Ситуации для родителей с ответами для дошкольников: Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений. | Учебно-методический материал на тему:

Содержание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ И ИХ РЕШЕНИЕ. | Материал на тему:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ И ИХ РЕШЕНИЕ

Ситуация 1.

      Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

– Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? – спрашивает его воспитатель.

– Да нет… я так, – шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

– Мне жаль маму… Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.

Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?

      Поведение отца Васи оказывает негативное влияние на психику ребёнка, влияет на его эмоциональное благополучие. В результате у ребёнка возможно развитие неврозов, задержка психического развития, психопатии, органические заболевания центральной нервной системы и т. п. Детский сад в состоянии оказать социально-психологическую помощь семье: консультации родителям (в частности, отцу) по проблеме формирования здорового образа жизни, проинформировать родителей по вопросам детской психологии, содействовать семье в повышении её воспитательного потенциала. Всё это и входит в план индивидуальной работы с семьёй мальчика. Кроме того, индивидуальную работу можно проводить в различных формах: беседы, тренинги, чтение, решение проблемных ситуаций и т. д. Для работы с семьёй воспитатель должен привлечь педагога-психолога. Только совместная деятельность воспитателей и психолога приведёт к наилучшему результату.

Ситуация 2.

     Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло 2 человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем.

    Происшедшее можно объяснить в первую очередь тем, что не было непосредственного контакта между педагогом и родителями. Родители (и, возможно, не все) увидели информацию на стенде, и, вероятней всего, восприняли данную информацию как необязательную к исполнению. Скорее всего, воспитатель не проводит работу с родителями в должном объёме. Чтобы в дальнейшем такого не повторилось, необходимо работать с родителями в тесном контакте, осуществлять с ними всевозможные формы работы: родительские собрания, консультации, привлекать родителей к выполнению творческих работ, проводить открытые занятия для родителей, приглашать родителей к участию в утренниках, устраивать экскурсии и походы с детьми и их родителями, и т.п. Если педагог будет реализовывать эти и другие формы работы с родителями и объявлять на субботнике сначала на родительском собрании, а уж потом помещать информацию на стенд, то большее число родителей придут на помощь к детскому саду.

Ситуация 3.

      Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

Как организовать работу с родителями Сережи? Что можно предложить бабушке для решения этого?

      С родителями Серёжи необходимо проводить консультации, беседы, рекомендовать к прочтению научную и методическую литературу по психологии детей старшего дошкольного возраста, литературу по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Необходимо дать понять родителям и бабушке мальчика, что ребёнок должен быть самостоятельным. Только тогда он научится одеваться сам, когда будет пробовать это делать без посторонней помощи. Также родители должны понять важность прогулок на свежем воздухе и посещения бассейна, ведь это закаляет организм ребёнка, укрепляет его иммунитет. Для работы с семьёй Серёжи воспитатель должен привлечь инструктора по физической культуре, медицинскую сестру и педагога-психолога. Совместно с данными специалистами можно провести индивидуальную консультацию с семьёй ребёнка. Инструктор по физической культуре объяснит, что физические нагрузки, бассейн и прогулки закаливают детский организм, повышают иммунитет. Инструктор также может пригласить родителей понаблюдать за занятием в бассейне. Воспитатель может привлечь родителей к совместной прогулке с детьми, для того, чтобы показать родителям, что ребёнок благодаря подвижным играм не мёрзнет на улице, что прогулки закаляют, развивают физически. Медицинская сестра также должна дать понять родителям, что физически развитый ребёнок реже болеет. Родители должны быть уверены, что в плохую погоду прогулки не проводятся, что температура воды в бассейне не позволит ребёнку замёрзнуть и т.д. Педагог-психолог должен провести с родителями консультацию на тему самостоятельности ребёнка. Цель данной консультации – добиться понимания родителями того, что чрезмерная опека не даёт ребёнку взрослеть и быть самостоятельным. Ведь зачем быть самостоятельным, когда за тебя всё сделают и подскажут, что и как? А несамостоятельному ребёнку будет тяжело в школьной обстановке, ведь там ждать помощи особо не от кого. Бабушка же со своей помощью может вызвать насмешки со стороны сверстников внука, что негативно скажется на взаимоотношениях мальчика с другими детьми.

Ситуация 4.

      Мама Андрея общается с сыном так, как будто у него есть в наличии, уже сформированы позитивные, сильные стороны личности и характера. Поэтому она строит свое общение с ним так: «Зачем ты взял в детском саду эту машинку? Я же знаю, что ты добрый и честный. Поэтому завтра отнеси ее детям, они ведь тоже хотят поиграть с ней». А вот мама Коли в похожей ситуации говорит ему: «Зачем ты взял эту машинку в детском саду? Ты плохой! Ты вор!».

В чем проявляется принципиальное различие общения со своими детьми у этих мам?

      Те слова, которыми родители называют своего ребёнка, накладывают отпечаток на формирование положительных либо отрицательных черт характера. В данном случае мама Андрея способствует формированию у него положительных черт характера, называя своего сына ласково, добрыми словами, указывая его хорошие качества. А мама Коли наоборот – формирует отрицательные черты характера, называя мальчика нехорошими словами, укореняя тем самым в сознании ребёнка то, что он «плохой» и «вор». Таким образом, матери дают оценку поступкам своих сыновей (плохую или хорошую), и, соответственно этому, ребёнок вырастет «плохим» или «хорошим». В будущем он станет тем, что в него заложили с детства. Все оценки поступков ребёнка «записываются» во внутреннюю систему ребёнка в форме самооценки и его эмоционального состояния.

Ситуация 5.

     Вечер. Ваша смена уже заканчивается, а за Ваней мама не пришла. Вдруг в дверях появляется 15 летний брат Вани и протягивает записку от мамы с разрешением забрать ребенка из детского сада. Ваши действия?

      Необходимо позвонить маме мальчика и узнать причину, по которой она не может прийти сама за ребёнком в детский сад. Если причина веская (например, мать попала в больницу), то необходимо сопроводить детей до дома и убедиться, что младший ребёнок не останется без присмотра. Если же веских причин нет, то педагог должен настоять на том, чтобы мать или любой другой взрослый родственник пришли за ребёнком. Если мать отказывается это сделать и просит всё таки отдать ребёнка несовершеннолетнему, то педагог опять же должен сопроводить детей до дома и в впоследствии сообщить о поступке матери заведующей детского сада. В разговоре с родителями мальчика необходимо руководствоваться Уставом ДОУ. Для предотвращения такого поведения родителей необходимо провести родительское собрание на тему «Ознакомление родителей с нормативными документами».

      Ход собрания:

1)    Ознакомление родителей с нормативно-правовой документацией, регламентирующей образовательный процесс: Закон РФ «Об образовании», Типовое положение ДОУ, «Конвенция о правах ребёнка», Устав ДОУ. Для этого используется мультимедийная презентация.

2)    Раздать родителям в распечатанном виде выдержки из документации, которые имеют прямое отношение к родителям воспитанников, организации образовательной деятельности, развитию детей.

3)    Предложить родителям ответить на вопросы по содержанию документации.

4)    Для самостоятельного, более подробного изучения, предложить родителям методическую литературу по данной тематике, ссылки в Интернет-источниках.

Ситуация 6.

     Саша вздрагивал от громких звуков и разговоров каждый раз, а если кто-то из взрослых пытался обнять ребенка, то он закрывался рукой, сгибался и дрожал. Воспитатели часто видят на теле мальчика синяки и следы побоев. Понятно, ведь мальчик из неблагополучной семьи. Ваши действия.

     Необходимо в срочном порядке подключить к работе с мальчиком педагога-психолога. Психолог и воспитатели в данном случае работают вместе. Также необходимо поставить в известность заведующую детским садом, которая должна принять меры. С родителями ребёнка проводится беседа совместно с психологом и заведующей. Психолог должен объяснить родителям, что неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на психике ребёнка, а побои калечат его не только физически, но и морально. Такое отношение к мальчику не позволит ему стать в будущем полноценной личностью. Заведующая должна поставить родителей перед фактом, что если на теле ребёнка появятся новые побои, она незамедлительно поставит об этом в известность органы опеки, которые, в свою очередь, предпримут дальнейшие действия. А вообще надо было принять меры ещё в самом начале, когда воспитатель увидела у ребёнка первые синяки. В таком случае можно было избежать последующих побоев. Если же ситуация с мальчиком не изменится, то необходимо сделать всё возможное, чтобы ребёнка забрали из семьи. Для этого необходима помощь органов опеки (социальных работников и психологов).

Ситуация 7.

     Антону (6 лет) подарили на день рождения дорогую машину с дистанционным управлением. Он принес машину в детский сад, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Антон отказывал детям в игрушке, давая самые разные объяснения: «Ты девочка — шофером быть не можешь», «А ты, Илья (его лучший друг), не умеешь управлять ею».

Воспитатель предложила показать, как можно управлять машиной, а потом передать ее Илье. Антон с предложением воспитателя не согласился, объяснив, что Илья непонятливый и не справится с управлением.

Дети не теряли надежды, но Антон был неумолим. Им надоело просить, и они оставили Антона одного. Сначала Антон успокоился, но затем стал поглядывать в сторону играющих детей. Он отнес машину в шкафчик. Потом не выдержал и попытался вступить в контакт с детьми: «Можно, я с вами?»

«Нетушки! Иди жадничай, без тебя будем играть»,— ответил ему Илья.

Покрасневший Антон со слезами на глазах закричал: «Я не жадина — тебе дам!» Но Илья стал перечислять других детей, интересуясь, достанется ли им машина. Антон убежал в раздевалку, схватил машину и разбил вдребезги. Мама Антона, узнав о случившемся, так определила свое отношение: «Я так и знала, говорила: не бери машину в детский сад». Она во всем обвинила Илью.

     Проанализируйте характер отношений мамы с сыном, на чём они основаны. Какую психолого-педагогическую помощь может оказать воспитатель данной семье? Представьте индивидуальную консультацию с мамой Антона.

      Мальчик оказался в противоречивых чувствах: с одной стороны он стремился выполнить наказ матери, а с другой – остаться в дружеских отношениях с детьми. Ребёнок боится не выполнить наказ матери и запрещает детям играть с машинкой, тем самым отталкивая от себя детей. В итоге, наказ матери он выполнил, но своё желание (играть с детьми) осуществить не смог. Мальчик находился в психологическом напряжении, он попытался его снять предложив игрушку своему другу, но тот отказался и тем самым лишил Антона возможности снять возникшее напряжение. И ребёнок нашёл выход – он разбил машинку, что, скорее всего, приведёт к конфликту с мамой. Между мамой и ребёнком авторитарный стиль взаимоотношений. Мать подавляет мальчика, навязывая ему своё мнение и поставив себя в позицию «Я права, а ты нет!». Воспитателю необходимо провести с мамой беседу по поводу случившегося. Мать должна пытаться прислушиваться к мнению сына, больше позволять самостоятельности при принятии ребёнком решений, идти на компромисс в отношениях со своим сыном. На индивидуальной консультации с мамой воспитатель должен рассказать о психологических особенностях детей дошкольного возраста, о стилях взаимоотношений родителей с детьми, также можно рекомендовать маме литературу по проблемам взаимоотношений внутри семьи, предложить памятки по стилям взаимоотношений для их сравнения (сравнить между собой авторитарный, демократический и попустительский стили). Задача воспитателя в данной ситуации будет заключаться в том, чтобы поправить отношения Антона с детьми.

Ситуация 8.

      Мать делает замечание пятилетней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:

– Плохо себя ведешь. Ведь он меньше тебя, ему надо уступать.

– Все уступать да уступать! А если он мешает мне?! Если в моем рисунке чертит каляки-маляки?!

– Все равно, ты же старше его!

Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.

– Ах так? – сердится девочка, – будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!

Девочка в сердцах толкает брата. Конфликт разрастается. В результате оба плачут.

В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом.

      В чём вы видите причину конфликта между братом и сестрой? Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?

      Причина конфликта между братом и сестрой в том, что дети чувствуют неравное к себе отношение матери. Делать замечание, основываясь на том, что дочь старшая и поэтому должна уступить брату, неправильно. Именно это и способствует разрастанию конфликта между детьми. Получается, что брату можно всё, всё дозволено, ведь он же маленький, а девочка должна уступать ему как старшая.  Такая позиция матери (позиция неравноправия) не правильная. В данной семье мы не наблюдаем такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности, потому что мать своим неправильным отношением к детям поставила девочку в позицию «Ты старшая, поэтому должна». Таким образом, девочка чувствует себя ущемлённой, возможно, испытывает чувство ревности и, обижая брата, она выплёскивает весь негатив на него. Чтобы девочка опекала брата мать должна была поставить её в позицию «Ты старшая, поэтому ты можешь помочь младшему, ведь ты знаешь и умеешь больше, чем он». Матери необходимо было просить девочку о помощи младшему брату, немного по-другому выстроить с ним диалог. Когда мальчик испортил её рисунок, мать должна была успокоить девочку и дать каждому ребёнку по чистому листу и договориться о том, что каждый рисует только на своём листе, а дочь могла быть показать брату, как правильно рисовать. Кроме того, мать должна чаще хвалить свою дочь.

      Групповое мероприятие по сплочению семей, улучшению внутрисемейных отношений, можно провести в виде тренинга. К проведению мероприятия необходимо привлечь педагога-психолога.

      «Тренинг коррекции внутрисемейных отношений»

1)    «Здравствуй, ты представляешь…»

Цель – активизация и сближение группы, снятие напряжения, повышение уверенности в себе.

Ход упражнения: родители обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу: «Здравствуй, ты представляешь…» и начинают описывать какой-то смешной случай, произошедший с ним и его ребёнком, или необычный эпизод из семейной жизни.

2)    «Какой Я родитель?»

Цель – саморефлексия.

Ход упражнения: каждый участник может записать не менее 30 характеристик – ответов на вопрос «Какой Я родитель?». Затем родители садятся в большой круг и по очереди высказываются, комментируя свой рассказ о себе и отвечая на вопросы.

3)    «Брачное объявление»

Цель – развитие стремления к самосовершенствованию.

Ход упражнения: представить текст брачного объявления, в котором нужно указать прежде всего свои основные достоинства, а также в нескольких словах охарактеризовать свой идеал.

4)    «Ласковое имя»

Цель – реорганизация арсенала средств общения в семье.

Ход упражнения: родители садятся в круг и рассказывают, каким ласковыми именами называют своего ребёнка, свою жену (мужа). Когда? Почему?

5)    «Я глазами семьи»

Цель – осознание межличностных отношений в семье.

Ход упражнения: участник должен представить себя в окружении близких ему людей и сделать предположения. «Сын считает меня…», «Муж (жена) думает, что я…».

6)    «Откровенно говоря»

Цель – отреагирование эмоций.

Ход упражнения: нужно закончить предложения, которые даны, высказав те самым своё отношение к происходящему.

·        Во время занятия я понял, что….

·        Самым эффективным считаю…

·        Я не смог быть более откровенным, так как…

·        На занятии мне не удалось…

·        Больше всего мне понравилось, как работал(а)…

·        На месте ведущего я…

Ситуация 9.

     Мать спрашивает у воспитателя:

– Почему ребенок стал своенравным, непослушным? Был маленьким – горя не знали с ним. А теперь (скоро в школу!) стал другим: наши распоряжения критикует. Грубит, на все свое мнение… А ведь мы всегда очень строги с сыном. Никогда не отступаем от своего слова: если сказали – значит, он должен точно выполнить. Никаких уступок!

     Проанализируйте характер отношений взрослых с сыном, на чем они основаны. Почему мальчик стал непослушным? Предложите формы помощи данной семье?

     В данном случае ребёнок безоговорочно должен подчиняться воле взрослых. Понятно, что пока ребёнок был маленький, он следовал указаниям родителей, подчиняясь их авторитету без лишних разговоров, но ребёнок подрос, у него на всё появляется своё мнение, которое он противопоставляет воле родителей. Но, так как родители не учитывают его мнение, делая акцент на том, что они никогда не отступают от своего слова, возникает конфликт между взрослыми и формирующейся личностью мальчика. И, поэтому, ребёнок начинает проявлять своеволие, перестаёт слушаться родителей, грубит или не уступает.

     Семье должны оказать помощь воспитатели и психолог. Можно провести индивидуальную беседу с родителями мальчика на тему становления ребёнка как личности. Родитель должен понять, что строгость в воспитании это не постоянные требования к ребёнку и подчинение его своей воли, а сочетание требований с уважительным отношением к ребёнку как к формирующейся личности. Надо рекомендовать родителям как можно больше времени проводить с ребёнком. Совместные игры, чтение книг, прогулки позволят родителям лучше понять своего сына, прислушаться к его мнению. Только тогда, когда родители начнут в чём-то уступать своему ребёнку, идти на компромисс, только тогда он будет уступать, и если не во всём, то во многом соглашаться с ними.

Ситуация 10.

     Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно проговаривая:

– Посмей, только не спать! Сейчас же закрой глаза! Воспитатель, заметив это, говорит:

– Так с дочкой мамы не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку, она и заснет.

Но девочка не слушает ее, возражает:

– А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.

Как объяснить действия ребенка в игре, основываясь на психологических особенностях девочки? Назовите их.

Что воспитатель должна была ответить девочке? Какую беседу провести с мамой?

     «Дети – это зеркало родителей».

      В данном случае девочка стремится быть похожей на мать, быть «взрослой», поэтому подражает своей матери, укачивая куклу и подшлёпывая её. Она поступает так, как поступает мать с её младшей сестрой – она повторяет жесты, слова и поступки своей матери в игре с куклой. Девочка проявляет отрицательные качества, но в её понимании это не считается плохим (ведь мама плохо поступать не может).

      Мать должна узнать от воспитателя о том, как её дочь копирует её слова и поступки и тем самым «увидеть» себя со стороны. Воспитатель и психолог должны помочь матери это сделать. Мать должна понять, что если она не изменит своё поведение в лучшую сторону, то в сознании девочки закрепится образ жестокой и злой матери. Девочке же воспитатель должна была сказать примерно следующее «Посмотри, а кукла-то заплакала, она думала её поцелуют, песенку споют, а вместо этого получила по попе. Ой как куколка расстроилась!» Таким образом, воспитатель сделает акцент на том, что «чувствует» кукла, и скорее всего девочка задумается, правильно она поступила или же нет. И ни в коем случае нельзя ругать ребёнка, говорить «ты плохая или ты не права».

      Для диагностики детско-родительских отношений можно использовать следующие методики:

1)    «Лики родительской любви».

Данный опросник поможет и отцу, и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребёнку.

2)    «Мера забота»

Многие нарушения в поведении и развитии ребёнка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.

3)    «Методика идентификации детей с родителями» (опросник А. И. Зарова).

Диагностика компетентности и престижности родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.

4)    Методика PARI (адаптирована Т. В. Нещерет).

Предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребёнку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком, излишняя концентрация на ребёнке).

5)    «Стратегии семейного воспитания»

Оценка стратегии семейного воспитания.

6)    «Шкала общения родителя с ребёнком» (А. И. Баркан)

По этой шкале приблизительно можно понять состояние ребёнка на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребёнком, какие эмоции преобладают в процессе общения ребёнка с родителем.

7)    Для ребёнка можно использовать проективные методики, такие как «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное». Данные методики позволят сделать вывод об отношениях в семье, о том, какое место занимает ребёнок в семье и что значат для него родители.

    

 

МБДОУ №27 “Солнышко” – Сборник пед. ситуаций продолжение

Ситуация 14

В группе детского сада ежедневно большое количество детей (25-30 человек). Это не позволяет во время занятия уделить достаточно внимания каждому ребенку, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса. Организовать подгрупповую работу не позволяет режим и специфика работы детского сада.   Как быть?                                                                                                                                                                     Допущение №1: ситуация происходит в младшей группе.                                                                                     Ресурс 1: старший собеседник каждому ребёнку (другой воспитатель, няня, старшие дети).                     Промежуточное решение 1: к малышам приглашаются дети старшего возраста, способные после небольшой инструкции индивидуально проверить правильность выполнения задания у 2-4 малышей.

                                                                                                                                             Противоречие 2: старшие дети могут принять участие в занятии с малышами, чтобы помочь осуществить индивидуальное общение, и старшие дети не могут принять участие в занятии с малышами, потому что у них тоже есть свои занятия.                                                                                                                                          Конкретное решение №1: разнесение времени занятий в режиме дня – с малышами можно заниматься и во второй половине дня, когда у старших, как правило, занятий нет.                                                                               Конкретное решение №2: после занятия с малышами каждый старший ребёнок индивидуально рассказывает воспитателю о том, как его подопечный выполнил задание. Этим как минимум формируется навык связной монологической речи.
Более конкретный вариант возможен, если специально разработать содержание такого интегрированного занятия.                                                                                                                         Допущение №2: ситуация происходит в старшей группе.                                                            

Конкретное решение: занятие организуется по принципу взаимообучения. Например, ролевая игра, когда дети в парах поочерёдно выступают в роли ученика и учителя.       

Ситуация 15                                                                                                                                                           Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику “на пустом месте”, прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя.

Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка. Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день. ? Как быть?                                                                                                                                                  Анализ ситуации: в данной ситуации можно рассматривать много задач. Мы не можем изменить традиции отношений в семье, поэтому выделим тот момент, который нас больше всего не устраивает. Ребёнок прячется в личный шкафчик и не хочет оттуда выходить. Однако когда папа уходит, он выходит из шкафчика после требования педагога, которое нужно повторить 2-3 раза. При этом ребёнок никак не объясняет своё поведение.
Но его мимика и весь внешний вид показывает, что он получает удовольствие от оказываемого ему внимания. Ребёнок общительный, отношения с детьми в группе у него ровные, есть товарищи по играм. И вообще на протяжении всего дня он не создаёт напряжения.                                                                                                                                                            Задача: Что есть? – ребёнок 5 лет, который прячется в личный шкафчик по утрам.                                        Что не устраивает? – то, что воспитателю приходится отвлекаться на него от остальных детей.                     Что нужно? – чтобы ребёнок прекратил прятаться в шкафчик при раздевании.                                   
Конфликт
: неадекватное поведение ребенка конфликтует с требованиями дисциплины.                Недостаток информации для конкретной ситуации: неизвестно точно, какие мотивы побуждают ребёнка поступать таким образом.                                                                                                                            Допущение: такое поведения мальчика – каприз, объясняемый попустительской реакцией отца. Противоречие: ребёнок должен прятаться в шкафчик, потому что так хочет, и не должен этого делать, чтобы не создавать неудобства воспитателю.                                                                                                     ИКР: в раздевалке создаётся ситуация, что ребёнок никак не может спрятаться в шкафчик. В шкафчик нельзя спрятаться, если его попросту нет.                                                                                                       
Ресурс
: идеальный шкафчик (шкафчика нет, но его функции выполняются).Шкафчик – место для хранения одежды. Принципиально важные с этой целью его части – стенки и крючки для одежды на них.                                                                                                                                                               Конкретное решение: нужно организовать ребёнку место для раздевания, которое не будет изолироваться (закрываться) дверцей, чтобы некуда было спрятаться. Раздвигаем шкафчики (они традиционно объединены в блоки по 4-5 штук), на их внешние стенки крепим крючки, в простенке ставим стульчик, сидение которого будет выполнять функции полочки.                                                                         
Примечание
: в работе с этой проблемой учащиеся изначально допустили ошибку, неверно определив элемент, к которому предъявляется претензия. Из педагогических соображений, им не было указано на это, для того, чтобы, получив решение, они сами поняли свою ошибку.

Ситуация 16.                                                                                                                                                                      В группе детского сада есть девочка, которая на занятиях по лепке постоянно берёт в рот пластилин. Замечания и запреты не помогают.                                                                                                                      Объяснить эту тягу ребёнок не может. ? Как быть?                                                                                                                                               Конфликт: вредная привычка ребенка конфликтует с требованиями санитарии и гигиены.                

Недостаток информации для конкретной ситуации: неизвестно точно, какие мотивы побуждают ребёнка поступать таким образом.                                                                                                       Противоречие: нужно сделать так, чтобы девочка перестала брать пластилин в рот, чтобы не вредить её здоровью, и нельзя этого сделать обычным способом, потому что это отвлекает внимание и время взрослого, предназначенное другим детям.                                                                                                   Решение: на занятие в кусочки пластилина девочке подмешивается порошок жгучего перца.

Ситуация 17.                                                                                                                                                              Мальчик 5-ти лет гиперактивен.

Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.                                                              Анализ ситуации: умственно ребёнок развивается нормально, любит шумные игры, но долго находиться в состоянии покоя не может. По отношению к детям настроен положительно, имеет в группе друзей, не агрессивен. Гиперактивность имеет физиологические корни. Если взрослый настаивает на спокойном виде деятельности, ребёнок теряет равновесие в поведении, плачет, отказывается от общения.                                                                                                                                    Задача: Что есть? – гиперактивный ребёнок.                                                                                                             Что не устраивает? – его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.                                                                                                                                                            Что нужно? – чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.
           Конфликт: физиологические особенности ребёнка конфликтуют со способом организации учебной деятельности.                                                                                                                                                                Задача решается одним из типовых приёмов разрешения противоречий “Обратить вред с пользу“: излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания. Конкретное решение: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т.д.), где “спрятано” следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.

Ситуация 18.                                                                                                                                                        Исследователь предложил детям в детском саду нарисовать тематический рисунок “Моя семья”. Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках. Исследователь спросил Петю: “Почему ты себя не нарисовал?” – “А я не уместился”, – ответил мальчик.

? Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?

? Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?

Решение. По детским рисункам можно судить о микроклимате семьи и о психическом состоянии ребенка. Пете в семье одиноко, неуютно. Изображение папы в центре листа говорит о том, что он занимает лидирующее положение в семье и обладает большой силой. Петя папу боится.

При анализе детских рисунков имеет значение и цветовая гамма: яркими красками ребенок рисует все, что ему нравится.

 

Ситуация 19.  

Лена (3 года 5 мес) под руководством мамы учится одевать и раздевать куклу, укачивать и укладывать ее в кроватку. Девочка точно выполняет эти действия, но только по указанию мамы и в ее присутствии.

Мама Нины (3 года 6 мес), показывая девочке способы действия с куклой, обращает внимание дочери на то, какая мама заботливая, добрая, внимательная, как любит свою дочку. Она говорит, что так поступают все мамы. Предлагая Нине поиграть одной, она просит дочь уложить куклу в постель, как это делает заботливая мама.

?Рассмотрев данные ситуации, опр-те, у кого из детей скорее сформ-ся игра как деятельность.

Решение. У Нины формирование игры как деятельности будет проходить быстрее, так как у нее шло создание не только игровых действий, как таковых, но была вызвана потребность в доступной для нее форме выполнять функции мамы.

У Лены этого не произошло, так как требования мамы выполнялись строго под ее руководством. Действия не формировали образа мамы и не вызывали у девочки потребности играть “в маму”.

 

 

Ситуация20.

Родители Миши (5 лет) стремятся интеллектуально развить своего сына. И так его при этом загрузили, что у него не остается времени для игр.

? Сделайте прогноз развития Миши, когда родители пренебрегают игровой деят-ю ребенка.

Решение.  Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. И это не случайно, ведь в игре со сверстниками происходит физическое развитие ребенка, улучшается координация движений, скорость передвижения, ловкость, подвижность, согласованность действий ребенка со сверстниками, выявляется его ориентация на их достижения и т. д. В игре совершенствуются психические функции: ощущение, восприятие, мышление, память. В частности, происходит развитие знаковой функции сознания. В играх ребенок занимает определенную позицию, которую можно изменять. Это важно использовать в целях воспитания. Развитие всех этих функций организма человека совершенно необходимо для дальнейшей жизни ребенка, для формирования его личности.

Отдавая все силы (свои и ребенка) интеллектуальному развитию, родители Миши не должны забывать об общем полноценном его развитии как личности.

 

Ситуация 21.

  Коля – мальчик подвижный. Его руки все время чем-то заняты. Он хватает все попавшиеся на глаза предметы. Мальчик постоянно что-то чертит карандашом, его все время посещает множество идей, которые он стремится тут же высказать. Коля– непоседа: во всем он хочет поучаствовать, все попробовать, но очень быстро бросает начатое дело и хватается за новое. Маме это не нравится. Она все время его сдерживает, успокаивает.
 ? Объясните, почему невозможно ребенка-непоседу сделать спокойным?
 Решение. Это можно объяснить преобладанием у мальчика процесса возбуждения над торможением. Но это может быть связано и с тем, что Мишу пока еще не приучили сосредоточенно заниматься одним делом довольно длительное время. Маме нужно действовать совместно с ребенком, объясняя при этом свойства отдельных предметов. Превратить непоседу в тихоню не удастся, но можно и нужно помочь ребенку овладеть своим поведением, своим телом, своей энергией. Необходимо научить ребенка давать выход своей энергии там, где это нужно, и сдерживать себя в ситуациях, которые этого требуют.
Повышенную активность не сдерживайте, а направляйте в нужное, разумное русло.

 

 

Ситуация 22.

 Из разговора двух молодых мам: “Моя Алена (2года 10 мес) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала – ей уступили. Но она не успокоилась , ведь к бабушке ей на самом деле хотелось.

В другой раз попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: “Не хочу, не пойду”.

? Что случилось с девочкой. Объясните причину.

? Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.

Решение. На 3-м году у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, негативном отношении к просьбам взрослых. Причем негативизм 3-летнего ребенка сложнее прежнего кризиса 1-го года. В 3 года ребенок хочет признания самостоятельности, независимости. Но к такой форме поведения он еще не готов, что является противоречием, на основе которого развивается кризис.

Если взрослый настаивает на своем, пытается “сломить” детское упрямство, то возникает психологическая защита: а)ребенок привыкает к отрицательной оценке взрослого, б)перестает “слышать” замечания. Могут возникнуть невротиче ские симптомы. При “победе” взрослого над самостоятельностью ребенка последний может вырасти безвольным, малоинициативным, либо упрямым и жестоким. Родителям в этой ситуации стоило переключить внимание дочери на выбор ею наряда для поездки к бабушке.  

 

Ситуация 23.                                                                                                                                                                  Две мамы вели разговор. Одна с гордостью сообщила, что они с мужем подарили дочке компьютер. А вторая заметила: «Ну и зря! Будет теперь часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некоммуникабельной, неприспособленной к жизни…»                                                                          ? Выскажите и обоснуйте свою позицию: чего больше – вреда или пользы для ребенка от компьютера.                                                                                                                                                        Решение.  Компьютер – это не только игры, но и прежде всего неограниченный доступ к любой информации, возможность общаться со сверстниками по электронной почте. Любители компьютера говорят, что ребенок с помощью компьютера может сделать такой интеллектуальный рывок, что обгонит всех своих сверстников. Специалисты считают, что через Интернет родители могут дать своему ребенку лучшее образование. Но возможно и отрицательное влияние компьютера на ребенка: подбор содержания информации, в частности игр, несоблюдение гигиены пользования компьютером.

Ситуация 24.

Дима (1 год 10 месяцев), овладев только автономной речью, не мог внятно объяснить свое желание: чтобы мама дала ему игрушку. Мама же настаивала на том, чтобы Дима пытался словесно воспроизвести то, что он хочет, а не заменял речь жестами. В другом случае мама старалась включить Диму в игру с детьми во время прогулок в скверике.

? Верно ли делала мама, когда создавала для ребенка такие условия?

? Как правильно руководить самодвижением ребенка? Приведите случаи исполнения такого руководства взрослыми.

Решение. Мама сознательно создавала для Димы проблемные речевые ситуации, чтобы мальчик, стремясь преодолеть их, пытался говорить яснее, точнее, правильнее, то есть чтобы он таким образом развивал свою речь. В данных ситуациях существующее противоречие: владение Димой только автономной речью, с одной стороны, а с другой – непонимание этой речи другими детьми во время игры – стало необходимым условием для развития речи мальчика.

Взрослый должен уметь руководить самодвижением ребенка:

а) создавать условия для возникновения противоречий;

б) помогать в разрешении противоречий, учитывая особенности ребенка;

в) учитывать особенности и характер складывающихся противоречий.  

 

Ситуация 25.

Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик всегда делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать,  если плохо получается. Петя то и дело говорит: «Я не умея, у меня не получается». «Я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»

? Назовите причины, вызывающие у Пети нежелание учиться.

? Какие ошибки часто допускают взрослые?

 Решение. Ребёнок 6 лет должен быть уверен в своих силах. Неважно даже, в каком деле он будет добиваться успеха. В этом возрасте дети обобщают удачи и неудачи. Взрослым нужно спокойно относиться к неудачам детей, иначе их тревога передается детям. Нежелание ребёнка читать, писать можно объяснить тем, что он еще «не доиграл». И если по настоянию взрослых он перестанет играть, но потребность в этом сохранит, то будет обязательно играть тайком. Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение – таким должно быть отношение взрослых к детям, готовящимся к поступлению в школу.

 

Ситуация 26.

Вове (5 лет) купили строительный конструктор. Он с большим удовольствием начал раскладывать его детали.

– Что ты хочешь построить? – спрашивает мама.

– Что… что получится, – отвечает Вова.

– Как же ты будешь строить?

– Буду строить из кубиков и кирпичиков. Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.

– Нет, я лучше ракету построю…

Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Мальчик пытается удержать его рукой, но тщетно: вся конструкция рухнула. Он уходит от места строительства, оставляя груду строительных деталей.

Тогда мама предлагает: – Попробуй еще раз. Снова неудача.

? Что должна была сделать мама, купив сыну строительный конструктор?

Решение.  В таком виде конструирование мало что дает. Чтобы конструктор был интересен детям, он первоначально должен быть обыгран, как и любая игрушка (игра), при целенаправленном руководстве со стороны взрослого. Сначала нужно рассказать и показать ребенку, что можно собрать, построить из данного конструктора. Опыт совместных «изысканий» позволит выполнить более сложные задания: например, построить гараж для машины. Для этого необходимо научить ребенка сравнивать предметы по величине, форме, обращая внимание на их пространственные особенности: большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий и т.  п. Затем нужно показать, как величина и форма предмета зависят от его назначения. И тогда с помощью взрослого ребенок научится пространственному анализу образца (в качестве образцов можно дать фотографии, рисунки), постепенно научится устанавливать разные взаимосвязи между конструкцией и назначением предметов, создавать собственные оригинальные конструкции, развивая свои творческие способности.

! Ребенка надо научить, как пользоваться любой купленной ему вещью.

 

Ситуация 27.    

Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка, пуговицы на нем тоже были со звездочками и очень понравились ребятам. Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.

– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.

– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.

– Разве так можно, мама будет ругать!

– Нет, мама будет довольна, –  ответил мальчик. – Она всегда говорит: «Жадным быть нехорошо».

? Дайте психологическое обоснование поведению Вани.

? Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?

Решение.  Ваня поступил так потому, что взрослый для него является образцом поведения. Но его неумение применять общие правила поведения к конкретной ситуации привело к вышеописанному случаю.

Ситуация 28.   В поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого, воспитательница заметила два психологических факта:

♦ стремление командовать сверстниками;

♦ неумение выслушивать не очень складную их речь.

? Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимоотношения Мити со сверстниками в дальнейшем.

Решение.  Либо авторитарное поведение Мити и давление на сверстников будут продолжаться и даже усиливаться, либо он станет отвергнутым, т.к. дети начнут на него жаловаться воспитателю или объединяться вокруг кого–то другого. Если в группе появится новый дошкольник, который займет лидирующее положение, то Митя может оказаться в положении изолированного. Возможны и другие варианты.

 

Ситуация 29.

  Сеня (4 года 6 месяцев), отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:

– Я больше не хочу! Я больше не хочу!

– Что случилось? Ты не заболел? – забеспокоилась мать.

– Нет, – вяло ответил малыш.

– Устал?

– Нет.

– Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем–нибудь другим.

– Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, – вмешался отец.

– Не хочу! – устало протянул мальчик. – Ничего не хочу.

– Ну, ну, не капризничай, – стоял на своем отец. – Начатое дело надо доводить до конца. Пойми: не все легко дается, где–то и попотеть требуется.

– Чего ты к нему привязался! Не видишь – он не хочет, – рассердилась мама.

– Мало ли, что не хочет. Надо!

– У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов.

– Не скажи! Если он перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что–то сделает.

? Проанализируйте суждения папы и мамы.

Решение.  Папа выбрал более удачную стратегию, так как он старается воспитать в сыне настойчивость в достижении цели, стремление добиться результата, преодолевать трудности. Это важные волевые качества.

! Учите ребенка преодолевать возникающие трудности.

 

Решение педагогических ситуаций. Каждой микро группе раздаются конверты с заданиями. Необходимо проиграть педагогическую ситуацию и найти правильное решение.

Педагогические ситуации:

 

1. Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы. Как организовать работу с родителями Сережи?

2. Воспитатель (специалист) знакомит родителя с коллегиальным заключением и рекомендациями ПМП консилиума детского сада о направлении ребенка в специализированную школу 8 вида для детей с умственной отсталостью. Мама с рекомендациями педагогов не согласна и выражает протест. Ваши действия. Какая работа не была проведена ранее с данной семье? Какую работу необходимо провести в данной ситуации?

3. Вечер. Ваша смена уже заканчивается, а  за Ваней мама не пр

40+ открытых вопросов, чтобы ваши дети заговорили

ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ:

Как родители и учителя, мы часто не можем найти слов. Мы хотим общаться с детьми, но иногда не знаем, с чего начать разговор об их дне.

Вот почему мы составили этот обширный список открытых вопросов для учителей и родителей. Эти вопросы помогут зажечь разговор и установить связь между вами и ребенком. Кроме того, часто просто задавая вопросы, мы выражаем признательность и помогаем нам сказать «спасибо, детишки», не говоря ни слова.

Если вы являетесь учителем, основанным на запросах, или родителем Монтессори, эти открытых вопросов примеров идеально подходят для вас. Опросные вопросы для детей — это способ заставить детей думать на их условиях и без каких-либо барьеров.

Эти открытые вопросы касаются малышей, дошкольников и даже старших школьников. Ниже вы можете скачать эти вопросы в удобном формате pdf с открытыми вопросами.

Кроме того, этот список вопросов для детей не ограничен вашей фантазией! Добавляйте свои наводящие на размышления вопросы для детей и расширяйте этот список.

Кроме того, эти вопросы позволяют взрослым в жизни ребенка собирать информацию, чтобы лучше направлять ребенка. Помимо всего прочего, наблюдать за ребенком в условиях такого типа мышления довольно увлекательно.

Простые вопросы часто пробуждают творческое мышление и идеи, которые раньше не представлялись ребенку.

Открытые вопросы для малышей и дошкольников

Одно из моих главных намерений как родителя — дать детям возможность творчески решать проблемы и находить решения. Другими словами, я хочу, чтобы дети критически думали о проблеме и воспринимали неудачу как возможность повторить и улучшить.

Отличный способ вдохновить на такое поведение, чем задавать вопросы. Кроме того, забавные вопросы идеально подходят для вовлечения детей!

Кроме того, я придерживаюсь этого подхода во всем, что мы делаем в жизни — чистим зубы, строим из лего, пишем, лазаем, меняем белье, ходим в походы или занимаемся любым проектом STEAM.

Что такое открытые вопросы?

Прежде чем мы углубимся в примеры открытых вопросов, я подумал, что было бы полезно рассмотреть, почему открытые вопросы так важны для обучения и развития ребенка. Кроме того, внимательно изучите открытые и закрытые вопросы.

Задавать наводящих вопросов аналогично допросу свидетеля на суде. Прежде всего, цель состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации. Точно так же я использую этот подход в своем воспитании.

То же самое можно сказать и о закрытых вопросах или вопросах с односложными ответами, такими как «Да» или «Нет».

Как вы понимаете, на закрытые вопросы можно ответить без подробностей. Точно так же вопросы с несколькими вариантами ответов немного лучше, потому что ребенок может просто угадать или выбрать то, что, по его мнению, вы хотите, чтобы он ответил.

Наконец, давайте перейдем к преимуществам открытых вопросов .

Преимущества открытых вопросов

Как родители, мы всегда ищем способы лучше понять наших детей и побуждаем их открываться нам. Один из способов сделать это — задавать открытые вопросы.

На открытые вопросы нельзя ответить простым «да» или «нет». Они требуют обдумывания и обычно начинаются со слов кто, что, когда, где, почему или как.

Преимущество №1. Открытые вопросы способствуют критическому мышлению.

Когда вы задаете ребенку открытый вопрос, вы побуждаете его критически обдумать ответ. Они должны обработать запрос и дать ответ, который состоит не только из одного слова. Этот тип мышления является важным навыком, который поможет им в школе и жизни.

Преимущество № 2. Открытые вопросы способствуют общению.

Часто дети не хотят общаться со своими родителями, потому что боятся осуждения или критики. Когда вы задаете ребенку открытые вопросы, вы даете ему понять, что вам интересно услышать то, что он хочет сказать, без осуждения.

Это может помочь им более свободно общаться с вами как о хорошем, так и о плохом опыте.

Преимущество № 3. Открытые вопросы показывают, что вы цените мнение ребенка.

Если вы спросите своего ребенка об его мнении, это покажет, что вы цените его мысли и идеи. Это может укрепить уверенность в себе и помочь им чувствовать себя более комфортно, делясь своим мнением с другими.

Кроме того, это также может помочь укрепить ваши отношения с ребенком, поскольку он чувствует, что может прийти к вам с чем угодно.

Используя этот ресурс, дети захотят отвечать на ежедневные вопросы об эмоциях, науке, математике и многом другом!

Примеры закрытых вопросов

Ниже приведены примеры закрытых вопросов, чтобы дать вам представление о различных подходах. Имейте в виду, что вам может понадобиться попрактиковаться в этом подходе.

  • Как прошел день?
  • Вам понравился ужин?
  • Тебе нравится быть старшим братом?
  • Какой вид спорта тебе больше всего нравится?
  • У вас есть домашние животные?
  • Какой вкус мороженого тебе нравится больше всего?
  • Тебе понравилось играть в доме Джо?
  • Тебе грустно?
  • Что тебя бесит?
  • Тебе нравится кататься на лыжах?

Примеры закрытых вопросов могут выглядеть следующим образом:

Однако есть много возможностей превратить закрытый вопрос в открытый. Кроме того, этот шаг в процессе может стать отличным переходом, когда вы научитесь подходить к общению открытым способом.

Например, чтобы изменить закрытый вопрос на открытый, вы можете спросить:

  1. Вам нравится заниматься спортом? Почему?
  2. Какая твоя любимая еда и почему?
  3. Почему ты решил нарисовать дракона?
  4. Какой твой любимый предмет в школе? Расскажите мне больше.
  5. Если бы вы могли выбрать любое занятие в свободное время, что бы вы выбрали и почему?

Важность задавать открытые вопросы

Открытые вопросы для детей отлично подходят для развития исполнительных навыков. Прежде всего, имейте в виду, что дети по своей природе умеют решать проблемы. Тем не менее, существует короткое окно, чтобы взрастить и поощрить это врожденное любопытство.

Вопросы требуют места для рассуждений и учат детей думать о многих аспектах тем. Дети, у которых развивается такой подход к мышлению, могут более успешно ориентироваться в мире.

Есть также преимущества общения, так как дети могут подробно объяснить свою точку зрения и детализировать свое мышление. Поощрение вопросов, на которые нет правильного или неправильного ответа, помогает ребенку научиться думать и не упоминать, чтобы развить уверенность и убежденность в своих вариантах.

Больше пользы от вопросов детям

  • Ребенок может углубиться в конкретную тему
  • Манифест более значимых ответов
  • Ребенок владеет своим обучением
  • Более занятой ребенок
  • Ребенок естественно становится более любопытным
  • Мотивация хотеть узнать больше увеличивается
  • Развивает исследовательские навыки
  • Поощряет мышление роста и личную ответственность
  • Воспитывать навыки критического мышления
  • Учит задавать правильные вопросы

Надеюсь, эти примеры открытых вопросов для учащихся помогут вам направить наших маленьких решателей задач!

Советы по задаванию открытых вопросов

  • Практика! Когда вы задаете закрытый вопрос (как я часто делаю), работайте над его переходом к открытому вопросу.
  • Будьте открытыми
  • Будьте изобретательны
  • Активно слушайте – вы удивитесь, как больше вопросов естественным образом возникнет у вас во время разговора с ребенком.
  • Открытые вопросы начинаются точно со следующих слов: почему, как, что, опишите, расскажите мне о… или что вы думаете о…
    • «Что может случиться, если…»
    • «Интересно, почему/что/если…»
    • «Как мы можем…»
    • «Расскажите мне об этом подробнее…»
    • «Каким образом может/сделал/стал бы…»
    • «Что бы вы сделали с…»
    • «Почему ты думаешь…»

Примеры открытых вопросов для учащихся

Одним из центральных моментов открытых вопросов для детей всех возрастов является сбор информации. Ниже приведены несколько типов открытых вопросов.

Общие открытые вопросы

  1. Что произойдет, если…
  2. Интересно, что…
  3. Как вы думаете, что может произойти, когда…
  4. Как это случилось?
  5. Как это работает?
  6. Как вы думаете, что происходит?
  7. Интересно, что произойдет, если мы изменим это…
  8. Что бы вы могли изменить?
  9. Можете ли вы представить…
  10. Каков твой план?
  11. Интересно, как…
  12. С чего ты это взял?
  13. Как вы думаете, что может произойти дальше?
  14. Как ты мог…
  15. Что ты видишь?
  16. Скажи мне, почему…
  17. Что здесь поставить?
  18. Скажи мне, что…
  19. Можете ли вы придумать другие способы…
  20. У вас есть идеи…
  21. Как мы могли это понять?
  22. Как вы пришли к такому решению?
  23. Расскажи мне, как…
  24. Помогите мне исправить это…
  25. У вас есть идеи для решения?
  26. Есть ли другие способы…
  27. О чем ты думаешь?
  28. Интересно, что будет дальше…
  29. Что бы вы могли оставить прежним?
  30. А теперь расскажи мне о времени, когда…

Забавные вопросы для детей

  1. Вы бы предпочли каждый день есть яблоки или морковь?
  2. Что самое лучшее в том, чтобы быть старшим/младшим/единственным ребенком/средним ребенком в вашей семье?
  3. Что бы вы сделали, если бы проснулись утром с хвостом?
  4. Вы бы предпочли быть невидимым или уметь летать? Почему?
  5. Сладкий или соленый? Почему?
  6. Пицца или мороженое? Почему?
  7. Синие киты или белоголовые орланы? Почему?
  8. Если бы ты мог играть на любом инструменте, какой бы ты выбрал и почему?
  9. Если бы вы могли говорить на любом языке, какой бы вы выбрали и почему?
  10. Если бы у вас был миллион долларов, что бы вы с ним сделали?
  11. Если бы вы могли начать бизнес, что бы это было?
  12. Если бы вы могли быть любым животным, то каким и почему?
  13. Если бы вы могли выбрать любую сверхспособность, что бы это было и почему?
  14. Как вы думаете, плач ребенка говорит нам о разных вещах в зависимости от типа плача? Почему?
  15. Что вы думаете о снежном человеке?
  16. Если бы океан мог быть любого цвета, какой цвет вы бы выбрали и почему?
  17. Если бы вы могли есть любую пищу три раза в день, 365 дней в году, что бы вы выбрали? Почему? Это хороший или плохой выбор?
  18. Если бы вы могли путешествовать во времени, куда бы вы отправились и почему?
  19. Веришь ли ты в призраков? Почему или почему нет?
  20. Если бы ваш питомец умел говорить, как вы думаете, о чем бы он хотел говорить?
  21. Какой твой любимый ужин? Что насчет того ужина, который вам нравится?
  22. Какую музыку ты любишь? Почему?
  23. Как кто-то был добр к вам сегодня?
  24. Какой твой любимый предмет для изучения?
  25. Как вы думаете, какая работа самая сложная? Почему?
  26. Если бы вы родились в семье Парр из «Суперсемейки», какой сверхспособностью вы бы хотели обладать?
  27. Какая самая интересная работа, которую вы можете придумать? Почему это весело?
  28. Вспомните фильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» — какую еду вы бы хотели, чтобы она упала с неба?
  29. Какой твой любимый запах? Почему?
  30. Пляж или горы? Почему?
  31. Единороги или русалки? Почему?
  32. Если бы вы были животным, вы бы предпочли быть всеядным или травоядным?
  33. Если бы вы были животным, вы бы предпочли жить на суше или в воде?
  34. Как вы думаете, почему большие собаки так возбужденно лают, когда видят маленьких собак?
  35. Как вы думаете, как лучше всего успокоить взволнованную собаку?
  36. Собаки или кошки? Почему?
  37. Какой магической силой ты бы хотел обладать? Почему?
Нажмите на изображение выше, чтобы загрузить полный список примеров открытых вопросов.

Вопросы о школе для детей

  1. Почему вы выбрали эту книгу для чтения?
  2. Какой персонаж вам больше всего нравится и почему?
  3. Что нужно сделать, чтобы начать проект?
  4. Не расскажете ли вы мне о случае, когда кто-то был добр к вам сегодня?
  5. Какое время года вам нравится больше всего и почему?
  6. Если бы вы могли отправиться в любое место во Вселенной, куда бы вы отправились и почему?
  7. Как вы так хорошо справились с этой работой/задачей/деятельностью?
  8. Кто твой любимый учитель? Что делает его таким уникальным?
  9. Если бы вы могли преподавать любой предмет, что бы это было и почему?
  10. Если бы вы были директором на сегодня, что бы вы сделали? Внести какие-либо изменения?

Открытые вопросы для дошкольников

  1. Что вас больше всего волнует, когда вы просыпаетесь утром?
  2. Как вы думаете, животные могут общаться? Как?
  3. Какая твоя любимая еда?
  4. Какой твой любимый цвет?
  5. Какое твое любимое животное?
  6. Что ты любишь делать на улице?

Вопросы для детей старшего возраста

  1. Что, по вашему мнению, означает, что у вас хорошая жизнь?
  2. Что значит любить?
  3. Когда вам нужно принять решение, как вы это делаете?
  4. Можете ли вы описать свой сон и что, по вашему мнению, он означает?
  5. Какие ваши любимые настольные игры и почему вам нравится в них играть?
  6. Какой твой любимый вид спорта и почему?
  7. Как вы думаете, каким будет iPhone через 25 лет?
  8. Какой твой идеальный день?
  9. Когда вы закроете глаза и я попрошу вас подумать о месте, которое делает вас счастливым, на что это место похоже?
  10. Когда вы просыпаетесь утром, какие у вас первые мысли?
  11. Когда вы ловите себя на мечтах, что вы думаете об этом?
  12. Если бы вы могли изменить одно семейное/классное правило, какое бы это было и почему?
  13. Что делает друга другом?
  14. Как бы вы изменили мир, если бы могли?
  15. Что делает человека умным?
  16. В чем твоя самая сильная сторона? Слабость?
  17. Как вы думаете, чем вы будете заниматься через 5 лет? Десять лет? через 20 лет?

Еще один фантастический способ заставить детей общаться — использовать облака слов. Это тип мозгового штурма, который побуждает ребенка использовать язык и помогает ему выражать свои мысли и чувства.

Прочтите по теме:  Почему так важно задавать простые открытые вопросы

Развлекайтесь с этими вопросами и заставьте детей задуматься! Дети – естественные решатели проблем и ученые!

Нажмите на изображение ниже, чтобы загрузить этот список БЕСПЛАТНО!

Нажмите на изображение выше, чтобы загрузить полный список примеров открытых вопросов.

Марни

Загрузить сейчас!

Получите более 25 открытых вопросов для любознательных детей, введя свое имя и адрес электронной почты!

Имя

Адрес электронной почты

Мы используем это поле для обнаружения спам-ботов. Если вы заполните это, вы будете отмечены как спамер.

Мы не будем рассылать вам спам. Отписаться в любое время. Работает на ConvertKit

Лучшие открытые вопросы для дошкольников

  • Поделиться
  • Электронная почта

Задавая детям открытые вопросы, вы можете получить полезную информацию об их навыках критического мышления.

Вот что это такое, преимущества открытых вопросов в раннем детстве и несколько примеров, которые можно использовать дома и в школе со своими детьми.

Что такое открытые вопросы?

Открытые вопросы — это те вопросы, которые мы задаем нашим детям и на которые нет определенных ответов «да/нет» или «или/или».

В то время как закрытые вопросы для дошкольников могут быть направлены на то, чтобы объяснить концепцию или перефразировать то, что вы им сказали, открытый тип развивает навыков мышления более высокого порядка , определенных в таксономии Блума.

Эти навыки включают их способность оценивать, применять и анализировать информацию, в дополнение к их навыкам создания чего-то нового.

Например, навыки мышления более низкого уровня могут включать ответы на вопросы, демонстрирующие понимание того, что вторичные цвета могут быть получены путем комбинирования основных цветов, или даже запоминание того, что желтый плюс синий дают зеленый.

Примерами открытых вопросов могут быть: 

  • «Что вы можете сделать, если хотите, чтобы лес был зеленым на картинке, но у вас нет зеленой краски, карандашей или фломастеров?»
  • «Какие еще цвета краски можно сделать из этих на столе?»
  • «Как вы думаете, что может произойти, если мы добавим к этому цвету немного белой краски?»

Преимущества открытых вопросов в раннем детстве

Использование открытых вопросов с дошкольниками имеет множество положительных результатов:

  • Поощряет решение проблем
  • Предлагает возможность высказать свое мнение и выразить чувства
  • Мотивирует творчество и использование воображения
  • Поощряет использование большего количества языков и расширяет словарный запас 
  • Открывает путь для большего общения между всеми
  • Дает детям ощущение, что их ответы важны и важны

Типы открытых вопросов

Взрослые задают много открытых вопросов естественно, не задумываясь. Тем не менее, задавать вопросы, основанные на таксономии Блума, и для различных целей, подобных приведенным ниже, — хорошая и разумная практика.

1. Формирование связей 

Детям легче усваивать новые факты, когда они могут связываться с информацией, которую они уже знают.

Например, чтобы провести дошкольное отделение о лесных животных, вы можете задать им вопросы об их предыдущем опыте общения с каким-либо животным.

Затем они могут связать любую дополнительную информацию с тем, что они уже знают, чтобы легче сформировать новое понимание.

2. Делать прогнозы 

Прогноз подобен обоснованному предположению. В реальной жизни и в литературе детей можно попросить предсказать, что произойдет дальше, на основе предыдущей информации.

Это легко и весело делать, читая им. Прежде чем перевернуть страницу, спросите: «Как вы думаете, что может произойти дальше?» или «Что, если…?»

Основываясь на том, что уже произошло, и на том, что они знают о персонажах, дети могут делать обоснованные предположения.

3. Высказывание мнений 

«Почему вы думаете…» и «Что вы думаете об этом?»

Маленькие дети могут высказать свое мнение и рассказать, что они думают, основываясь на своем предыдущем опыте, своих личностях и своих чувствах по определенным темам.

Важным аспектом этого является то, что дети узнают, что у их сверстников есть собственное мнение, которое может отличаться от их собственного, и их также следует уважать и ценить.

4. Выводы 

В реальной жизни или в литературе дети учатся и делают предположения о том, «почему» что-то происходит.

«Почему мать Джека расстроилась, когда он вернулся домой без коровы и только с горсткой бобов, которые кто-то сказал ему, что они волшебные?»

5. Решение проблем 

«Как мы можем решить эту проблему?»

Ситуации могут быть основаны на обсуждении («Как мы можем согреться, если отопление погаснет?») или в реальности («Как мы можем заставить эту игрушечную машинку двигаться быстрее, когда она спускается по трапу?»).

Дети используют свои уже имеющиеся знания, чтобы предложить возможные решения.

6. Организация и выявление шаблонов

Мир вокруг нас состоит из шаблонов, которые мы видим и переживаем.

Задавайте вопросы, побуждающие детей к сравнению, поиску сходств и различий. «Чем домашние собаки похожи на волков?» и «Чем они сильно отличаются?»

7. Разработка и воображение новых творений

У детей уже есть много инструментов, чтобы стать изобретателями! Например, исследуя деревянные блоки, пандусы и игрушечные транспортные средства, задавайте им вопросы о том, почему все работает именно так. Затем попросите их предложить новые проекты, которые работают еще лучше или по-другому.

Примеры открытых вопросов

Хотя для вопросов могут использоваться разные формулировки, они часто могут начинаться с « кто, что, где, когда, почему, как », например, следующие предложения:

  • Как вы думаете, в чем проблема этой книги, судя по обложке?
  • Как вы думаете, что нам следует надеть на улицу после прогноза погоды?
  • Что делает человека хорошим другом?
  • Какую другую историю, похожую на эту, мы читали?
  • Как вы думаете, как сейчас себя чувствует _______?
  • Что вы чувствуете, когда происходит ________?
  • Что тебе сегодня больше всего понравилось? Как вы думаете, почему вы так себя чувствуете?
  • Как вы думаете, что будет дальше?
  • Что заставляет вас бояться?
  • Как вы думаете, что произойдет с персонажами после окончания этой истории?
  • Чем вы сегодня гордитесь?
  • Что ты можешь рассказать о своей картине/проекте?
  • Как ты это сделал?
  • Как вы думаете, когда это могло произойти?
  • Как это можно было сделать по-другому?
  • Как вы думаете, почему это произошло?
  • Зачем ты это сделал?
  • Что тебя сегодня рассмешило?
  • Кого из героев истории вы бы хотели иметь в друзьях? Почему?
  • Какая твоя любимая часть дня?
  • Если бы вы были богаты, на что бы вы потратили свои деньги?
  • Как мы можем помочь человеку, над которым издеваются?
  • Что тебе больше всего нравится в себе?
  • Как сделать так, чтобы это работало еще лучше?
  • Что еще вам это напоминает?
  • Что тебе в этом нравится/не нравится?
  • Как вы думаете, какой материал лучше всего подойдет для этой цели?
  • Как ты этому научился?
  • Что, если бы мы сделали это по-другому?
  • Как ты думаешь, где еще можно найти таких?
  • Как ты это решил?
  • Что еще вы можете мне сказать об этом?
  • Почему _______ это делает?

Некоторые дети чувствуют себя очень непринужденно, отвечая на открытые вопросы, особенно дети с напористым характером или широким словарным запасом.

Детям, которые склонны к интровертам или которым труднее выражать свои мысли словами, ответы на такие вопросы могут оказаться более сложной задачей. Ответ заключается в том, чтобы предлагать практику каждый день!

Вы также можете думать вслух, чтобы смоделировать процесс для детей. «Интересно, что мне надеть сегодня, когда я выйду на улицу. Я вижу, что небо облачно и прогноз показывает дождь. На всякий случай мне, наверное, стоит надеть куртку с капюшоном!»

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет. старые
Бесплатный доступ навсегда.

Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *