Семинар — практикум для родителей и педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» | |||
Родительские собрания | |||
Автор: Антипина Елена | |||
13.03.2022 22:09 | |||
Семинар — практикум для родителей и педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» Воспитатель: Антипина Е.Л. Цель: Повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы, повысить уровень профессионального мастерства родителей и педагогов ДОУ, в вопросах взаимодействия друг с другом. Задачи:
План семинара-практикума
Минитренинг: «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями». Практические приемы общения друг с другом Игра «волшебная шляпа» Упражнение “Встреча на узком мостике”. Работа в группах над проблемными ситуациями. Презентация «Как мы проводим время в детском саду» 5. Творческая работа «Детский сад будущего» Упражнение «Рюкзак» 6. Упражнение «Прощание». Подведение итогов семинара. Рефлексия. Оборудование: оборудование для демонстрации презентаций, свеча, шляпа, листы бумаги, ручки, картон для мостика или мел, картинка «рюкзак», материал необходимый для творческой работы, протокол родительского собрания, музыкальное сопровождение. 1. Организационный момент. Родители входят под спокойную музыку в зал, становятся в круг. Воспитатель: Встречает родителей с зажженной в руках свечой, становится в середину круга. Упражнение «Свеча» Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению. Начать встречу мне поможет горящая свеча. Свеча-камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Это маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавал свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки) 2. Теоретическая часть «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А. Сухомлинский Наш семинар посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения – Взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и ДОУ через реализацию модели взаимодействия «Семья — Ребенок — Детский сад». Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют всё лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй. Понимание, сотрудничество, общение являются главными связующими элементами между семьей и детским садом. Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом, равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию. Общение будет успешным, если каждая сторона в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Каковы же причины возникновения барьеров в общении педагогов и родителей? А причины таковы. Причины, препятствующие взаимодействию педагогов с родителями:
Сегодня мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми. Воспитатель: Вы готовы? Минитренинг: «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями». «Правила построения эффективного общения, взаимодействия». В общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику — ружье, родителю — ребенок, воспитатель-труд. Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза. Вывод: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, воспитателями, а так же в общении с детьми. Приемы используемые при общении:
Игра «Волшебная шляпа». Цель: упражнение для воспитателей и родителей в умении говорить комплименты друг другу. (Участники встают в круг) Инструкция: — Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а как же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот человек которому адресован «комплимент», должен приняв его сказать: «Спасибо, мне очень приятно! По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, комплементы приятны. Но с комплементами нужно быть осторожным. Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Упражнение “Встреча на узком мостике”. Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра. Инструкция: “Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик — это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами — тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов. “ Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 “мостика”. Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие “в воду” пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Решение педагогической ситуации. Воспитатель: Иногда в детском саду происходят ситуации, в которых участниками являются родители – дети — воспитатель. Родители к возникшим ситуациям относятся по-разному. Вот и я вам предлагаю решить несколько типичных ситуаций. Родители, обсудив ситуацию в подгруппе, высказывают свое мнение.
Воспитатель: В результате обсуждения ситуаций родители приходят к выводу, что словом можно приласкать и обидеть, поддержать и оттолкнуть, обрадовать и огорчить. Важно бережно относиться к словам, которые мы говорим нашим детям, ведь «слово не воробей – вылетит — не поймаешь». Вывод: любая ситуация разрешима (одному тяжело, а обратившись за помощью, решить ситуацию будет легче) при совместных действиях обеих сторон. Что может быть прекраснее счастливых детских глаз? Пускай детишки разные, все умиляют нас. Со щечками, с веснушками, с причёскою и без, Кто с мамиными ушками, кто копия – отец. Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем, Машинками играются и прыгают с мячом. Такие они разные все наши малыши, Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи… Сейчас мы предлагаем вам посмотреть чем занимаются дети в детском саду, (просмотр презентации «Как мы проводим время в детском саду» Творческая часть: Воспитатель: дорогие родители, детский сад — это дом который объединяет взрослых и детей, каким будет будущее зависит от нас с вами. Мы сами строим свое будущее. Я хочу, чтобы вы сегодня попробовали бы себя в роле стоителей. Я предлагаю вам из подручных материалов, создать макет детского сада, каким бы вы хотели его видеть. Родители приступают к творческой работе. Выставка готовых работ. Упражнение «Рюкзак» Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной, (участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общение и те, которые могут помешать в общении). Упражнение «Прощание». Все родители встают в круг, передавая зажженную свечу, передают ее друг другу, а вместе со свечой и хорошие пожелания друг другу. Рефлексия впечатлений. Что мне понравилось? Что мне не понравилось? Где я мог бы применить полученные знания? Что бы я посоветовал?
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЛЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Семинар практикум для родителей
п. Яр-Сале
2016г.
Семинар – практикум «Все начинается с семьи»
Дата проведения: 16.03.2016 г.
Цель: расширить и обобщить у родителей представления о семье, её традициях и ценностях; заставить присмотреться и задуматься о своей семье.
Задачи:
1. Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;
2. Показать важную роль ценностей в каждой семье;
3. «Обмен» идеями с последующим их применением во всестороннем развитии и воспитании детей;
4. Сплотить родительский коллектив;
5. Создать атмосферу доброго сотрудничества единомышленников.
Оборудование: мультимедийная презентация, ручки, листы на каждого родителя
Ход семинара- практикума:
Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте обратимся к теме нашего семинара -практикума «Всё начинается с семьи…» Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье и ее значении в становлении нравственных ориентиров человека. Сейчас заполните, пожалуйста, тест «Какой вы родитель?»
Тестирование родителей: «Какой вы родитель?»
Информационное сообщение «Стили воспитания».
Умение взаимодействовать с детьми – очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.
В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Проблемы семейного воспитания складываются в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Дети начинают хотеть большего, родители не разрешают, дети начинают злиться, происходят конфликты. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вообще, то в семье начинаются проблемы – рано или поздно.
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.
Некоторые родители воспитывают детей в обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Такое состояние его очень тяготит. А когда кого-то из других членов семьи любят больше (ребенок это чувствует), ребенок реагирует значительно болезненнее. В таких семьях дети могут вырасти с неврозами или озлобленными. Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе. Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Часто в семьях встречается безнадзорность, бесконтрольность. Это бывает тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети слоняются по улице, предоставлены сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании. Бывает и наоборот, когда ребенка чересчур опекают. Это гиперопека. Жизнь такого ребенка все время контролируется, он не может делать то, что ему захочется, он все время ждет и при этом боится приказания. В результате он становится нервным, неуверенным в себе. Это, в конечном итоге, приводит к психическим расстройствам. В ребенке накапливается обида и злость за такое отношение, в конце концов, ребенок может просто уйти из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать запреты. Бывает так, что ребенка воспитывают по типу вседозволенности. Таким детям все позволено, ими восхищаются, ребенок привыкает быть в центре внимания, все его желания выполняются. Когда такие дети вырастают, они не в состоянии правильно оценить свои возможности. Таких людей, как правило, не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.
Родители – сторонники демократического стиля воспитания – уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Часто причиной проблемного семейного воспитания становятся сами родители.
Упражнение «Сказки нашего детства»
Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.
Участники объединяются в три группы.
Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения (сказки «Колобок», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Золушка», «Двенадцать месяцев»).
Задача каждой группы – драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.
Обсуждение:
– Сложно было выполнять задание?
– Сложно было распознать стили воспитания?
Психолог: «Сейчас давайте познакомимся с установками и разберемся, как все – таки они влияют на ребенка»
Негативные и позитивные установки.
Их воздействие на психологическое развитие ребенка
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь | ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ |
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» | Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению | «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»
|
«Горе ты мое!» | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
| «Счастье мое, радость моя!»
|
«Плакса – вакса, нытик!»
| Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. | «Поплачь, будет легче…» |
«Вот дурашка, все готов раздать…» | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. | «Молодец, что делишься с другими»
|
«Не твоего ума дело!» | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. | «А как ты думаешь?..»
|
«Одевайся теплее, заболеешь!»
| Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания.
| «Будь здоров, закаляйся!»
|
«Ты совсем как твой папа ( мама)…» | Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.
| «Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!» |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!»
| Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
|
«Не кричи так, оглохнешь!» | Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. | «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!…»
|
«Противная девчонка, все они капризули!»(мальчику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!»(девочке о мальчике)
| Нарушения в психосексуальном, осложнения в межполовом общении, трудности в развитии выборе противоположного пола.
| «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого»
|
«Неряха, грязнуля!»
| Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей | «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
|
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» | Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
| «Как ты мне нравишься!» |
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | «Смелее, ты все можешь сам!»
|
«Всегда ты не вовремя, подожди…»
| Отчужденность, скрытость, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение.
| Иди ко мне!
|
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» | Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. | «Держи себя в руках, уважай людей!»
|
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!…» | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей. | «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»
|
«Жизнь очень трудна, вырастешь – узнаешь!» | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
| «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»
|
«Уйди с глаз моих, встань в угол!»
| Нарушение взаимоотношений с родителями,»уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
| «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!» |
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-ол-стая!» | Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя | «Кушай на здоровье!»
|
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» | Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
| «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…»
|
Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы невзачай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение.
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Упражнение « Слова». Ваша задача будет: проговорить правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:
– Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
– Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
– Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
– Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Обсуждение:
– Сложно было выполнить задание?
– Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
Всё происходящее вокруг есть лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков. Мир – это большое зеркало».
Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:
Психолог: «В завершении нашей встречи, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов»
Тестирование «Мой стиль воспитания».
Список литературы
1. Азаров, Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. – М.: Топикал, 1999.
2. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения /А.А. Бодалев // Вопр. психологии. – 2004. – №1. – С. 122-127.
3. Венгер, А. Мы и наши дети /А. Венгер // Отечественные записки. – 2004. – №3. – С. 7-16.
4. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991.
Приложение 1. Тест: «Какой Вы родитель?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы | Баллы |
1. Сколько раз тебе повторять? | 2 |
2. Посоветуй мне, пожалуйста. | 1 |
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. | 1 |
4. И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
5. Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6. Ну на кого ты похож(а)? | 2 |
7. Я в твои годы… | 2 |
8. Ты моя опора и помощник(ца). | 1 |
9. Ну что за друзья у тебя? | 2 |
10. О чем ты только думаешь?! | 2 |
11. Какая (какой) ты у меня умница! | 1 |
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13. У всех дети, как дети, а ты… | 2 |
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! | 1 |
Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.
Приложение 2. «Мой стиль воспитания ребенка в семье»
Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;
в) накажите ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.
“А” – тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
“Б” – стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” – стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
Тема: Поддержка студентов Оценки: PreK:
Увлекательные способы поддержать обучение дома.
Предоставлено компанией HighScope
Хотите получить пошаговые руководства с заданиями, темами для обсуждения и раздаточными материалами для более чем 25 различных 60-минутных семинаров для родителей дошкольников? Посмотреть книгу Активное обучение дома: семинары для родителей дошкольников .
Если родители не знают, как выглядит активное обучение в дошкольном классе, они могут подумать, что их дети «просто играют» весь день. Поскольку сегодняшнее образование сильно отличается от того, что взрослые, вероятно, помнят о своем школьном обучении, проведение регулярных родительских семинаров помогает убедиться, что все на одной волне, и дает семьям возможность заглянуть в ваш класс и учебную программу. Кроме того, дошкольные родительские семинары дают возможность показать родителям, как они могут поддержать и расширить обучение дома. Вот три простых практических идеи для родителей дошкольников из книги 9.0010 Активное обучение дома: семинары для родителей дошкольников .
Язык, грамотность и общение (15 минут)
Многие родители регулярно читают своим дошкольникам. Но как выглядит время истории дома? Это улица с односторонним движением, когда родители просто читают слова на страницах, а затем закрывают книгу? Это упражнение помогает родителям понять, что, когда они тратят время на то, чтобы говорить о картинках в книге, выслушивать мнения своих детей об этой истории и помогать им связать ее с реальной жизнью, они также помогают своим детям развивать навыки понимания.
Шаг 1: Прочитайте участникам небольшую книжку с картинками. Просто прочитайте книгу от начала до конца, не останавливаясь, чтобы говорить о картинках или комментировать историю.
Шаг 2: Прочтите участникам вторую небольшую книжку с картинками. На этот раз используйте некоторые стратегии из раздаточного материала «Поощрение рассказа».
Шаг 3: Покажите следующие вопросы на слайде PowerPoint и на листе бумаги запишите ответы участников на эти вопросы.
Какая история вам понравилась больше?
Почему вам понравилось больше?
Шаг 4: Попросите участников подумать о разнице между чтением от до детей и чтением с детьми. Поделитесь идеями всей группой.
Шаг 5: Подведите итоги обсуждения, выделив следующие пункты:
Загрузите пошаговое руководство к полному 60-минутному мастер-классу «Чтение книг с детьми» здесь.
Социально-эмоциональное развитие (5 минут)
Помочь маленьким детям совладать с большими чувствами — непростая задача в большинстве семей. Это упражнение хорошо работает в качестве вводного сегмента во время социально-эмоционального семинара для родителей, на котором делятся стратегиями эффективного общения с детьми. Это помогает родителям начать понимать, как использование различных стратегий общения дома может способствовать или препятствовать общению с их детьми.
Шаг 1: Попросите двух участников-добровольцев прочитать вместе с вами сценарий Утренней беседы. Назначьте одного добровольца прочитать роль члена семьи, а другого — прочитать роль ребенка. Вы прочитаете роль учителя.
Шаг 2: Попросите двух разных участников прочитать сценарий послешкольного разговора.
Шаг 3: Обратите внимание на реакцию участников на разговор и обсудите их ответы на следующие вопросы:
Этот тип разговора звучит знакомо?
Шаг 4: Объясните, что во время этого семинара члены семьи будут опробовать разные стратегии: задавать закрытые вопросы, задавать открытые вопросы и делать наблюдения. Затем они определят, способствует ли каждая стратегия разговору или препятствует ему.
Загрузите пошаговое руководство к полному 60-минутному семинару «Разговор с ребенком» здесь.
Развитие мелкой моторики (10 минут)
Часто родители ожидают, что вскоре после того, как их дети пойдут в детский сад, они будут писать их имена, как профессионалы. Но они не всегда думают о физическом развитии, которое должно произойти , прежде чем их дети будут готовы пользоваться карандашом для составления букв. Вы можете помочь родителям понять развитие мелкой моторики с помощью семинара, посвященного тому, как помочь своим малышам укрепить и натренировать мышцы рук и пальцев. Это упражнение на сжатие мяча, сделанное своими руками, — это забавный способ завершить мастер-класс и предоставить родителям готовое упражнение для развития мелкой моторики, которое они могут взять домой и сразу же использовать со своими детьми.
Шаг 1: Расскажите участникам о том, что дети могут весело укрепить мышцы рук и пальцев, сжимая предметы в руках, например, маленькие мячики для снятия стресса, которые часто наполнены гелем или песком. Эти мячи также часто могут быть полезны для развлечения детей, пока они едут в машине, ждут встречи или ждут, пока их обслужат в ресторане.
Шаг 2: Предложите родителям сделать шарики для снятия стресса, чтобы их дети могли сжимать их дома. Покажите следующие инструкции на слайде PowerPoint.
Загрузите пошаговое руководство к полному 60-минутному семинару «Развитие мелкой моторики» здесь.
Нужны пошаговые руководства с заданиями, темами для обсуждения и раздаточными материалами для более чем 25 различных 60-минутных идей родительского семинара для дошкольников? Прочтите книгу, Активное обучение дома: семинары для родителей дошкольников .
У вас есть качественные услуги по уходу за детьми и вы хотите развивать прочные отношения со своими родителями и семьями?
Лучший способ сделать это — постоянно взаимодействовать с родителями. Это включает в себя постоянное ежедневное общение, позитивное разрешение конфликтов и возможности участия родителей, такие как родительские семинары.
Семинары для родителей окажут положительное влияние на вашу программу, потому что они окажут общее влияние на ваших родителей. Когда родители позитивно оценивают свою роль в жизни своего ребенка, они более активно взаимодействуют со своими детьми и с программой.
Используйте этот Окончательный список тем родительского семинара , чтобы начать планирование и проведение увлекательных семинаров в рамках вашей программы.
Советы профессионалов!