Праздник воды
Цель: Развитие творческих и коммуникативных способностей детей,
организация психологически комфортной ситуации для самораскрытия и
творческого самовыражения ребенка.
Задачи:
•воспитывать чувство ответственности за чистоту окружающей среды;
•развивать память, мышление, внимание, активность;
•формирование доброжелательного отношения к воде.
•развивать ловкость, смекалку, ориентацию в пространстве.
Оборудование:
2 стакана, 2 столовые ложки;
ведро с водой;
2 таза с водой, 1 половник
4 бутылок с водой;
2 ведерка.
3 обруча малых
Ведущая: С горы сбегая без труда
Она гремит как гром.
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей ее – и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам
Зовут ее – …(вода).
Сегодня 22 марта – вся страна отмечает праздник День воды. В этот день мы должны друг другу напомнить, что несмотря на то, что на нашей Земле запасов воды много, воду надо беречь, вода – это жизнь. Сколько воды на Земле я Вам сейчас покажу. Если взять всю воду нашей планеты и поместить ее в банку, то будет столько (показывает 3хлитровую банку с водой), а той воды, которую мы можем использовать для питья, приготовления пищи столько (показывает стакан с водой). И нам с вами становится понятно, что чистой воды на земле очень мало и мы должны ее беречь.
Ребенок1: Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Ребенок2:Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкий речной водопад.
Ребенок3:И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вода? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.
Ведущая: Ребята детского сада № 27 подготовили танец «Весенние цветы»
Танец дс27 «Весенние цветы»
Звучит музыка «Песня Водяного», входит Водяной.
Ведущая: – Привет, Водяной! Почему ты такой печальный?
Водяной: Здравствуйте, ЛЮДИ!
В МОЕМ пруду остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,
Остановил потоки.
Живая быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.
Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.
А еще в моем пруду поселилась Кикимора, она загрязнила всю воду, ее нельзя пить, все растения завяли, птицы улетели, рыбки заболели…
Появляется Кикимора.
– Привет, честному народу! Не знала, что вы водичку очень любите. Почести всякие оказываете .нашли, для кого праздник устраивать!! Уж лучше бы устроили праздник всех грязнуль!!! Я бы на нем была самой главной!! Давайте угощу вас своей водичкой! – Подносит банку с грязной водой.
Водяной:- .Кикимора! ты на себя в зеркало смотрела??? Прямо ужас ходячий!! Косматая, грязная! Когда ты в последний раз мылась?? – Подает зеркало.
Кикимора: Ой, кто это??? Караул!!! Спасите!!! Неужели это я???? Помогите же мне, я хочу быть тоже чистенькой и элегантной.
Ведущая: Кикимора, иди умойся, приведи себя в порядок и возвращайся к нам на праздник.
Кикимора и Водяной уходят
Танец дс 27 «Ручей».
Дс 22 сценка «Как обидели речку»
Ведущая: А сейчас я проверю ваше внимание. Я буду называть слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (сосулька, облако, иней, туча, лужа, снег, снежинки), то вы должны хлопнуть в ладоши. Если предмет или явление имеет только отношение к воде (кораблик, рыба, лягушка, морж, пингвин), вы должны поднять руки. Если я назову предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень, тень), то все топают ногами. Понятно? Итак, начали.
Игра «Вода не вода».
Ведущая: Загадаю-ка, ребятки, я про воду вам загадки!
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
А когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода.)
Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто:
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (Болото.)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду
Покуда он идёт.
(Дождь)
Дождь прошёл, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)
Появляется Кикимора- другая, чистая и красивая.
Водяной: Ой. Смотрите, кто это! Неужели это та самая Кикимора???? Даже слов нет!! Вот какие чудеса вода творит!!!
Кикимора читает стихотворение “Вода и здоровье”
Если не хочешь в постели валяться,
Лекарство глотать и микстуру,
Ты должен холодной водой обливаться.
Да здравствуют водные процедуры.
Если желаешь быть грязным, чумазым, немытым,
Чтобы причёска была как на грядке рассада,
То ванна, баня, бассейн и душ должны быть забыты,
А процедуры – особенно водных, – не надо.
Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым, красивым, весёлым, умелым.
Должен ты подружиться с водою,
Ну и, конечно, со мною!
Потому что без воды и ни туды, и ни сюды!!
Водяной: – Чудеса! Мы все увидели, что ты стала на путь исправления!!!!
Ведущая: Кикимора, посмотри, какие наши ребята сильные, ловкие, смелые. Они дружат с водой, закаляются и не болеют.
Кикимора: А это мы сейчас проверим…
Кикимора: А сейчас вам устрою состязанье,
Уж проверю и старанье. Грянет праздничный турнир!
Тот, кто сильный, тот, кто ловкий, удивит народ сноровкой!
Эстафета «Спасательный круг»
Каждый пробегает до ориентира и обратно, надев на себя спасательный круг(обруч) Передаёт круг следующему участнику, сам встаёт сзади колонны.
Водяной: Скачут весело дельфины,
Подставляя солнцу спины,
На волнах качаются,
Солнцу улыбаются.
Эстафета «Дельфины»
Две команды. Прыжки из обруча в обруч(3 подряд) до ориентира, обратно бегом.
Эстафета «Крабы»
Две команды. Играющие встают парами спиной друг к другу, сцепляются руками за локти и двигаются до ориентира и обратно. Побеждает команда, быстрее вернувшаяся на исходную позицию.
Конкурс «Подарок для Кикиморы»
Выбираются 2-3 игрока, им дают пластиковые ведра. На пол (площадку) высыпаются пластиковые шарики разных цветов (из набора «сухой бассейн»). По команде игроки собирают шарики-«жемчужины». Выигрывает тот, кто соберет больше «жемчужин».
Ведущая: Ребята, все жемчужины собрали. А вы знаете, где их можно в воде отыскать? Правильно, в море…и у нас на празднике морские жители…
Танец дс19 «Медузы»
Кикимора: Как вы весело играли,
Смельчаки и удальцы!
Силу, ловкость показали –
Все сегодня молодцы!
Водяной: Вами я, друзья, доволен,
Смельчаки и храбрецы!
Удаль, ловкость показали,
Все сегодня молодцы!
Ведущая: Воздух чистый, свежий,
дышится легко и свободно.
Но…
Не умыться, не напиться без воды,
листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
птицы, зверь и человек,
и поэтому всегда
всем везде нужна вода!
Танец дс 22 «Взгляни на эту землю с высоты»
Сценарий мероприятия к празднику «Всемирный день воды»
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Познавательные:
1. Расширение кругозора и приобретение новых знаний о природном объекте-воде.
2. Формирование у ребят умений анализировать, рассуждать логически, используя поисковые ситуации.
Развивающие:
1. Развитие логического мышления учащихся, умение сравнивать, находить главное.
2. Способствовать развитию креативности, эмоциональной сферы учащихся.
Воспитательные:
1. Осознание необходимости бережного отношения к воде.
2. Содействие воспитанию экологической культуры детей.
3. Развитие навыков творческой активности ребят.
Форма проведения: познавательно-игровая программа.
Оборудование: глобус, стакан, трёхлитровая банка с водой, пипетка, плакаты по теме, чистые листы бумаги, ручки, карандаши.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Демонстрация отрывка мультика «Капитошка»
– Ребята, а вы узнали героя?
– Из чего он состоит?
Ведущий: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.
– Так много ли воды на нашей планете, хватает ли её всем?
( Показывается детям глобус, напоминаем, что голубым цветом на нём изображена вода)
– А всякая ли вода годится для наших нужд?
– Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это солёная вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озёр.
(Свои слова ведущий сопровождает показом опыта).
ДОСКА
Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, – писал так: «Вода!. . У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…»
«Капля
воды дороже золота» — так сказал великий русский ученый Д. Менделеев
Ведущий: Капитошка
приглашает нас в путешествие по интересным заводям. Отправляемся в путь.
Заводь «Загадочная»
Загадки
Что за звёздочки сквозные
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
Бел, да не сахар,
Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт?
По кустам развешан …(Cнег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно … (Лёд)
Детки сели на карниз,
И растут всё время вниз. (Сосульки)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)
В тихую погоду,
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде. (Волны)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке,
Узнаете меня. (Ручеёк)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Лужа)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь,
И ногами не пройдёшь. (Болото)
Пушистая вата,
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
По небесам оравою,
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда,
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше,
От дырявой …(тучи)
Заводь «Пословицы и поговорки о воде»
· Вода на лугу – сено в стогу.
· Дождь в мае хлеба подымает.
· Весенний дождь растит, осенний гноит.
Заводь «Научная»
Факты
Интересные факты о воде:
6. Без пищи человек может прожить несколько месяцев, а без воды не может прожить и более трех дней.
7. По статистике всемирной организации здравоохранения 80% заболеваний и 52% детских смертей связано с некачественной водой.
– Ребята, какую роль играет вода на нашей планете?
1. Вода кормит человечество. Вспомните названия рыб, которые люди употребляют в пищу.
(Дети перечисляют морепродукты.)
2. Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает электрический ток.
3. И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги…
4. А еще вода — самая широкая, самая удобная дорога. Вспомните названия водного транспорта. (Дети перечисляют водный транспорт.)
5. Вода необходима для промышленного производства: без воды не могут работать заводы и фабрики, ведь без нее не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды!
Заводь «Охранная»
Ведущий: Я приглашаю на 8 участников. Они выполнят очень важное задание.
( На листе ватмана два водоема: один из бумаги голубого цвета, другой – из бумаги серого или коричневого цветов. Заранее вырезанных простейших рыбок, водоросли надо приклеить на голубой фон, а все обрезки бумаги, кусочки смятых салфеток – на «грязный» фон.
Игра с залом «Чем богаты моря и реки»
Ведущий вслух зачитывает названия
животных, средой обитания которых служит вода. Если водится в пресной воде,
дети хлопают. Если в солёной воде – топают.
Примерные названия
Карась – хлопают в ладоши;
Рак – хлопают в ладоши;
Сом – хлопают в ладоши;
Кашалот – топают ногами;
Бегемот – хлопают в ладоши;
Рыба–луна – топают ногами;
Рыба–звезда – молчат;
Морская звезда – топают ногами;
Щука – хлопают в ладоши;
Акула – топают ногами;
Скат- топают ногами;
Морской конёк – топают ногами;
Конёк горбунок – молчат;
Утконос – молчат;
Осьминог – топают ногами;
Барракуда – топают ногами;
Абракадабра – молчат;
Рыба игла – топают ногами;
Рыба меч – топают ногами;
Рыба сабля – молчат;
Посмотрите все сюда:
Это чистая вода.
Так прозрачна – все видать!
Разных рыб – не сосчитать!
Ну а это что такое?
Грязно-серое, рябое…
Пятна масла, всякий хлам…
Вот, что скажем, братцы, вам …
Ведущий: Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый!
-Воды мы очень много тратим, загрязняем её. Люди используют условные знаки по охране воды. Ваша задача: собрать знак и объяснить его значение.
(В квартирах и домах закрывать кран; отремонтировать протекающие краны; используя воду, разделять её на промышленную и питьевую; в промышленности человек должен делать очистные сооружения).
Заводь «Опытная»
Ведущий: С водой можно проводить опыты. Девочки 5 класса вам их покажут.
Подведение
итогов
Ведущий: – Международный день воды
отмечается во всём мире 22 марта. Наверное, правильнее было бы сделать каждый
свой день – днем воды, леса, всей планеты. Человек
– это частичка окружающего мира. Зная это, каждый из нас должен понимать, что с
природой надо обращаться бережно. Хорошо бы, чтобы каждый из нас жил под девизом: «Проснулся –
приведи планету в порядок!»
Рефлексия
Я узнал …
Мне было интересно …
Больше всего мне запомнилось …
Всем привет.
Каждый тайский Новый год проводится веселый водный фестиваль, которого с нетерпением ждут многие! Я имею в виду Фестиваль Сонгкран, или многие люди могут знать его как «Фестиваль воды». Это крупнейшее событие тайского культурного календаря, которое широко отмечается.
Сонгкран — традиционный тайский Новый год, который ежегодно начинается 13 апреля и длится 3–5 дней.
В это время жители сельской местности, которые работают в городе, обычно возвращаются в свой родной город, чтобы отпраздновать праздник и провести время с семьей. Члены семьи остаются вместе, чтобы выразить свое почтение старшим (отцу, матери, бабушке и дедушке, а также дядям и тетям), поливая себе руки водой, смешанной с ароматными цветами, а также идут воздать должное, посвящая результат своим предкам.
Словарь:
Существительные | ||
Английский | Тайский сценарий | Фонетический |
День Сонгкрана | วันสงกรานต์ | Ван Сонг Граан |
Старейшина | Номер | пюсунгааю |
Цветок | ดอกไม้ | dɔ̀ɔkmái |
Семья | ครอบครัว | крон |
Глаголы | ||
Английский | Тайский сценарий | Фонетический |
Облить водой в знак уважения к старшим | รดน้ำดำหัว | rót nám dam hǔa |
Делать заслуги | ทำบุญ | там булочка |
Монахи-купатели | สรงน้ำพระ | песня нам пр |
Брызги воды | สาดน้ำ | саатнам |
Прилагательные | ||
Английский | Тайский сценарий | Фонетический |
Горячий | ร้อน | рɔɔ́н |
Холодный | เย็น | иены |
Надеюсь однажды увидеть вас на фестивале Сонгкран в Таиланде!
Jang
Преподаватель тайского языка
Музыкальные предки: Таиланд (сценарий)admin2021-05-19T15:03:34-05:00
MUSICAL ANCESTRIES™ – ТАИЛАНД
ДИКТОР: Чет нервничал… здесь, в Таиланде, за полмира от Сент-Луиса, в первый день в школе, и он не знал никого, кроме своей учительницы, мисс Дара! Он и его мама приехали в Бангкок на прошлой неделе, чтобы помочь компании, в которой она работала, открыть новый офис. Поскольку это заняло бы год, Чет посещал англоязычную школу с тайскими детьми его возраста. «Насколько это весело?» — подумал он. Теперь, стоя у входа в школу, он не был так уверен.
В школу пришло много детей, смеющихся и болтающих, счастливых снова видеть друг друга. Он взглянул на маму, глубоко вздохнул и пошел вверх по ступенькам. Она осталась позади. Никакому уважающему себя парню из 5 -го -го класса не нужна мама в первый день в школе. Сразу за дверью его встретила «Кру Дара», ее настоящий титул учителя. Он почтительно поклонился вай приветствие, сложив ладони перед грудью и склонив голову так, чтобы нос коснулся указательных пальцев.
ЧЕТ: Доброе утро, Кру Дара.
КРУ ДАРА: Доброе утро, Чет! Как хорошо, что ты здесь. Вы находитесь в Prathom 5 – 5 й класс. Ваш класс находится дальше по коридору, третья дверь слева.
ЧЕТ: Спасибо, Кру Дара.
НАРР: Войдя в класс, он увидел схему рассадки и нашел свой стол. Дружелюбный мальчик, сидящий справа от него, улыбнулся и сказал…
АРАН: Здравствуйте! Я Аран. Вы, должно быть, Чет?
ЧЕТ: Да. Как ты….? О… схема рассадки! Да, я Чет. Привет!
АРАН: Вы американец, верно? Как американский мальчик получил тайское имя?
ЧЕТ: Я не знал, что это тайский. Чет — это сокращение от Честер — имя моего отца.
АРАН: О! На тайском языке Чет означает «брат».
ЧЕТ: Правда?! Что означает Аран?
АРАН: «Лес».
НАРР: В этот момент в комнату вошла Кру Дара. Аран быстро добавил…
АРАН: «…И имя Кру Дара означает «вечерняя звезда».
ЧЕТ: Отлично.
КРУ ДАРА: Хорошо, студенты, пора начинать. Я вижу, что некоторые из вас встречаются со старыми друзьями и заводят новых. Замечательно. У нас будет достаточно времени, чтобы посетить его позже, а пока давайте поговорим о предстоящем учебном году.
НАРР: В Таиланде учебный год начинается в середине мая, обычно в период сильных дождей. Первый семестр заканчивается в начале октября. Затем трехнедельный семестровый перерыв, а второй семестр начинается в конце октября и длится до марта.
КРУ ДАРА: Вот что мы будем изучать на начальном уровне Пратома 5. Мы проводим в школе 7 часов в день и изучаем восемь основных предметов: тайский язык, математику, естественные науки, социальные науки, здоровье и физическую культуру, искусство и музыку, технологии и иностранные языки.
НАРР: Чет тяжело сглотнул. Вау — это звучало как много, когда она собрала их всех вместе! Тем не менее, он уловил часть «искусство и музыка», которая его очень взволновала. Он также любил математику и физкультуру, так что это было хорошо. И он сможет выучить тайский! Потом его осенило… Кру Дара говорил с классом на английском , хотя все его одноклассники были тайцами. Позже в тот же день она объяснила, что две программы преподаются на английском языке – программа для одаренных и программа английского языка. «Мне повезло!» подумал он.
Чету повезло и в другом… Кру Дара была его учителем музыки и искусств. Он немного узнал о культуре в тайском храме в Сент-Луисе, но очень хотел познакомиться с музыкой и искусством 9.0246 в Таиланде . Ему повезло еще и потому, что рядом с ним жили Аран и Кру Дара, и они хорошо узнали друг друга и вне школы.
КРУ ДАРА: Одной из наиболее любопытных вещей для посетителей является наш традиционный тайский календарь. Он отличается от западного григорианского . Наш календарь на 543 лет вперед, поэтому 2021 год в Таиланде — это 2564 год!
АРАН: [Смеется] Мы опередили вас на полвека!
ЧЕТ: Вау! Это дико!
НАРР: Кру Дара объяснил, что в большинстве стран Новый год начинается первого января. В 1941 году , премьер-министр Таиланда издал указ о переходе на западный календарь. Итак, канун Нового года (31 декабря st ) теперь день празднования. Праздничные вечеринки включают в себя семью и друзей, много еды (особенно моллюсков и морепродуктов), вечеринки с подарками и обратным отсчетом с фейерверками, представлениями и лазерными шоу. Чтобы отметить смену года удачей и процветанием, тайцы в этот вечер также посещают храмы. Это духовный способ начать Новый год со спокойной душой.
Несколько месяцев спустя, 13 апреля -го , также отмечается традиционный тайский Новый год . На основе солнечного календаря проходит Фестиваль Сонгкран — национальный праздник, который длится четыре дня! Есть музыка с барабанами, гонгами, курантами, тарелками и многим другим… много танцев… и парад на Новый год, или «Сонгкран».
КРУ ДАРА: Название Сонгкран происходит от древнего санскритского слова , которое связано с азиатским зодиаком и астрологией.
ЧЕТ: Отлично, так что вы получаете два Нового года!
КРУ ДАРА: Да, Чет, думаю, да! Но мы действительно делаем все возможное с фестивалем Сонгкран.
АРАН: Да, мы знаем! Это весело… и мокро!
КРУ ДАРА: Наряду с музыкой и танцами Сонгкран празднуется с церемониальным столом. На нем находится изображение Будды , а также замысловатая резьба по фруктам и овощам. Арбуз можно вырезать так, чтобы он выглядел как великолепный цветок с цветами, варьирующимися от темно-зеленой кожуры до светло-зеленого внутри, до почти белого, затем розового, а затем темно-красного плода. Или из тыквы можно вырезать красивую птицу с отдельными перьями! Резчики годами оттачивают свое мастерство. Это настоящее искусство.
ЧЕТ: Мне бы очень хотелось посмотреть, как они это делают.
КРУ ДАРА: Вы, , можете… , в апреле следующего года, когда снова появится Сонгкран.
АРАН: Может быть, мы могли бы увидеть это вместе, Чет! Я хотел бы, что.
ЧЕТ: Я тоже.
КРУ ДАРА: Во время Сонгкрана проводится традиционная водная церемония. Просить благословения и прощения у старших — важный ритуал. Вы уважаете их, поливая ароматной водой их ладони.
Изображение Будды стоит на столе в центре церемонии омовения водой. Вы «делаете заслуги», омывая изображение Будды ароматной водой, посещая храмы или делая пожертвования монахам. Сонгкран — это время, когда вы «смываете» прошлогоднее невезение и обливаетесь удачей. После того, как вы «сделали заслуги», вы проявляете уважение к другим и заводите дружеские отношения, обливая и брызгая водой друг на друга.
ЧЕТ: О, да! Я мог попасть в это!
АРАН: Да, это весело – и вы действительно можете промокнуть!
КРУ ДАРА: Некоторые люди празднуют Сонгкран, убирая свои дома — это творит чудеса для вашего душевного спокойствия в наступающем году.
ЧЕТ: Не думаю, что мне это поможет!
КРУ ДАРА: [Удивленно] Ну, тебе 10 лет – ты можешь передумать через несколько лет!
ЧЕТ: [Он и Аран посмеиваются] Не знаю…
КРУ ДАРА: [Развлекаясь] Завтра, мальчики, мы начнем изучать тайскую музыку в классе… Тогда увидимся.
НАРР: На следующий день Чет очень хотел пойти на урок музыки! Он рассказал Арану о некоторых древних песнопениях, которые он слышал в буддийском храме чероки в Сент-Луисе… и о уроках классической музыки, которые он посещал в тайском храме Сент-Луиса.
АРАН: О, это будет здорово, Чет!
КРУ ДАРА: Студенты, в этом семестре мы изучаем классическую и народную музыку Таиланда. На протяжении многих веков музыка не записывалась, а передавалась устно вплоть до современного периода Бангкока. В этом семестре мы получим общее представление о тайских инструментах, ансамблях и танцах. Мы также выучим традиционную мелодию и исполним ее к концу года.
Сегодня мы начнем с традиционных тайских инструментов. Хотя их можно сгруппировать по регионам, из которых они происходят, мы смотрим на них с точки зрения музыканта — по тому, как на них играют.
НАРР: Кру Дара объяснил, что на инструментах играют четырьмя основными способами: щипком, смычком, ударом и выдуванием. На струнных инструментах можно играть несколькими способами, поэтому она начала с щипковых или бренчащих инструментов.
КРУ ДАРА: эти тайские инструменты похожи на лютни и цитры . Одна из них — трехструнная цитра с резным полом, называемая jakhe , что в переводе с тайского означает «крокодил»!
ЧЕТ: В этом есть смысл, Кру Дара. Посмотрите, как низко он сидит на полу, а его лады торчат, как шишки на спине крокодила!
АРАН: По крайней мере, он не кусается… если вы не сыграете не ту ноту!
НАРР: Кру Дара улыбнулась и перешла ко второй группе струнных инструментов, на которых играют смычком. Большинство из них представляют собой одно-, двух- или трехструнные инструменты разных форм и размеров, на которых играют как на вертикальных скрипках. Их звуки различаются тем, насколько высоко или низко они звучат, а также материалами, из которых они сделаны… от бамбука до металлической банки! SAM SAI считается самым красивым из них. Трехструнный инструмент с шипами и корпусом из скорлупы кокосового ореха, он также используется в классической музыке.
КРУ ДАРА: Есть еще один струнный инструмент, но этот играется ударами по струнам. Он называется khim , тайская версия чеканных цимбал, но поскольку вы бьете по струнам, это идеальный переход в нашу следующую категорию… ударные инструменты.
НАРР: Ударные инструменты ударены или встряхнуты. Есть многие типов тайских барабанов… плюс шейкеры , хлопушки и тарелки для пальцев (называемые ching ). Существуют ударные инструменты с высотой тона, такие как ксилофоны и металлофоны. Но самыми уникальными для Таиланда являются гонг-курантов, установленных в круглых рамах. Один тип, khong wong , лежит на полу, а игрок сидит посередине. Другой, khong mon , удерживает гонги в U-образной вертикальной раме .
Дует последняя группа духовых инструментов. Существуют флейты самых разных размеров и форм. Инструменты со свободными язычками включают в себя типы «ротовых органов», сделанные из различных материалов, таких как бамбук и тыква, а также есть гобои с четырьмя язычками.
КРУ ДАРА: Теперь, когда у нас есть обзор традиционных тайских инструментов, давайте поговорим об ансамблях.
Начнем с самого характерного классического ансамбля, пипхата . Этот оркестр среднего размера, символизирующий танцующих драконов Таиланда, обычно включает в себя два ксилофона ( ranat ), гобой ( pi ), бочкообразные барабаны ( klong ), а также два круглых набора настроенных горизонтальных гонгов. Ансамбли Piphat могут играть громко на открытом воздухе с твердыми молотками или более мягко в помещении с использованием молотков с мягкими накладками.
НАРР: Ансамбли пипхатов различаются по размеру и оснащению в зависимости от их назначения. В традиционных похоронных церемониях используется большая группа с богато украшенными вертикальными гонгами. Небольшие ансамбли сопровождают различные виды тайской драмы, такие как театр теней и 9 театров.0025 кхон танцевальный драм а.
Ансамбль второго типа, khrueang sai, , использует некоторые ударные и духовые инструменты пипхата, но имеет более крупную струнную секцию. Также могут быть добавлены флейты в нескольких диапазонах, а также кубковый барабан и небольшой чеканный цимбалы. Ансамбли khrueang sai , которые в основном используются для представлений в помещении, часто сопровождают кукольный театр ( лакхон лек ).
Чет подтолкнул Арана:
ЧЕТ: Мне бы очень хотелось как-нибудь посмотреть, как играют куклы из палочек – звучит круто.
АРАН: Это… мы должны это сделать.
НАРР: Кру Дара сделала вид, что не слышит мальчиков, но сделала мысленную пометку. Она продолжила свой урок с третьим типом тайского классического ансамбля, махори . На котором традиционно играют женщины при дворах как Центрального Таиланда, так и Камбоджи, они используют те же инструменты, что и два других ансамбля, но без pi — громкого и довольно пронзительного гобоя. Ансамбли махори бывают трех размеров – малые, средние и большие. Каждая из них включает в себя трехструнную вертикальную скрипку «пила сам сай» — смычковый инструмент среднего диапазона с тонким звучанием и шелковыми струнами. Из-за этого более тихого звука пила сам сай используется для аккомпанемента вокалисту, который больше играет в махори, чем в любом другом классическом тайском ансамбле.
КРУ ДАРА: Прежде чем мы перейдем от классической к народной музыке, я должен объяснить, что не так давно тайская классическая музыка считалась ретроспективной. Возможно, это произошло потому, что нация хотела модернизироваться в 20 веке. Но теперь правительство спонсирует и финансирует традиционное искусство, что помогло снова оценить классическую тайскую музыку. (Это одна из причин, почему у нас есть этот класс!) Такие фильмы, как Homrong: The Overture , также помогли этому делу — это фильм о знаменитом традиционном ранат эк (ксилофон) исполнитель.
НАРР: Перейдя к народной музыке, Кру Дара начала с лук тунг, тайской музыки кантри. Разработанный в середине 1900-х годов, он отражает повседневную жизнь сельских жителей Таиланда. Некоторые из его ранних звезд добавили другие азиатские влияния, но многие из его самых популярных артистов приехали из центрального города Suphanburi , в том числе мегазвезда Pumpuang Duangjan , которая стала пионером electronic luk thung . К концу 90-х эта современная поп-версия стала (и остается) самой популярной музыкой в Таиланде.
Мор лам родом из северо-восточного региона Таиланда Исан, недалеко от Лаоса. Как и luk thung, он фокусируется на сельской жизни, но его стремительный ритмичный вокал сочетается с ощущением фанка в перкуссии. Ведущий певец, которого также называют mor lam , часто играет в сопровождении бамбуковой губной гармоники khene. Существует несколько региональных видов мор лам, а также несколько современных версий, что заставляет некоторых людей думать, что мор лам коммерциализирует традиционную тайскую культуру.
Гораздо менее известный, чем мор лам, кантрум, играет кхмер — камбоджийцы, живущие недалеко от границы. Это очень быстрая традиционная танцевальная музыка. Чо-кантрум, его чистейшая форма, имеет ядро певцов, перкуссии и тро (разновидность вертикальной скрипки). В середине 1980-х его модернизировали электроинструменты. В конце 80-х Дарки стал самой большой звездой кантрума, а позже вышел на массовые рынки.
КРУ ДАРА: Теперь, когда у нас есть обзор традиционных инструментов и различных типов музыки и ансамблей, давайте узнаем о танце, еще одном из величайших культурных сокровищ Таиланда.
Традиционные тайские танцы завораживают, сочетая грациозные движения тела с изысканными костюмами и музыкой. Существует шесть различных форм тайского танца. Выступления обычно сопровождаются рассказчиками и тайским пипхатским оркестром.
НАРР: Первая из 6 форм, Khon , является одной из самых высоких форм искусства Таиланда. Это танцевальная драма в масках, которая традиционно исполнялась только для королевской семьи, но теперь исполняется за пределами королевского двора. Рассказы основаны на индийском эпосе, Рамакиен (Слава Рамы). Большинство танцоров — мужчины, которые играют разных персонажей, в том числе женщин, демонов и обезьян.
Первый семестр почти закончился, когда однажды Кру Дара начала занятия, сказав…
КРУ ДАРА: Студенты, вы все усердно работали и познакомились со всеми инструментами, ансамблями и танцами. В качестве награды мы отправляемся на то, что Чет назвал бы «экскурсией». Твои родители уже разрешили нам отправиться в Таиландский культурный центр… и увидеть живое выступление ансамбля кхруанг сай в сопровождении представления лакхон лек (марионетки на палочке) — две вещи, которые мы изучали в этом году!
НАРР: Класс был в восторге, выражая свою признательность Кру Даре аплодисментами и сияющими улыбками. Поход на природу имел огромный успех. Одноклассники Чета очень гордились тем, что делились с ним своей культурой, и он ценил их дружбу.
Пару недель спустя Чет и его мама пригласили Арана (ныне ближайшего друга Чета), его родителей, Кру Дару и ее мужа на красивый традиционный тайский ужин.