1.1. История возникновения этикета
Слово «этикет», в переводе с французского, обозначает ярлык, этикетка, порядок
проведения какой-то церемонии.
Этикет — это нормы и правила о должном поведении людей в обществе.
Слово “этикет” впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика XIV , когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.
Первый сборник правил поведения человека появился в Древнем Египте. В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома. Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.
В России написанные правила вежливости появились во времена Петра 1, русского царя. Они назывались “Юности честное зерцало”.
Правила этикета необходимы и в современном мире, они помогают разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми.
Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого.
Существуют различные виды этикета: речевой этикет, этикет телефонного разговора, этикет
поведения в общественных местах, столовый этикет, гостевой этикет, семейный этикет, этикет в тяжелых жизненных ситуациях.
Школьный этикет мы можем отнести к этикету поведения в общественных местах. Из чего состоит школьный этикет? Как вы думаете?
Школьный этикет включает в себя внешний вид (опрятность в одежде, внешний вид учебных принадлежностей, порядок на рабочем месте), манеру общения (речь), поведение в школе (на уроке, перемене, в столовой, в библиотеке), отношение к чужой собственности, взаимопомощь и дружбу ).
Конечно, школа – дом родной для всех ребят,
Но, как известно, она ещё для нас с тобой,
Дружок, общественное место.
Здесь существует с давних лет особый школьный этикет.
И помнит каждый школьник пусть:
Он должен знать об этикете,
А школьник наизусть
Заучит пусть законы эти.(Ученик.)
Правила школьного этикета . ВНЕШНИЙ ВИД. ПОРЯДОК
а) Внешний вид – наша визитная карточка
Лисичка в школу собиралась(Ученица)
И как для бала одевалась:
Наряд блестел, переливался –
Весь класс гурьбой смотреть сбежался:
– Какое платье! Загляденье!
Да! Но при чём же здесь ученье?!
Ведь в школе всем учиться надо,
А не рассматривать наряды.
Здесь, чтоб не отвлекать друзей,
Носи одежду поскромней.
ПРАВИЛА:
· Идя в школу, ученики должны выглядеть не только чисто и опрятно, но и скромно.
· Школьную форму надо содержать в порядке. Она должна быть чистой и отглаженной. Форма для девочек – это светлая блузка, тёмная юбка или брюки. Для мальчиков – однотонная рубашка, брюки, пиджак.
· Сменная обувь должна быть обязательно в любое время года.
· Причёска должна соответствовать деловому стилю. Девочки не носят волосы распущенными, у мальчиков короткая стрижка.
· На урок физкультуры надо ходить в спортивной форме и спортивной одежде.
б) Бережное отношение к школьному имуществу:
Волчонок в классе развлекался,( Ученик.)
На стуле без конца качался,
На стенах мелом рисовал
И дверь ногою открывал,
Его ребята окружили,
Волчонку строго объяснили:
– Нам школа – это дом второй,
Всему здесь учат нас с тобой,
И мы беречь её должны –
Нам хулиганы не нужны!
ПРАВИЛА:
· не писать на партах и стенах;
· не ломать мебель;
· не раскрашивать стены, стенды, таблички и т.д.;
· убирать за собой мусор, пользоваться урнами, как воспитанные люди;
· не плевать на пол
в)Аккуратное обращение с учебными принадлежностями
Главный помощник в учёбе – учебник. ( Ученик.)
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты береги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему –
Будь благодарен за это ему!
ПРАВИЛА:
· учебники и тетради должны быть обёрнуты;
· складывать их надо аккуратно, не помяв листы;
· на столе должен быть порядок
МАНЕРА ОБЩЕНИЯ.
Разговор бывает разным. Он может быть деловым и дружеским, интересным и скучным, веселым и грустным, серьезным и шутливым, душевным и строгим. Но во всех случаях разговор или манера общения должна быть вежливой, доброжелательной. Итак, нужно уметь вести любой разговор.
В Древней Руси в 12 веке Владимир Мономах учил вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не осуждать речью, не много смеяться» .
ПРАВИЛА:
· придя в школу, поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе, сказав каждому: «Здравствуйте!»; Обращаясь к одноклассникам, можно сказать: «Привет!», «Пока!»;
· при обращении друг к другу надо быть вежливым, не грубить, не употреблять непристойных выражений;
· обращаться друг к другу по имени;
· улыбаться, не ходить с кислыми лицами;
· не повышать голос и не кричать;
· не говорить плохое о людях, которые тебя окружают;
· уметь испытывать радость от успеха своего одноклассника;
· уметь относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям своего одноклассника;
· не быть навязчивыми в общении;
· проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.
ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ. а)Приход в школу
Алина всякий раз(Ученик.)
У нас опаздывает в класс.
Уже давно урок идёт,
Она по лестнице ползёт,
У двери 5 минут вздыхает,
Всех от занятий отвлекает.
ПРАВИЛА:
· приходить в школу за 15-20 минут до начала занятий;
· заранее приготовиться к нужному предмету и спокойно ждать учителя;
· нельзя прогуливать уроки;
· нельзя пользоваться во время уроков телефонами и плеерами.
б) Поведение на уроке
Ученик Один совет ученикам: Когда учитель входит к вам, Пусть каждый ученик встаёт, Чтоб оказать ему почёт. Учитель скажет вам: «Садитесь!» На место тихо опуститесь.
|
Ученик. Учитель в классе – самый главный, Он добрый друг, наставник славный, И он научит вас всему, Вам надо помогать ему. Его не надо отвлекать- Хихикать громко и болтать. Ведь, если вы шалить начнете И зря учителя прервете, То он порядок наведет, Но время даром пропадет! И отвечайте на вопросы, Когда он вас о чем-то спросит, Уроки каждый день учите, Чтобы доволен был учитель.
|
( Ученик.) Нашей Свете Первой хочется ответить, Крикнуть громко с места прямо И казаться умной самой. Класс она не уважает, Отвечать другим мешает. |
( Ученик.) Каждый день в большом пакете Бутерброды носит Петя. И когда в один присест Всё среди урока съест, Принимается за жвачки. Лучше бы решал задачки.
|
( Ученик.) Сидит за партою Лисица, Но ей спокойно не сидится. Она, то шубку поправляет, То время на часах сверяет, То обернётся посмотреть, Что пишет в дневнике Медведь. Вся извертелась, искрутилась И ничему не научилась. Вот потому-то, как Лисица, Вам отвлекаться не годится.
|
( Ученик.)
«Да интересный был урок,- Сказал Антону Игорёк. – При помощи простых зеркал Архимед город защищал!» Но промолчал в ответ Антон, Он весь урок считал ворон.
|
ПРАВИЛА:
· если хочешь ответить, подними руку, не кричи и не вскакивай с места;
· нельзя во время урока кушать и жевать жевательную резинку;
· нельзя разговаривать во время урока с соседом по парте, смеяться, заниматься посторонними делами, мешать учителю проводить урок;
· нужно уважать учителя.
Физминутка Игра «Вежливо – невежливо»
-Поздороваться при встрече вежливо -Толкнуть, не извиниться невежливо -Помочь подняться, поднять упавшую вещь вежливо -Кричать на уроке невежливо При покупке продавцу сказать спасибо вежливо Не уступить место пожилому человеку невежливо Перебивать во время разговора невежливо Уметь соблюдать на уроке тишину вежливо Обозвать обидным словом соседа невежливо Уметь выслушать друга вежливо Пропустить вперед девочек вежливо Решать спор кулаками невежливо Всегда решать данное слово вежливо Уметь радоваться успехам других вежливо
|
в) Поведение на перемене
( Ученик. ) Носятся на перемене Саша с Даней, как олени. Всех толкают, задевают И кричать не забывают. У стены весь класс стоит, Голова у всех болит. ( Ученик.) Не хотят общаться с Сашей Все ребята в школе нашей. Он и к старшим пристаёт, И ребят помладше бьёт. Никому прохода Саша В нашей школе не даёт |
ПРАВИЛА:
· не бегать на перемене, расталкивая всех локтями,
· не кричать;
· нельзя обижать тех, кто младше и не стоит задирать старшеклассников.
Я надеюсь, что вы будете выполнять эти правила,чтобы потом не пришлось оправдываться как герою этого стихотворения. Калашников С.
г) Поведение в столовой
Надо помнить о правильном поведении в столовой.
( Ученик.) Звонок! Все дружною гурьбой В столовую летят стрелой. А здесь есть правила свои. Запомни их и повтори! Ешь аккуратно, не спеши, Не брызгай, на пол не кроши, Хлеб береги и уважай, Его повсюду не бросай, Поел – и убери, друг мой, Свою посуду за собой.
|
д) Поведение в библиотеке
ПРАВИЛА:
· не входить в библиотеку в верхней одежде и с портфелем;
· разговаривать тихо;
· с книгами обращаться аккуратно;
· сдавать книги вовремя.
1. ЗАКОН О СОБСТВЕННОСТИ.
· Личные вещи – это вещи, принадлежащие одному человеку.
· Общие вещи – это вещи, принадлежащие группе людей.
· Чужие вещи можно брать только с разрешения хозяина.
· Нельзя передавать чужую личную вещь никому!
· Материальную ответственность несет тот, кто взял чужую личную или общую вещь.
2. ВЗАИМОПОМОЩЬ. ДРУЖБА.
Взаимопомощь – это проявление заботы о другом человеке. В классе мы должны выручать друг друга в трудных ситуациях, помогать друг другу, если что-то не получается.
( Ученик.) Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если когда-то, кому-то Поможет твоя доброта, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!
|
Главным в школьной жизни является умение дружить. Мы должны помнить ПРАВИЛА крепкой дружбы:
· если товарищ попал в беду, помоги ему;
· поделись с товарищем тем, что у тебя есть;
· останови товарища, если он делает что-то плохое;
· будь верен в дружбе;
( Ученик. ) Во дворе и школьном классе, Дома и когда в гостях, Прост и вежлив оставайся – Это вовсе не пустяк. ( Ученик.) Этикет – не этикетка И не новенький костюм: Это жизненная сметка, И воспитанность, и ум. ( Ученик.) Он всегда и всюду нужен,
С этикетом если дружен, Не окажешься в беде. Надо помнить всем всегда: «Вежливость всегда права!»
|
А теперь объединимся во временные группы. Вам предложены карточки с заданиями. Прочитайте описание ситуации и объясните, как бы поступили вы .
Ситуация №1
Мальчик и девочка столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу?
Ситуация №2
Звонок. Заходит учитель. Начинается урок. Через некоторое время заходит опоздавший ученик, он идёт на свое место и при этом смешит одноклассников . Как ведет себя ученик?
Ситуация № 3
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось». В чём не прав мальчик?
Ситуация№4
В школьном коридоре разговаривали учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал:
-Здравствуйте, Игорь Семёнович!
Можете ли вы назвать ошибку? А может быть всё в порядке?
Ситуация №5
Никита, пробегая мимо Наташи, дергает ее за косичку и кричит в ухо: “Здорова, Петрова!”
Как вы оцениваете поступок Никиты?
Слайд Премудрости школьного этикета.
Вы сегодня узнали много правил поведения. Надеюсь, что это поможет вам строить отношения с окружающими. Предлагаю вам узнать , умеете ли вы дружить.
Тест «Умение дружить»
5 Если одноклассник попросил в чем-то помочь ему, ты согласишься? / да-1 балл/
Ключ к тесту:
4 – 5 баллов – ты хороший товарищ;
3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя все получится;
1-2 балла – все зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.
Во дворе и школьном классе, Дома и когда в гостях, Прост и вежлив оставайся – Это вовсе не пустяк. Этикет – не этикетка И не новенький костюм: Это жизненная сметка, И воспитанность, и ум. Он
всегда и всюду нужен, С этикетом если дружен, Не окажешься в беде. Надо помнить всем всегда: «Вежливость всегда права!» | Учитель в классе – самый главный, Он добрый друг, наставник славный, И он научит вас всему, Вам надо помогать ему. Его не надо отвлекать- Хихикать громко и болтать. Ведь, если вы шалить начнете И зря учителя прервете, То он порядок наведет, Но время даром пропадет! И отвечайте на вопросы, Когда он вас о чем-то спросит, Уроки каждый день учите, Чтобы доволен был учитель. |
Каждый день в большом пакете Бутерброды носит Петя. И когда в один присест Всё среди урока съест, Принимается за жвачки. Лучше бы решал задачки. | Перевозчиковой Свете Первой хочется ответить, Крикнуть громко с места прямо И казаться умной самой. Класс она не уважает, Отвечать другим мешает. |
Лена с Валей на уроке Обсуждали рот и щёки Рукавишниковой Аллы. – Всю себя разрисовала!- Так две подружки хохотали, Ответить никому не дали. | Весь урок Наташка с Лизкой Пишут Владику записки: С кем подружиться хочет он? Потом кидают с двух сторон. Учителя не слушал класс, Следил за ними целый час. |
«Да интересный был урок,- Сказал Антону Игорёк. – При помощи простых зеркал Да Винчи город защищал!» Но промолчал в ответ Антон, Он весь урок считал ворон. | Не хотят общаться с Сашей Все ребята в школе нашей. Он и к старшим пристаёт, И ребят помладше бьёт. Никому прохода Саша В нашей школе не даёт. |
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если когда-то, кому-то Поможет твоя доброта, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря! | Сидит за партою Лисица, Но ей спокойно не сидится Она, то шубку поправляет, То время на часах сверяет, То обернётся посмотреть, Что пишет в дневнике Медведь. Вся извертелась, искрутилась И ничему не научилась. Вот потому-то, как Лисица, Вам отвлекаться не годится. |
Носятся на перемене Саша с Даней, как олени. Всех толкают, задевают И кричать не забывают. У стены весь класс стоит, Голова у всех болит.
| Алина всякий раз У нас опаздывает в класс. Уже давно урок идёт, Она по лестнице ползёт, У двери 5 минут вздыхает,
|
Волчонок в классе развлекался, На стуле без конца качался, На стенах мелом рисовал И дверь ногою открывал, Его ребята окружили, Волчонку строго объяснили: – Нам школа – это дом второй, Всему здесь учат нас с тобой, И мы беречь её должны – Нам хулиганы не нужны! | Главный помощник в учёбе – учебник. Он молчаливый и добрый волшебник, Знания мудрые вечно хранит. Ты береги его праздничный вид! Сразу в обложку его оберни, Ручкой не пачкай, не рви и не мни. Славный учебник научит всему – Будь благодарен за это ему!
|
.Лисичка в школу собиралась И как для бала одевалась: Наряд блестел, переливался – Весь класс гурьбой смотреть сбежался: – Какое платье! Загляденье! Да! Но при чём же здесь ученье?! Ведь в школе всем учиться надо, А не рассматривать наряды. Здесь, чтоб не отвлекать друзей, Носи одежду поскромней.
| Один совет ученикам: Когда учитель входит к вам, Пусть каждый ученик встаёт, Чтоб оказать ему почёт. Учитель скажет вам: «Садитесь!» На место тихо опуститесь.
|
Сидит за партою Лисица, Но ей спокойно не сидится. Она, то шубку поправляет, То время на часах сверяет, То обернётся посмотреть, Что пишет в дневнике Медведь. Вся извертелась, искрутилась И ничему не научилась. Вот потому-то, как Лисица, Вам отвлекаться не годится.
| Носятся на перемене Саша с Даней, как олени. Всех толкают, задевают И кричать не забывают. У стены весь класс стоит, Голова у всех болит.
|
Звонок! Все дружною гурьбой В столовую летят стрелой. А здесь есть правила свои. Запомни их и повтори! Ешь аккуратно, не спеши, Не брызгай, на пол не кроши, Хлеб береги и уважай, Его повсюду не бросай, Поел – и убери, друг мой, Свою посуду за собой.
| Конечно, школа – дом родной для всех ребят, Но, как известно, она ещё для нас с тобой, Дружок, общественное место. Здесь существует с давних лет особый школьный этикет. И помнит каждый школьник пусть: Он должен знать об этикете, А школьник наизусть Заучит пусть законы эти.
|
Анализ внеклассного мероприятия.
Тема классного часа: «Школьный этикет».
Актуальность классного часа заключается в том, что школьники младших классов еще плохо знают школьный этикет и не всегда выполняют его правила, что приводит к ссорам и обидам.
Цель работы: выяснить, что такое школьный этикет.
Задачи:
– определить составляющие школьного этикета;
– расширить и углубить знания о школьном этикете;
– составить памятку правил школьного этикета для младших школьников;
– формировать нравственные качества обучающихся : умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
– воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Реализуя цели классного часа, я продолжила формирование у учащихся следующих УУД:
Познавательные УУД – формулировать несложные выводы, обосновывать свои суждения;
Коммуникативные УУД – Ученики учились: – слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей,
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,
– оказывать взаимопомощь,
– проявлять доброжелательное отношение
Регулятивные УУД – Ученики учились: – определять цели деятельности;
Личностные УУД – Классный час способствовал формированию внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формированию самостоятельности; формированию социальной мотивации.
Предварительно ребята выучили стихи по теме.
Свой классный час я начала с видеоролика «Этикет».Ребята эмоционально настроились. Дети сформулировали тему занятия и определили проблему.
Правила школьного этикета ребята узнавали из подобранных стихотворений и презентации.
Исходя из жизненного опыта детей и знаний, которые они получили на классных часах, им было предложено обсудить проблемные ситуации в группах (ситуации в каждой группе были разные). После обсуждения ребята сделали вывод о том, как нужно поступить в той или иной ситуации
Этап рефлексии прошел в виде теста «Умеешь ли ты дружить».
В целом классный час прошёл в достаточно хорошем темпе, не затянуто. Стиль общения – демократический, эмоциональный.. Все поставленные задачи удалось реализовать.
МБОУ «Знаменская СОШ»
Классный час во 2-3 классах
Школьный этикет
Подготовила:
Конышева Марина Викторовна
учитель начальных классов
2017
Школьный этикет
Цель:
Научиться
применять правила школьного этикета в повседневной жизни
Задачи:
1. Воспитывать культуру поведения.
2. Формировать
основы социального поведения, этические и
нравственные принципы.
Ход классного часа
Классный руководитель. Ребята, скажите, существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Конечно же, да! Ведь существуют свои правила поведения в театре и на дискотеке – и нельзя перепутать одно с другим – окружающие не поймут, да и самому неудобно будет. Называются эти правила – школьный этикет. Что же это за особенные правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог здания, которое называется очень просто, но значит так много для каждого из нас – «школа». Эти правила во многом совпадают, но чуть-чуть отличаются для школьников, их родителей и, конечно же, учителей.
С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что же такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно. Как театр начинается с вешалки, так и школа начинается с порога школьного здания.
Как же нужно приходить и входить в школу?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Как и в любое другое место, приходить необходимо вовремя! Это первое и основное правило.
Но ведь после того, как вы вошли в школу – необходимо раздеться, надеть сменную обувь, дойти до кабинета, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. А еще с друзьями поболтать нужно. Так что приходить в школу необходимо с достаточным запасом времени для множества мелких, но необходимых дел. Обычно это 15 минут. Не требуется объяснять, что войдя куда-либо, мы не хлопаем дверью и не оставляем ее открытой – это само собой разумеется. Небольшая, но существенная мелочь, которая касается нашего прихода в школу – это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого мы увидели.
Второй вопрос на который придется ответить – это как приходить в школу? Ответ опять же прост. Так как в школу мы приходим учиться, (хотя некоторые ученики предполагают, что за совершенно другими вещами, как то: поболтать и пообщаться с приятелями, побезобразничать вдали от строгого родительского ока, и т. д. и т. п., все-таки мы в школу зашли за знаниями и выйти нам оттуда лучше с ними же) – значит, и приходить в школу мы будем готовыми к тем занятиям, которые должны состояться, а это значит не только принесем учебники, тетрадки, ручки и дневник (это само собой разумеется), а еще и настроимся на то: что придется работать, а работа не всегда бывает легкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учеба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами в будущем мы станем.
Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?
(Ответы детей. )
Классный руководитель. Всегда радоваться и улыбаться могут только очень странные люди, но все же делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, – в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего нам ответят тем же, а от этого явно наше настроение лучше не станет. Да еще не все обязаны знать, что у вас не все ладится – что вы не справились с задачкой, что у вас ночью болел зуб или родители поссорились. Поверьте, окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас что-то не ладится.
Вот и основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами.
Хотите гадости и грубости в ответ – грубите,
хотите доброго отношения и понимания – сами хорошо относитесь к другим и постарайтесь понять, что родители или учителя вас ругают не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше и больше – а поленились.
Но никто не будет этого делать, если нормально объяснить родителям или учителю, что что-то не получилось по объективным причинам, но учтите, что объективными никак нельзя назвать мультфильмы, которые шли по телевизору весь вечер или то; что, проболтав весь вечер с подружками или друзьями по телефону, кто-то забыл выполнить домашнее задание. Так что, объясняя учителю или родителям, почему не было никакой возможности сделать что-то, помните древнюю мудрость, желающий сделать – ищет возможности, а не желающий – ищет причины.
Что же дальше? А дальше вспоминаем народную мудрость о том, что провожают нас по уму, зато встречают по одежке! Что же необходимо помнить, заходя в школу, о своем внешнем виде? Ваша прическа – показатель настроения и отношения к себе любимому. Желательно, чтобы ваши волосы при входе в школу (хотелось бы, чтобы всегда и везде) были чистыми и причесанными! Что касается одежды, то она должна быть целесообразной, комфортной и чистой.
Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да еще и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что еще стоит обратить внимание? (Ответы детей.)
Классный руководитель. Наша речь. По тому, как говорит человек, многие люди могут определить не только место его рождения и его образование, но даже его профессию! Как бы мы ни старались выглядеть образованными и культурными людьми, если мы не умеем говорить – все бесполезно.
Итак, первое, что мы говорим? Народная мудрость гласит: «Молчание – золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку. Какие «волшебные» слова вы знаете? (Ответы детей.)
Классный руководитель. Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста»
– это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.
Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени отчеству, на это не влияет возраст учителя.
Что касается общения с одноклассниками – общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, но это не очень принято, и уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.
Как нужно говорить?
Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому и необходимо сделать так, чтобы другие вас хорошо поняли. Необходимо четко и правильно произносить звуки, не торопиться – ведь за вами никто не гонится, грамотно формулировать свою мысль: что именно вы хотите сказать. Говорить необходимо так, чтобы вас слышали те, с кем вы разговариваете: если это ответ у доски – рассказывайте классу, каждому ученику, даже тому, который сидит на последней парте, если это разговор на перемене, то совершенно не обязательно, чтобы вся школа знала о вашем разговоре, а если необходимо сообщить конфиденциальную информацию – это можно сделать шепотом. Помните, что в компании не принято общаться и шептаться с кем-то, не привлекая к разговору всех членов компании.
Иногда в разговоре нам помогают не только слова, но и мимика и жесты. Как мы молчим иногда важнее того, как мы говорим. В школе, да и в любом другом общественном месте, не принято сильно жестикулировать и гримасничать, а уж дразниться или показывать неприличные жесты и подавно.
Какие жесты мы используем в школе, на уроке? (Ответы детей.)
Классный руководитель. Как вести себя в школе? Ответ простой – достойно и прилично! Что можно? Все, что не запрещено и является приличным и общепринятым. Давайте вспомним правила поведения в школе.
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Правильно, категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других людей.
Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, если это не урок физкультуры, толкаться (если это произошло случайно – следует извиниться), есть и пить, если это не столовая.
Самое важное время в школе – это уроки. Как же вести себя на уроках? Начиная урок, необходимо подготовиться к занятиям: вытащить из портфеля учебник, тетрадь, пенал и дневник, и другие принадлежности, если это необходимо. Помним, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс и кучей вытряхивая на парту все, что есть в вашем портфеле.
Правила хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.
Какие правила поведения на уроке вы уже усвоили за время учебы?
(Ответы детей.)
Классный руководитель. Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.
Самое любимое время многих школьников это… Конечно, перемена!
Чем же занимаются ребята на переменах? Послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена».
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем! –
Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!
– Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения?
– Как нужно вести себя на перемене? Ответы детей.
Классный руководитель. Первое, перемена – это отдых от уроков, время, для того чтобы вы успели дойти до другого кабинета, привели в порядок тело и мысли, а не время олимпийских рекордов.
Перемена – это время, когда можно пообщаться, уточнить расписание на этот или на следующий день, повторить тему, которая будет на следующем уроке, поэтому и ведем мы себя на перемене соответственно – не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено, В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.
Новички в классе. Поставьте себя на место такого ученика – все новое и незнакомое, новые ученики, учителя, школа, – человеку и так тяжело приспособиться ко всему новому кучей свалившемуся на него, а тут еще вы решите проверить его на «вшивость»… Подумайте, если бы вы были на его месте, то вам гораздо больше понадобилась бы помощь и поддержка для того, чтобы освоиться в новом коллективе, узнать его обычаи и особенности, поэтому, если в классе появился новенький, не стоит бросаться на него скопом и устраивать проверки, дайте человеку привыкнуть, а уж потом и проверяйте. Подойдите и объясните все, что необходимо новенькому знать о вашем классе, школе и т. д.
Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения в любом месте: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.
Дополнительный материал
Почему школу называют «школой»
В нашей стране сейчас много различных учебных заведений для детей: школы, гимназии, лицеи.
Первый Лицей (тогда говорили «Ликей») появился в Афинах более двух тысячелетий назад. Основал его великий философ (мудрец) Аристотель неподалеку от храма Аполлона Ликейского (отсюда и название «Ликей»).
Возле храма задолго до создания Ликея находился знаменитый Гимнасий – школа физического совершенства. Надо отметить, что греки придавали большое значение красоте тела, и многие ученые того времени были одновременно отличными спортсменами. В Ликейском гимнасии юношей обучали борьбе, гимнастике, верховой езде. Теперь рядом с Гимнасием (школой тела) возник Ликей (школа духа, мысли).
Афиняне большую часть времени проводили в общении с другими людьми, они любили и умели поговорить. Обучение большей частью тоже было устным: в Ликее учились, прогуливаясь и беседуя.
Было в древнегреческом языке слово «схоле», по-русски – «досуг», «отдых». От «схоле» и произошло наше родное, привычное слово – «школа».
Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу – учится. Вот так школой стали называть то, что способствует познанию, сам процесс обучения, а затем и место, где все это происходит.
О школьной форме
Школьная форма снова популярна. И чем престижнее школа, тем выше вероятность, что ее ученики будут носить форму. Она – знак принадлежности ребенка к определенной организации (школе, гимназии), от имени которой он выступает. Считается, что школьная форма настраивает детей на рабочий лад, помогает сосредоточиться и не отвлекаться от основных обязанностей – быть учениками и вести себя подобающе.
Форма в разных странах
В Японии мальчики носят «гакуран» – брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и пуговицами в ряд наподобие формы солдат XIX века. А девочки щеголяют в платьях «матросская фуку», напоминающих форму военных моряков. Школьную форму в Японии любят, регулярно устраивают показы мод, и даже наряжают в нее героев мультфильмов.
Англия гордится своими традициями. Белая блуза, темная юбка, синий свитер для девочек и таких же тонов рубашка, галстук, брюки и пиджак со значком школы на кармашке для мальчиков знакомы не одному поколению британцев. Но и здесь обуздать старшеклассников не всегда удается. Они готовы получать выговоры, терпеть наказания, только бы прийти в школу в джинсах и прикольной фуфайке.
Школьная форма в Австралии – знак принадлежности учащегося к престижной школе или классу. Обычные ученики ходят на занятия в джинсах, майках и футболках. И только ребята из экономических классов – будущая элита бизнеса – исключительно в строгих костюмах.
В африканских странах школьная форма для одних – предмет гордости, для других – напоминание о колониальном прошлом. И тяжелое финансовое бремя: ведь форма стоит денег, которых у многих семей попросту нет. Идея объединить формой бедных школьников с богатыми терпит крах. Потому что зачастую она – единственная одежда и к концу учебного года так изнашивается, что насмешек более состоятельных одноклассников все равно не избежать.
Во Франции столкнулись с проблемой соотношения школьной формы и религиозных традиций. В 2004 году был принят даже закон, запрещающий носить «ярко выраженные» религиозные символы в государственных школах – например, девочки-мусульманки по традиции покрывают головому платком («хиджабом»). Дело дошло до судебных разбирательств.
В Соединенных Штатах форму ввели в 80-е годы, чтобы уберечь детей от зависти друг к другу. Но повсеместной она стала лишь в 1996 году и, по словам тогдашнего президента Билла Клинтона, помогла решить «проблему гангстеризма» и сгладила экономическое неравенство. Однако десятилетнее исследование показало, что нет никакой существенной разницы между школьниками, носящими форму, и теми, кто от нее отказывается.
В России школьная форма впервые появилась в 1834 году для гимназистов. Ее вводили, а потом отменяли в 1892,1917,1941 и 1992 годах. Сначала серые, а потом синие костюмы-двойки у мальчиков и коричневые платья с черными фартуками у девочек давно ушли в прошлое. И та радость, с которой школьники встретили отмену формы, тоже позади. Но не прошло и десяти лет, как о форме опять вспомнили.
Когда родители покупают вам форму, напомните им: ткань школьного костюма не должна содержать больше 55% синтетики, рубашки или блузки – больше 35%. Лучше всего одежда из натуральных волокон – шерсти, хлопка, льна, шелка.
Классный этикет
Деннис Конгос, Университет Центральной Флориды
Студенты колледжа должны соблюдать определенные стандарты классного этикета. Этикет в классе относится к тому, как учащиеся должны вести себя во время урока, и мы хотели бы обсудить правила, связанные с уважением в классе, полным участием и спрашиванием перед использованием технологий.
Будьте уважительны
Уважительное отношение важно на каждом собрании в классе, а также вне его. Описанное ниже поведение — это способ продемонстрировать уважение, которое вы испытываете к преподавателю и другим ученикам в классе.
Приходить вовремя и остаться на весь класс.
Проще говоря, опаздывать неуважительно и вредно. Когда студенты опаздывают на занятия, это может отвлекать как профессора, так и других студентов. Может быть один или два случая, когда вы опоздали, что следует объяснить профессору, когда или если это произойдет, в идеале до занятия. Если вы возьмете на себя инициативу объяснить, почему вы опоздали, профессор, скорее всего, оценит это объяснение (хотя обычное опоздание неприемлемо), но обязательно дождитесь окончания занятия, чтобы поговорить с профессором. Однако, если опоздания становятся привычкой, преподаватель может решить поговорить с вами об этом или может засчитать вас отсутствующим и исключить вас из класса.
Кроме того, если вы опоздаете, лучше занять первое освободившееся место, а не свободное место в классе.
Ранний уход очень похож на опоздание на урок. Поскольку опоздание на урок может отвлекать, также очень отвлекает вставать и уходить до окончания урока. Однако, если есть особые обстоятельства, сообщите об этом профессору перед занятием. Опять же, ранний уход должен быть редким явлением.
Правильно обращайтесь к профессору.
Важно знать имя профессора, чтобы при необходимости можно было задать вопрос или обратиться к нему. Если у профессора есть степень доктора философии или какая-либо форма докторской степени, вы, скорее всего, будете называть его/ее доктором или «профессором» вместе с его/ее фамилией. Если у инструктора нет докторской степени, вы, конечно, можете использовать Mr. или Ms. вместе с фамилией инструктора. Часто профессора представляются в первый день занятий, поэтому обратите внимание на введение.
Выключите мобильный телефон.
Лучше выключать телефон во время занятий, чтобы не мешать лекции. Если вы не можете отключить его, его следует установить на беззвучный режим/вибрацию, чтобы во время урока не издавался звук, который мешал бы всему занятию. Кроме того, вы должны НИКОГДА не отвечать на телефонные звонки во время занятий. В редких случаях, когда вам может понадобиться ответить на важный звонок, например, в экстренной ситуации, вы должны спросить инструктора, можете ли вы оставить свой телефон включенным во время занятий.
Не собираться до окончания занятий.
Во многих случаях учащиеся начинают собирать свои учебники, ручки и т. д. еще до того, как урок фактически закончился. Раннее начало собираться может сильно отвлечь и проявить неуважение к профессору и студентам, которые пытаются дослушать лекцию до конца. Из уважения, вы должны подождать, пока профессор не закончит свою лекцию. Много раз профессор предоставлял важную информацию в конце лекции, например, когда будет следующий экзамен.
Полноценное участие
Принимая активное участие в занятиях, вы получите максимум от занятий и с большей вероятностью усвоите информацию.
Ниже приведены несколько различных способов полноценного участия в занятиях.
Этот список советов по этикету даст вам общее представление о том, что ожидается от вас в классе колледжа, но мы также рекомендуем вам задавать своим преподавателям вопросы, возникающие в течение семестра. Если вы не уверены, что приемлемо в классе, просто спросите профессора, каковы его/ее предпочтения.
Изучение надлежащего этикета — это жизненный навык.
Мадлен Валь
Правила этикета существовали веками, но этикет в отношении технологий в школе появился относительно недавно. Есть целый ряд навыков, выпавших из образовательной программы, которые следует вернуть, например, умение уважительно пользоваться камерой. «В то время как наши дети быстро осваивают математические задачи с помощью новейших гаджетов в школе, этого нельзя сказать о самых важных жизненных навыках этикета», — сказала Ридерз Дайджест Кортни Фадлер, основатель службы профессионального этикета CF Etiquette. Читайте дальше, чтобы просмотреть несколько правил этикета, которые должны преподаваться в школах, но не преподаются.
Реклама
Хотя многие разговоры переместились в онлайн-сообщения и тексты, знание того, как взаимодействовать лично, по-прежнему важно. «Одна из самых важных вещей, которые я слышу от компаний, которым нужна помощь в обучении новых молодых сотрудников, — это отсутствие навыков межличностного общения, полировки и слишком непринужденный подход к деловой обстановке», — говорит Фадлер. «Мы стали более связанными с помощью устройств, но в то же время стали более удаленными от реальных разговоров и взаимодействий лицом к лицу».
Умение вести беседу полезно не только взрослым — это полезно знать и детям. «Это большой и очень востребованный. Этого навыка не хватает из-за чрезмерного использования устройств», — говорит Лиза Ричи, президент и основатель Mannerstogo.com, в интервью Reader’s Digest. «Учащиеся не разговаривают с другими детьми или взрослыми. Это одна из самых востребованных тем у корпораций». Этот навык помогает детям не только в раннем возрасте, но и после окончания университета и поиска работы. «Новые сотрудники входят в мир бизнеса, не зная, как взаимодействовать с коллегами или клиентами», — говорит она. «В классе необходимо установить стандарты, чтобы поощрять человеческую связь и взаимодействие. Нам нужно начать это сейчас и пока дети маленькие».
Подпишитесь на эти темы для начала разговора, которые сделают вас интересными.
«Основные правила поведения и этикета применимы и к использованию технологий. Молодые люди должны понимать, что, когда они находятся в присутствии других, важно убрать телефон и вынуть наушники», — сказал Ридерз Дайджест Арден Клиз, президент Clise Etiquette. «Это показывает уважение и интерес к другому человеку. Кроме того, когда цифровые устройства убраны, дети получают возможность попрактиковаться в зрительном контакте, слушании и разговорных навыках».
Узнайте, как мобильный телефон влияет на ваше тело и разум.
Для детей и людей всех возрастов важно знать, как понимать ситуацию и как действовать в соответствии с ней. Правильное поведение может помочь вам в достижении ваших целей, независимо от того, хотите ли вы получить более высокие оценки; устроиться на работу и получить повышение; или получить приглашение на светские мероприятия».
Узнайте, как мыслить масштабно и достигать своих целей.
Мы живем во времена селфи и постов в социальных сетях. Мы хотим делиться тем, что происходит в нашей жизни, но при этом важно знать этикет. «Молодое поколение не знает жизни без устройства, — говорит Ричи. «Это их связь с миром, но им нужно руководство о том, как и когда их использовать. Те, кто стоит за объективом, должны спросить, могут ли они сделать снимок… те, кто перед камерой, должны любезно сообщить, если они не хотят быть в кадре. Все учащиеся должны соблюдать правила использования мобильных телефонов в школе».
Вот несколько разумных способов использования камеры вашего мобильного телефона.
Advertisement
Изучая правила этикета при отправке текстовых сообщений, старшим школьникам полезно научиться не отправлять текстовые сообщения за рулем. Наказание за текстовые сообщения во время вождения является суровым, и не зря. Отвлечение в дороге выходит за рамки этикета и влияет на безопасность окружающих.
Да! вы можете отменить отправку этого текста, и вот как это сделать.
«Показывает уважение к учителям. Учитель не должен наблюдать в своем классе, когда ученики ссутулились и склонились над своими партами», — говорит Ричи. «Наш язык тела посылает много сообщений. Студенты должны это осознать. Школы должны обратить на это внимание своих учеников».
Вот несколько простых способов улучшить осанку.
В наши дни студенты со всего мира имеют разное образование. «Уважайте все культуры и будьте открыты тому, чему мы можем научиться у других людей с разным опытом», — говорит Ричи.
Advertisement
Даже если вам может быть проще прекратить контакт с кем-то или игнорировать сообщения, никогда не стоит оставлять друга в недоумении, почему вы перестали общаться. И наоборот, не реагируйте негативно, если вас стали призраками. «Если вас обманули или вы ждете ответа, мы никогда не отвечаем плохим этикетом через еще один плохой этикет», — сказала Ридерз Дайджест Мика Мейер, основатель и директор Beaumont Etiquette.