«Икигай» нам в помощь….
Позвольте поинтересоваться, а какова ваша причина вставать по утрам? Некоторых из нас только попытка ответить на этот вопрос может заставить посильнее натянуть на себя одеяло:).
Если это вдруг происходит и с вами, то японская концепция «Икигай» может вам помочь. Хотя прямого перевода на русский язык не существует, считается, что ikigai объединяет японское слово ikiru, означающее «жить», и kai, означающее «причину или реализацию того, о чём ты мечтаешь». А японцы, как известно, долгожители….
Это понятие отражает концепцию «причины жить (вставать по утрам)» или идею иметь цель в жизни. Как это связано с гибкими компетенциями?….
Трансформация образования в пользу развития гибких навыков XXI века.
Как быстротечно время! Новое время ставит перед нами новые задачи. Навыки будущего, цифровизация,образовательные тренды, soft skills – эти понятия и смыслы всё больше и глубже проявляются в нашей жизни. И если для образования сегодня стали уже вполне понятными такие инструменты, как робототехника, Лего –конструирование и даже 3D – моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, – soft skills – пока ещё знаком далеко не всем, хотя требования по их формированию уже звучат во всех новейших образовательных документах. А сами-то мы владеем этими навыками? Попробуем ответить на следующие вопросы:
– Умеете ли вы грамотно публично выступать, эффективно вести переговоры, насколько хорошо владеете навыками самопрезентации?
– Умеете ли слышать коллег, выстраивать позитивную коммуникацию с учениками и родителями?
– Способны ли мыслить критически, системно, креативно, принимать смелые решения и брать на себя ответственность?
– Умеете ли гибко реагировать на новые требования времени?
В образовании человеческий фактор — это харизматичный педагог, который передаёт своим ученикам не сухую информацию, а полноценный опыт.
Уверена, что в будущем ИИ возьмет на себя большинство рутинных задач педагога — проверку домашних работ, поиск групповых и индивидуальных заданий к урокам, подготовку отчетов, оценку и аналитику.
Даже представляя себе самое высокотехнологичное общество, нам хочется верить, что коммуникация между людьми останется. ИИ не будет делиться искренними эмоциями с учеником, не будет с ним наслаждаться проживанием каждого момента жизни в школе, не будет любоваться искусством, заслушиваться музыкой, восхищаться неординарным решением, воодушевлять человека на такую трудную, но такую счастливую деятельность, как познание.Не справятся пока роботы и с таким важным делом, как педагогическая режиссура: педагог должен планировать уроки (занятия) так, чтобы в них чередовались напряженный труд и моменты радости от выполненной работы.
Чем технологичнее общество, тем выше ценится человечность, вот чего ждут от нас дети прежде всего! и потому сегодня мы всё больше слышим о так называемых soft skills, гибких навыках.
Задания на оценку гибких компетенций (критического мышления, поиска решения в условиях заданной жизненной ситуации) уже присутствуют в ЕГЭ, ОГЭ и всероссийских проверочных работах, но необходимы дальнейшие шаги в этом направлении».
Сегодня очевидна необходимость трансформации образования с учетом вызовов цифрового мира и новой технологической революции в пользу развития гибких навыков (soft skills), обеспечивающих кадровое лидерство в цифровой эпохе.
Что же такое soft skills и зачем их развивать?
Итак, что же такое soft и hard skills? Неужели это что-то совершенно НОВОЕ? Мы-то с вами точно знаем, что все инновации основываются на хороших традициях.
Если говорить откровенно, то и гибкие навыки — это не что-то принципиально новое. Они были важной частью программ русской классической гимназии и классического университета ещё 19 века, построенных на взаимодействии дисциплин.
Но экономическая ситуация конца XIX — начала XX века с конвейером и автоматизацией труда привела к идее, что самое эффективное образование должно быть построено на узкой специализации. Профессионал должен быть хорош в чём-то одном и вполне может пренебречь смежными дисциплинами. Даже курсы повышения квалификации предполагали совершенствование в своей узкой области.
Итак, если коротко, то:
1. Hard skills – профессиональные, технические навыки построены на узкой
специализации; то, чем можно овладеть в учебных заведениях. Это и иностранные языки, и программирование, и вождение автомобиля, а мы ещё можем добавить, математика, физика, биология и другие предметы (то есть предметные знания, навыки). Для их освоения нужны инструкции, интеллект. При их освоении больше работает левое полушарие (то есть логика), важен высокий уровень IQ.
2. Soft Skills – то, что нельзя подтвердить дипломом. Это ваши коммуникабельность, уравновешенность, креативность, умение подстроиться под ситуацию и быстро среагировать в нестандартных обстоятельствах. При прокачке этих навыков работает правое полушарие (творческое), желательно иметь высокий уровень EQ (эмоционального интеллекта).
Дополнительное образование сейчас можно получить в обеих сферах.
Топ -10 самых необходимых soft skills компетенций. Примерим эти навыки на себя:
На первом месте:
1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving)
Самыми востребованными будут те специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будут знать, на что еще обратить внимание помимо самого очевидного.
2. Критическое мышление (Critical thinking)
Это такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Это очень полезный навык, потому он помогает развитию.
3. Креативность в широком смысле (Creativity)
Творческое начало – это способность видеть то, чего еще нет. Когда Микеланджело спросили, как он создал статую Давида, скульптор ответил: «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его».
4. Лидерские навыки (умение управлять людьми) (People management)
Знаменитый баскетболист Майкл Джордан сказал гениальную фразу: «Талант выиграет игры, а команда – чемпионаты». Управление людьми – это сложная наука о том, как лидерам нужно уметь принимать главные решения. .. нет, не просто о подчиненных, а о Людях. Как мотивировать команду, сотрудников (а в нашем случае учеников) так, чтобы они бежали вприпрыжку на урок, а не с урока? Как уладить конфликты внутри команды? Знать ответы на все эти вопросы – и значит владеть people management.
5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others) Как важно умение общаться адекватно коммуникативной ситуации, считывать намёки и жесты, договариваться, подводить итоги разговора.
6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence) – это умение распознавать чужие эмоции и демонстрировать свои, налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
7. Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making) Умение формулировать своё мнение, взвешивать «за» и «против» в той или иной ситуации.
8. Клиентоориентированность (Service orientation)__
9. Следующий навык – умение вести переговоры (Negotiation)
10. Гибкость ума (Cognitive flexibility)
Итак, что же мы видим в этом списке?
Половина навыков из Топ 10 – 2020 связана с умением общаться с людьми, договариваться с ними и управлять ими, понимать их и служить им.
А другая половина связана со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, придумывать решение проблем, генерировать новые проекты и идеи.
Собственно, все эти навыки уже востребованы сейчас, а через несколько лет они станут еще популярнее. И вывод очень простой: акцент мира все больше смещается на самого Человека, его способности, его мозг, его масштабность и взаимодействие с другими людьми. Все солидарны в главном: одним из образовательных трендов и обязательных факторов, которые должны определять кадровую политику страны, является развитие гибких навыков XXI века. Важно не только «думать по-современному», но и «накапливать знания из совершенно разных областей науки», уметь их комбинировать и эффективно применять для решения необходимых задач.
Среди заметных изменений – требования к личностным результатам. Главное, чему необходимо научить всех школьников на урочной и внеурочной деятельности:
– оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей в соответствии с морально-этическими ценностями,
– осознанно выбирать и строить индивидуальную траекторию образования,
– результативно и бесконфликтно выстраивать общение с разновозрастными собеседниками, представителями разных культур и религий.
Теперь личностные результаты сходны с перечнем гибких компетенций!
Какие личностные результаты будут развивать у школьников педагоги?
В обновленных ФГОС усилены результаты, которые развивают систему ценностей. На слайде – примеры результатов для обновленных ФГОС начального общего образования. Социальные ценности прописаны как основа межличностного общения, научных знаний, безопасного поведения и отношения к труду. В обновленных ФГОС основного общего образования личностные результаты теперь разделили на две группы. Первая группа – социально значимые понятия. Вторая – позитивные ценностные отношения и социально значимые навыки, умения и способности.
Как же выглядит процесс обучения гибким навыкам? Многим нашим педагогам это уже хорошо известно.
1. Формирование социальной ответственности учеников
Если у школьника высокие предметные образовательные результаты, но он нарушает социальные нормы, то нельзя в полной мере говорить о качественном образовании. Поэтому необходимо
Включить в программы воспитания урочные и внеурочные мероприятия,
чтобы развивать социальную ответственность школьников.
Продумать формы контроля и оценки личностных результатов
школьников.
Помимо внеурочной деятельности, важно задействовать ресурсы учебных
предметов социально-гуманитарной направленности: обществознания, истории, географии. Отдельные темы по этим предметам предложить в содержание воспитательных программ в соответствии с планируемыми личностными образовательными результатами.
2. Развитие мотивации к обучению
Еще одна цель – повысить мотивацию учеников. Школьников необходимо вовлекать в образовательную деятельность.
Учителя должны повысить заинтересованность школьников в учебе с помощью новых технологий, которые позволят использовать содержание учебного предмета в воспитательных целях: технология принятия кодекса взаимодействия; технология мастерской; технология группового проекта.
3. Формирование «гибких» компетенций у школьников
Как вы уже поняли, личностные и метапредметные результаты связаны с «гибкими» компетенциями. Личностные результаты – значимый компонент ООП и требований ФГОС, как предметные и метапредметные результаты. Формировать личностные результаты школьников обязаны не только классные руководители, но и все учителя. Огромную роль в этом принадлежит международным проектам.
4. Как внедрить наставничество?
В рамках проекта «Современная школа» планируется вовлечение минимум 70 процентов учеников и педагогов в различные формы сопровождения и наставничества (п. 1.37 паспорта национального проекта «Современная школа» в нацпроекте «Образование»).
Чтобы внедрить наставничество в систему воспитательной работы, важно обучить педагогов сопровождать жизненные проекты школьников.
«Ресурсы учебных предметов для формирования гибких навыков»
Почему формирование гибких компетенций напрямую связывают с заданиями таких исследований, как PISA, TIMSS, PIRLS?
Чтобы ответить на этот вопрос, приведу простой пример. Сравним обычное задание и задание формата TIMSS. Обычное задание на уроке математики 3 класса: сколько будет 5х4? Или в форме задачи, в которой спрашивается, сколько всего конфет в коробке, если они сложены в 5 рядов по 4 конфеты.
Задание формата TIMSS: У Лены завтра день рождения, к ней придет 25 человек в гости.
Хватит ли одной коробки конфет, если в ней 5 рядов по 4 конфеты в каждом? Ответ поясните.
Задания формата международных исследований – это всегда контекст реальной жизненной ситуации (знакомой или незнакомой), в них заложены умения, которые будут способствовать
– успешности ребят во взрослой жизни:
– умения анализировать ситуацию;
– аргументировать, оценивать и делать выводы;
– умения применять полученные знания при решении практических задач;
– отстаивать свою позицию и права;
– умение находить нестандартные решения.
Все эти умения и есть soft skills – навыки, которые так необходимы нашим ученикам.
Гибкие компетенции | Наиболее популярный выбор предмета, на котором формируется данная компетенция |
Личностные качества (ответственность, дисциплина, порядочность, уважение к людям) | ОБЩ |
Интерес к учёбе | МА |
Организованность, умение планировать своё время | МА |
Умение ладить с людьми, договариваться, работать в команде | ОБЩ Ф-РА |
Критическое мышление (умение аргументировать, оценивать, делать выводы) | МА |
Креативное мышление (умение находить нестандартные решения) | МА |
Умение ставить цели и планировать свои действия | МА |
Соблюдение правил поведения в обществе, норм этики | ОБЩ |
Попрактикуемся?
Фронтальная работа со словами-ассоциациями
на каждую букву слова.
Давайте попробуем подобрать слова-
ассоциации на каждую букву этого слова.
Пример выполнения задания:
К – класс
О – обучение
Н – новаторство
Ц – целостность
Е – единство требований
П – предметность
Ц – цель
И
Я как педагог!
Обобщение слов в предложение или связный текст.
А теперь попробуем составить предложение из наших слов ассоциаций. (Когда я вхожу в класс
для обучения мне необходимы: новаторство, целостность, единство требований, предметность,
четко поставленная цель и я как педагог!)
Упражнение «Неожиданные связи»
Цель: развивать оригинальность и гибкость мышления, стимулировать творческое воображение и фантазию; развитие коммуникативных навыков.
У каждой группы на столе есть две картинки: у одной группы изображены огурец и поезд, у другой – перец и самокат. Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с этими картинками связный рассказ. На выполнение задания 6 минут.
Пример — «автомат» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.
Вот что получилось у нас. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета. Предложение со словами: «Солдат начал стрелять из автомата по банке, но вдруг понял, что стреляет в зайца, бегающего среди грядок моркови».
О чем заставило задуматься это упражнение? (обсуждение по 2 минуты на каждую группу)
Упражнение «Сумка. Нестандартные способы применения»
Цель: развитие креативных и коммуникативных способностей участников; содействие развитию творческого воображения, любознательности, смелости и гибкости мышления.
Придумайте необычные способы применения для обычного предмета. Например, карандашом можно закручивать бумагу для поделок, размешивать что-нибудь или использовать как снаряд для рогатки.
Для групп задание одно: Вспомните 3 предмета, которые находятся у вас в сумке, и расскажите, как можно применить их в работе с детьми, родителями (использовать гаджеты запрещено).
Упражнение «Арка»
Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи, умение работать коллективно.
Участники команд, используют ножницы и бумагу формата А4,и дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.
Вопросы для обсуждения:
1. Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
2. Часто ли возникают такие ситуации?
3. Кто подсказал решение или это коллективное?
Что делать педагогам?
Главное – найти «причины жить (вставать по утрам)» или идею, иметь цель в жизни.
Чтобы найти эту причину или цель, эксперты рекомендуют начать с четырех вопросов:
• Что вы любите делать?
• Что вы хорошо умеете делать?
• Чем вы можете помочь миру?
• Что может приносить хороший доход?
Поиск ответов и баланса между этими четырьмя областями может стать путем к пониманию своего предназначения в жизни. Икигай — это умение находить радость и осознанность в делах каждый день. Этому искусству может научиться каждый. И для этого совсем необязательно быть японцем!
Конечно, не существует единого оптимального пути к «Икигай». Каждый из нас должен искать свой путь, пробираясь сквозь дебри своих неповторимых качеств и умений, т.е – собственных гибких компетенций. И – Икигай нам в помощь!
Качественное профессиональное развитие необходимо для улучшения государственного образования и профессии учителя.
CTA предлагает возможности профессионального развития, направленные на повышение качества преподавания и обучения и повышение уровня жизни педагогов. Будь то посещение одной из наших конференций, участие в тренинге или семинаре, подача заявки на стипендию или грант, члены CTA найдут практическую информацию и ресурсы для успешного развития навыков в классе и за его пределами.
Мероприятия и конференцииНаши конференции по всему штату предназначены для предоставления знаний и навыков членам CTA по различным темам, включая преподавание и обучение, расовую справедливость и равенство, ЛГБТК+, защиту образования, проблемы новых и опытных педагогов и региональные конференции. Когда вы посещаете конференцию CTA, вы посещаете увлекательные семинары и сессии, мнения некоторых из лучших экспертов по контенту и идейных лидеров в области государственного образования, а также возможности пообщаться с коллегами. Навыки и информация, полученные на наших конференциях, могут быть немедленно применены к вашей роли преподавателя и местного лидера.
Тренинги и семинарыCTA предлагает разнообразные тренинги и семинары, проводимые нашими профессиональными сотрудниками и членами CTA, которые являются экспертами в своей области. Наши тренинги предоставляют новейшие инструменты и методы для повышения профессионального развития и повышения лидерских навыков.
Обучение предлагается на специальных занятиях, проводимых в течение года во время наших конференций по всему штату , в недельном летнем институте CTA , или через наш виртуальный пропуск на онлайн-обучение .
Обучение и профессиональное развитие (IPD)Отдел обучения и профессионального развития (IPD) CTA оказывает техническую помощь местным отделениям, руководству CTA и различным отделам CTA в области стандартов, оценки, учебных программ, инструкций, специального образования, ответственность и оценка учителей. Мы верим в наращивание потенциала всех членов и укрепление профессии в сфере образования. Мы знаем, что учителя чаще, чем когда-либо, сталкиваются с трудностями, связанными с профессиональными вопросами.
Instructional Leadership CorpsCTA, Ресурсный центр Национального совета (NBRC) в Стэнфордском университете и Стэнфордский центр политики возможностей в образовании (SCOPE) запустили Instructional Leadership Corps (ILC) в 2014 году. ILC расширяет возможности местных педагогов, чтобы обогатить методы обучения и оценивания в своих школах, улучшить обучение и создать профессиональный опыт обучения для других педагогов.
Оказали ли вы или член вашего сообщества положительное влияние на государственное образование? Изменилось ли ваше участие или участие вашего коллеги в местной политике или правах человека и гражданских правах? CTA признает педагогов и членов сообщества, которые продвигают качественное государственное образование и влияют на своих учеников и сообщество.
Награды включают в себя эффективную коммуникацию местных отделений и для них, превосходное освещение в средствах массовой информации, активную социальную справедливость и работу в области прав человека и многое другое.
Образовательные стипендии предлагают финансовую поддержку членам CTA и их иждивенцам в течение учебного года.
ПубликацииПубликации CTA содержат ценные истории преподавателей, важные даты и события, новости и многое другое. California Educator информирует вас о последних тенденциях в государственном образовании, CCA Advocate рассказывает о событиях в сфере высшего образования, а The Bulletin, наш онлайн-бюллетень, гарантирует, что вы будете в курсе того, что происходит в CTA.
Главная | Национальные справочники | Профессиональное развитие и семинары для учителей |
профессиональное развитие относится к приобретению навыков и знаний как для личного развития, так и для продвижения по службе. Профессиональное развитие охватывает все виды облегченного обучения, начиная от дипломов колледжа и заканчивая формальными курсами, конференциями и возможностями неформального обучения на практике.