Сказка лиса и журавль с картинками читать: Сказка Лиса и Журавль русская народная текст с картинками

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин

Библиографическое описание:

Калинина, Т. В. Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин / Т. В. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 532-535. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21712/ (дата обращения: 07.03.2023).

Цели:

1.         Учить детей пересказывать текст, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин; продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания; образовывать и употреблять притягательные прилагательные, закрепить и активизировать словарь по теме: «Дикие животные»; образование сложного слова из двух (гостеприимные).

2.         Развивать диалогическую и монологическую речь, пальцевой моторики: психологических процессов (мышления, памяти, внимания).

3.         Продолжать воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

Ход занятия.

                   I.                        Организационный момент

Посмотрите сколько у нас сегодня гостей

— Поздоровайтесь с ними

— Если к нам пришли гости, мы значит кто?

— Хозяева, которые любят гостей принимать

— Какие они? Как сказать, одним словом?

(гостеприимные)

— Это какие? (ответы детей)

— Гостеприимные хозяева?

                II.                        Загадки

Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня еще пришел к нам в гости. Если правильно отгадываем загадку — на экране появляется наш гость.

— Рыжая плутовка

Хитрая да ловкая,

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

 

— Кто зимой холодной

Ходит злой голодный? (Волк)

 

— Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

 

— Зимой спит,

Летом ульи ворошит (Медведь)

 

— Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

— Длинный хвост

Крохотный рост,

Серая шубка

Острые зубки (Мышь)

             III.                        Дидактическая игра «Путаница»

Давайте с нашими лесными гостями поиграем в игру «путаница»

Дети стоят в кругу с картинками животных. По образцу логопеда каждый ребёнок задаёт вопрос рядом стоящему. Например: «У лисы волчий хвост?» Следующий ребёнок отвечает: «У лисы лисий хвост» или «У медведя заячьи уши?» — «У медведя медвежьи уши» и т. д.

             IV.                        Дидактическая игра «Кто, где живет»

У каждого зверя есть свой дом

—Найдите дом для своего животного и скажите кто, где живет.

Например: Ребёнок с картинкой своего животного подходит к столу, где разложены таблички с названиями мест обитания животных. Читают и выбирают подходящую табличку и проговаривают предложение. Например: «Волк живёт в логове» или «Белка живёт в дупле» и т.  д.

                V.                        Релаксация.

Играет музыкальная заставка (из телепередачи «В гостях у сказки»)

— Давайте присядем на ковер и послушаем песенку (до начала припева)

— Как вы думаете, куда нас приглашает эта песенка?

— Для того чтобы узнать в какую сказку мы попадем, нужно собрать из частей целую картинку (включается музыка). Дети собирают разрезную картинку на ковре и называют название сказки «Лиса и журавль».

             VI.                        Чтение сказки по слайдам (мультимедиа)

1 слайд: Подружилась Лиса с Журавлем и пригласила его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж я тебя угощу.

2 слайд: Пошел журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала по тарелке. — Покушай, голубчик мой! Я сама стряпала.

3 слайд: Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе, да лижет кашу, так все сама и съела.  — Извини,- говорит, — больше угощать тебя нечем! –Спасибо, лисонька! Приходи теперь ты ко мне в гости.

4 слайд: На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил ее в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, лисонька! Больше угощать нечем.

5 слайд: Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает, — никак достать не может, не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. Поел и говорит. — Извини, кумушка, больше угощать нечем.

6 слайд: Взяла лису досада. Думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла голодная. С тех пор дружба у лисы и журавля врозь. Как аукнулось, так и откликнулось.

Вопросы:

1.                  Зачем лиса пригласила журавля в гости?

2.                  Она действительно хотела его угостить?

3.                  Зачем журавль пригласил лису?

4.                   Можно сказать, что они были друзьями?

5.                  Почему журавль не мог, есть кашу?

6.                  Почему лиса не могла, есть окрошку?

7.                  Почему закончилась дружба лисы и журавля?

8.                  Как вы понимаете поговорку: Как аукнулось, так и откликнулось? Беседа по вопросам.

Повторное чтение.

          VII.                        Пересказ сказки с использованием серии сюжетных картинок.

Каждый ребёнок выбирает картинку и по сюжету сказки по порядку становятся полукругом.

       VIII.                        Рефлексия.

Чему вас научила эта сказка? (ответы детей)

— Что понравилось вам сегодня на занятии?

Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали, и наши лесные гости принесли вас угощения.

Основные термины (генерируются автоматически): гость, журавль, лис, III, VII, VIII, Дидактическая игра, ответ детей, слайд.

Конспект урока чтения Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.

Н. Толстого, 4 класс

Тема. Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого, 4 класс

Цель: познакомить учащихся с произведением А. Н. Толстого.                    

Задачи: 

1. образовательные: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; совершенствовать навык плавного, сознательного чтения с соблюдением пауз и правил орфоэпии,  развивать устную речь, расширять и уточнять словарь,  учить отвечать на вопросы; 

2. коррекционно-развивающие: развивать и обогащать словарь учащихся,  развивать слуховое восприятие,   память, внимание, мышление;

3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, прививать любовь  к литературе,  природе,  окружающему миру.

Тип урока: новая тема

Оборудование: таблички, иллюстрации, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация «Лиса и журавль».

Оформление, оборудование и инвентарь: презентация «Лиса и журавль».

Ход урока.

  1. Орг. момент.

2. Речевая зарядка. (Слайд 2)

– Будем слушать и говорить.

– Хорошо говори звук «С».

рас – рос – рус

ска – ско – ску

рас – рос – рес

Интересная сказка?

     Интересная сказка.                         (Работа над интонацией)

  Какая интересная сказка!

3.   Проверка домашнего задания. (Слайд 3)

–  Посмотрите и скажите: кто это? – Алексей Николаевич Толстой.

(после ответа учащихся по щелчку мыши – ответ на экране, идёт хоровое проговаривание.)

– На прошлом уроке мы изучали биографию Алексея Николаевича Толстого. Давайте вспомним.

 – Кто такой Алексей Николаевич Толстой?

– Алексей Николаевич Толстой – известный русский писатель.

(Слайд 4)  (ответ на экране – идёт хоровое проговаривание, далее вопросы и ответы по щелчку мыши)

– Когда родился писатель? – Писатель родился в 1883 году.

– Что написал и пересказал  Алексей Николаевич Толстой?

– Толстой написал и пересказал сказки «Приключения Буратино», «Лев, Щука и человек», «Лиса и журавль». (ответ на экране, хоровое проговаривание)   (Слайд 5)

4. Вводная беседа.

– Послушайте и скажите, что будем делать сегодня?

(Учащимся предлагается послушать фразу, выбрать нужную табличку, составляется план урока.)

– Будем отгадывать ребус.

– Будем читать.

– Будем отвечать на вопросы.

– Будем работать с картинками

– Чтобы узнать, какое произведение будем читать, нужно отгадать ребус. (Слайд 6) (ответы по щелчку мыши)

А И Л С – ЛИСА, ЖУРАВЛЬ.

3 2 4 1

У Ь Р Ж А Л В

4 1 3 5 7 6 2

– Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Лиса и Журавль». (Слайд 7)

– Откройте книги. Найдите это произведение в учебнике на странице 83.

5. Знакомство с текстом. Определение жанра.

– Что будем делать? – Будем читать.

(Сопряженное чтение текста учащихся с учителем.)

– Что мы делали? – Мы читали.

Определение жанра произведения.

– «Лиса и Журавль». Подумайте и скажите, что это – рассказ, стихотворение, сказка.

– Сказка.

– Я думаю, что это сказка.

– Почему ты так думаешь? – Ответы детей. (Я думаю, это сказка, потому что здесь животные разговаривают).

– Кто автор сказки? – Алексей Николаевич Толстой.

– Это русская народная сказка в пересказе А.Н.Толстого.

– О ком говорится в сказке? – Ответы детей. (В сказке говорится о лисе, о журавле).

6. Словарная работа.

– В сказке нам встретились незнакомые слова, поэтому давайте объясним их значение. (Слайд 8) (толкование слов)

званый пир – праздничный обед по приглашению

потчевать – угощать

стряпать – варить, готовит пищу

не обессудь – не обижайся

несолоно хлебала – осталась голодной

врозь – не вместе, не дружат

7. Анализ произведения. I часть. (слайд 9) (вопросы и словарь)

– Кем были лиса и журавль в начале сказки? (Учащиеся находят предложение в тексте и отвечают.)

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение:Лиса и журавль подружились.)

а) – Что решила лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста.)

– Вздумала. Как сказать по-другому? – Захотела.

– Замените слово «вздумала» и прочитайте предложение.

Захотела лиса угостить журавля…

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)

б) – Что приготовила Лиса? (Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)

– Размазала. Скажите по-другому. – Положила.

– Замените слово «размазала» и прочитайте предложение.

Лиса наварила манной каши и положила на тарелку.

(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)

в) – Угостился журавль? (Учащиеся отвечают словами из текста.)

– Ничего не попадает. Скажите иначе. – Ничего не съел.

– Замените слова и прочитайте предложение.

Журавль ничего не съел.

(Табличка с предложением помещается на доску, идет хоровое проговаривание. )

– А почему? – Ответы детей.

(Учащимся предлагается показать, как журавль ел кашу.)

г) – Кто съел кашу? (Учащиеся читают ответ в тексте.)

– Как можно сказать короче? – Лисица всё сама съела.

(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.) (Слайд 10)

8. Характеристика лисы. (Слайд 11)

– Какая лиса? (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Лису.)

добрая грубая – Хитрая, жадная.

находчивая умная

хитрая жадная

глупая злая

(ответы и вопросы)

– Как поступила лиса? – Лиса поступила некрасиво.

– Вам понравилась лиса? Почему? – Мне не понравилась лиса, потому что она хитрая и жадная. Она обидела журавля.

9. Динамическая пауза. (Слайд 12)

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

10. Работа над содержанием сказки (II часть). (Слайд 13)

(Учитель обращает внимание детей на изображение двух кувшинов: с узким и широким горлышком.)

– Что это? – Кувшины. (На экране появляется фраза: Кувшин с узким горлышком.)

– Кувшин с узким горлышком. Покажите.

(По щелчку надпись перемещается к соответствующему изображению, идет хоровое проговаривание.)

а) – Что приготовил Журавль? (Слайд 14) (вопросы и словарь – по щелчку мыши)

(Учащиеся находят в тексте ответ. )

– Наклал. Скажите иначе. – Положил в кувшин.

– Замените слова и прочитайте предложение.

Журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком.

(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)

б) – Как вела себя лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста.)

– Вертеться. Как сказать по-другому? – Ходить.

– Замените слово и прочитайте предложение.

Лиса начала ходить вокруг кувшина, а достать не может.

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)

– Угостилась лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста. Учитель предлагает вспомнить, что означает «несолоно хлебала».)Лиса пошла домой голодная.

(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение. )

– Остались ли лиса с журавлём друзьями? – Нет.

С тех пор лиса и журавль не дружат.

11. Характеристика Журавля. (Слайд 15)

– Какой Журавль? (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Журавля. Ответы и вопросы по щелчку мыши.)

умный находчивый – Умный, находчивый.

простак добрый

хитрый доверчивый

жадный злой

– Как поступил журавль? – Журавль проучил лису.

12. Физминутка для глаз

– Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.

– Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… .

– Давайте прочитаем, что написано на экране. (Слайд 16)

– Как аукнется, так и откликнется.

13. Определение главной мысли. (Слайд 17)

– Как аукнется, так и откликнется.

– Где читали это предложение? (В сказке «Лиса и журавль»)

– Как понимаете это предложение? – Высказывания детей.

Как ты относишься к людям, так и люди будут к тебе относиться.

– Это предложение стало пословицей. Это главная мысль сказки, урок, который мы должны запомнить, чтобы так не поступать.

14. Составление мультфильма по картинкам. (Приложение 2)

– А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.

– Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки. 

– Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)

– Выберите одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке.  (Работа в парах.)

(Учащиеся выбирают из предложений, размещенных на классной доске.)

– Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 18)

(по щелчку мыши – на экране появляется сюжетная картинка, учащиеся читают соответствующее предложение, затем следующая картинка и так далее, 6 картинок.)

15.Итог урока.

– Что мы делали на уроке? (Мы отгадывали ребус, читали, отвечали на вопросы, работали с картинками).

– Вам понравилась сказка?

– Мне понравилась сказка, интересная она? (Слайд 19) – Да, интересная сказка.

– Давайте скажем вместе: – Какая интересная сказка!

– Дома прочитайте сказку еще раз и отметьте слова лисы и журавля. Так мы подготовимся к чтению по ролям.

– Подумайте и скажите, каким для вас был урок? (Слайд 20)

(Учащиеся выбирают и оценивают урок из предложенных вариантов: интересный,

увлекательный, трудный, скучный, неинтересный. )

– Сегодня все работали хорошо. Молодцы! Оценивание обучающихся.




История лисы и журавля

Теперь давайте прочитаем историю лисы и журавля , которая иллюстрирует эпическую истину из Евангелия от Матфея 7:12.

История лисы и журавля

Когда-то посреди темного, глубокого и густого леса был большой пруд. В пруду жила группа журавлей. Журавли ели рыбу в пруду и жили дружно. В тех же джунглях жила хитрая лиса. Он часто ходил на пруд собирать рыбу и мелких крабов для вкусного перекуса. Лисица и журавль со временем подружились и начали проводить время, разговаривая, обедая и играя вместе.

Лиса была хитра и любила обманывать других. С другой стороны, журавль был честным и прямолинейным животным.

Однажды лисе пришла в голову идея подшутить над своим другом журавлем. Помня об этом, он подошел к журавлю и пригласил ее отобедать к себе домой. Он сказал: «Привет, мой друг. Я планирую особенный ужин на сегодня, и я был бы рад, если бы ты присоединился ко мне, — ухмыляясь трюку, который он собирался провернуть. Журавль выразил свою радость по поводу предложения, сказав: «Спасибо, что пригласил меня на ужин, мой дорогой друг! Я обязательно приду».

Журавль прилетел к дому лисы поздно вечером, прибыв вовремя и с большим аппетитом. Своим длинным клювом она постучала в дверь. Лиса открыла дверь и тепло приветствовала журавля внутри. Они сидели и разговаривали часами, и вскоре настало время ужина.

Его озорной план развлечься за счет подъемного крана шел полным ходом.

Единственным блюдом в меню ужина был суп. Лиса пошла на кухню и вышла, как и планировалось, с двумя неглубокими мисками, полными супа. Аромат супа наполнил дом. Журавль был готов к сытному обеду и не удержался. Она приготовилась наслаждаться супом.

Журавль была ошеломлена, увидев суп, поданный на плоской тарелке. Поскольку миска была такой мелкой, она могла намочить только самый кончик своего длинного тонкого клюва. Она не могла даже глотнуть супа. Журавль был раздражен, но лиса была в восторге. Лисица с легкостью выпила суп и изобразила удовольствие, что усилило недовольство журавля. Однако бедный журавль вежливо улыбнулся и остался голодным.

«Друг, почему ты не ел свой суп? Вам это не нравится? Ты почти ничего не ел», — сказав это, хитрая и эгоистичная лиса еще больше разозлила журавля. «Обед был отличный, — вежливо ответил журавль, — но я вдруг не чувствую голода». Однако журавль чувствовал себя очень опозоренным. Она поняла, что лиса устроила этот ужин исключительно для того, чтобы подшутить над ней. Выходка разозлила голодающего журавля, но, будучи спокойным, уравновешенным животным, она не видела необходимости впадать в ярость.

Вечером того же дня журавль вернулся домой с пустым желудком. Она была так возмущена поведением лиса, что решила преподать ему урок и разработала стратегию. Увидев на следующий день лису, она сказала ему, как ей понравилось, как он с ней обращался. Она сказала: «Вы были так любезны, что пригласили меня на ужин. Пожалуйста, присоединяйтесь ко мне за ужином завтра вечером у меня дома». Лиса немедленно приняла приглашение.

На следующий день лиса пришла к журавлю домой, и журавль радушно его встретил. Они довольно долго разговаривали. Приближалось время обеда, и лиса чуяла, что на кухне варится что-то вкусненькое. Вся площадь была наполнена соблазнительным ароматом вкусного рагу. Аромат тушеного мяса возбудил у лисы аппетит. «Милый друг, — сказал журавль лисе, — я приготовил твой любимый обед». У лисы потекли слюнки.

Пришло время журавлю подшутить над коварным посетителем. Журавль вынес две глубокие длинные банки, полные рыбной похлебки. Хотя лиса и вздрогнула, заметив длинные узкие горлышки банок, она так проголодалась, что забыла обо всем и приготовилась есть похлёбку.

Тем временем журавль окунул свой длинный клюв в банку и с легкостью выпил уху из сосуда. Она наслаждалась вкусным блюдом. Лисица попыталась просунуть морду внутрь банки, но ее большая и широкая морда не влезла в узкое горлышко банки. Затем он тщетно пытался дотянуться языком до дна кувшина. Лисица несколько раз пыталась выпить похлёбку, но безуспешно.

Он не мог оторвать взгляда от журавля, который с удовольствием хлебал похлёбку из кувшина. Все, что могла сделать лиса, это облизать кувшин снаружи и понюхать сочный аромат.

«В чем дело, приятель? Почему ты не ешь? Тебе не нравится мое рагу? — спросил журавль. Эти слова очень рассердили лису. Он понял, что журавль обманул его, подав похлебку в такой узкой банке, что он не мог в нее залезть ртом.

Затем лис изо всех сил пытался вонзить свою морду в кувшин, но его морда застряла. Он попытался, но не смог отпустить банку. Он ходил кругами, пока кувшин, наконец, не разбился.

Лис ничего не мог есть, и пришла его очередь вернуться домой голодным, голодным, униженным и горько разочарованным.

Он знал, что его отвратительное поведение с журавлем теперь было наказано. Тем временем журавль подумал про себя: «Вот, я хорошо ему послужила». Она смогла отомстить за свой позор.

Лис встретил журавля на следующий день, осознав свою ошибку и извинившись за свои действия, и пообещав, что никогда больше не будет себя так вести. Он заметил: «Пожалуйста, прости меня, амиго. Я получил отличный урок и никогда больше не буду играть в коварные игры, и я буду действовать честно». Журавль простил лису. Лиса удивилась и залаяла от радости. Они возродили свою дружбу и жили вместе в мире.

Мораль истории о лисе и журавле

Мораль/темы истории о лисе и журавле:

  • Что посеешь, то и пожнешь,
  • Не пытайся высмеивать чужие ограничения,
  • Обман должен ожидать обмана в ответ,
  • Не обманывайте своих друзей и соседей, если вы сами не можете выдержать такое же обращение,
  • Люди будут относиться к вам так же, как вы относитесь к ним,
  • Эгоистичный поступок рано или поздно приведет к неприятным последствиям, и, наконец, золотое правило
  • Вы не должны делать другим то, что вы не хотели бы, чтобы другие делали вам, или вы должны делать другим то, что вы хотели бы для себя.

История лисы и журавля известна и увлекательна. История лисы и журавля — детская поучительная сказка по мотивам басен Эзопа. История лисы и журавля пересказывалась в Европе со времен Средневековья. После появления в «Баснях» Лафонтена история лисы и журавля приобрела еще большую популярность. История лисы и журавля поможет детям усвоить и развить основные моральные принципы, такие как честность и порядочность. История лисы и журавля учит нас тому, что дружба — это прекрасный дар, в центре которого должны быть уверенность и доверие, а не обман.

Посмотрите нашу обширную коллекцию Нравственных историй , которые вдохновят вас и ваших детей на великие дела на благо других. Эти истории для детей — мотивирующих историй , которые преподнесут ценные уроки.

Краткое содержание лисы и журавля. Конспект занятия по теме «Пересказ сказки «Лиса и Журавль». Повторение сказки «Лиса и журавль»

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Цель: учить связному последовательному пересказу по опорным картинкам,

Задачи:

    развивать навык планирования высказывания,

    развивать выразительность речи (учиться передавать интонацию знаков),

    развивать память, воображение, общая и мелкая моторика, мелодико-интонационная и темпо-ритмическая характеристика речи:

    воспитывать чувство ответственности, желание дорожить дружбой, быть хорошим другом.

ОБОРУДОВАНИЕ

Иллюстрации к сказке, маски лисы и журавля, мяч, геометрические фигуры

Ход урока

Игра «Почему много»

Логопед. Кто может сказать, на кого похож журавль?

Дети. Аист, цапля, пеликан, лебедь, страус.

Логопед. Кто такой длинноногий, длинноклювый, длинношеий, большекрылый? Зачем журавлю длинный клюв, шея, длинные ноги?

Когда люди узнают друг друга и начинают дружить, они приглашают друг друга в гости.

Такой праздник назывался застольем. Назвали его, так сказали – банкет. На пир варили – варили еду. Хозяева угостили – угостили гостей. Близкие, хорошие знакомые, с которыми они дружили семьями, крестили детей и называли их «папа», «папа».

Как вы понимаете смысл пословиц и поговорок: «Собака молоко видит, а в кувшине глубоко», «Нашла косу на камне», «Наевшись», «Как пойдёт , он ответит»?

Ответ детей.

Сегодня мы послушаем сказку о дружбе лисы и журавля.

Чтение сказки с иллюстрациями худой В. Лосиной

Лиса и журавль

Лиса подружилась с Журавлем и она пригласила его к себе: «Приходи, куманек, приезжай, дорогой! Как я буду относиться к вам. Журавль идет на званый обед. А Лиза сварила манную кашу и разложила на тарелке. «Ешь, милый! Я сама приготовила». Журавль стучит носом в тарелку – в клюв ничего не попадает. А Лиса свою кашу лижет и лижет. Так она сама все съела. «Извини, — говорит, — больше нечем тебя угостить». «Спасибо, Лисонька, заходи ко мне сейчас в гости», — отвечает Крейн.

На следующий день Лисица приходит к Журавлю. А Журавль приготовил окрошку, насыпал в высокий кувшин. Лисица крутится вокруг кувшина, и лижет его, и нюхает, но ничего не получает. Голова не лезет в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом тащит окрошку. Он поел и сказал: «Прости, сплетница, больше нечем тебя потчевать». С тех пор Лиза и Крейн дружат отдельно.

Логопед. Подходят ли к этой сказке пословицы и поговорки?

Ответ детей.

Работа над сказкой

Беседа по содержанию сказки.

Логопед. Кого Фокс пригласил на ужин?

Дети. Кран.

Логопед. Что Лиза приготовила на обед?

Дети. Каша.

Логопед. Как Лисица относилась к Журавлю?

Дети. Выкладываем кашу на тарелку и угощаемся.

Логопед. Почему Крейн не мог есть кашу? Действительно ли лиса хотела угостить Журавля?

Ответ детей. Что Журавль сказал Лисе, когда понял ее хитрость?

Дети. Он поблагодарил и пригласил меня в гости.

Логопед. Что Крейн приготовил на ужин?

Дети. Окрошка.

Логопед. Почему Лиза не могла есть окрошку? Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогала ему в этом?

Дети отвечают.

Почему Журавль насыпал окрошку в кувшин с узким горлышком?

Дети. Чтоб лисе не досталось.

Логопед. Как Лиза попала домой?

Дети. Не соленый.

Логопед. Почему на этом их дружба закончилась?

Дети. Отвечать злом на зло плохо.

Планирование

Дети подходят к мольберту и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.

1. Лиса приглашает Журавля.

2. В гостях у Лизы.

3. Журавль приглашает Лису.

4. В гостях у Журавля.

5. Дружба врозь.

Игра с мячом «Скажи иначе» Дети подбирают синонимы, передавая мяч друг другу.

Логопед.

Я позвонил Лизе Крейн в гости.

Дети. Она пригласила Фокса Крейна в гости.

Логопед. Лиза приготовила вкусную манную кашу.

Дети. Лиза приготовила вкусную манную кашу.

Логопед. Лиза говорит: «Я сама варила кашу».

Дети. Лиза говорит: «Я сама варила кашу». Логопед. Лиза извиняется: «Больше кормить нечем». Дети. Лиза извиняется: «Лишать больше нечего». Логопед. На следующий день Лисица является Журавлю.

Дети. На следующий день Лисица приходит к Журавлю. Логопед. Журавль сделал окрошку. Дети. Журавль приготовил окрошку.

Логопед. Журавль ест окрошку из кувшина своим длинным клювом.

Дети. Журавль своим длинным клювом тащит окрошку из кувшина.

Логопед. С тех пор дружба между Лизой и Крейном закончилась.

Дети. С тех пор Лиза и Крейн дружат отдельно.

Динамическая пауза “Кран”

Жура-жура-журавль, Дети машут руками («летают»)

Он пролетел сто земель.

На своих длинных ногах Дети гуляют, далеко друг

Он прошел все тропы отставив ноги от друга.

Он идет по болоту, Покажи, какой короткий

Машущий короткий хвост, Хвост журавля.

(П. Воронько)

Фокс

У лисы острый нос Дети показывают своими руками

У нее пушистый хвост. какой нос у лисы гладкий механизм.

Лисица ходит по павою, Покажите походку лисы.

Гладит великолепную шубу:

– Я охотник за птицами!

Я эксперт по ловле цыплят!

Как увижу – подкрадусь Лисенок тихонько подкрадывается, потом садится.

А я тихонько спрячусь.

Тогда я прыгну и схвачусь. Вскакивает, “хватает” курицу, уносит ее

Я отведу детей в норку.

(И. Лопухина)

Игра «Составь фигурку»

Дети составляют фигурки журавля и лисы из геометрических фигур.

Зрительные упражнения

Дети смотрят на лису слева вверх, а теперь справа вверх; на кране – слева вниз, справа вниз; посмотрите на лису направо, налево; на кране слева, справа. Снова смотрят на все фигуры справа налево, останавливают взгляд на своей фигуре.

Повторное чтение сказки

Дети читают и пересказывают сказку.

Игра “Чья сказка интереснее?”

Двое детей пересказывают сказку с последующей взаимной оценкой.

Фантастическая игра «Композитор»

Дети рассказывают, что бы они сделали на месте крана. Потом они придумывают, как подружиться с лисой и журавлем.

Результат урока.

Губина Наталья
Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (подготовительная группа)

Интеграция направлений :

Развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.0002 Задачи :

Образование :

Обеспечение распознавания жанра произведений искусства

Разработка :

Обеспечивает развитие навыков . Повторный текст с использованием слов и фразов из текста

9000

глаголов из текста сказки

Упражнение на образование сравнительной степени прилагательных

Образовательная :

Воспитывать интерес к устной речи Народное творчество

Способствовать формированию умения понимать смысл пословиц

Технологии : здоровьесберегающие, игровые.

Предварительная работа : чтение Русских народных сказок , беседа по содержанию, просмотр иллюстраций к сказкам заучивание пословиц.

Материал : серия иллюстраций к Русская народная сказка « Лиса и Журавль » , маски для инсценировки, аудиозапись по физкультуре

I. Вводная часть

1. Воспитатель : Здравствуйте дети! Сегодня мы познакомимся с новым произведением искусства. Предлагаю вам отгадать загадки и узнать, кто главные герои произведения.

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, тело серое,

А затылок голый, красный.

Блуждает по топким болотам,

Ловит в них лягушек,

Ловкие прыгуны ( Кран )

За деревьями, за кустами

Замахал хвостом, как пламя.

Прошил, запустил.

Нет ни дыма, ни огня. ( Фокс )

II. Основная часть

Слушай внимательно.

Сказку

Дети, что мы сейчас слушали?

К какому литературному жанру относится это произведение?

Как вы догадались сказка ?

О чем говорится в этой сказке ?

Что вы думаете Лиса в этой сказке ?

Как представлен Кран ?

Какие ласковые обращения героев друг к другу вы слышали? (куманек, сплетник, душенька)

В сказка много необычных слов. Давайте вспомним их. Что они имеют в виду?

“Банкет” – приглашенный, приглашенный на пир;

“Лакомства” – лакомства;

“Приготовленные” – готовые продукты;

“Не обвиняй” – без обид;

“Не скупись” – не скупись

Как бы вы назвали сказка ? (дети список имен )

Этот сказка называется « Лиса и Журавль » .

Послушай сказку еще раз … Внимательно запомни последовательность сказки … После моего рассказа , вы сами попробуете рассказать эту сказку .

Перечитывание сказок

Перескажем по ролям … Какие роли есть в этой сказке ?

Как настоящие артисты постараемся пересказать точно и выразительно

Какие средства используют артисты для выразительного исполнения роли?

Пересказ сказки по ролям

А теперь немного отдохнем

Физкультура

Ходил Журавль на охоту ,

Искал лягушку на болоте.

Я ноги долго поднимал,

По кочкам ходил.

Я огляделся

Ни здесь, ни там.

Огляделся, обернулся

А потом вернулся домой.

Лексико-грамматическая работа

Что делала лиса в сказке ? (приготовить, сварить, намазать на тарелку, лакомиться)

Лиса была хитрая , a журавль еще . .. (похитрее)

Кувшин был высокий и журавль еще … (вверху)

No

на журавль был длинный , а дорога еще… (длиннее)

Это сказки есть другое название «Как аукнется, так и откликнется. Что означает это название сказок ?

Правильно ребята, не зря говорят : “Делайте что хотите чтобы с вами обращались” , все должны жить дружно.

Скороговорка :

Ждал кран кран

Два часа в болоте.

Солнце светило жарко

Журавль грустил .

Давайте проговорим эту скороговорку медленно, четко произнося каждое слово.

Скажем шепотом. Скажем громко.

Теперь будем произносить скороговорку, постепенно увеличивая темп.

У меня есть иллюстрации к этой сказке . (Наколка на доске) … Попробуем составить из них книгу. (дети выкладывают последовательно сюжетные картинки)

Составление книги из иллюстраций

Что вам больше всего понравилось?

Из какой сказки мы сегодня познакомились?

Что это за сказка ?

Связанные публикации:

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Повторение русской народной сказки «Снегурочка и Лисица» в форме пересказа» ГБОУ ДО ДС № 71 Центрального района г. Город Санкт-Петербург Конспект лекций по развитию.

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «ЛИСА И ВОЛК» ПЛАН 1. Встреча гостей. 2. Чтение сказки с показом слайдов. 3.

Цель: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Задачи: 1. Поддерживать интерес к.

Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса» КОНЦЕРТ занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Пересказ русской народной сказки народная сказка «Кот, Петух и Лиса» Цель: Развивать.

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка и лиса», помочь им понять смысл произведения. Задачи: – Способствовать эмоциональному.

Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) Ведет Матвеева Т. Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Непосредственно образовательная деятельность

Выполнено:

Ляпина Марина Анатольевна

Воспитатель высшей категории

МБДОУ д/с №1 «Солнце»

Холмск, 2016

Общение (развитие речи), художественное творчество (рисование)

Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Голы: Образовательная.

Связная речь. Учить детей выразительно, связно, последовательно пересказывать сказку, используя эпитеты, образные выражения из текста:

– Приходи, душенька-куманек! Я сам приготовил!

– Извините, сплетник, больше потчевать нечем!

– С тех пор Лиза и Крейн дружат порознь!

– Не соленый!

Научитесь понимать смысл пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».

Словарь и грамматика. Активизировать употребление глаголов из текста в речи детей: подружили, сварили, пригласили, сварили, намазали, налили, замахали; пополнить детский словарь словами: повар, окрошка, отдельно, угощение, званый обед, кума, кума.

ЗКР. Развивать эмоционально-экспрессивную сторону речи.

Разработка. Развивать диалогическую и монологическую речь; развивать самостоятельность в составлении узоров по мотивам дымковской росписи.

Образовательная. Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей; стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.

Оборудование. Иллюстрации к сказке, шапки лисы и журавля, картинки лисы и журавля; тарелка, кувшин, сундук; аудиозапись «Голоса птиц»; бумажные силуэты тарелки и кувшина, гуашь, кисти.

Планируемые результаты. Дети научатся свободно, связно пересказывать сказку, смогут объяснить смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».

Организованная деятельность:

1. Организационный момент: (аудиозапись звуков “Голоса птиц”)

Ребята, я приглашаю вас на Сказочную Поляну, но чтобы туда попасть, вы должны вспомнить и назвать известные вам русские народные сказки?

Как вы думаете, почему они называются русскими народными сказками? (ответы детей: эти сказки придумал русский народ)

Правильно, эти сказки сочинялись русским народом, сказки передавались от одного человека к другому.

Вот мы и на сказочном лугу. ( Обращаю внимание детей на волшебный сундучок – в нем тарелка и кувшин)

2. Работа по обогащению словарного запаса: уточнено значение слов: пиршество, окрошка (холодное блюдо из кваса с мясом и овощами), варить (варить), угощать, кума, кума, врозь (отдельно).

Знаете ли вы, что русские люди очень гостеприимны.

Когда кого-то ждут в гости, готовят званый обед или пир. Назвали его, так сказали – банкет. Как вы понимаете, что значит банкет? (ответы детей – кого-то приглашают в гости; они приглашены в гости; они были приглашены к нему, поэтому сказали – званый обед)

Приготовили на пир – приготовили еду. Хозяйка готовит – она ​​ стряпает (показывает картинку). Повторите, что она делает? Как бы вы выразились по-другому, что значит готовить? (ответы – приготовить еду)

А когда пришли гости, хозяйка угостила – угостила гостей. Повторяю – лакомиться. Как понять – полакомиться? (ответы детей – угостить значит угостить чем-нибудь; просят пить и есть)

На Руси любили готовить окрошку. Кто знает, что такое окрошка? (ответы – еда, холодный квас с мясом и овощами)

Близкие, хорошие знакомые, с которыми дружили семьями, детей крестили – называют крестным отцом и крестным отцом – крестным отцом (матерью)

Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня пришел к нам в гости. Если вы правильно отгадаете загадку, то появится наш гость.

    Красный чит

Хитрый да ловкий,

Пушистый хвост

Мех золотой

Живет в лесу

Кур ворует в деревне. (Фокс)

    Он любит лягушек

Прыгающие лягушки.

Живет на болоте, всегда готов к охоте. (Кран)

(показать иллюстрации Лисы , Журавль)

Хотите знать, что с ними случилось? (затем сядьте удобно, ноги на пол, спина прямая) – Предлагаю детям сесть на стулья.

3. Чтение сказки (1)

Сказка называется “Лиса и журавль”

Вопросы:

    Как называется сказка, которую я рассказал?

    Почему Фокс пригласил Крейна в гости? ( Фокс пригласил Крейна в гости, потому что они подружились)

    Как Фокс пригласил Крейна? (выразить интонационно: “приди куманек, приди, милый….”)

    Что приготовила Лиса и как она угостила Журавля? (Лиса сварила манную кашу, выкладывает кашу на тарелку и угощает)

    Почему Журавль не мог есть каши и кому хватило больше? (Журавль постучал по тарелке, в клюв ничего не попало; Лисе больше досталось)

    Что сказала Фокс, когда лечила Журавля? (Ешь, дорогой, я сам приготовил)

    Какими словами Крейн поблагодарил Фокса?

    Что Крейн приготовил на обед?

    Почему Лиза не могла есть окрошку? (Лиса не могла есть окрошку, потому что у кувшина узкое горлышко)

    Как герои сказки извинились друг перед другом?

    Почему Лиза разозлилась? (Думал, Лизе хватит на целую неделю, не соленое)

Планирование.

Дети подходят к доске и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке .

    Лиса приглашает журавля.

    В гостях у Лизы.

    журавль приглашает лису.

    В гостях у Журавля.

    Дружба врозь.

Динамическая пауза “Журавль”

Жура-жура-журавль – дети машут руками (“летают”)

Он пролетел сто земель.

На своих длинных ногах – дети ходят, широко расставив ноги.

Он прошел по всем дорожкам.

Он идет по болоту,

Машет коротким хвостом – покажи какой короткий хвост у журавля.

4. Повторное чтение сказки с иллюстрациями

А сейчас я снова расскажу вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Совместный пересказ

А теперь давайте расскажем историю. Я буду сказочником, а вы будете героями сказки.

Ролевые рассказы детей.

(Разбор детских пересказов)

Чем закончилась дружба Фокса и Крэйна? (Фокс и Крейн поссорились) О таких героях говорят «Как повернулся, так и откликнулся». Как вы понимаете эту пословицу? (как ты сам относишься к людям, так и они будут к тебе относиться; что отдаешь, то и получаешь; что посеешь, то и пожнешь)

У Лизы и Крэйна не было дружбы. А чтобы они не расстраивались, предлагаю вам подарить им тарелку или кувшин, который вы приготовите. – Готовые бумажные формы тарелки или кувшина дети раскрашивают элементами дымковской росписи и «дарят» Лизу и Журавлю. (Организуется выставка детских работ – “Лисочке кувшин подарю” и др.)

5. Отражение.

Чему вас научила эта сказка?

Что тебе сегодня понравилось?

Лизе и Журавлю очень понравилось ваше заведение, вы хорошо устроили сказку и подарили замечательные подарки!

Главные герои: журавль и лиса.

Описание:

Лиса и журавль как-то подружились. Мы решили навестить друг друга. Сначала лиса позвала к себе журавля. Я сварила манную кашу и намазала на тарелку, но так как у журавля длинный нос, он не мог есть кашу из тарелки. Лиса съела всю кашу и сказала, что у нее больше ничего нет. На следующий день журавль пригласил лису к себе – он приготовил окрошку и насыпал ее в кувшин с узким горлышком. Но голова лисы не могла попасть в кувшин и лиса осталась голодной, а журавль спокойно съел всю окрошку. С тех пор лиса и журавль перестали дружить.

Лиса подружилась с журавлем.

Вот и решила однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приди милый! Как я буду относиться к тебе!

Журавль идет на пир, а лиса сварила манку и размазала по тарелке. Подается и угощает:

Кушай, мой милый куманек! Готовила сама.

Кран стучал, стучал носом, стучал, стучал, ничего не бьет. А лиса в это время лижет себя и лижет кашу – так она сама все съела. Каша съедена; лиса и говорит:

Не вини меня, дорогой кум! Там больше нечем полакомиться!

Спасибо, батюшка, и на этом! Заходи в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

Ешь, сплетник! Не стыдись, дорогая.

Лиса стала вертеться вокруг кувшина, так и войдет и так, и облизнет его, и понюхает; смысла как нет! Голова не лезет в кувшин. А журавль тем временем кусает себя и кусает, пока все съел.

Ну не вини меня, кум! Больше лечить нечего.

Лисица взяла досаду: думала, что наедается на целую неделю, и пошла домой, как будто лишнего хлебнула. С тех пор дружба лисы с журавлем прервалась.

Сказка о Лисе и Журавле – единственная сказка в русском фольклоре, в которой лиса и журавль были друзьями. Однако сказка не только о странной дружбе, но и о вежливости, хороших манерах и правилах гостеприимства. Когда вы читаете рассказ онлайн и обсуждаете его с ребенком, постарайтесь вместе придумать хороший конец.

Сказку Лиса и Журавль прочитали

Лис стал крестным отцом Журавля. Я решил пригласить его в гости. Я сварила манную кашу и выложила на тарелку. Сама облизывает тарелку языком, приглашает Журавля себе на помощь. Только клюв стучал и стучал клювом по тарелке, а проглотить ничего не мог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *