Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Школьный этикет»
6 «а» класс
Классный руководитель: Поштариков А.А.
Классный час 6 класс
Школьный этикет
Цели:
Воспитывать культуру поведения.
Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.
Оборудование: презентация «Правила школьного этикета», карточки.
Ход мероприятия
I.Организационный момент
II.Сообщение темы и цели.
– Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе?
– Конечно же, да! Называются эти правила – школьный этикет. Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.
III.Основная часть.
1.Вступительная беседа.
Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.
Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?
2.Правила школьного этикета.
Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.
Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. А еще и с друзьями поболтать нужно. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Заходя в школу мы не хлопаем дверью и не оставляем её открытой. Небольшая, но существенная мелочь, которая касается нашего прихода в школу – это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.
Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.
Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?
Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, – в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет. Да еще не все обязаны знать, что у вас не все ладится. Поверьте, окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас что-то не ладится.
Основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. Хотите гадости и грубости в ответ – грубите, хотите доброго отношения и понимания – сами хорошо относитесь к другим и постарайтесь понять, что родители и учителя вас ругают не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше и больше – а поленились. 1
Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.
Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?
3.Городок волшебных слов.
Наша речь. Народная мудрость гласит: «Молчание – золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.
– Какие «волшебные» слова вы знаете? Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» – это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.
– Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?
К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени отчеству, на это не влияет возраст учителя. Что касается общения с одноклассниками – общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, но это не очень приятно, и уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.
4.Физминутка «Запрещённое движение».
5.Правила поведения в школе.
– Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.
2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).
3)Самое важное время в школе – это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.
4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.
– Какие правила поведения на уроке вы уже освоили во время учебы?
5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.
6.Чтение и анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена».
Самое любимое время школьников это… Конечно, перемена! Чем же занимаются ребята на переменах? Послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена» (Слушают)
Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? Как нужно вести себя на перемене?
Перемена – это время отдыха от уроков. Вести себя нужно соответственно – не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.
IV.Заключительная часть.
Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.
2
Школьный этикет
В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.
Необходимо приходить вовремя. Минут за 15 до начала урока.
Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.
В школе надо учиться, а не лениться.
Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.
Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).
Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.
Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.
на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.
На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.
Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Классный час «Школьный этикет»
Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе.
Задачи:
1. Формировать навыки культуры поведения школьников.
2. Развивать речь, мышление, воображение.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.
Оборудование:
• ноутбук, мультимедиа проектор;
• слайдовая презентация
• карточки (для групповой работы).
•
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня тему нашего классного часа вы узнаете позже, а сначала прочитайте слова великого английского драматурга 17 века Уильяма Шекспира(слайд)
2. Постановка проблемы.
Шекспир. пьеса “КАК ВАМ ЭТО ПОНРАВИТСЯ”. (Акт II, сцена 7)
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий горько на руках у мамки…
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем жених,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. Затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искатьХоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь, –
Так он играет роль. Шестой же возраст –
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса – кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта… А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы –
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
-Кто понял, о чем и как это можно связать с нами собравшимися здесь?
– Каждый из нас играет различные роли в своей жизни. Что касается меня? Я исполняю роль дочери, мамы, жены, учителя математики, классного руководителя, коллеги, покупателя, подруги, сестры и т.д.
– Какие роли исполняете вы?
– Вы исполняете главную роль на этом вашем жизненном этапе роль ученика. А как вы думаете, каким должен быть настоящий ученик? Какими качествами должен обладать?
-Нас окружают другие люди. Кто эти люди? Это прежде всего ваши родители, бабушки, дедушки – ваша семья. Это ваши друзья, учителя, школьные товарищи. И мы все должны жить так, чтобы окружающим было легко и приятно рядом с нами. Поэтому мы все должны соблюдать определенные правила.
– Какие правила вы знаете? (правила дорожного движения, правила поведения на воде, правила поведения в лесу и т.д.)
– Так зачем же нужно соблюдать правила поведения в школе? (чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы вы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не было травм и все были здоровы)
ОКАЖЕМ ШКОЛЕ УВАЖЕНЬЕ СВОИМ ПРИМЕРНЫМ ПОВЕДЕНЬЕМ!(слайд )
• ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: (слайд)
Володя Демин всякий раз
У нас опаздывает в класс.
Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет,
У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает.
НА УРОК ВСЕГДА ПРИХОДЯТ ВОВРЕМЯ!
– Зачем нужно соблюдать это правило?
– Что будет если на урок опоздает один ученик, а следом за ним придет второй, третий…
Учителю уже не останется времени, чтобы вести урок. Опоздавший ученик отвлекает от урока учителя и своих товарищей.
– А что можно сделать, что бы не опаздывать на урок? (нужно соблюдать режим, ложиться спать не позднее 10 часов вечера, пораньше встать и прийти в школу вовремя)
Запомните, приходить в школу нужно за 15 минут до начала уроков.
–Для чего? Чтобы спокойно подготовиться к началу урока.
• – Давайте посмотрим, какое же второе правило: ПРАВИЛО ВТОРОЕ: (слайд)
Перевозчиковой Свете
Первой хочется ответить,
Крикнуть громко с места прямо
И казаться умной самой.
Класс она не уважает
Отвечать другим мешает.
– Что неправильно делает Света? (выкрикивает с места).
– А почему это не правильно?
-Кто может показать, как нужно отвечать правильно?
НА УРОКАХ ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ОТВЕТИТЬ ПОДНИМАЮТ РУКУ, А НЕ КРИЧАТ С МЕСТА.
• ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: (слайд)
Лена с Валей на уроке
Обсуждали рот и щеки
Рукавишниковой Аллы.
Всю себя разрисовала!
Так две подружки хохотали,
Ответить никому не дали.
Что делали девочки на уроке? (разговаривали, смеялись, мешали другим детям и учителю). Допустимо ли такое поведение на уроке? Почему?
НА УРОКАХ НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ С ДРУГИМИ УЧЕНИКАМИ, НЕ СМЕЮТСЯ И НЕ МЕШАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМУ КЛАССУ.
• ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: (слайд)
Весь урок Наташка с Лизкой
Пишут Владику записки
С кем подружиться хочет он?
Потом кидают с двух сторон.
Учителя не слушал класс,
Следил за этим целый час.
НА УРОКЕ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ПОСТОРОННИМИ ДЕЛАМИ!
А что значит заниматься посторонними делами? – Это значит заниматься чем-то, совершенно не относящимся к уроку.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ: (слайд)
Да – интересный был урок, –
Сказал Антону Игорек.
Но промолчал в ответ Антон…
Он весь урок считал ворон.
– Как вы понимаете фразу: «Он весь урок считал ворон» (не слушал, отвлекался)
А что же надо было делать Антону на уроке? (внимательно слушать учителя)
НА УРОКАХ ВНИМАТЕЛЬНО, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ, СЛУШАЮТ УЧИТЕЛЯ!
• ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: ( слайд)
Каждый день в большом пакете
Шоколадки носит Петя.
И когда в один присест
Все среди урока съест, принимается за жвачки.
Лучше бы решал задачки.
Можно ли на уроке вести себя так как Петя? (нет) Почему?НА УРОКАХ НЕ ЕДЯТ И НЕ ЖУЮТ ЖЕВАТЕЛЬНУЮ РЕЗИНКУ!
Давайте проверим, как вы поняли правила поведения на уроке.
Я буду читать загадку, а вы хором отвечайте:
На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным)
Все пиши не отставая, слушай не (перебивая)
Говорите четко внятно, чтобы было все (понятно)
Если хочешь отвечать надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать, не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу – подними спокойно (руку)
Знай: закончился урок, коль услышал ты (звонок)
Когда урок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым)
• ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: (слайд)
Носятся на перемене
Всех толкают, задевают
И кричать не завывают.
У стены весь класс стоит,
Голова у всех болит.
-Для чего вам дается перемена? (Что бы отдохнуть от урока).
-Как же нужно себя вести на перемене?
-Обязательно ли, что бы отдохнуть от урока нужно бегать, кричать, толкаться?
– А как можно вести себя иначе? (поиграть в спокойные игры (ручеек, колечко-колечко), поговорить с друзьями, почитать)
А как вы ведете себя на перемене?
НА ПЕРЕМЕНАХ НЕ БЕГАЮТ, РАСТАЛКИВАЯ ВСЕХ ЛОКТЯМИ И НЕ КРИЧАТ ГРОМКО.
• ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ: (слайд)
Не хотят общаться с Пашей
Все ребята в школе нашей.
Он и к старшим пристает,
И ребят помладше бьет.
Никому прохода Паша в нашей школе не дает.
-Как можно назвать такого мальчика как Паша? (задира)
-Правильно ли он себя ведет?
НЕ СТОИТ ОБИЖАТЬ ТЕХ, КТО МЛАДШЕ, И ЗАДИРАТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ!
• ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ: (слайд)
Неприятно нам в столовой
Рядом с Людой Пироговой.
На соседку слева Люда
Опрокинула два блюда,
А соседу на живот
Сладкий вылила компот.
Чем все это наблюдать,
Лучше уж поголодать.
-А какие у нас в столовой бывают неприятные ситуации?
-Как же нужно вести себя в столовой?
В СТОЛОВОЙ СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ, ТАК ЖЕ КАК В ГОСТЯХ!
Звонок! Все дружною гурьбой
А здесь есть правила свои.
Запомни их и повтори
Ешь аккуратно,
не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай.
Поел и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
На уроках и на переменах
Надо помнить всегда непременно,
Как с друзьями общаться,
И хороших манер не стесняться.
Как вы думаете, какие слова помогут вам соблюдать правила поведения в школе? (Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извините.)
Викторина
Давайте проверим, как вы поняли правила поведения в школе.
Закройте глаза, слушайте внимательно учителя и поднимайте руку в том случае , если вы согласны с данным правилом, если нет то сидим , не поднимая руку.
За обедом нужно есть, и, конечно песни петь
После обеда нужно убрать за собой посуду
За обедом можно разговаривать
Нельзя мыть руки перед едой
В столовой нужно баловаться
Сладости можно есть после обеда
Перед едой нужно вымыть руки
Есть нужно аккуратно
Не надо класть руки на стол
Нужно бережно относиться к хлебу
За столом нужно толкаться
Не разговаривать во время еды
На уроке можно болтать
Не нужно слушать учителя
Можно прийти в школу без учебников
Не надо выполнять домашнее задание
Приветствовать учителя нужно стоя
Книжки и тетрадки содержи в порядке
Чтобы ответить, поднимай руку
Не перебивай своих товарищей
На уроке можно есть
Можно не слушать учителя
Нельзя опаздывать на урок
Нужно внимательно слушать учителя
Можно бегать на перемене
Все, спасибо.
Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Это я, это я, это все мои друзья.
В каждой школе существуют правила внутришкольного распорядка для учащихся. И каждый ученик должен соблюдать их. В нашей школе тоже есть такие правила. Там записано все, о чем мы сегодня говорили.
Я прочитаю их вам. А вы распишитесь о том, что вы ознакомлены с данными правилами.
Рефлексия.
Подведем итоги нашего классного часа. Перед вами мишень. Оцените на сколько вам интересно, а главное полезно было сегодня.
kopilkaurokov.ru
Классный час «Школьный этикет».
Цели:
1. Познакомить детей с понятием «этикет».
2. Воспитывать культуру поведения.
3. Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.
Ход классного часа.
Классный руководитель. Ребята, скажите, существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест?
( Ответы детей.)
Классный руководитель. Конечно, существуют. А называются эти правила – школьный этикет. Французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им.
– Что же это за особенные правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Правила просты, а существуют они для тех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, что такое школа. Большую часть времени мы проводим в школе, поэтому и говорить мы будем о нормах школьного этикета.
– Как же нужно приходить и входить в школу?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Как и в любое другое место, приходить необходимо вовремя! Это основное правило. Обычно это 15 минут. Небольшая, но существенная мелочь, которая касается нашего прихода в школу – это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.
А как ещё нужно приходить в школу?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Так как в школу мы приходим учиться, значит и приходить мы будем готовыми к тем занятиям, которые должны состояться. Ведь учёба в школе – это наша работа. Также необходимо помнить о своём внешнем виде. Ваша причёска – показатель настроения и отношения к себе.
Одежда же должна быть чистой и комфортной. На что ещё стоит обратить внимание?
(Ответы детей.)
Конечно же, наша речь! По тому, как говорит человек, можно определить его образование и даже профессию! Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.
– Какие «волшебные» слова вы знаете?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» – это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.
Классный руководитель. Как нужно вести себя в школе? Ответ простой – достойно и прилично. Давайте вспомним правила поведения в школе.
(Ответы детей.)
Запрещается драться, грубить, унижать других людей.
Не принято громко разговаривать, кричать, бегать.
Самое важное время в школе – это уроки. Как же вести себя на уроках? Начиная урок, необходимо подготовиться к занятиям. Помните, что вы должны быть готовы до начала урока!
Правила хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте.
Какие правила поведения на уроке вы уже усвоили за время учёбы?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. На уроке не принято разговаривать, отвлекаться, вставать и ходить по классу без разрешения учителя. Если необходимо задать вопрос, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда спросить.
Самое любимое время многих школьников – это перемена.
Чем же они занимаются на переменах? Послушайте стихотворение Б.Заходера «Перемена».
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
Кольке, Ваське и Серёжке,
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому- то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом, сделал всё, как мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
– Ничего, – вздыхает Вова –
На уроке отдохнём!
Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? Как нужно вести себя на перемене?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Перемена – это отдых от уроков, время для того, чтобы привести в порядок мысли, рабочее место, пообщаться, уточнить расписание, повторить тему, которая будет на следующем уроке. Не принято на переменах бегать, толкаться, драться.
Вот те основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения в любом месте: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.
На доске плакат «Правила школьного этикета».
1) Внешний вид.
а) деловой стиль одежды
б) причёска
в) сменная обувь
2) Доброжелательность
а) здороваться
б) хорошее настроение
3) Поведение и дисциплина
а) вовремя приходить в школу
б) бережно относиться к школьному имуществу
в) вести себя культурно
4) Речь
а) не кричать
б) вежливо разговаривать
nsportal.ru
Ход урока:
Учитель: Ребята, скажите, существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест?
( Ответы детей.)
Учитель: Конечно, существуют. А называются эти правила – школьный этикет. Французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Как вы понимаете слово «этикет»?
( Ответы детей.)
-Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им.
– Что же это за особенные правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.
(Ответы детей.)
Учитель: Правила просты, а существуют они для тех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, что такое школа. Большую часть времени мы проводим в школе, поэтому и говорить мы будем о нормах школьного этикета.
Ученик 1.
Будем дружно мы учиться,
Обещаем не лениться,
Все предметы изучать
Постараемся на пять.
У кого всегда в порядке
Все учебники, тетрадки,
Кто читает много книг –
Тот хороший ученик.
Кто в беде поможет другу:
Протянуть скорее руку
Не забудет ни на миг –
Тот хороший ученик.
Учитель: Итак, как же нужно приходить и входить в школу?
Ученик 2
Володя Демин всякий раз
У нас опаздывает в класс.
Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет,
У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает.
Учитель: Давайте посмотрим, какое же второе правило
Ученик 3
Перевозчиковой Свете
Первой хочется ответить,
Крикнуть громко с места прямо
И казаться умной самой.
Класс она не уважает
Отвечать другим мешает.
Учитель: А почему это неправильно?
Ученик 4:
Лена с Валей на уроке
Обсуждали рот и щеки
Рукавишниковой Аллы.
Всю себя разрисовала!
Так две подружки хохотали,
Ответить никому не дали.
Учитель: Что делали девочки на уроке? (разговаривали, смеялись, мешали другим детям и учителю). Допустимо ли такое поведение на уроке? Почему?
Ученик 5:
Весь урок Наташка с Лизкой
Пишут Владику записки
С кем подружиться хочет он?
Потом кидают с двух сторон.
Учителя не слушал класс,
Следил за этим целый час.
Учитель: А что значит заниматься посторонними делами? – Это значит заниматься чем-то, совершенно не относящимся к уроку.
Ученик 6:
Да – интересный был урок, –
Сказал Антону Игорек.
Но промолчал в ответ Антон…
Он весь урок считал ворон.
Учитель: Как вы понимаете фразу: «Он весь урок считал ворон» (не слушал,
А что же надо было делать Антону на уроке? (внимательно слушать учителя)
Ученик 7:
Каждый день в большом пакете
Шоколадки носит Петя.
И когда в один присест
Все среди урока съест, принимается за жвачки.
Лучше бы решал задачки.
Учитель: Можно ли на уроке вести себя, так как Петя? (нет) Почему?
Учитель:
Давайте проверим, как вы поняли правила поведения на уроке.
Я буду читать загадку, а вы хором отвечайте:
На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным)
Все пиши не отставая, слушай не (перебивая)
Говорите четко внятно, чтобы было все (понятно)
Если хочешь отвечать надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать, не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу – подними спокойно (руку)
Знай: закончился урок, коль услышал ты (звонок)
Когда урок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым)
Ученик 8
Носятся на перемене
Гриша с Федей , как олени.
Всех толкают, задевают
И кричать не завывают.
У стены весь класс стоит,
Голова у всех болит.
Учитель: Для чего вам дается перемена? (Что бы отдохнуть от урока). Как же нужно себя вести на перемене? Обязательно ли, что бы отдохнуть от урока нужно бегать, кричать, толкаться?
– А как можно вести себя иначе? (поиграть в спокойные игры (ручеек, колечко-колечко), поговорить с друзьями, почитать)
А как вы ведете себя на перемене?
Ученик 9:
Не хотят общаться с Сашей
Все ребята в школе нашей.
Он и к старшим пристает,
И ребят помладше бьет.
Никому прохода Саша в нашей школе не дает.
Учитель: Как можно назвать такого мальчика как Саша? (задира)
Правильно ли он себя ведет?
Ученик 10:
Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой
А здесь есть правила свои.
Запомни их и повтори
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол, не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай.
Поел и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
Учитель: А какие у нас в столовой бывают неприятные ситуации?
Как же нужно вести себя в столовой?
Викторина
Давайте проверим, как вы поняли правила поведения в школе.
Дети разбиты на 3 команды по темам: поведение на уроке, поведение на перемене, поведение в столовой. У каждой команды конверты с правилами поведения (как делать правильно и как неправильно). Каждая команда должна отобрать правильные ответы (кружок с правильным ответам раскрасить зеленым карандашом, кружок с неправильным – красным) и обосновать их.
Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!
Кто компанией веселой каждый день шагает в школу?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Это я, это я, это все мои друзья.
За обедом нужно есть, и, конечно песни петь
После обеда нужно убрать за собой посуду
За обедом можно разговаривать
Нельзя мыть руки перед едой
В столовой нужно баловаться
Сладости можно есть после обеда
Перед едой нужно вымыть руки
Есть нужно аккуратно
Не надо класть руки на стол
Нужно бережно относиться к хлебу
За столом нужно толкаться
Не разговаривать во время еды
На уроке можно болтать
Не нужно слушать учителя
Можно прийти в школу без учебников
Не надо выполнять домашнее задание
Приветствовать учителя нужно стоя
Книжки и тетрадки содержи в порядке
Чтобы ответить, поднимай руку
Не перебивай своих товарищей
На уроке можно есть
Можно не слушать учителя
Нельзя опаздывать на урок
Нужно внимательно слушать учителя
Можно бегать на перемене
infourok.ru
Учитель -Цахоева Л.М.
Классный час «Школьный этикет».
Цели:
1. Познакомить детей с понятием «этикет».
2. Воспитывать культуру поведения.
3. Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.
Ход классного часа.
Классный руководитель. Ребята, скажите, существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест?
( Ответы детей.)
Классный руководитель. Конечно, существуют. А называются эти правила – школьный этикет. Французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им.
– Что же это за особенные правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Правила просты, а существуют они для тех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, что такое школа. Большую часть времени мы проводим в школе, поэтому и говорить мы будем о нормах школьного этикета.
– Как же нужно приходить и входить в школу?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Как и в любое другое место, приходить необходимо вовремя! Это основное правило. Обычно это 15 минут. Небольшая, но существенная мелочь, которая касается нашего прихода в школу – это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.
А как ещё нужно приходить в школу?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Так как в школу мы приходим учиться, значит и приходить мы будем готовыми к тем занятиям, которые должны состояться. Ведь учёба в школе – это наша работа. Также необходимо помнить о своём внешнем виде. Ваша причёска – показатель настроения и отношения к себе.
Одежда же должна быть чистой и комфортной. На что ещё стоит обратить внимание?
(Ответы детей.)
Конечно же, наша речь! По тому, как говорит человек, можно определить его образование и даже профессию! Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.
– Какие «волшебные» слова вы знаете?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» – это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.
Классный руководитель. Как нужно вести себя в школе? Ответ простой – достойно и прилично. Давайте вспомним правила поведения в школе.
(Ответы детей.)
Запрещается драться, грубить, унижать других людей.
Не принято громко разговаривать, кричать, бегать.
Самое важное время в школе – это уроки. Как же вести себя на уроках? Начиная урок, необходимо подготовиться к занятиям. Помните, что вы должны быть готовы до начала урока!
Правила хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте.
Какие правила поведения на уроке вы уже усвоили за время учёбы?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. На уроке не принято разговаривать, отвлекаться, вставать и ходить по классу без разрешения учителя. Если необходимо задать вопрос, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда спросить.
Самое любимое время многих школьников – это перемена.
Чем же они занимаются на переменах? Послушайте стихотворение Б.Заходера «Перемена».
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
Кольке, Ваське и Серёжке,
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому- то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом, сделал всё, как мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
– Ничего, – вздыхает Вова –
На уроке отдохнём!
Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? Как нужно вести себя на перемене?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Перемена – это отдых от уроков, время для того, чтобы привести в порядок мысли, рабочее место, пообщаться, уточнить расписание, повторить тему, которая будет на следующем уроке. Не принято на переменах бегать, толкаться, драться.
Вот те основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения в любом месте: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.
На доске плакат «Правила школьного этикета».
1) Внешний вид.
а) деловой стиль одежды
б) причёска
в) сменная обувь
2) Доброжелательность
а) здороваться
б) хорошее настроение
3) Поведение и дисциплина
а) вовремя приходить в школу
б) бережно относиться к школьному имуществу
в) вести себя культурно
4) Речь
а) не кричать
б) вежливо разговаривать
nsportal.ru
МБОУ «Знаменская СОШ»
Классный час во 2-3 классах
Школьный этикет
Подготовила:
Конышева Марина Викторовна
учитель начальных классов
2017
Школьный этикет
Цель:
Научиться применять правила школьного этикета в повседневной жизни
Задачи:
1. Воспитывать культуру поведения.
2. Формировать основы социального поведения, этические и
нравственные принципы.
Ход классного часа
Классный руководитель. Ребята, скажите, существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Конечно же, да! Ведь существуют свои правила поведения в театре и на дискотеке – и нельзя перепутать одно с другим – окружающие не поймут, да и самому неудобно будет. Называются эти правила – школьный этикет. Что же это за особенные правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог здания, которое называется очень просто, но значит так много для каждого из нас – «школа». Эти правила во многом совпадают, но чуть-чуть отличаются для школьников, их родителей и, конечно же, учителей.
С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что же такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно. Как театр начинается с вешалки, так и школа начинается с порога школьного здания.
Как же нужно приходить и входить в школу?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Как и в любое другое место, приходить необходимо вовремя! Это первое и основное правило.
Но ведь после того, как вы вошли в школу – необходимо раздеться, надеть сменную обувь, дойти до кабинета, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. А еще с друзьями поболтать нужно. Так что приходить в школу необходимо с достаточным запасом времени для множества мелких, но необходимых дел. Обычно это 15 минут. Не требуется объяснять, что войдя куда-либо, мы не хлопаем дверью и не оставляем ее открытой – это само собой разумеется. Небольшая, но существенная мелочь, которая касается нашего прихода в школу – это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого мы увидели.
Второй вопрос на который придется ответить – это как приходить в школу? Ответ опять же прост. Так как в школу мы приходим учиться, (хотя некоторые ученики предполагают, что за совершенно другими вещами, как то: поболтать и пообщаться с приятелями, побезобразничать вдали от строгого родительского ока, и т. д. и т. п., все-таки мы в школу зашли за знаниями и выйти нам оттуда лучше с ними же) – значит, и приходить в школу мы будем готовыми к тем занятиям, которые должны состояться, а это значит не только принесем учебники, тетрадки, ручки и дневник (это само собой разумеется), а еще и настроимся на то: что придется работать, а работа не всегда бывает легкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учеба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами в будущем мы станем.
Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Всегда радоваться и улыбаться могут только очень странные люди, но все же делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, – в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего нам ответят тем же, а от этого явно наше настроение лучше не станет. Да еще не все обязаны знать, что у вас не все ладится – что вы не справились с задачкой, что у вас ночью болел зуб или родители поссорились. Поверьте, окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас что-то не ладится.
Вот и основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами.
Хотите гадости и грубости в ответ – грубите,
хотите доброго отношения и понимания – сами хорошо относитесь к другим и постарайтесь понять, что родители или учителя вас ругают не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше и больше – а поленились.
Но никто не будет этого делать, если нормально объяснить родителям или учителю, что что-то не получилось по объективным причинам, но учтите, что объективными никак нельзя назвать мультфильмы, которые шли по телевизору весь вечер или то; что, проболтав весь вечер с подружками или друзьями по телефону, кто-то забыл выполнить домашнее задание. Так что, объясняя учителю или родителям, почему не было никакой возможности сделать что-то, помните древнюю мудрость, желающий сделать – ищет возможности, а не желающий – ищет причины.
Что же дальше? А дальше вспоминаем народную мудрость о том, что провожают нас по уму, зато встречают по одежке! Что же необходимо помнить, заходя в школу, о своем внешнем виде? Ваша прическа – показатель настроения и отношения к себе любимому. Желательно, чтобы ваши волосы при входе в школу (хотелось бы, чтобы всегда и везде) были чистыми и причесанными! Что касается одежды, то она должна быть целесообразной, комфортной и чистой.
Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да еще и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что еще стоит обратить внимание? (Ответы детей.)
Классный руководитель. Наша речь. По тому, как говорит человек, многие люди могут определить не только место его рождения и его образование, но даже его профессию! Как бы мы ни старались выглядеть образованными и культурными людьми, если мы не умеем говорить – все бесполезно.
Итак, первое, что мы говорим? Народная мудрость гласит: «Молчание – золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку. Какие «волшебные» слова вы знаете? (Ответы детей.)
Классный руководитель. Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» – это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.
Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени отчеству, на это не влияет возраст учителя.
Что касается общения с одноклассниками – общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, но это не очень принято, и уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.
Как нужно говорить?
Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому и необходимо сделать так, чтобы другие вас хорошо поняли. Необходимо четко и правильно произносить звуки, не торопиться – ведь за вами никто не гонится, грамотно формулировать свою мысль: что именно вы хотите сказать. Говорить необходимо так, чтобы вас слышали те, с кем вы разговариваете: если это ответ у доски – рассказывайте классу, каждому ученику, даже тому, который сидит на последней парте, если это разговор на перемене, то совершенно не обязательно, чтобы вся школа знала о вашем разговоре, а если необходимо сообщить конфиденциальную информацию – это можно сделать шепотом. Помните, что в компании не принято общаться и шептаться с кем-то, не привлекая к разговору всех членов компании.
Иногда в разговоре нам помогают не только слова, но и мимика и жесты. Как мы молчим иногда важнее того, как мы говорим. В школе, да и в любом другом общественном месте, не принято сильно жестикулировать и гримасничать, а уж дразниться или показывать неприличные жесты и подавно.
Какие жесты мы используем в школе, на уроке? (Ответы детей.)
Классный руководитель. Как вести себя в школе? Ответ простой – достойно и прилично! Что можно? Все, что не запрещено и является приличным и общепринятым. Давайте вспомним правила поведения в школе.
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Правильно, категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других людей.
Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, если это не урок физкультуры, толкаться (если это произошло случайно – следует извиниться), есть и пить, если это не столовая.
Самое важное время в школе – это уроки. Как же вести себя на уроках? Начиная урок, необходимо подготовиться к занятиям: вытащить из портфеля учебник, тетрадь, пенал и дневник, и другие принадлежности, если это необходимо. Помним, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс и кучей вытряхивая на парту все, что есть в вашем портфеле.
Правила хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.
Какие правила поведения на уроке вы уже усвоили за время учебы?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.
Самое любимое время многих школьников это… Конечно, перемена!
Чем же занимаются ребята на переменах? Послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена».
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем! –
Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!
– Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения?
– Как нужно вести себя на перемене? Ответы детей.
Классный руководитель. Первое, перемена – это отдых от уроков, время, для того чтобы вы успели дойти до другого кабинета, привели в порядок тело и мысли, а не время олимпийских рекордов.
Перемена – это время, когда можно пообщаться, уточнить расписание на этот или на следующий день, повторить тему, которая будет на следующем уроке, поэтому и ведем мы себя на перемене соответственно – не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено, В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.
Новички в классе. Поставьте себя на место такого ученика – все новое и незнакомое, новые ученики, учителя, школа, – человеку и так тяжело приспособиться ко всему новому кучей свалившемуся на него, а тут еще вы решите проверить его на «вшивость»… Подумайте, если бы вы были на его месте, то вам гораздо больше понадобилась бы помощь и поддержка для того, чтобы освоиться в новом коллективе, узнать его обычаи и особенности, поэтому, если в классе появился новенький, не стоит бросаться на него скопом и устраивать проверки, дайте человеку привыкнуть, а уж потом и проверяйте. Подойдите и объясните все, что необходимо новенькому знать о вашем классе, школе и т. д.
Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения в любом месте: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.
Дополнительный материал
Почему школу называют «школой»
В нашей стране сейчас много различных учебных заведений для детей: школы, гимназии, лицеи.
Первый Лицей (тогда говорили «Ликей») появился в Афинах более двух тысячелетий назад. Основал его великий философ (мудрец) Аристотель неподалеку от храма Аполлона Ликейского (отсюда и название «Ликей»).
Возле храма задолго до создания Ликея находился знаменитый Гимнасий – школа физического совершенства. Надо отметить, что греки придавали большое значение красоте тела, и многие ученые того времени были одновременно отличными спортсменами. В Ликейском гимнасии юношей обучали борьбе, гимнастике, верховой езде. Теперь рядом с Гимнасием (школой тела) возник Ликей (школа духа, мысли).
Афиняне большую часть времени проводили в общении с другими людьми, они любили и умели поговорить. Обучение большей частью тоже было устным: в Ликее учились, прогуливаясь и беседуя.
Было в древнегреческом языке слово «схоле», по-русски – «досуг», «отдых». От «схоле» и произошло наше родное, привычное слово – «школа».
Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу – учится. Вот так школой стали называть то, что способствует познанию, сам процесс обучения, а затем и место, где все это происходит.
О школьной форме
Школьная форма снова популярна. И чем престижнее школа, тем выше вероятность, что ее ученики будут носить форму. Она – знак принадлежности ребенка к определенной организации (школе, гимназии), от имени которой он выступает. Считается, что школьная форма настраивает детей на рабочий лад, помогает сосредоточиться и не отвлекаться от основных обязанностей – быть учениками и вести себя подобающе.
Форма в разных странах
В Японии мальчики носят «гакуран» – брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и пуговицами в ряд наподобие формы солдат XIX века. А девочки щеголяют в платьях «матросская фуку», напоминающих форму военных моряков. Школьную форму в Японии любят, регулярно устраивают показы мод, и даже наряжают в нее героев мультфильмов.
Англия гордится своими традициями. Белая блуза, темная юбка, синий свитер для девочек и таких же тонов рубашка, галстук, брюки и пиджак со значком школы на кармашке для мальчиков знакомы не одному поколению британцев. Но и здесь обуздать старшеклассников не всегда удается. Они готовы получать выговоры, терпеть наказания, только бы прийти в школу в джинсах и прикольной фуфайке.
Школьная форма в Австралии – знак принадлежности учащегося к престижной школе или классу. Обычные ученики ходят на занятия в джинсах, майках и футболках. И только ребята из экономических классов – будущая элита бизнеса – исключительно в строгих костюмах.
В африканских странах школьная форма для одних – предмет гордости, для других – напоминание о колониальном прошлом. И тяжелое финансовое бремя: ведь форма стоит денег, которых у многих семей попросту нет. Идея объединить формой бедных школьников с богатыми терпит крах. Потому что зачастую она – единственная одежда и к концу учебного года так изнашивается, что насмешек более состоятельных одноклассников все равно не избежать.
Во Франции столкнулись с проблемой соотношения школьной формы и религиозных традиций. В 2004 году был принят даже закон, запрещающий носить «ярко выраженные» религиозные символы в государственных школах – например, девочки-мусульманки по традиции покрывают головому платком («хиджабом»). Дело дошло до судебных разбирательств.
В Соединенных Штатах форму ввели в 80-е годы, чтобы уберечь детей от зависти друг к другу. Но повсеместной она стала лишь в 1996 году и, по словам тогдашнего президента Билла Клинтона, помогла решить «проблему гангстеризма» и сгладила экономическое неравенство. Однако десятилетнее исследование показало, что нет никакой существенной разницы между школьниками, носящими форму, и теми, кто от нее отказывается.
В России школьная форма впервые появилась в 1834 году для гимназистов. Ее вводили, а потом отменяли в 1892,1917,1941 и 1992 годах. Сначала серые, а потом синие костюмы-двойки у мальчиков и коричневые платья с черными фартуками у девочек давно ушли в прошлое. И та радость, с которой школьники встретили отмену формы, тоже позади. Но не прошло и десяти лет, как о форме опять вспомнили.
Когда родители покупают вам форму, напомните им: ткань школьного костюма не должна содержать больше 55% синтетики, рубашки или блузки – больше 35%. Лучше всего одежда из натуральных волокон – шерсти, хлопка, льна, шелка.
infourok.ru
Тема: Школьный этикет.
Цели:
Оборудование: презентация «Правила школьного этикета», карточки.
Ход мероприятия.
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы и цели.
– Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе?
– Конечно же, да! Называются эти правила – школьный этикет. Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.
III.Основная часть.
1.Вступительная беседа.
Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.
Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?
2.Правила школьного этикета.
Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.
Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. А еще и с друзьями поболтать нужно. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Заходя в школу мы не хлопаем дверью и не оставляем её открытой. Небольшая, но существенная мелочь, которая касается нашего прихода в школу – это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.
Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.
Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?
Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, – в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет. Да еще не все обязаны знать, что у вас не все ладится. Поверьте, окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас что-то не ладится.
Основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. Хотите гадости и грубости в ответ – грубите, хотите доброго отношения и понимания – сами хорошо относитесь к другим и постарайтесь понять, что родители и учителя вас ругают не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше и больше – а поленились.
Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.
Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?
3.Городок волшебных слов.
Наша речь. Народная мудрость гласит: «Молчание – золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.
– Какие «волшебные» слова вы знаете? Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» – это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.
– Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?
К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени отчеству, на это не влияет возраст учителя. Что касается общения с одноклассниками – общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, но это не очень приятно, и уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.
4.Физминутка «Запрещённое движение».
5.Правила поведения в школе.
– Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.
2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).
3)Самое важное время в школе – это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.
4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.
– Какие правила поведения на уроке вы уже освоили во время учебы?
5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.
6.Чтение и анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена».
Самое любимое время школьников это… Конечно, перемена! Чем же занимаются ребята на переменах? Послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена» (Слушают)
Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? Как нужно вести себя на перемене?
Перемена – это время отдыха от уроков. Вести себя нужно соответственно – не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.
IV.Заключительная часть.
Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.
Школьный этикет
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
школа № 29 VIII вида г. Усть-Лабинска Краснодарского края
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Школьный этикет»
Классный руководитель: Трунова О.Е.
г. Усть-Лабинск
2011 – 2012 учебный год
nsportal.ru