Приходько Елена Леонидовна,воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ № 388 «Малышка» г. Новосибирска |
Елисеева Ирина Александровна,воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ № 388 «Малышка» г. Новосибирска |
Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Многие родители ошибочно считают, что компьютерные игры способны стать альтернативой живой игре. Между тем машина не заменит непосредственного, живого общения с ребенком. Дух партнерства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить.
Шашки знакомы и любимы многим, однако в последнее время интерес к игре снижается. Во многом потому, что для занятия с дошкольником взрослым просто не хватает времени.
Шашки – интеллектуальный вид спорта, развивающий способность детей мыслить логически и стратегически. Ребенку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В ходе игры развиваются психомоторика (дошкольники трогают, переставляют, бьют шашку противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе. Большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижна и активна, дошкольникам трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, а эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.
Принимая во внимание благоприятное воздействие шашек на развитие детей, мы организовали обучение этой игре в нашей группе.
Для достижения цели обучения были выдвинуты следующие задачи:
– формирование интереса к игре в шашки;
– приобщение детей к спортивно-творческой игре;
– помощь родителям на этапе обучения детей в шашки;
– формирование отношения к игре, как к интеллектуальному досугу в семье и детском саду.
При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что-то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Мы знакомили детей с новым для них материалом в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывали детям о правилах игры в шашки в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро стали в них ориентироваться и перестали путаться (самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает наш опыт работы с детьми, для игры в шашки недостаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Знакомство и обучение детей нашей группы игре в шашки происходило поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей познакомили с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировали им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научили правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснили, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Мы предлагаем стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Дети, как правило, увлекаются так же быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому наша задача, как можно дольше удерживать этот интерес и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого мы рекомендуем не затягивать занятия (продолжительность не должна превышать 25 минут), чтобы у детей не было переутомления.
Сами занятия по шашкам мы рекомендуем проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).
Подвести итог обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.
Научить детей играть в шашки было бы невозможно без активной помощи родителей. Поэтому мы обратились к ним с просьбой поддержать интерес ребенка к шашкам, поиграть с ним дома. При этом важно обратить внимание на то, что не стоит идти по пути «в поддавки». Дошкольник должен научиться проигрывать. Тем более что проигрыш от близких людей он воспринимает менее болезненно, чем от сверстника, или проигрыш «на глазах у всех».
Благодаря совместной работе с родителями дети, играя в шашки, научились мыслить, оперировать интересными комбинациями и ситуациями на игровом поле, использовать ходы – «мостики», видеть и анализировать свои ошибки, радоваться заслуженной победе.
Приступая к этой работе, мы не ставили перед собой цель «вырастить чемпионов» или научить наиболее способных детей премудростям игры в шашки. Главным было доставить радость от живого общения, соперничества в ходе игры, сделать её привлекательной, интересной для всех воспитанников группы, такой же любимой, как игры с конструкторами, машинками и куклами.
Количество просмотров: 11273 |
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Возраст игры весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.
Шашки по праву признана одной из самых интересных интеллектуальных игр. Она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует развитию логического мышления, развивает пространственное воображение, память и внимание. А также ненавязчиво формирует у детей такое качество, как усидчивость.
Игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.
Педагогическая целесообразность работы кружка по обучению игре в шашки заключается в том, что ребёнок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, игры-задания, продуктивная деятельность) развивает личностные качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы.
Цель работы кружка: приобщение воспитанников к игре в шашки.
Задачи:
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется, на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам проводились по принципу от простого объяснения к более сложному, с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей.
Важное значение при изучении курса игры в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программа «Волшебные шашки» была рассчитана на 32 занятия для детей 4-5 лет (1 раз в неделю, длительностью 20 минут).
Ведущее место занимали: игровой, наглядно -образный методы обучения.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
Основными формами работы и средствами обучения являлись:
• практическая игра;
• дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• игра в шашки
Занятия были построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение заданий).
Предлагая выполнение задания в парах, я старалась учитывать симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.
Процесс обучения детей игре в шашки проходил ненавязчиво и интересно. Я познакомила детей с новым для них материалом в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, дети узнавали о правилах игры в шашки в виде сказки или в стихотворении.
Знакомство и обучение детей игре в шашки проходило поэтапно, по принципу: от простого к сложному.
Сначала я познакомила детей с историей возникновения игры в шашки. Так дети узнали о древнеегипетском происхождении шашек, о том, что во Франции, в Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие египетским фараонам.
При знакомстве с игрой рассказала ребятам сказку:
-Жили-были два короля. Между собой они не ладили, часто воевали. Люди, устав от постоянных войн, пошли к мудрецу. Тот, немного подумав, достал из ящика шкафа небольшую коробочку в черно-белую клетку.
— Вот эта игра примирит ваших королей.
Он отправился в гости к одному из королей и велел пригласить другого в гости. Когда те оказались на месте, мудрец раскрыл перед ними коробочку, которая стала полем для сражения, и расставил фишки.
-Эта игра называется «шашки». У каждого из вас будет своя армия, сказал Мудрец,
– Эта игра обладает магической силой, начав играть, вы забудете про все свои ссоры и обиды.
И действительно, короли так увлеклись, что забыли о войне. И с этого момента вели только шашечные сражения. С тех пор люди в королевствах живут дружно и спокойно.
Затем познакомила детей с шахматной доской, показала фишки черного и белого цветов, научила правильно расставлять шашки на игровом поле. Дети узнали о том, что шахматная доска должна располагаться так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета. В игре «Расположи доску правильно» дети закрывали глаза, а я меняла положение доски. Ребята определяли, как правильно должна лежать доска. Заодно повторили право — лево.
При знакомстве детей с тихими ходами и ударными использовала сказку Даля «Война грибов и ягод». Объясняла, что белые шашки- белые грибы, черные шашки- ягоды. Рисовала на белых клетках доски цветочки -по ним ходить нельзя! Учила как надо ходить, бить шашку противника и убирать ее с поля (в корзинку).
Дети соревновались в игре: «Кто быстрее построит на доске армию грибов и армию ягод?»
При знакомстве с понятиями «вертикаль, горизонталь» использовала игровой момент: у Зайчика дети обнаружили две полоски. С виду они были одинаковые, из восьми черно — белых полей. Пояснила, что это не просто полоски – это дорожки шахматной доски. Одна называется горизонталь, другая вертикаль.
Для того, чтобы понять, как расположить горизонтальную дорожку дети рисовали рисунки с изображением горизонта – горизонтальной линией, речка течет горизонтально, дорога расположена горизонтально. На других рисунках изображали дерево, высотный дом, столб – это вертикали. В игре «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально, горизонтально» дети называли предметы, расположенные вертикально: дерево, стена дома, окно, столб; горизонтально: диван, стол, подоконник и т.д.
Предлагала ребятам поиграть в игру «Разложи шнурки по горизонталям, по вертикалям».
Затем предлагала ребятам покатать друзей зайчика на машинке только по горизонтали или только по вертикали. Ребятам такая идея пришлась по душе.
Ребята закрепляли полученные знания в игре «Расставь так же»- расставить шашки на доске вертикально, горизонтально, раскрасить вертикальные, горизонтальные ряды на нарисованной шахматной доске разными цветами.
Познакомила с понятием диагональ-косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками. Предложила детям построить диагональ из квадратов белого и красного цвета.
Затем ребята выкладывали цепочку диагонали большими квадратами из бумаги белого цвета и прыгали по этим «дорожкам».
Дети с удовольствием «Помогали сажать огород зайчику». Нужно было расставить шашки по самым коротким и самым длинным диагоналям.
Показала, что на доске есть диагонали разной длины. Самая длинная шашечная диагональ – большая дорога. Она самая важная.
Познакомила с шашечными понятиями «центр» (4 шашки в центре), «бортовые поля» (эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху). Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками.
Рассказала о том, что, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои – простые шашки. Которые, достигнув последнего ряда «дамочного» поля соперника, становятся дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку. Чтобы ребенку было легче отличать свои дамки от простых шашек и выделять дамки соперника я предлагала детям вставить в дамку круг другого яркого цвета. Позже дети, накопив опыт игры, часто отказывались от цветного обозначения дамок.
Познакомила детей с правилами этикета во время игры.
Дети узнали, что перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодарят друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой.
Дети узнали о правилах: взялся – ходи! А если Ваша шашка стоит неаккуратно и ее нужно поправить, надо сказать «поправляю» и уже потом поправить шашку.
Дети познакомились с правилом тишины, что во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями.
Научила сути игры-надо продвигать свои шашки вперед и уничтожить шашки соперника.
Также познакомила детей с игрой в «шиворот- навыворот» или «поддавки»
В своей работе использовала книгу Юровского «Зайкины шашки».
Использовала правила игры в стихотворной форме:
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Познакомила детей с секретами игры в шашки:
Старайтесь пройти своими шашками в дамки и не позволяйте сделать этого сопернику.
Старайтесь добиться того, чтобы шашек соперника становилось меньше, чем ваших.
Старайтесь занять своими шашками центральные поля доски.
К концу обучения дети знают:
К концу обучения дети умеют:
В работе с родителями провела консультацию на тему «Шашки для дошкольника». С помощью родителей были приобретены комплекты шашек и шахматные доски для занятий с детьми.
Изображения
ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты Инструменты ПредприятиеЦеныВсе изображения
ВойтиРегистрация
Образец
Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылки и специальные предложения
Дети сидят за столом и играют в шашки в детском саду. Крупным планом — Видео от fotovideostock.vn.gmail.com
Вы можете использовать это бесплатное видео “Дети играют в шашки в детском саду. Крупный план” в личных и коммерческих целях согласно Стандартной лицензии. Стандартная лицензия охватывает большинство вариантов использования, включая рекламу и дизайн пользовательского интерфейса на веб-сайтах и в приложениях.