … да четверть пшеницы очисть от чернушки».

Всю ночь Танюшка придумывала разные задания бесу, который спрашивал: «Девка, девка, пойдёшь за меня замуж?» То просила отца найти, то наряды принести: рубаху узорчатую, балахон шелковый, завеску с махрами, кокошник с каменьями. Много чего напридумывала Танюшка, пока рассвет не наступил, чтобы бес пропал.

Награда

Одарил Морозко старикову дочку богатствами: «…под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками».

«Тут взял царь Василису за белые руки, посадил её подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился отец Василисы, порадовался об её судьбе и остался жить при дочери».

«Слезла с дерева Танюшка, положила в золотую повозку добро и поехала». Много бес за ночь добра принес, а рассыпанные по совету матери камушки помогли героине домой возвратиться.

Наказание

Старухина дочка не выдержала испытаний холодом, крикнула на Морозко: «Сгинь, пропади, проклятый Морозко!» Рассердился он да так хватил, что старухина дочь окостенела. Старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мёртвая. Заголосила старуха, да поздно.

«Внесли череп в горницу, а глаза из черепа так и глядят на мачеху и её дочерей, так и жгут! .. к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло».

Послушала мачехина дочка беса, а тот с рассветом пропал. «Стоит она и не знает, куда ей идти. Шла, шла по дороге, а навстречу ей волки. Загрызли они её. А мачеха и теперь ждёт свою дочь».

Выводы

      Сравнив сюжеты выбранных мною сказок, я увидела их сходства и различия. Отмечу общее, т.е сходства:

– во всех трёх сказках на долю падчерицы, как и должно быть в сказочно-бытовом сюжете, выпадают тяжёлые испытания, от которых даже батюшка родной спасти не в силах;

– героини этих сказок похожи своим трудолюбием, терпением, скромностью, умением стойко противостоять ударам судьбы;

– все сказки учат читателя видеть страшную разрушительную силу злобы, лени, зависти и почитать родительское наставление и благословение.

      Есть в проанализированных сказках и отличия:

1.На пути героинь сказок в их испытаниях встречаются разные персонажи, которые воспринимаются как представители злых сил: Морозко, Баба-Яга и бес. На мой взгляд, самым добрым и неопасным героем является Морозко. Главное, будь сам вежливым, умей правильно принимать испытания, и обязательно будешь вознаграждён. Морозко действует словно справедливый воспитатель и наставник.

     Баба-Яга, как мы знаем, в сказках может оказаться и положительным персонажем, если герой одерживает над ней победу своей хитростью, смекалкой, трудолюбием. Тогда от неё можно получить помощь или даже свободу. В сказке «Василиса Прекрасная», как мне кажется, Баба-Яга не страшна Василисе, потому что у неё есть мощный оберег – материнское благословение. Недаром же мы читаем в сказке следующие строки: «Мне помогает благословение моей матери, – говорит Василиса.

– Так вот что! – закричала Баба-Яга. – Убирайся же ты от меня, благословенная дочка!»

     Вот и главное наставленье этой сказки: всегда слушай родительского совета!

2. В казачьей народной сказке «Танюшка и мачеха», в отличие от двух других сказок, отсутствуют волшебные помощники, олицетворением зла, испытывающим падчерицу, становится бес, способный перевоплощаться. Что же именно тогда помогает Танюшке в её беде? Какова главная мысль этой сказки?

     В борьбе с враждебной нечистой силой Танюшка не рассчитывает на чудесные предметы, даже материнский совет разбрасывать камушки по дороге учит героиню быть внимательной, самостоятельно искать выход из создавшегося положения, проявлять смекалку. А для этого надо немало знать (хотя бы то, что бесы исчезают с рассветом, как только первые петухи закричат, и можно избавиться от них, придумывая им поручения, потому что беса легко провести). Надо надеяться на себя, на свои знания, свои силы.

3.Если сравнивать русские и казачьи народные сказки, то легко убедиться, что героя, который надеется на чудо, постепенно вытеснил герой, который рассчитывает больше на свою смекалку, ловкость, удаль, чувство юмора,  знания и наблюдательность.

3.Читая сказки в любом возрасте, не забывайте о смысле обращения Владимира Федоровича Одоевского к читателю: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда, что сказано впрямь, что стороною, что шутки ради, что в наставленье».

Источники

1.Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. для вузов. М.: – «Высшая школа», 2004.

2.Край родной: Хрестоматия для чтения учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы (на региональном материале). – М.: «БАО-Пресс»; Ростов н/Д: «Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2003.

3.Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/ авт.-сост. Г.С.Меркин – М.: ОО «Русское слово», 2015.

4. ru.wikipedia.org 

5.nukadeti.ru

       

Сказка – ложь, да в ней намек

Похожие презентации:

Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71

Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край

Моя будущая профессия: юрист

Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий

Проект по литературному чтению «Они защищали Родину»

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

Моя будущая профессия – военный

Бауыржан Момышулы (1910-1982)

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Творческий проект «мой профессиональный выбор»

1.

Сказка – ложь, да в ней намек…ВЫПОЛНИЛ:
Елисеев Илья 2 класс «А»
Руководитель проекта:
Евграфова Вера Михайловна

2. Цель исследования:

выяснить, всегда ли добро
побеждает зло на примере сказок.

3. Задачи исследования:

Узнать, что такое сказка.
Исследовать сказки разных
народов и сравнить их.
Выявить основные мысли
сказок.

4. Гипотеза

Можно предположить, что общей
основной мыслью сказок является
победа добра над злом.

5. Объект исследования:

Сказки разных народов

6. Сказка – один из основных видов народного устного повествования с фантастическим вымыслом.

появилась много веков назад
её любят дети и взрослые, в
городе и в деревне.
помогает взрослеть,
становиться мудрым и
находить ответы на вопросы,
волнующие живущего на
земле человека: что такое
счастье, как пережить беду и
горе, откуда брать силы,
чтобы преодолеть невзгоды,
можно ли прожить кривдою
на свете, сильнее ли она
правды, откуда берутся злые
силы и как с ними бороться.

7. Виды сказок

Сказки:
о животных,
волшебные,
бытовые,
кумулятивные,
докучные.
народные
Русские народные
Народов мира
Литературные
(авторские)
Русских писателей
Зарубежных
писателей

8. Анализ исследуемых сказок

9. Анализ исследуемых сказок

10. Сравнение исследуемых сказок

Практически через все сказки
проводится идея торжества
правды и справедливости.
Зачастую положительные герои
становятся победителями в
борьбе, а отрицательные герои
наказываются.

11. Результат исследования

Основной мыслью любой сказки
является борьба добра со злом.
Все любят читать сказки.
В них всё хорошо кончается и
становится радостно на душе.

12. Особенно поучительна в сказках народная мудрость:

«Не рой другому яму, сам в нее
попадешь»,
«Делай другим добро – будешь
сам без беды»,
«За добро добром и платят»,
«Делая зло, на добро не надейся»,
«Жизнь дана на добрые дела».

13. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.

English     Русский Правила

Использование сказок для обсуждения этики

 

 

Что может быть лучше, чем разжечь в классе оживлённые дебаты по этике, чем изучение сложных идей, часто встречающихся в сказках? В этой истории Education World приглашенный редактор Элейн Л. Линди представляет три сказки — «Кот в сапогах», «Джек и бобовый стебель», и тибетскую сказку, «Из слоновьей ямы» — , которые можно использовать для начинающих! Включено: Советы по ведению дебатов по этике в классе начальной или средней школы!

Что может быть лучше, чем разжечь оживлённые дебаты об этике в классе, чем изучение сложных идей, часто встречающихся в сказках?

Дети наслаждаются уютным знакомством со сказками. Основывая обсуждение этики на сказках, вы начинаете с общих позиций. Дети в возрасте восьми лет и старше, как правило, готовы к более содержательным этическим концепциям, концепциям, которые уходят в серые области меньшего зла или относительных приоритетов.

Ниже приведены несколько предложений, почерпнутых из страны сказок, которые заставят мысли ваших учеников гудеть.

КОТ В БОТИНКАХ: КОГДА ОБМАН ОПРАВДАЕТСЯ?

В этой классической французской сказке умный кот придумывает череду розыгрышей и лжи на благо своего хозяина. В результате его хозяин в конце концов женится на дочери короля и назначает Кота в сапогах премьер-министром, и все стороны живут долго и счастливо.

 

Вы можете распечатать текстовую версию «Кота в сапогах» из Интернета. Хорошо иллюстрированная версия рассказа также доступна на 9-м языке.0010 Золотая книга сказок, Мари Понсо (Золотые книги).

Советы Элейн Л. Линди по проведению дебатов по этике в классе


* Прежде чем начать урок, который приведет к обсуждению вопросов этики, сообщите детям, что вы будете читать рассказ и будете задавать вопросы по этому рассказу.

* В конце рассказа дайте детям время обдумать свои личные ответы на ваши вопросы и попросите каждого ребенка записать свой ответ.

* Разбейте класс на небольшие группы для обсуждения. Затем проведите общее обсуждение. Возможно, вы захотите перечислить приведенные аргументы, за и против, на разных сторонах доски.

* Продолжайте искать в историях возможности поднимать вопросы для этических дебатов. Вашим лучшим исходным материалом будут истории, которые уже нравятся детям, такие как сказки и народные сказки. Тем не менее, современные рассказы и популярные телешоу и фильмы также предоставляют возможности для дискуссий по вопросам этики.

* Вот последнее практическое правило: если детям нравится история, считайте ее кандидатом на дебаты по этике! Со временем, пока вы поддерживаете эти дискуссии, способность молодежи понимать этические вопросы будет расти.

История начинается с представления молодого человека, чей бедный отец умер и оставил ему только кота по кличке Кот в сапогах. Кот проявляет неутомимую преданность своему хозяину и начинает с того, что доставляет серию подарков (кроликов, фазанов и другой дичи) королю и королеве. Каждый раз Кот в сапогах объявляет, что подарки от «маркиза Карабаса». Естественно, король приходит к выводу, что маркиз де Карабас — очень влиятельная личность.

Здесь вы можете спросить юных читателей: “Был ли Кот в сапогах неправ, солгав королю и обманув его?” Абсолютное качество честности может быть противопоставлено непреодолимым побуждениям лояльности и дружбы.

После нескольких хитрых уловок Кот в сапогах приводит короля и его прелестную юную дочь в замок, принадлежащий людоеду. Идя впереди группы, резвый кот бросает вызов людоеду превратиться в мышь. Когда людоед успешно трансформируется, Кот в сапогах тут же набрасывается на несчастное существо и пожирает его. Это позволяет его молодому хозяину, который через несколько мгновений прибывает с королем и его свитой, заявить, что замок принадлежит ему. Поступая таким образом, молодой человек закрепляет свои брачные перспективы с дочерью короля.

Здесь вы можете еще раз задать своим ученикам вопрос: «Была ли кошка ошибкой, обманув людоеда, а затем убив его?» Молодежь, утверждавшая ранее, что король никоим образом не
поврежден словесными обманами и преувеличениями Кота в сапогах, должна считаться с поступком, ведущим к безвременной кончине.

Наконец, задайте этот вопрос: “Оправдан ли когда-либо обман?” Предложите учащимся поддержать свою позицию, какой бы она ни была, приведя не менее трех убедительных аргументов.

ДЖЕК И БОБОВЫЙ СТЕБЕЛЬ: ЗАБИРАЕТ ГУСИ И АРФУ У ЗЛОГО ВЕЛИКАНА?

Вашим ученикам может понравиться разыгрывать игровую версию Джека и бобового стебля.

Эта классическая история предлагает новый взгляд на тему честности. Все мы знаем историю юного Джека, чья обедневшая мать осталась ни с чем, кроме семейной коровы. Джека отправляют на рынок, чтобы обменять корову на столько денег, сколько он сможет. Джек меняет корову на горсть бобов, и в отчаянии его мать выбрасывает бобы в окно.

Ночью в небо вырастает гигантский бобовый стебель. Когда Джек взбирается на вершину бобового стебля, он находит дом злобного великана. Едва спасаясь от гиганта, Джек мчится по бобовому стеблю с двумя сокровищами, украденными у гиганта — гусей, несущей золотые яйца, и волшебной арфой. Таким образом, Джек с радостью обеспечивает будущее себе и своей матери.

Можно начать с повторения того, что Джек столкнулся с неминуемой опасностью в доме великана («Фи! Фи! Фо! Фум! Я чую кровь англичанина!»). Спросите: «Поскольку великан хотел съесть Джека, было ли нормально, что Джек украл гуся и арфу великана?»

Внимательно выслушайте приведенные аргументы, за и против. Вы можете продолжить это замечанием: «Помните, что Джек был незваным гостем в доме великана. Поскольку Джек выбрал , чтобы войти в дом великана, это меняет ваше мнение?»

Также рекомендуется следующее упражнение: «Представьте, что вы великан. Опишите, что происходит, когда Джек входит в ваш дом, и что вы при этом чувствуете».

В версии «Джек и бобовый стебель» 19-го века появляется фея, когда Джек взбирается по бобовому стеблю. Фея сообщает Джеку, что отец Джека был богатым и преуспевающим землевладельцем, но подлый великан убил отца, украл все, что принадлежало его отцу, и довел мать Джека и ее маленького сына до нищеты. Тот великан, по словам феи, тот, кто живет на вершине бобового стебля, и, уничтожив великана, Джек восстановит свое семейное богатство.

Эта версия сказки открывает еще одну линию вопросов: “Поскольку великан украл все у отца Джека, как вы думаете, нормально ли было, чтобы Джек забрал это?” Большинство молодых людей искренне согласятся.

Дополните этот вопрос: “Что, если бы отец великана украл все у отца Джека, было бы нормально, если бы Джек забрал сокровища?” Затем спросите: «А что, если это дедушка великана украл все у дедушки Джека?» А затем спросите: «Что, если бы это было 100 лет назад, когда предок гиганта украл все? Как вы думаете, все еще было бы нормально, если бы Джек забрал сокровища?» Попытайтесь найти количество прошедшего времени, необходимого, по мнению студентов, чтобы оправдать взятие Джеком сокровищ.

Затем предложите им отстоять свою точку зрения.

ИЗ СЛОНОВОЙ ЯМЫ: ПРАКТИЧЕСКИ ЛИ СОСТРАДАНИЕ?

Менее известная тибетская сказка «Из слоновьей ямы» рассказывает об охотнике, который наткнулся на слоновью яму, в которой оказались пойманы человек, лев, мышь, змея и сокол.

Лев предупреждает охотника не спасать человека, говоря: «Я и другие животные будут вам благодарны и помогут за вашу доброту к нам, поэтому спасите их. Но, пожалуйста, оставьте человека в яме, ибо Предупреждаю, он забудет твою доброту и причинит тебе вред». Однако охотник спасает всех животных и человека.

Другие звери действительно впоследствии отплачивают охотнику за доброту, и, как предсказал лев, человек предает его. Тем не менее к концу истории предательство мужчины раскрывается, охотника назначают главным охотником к королю, и все заканчивается благополучно.

На веб-сайте Absolutely Whootie детям задают такой вопрос:

“Как вы думаете, охотнику стало лучше, потому что он спас человека из ямы? Если вы думаете, что да, то почему? Если вы думаете, что нет, то почему бы и нет? ”

Ниже приводится выборка ответов от молодых людей, которые ответили на веб-сайте:

“Да, всегда нужно спасать нуждающихся.
— Вэнс, 10 лет

«Нет, потому что, если бы он оставил его, он бы не прошел через все эти неприятности».

— Тара, 11 лет

«Нет, потому что этот человек обманул охотника и разрушил его жизнь».
— Ньют, 9 лет

«Да, потому что он сделал что-то очень доброе, а это лучшая награда, которую можно получить».
— Лаура, 10 лет

«Да, потому что он должен быть главным человеком короля».
–Шон, 7 лет

Подробнее об этом!

Если вам нравятся идеи, которыми Элейн Линди делится в этом рассказе, вы захотите прочитать еще один рассказ из архивов Education World:

Народные сказки о сотрудничестве для вашего класса K-3 Вы ищете веселый и эффективный способ продвижения духа сотрудничества в вашем классе от K до 3? Элейн Линди, создатель веб-сайта Absolutely Whootie, делится тремя любимыми народными сказками, которые заставят детей думать и говорить о важности сотрудничества! После того, как вы использовали сказки в классе, почему бы не отправить их домой, чтобы можно было продолжить обсуждение сотрудничества? Линди также делится дальнейшими действиями и советами.

Статья Элейн Л. Линди
Образовательный мир®
Авторское право © 2003 Education World

Элейн Л. Линди — эксперт по рассказыванию историй для воспитания персонажей. Как генеральный директор Whootie Owl Productions, LLC, компании из Массачусетса, она создала веб-сайт Absolutely Whootie: Stories to Grow By, на котором представлены десятки сказок и народных сказок со всего мира. Каждая сказка оптимистична, проверена детьми, неконфессиональна, защищена авторскими правами, снабжена многочисленными сносками и бесплатна! Веб-сайт был признан USA Today, Highlights for Children, Teachers.net и многие другие.

С Линди можно связаться для интервью или выступлений по телефону 617-244-0106, бесплатному номеру 877-WHOOTIE или по электронной почте mailto: [email protected]. Почтовый адрес Whootie Owl Productions, LLC: P.O. Box 600344, Newton, MA 02460-0004

 

 

Первоначально опубликовано 16. 11.2000
Последнее обновление ссылок 14.01.2010

 

Странные люди, которых вы никогда не встретите

Художественная литератураРассказБабулистФэнтезиА.А. Баласковиц

Написано проектом писателей Санта-Фе

Информация о продукте:

Мягкая обложка: 154 страницы

ISBN: 9781951631130

из истории и чудаков, которые могут жить по соседству. Среди персонажей этих причудливых историй голодная красавица находит зверя, который может спасти ее деревню, мужчина ест все, что попадается на глаза, но никогда не бывает сыт, женщина рождает окровавленные части животных, а дочь вынуждена каждую ночь танцевать, чтобы реконструкция убийства ее отца. Эти сказки приглашают вас провести время с людьми, которые в самых безумных обстоятельствах прогрызают себе путь вперед. Эти истории с элементами психологического ужаса, лукавого юмора и фантастики проникнут вам под кожу, будут преследовать вас во сне и заставят задуматься о том, какие миры лежат за этой крошечной дырой в стене.

Об авторе:

А.А. Баласковиц — автор книги «Магия для неудачливых девушек и странных людей, которых вы никогда не встретите» (SFWP). Ее работы публиковались в журналах Best Small Fictions, Indiana Review, The Missouri Review, Story и многих других. Найдите ее в Твиттере @aabalaskovits и на aabalaskovits.com

. Заказать в книжном магазине

Заказать с Амазон

Заказать напрямую из SFWP

Фуга голода, чахотки и материнства объединяет 21 баснописную короткометражку изысканной второй коллекции Баласковиц (после «Волшебства для невезучих девушек»). Баласковиц использует современную чувствительность и скудость, чтобы ниспровергнуть классические жанровые тропы, представляя их нежно и жестоко человечными: антикапиталистическая «Сказка о голодной красавице» предлагает глубокую деконструкцию Красавицы и Чудовища в обманчиво простой прозе, а зловещий «Странный народ» преломляет концепцию призраков в маленьком городке одновременно душераздирающе и искренне. Карнавальная историческая фантазия «Плачущая дочь безумного монаха» и мягкая, но жесткая «Согнись» исследуют женскую боль как сложное, изменчивое состояние, которое можно использовать или вернуть. Хотя повторяющиеся темы заставляют несколько более коротких виньеток сливаться воедино, проза Баласковица не перестает впечатлять, улавливая ритм сказок и привнося литературное чувство деталей и подтекста в явно любимые жанровые образы. В этом прекрасном сборнике ужасающее и чудесное соединяются с помощью восхитительно сухого юмора, в результате чего поклонники Анджелы Картер, Марии Даваны Хедли и А.С. Байатт.
– Еженедельник издателей
«Истории в «Странных людях, которых вы никогда не встретите» короткие, многие из них занимают всего три-четыре страницы, но каждая из них вызывает глубокий отклик. В этих пересказах сказок и необычных перспективах исторических личностей есть ощущение телесности, причем многие истории связаны с представлениями о физическом теле. И голод, и беременность имеют тематические роли, как и жестокий характер детей. Написанный с мрачным искрометным лиризмом, сборник Баласковица кровавый, великолепный и непохожий ни на что другое, что вы прочтете.
— Баззфид
«Наполненные феминистским подтекстом, Баласковиц исследуют вопросы, касающиеся матери и материнства, домашнего хозяйства и семейных отношений, чтобы выявить самые темные импульсы человеческого поведения. Я очарован сюрреалистичным, тревожным, а временами и пугающим миром этих историй ужасов. Это смелая коллекция.
— ЛаТанья МакКуин, автор книги «Когда придет расплата
». В этой странно прекрасной коллекции Баласковиц берет старые, знакомые архетипы и переворачивает их с ног на голову, придавая дополнительный смысл для пущего эффекта. Это не сказки вашей прабабушки у камина, эти истории лукаво комичны в один момент, внутренне ужасающие в следующий и еще более великолепно жуткие. Д
– Ленор Харт, редактор серий, «Ночной базар» и «Ночной базар Венеция
». Преследуемый ужасными, странными детьми; ужасные моменты пожирания грязи и крови; матери, хватающиеся за соломинку, и женщины, стремящиеся отомстить… жемчужины этой коллекции делают ее достойной внимания для взрослых читателей фэнтези, которым нравятся пересказы сказок с примесью ужаса.
— Список книг
Если вы похожи на меня и вам всегда нравятся хорошие сказки, вы можете догадаться, что у вас будет четкое представление о том, во что вы ввязались, когда будете читать рассказы в А.А. Новый том Баласковица. Но вы ошибетесь. Да, эти рассказы очаровывают, но смех не ограничивается обычными местами. На самом деле там ничего не содержится. Люди вырываются из своих историй. Тела соскальзывают и расцепляются. Слова выходят на свободу. На страницах этой книги вы можете найти что угодно. Вы можете столкнуться с теми вещами, которые, как вы думали, были отправлены во тьму ваших забытых снов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *