«Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<…> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа».
Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
12 пьес — 12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:
«У камелька». Январь:
И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.
А. С. Пушкин
«Масленица». Февраль:
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
П. А. Вяземский.
«Песня жаворонка». Март:
Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
А. Н. Майков
«Подснежник». Апрель:
Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином…
А. Н. Майков
«Белые ночи». Май:
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
А. А. Фет
«Баркарола». Июнь:
Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.
А. Н. Плещеев
«Песнь косаря». Июль:
Раззудись, плечо
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
А. В. Кольцов
«Жатва». Август:
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
А. В. Кольцов
«Охота». Сентябрь:
Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.
А. С. Пушкин
«Осенняя песнь». Октябрь:
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят…
А. К. Толстой
«На тройке». Ноябрь:
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.
Н. А. Некрасов
«Святки». Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.
В. А. Жуковский
Возникновение цикла «Времена года», ор.37-bis непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом «Нувеллист», основанном в 1842 году. Старший из семьи Матвей Иванович Бернард (1794-1871), основатель нотоиздательской фирмы и журнала «Нувеллист» был также пианистом, композитором. Продолжателем дела стал его сын Николай Матвеевич (1844-1905), также известный музыкант. Редактором журнала был брат основателя фирмы Александр Иванович (1816-1901), известный пианист и композитор. «Нувеллист» знакомил публику с новыми сочинениями русских композиторов, музыкантов — любителей, а также зарубежных авторов. Помимо нотных текстов в нем печатались сведения о новинках оперных сцен, концертах в России, Западной Европе и Америке.
Чайковский сотрудничал с «Нувеллистом» с 1873 года, сочинив для журнала несколько романсов. Поводом к написанию цикла «Времена года» послужил заказ издателя журнала «Нувеллист» Н. М. Бернарда, полученный Чайковским в письме (не сохранилось), очевидно, в ноябре 1875 года. Однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю». Следовательно названия пьес, то есть сюжетов — картинок были предложены композитору издателем.
В декабрьском номере журнала «Нувеллист» за 1875 год уже появилось объявление для подписчиков об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского и перечень названий пьес, соответствующих каждому месяцу года и совпадающий с названиями, выставленными позже композитором в рукописи цикла.
О ходе сочинения цикла сведений крайне скудны. Известно, что в момент начала работы над ним в конце ноября 1875 года, Чайковский находился в Москве. 13 декабря 1875 года композитор писал Н. М. Бернарду: «Сегодня утром, а может быть и вчера еще Вам высланы по почте две первые пиэсы. Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс. <…> Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом <…> Если Вы пожелаете пересочинения „Масленицы“, то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений» (там же, № 426, c. 425). Пьесы, очевидно, удовлетворили Н. М. Бернарда, так как были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом.
При издании «Времен года» в «Нувеллисте» пьесы получили поэтические эпиграфы каждая. Два из них вписаны в автографы пьес № 1 и № 3 и принадлежат, судя по почерку, Н. М. Бернарду, который был большим знатоком русской литературы и поэзии и даже автором литературных сочинений. По-видимому, именно издатель был инициатором включения стихов русских поэтов в качестве эпиграфов к уже написанным пьесам Чайковского. Знал ли Чайковский об этом заранее, согласовывались ли с ним стихи при издании — неизвестно. Но все прижизненные издания включали эти стихотворные эпиграфы, следовательно, Чайковский так или иначе их принял и одобрил.
Хотя названия пьес были заранее известны Чайковскому, в рукописи он внес в двух случаях свои дополнения: пьеса № 8 «Жатва» получила подзаголовок Скерцо, а № 12 «Святки» — Вальс. Эти подзаголовки сохранялись в изданиях Бернарда, но были утрачены в более поздних изданиях П. И. Юргенсона.
Название цикла «Времена года» впервые появляется при первом издании всех пьес вместе, осуществленном в конце 1876 года Н. М. Бернардом, после завершения журнальной публикации. Оно же перешло во все последующие издания, хотя с некоторыми различиями в подзаголовке. У Бернарда значится: «12 характерных картинок». В прижизненных изданиях П. И. Юргенсона: «12 характерных картин», позже — «12 характеристических картин».
Подготовка первого издания пьес в «Нувеллисте» началась 13 декабря 1875 года, когда Чайковский выслал в Петербург две первые пьесы, о чем свидетельствует письмо композитора.
Журнал выходил ежемесячно, первого числа. Пьесы Чайковского открывали каждый номер, за исключением сентябрьского. В этом номере первой была помещена пьеса композитора В. И. Главача, постоянного автора «Нувеллиста» «Сербская походная песня» («Радо иде србин у войнике») в обработке для фортепиано, как отклик на актуальные в то время события войны на Балканах, в которой Россия принимала участие. В журнале № 9 появилось объявление, что подписчики в конце года получат в качестве премии отдельное издание всех 12 пьес. Н. М. Бернард опубликовал в конце 1876 года весь цикл Чайковского отдельным изданием с названием «Времена года». Обложка была с 12 картинками — медальонами и названием «Времена года».
Сведений о первом публичном исполнении всего цикла или отдельных пьес не сохранилось. Отсутствуют и отклики прессы на издание. Однако очень скоро «Времена года» стали необычайно популярными и у музыкантов — любителей, и у профессионалов, а впоследствии одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки.
Камелек — это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.
Пьеса «У камелька» рисует картинку с элегически — мечтательным настроением. Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Это как бы коротенькие фразы, произносимые медленно, с расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости. О таком эмоциональном состоянии можно встретить в письмах Чайковского: «Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться.<…> И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое». Средний раздел более оживленный по характеру, но также строится на коротком мотиве с переливами пассажей, напоминающих звучание арфы. После него следует третий раздел, повторяющий первый с дополнением, заключающим всю пьесу с своеобразным затиханием мелодии и переливов арфы. Музыка как бы истаивает и картинка исчезает…
Масленица или масленая неделя — праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова.
«Масленица» — это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества.
Жаворонок — полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений — мечтательно-грустного и светлого — заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.
Подснежник — так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов.
Пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.
Белые ночи — так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Именно так — «Белые ночи» — называется повесть великого русского писателя Федора Достоевского.
Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение — это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях — вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.
Чайковский был привязан к Петербургу. Здесь прошла его юность, здесь он стал композитором, здесь он пережил радость признания и артистического успеха, здесь и завершил он свой жизненный путь и был похоронен в Петербурге.
Барка — это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи.
«Баркарола» — еще один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского «Времена года». Даже своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России. Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы «раскачивается» на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные, мандолинные переливы. В середине настроение музыки меняется и становится более радостным и беззаботным, словно даже слышатся быстрые и шумные всплески волн. Но затем все успокаивается и снова льется мечтательная, упоительная по своей красоте мелодия, теперь уже в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго мелодического голоса. Звучит как бы дуэт двух певцов. Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки — словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн.
Косари — это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. Пели во время кошения трав дружно, весело. Косьба — также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. А песен в народе было сложено великое множество.
«Песнь косаря» — это сцена из народной деревенской жизни. Основная мелодия содержит интонации, напоминающие народные песни. В пьесе три больших раздела. Они родственны друг другу по характеру. Хотя первая и третья части — это и есть, собственно, песня косаря, крестьянина, который весело и энергично косит луг и поет во весь голос широкую и, вместе с тем, ритмически четкую песню. В среднем эпизоде, в более быстром движении мелькающих аккордов сопровождения, можно услышать сходство со звучаниями русских народных инструментов. В конце на более широком звучании сопровождения вновь звучит песня, словно после небольшого перерыва крестьянин с новыми силами принялся за работу. Чайковский любил эту летнюю пору в деревне и в одном из писем писал: «Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнемождении от наплыва любви к природе».
Жатва — это сбор с поля созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина — важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели. «Жатва» — это большая народная сцена из крестьянской жизни. В рукописи композитор сделал подзаголовок «Скерцо». И в действительности, «Жатва» — это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян. В средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы. В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание Чайковского: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж…»
Охота — это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова «охота», означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота — очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы. Вспоминаются описания охоты о романе Л.Толстого, рассказах и повестях И. Тургенева, картины русских художников. Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени — это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы — это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.
«Осенняя песнь» занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы. Октябрь, «Осенняя песнь» — это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации — вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным «вздохам», и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой «morendo», что означает, «замирая», как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни.
Вся пьеса — это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. «Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом», — писал композитор.
Тройка — так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен. Появление этой пьесы в цикле Чайковского воспринимается, хотя и в достаточно элегическом тоне, но как реальная надежда на жизнь. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей — вот символы продолжающейся жизни. Ноябрь в России — это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. «Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами», — писал Чайковский.
Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия — песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.
Святки — время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.
Заключительная пьеса цикла — «Святки» — имеет в рукописи композитора подзаголовок «Вальс». И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежном вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.
П. Е. Вайдман
Двенадцать пьес публиковались в журнале «Нувеллист» ежемесячно на протяжении 1876 года
Интимный лиризм и яркая образность музыки сочетаются в таких пьесах, как меланхолическая «Песня жаворонка
» (март), с звукоподражательными фиоритурками и форшлагами (щебетание весенней птицы), расцвечивающими певучую мелодическую линию, или нежный и хрупкий «Подснежник» (апрель) в гибком и свободном вальсовом ритме без акцентуации первой доли такта, что придает музыке особую легкость и изящество. В пьесе «Белые ночи» (май) обращают на себя внимание тонкие колористические штрихи, передающие ощущение таинственно-прозрачного воздуха петербургских белых ночей. В широком мелодизме русской задумчивой «Баркаролы» (июнь) с ее плавно поступенно вздымающейся, а затем мягко уступчато ниспадающей темой ощущается одновременно и чувство страстного восторженного любования миром, и какая-то скрытая затаенная грусть; в репризе трехчастной формы возникает выразительный диалог между верхним мелодическим и свободно имитирующим его «теноровым» голосом, усиливающий экспрессивную напряженность звучания. Характерным для Чайковского примером мелодизации фортепианной фактуры является одна из самых излюбленных пьес цикла — элегическая «Другую группу пьес представляют написанные броским и крупным штрихом жанровые сцены: веселая разгульная «Масленица» (февраль), удалая «Песня косаря» (июль), оживленная размашистая «Жатва» (август), шумная «Охота» (сентябрь) с перекличкой рогов и общей радостной суетой. К этому же типу принадлежит и широко популярная пьеса « На тройке» (ноябрь), снискавшая заслуженное внимание многих пианистов. В красочной и полной лирического воодушевления музыке этой пьесы Чайковский передает и могучую широту народного напева, рожденную далью родных пространств, и стремительность бега, и веселый звон колокольчика — все, что связано в нашем представлении с этим образом, обретшим столь емкое символическое содержание у русских писателей и художников XIX века.
Открывающийся уютной мечтательной сценкой «У камелька» (январь), цикл «Времен года» завершается картиной самого радостного зимнего праздника «Святки» (декабрь), написанной в форме увлекательного вальса.
Ю. Келдыш
Зима-волшебница приходит к нам каждый год! Она приносит с собой весёлые забавы, необычные природные явления и шумные праздники. А ещё строит снежные городки, печёт ледяные блинчики, устраивает световые шоу.
Чем же ещё знаменита русская зимушка-зима? Что происходит в природе в это время года? Как познакомить ребят дошкольного возраста с зимними явлениями? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в нашей статье.
Зимние явления природы для детей
Календарная зима в России наступает в декабре. Однако климатически студёная пора во всех регионах нашей большой страны приходит в разное время. Например, в районах Крайнего севера зима начинается уже в сентябре и продолжается до десяти месяцев. А вот в южных областях холодное время года может длиться примерно с середины января до середины февраля.
Однако в любом регионе мы можем увидеть зимние явления природы. В первую очередь зима славится своими морозами – крепкими, трескучими, лютыми. Да и без снега это время года не обходится. Его можно увидеть везде: где-то он ложится толстым покровом и надолго окутывает всё вокруг, а в других районах лишь изредка радует ребятню.
Ребёнок знакомится с окружающим миром с самого рождения. Сначала он, конечно, ещё не понимает, почему на улице холодно или жарко, идёт снег или дождь. И тут на помощь приходят взрослые, которые расскажут обо всём, а потом и ответят на вопросы.Родителям важно начать формировать познавательное отношение к окружающему миру с раннего детства, ненавязчиво поддерживая в детях интерес и поощряя любознательность. Как же это сделать?
Наблюдение – лучший способ познания мира. Уделите время созерцанию красоты зимних пейзажей, вспомните, как изменилась природа с наступлением холодов. Для этого отлично подойдут фотографии! Сравните снимки, сделанные в одном и том же месте, но в разное время года – зимой и летом. Понаблюдайте вместе за снегопадом, рассмотрите снежинки и отследите, как они быстро тают в тёплых ладонях.
Посмотрите вместе мультфильмы, почитайте стихи, рассказы и истории о зиме. Это поможет ребёнку создать яркие художественные образы, развить кругозор и словарный запас.
Проведите увлекательные домашние эксперименты! Они в наглядной и занимательной форме лучше всего помогут понять, что происходит зимой.
Какие же зимние явления природы для детей можно показать дома или на улице?
Ледяная рыбалка
Сделайте кубики льда, как в примере выше, затем положите их в таз с холодной водой. Вместо удочки возьмите ложку и начинайте рыбачить. Кто больше поймает ледяных рыбок и как быстро получится собрать богатый улов?
Признаки наступления зимы
С приближением зимы неживая и живая природа начинает свое преображение. Когда облака становятся плотнее и опускаются ниже, сквозь них мало пробивается солнечный свет. Это означает, что холодное время года уже близко. Всёе чаще с неба сыпется искрящийся поток снежинок. Они покрывают остывшую землю, превращая её в белый ковёр, который радует своим чистотой.
Растения уже приготовились к приходу зимы. Деревья и кустарники сбросили листву, чтобы отдохнуть и набраться сил перед весной. Только хвойные деревья оставляют на ветках свои зелёные колючки. Но и такие иголочки тоже постоянно меняются: одни отпали, на их месте выросли новые. А ещё поверхность хвойных деревьев покрыта тонким слоем воска, который защищает ствол от морозов.
Животные тоже готовятся к наступлению холодов. Одни впадают в спячку, другие обрастают новой шерсткой, меняя её окрас. Так заяц переодевается в белую шубку, белка становится серенькой, а ёжик и вовсе уютно засыпает в своей норке среди листьев и травы.
Перелётные птицы ещё осенью улетели в тёплые края, чтобы там без забот пережить холода. Зимующие птицы утеплили гнезда и запаслись едой впрок, ведь впереди долгое время до весны.
Вот и снег укрыл землю плотным покрывалом, не давая замёрзнуть корням растений, насекомым и животным. С каждым днём воздух становится холоднее, морозные ночи, сменяются прохладными днями.
Да и люди, конечно, утепляются к зиме. Руки согреваем варежками, шею укутываем шарфами, а вместо лёгкой куртки надеваем пуховик или шубу. На ногах уже красуются не резиновые сапоги, а тёплые ботинки.
Зимние природные явления
Зима в нашей стране – это холодное время года. Природа преображается, а погода становится суровой. Как дошкольникам рассказывать про зимние явления природы? Используйте разные форматы: рисунки, поделки, интеллектуальные викторины, сценки, походы с наблюдениями, игры.
Какие бывают зимние явления природы?
МорозМороз – это понижение температуры воздуха ниже нуля. В ясные зимние дни, когда на небе ни облачка, а столбик термометра опускается на минус 20 или 25 градусов, то говорят, что наступил сильный мороз. Если температура ещё ниже, например, минус 30-35 градусов, то можно сказать, что на улице трескучий мороз. А назвали его так потому, что если в такой холод пойти по деревянному настилу, который лежит на улице, то будет слышен громкий треск.
Снег, снегопад
Снег – постоянный спутник зимы. В тёплое время года с неба падают капли дождя, а в холодное – они превращаются в снежинки, которые летят на землю. Это явление и называют снегом. Если выпадает много снега, то говорят, что идет снегопад.
Сугробы укрывают землю словно покрывало, помогая сохранить тепло и не давая замерзнуть растениям, насекомым и мелким животным. А когда придёт весна, то снег превратится в воду и напитает землю влагой, чтобы растения пробуждались и росли.
Метель, вьюга
Если зимой дует сильный ветер, значит, началась метель. Она поднимает снег с земли, создавая плохую видимость. Особенно сложно в такую погоду водителям, ведь метель создаёт на дороге сугробы, а ещё из-за этого плохо видно другие машины. Да и пешеходам нужно быть очень внимательными в такую погоду и соблюдать правила безопасности на дороге.
Если ветер очень сильный, то он поднимает ещё больше снега. Это природное явление называется снежной бурей или вьюгой. Вот что писал о вьюге великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин:
“Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.”
Лед, гололед, сосулькиЗимний “друг” снега – лёд. Когда на улице мороз, то вода замерзает и становится твёрдой. Это и есть лёд. Им покрываются озёра и реки, небольшие водоёмы и лужи. Если зимой пошёл мокрый снег или редкие тёплые лучики растопили поверхность сугробов, а следом ударили морозы, то всё на улице превращается в лёд. На дорогах становится очень скользко, а ветки деревьев и провода покрываются тонким слоем ледяной корки.
Сосульки – это тоже лёд, но застывший в виде перевернутого конуса. Они появляются на кромке крыш, ветках деревьев и других предметах. Вода и капли растаявшего снега стекают, но под воздействием холодного воздуха замерзают на краю. Так постепенно образуется вытянутый ледяной конус. Как только температура воздуха повышается и становится теплее, то сосульки начинают таять.
Волшебница-зима создаёт не только невероятной красоты снежинки, но и настоящие чудеса! Вы только представьте: ледяные цветы, замёрзшие пики и другие удивительные зимние явления.
Cветовые столбы
Разноцветные световые столбы – редкое явление в зимнем небе. Однако его можно встретить в ясную морозную погоду в тёмное время суток. Если в воздухе будет много водяного пара, то, возможно, зима порадует этим удивительным “световым шоу”. Когда солнце находится низко, а в небе много кристалликов льда, то в них отражается свет, и мы видим вытянутую солнечную “дорожку”.
Ледяные лягушки
Лесные лягушки обладают удивительной способностью – замораживаться на зимний период. Несмотря на то что эти представители земноводных с наступлением холодов строят себе норы в листве, их тело постепенно обледеневает. У других живых существ при замораживании клетки лишаются влаги и отмирают, а у лесных лягушек такого не происходит. Это чудо природы связано с тем, что в крови квакш с наступлением холодов появляется огромное количество глюкозы, которая служит своеобразным “антифризом” для тела. Их сердце и лёгкие останавливаются до весны. С наступлением тёплых дней лягушка начинает оттаивать изнутри и оживает.
Зимняя гроза
Редкое, но эффектное явление можно увидеть во время сильной метели, когда воздух около земли еще теплее, чем слой над ним. Тогда среди заснеженной природы будут слышны раскаты грома и видны яркие вспышки молний. Вместо дождевых капель с неба будет сыпаться ливневый снег или ледяной дождь.
Интересные факты о зиме
Для одних людей – зима любимое время года, а другим – самое ненавистное. Где-то на планете зима – это снег и мороз, а в другом месте – дождь и ветер. Что же интересного известно об этом удивительном времени года?
20 интересных фактов о зиме
Зима бывает климатическая, астрологическая и календарная. Астрономическая длится с 21 декабря по 21 марта. Климатическая наступает, когда среднесуточная температура воздуха становится ниже нуля градусов. А вот календарная бывает разная. В северном полушарии – это декабрь, январь, февраль. Для жителей южного полушария зима проходит с июня по август.
19 января отмечается Всемирный день снега!
Больше половины жителей Земли никогда не видели сугробов.
Учёные провели множество исследований, но найти две одинаковые снежинки так и не смогли. Каждая снежинка уникальна!
Однако у всех снежинок есть сходство – у каждой по 6 лучиков.
Каждая снежинка на 95% состоит из воздуха, поэтому в безветренную погоду они медленно спускаются на землю.
Самая большая снежинка, которую удалось увидеть человеку, была в диаметре 38 см.
В Москве 30 апреля 1944 года случился сильный снегопад. Снежинки были размером с человеческую ладонь.
Касаясь воды, снежинки издают звук, который не слышен простому человеческому уху. Этот звук имеет очень высокие частоты.
Путешествуя по Японии, загляните в единственный в мире музей снежинок. Он назван в честь профессора по физике Накайя Укисиро, который занимался исследованием природных ледяных кристаллов.
Самый продолжительный снегопад длился 9 дней. В 1932 году жители Канады на протяжении этого времени расчищали снежные заторы, но сугробов всё равно было очень много.
На самой большой горе в Антарктиде учёные видели красный, жёлтый и розовый снег.
Северный народ саамы употребляет 41 слово для описания различных состояний снега, эскимосы – 24 слова. А вы какими словами можете описать снег?
Несколько столетий назад люди верили, что снеговик или снежная баба защищают от лютой зимы. С тех пор прошло много зим, а вот снеговики по-прежнему появляются каждой зимой, но теперь только на радость детворе.
Лёд на планете имеет разную температуру. Самый холодный лёд находится в антарктических ледниках. Его температура – минус 60 градусов. А самый тёплый, в 0 градусов, – на вершинах Скандинавских гор и Альп.
8 декабря 2013 года на станции в Антарктиде японские учёные зафиксировали самую низкую температуру воздуха минус 91,2 градуса Цельсия.
Из-за суровой зимы дважды замерзал Ниагарский водопад и Венецианские каналы.
Определять сторону света без компаса можно и по сосулькам. С южной стороны они больше, чем с северной.
Социологические исследования показали, что у людей, родившихся зимой, шанс дожить до 100 лет на 16% выше.
Кто-то не любит зиму, но встречаются люди, которые её по-настоящему боятся. Боязнь снега, льда и холода называется кионофобией.
Зима – это пора когда природа сладко спит под белоснежным покрывалом. Звери и птицы подготовились к морозам и переживают холода в ожидании весны. Но несмотря всю суровость это холодное время года не менее любимо. Ведь зима дарит нам удивительные чудеса, весёлые прогулки, активные игры и добрые праздники!
Ольга Шадрина,
практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru
Исследование природы в искусстве может принимать бесконечные формы, потому что природа дает нам огромное количество вдохновляющих явлений.
«Природа в самом широком смысле эквивалентна миру природы, физической вселенной, материальному миру или материальной вселенной. «Природа» относится к явлениям физического мира, а также к жизни вообще». Д— Википедия
Пейзаж пастелью Таниии МакАрдл, созданный с использованием Prismacolor NuPastels
Это дает нам много работы! Природа находится вокруг нас и глубоко внутри нас. Мы неотделимы от природы — наши тела, жизнь и разум зависят от воздуха, которым мы дышим, и пищи, которую мы едим. Земля поддерживает нашу жизненную силу. Без земли – без природы – кем бы мы были?
Произведение искусства, основанное на природе, может принимать различные формы и служить многим целям.
Поскольку «природа» — это огромная тема, включающая в себя так много вещей, я могу привести лишь неполный список различных подтем, которые могут появляться в произведениях искусства, связанных с природой:цветы, растения, деревья, ботаника, животные, клетки, анатомия, системы организма, погода, геология, материя, энергия, окаменелости, любые естественные науки, вода, огонь, окружающая среда, сохранение, естественная история, процессы, эволюция , рождение, рост, старение, увядание, изменение…
И, конечно же, внутри каждой подтемы есть дополнительные подтемы, и так далее…
Итак, если вы хотите создать произведение искусства на основе тема “природа”, у вас действительно есть целая планета идей для работы!
Ниже вы можете увидеть один из моих рисунков цветными карандашами,
Cosmic Frog — 4 x 6 дюймов — цветные карандаши Prismacolor на бумаге
Этот рисунок является частью моей серии Deep Thinkers , в которой различные животные сопоставляются с свидетельствами человеческого мышления в форме математических уравнений, цитат, определений, музыкальных партитур и т. д. Эти работы приближаются к теме природы в искусстве. изображая дзен-подобный трансцендентный мост между концептуальным мышлением и анималистическим сознанием. Эти два контраста объединяет тщательное использование цвета и декоративного дизайна. Эта часть изображает лягушку перед серией уравнений черной дыры.
На этом рисунке показан один из подходов к теме природы в искусстве. Мой рисунок «Космическая лягушка » связывает воедино земную, амфибийную жизнь с космическими, универсальными расчетами, таким образом, объединяя что-то маленькое и узнаваемое с великими концепциями, абстрактными и неосязаемыми для нашего человеческого сознания. Лягушки и черные дыры – интересный контраст!
Природа в искусстве может принимать множество визуальных форм, от фотореализма до абстракции. Искусство может имитировать природу, стремясь визуально воспроизвести объекты такими, какими они на самом деле являются в реальной жизни. Но абстрактные картины также могут брать визуальную подсказку из реальных форм природы, как, например, картина ниже. Это произведение возникло в результате изучения, наблюдения и созерцания природных явлений и природных форм. Сидя за мольбертом, я использовал творческую свободу, чтобы придать яркие цвета детальным узорам, вдохновленным тем, что я видел в своем естественном окружении.
Моя картина ниже, Fulgent Life , является еще одним примером использования природы в искусстве. На эту картину сильно повлияли мои наблюдения за растениями и насекомыми, жившие на изолированной вершине холма на юге Франции. На этой картине изображены элементы земли – скалы, камни, почва, минералы и существа, которые живут среди них. Это произведение искусства было основано на формах, которые я наблюдал в природе, которые я использовал в качестве отправной точки для создания образного абстрактного произведения искусства.
Fulgent Life — 6 x 6 дюймов — акрил на деревянной панели
Существует много разных подходов к изображению природы в искусстве.
Искусство может открыть нам глаза на сложность и красоту мира природы. Это может быть просто красивая картина, которая ценит природу такой, какая она есть… или это может быть сложная работа, выражающая нашу сложную человеческую связь с природой. Искусство может служить цели, помимо создания красоты: оно также может решать насущные экологические проблемы и темы, касающиеся сохранения, устойчивости, сохранения, биоразнообразия и среды обитания, находящейся под угрозой исчезновения. Искусство способно взаимодействовать и просвещать зрителя по этим вопросам, распространяя информацию о таких важных темах. Мы чувствуем инстинктивную потребность заботиться о вещах, с которыми мы чувствуем связь. Искусство может помочь возобновить или заново зажечь нашу связь с природой.Устойчивое искусство
— это движение, целью которого является инициировать дискуссию (и изменить наше восприятие) о том, как мы используем наши ресурсы. Устойчивое искусство стремится заставить нас глубже задуматься о влиянии нашего образа жизни на планету. Художники за охрану природы — это группа художников, которые различными способами поддерживают природу посредством своих работ. Они рисуют природу в искусстве в виде красивых и идиллических изображений животных и пейзажей. Кроме того, они также жертвуют часть своих продаж произведений искусства на усилия по сохранению.
Природа в искусстве — британский музей, полностью посвященный произведениям искусства, вдохновленным природой. У них есть обширная коллекция произведений искусства, охватывающая 1500-летний период времени, представляющая более 60 стран и культур. В дополнение к их постоянной коллекции у них есть специальные выставки, а также занятия и мероприятия для взрослых и детей.
В эти гиперреальные, цифровые времена легко забыть и даже сопротивляться тому, что мы восприимчивы к силам природы. Искусство может помочь нам лучше осознать наши истинные отношения с природой. Несомненно, важно чувствовать связь с миром природы… на самом деле, это жизненно важно для нашего выживания!
Первый шаг к созданию произведений искусства, основанных на природе, — провести время на природе. Так что отключите себя. Выключите свои экраны. Выйдите на улицу. Настройтесь на свое окружение. Почувствуйте ветер на своей щеке. Понаблюдайте за жилками листа, сядьте у ствола дерева, понаблюдайте за течением реки.
Пусть твой разум будет таким же необъятным, как небо.
Молчать.
Ценю.
Соблюдать.
Принеси альбом для рисования и посмотри, что получится!
Создание искусства из природы возвращает нас к нашим естественным корням, возвращая художественный процесс к основам. Узнайте о вдохновленном природой искусстве и художниках!
Научитесь раскрашивать эту причудливую сову с помощью алкогольных маркеров, цветных карандашей и фломастеров!
В моем Ultimate Guide to Using Alcohol Markers вы можете скачать и распечатать штриховой рисунок для этой милой сцены с совой. Тогда следуйте за мной, пока я покажу вам шаг за шагом, как раскрасить это!
Следите за каждым шагом, пока я раскрашиваю эту причудливую раскраску лягушки, которую я создала для своей книжки-раскраски «Лесные мандалы»! Этот подробный учебник по цветным карандашам поможет вам узнать, какие цвета сочетаются друг с другом для создания глубины и затенения, что является полезным знанием, которое вы возьмете с собой, когда будете создавать свои собственные рисунки цветными карандашами!
Эти причудливые рисунки птиц изображают различных птиц в красочных сценариях с целью расширить наше обычное представление о существах, которых мы встречаем в природе.
Научись рисовать розу ! Изучите шаги по созданию собственных рисунков роз карандашом, используя основные материалы, которые есть у вас дома.
Вот забавный урок по , как нарисовать кошку ! Но это не обычные коты… это Космические Коты!
Узнайте , как нарисовать щенка на этом уроке рисования! В этом уроке рисования показано, как рисовать собственные рисунки щенков.
Посмотрите подробных карандашных рисунка Дорин Кросс . Реалистичные рисунки животных – ее специальность!
Научитесь рисовать цветы с потрясающим классическим художником-реалистом Дельмусом Фелпсом! Прочитайте подробное интервью и посмотрите его захватывающие цветочные картины с розами, нарциссами, магнолиями и многим другим.
Узнайте, как раскрасить этого классного пуделя, в моем пошаговом уроке раскраски спиртовым маркером !
Прочтите эти рекомендуемые книги! Если вы делаете покупку, мы получаем небольшую комиссию, которая поддерживает этот сайт!
На дороге солнечные лучи падают через ветровое стекло прямо вам в лицо. Зимой может показаться, что солнце никогда не покидает это положение, пока не зайдет, и почему это так? Из-за самой зимы, а точнее, из-за того, что положение Земли по отношению к солнцу меняется, как мы все ощущаем в зависимости от времени года.
Поскольку Земля вращается вокруг своей оси, наклон нашего вращения приближает и отдаляет северный и южный полюса от Солнца. В их более близком расположении каждое полушарие получает более концентрированный солнечный свет, что приводит к более теплым дням и более длительным периодам дневного света. Наше отношение к солнцу влияет даже на ночное небо, поскольку закаты показывают созвездия в разное время года. Солнце и звезды движутся с разной скоростью, поэтому созвездия, которые вы видите рядом с солнцем непосредственно перед восходом или сразу после заката, показывают его положение на небе.
Есть и другой способ восприятия течения времени; по мере того как Земля вращается к солнцу, солнце приближается к зениту или прямо над головой. Вместо того, чтобы смотреть вверх, чтобы посмотреть, как это происходит, подумайте о том, чтобы посмотреть вниз.
Солнце, восходящее в весенние и летние месяцы на нашем небе, означает, что тепло и свет достигают нашей поверхности под более крутым углом. Результат: полдень летнего дня (самое высокое положение солнца) почти не отбрасывает теней. Точно так же зимой угол наклона солнца падает ниже, что приводит к менее концентрированному теплу и более длинным теням. Точно так же, как близость солнца к земле напрямую влияет на температуру поверхности, угол наклона солнца также определяет длину теней. Области ближе к экватору испытывают гораздо меньше этого явления, потому что их отношение к положению солнца гораздо более постоянное круглый год.
Попробуйте это дома, отследив тень в вашем районе. Весеннее равноденствие было 21 марта, поэтому каждый день с сегодняшнего дня до летнего солнцестояния (21 июня) солнце будет подниматься немного выше в воздухе. Найдите открытое место с большим количеством прямых солнечных лучей. Затем выберите объект, который отбрасывает отчетливую тень. Каждый день в одно и то же время подходите к этому предмету и измеряйте длину его тени. Записывайте свои выводы не менее 3 месяцев; со временем вы должны увидеть, как тень медленно сжимается. После первого месяца сделайте оценку того, какой длины, по вашему мнению, будет тень в конце ваших наблюдений.
Подумайте, как трудно найти тень в жаркий летний день. Да, тени сужаются, и становится меньше укрытия, под которым можно спрятаться, но становится жарче, потому что солнце палит прямо на вас. Солнце не меняет размер или температуру в зависимости от времени года, меняется только наше положение. Дни становятся длиннее, наши тени короче, но наука остается прежней.