Школьное краеведение – Школьное краеведение

Школьное краеведение

Целевая программа “Школьное краеведение” осуществляет­ся в целях совершенствования краеведения как важного сред­ства повышения эффективности обучения и всестороннего раз­вития учащихся.

Школьное краеведение имеет давние традиции, входит в комплекс образовательно-воспитательных средств системы на­родного образования. Организационно-методическое обслужива­ние школьного краеведения осуществляют специальные учрежде­ния (станции юных туристов, центры и дома детского творчест­ва и др.). Республиканскими организационно-методическими центрами школьного краеведения являются Центр детско-юношеского туризма и Экспериментальный центр краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования Российской Федерации. На организацию школьного краеведения определенное влияние оказывают другие государственные учреждения и общественные Организации: Российская Академия образования, Педагогичес­кое общество, Географическое общество. Всероссийское об­щество охраны памятников истории и культуры, органы культуры, архивные органы и др.

Тематика поисково-собирательской деятельности школьни­ков-краеведов разнообразна и широка: от истории школы, ули­цы, села, памятника, завода и т.д. до серьезных исследова­ний исторического и естественнонаучного характера, что пред­определяет потенциальную возможность участия школьников-краеведов в реализации большинства направлений комплексной программы “Краеведение” и практически всех целевых программ.

Союз краеведов России предполагает свое участие в школь­но-краеведческом движении на основе координации принципов и методов деятельности с соответствующими органами народного’ образования в следующих формах и направлениях:

– создание условий для включения краеведческих органи­заций учащихся в региональные краеведческие общества;

– делегирование Центру детско-юношеского туризма и Экспе­риментальному центру краеведения, этнографии и экскурсий Ми­нистерства образования Российской Федерации полномочий по ор­ганизации участия школьников-краеведов (краеведческих объеди­нений учащихся, поисково-собирательских клубов, отрядов, крае­ведческих кружков, школьных музеев и т.п.) в реализации комплексной программы “Краеведение”;

– участие Союза краеведов России в туристско-краеведческом движении учащихся Российской Федерации “Отечество” и реализации его программы развития школьного краеведческого движения “Судьбы России”, осуществляемого Центром детско-юношеского туризма Министерства образования Российской Федерации, в других комплексных, целевых, межведомственных программах, связанных с организацией и методикой школьного краеведения;

– участие в разработке проблем и вопросов теории, исто­рии, методики и организации школьного краеведения;

– участие в осуществлении научных исследований по про­блеме “Педагогика и краеведение”, апробировании и внедре­нии результатов этих исследований;

– участие в организации, программном и методическом обес­печении системы подготовки и повышения квалификации руководи­телей краеведческой работы с учащимися школ, гимназий, ли­цеев, ПТУ, других учреждений образовательного характера;

– участие в проведении массовых мероприятий со школь­никами-краеведами (слетов, конференций, экспедиций, крае­ведческих викторин и т.п.).

studfiles.net

Роль краеведения в школьном образовании Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

ве, ведь подростковый коллектив детских объединений – это общественная микросистема. Принципы взаимоотношений в ней являются конкретной моделью общественных взаимоотношений, переносимых в будущую самостоятельную жизнь.

Примечания

1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Ушакова. М., 1995.

2. Выготский Л. С. Психология личности. Т. 2. М., 1982.

3. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. вузов / [О. Е Лебедев и др.]; под. ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2003.

4. Морозова Н. А. Дополнительное образование в современной России // Педагогика. 2003. № 8.

5. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.

С. А. Фортуна,

г. Москва

РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются проблемы изучения краеведения в школе, различные формы и уровни краеведческой работы в школе.

The article considers the problems of the study of local lore at school, different forms and levels of work in the school.

Ключевые слова: краеведение, экскурсия, воспитание, образование.

Keywords: regional Ethnography, excursion, education, education.

Краеведение как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Так было и в нашей стране, где сведения краеведческого характера получили отражение как в летописях, так и в различных государственных документах ещё в ХУ-ХУ1 вв. Важную роль в становлении краеведения в России сыграл М. В. Ломоносов. Со-

ставляя первый географический атлас России, он разослал по всем губерниям специальную анкету, содержащую вопросы о природе, историческом прошлом и современной хозяйственной деятельности населения.

В процессе развития краеведения в России наметились два его направления: научное и школьное. Научное краеведение, направленное на всестороннее изучение различных территорий страны, расширялось и углублялось с развитием науки. Важную роль в развитии школьного краеведения в России сыграл К. Д. Ушинский, который обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края.

Формы краеведческой работы разнообразны: кружки и общества, экскурсии, туристические походы, встречи с местными краеведами, вечера, конкурсы, олимпиады и т. д. Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, все большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность, активизируется участие школьников в работе краеведческого кружка или музея.

Школьное краеведение – важный фактор различных видов воспитания, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

В системе современного общего образования, имеющего целью оптимальное развитие школьников, особая роль отводится знаниям по истории, культуре, экономике региона. Регионализация образования содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости, дает особую ориентацию во времени, помогает реализовать ключевую идею закона Российской Федерации «Об образовании» о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, со-

ставляют единое «поле» познавательной деятельности школьников). Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть кроме учебных пособий научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов. И жаль, что в ряде школ педагоги ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, – в результате складывается своеобразное «словесно-книжное краеведение».

Имеет место и другой недостаток: сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда краелюбие.

Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то и отражается главный смысл слов нашего великого поэта А. С. Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность,

справедливость, совестливость,

чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина;

труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Занятие краеведением помогает юным гражданам нашей страны глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны:

«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»,

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее -будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития.

Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

В настоящее время происходит восстановление краеведческого направления деятельности библиотек общеобразовательных школ. Краеведческая составляющая библиотечно-библиографичес-кого обслуживания должна стать одной из точек опоры в ценностном самоопределении человека, в развитии его связей с миром. Краеведческий поиск – увлекательное дело, но литературы о крае немного, информация разрозненна.

Каждое новое поколение постоянно возвращается к событиям и людям прошлого и по-новому осмысливает их. Привлекают события, личности, истоки культурного наследия нашей страны. Но сохранить старые документы – это ещё не всё. Надо суметь увидеть, что за ними стоит.

cyberleninka.ru

Роль школьного краеведения в современной школе

Роль школьного краеведения в современной школе

Заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования “Боровской средней школы Лепельского района” Ж.Ю.Микуленок

«К патриотизму нельзя только призывать,

  его нужно заботливо воспитывать –

воспитывать любовь к родным местам … ».

  Д.С. Лихачев

Любовь к Родине … С чего она начинается, где ее истоки? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Бесспорно одно- Родина становится дороже тому, кто сделал больше для ее будущего, кто лучше ее узнал. Всестороннее, глубокое изучение истории родного края не может быть без использования краеведческого материала.

Школа – большая база воспитания всего будущего. Ф.Достоевского сформулировал простую вещь, которая есть во всем мире: чтобы гармоничными были человек, общество, ход цивилизации, нужно, чтобы юная душа начала с простого – из знания своих родителей, семьи, рода, края, страны, потому что в другим своим постулате особо отметил, что всем находящимся, каждому народу, чтобы стать интересным самому себе – умным, образованным, профессиональным в своем деле, полезным и востребованным, нужно стать гражданином. И в этом деле курс школьного краеведения – незаменимая вещь.

Работая по этому направлению мы признали, что эффективным педагогическим средством и составной частью образовательного процесса является краеведческая, туристическая и экскурсионная работа с учащимися, направленная на активизацию учебно-познавательной и общественно-полезной деятельности учащихся, повышения уровня их нравственного, патриотического и эстетического воспитания .

Краеведческая работа предусматривает всестороннее познание своего края, учет и изучение его природных, экономических и культурных ресурсов, географических особенностей, его истории, перспектив развития.

Взаимосвязь экскурсионной, краеведческой и туристической работе с образовательным процессом школы, обеспечение сознательного понимания учащимися программного материала и его прочного усвоения- это основополагающий принцип школьного и внешкольного краеведения.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет воспитывать учащихся на конкретных, доступных примерах окружающей жизни. Живописные ландшафты Беларуси, памятники истории и культуры, знакомство с фольклором, встречи с участниками событий и т.д. Все это формирует у школьников любовь к родному краю. Чем полнее, содержательнее будут знания о родном крае, тем более действенные они в формировании чувства патриотизма, национальной гордости и преданности своей Родине.

Школьное краеведение во все времена играла важную роль в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Под его влиянием формируются такие ценностные качества личности, как наблюдательность, активность, мышление, воля, патриотизм, инициативность, развивается чувственно-эмоциональный потенциал личности; расширяется сознание и мировоззрение; приобретаются практические навыки в различных областях знаний. Участие в краеведческой работе способствует тому, что человек с детских лет чувствует и осознает себя носителем и потомком традиций народа, понимает суть понятия “родной край” как духовно-культурного пространства, которое формирует личность.

Школьное краеведение является одним из важнейших средств организации образовательного процесса. Цель краеведческой работы: формирование у учащихся сознания гражданина своей страны. Основными задачами являются пробуждение интереса к родному краю, углубление знаний о нем.

Системная организация краеведческой работы в школе вместе с другими факторами способствуют формированию у молодых людей чувства патриотизма, национального самосознания. Вот почему в образовательном процессе i внешкольной работе важную роль играет изучение истории, культуры, природы своего края. Краеведение становится важнейшим средством патриотического воспитания.

Поскольку краеведения выступает неотъемлемой частью образовательного процесса, то функции и цели их в общих чертах совпадают.

Важнейшими принципами организации системы краеведческой работы в школе являются: целеустремленность, системность, последовательность, научность, личностный подход, целостность воспитательного процесса, единства педагогического воздействия, поисково-исследовательский характер, экологическое и профориентационное направления.

Калейдоскоп дел по данной тематике, проводимых в учреждении образования:

• Краеведческая олимпиада «Лепельщина родная»

• Неделя туризма и краеведения

• Фольклорный фестиваль «Наше наследие»

• Интеллект-ринг «Славные имена Витебского края»

• Викторина “Моя Беларусь»

• Единая информационная час «Я-гражданин Республики Беларусь»

• Конкурс рисунков «Край, в котором я живу»

• Заочное путешествие по родному краю «Моя Родина-Беларусь”

• Турнир знатоков белорусского природы

• Интеллектуально-познавательные игры “Моя Беларусь”

• Интеллектуальная игра «Путешествие по родной стране»

• Фотовыставка «Беларусь во всей своей красе»

Туристские походы и экскурсии на протяжении многих лет остаются наиболее любимыми формами туристско-краеведческой деятельности учащихся.

Желание большинства учеников участвовать в туристской деятельности объясняется их стремлением удовлетворить собственную любопытство, романтика походов, тяга к перемене мест, возможность испытать себя, большая двигательная активность.

Основная цель деятельности учреждения в этом направлении: расширение туристской, краеведческой, экскурсионной, поисковой работы с вучнямии, применение разнообразных форм туристской работы в воспитательном процессе и туристской увлеченности, которую юные граждане нашей Беларуси пронесут через всю свою жизнь.

Слово «туризм» энциклопедия объясняет как путешествие в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности.

Туризм и краеведение идут рядом. В туристских походах и экскурсиях учащиеся знакомятся с особенностями родного края, изучают памятники истории и культуры, природные объекты.

Большая роль туризма в воспитании юных граждан нашей страны. Трудности походной жизни прививают навыки самообслуживания, приучают их к систематической работе, воспитывают выдержку и инициативу. Участвуя в походах, школьники раскрываются иногда с самого неожиданной стороны. Трудно переоценить возможности туризма в физическом воспитании, укреплении здоровья, закалке детей и подростков.

Широкие возможности туризма в углублении знаний школьников, полученных на уроках. Непосредственно видя тот или иной географический, исторический объект, на практике наблюдая за различными явлениями природы, посещая музеи и совершая экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, школьники глубже усваивают учебный материал.

В нашей школе традиционными стали туристско-краеведческие походы:

«По местам боевых …», «Лепельщина-край озерный», «Полезные ископаемые Лепельщины», «Край, в котором я живу …», «Лепельщина литературная”; экскурсии в государственные и общественные музеи, по историческим и памятным местам Республики Беларусь, до общенациональных святынь, посещение мест, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых земляков.

Важное место в краеведческой работе школы отдано работе детских объединений по интересам “Наследие”, “Юный краевед” целью которых является:

• содействие формированию личности с широким мировоззрением, которая глубоко осознает духовную связь с прошлым, настоящим и будущем, понимание своей сущности и роли в жизни, обществе;

• присоединение к богатой и самобытной истории нашего народа и его культуры, постижение опыта предков, особенностей белорусского этноса;

• содействие формированию патриотической самосознания современной молодежи, ее гражданского взросления.

Прошлое и культурные традиции белорусского народа являются неотъемлемой частью истории славянства, достижением европейской и мировой цивилизации. Потому что, обращая внимание на отличительные особенности белорусского этноса, очень важно соединять национальное и общечеловеческое, воспитывать у школьников чувство толерантности и уважения к другим народам, изучать их философию мирного сосуществования. Очень важно, чтобы молодые люди гордились своей Родиной, нуждались учиться и работать на благо Беларуси и ее будущего.

Мероприятия объединений по интересам, которые проводятся в течение учебного года:

• Праздник национальной кухни

• Творческий проект “Я горжусь”

• Историко-краеведческое исследование «Партизанское движение на Лепельщине в годы Великой Отечественной войны»

• Научно-исследовательские работы «Витебщина литературная», «Лепельщина литературная», «Что в названии твоей, Боровка»

• Краеведческий проект «Моя Малая Родина»

• Праздник “Купалье”

• Праздник “Масленица”

• Конкурс инсценированных белорусских сказок

• Конкурс сочинений «Беларусь моя родная!»

В настоящее время неизмеримо возрос интерес к истории белорусов. Люди пытаются найти ответы на острые вопросы современности в прошлом. Особое внимание привлекает к себе местная история, которая часто оказывается менее изученной. Так уж сложилось, что в школах история “малой родины” изучалось от случая к случаю. А между тем люди всех возрастов, особенно молодежь, хотят знать более подробно о том месте, где они живут, где прошли детство, юность, а у многих и всю жизнь. Все те общеучебные умения и навыки, которые формируются в процессе научно-исследовательской деятельности учащихся, помогут им в дальнейшем в выборе профессиональной деятельности. Всестороннее изучение истории края оказывают большую помощь учителям, общественности, родителям в воспитании на историческом прошлом подрастающего поколения.

infourok.ru

Методические рекомендации “Историческое краеведение в школе”

История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою историю, забывать её – значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…

В. Пикуль

1

Введение

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования и одна из важнейших отраслей школьного краеведения. Оно же является важным средством связи школы с жизнью. Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, походах и т.д. Изучением особенностей организации данной работы в разное время занимались известные историки, методисты, учителя-практики. Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова «О научном краеведении», Г.Н. Манюшина«Историческое краеведение», Д.В. Кацюбы «Историческое краеведение в воспитании учащихся». Тенденции и перспективы исторического краеведения рассматривали Н.Н.Лазунова, Л.К. Ермолаева, Н.П.Милонов, К.Ф. Строев и другие авторы.

Актуальность данной темы определяется введением краеведческого материала в учебные курсы по истории России, все возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения.

Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны,почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

2

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.

Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой перед обществоведческими предметами, внеклассной рабой и школьным краеведением.

Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся знаниями родного края, города, села с великой Родиной, с Россией, помогает улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города,села, деревни с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим домом, честью стать достойным наследником лучших традиций народного края.

2. Школьное краеведение: новые реалии.

У учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев – по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, республики, входящие в состав Российской Федерации, более крупного региона, всемирной истории.

3

Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Первое основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению -поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Краеведение представляет такие возможности довольно широко.

4

Какие ошибки здесь мы можем

недопустима и в методике организации краеведческой работы. Например, учителя одной из школ потребовали у всех учащихся представить какую-либо древнюю находку, пообещав при этом хорошую или отличную отметку по истории (в зависимости от древности находки). Цель была благородной — создать кабинет краеведения в школе. Однако, требование «древних ценностей» за отметку по предмету было методически неверным, оно могло толкать на приобретение таких вещей не совсем законным порядком. «Инициатива» преподавателей вовремя была отменена директором. Можно и нужно собирать древние предметы и рукописи, по нужно это делать не форсированно, а постепенно и сугубо на законных началах, не превращая это в обязательное «мероприятие» для получения той или иной отметки.

Следующим требованием является то, что научные изыскания школьников должны основываться на добровольных началах, всякое применение «волевых» приемов может принести лишь вред. Школы должны вести работу по охране и исследованию памятников истории и культуры, не как самоцель, а как средство для воспитания.

организуя краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики своего региона. При подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные практические навыки. Не каждый учитель истории подготовлен теоретически и практически к организации настоящей поисковой, исследовательской работы, не каждый владеет знаниями по организации музеев. В таком случае стоит ограничиться работой по охране памятников истории и культуры, которые имеются в любом уголке нашей необъятной Родины. Работы по их выявлению и охране хватит для всех учащихся.

Не следует забывать и о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. Сейчас во многих школах создаются музеи боевой и трудовой славы,большей частью специализированные, посвященные какому-то роду войск или какой-то определенной тематике. При создании таких музеев учащиеся не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего микрорайона, которые нуждаются в помощи. Учащиеся, оказывая ее, воспитываются в нетрадиционной сфере, что бывает особенно эффективным.

5 Когда идет речь о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях.

На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

На втором уровне – это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень –изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.Последние составляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал, что это самый массовый вид науки, так как в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники.

К сожалению, в ряде школ учителя ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, – в результате складывается своеобразное «словесно-книжное» краеведение. В таких школах сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения программного материала по истории.

«Поле» краеведения значительно расширилось за последнее десятилетие. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь близких людей – членов семьи, земляков, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы,в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек.У краеведов появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.

6 Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.

7 Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в родном поселке, районе, городе участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

8 В настоящее время значительное распространение в школе получили факультативы и кружки по краеведению. В них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов, местных архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в походах и экспедициях. В основе таких факультативов м кружков лежат уроки краеведения.

Формы внеклассной краеведческой работы. Она подразделяется на массовые, групповые, индивидуальные. Массовые формы краеведческой работы – вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы; создание школьных краеведческих уголков, музеев, встречи с участниками исторических событий. Групповые формы внеклассной работы по краеведению – кружки, общества, экскурсии, походы,экспедиции; выпуск газет, журналов.

Индивидуальные формы работы по краеведению предполагают чтение литературы по местной истории, работу с документами.

9 Традиционными в школе стали:

Ежегодное участие в дне горда, День Поселка

10

11 Масленица

12 Участие в акциях: Цветы на граните, ветеран живет рядом

13 Работа классных руководителей согласно плану воспитательной работы

14. Совместная работа с библиотекой ОУ согласно плану

15.с центром патриотического воспитания «Отчий берег.ру»

16. Ежегодное участие в конкурсе экскурсоводов.

  • 18.Групповые (кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции; выпуск газет, журналов.)

Работа историко-краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях: теоретическом (лекции, беседы) и практическом ( экскурсии, походы). В программе работы кружка важно выделить два момента: единство истории края, его частей с историей страны в целом и особенности исторического развития края.

Годовой план работы кружков составляется, включая время летних и зимних каникул. Кроме задач кружка в плане пишутся различные формы его работы: встречи, конференции…

Работа кружков заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции. На итоговом занятии заслуживается краткий отчет, а также 2-3 лучших доклада, характеризующие основные направления работы кружка.

Основным методом работы кружка является самостоятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно над ней работает. В итоге работы кружка каждый из его членов овладевает умениями и навыками самостоятельной исследовательской деятельности [

Таким образом, в процессе работы кружка накапливается богатый и интересный материал в виде альбомов, докладов, рефератов, фотоматериалов, а также разработки вечеров, конференций и т.д.

Все эти материалы можно и нужно сосредоточить в школьных музеях и использовать в учебно-воспитательной работе.

Историко-краеведческие кружки по мере их развития и увеличения нередко перерастают в школьные ученические общества, а затем в клубы. Общество и клуб являются высшей формой внеклассной краеведческой работы в школе. Часто они имеют свой девиз, устав. Состав руководителей, планы работы клуба учреждаются на педагогическом совете школы.Клубы организуются в тех школах, где краеведением занимаются учителя различных предметов, а его содержание носит комплексный характер.

Члены клуба участвуют в археологических экспедициях, глубже познают историю края и расширяют научный кругозор.

Внутри клуба проводятся различные виды работы: викторины, олимпиады, экспедиции, конференции.

Факультативы, клубы, кружки расширяют кругозор, мировоззрение школьников, помогают педагогам в воспитательной работе, оставляют богатейшие фонды профессиональным историкам-краеведам

2. Краеведческие школьные музеи: особенности деятельности.

20. Популярность музеев в последнее время возросла необычайно. Печать отмечает музейный «бум».

Музей – это научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры.

Основными задачами музея являются: поиск и сбор краеведческого материала, учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка, оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.

В последние десятилетия во многих школах стали организовываться музеи – комнаты боевой славы, исторические музеи. В нашей щколе в этом году, на празднике, посвященному 70-летию победы в Сталинградской битве, открылась музейная комната. Она родилась в результате проекта, который начался в 2008 году. Проект осуществляли обучающиеся школы совместно с учителями. Экспонаты представлены по следующим направлениям:

1. Любимый наш поселок Соляной

2. По дорогам войны

3. Школа, школа…

4. Быт поселка Соляной

В музее проводятся уроки истории, экскурсии, конференции, посвященные памятным датам.

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научную ценность. Из всего этого вытекают цели и задачи школьных музеев. Они имеют сходство с государственными музеями, но и обладают своими, специфическими особенностями

Во-первых, школьный музей имеет учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе.

Во-вторых, сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся.

В-третьих, школьный музей – это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории, но и место научно-педагогической обработки собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по истории и другим предметам.

Школьный музей может быть создан лишь в результате широкой историко-краеведческой поисковой работы школьников.Только она дает возможность в полной мере реализовать цели и задачи,поставленные перед собой школьными краеведами.

Поисково-собирательная работа имеет следующие аспекты: музееведческий и педагогический. Музееведческий аспект предусматривает знание основ музейного дела, умение правильно оформлять документы, знание и использование следующей формы научного описания документов, которая позволяет систематизировать каждый исторический источник, поступающий в музей:

п\п

Название тем

подтемы

Перечисление

подлинных

памятников

Перечисление

вспомогательных

материалов

Место

экспоната

в экспозиции

Примечания

Педагогический аспект состоит в том, чтобы привлечь к поиску исторических источников максимально широкий круг учащихся.Хорошим методом вовлечения всех учащихся школы в поиск являются задания Совета музея каждому классу, выполнение которых проверяется на сборах, собраниях в конце учебного года. Элемент соревнования между классами является хорошим стимулом активной работы по поиску исторических материалов.

Особенностью экспозиции школьного музея является учет школьной программы и необходимость постоянного обновления экспозиций. Для этого пользуются различными приемами: введение новых дополнительных разделов и экспозиционных комплексов, частичная замена некоторых экспонатов новыми, выставка новых пополнений, оживляет работу музея организация переносных выставок в классах.

В школьном музее проводятся следующие виды учебной и внеклассной работы:

· экскурсия;

· урок – экскурсия;

· использование музейных экспонатов в качестве учебно-наглядных пособий на уроках;

· организация и проведение конференций;

· встречи с интересными людьми;

· заседания исторических клубов и кружков и т.д.

Педагогическая ценность работы в музее заключается в том, что информация в музее конкретна, эмоциональна и,кроме того, сама необычность музейной обстановки разрушает стереотип урока, дает возможность активизировать восприятие ребят.

Заключение

Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом демократическом государстве.

Одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение.

В настоящее время историческое краеведение достигло многого, однако, есть еще и слабые места, нерешенные вопросы.

Историческое краеведение –развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего,многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп.

Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяется его важной ролью в учебно-воспитательном процессе.

Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.

Источником для школьного исторического краеведения могут служить все известные наук виды исторических источников. Работа с ними отличается значительным своеобразием, как по своей конечной цели, так и по методам.

Работа учителя – краеведа более многопланова, сложна по направленности, нежели чисто научное исследование.Учитель должен постоянно иметь ввиду три аспекта изучения материала –общенаучный, краеведческий и учебно-воспитательный.

Доказано, что историческое краеведение является источником конкретизации излагаемых учителем общеисторических фактов и является одной из важных отраслей исторического образования.

Посредством работы школьных музеев, факультативов, кружков исторического краеведения осуществляется учебно-воспитательная деятельность школы, создается широкая возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно- поисковой деятельности школьников.

Главная задача учителя истории –заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.

Историко-краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию активных молодых граждан России.

Содержание данной курсовой работы представляет интерес для учителей истории, осуществляющих краеведческую работу в школах нашего края, для студентов, обучающихся по специальности 0304«История» и может быть использовано в качестве теоретического и практического руководства при организации работы по историческому краеведению.

Литература

1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.

2. Барков А.С. О научном краеведении. – М.: Просвещение.- 1961.

3. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. – М., 1972.

4. Горбунов Б.И. Структура и содержание курса Народоведения.// Преподавание истории в школе. – 1999.- № 8.-С. 53-54.

5. Историческое краеведение./Под ред. Г.Н. Манюшина. – М., 1975.

6. Историческое краеведение./Под ред. Н.П. Милонова.- М., 1975.

7. История Ставропольского края с древнейших времен до 1917 г. / Под ред. В.П. Невской. – Ставрополь:СКИПКРО, 1996.

8. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся. – М., 1965.

9. Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К.Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. – 1999. – № 2. – С. 40-48.

10. Методика историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1987.

11. Милонов Н.П. Изучение истории области в средней школе. – М., 1968.

12. Подласый И.П. Педагогика.Новый курс. – М., 1998.

13. Попов. Т.Б., Рауменбах В.М. Археологические материалы в краеведческих музеях. – М, 1954.

14. Строев К.Ф. Краеведение.– М., 1974.

15. Ставропольский край в истории России (конец XVIII – XX вв.). – Ставрополь, 2001.

16. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.:Владос, 2002.

17. Стражев А.И. Методика преподавания истории.- М., 1964.

18. Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983.

Приложение 1

Акт-представление

для паспортизации школьного музея

Город Пятигорск, ст.Константиновская________________________

Край Ставропольский________________________________________

Полное название музея «История станицы Константиновской»____

Почтовый адрес Г. Пятигорск,Ст. Константиновская, ул. Ленина, № 11, СОШ № 7 ____________________________________________

Дата основания музея 22 февраля2002 г.________________________

На основании какого распоряжения музей был открыт Приказ № 119 от 22 февраля 2002 г. по СОШ №7____________________________

Профиль музеяисторико-краеведческий_______________________

Какой государственный музей оказывает методическую помощь Государственный краеведческий музей г.Пятигорска__________

В каком государственном музее находятся на учете подлинные экспонатыГосударственный краеведческий музей г. Пятигорска__

В каком помещении расположен музей средняя общеобразовательная школа № 7_____________________________

Наличие отдельных комнат и их количество______2_______________

Общая площадь музейного помещения43,8 кв. метров____________

Площадь, занятая под экспозицией 43, 8 кв. метров_______________

Наличие специальных помещений для хранения фондов_____-______

Какие разделы имеются в экспозиции 1– исторический; 2 – этнографический; 3 – экология КМВ__________________________

Количество экспонатов, в том числе подлинных 167, в том числе подлинных –152____________________________________________

Оборудование музея Стенды настенные– 3 шт., подставки демонстрационные -2 шт., столы – 7 шт., стулья – 14 шт.,подставка для знамен – 1 шт._________________________________

Наличие учетной документации (книги учета основного фонда, научно-вспомогательного фонда, учета посещаемости, учета экскурсий, учета мероприятий) имеется_________________________

Посещаемость музея за год 800человек_________________________

Количество экскурсий, проведенных в2002-2003 году 32___________

Количественный состав общественного Совета музея 9 человек_____

Сведения о руководителе (Ф.И.О.,образование, основное место работы) Панченко Галина Васильевна, высшее образование, педагог дополнительного образования СОШ № 7_______________

«____» _________________200__г.

Председатель комиссии Директор краеведческого

Врацкая В.П. музея г. Пятигорска

_____________ Краснокутская Л.И._______

Приложение 2

Выписка из приказа об открытии школьного музея

Выписка из приказа « № 119» от 21.02.02

1.

на основании положения о школьном музее считать историко-краеведческий музей средней общеобразовательной школы № 7 открытым с 22 февраля 2002 года. Приоритетными направлениями работы музея считать следующие:

1. Прошлое и настоящее станицы Константиновской;

2.Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения;

3. Создание базы для проведения учебных экскурсий по истории, экологии, краеведению.

2.

Для оказания помощи в работе музея ст. Константиновской создать совет содействия в составе:

1. Данько В.В. –член родительского комитета;

2. Мирошниченко Е.Н. – учитель истории;

3. Колтаков Н.А.– преподаватель ОБЖ;

4. Матюшенко О.П.– художник;

5. Иванова Т.И. –организатор детского движения;

6. Винокуров П.Ф.– председатель Совета ветеранов;

7. Марченко В.А.– член женсовета;

8. Дрокин Н.И. –атаман казачьей общины;

9. Лоскутов Т.М.– представитель общественности.

Директор СОШ №7_____________________________Лоскутова Л.С.

Верно: секретарь________________________________Бажан А.А.

Приложение 3

Положение о школьном музее.

§1

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

По своему профилю школьный музей СОШ № 7 является историко-краеведческим.

§ 2.

Цели и задачи.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданственности и гуманизма, патриотизма. Расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, содействовать развитию активности учащихся, овладению ими поисковыми, практическими навыками исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

§ 3.

Приказ об открытии музея издается директором школы.

Музей организуется в СОШ № 7 на общественных началах на основе систематической работы постоянного актива и учащихся и при наличии фонда подлинных материалов,соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования,обеспечивающих сохранение и показ собранных коллекций.

§ 4.

Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой.

Музей осуществляет работу по 4-м направлениям:

1. Историческое краеведение;

2. Военно-патриотическое краеведение;

3. Экологическое краеведение;

4. Литературное краеведение.

Актив музея:

– пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций школьников, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими школьными, народными и государственными музеями; проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

– изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

– осуществляет создание экспозиции, стационарных и передвижных выставок;

-проводит экскурсии для учащихся, родителей, работников шефствующих предприятий, учреждений;

-оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

§ 5

Учет и хранение фондов.

Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге.

Фонды музея делятся на основной и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты, фотокопии).

Подлинные памятники, находящиеся в ведении школьного музея, подлежат (на основании Положения о музейном фонде СССР, приказа министра культуры СССР № 271 от 26июля 1965 года) включению в состав музейного фонда СССР и учитываются в инвентарной книге местного соответствующего профиля. Школьный музей обязан ежегодно извещать государственный музей обо всех поступивших подлинных памятниках.

Материалы,представляющие первостепенную историческую ценность, должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей, который взамен подлинника должен изготовить школьному музею копию, выдать документы, фиксирующие ценность представляемого материала. Акт передачи является своеобразной положительной оценкой деятельности школьного музея.

В случае приостановления деятельности школьного музея все подлинные материалы должны быть переданы в государственный музей.

Положение

о Совете музея.

1. Совет музея избирается общим собранием актива музея в количестве 5 – 7человек.

2. Совет музея разрабатывает план работы музея, организует встречи с интересными людьми, помогает подготовке экскурсоводов, лекторов и другую работу актива.

3. Совет музея возглавляет работу по сбору материала для новых экспозиций музея, а также исследовательскую работу учащихся.

4. Совет музея собирается на заседания не реже одного раза в месяц. Ведет заседания совета председатель Совета или руководитель музея.

5. Председатель совета ведёт дневник заседаний совета.

infourok.ru

Глава 2. Теоретические основы школьного географического краеведения

2.1. Системa геогрaфического крaеведения в общеобрaзовaтельной школе

Роль крaеведческой рaботы в общей системе воспитaния, ее место в истории обрaзовaния и в прaктике учебно-воспитaтельной рaботы современной школы позволяет рассматривать школьное крaеведение как систему.

Системный подход, наряду с раскрытием педагогической эффективности школьного краеведения, позволяет установить закономерные связи между его частями, определить организационную структуру и методы его проведения.

Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяются целями и задачами воспитания, требованиями учебных программ, особенностями исторических событии, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.

Общим для географического и природоведческого краеведения является изучение природных условий родного края. Природоведческое краеведение основное внимание уделяет изучению жизни растений и животных, выяснению взаимосвязей между растительным и животным миром, взаимоотношений между условиями обитания и сообществами организмов, между условиями природной среды и культивируемыми растениями. Оно дает возможность учащимся глубже изучить хозяйственное значение растений и животных. А географическое краеведение при изучении природы родного края главное внимание уделяет изучению отдельных элементов природы той или иной территории (рельефа, геологического строения, микроклимата, почв, растительного покрова, животного мира), установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной деятельностью человека. Объектами географического краеведения являются также вопросы географии населения и населенных пунктов, хозяйственной деятельности населения родного края, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни и т. д. В этом отношении географическое краеведение имеет много общего с историческим и литературным краеведением.

Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый учителем в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества. «Исторический подход в краеведческой работе необходим для понимания современной действительности, а также и для идейно-политического воспитания…».

Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными зaдaчами, стоящими перед тем или иным yчeбным пpeдмeтoм. Кaждое направление имеет сoбственный oбъект изучения, представляет сoбoй самостоятельную систему крaeвeдчeскoй рaбoты в шкoле.

Как любая система, географическое краеведение в школе представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов географического краеведения – это его задачи, и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы ее проведения, планирования и руководства.

Географическое краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и народного образования. Основными задачами географического краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, являются, во-первых, всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края и, во-вторых, использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.

Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.

Так, например, чем богаче жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания учащихся, тем больше возможностей у учителя в использовании краеведческого подхода в процессе обучения. А в целенаправленном обогащении школьников жизненным и познавательным опытом и знаниями о природно-экономических условиях родного края значительную роль играет внеклассное краеведение. «Хорошо организованное первое направление (осуществление краеведческого подхода в обучении.- А. С),- указывает И. С. Матрусов,- готовит условия (дает знания, навыки работы на местности юным краеведам) для успешного развития внеклассной краеведческой работы. В результате последнее обогащает и расширяет краеведческие знания учеников и создает наилучшие предпосылки для решения краеведческого принципа в преподавании».

Учебное краеведение является одним из вожнейших условии в активизации учебного процесса в преподавании географии. Его основные положения как обязательные предопределены учебными программами.

Нередко в методической литературе и очень часто в школьной практике внеклассное краеведение рассматривают как добровольное для учащихся занятие. Если учесть роль внеклассной краеведческой работы в практическом осуществлении краеведческого подхода в преподавании географии, то необходимость ее организации в каждой школе становится очевидной. Отсюда задача учителя заключается в том, чтобы активизировать внеурочную учебно-краеведческую работу как промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения. В этих целях во многих школах, где придают должное значение краеведческой работе в организации учебной и воспитательной работы, практикуются: а) наблюдения учащихся за природно-экономическими явлениями и процессами своей местности; б) природоведческие и производственные экскурсии; в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и особенностей; г) организация внеклассного чтения учащихся научной и художественной краеведческой литературы.

Предварительно собранный материал о родном крае и краеведческие знания учащихся, являясь одним из средств активизации учебного процесса, используются учителем на уроке при изучении соответствующей темы. На необходимость организации внеклассной краеведческой работы указывается и в учебной программе. «Главным содержанием внеклассной работы, – говорится в учебной программе по географии, – должно стать активное изучение местной природы, мероприятий по ее преобразованию и конкретных путей ее хозяйственного использования. Широкое развитие в связи с этим должны получить походы по родному краю».

Внеклассную краеведческую работу педагогически нецелесообразно отрывать от классных занятий. Так как без классных занятий она не может служить источником и средством осуществления краеведческого принципа в обучении географии.

Содержание учебной краеведческой работы, определяемое учебными программами и конкретными природно-экономическими условиями школьного окружения и своей местности, является основой при выборе организационных форм и методов ее проведения. Основные формы учебной краеведческой работы – это урок, природоведческие и производственные экскурсии и внеурочные занятия. Эти формы организации учебной краеведческой работы твердо вошли в школьную практику.

Но в проведении учебной краеведческой работы в преподавании географии имеются некоторые недостатки. Многочисленные наблюдения показывают, что некоторые учителя назначение краеведческого материала рассматривают всего лишь как пример для иллюстрации географических явлений и процессов или как объект для сравнения и сопоставления. В силу этого на многих уроках использование краеведческого материала ограничивается словесными методами обучения.

Между тем осуществление краеведческого подхода как одного из педагогических средств активизации учебного процесса предполагает использование таких методов и приемов, которые в зависимости от дидактических целей и содержания учебного и краеведческого материала являются основой в решении учебно-познавательных задач. При этом наряду с объяснительно-иллюстративными методами и эвристической беседой большое познавательное значение имеет организация систематических наблюдений за природно-экономическими явлениями и поисковой деятельности учащихся, а также проведение различных по содержанию практических работ.

Многообразны формы организации внеклассной краеведческой работы по географии. Это – кружки, экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции и др. Но основной испытанной формой организации внеклассного краеведения- является кружок. «Кружок, – по словам Н. Н. Баранского,- есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы… Прочная постановка внеклассной работы может быть гарантирована только кружком» .

Школьный кружок, объединяющий группу любознательных и заинтересованных в изучении родного края учащихся, по своему существу и цели – организационный центр и других форм и методов внеклассного краеведения. В кружковых занятиях ведется теоретическая и практическая подготовка учащихся к предстоящим экскурсиям, походам, и экспедициям. В кружке также подводятся итоги экскурсионно-туристской и других видов краеведческой работы.

Как формы, так и методы краеведческой работы, являясь составной частью внеклассного краеведения, проводятся в определенной системе. Методическая система в руководстве краеведческой работой учащихся включает в себя предварительную работу над литературными и краеведческими источниками, организацию наблюдений над природно-экономическими явлениями и процессами, проведение полевых исследований и оформление собранного материала в виде письменно-графических работ, альбомов, стендов и т. д.

studfiles.net

Школьное краеведение | Краеведческая и исследовательская работа в походах

Путешествия по родному краю привлекают своей доступностью: их легче организовать, можно проводить в любое время года, они не требуют больших материальных затрат, но дают возможность постоянно и систематически наблюдать за объектами и собирать материал для обобщений. Полученные навыки в дальнейшем могут быть использованы в походах за пределы края.

Школьное краеведение — простейшая и доступная форма углубления и совершенствования полученных знаний. Систематическое изучение природы способствует формированию материалистических взглядов. Изучая местные явления природы, туристы глубже усваивают закономерности, взаимосвязь природных комплексов, например влияние рельефа местности на климат и обратный процесс. Особенно наглядно эта взаимосвязь прослеживается в условиях гор и пустыни: роль силы и направления ветров в образовании барханов, влияние температуры и влажности воздуха на растительность, связь между работой ледников и образованием рельефа и т. д.

В школьном краеведении значительное место занимает изучение истории и археологии родного края. История родного края — это частица истории страны. Всестороннее изучение истории села, города, района, области расширяет кругозор, способствует воспитанию гражданских чувств и подготовке к практической деятельности.

Краеведческий материал в виде различных примеров и фактов можно использовать на уроках истории, обществоведения, географии, биологии, но более глубокие знания можно получить во внеклассной работе, в историко-краеведческих кружках.

Кружки в каникулярное время проводят экскурсии и походы по родному краю, знакомятся с историческими, археологическими и природными памятниками. Готовясь к походам, учащиеся изучают литературные источники и документы, материалы музеев и архивов. Во время походов и экскурсий, конкретно наблюдая естественно-географические условия края, знакомясь с боевым прошлым и трудовой деятельностью своих земляков, они собирают материал для создания и пополнения школьных музеев, получают навыки наблюдений, осмысливания, делают первые обобщения и приходят к определенным выводам. Таким образом учащиеся приобретают более полные и прочные знания.

Простейшими формами краеведческой работы можно считать правильное описание маршрута похода, ведение дневника, составление чертежей, зарисовок.

Описание маршрута принято производить по следующей схеме:

1.       Общий километраж и расстояние между отдельными пунктами,
2.       Характеристика рельефа местности.

3.       Основные ориентиры.

4.       Естественные препятствия на пути.

5.       Характеристика экскурсионных объектов.

6.       Определение лучшего времени для похода. .

7.       Места малых и больших привалов, ночевок, дневок.

8.       Возможные варианты маршрута.

Дневник похода чаще всего ведет один из участников похода. Этот раздел работы поручается при распределении обязанностей в группе, но содержание записей в дневнике может обсуждаться и дополняться группой. Для дневника используется общая тетрадь в непромокаемом переплете. На титульном листе (первой странице) обязательно указывается группа туристов, маршрут похода, виды работы и т. д.

        Дневник
Наименование группы —
Маршрут похода —
Вид работ — геологические наблюдения
Район работ — Западный Кавказ, Зеленчукский район, берега реки Кизгыч
Наблюдатель — Титов Б. П.

Начат: 3.07.1974 г. Окончен: 11.07.1974 г.

В случае утери дневника просьба к нашедшему прислать по адресу:
При небольшом объеме наблюдений и работ все записи могут быть сделаны в одном дневнике, но каждому виду наблюдений отведены отдельные страницы.

Если проводятся различные наблюдения большого объема, следует иметь несколько дневников для регистрации данных, так как в дальнейшем их легче использовать.

При ведении дневника придерживаются следующих правил: все наблюдения и показания приборов записываются на месте; исследователь не имеет права исправлять и дописывать дневник задним числом. Ошибочно записанные данные, цифры не разрешается стирать резинкой. Дневник ведется тщательно и аккуратно, переписанный дневник не имеет ценности. Для ведения дневника необходимо иметь набор простых и цветных карандашей, угольник, визирную линейку, небольшую готовальню. Не следует пользоваться химическим карандашом, авторучкой, так как записи расплываются при попадании на них воды. Все записи нужно делать так, чтобы они могли дать ясное представление об объектах и методах наблюдений, о приборах и результатах работы.

           Журнал
Наблюдения за температурой воды Объект наблюдения и район: озеро Бадукское, Тебердинский заповедник Ставропольского края
Сведения о приборах и инструментах: технический термометр в оправе; цена деления 0,5°
Наблюдатель — Рябых Б. Г.

Начат: 12.VII.74 г. Окончен; 21.VII.74 г.

В случае утери журнала просьба к нашедшему вернуть по адресу:

www.medical-enc.ru

Статья по краеведению по теме: Статья из опыта работы по теме ” Школьное историческое краеведение в модели современной школы”

Школьное историческое краеведение в модели современной школы

 На современном этапе государство уделяет  особое внимание, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, считая формирование гражданского сознания благоприятным условием для духовного подъёма в обществе в целом. Педагогам справляться с этой задачей очень сложно, так как дети неотъемлемый продукт всего нашего общества.  В реальной жизни их  окружает непривлекательная действительность: насилие, безработица, пьянство, наркомания, власть денег. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитать патриота – человека, любящего свою страну и готового идти на жертвы ради Родины.
Одним из перспективных путей создания воспитательного пространства является максимальное использование специфики краеведческого материала  в учебно-воспитательной деятельности школы.

 Получение уже «готовых» знаний о родном крае не решает главной задачи краеведения: не только взрастить любовь к малой родине, но и приучить детей интересоваться в дальнейшем историей своей страны, быть её истинным патриотом. Поэтому считаю, что краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям:
1 Изучение краеведческого материала  на уроках краеведения

2. Изучение краеведческого материала  на уроках  на уроках истории.

3Организация работы школьного краеведческого музея

4.Походы по памятным местам родного края.

5.Работа по благоустройству территории памятника погибшим землякам;

6.Научно – исследовательская работа по изучению истории родного края учащимися и учителем.

Работа по этим направлениям включает следующую деятельность школы

1 Изучение краеведческого материала  на уроках краеведения. (Мной и группой учителей  разработана программа по краеведению, которая используется учителями района сейчас в своей работе

 2. Изучение краеведческого материала  на уроках  на уроках истории.

Привлечение ярких эпизодов из истории родного края в тот или иной период позволяет сделать многие события отечественной истории более близкими и понятными для учащихся.. После изучения больших тем отводятся уроки, посвященные истории Курского края и Хомутовскогого района в этот период.

Так, изучая историю середины 19 века, рассматриваем такой краеведческий материал: «Хозяйственная деятельность крестьян Дмитриевской волости»,

 « Отмена крепостного права в Дмитриевской волости». При изучении истории 20 века – архивные материалы про установление советской власти в волости, образование Хомутовского района, коллективизацию, о  наших знаменитых земляках ( Н.С.Хрущёв, П.Карпов и др.) Особенно широко используется краеведческий материал на уроках по изучению истории страны в годы ВОВ.

3Организация работы школьного краеведческого музея

Школьный краеведческий музей был организован в 1995 году. Экспонаты для него собирали с детьми по всей округе, многие местные жители приносили свои «семейные реликвии .

Музей имеет следующие экспозиции

1комната (левая стена)

  1. Из далекого прошлого Хомутовки.
  2. Предметы жителей п. Хомутовка.
  3. Гражданская война  в нашем крае
  4. Образование Хомутовского района

1 комната (правая стена)

1. МОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» – к 70-му юбилею школы. 2. Богат талантами Хомутовский край.3. Офицеры выпускники школы.4. Витрины с  альбомами по отдельным направлениям деятельности школы, оформленные  в разные  годы

 2 комната(левая стена)

  1. Партизаны и подпольщики
  2. Освободим Волгу – Матушку.
  3. Курская битва
  4. Они освобождали Хомутовку
  5. Водрузим над Берлином знамя победы
  6. Выставка предметов времен ВОВ (каски, гильзы от снарядов  и пуль)

2 комната (правая стена)

  1. Военачальники – наши земляки
  2. Женщины – участники ВОВ
  3. Учителя – участники ВОВ
  4. Выпускники школы – участники боевых действий в Афганистане и Чечне
  5. Выпускники школы, погибшие в годы ВОВ

Витрины с фронтовыми письмами, благодарственными письмами от военачальников, награды, ордена, медали, удостоверения, альбомы с материалами поисковой деятельности учащихся по теме «Великая Отечественная война».
Возможности школьного музея используются  на уроках краеведения, истории, литературы, изобразительного искусства, русского языка, МХК. Частые гости здесь ученики начальных классов.
Экспозиция музея постоянно пополняется.


4.Походы по памятным местам родного края.

Школа расположена на территории с богатым историческим прошлым: это дворцово- парковый комплекс  в п. Хомутовка, Усадебный дом Нелидовых, природные памятники лесные урочища в д.Обжи и урочище Гнилуша, с.Калиновка- родина НС Хрущева , Могила в с. Турка  писателя П,Карпова, памятники воинам погибшим на территории района в годы ВОВ.Традиционными стали ежегодные походы детей разных возрастов с посещением этих памятных мест и рассказом об их истории.
 7. Работа по благоустройству территории памятника погибшим землякам;
      На территории района находятся 40 братских могил и памятников  в честь погибших солдат в период Великой Отечественной войны,5 из них находится в п. Хомутовка.
 Школьники регулярно занимаются благоустройством памятника, проводят торжественные мероприятия к памятным датам. 

^ 8. Научно – исследовательская работа по изучению истории родного края учащимися и учителем.
Надо отметить, что написать действительно интересную исследовательскую работу по той или иной теме непросто.
Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Исследовательский метод вырабатывает у учащихся умение анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу. В решении этих задач велика роль учителя. Он должен быть подготовлен к проведению исследовательской работы, владеть методикой, уметь заинтересовать ребят, умело направлять их деятельность, а не стараться взвалить на себя большую часть работы.
Любая научно – исследовательская работа проходит в несколько этапов.
 1. – выбор темы исследования и постановка задачи.  Тема должна быть для ребят интересна, посильна, доступны источники сбора информации.
 2. – определение направлений работы, краеведческого поиска и путей сбора информации.На этом этапе важно поставить цель исследования и задачи, которые будут решены в ходе работы, определить , как материал будет собираться.
3. – работа по сбору материала. Она ведется по разным направлениям, с использованием разных источников информации – работа с краеведческой литературой, в частности «История Курского края», архивными документами из Государственного архива Курской области, Хомутовским районным архивом ,семейными документами и фотографиями, картами; беседы с краеведами и старожилами, фотофиксация материалов.
 4. – анализ и систематизация собранного материала и составление целостной картины. Оформление материалов. 
Имея в наличии материал из разных источников по всему кругу вопросов, ребята приступают к его обобщению и систематизации. Особенностью становится то, что осмысление материалов и поиск дополнительной информации, уточнение каких-либо вопросов, идут одновременно. Итогом этой работы и становится написание текста работы. Составляется план, в соответствии с которым излагается наработанный материал с учетом требований, которые предъявляются к исследовательским работам: раскрыть мотивы, побудившие к краеведческому исследованию, сформулировать цель работы, представить методы исследования, выводы и результаты, возможность использования в учебном процессе и дальнейшие перспективы краеведческой работы.
В ходе подготовки работ решается еще одна проблема – оформление наглядного материала. Когда выступление сопровождается показом фотографий, зарисовок, документов, схем, это дает возможность присутствующим на выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в представляемой проблеме. 
 5. – выступление на краеведческих конференциях и определение перспектив дальнейшей краеведческой работы. К выступлению со своей работой ребята готовятся в течение какого – то времени. Здесь важно, чтобы выступающий уложился в рамки регламента, показал свободное владение темой исследования, представил материалы логично, эмоционально, умело привлекал наглядный материал.

С целью приобщения талантливых и способных учащихся  к исследовательской деятельности, создания условий для их самообразования и профессиональной ориентации в  школе создано научное общество учащихся (НОУ). В НОУ вступают учащиеся, изъявившие желание заняться исследовательской работой.  НОУ  включает в себя творческие группы учащихся, объединенных в секции по различным областям знаний. Занятия членов  проводятся коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов на основе утвержденных советом программ и тематики творческих работ по мере необходимости.

   Общество работает по нескольким секциям: естественнонаучная секция,

гуманитарная,  секция краеведения.

Посещая предметные секции, члены НОУ учатся раскрывать, оформлять исследовательские работы, а также анализировать и делать выводы по исследуемым темам.

Я расскажу о работе секции краеведения. Эта секция осуществляет свою деятельность на базе школьного краеведческого музея. Члены секции проводятся экскурсии в музее, встречаются с очевидцами событий, записывают их рассказы, совершают  однодневные походы по окрестностям  района.

 Особое место  в их деятельности занимает работа по туристско –краеведческой программе «Отечество».Традиционными для школы стали отчеты по этой программе, представляемые на научно – практической конференции школьников. Отчеты  обычно представляются в виде проектов над которыми дети работают в течении учебного года

. Были выполнены так же  проекты  по темам:  «Лица войны»(рассказы участников войны, рассказы о военных реликвиях), «Судьба семьи в истории страны», Женщины в годы Великой Отечественной». « Судьба семьи в истории страны» , «Дети и война» и другие.

 К70- летнему юбилею Хомутовской  школы разрабатывался проект  «История школы».  Каждый класс под руководством членов краеведческой секции работал по определенным направлениям например : « Выпускники 1941 года», «Учителя участники Великой Отечественной войны» « Есть такая профессия Родину зашищать…»(о выпускниках офицерах) ,был оформлен  альбом « Хомутовская школа в лицах», который является своеобразной школьной Книгой памяти, потому что в нем собраны фото выпускников и учителей  школы с первых её выпусков.

Одна из задач такой деятельности является приобщение детей к исследовательской деятельности.  Ранняя научно-исследовательская, поисковая деятельность является одной из форм обучения в современной школе, позволяющая наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка – такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.

Исследовательская деятельность учащихся есть творческий процесс совместной деятельности учащегося и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.

Основная цель учебно-исследовательской работы в школе – создание образовательного пространства для учащихся,  ориентированных на исследовательскую деятельность, которое будет мотивировать школьников на самообучение, саморазвитие, на освоение навыков  исследования и реализацию их собственных  потребностей.

Проекты и материалы, представленные в ходе ученических чтений, научно-практической конференции становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов и музея школы.

Одной из задач работы НОУ является предпрофессиональная подготовка учащихся. Они приобретают навыки, необходимые в работе экскурсоводов, гидов, краеведов. Эти специальности всегда будут востребованы в нашем регионе.

Воспитание гармонично развитого, образованного человека невозможно без интеграции его в современное информационное пространство. Абсолютно ясным становится тот факт, что без информационных технологий сегодня не реализуется ни одна образовательная программа. Это веление времени. Чаще информационные технологии применяются при подготовке к научно-практическим конференциям, когда учащиеся раскрывают свои исследовательские работы, демонстрируя компьютерные презентации. Участниками НОУ под руководством руководителя музея разрабатывается

«Виртуальный музей Хомутовской школы».  Эту работу мы ещё проводим потому ,что «Виртуальный музей» – это возможность для выпускников школы окунуться вновь в школьные годы и  вспомнить о том, что есть добрая школа его, вспомнить учителей и одноклассников, и, наконец, это продвижение интересов музеев,  возможность обмениваться опытом с коллегами.  

И в заключении хотелось бы сказать, что польза от активно работающего школьного музея налицо: это и расширение образовательного пространства, и развитие познавательного потенциала у детей, и формирование мощной мотивации заниматься той или другой темой. Это, в конце концов, профориентация. И, что самое главное, музей совершенно реально способствуют формированию личности, ребята ставят перед собой очень непростые вопросы, связанные с историей родного края и ее днем сегодняшним.  От ответов на эти вопросы молодыми людьми зависит, в какой стране мы будем жить завтра. И роль музея как части дополнительного образования школьников при этом огромна.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *