Сценарий мероприятий в библиотеке по экологии: Сценарий экскурсия в библиотеку по экологической теме. Сценарий мероприятия по экологии

Сценарий экологического вечера”Брось природе спасательный круг”

На главнуюКоллегам · Наши издания (разработки) · Сценарии

Форма мероприятия: Экологический праздник.
Адрес библиотеки: МУ «ЦБС им. Н.В. Гоголя, библиотека им. Д.С. Лихачева» г. Новокузнецк Кемеровской обл., ул. Косыгина, 35 «Б».
Телефон: 610296, 610297.
Автор и ответственный за проведение: Лебезова О.Ю., ведущий библиотекарь читального зала.
Цель праздника: повышение экологической культуры школьников (4-6 кл.)
Задачи: познакомить с экологическими проблемами г. Новокузнецка, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, разбудить чувство ответственности за свои поступки.
Оформление: книжная выставка «Это Земля твоя и моя», DVD с мультфильмом «Шапокляк» (фрагмент о загрязнении речки), музыкальное сопровождение – CD: Бах И.С.   Ария из сюиты №3 , Сен-Санс Ш.К. «Карнавал животных» («Лебедь»), «Прекрасное далеко», «Облака», «Дорога добра».
 
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери – зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков.

Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку… Поэтому тема сегодняшнего экологического праздника — «сохранить природу — сохранить жизнь».

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают млн.

тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием… А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду…
Просмотр DVD с мультфильмом «Шапокляк» (фрагмент о загрязнении речки).
Экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя… Как видим, экологический вопрос беспокоил наших предков еще тысячу лет назад.

Петр I своим указом от 1718 года предписывал преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу. Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.

А вот следующий указ Петра от 1719 г.. В нем царь высказал озабоченность по иному доводу: «если кто осквернит Неву отбросами или др. нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…» Строго? Но в некоторых странах просвещенной Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку обличенному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.
Но вот наступил век научно – технического прогресса. И за короткий срок мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду…

Послушайте стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа…»

Стихотворение звучит на фоне арии из сюиты №3 И.С. Баха.

Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего здесь только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
– Зачем всё это, Человек?!
Иду таежною долиной. ..
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки –
Беда, куда ни погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
– А что? Кислотные дожди…
…Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:

– Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море – сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы –
Ее созданье — Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.

Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе.

Над Новокузнецком и в ясные дни    подчас не увидишь голубого неба: оно закрыто пеленой пыли и дыма.

По данным ученых Международного центра экологических и медикобиологических исследований их содержание в воздухе превышает европейские стандарты в десятки раз.

По совокупности экологических условий города России разделяются на 5 категорий, 5-ая категория означает критическое экологическое состояние. К этой категории и отнесен Новокузнецк.

Основные объекты черной металлургии Кузбасса сконцентрированы в Новокузнецке: ОАО «ЗСМК», предприятия бывшего ОАО «КМК». Кроме этого, источниками воздействия на окружающую среду в городе являются: Западно-Сибирская ТЭЦ, ОАО «НЭК», Кузнецкий цементный завод, Новокузнецкий алюминиевый завод, Кузнецкая ТЭЦ, ОАО «Завод Универсал» (промстройматериалы) и ряд др.

предприятий.

Последствия такой экономической политики оказались для местной природы катастрофическими, в городе поражены практически все сферы обитания человека: воздух, земля и вода.

Основными загрязняющими атмосферу веществами в Новокузнецке являются: оксид углерода, взвешенные вещества, диоксид серы, окислы азота, сернистый ангидрид, фтористый водород. Некоторые из них относятся к высокоопасным соединениям.

Страшная реальность нашего города – смоговые ситуации: суть состоит в том, что происходит не снижение концентраций вредных веществ, а накопление их на уровне нашего дыхания. Как правило, смоговые ситуации приходятся на периоды полного безветрия.
Тревогу вызывает состояние водного бассейна. Река Томь – главный источник водоснабжения – превратилась в своего рода гигантский коллектор химических загрязнений. Среди них немало высокотоксичных хлорорганических соединений. Содержание этих веществ в десятки раз превышает предельно допустимые концентрации, и водозаборные станции не способны довести очистку воды до необходимых кондиций.

В результате в водопроводных трубах течет весьма опасный для здоровья «коктейль», длительное пользование такой водой вызывает поражение почек, печени, отрицательно сказывается на потомстве.
Промышленные выбросы попадают и в почву. Избыток тяжелых металлов в почвах вызывает повышенное накопление их в огородных культурах, что представляет опасность для здоровья человека.
Еще 100 лет назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерегал нас от экологической беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и ее богатствам, то результат может быть один – полное самоуничтожение человека.
А русский писатель В. Астафьев горестно замечает: «Мы и сейчас еще не можем и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут. А вот нам без них не прожить и дня единого».
Чтобы спасти мир и цивилизацию, прежде всего надо за дело взяться инженерам и ученым. Необходимо повсеместно взамен старых производственных технологий создавать и внедрять новые, более чистые, работающие по замкнутому циклу. Если появится больше мощных заводов, способных перерабатывать млн. и млн. тонн накопившихся отходов, то все еще можно поправить.
Вы знаете, что в декабре 2008 года в Новокузнецком районе начал работать новый полигон по утилизации твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающий завод. Этот комплекс – первый в Кузбассе, расположен в двух километрах от с. Кругленького. Процесс переработки и утилизации бытовых отходов состоит в следующем: вначале происходит извлечение дерева, пластмассы, бумаги, металла и стекла. Остатки же потом будут спрессованы, герметично упакованы в полиэтилен и захоронены. Согласно проекту, новый полигон прослужит городу и горожанам не менее 75 лет.
А что можете сделать вы, ребята, чтобы хоть что-то изменить к лучшему? Прежде всего, нужно вспомнить о себе: а не бросал ли я сам бумажки себе под ноги, не швырял ли бутылки в речку, не ломал ли тоненькие и беззащитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои вредные привычки и наклонности — лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо – то всем станет жить веселее и свободнее.

Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам… Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем ?
Поэт М. Дудин призывает:

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите…
Берегите Землю!
Берегите…

Стихотворение звучит на фоне произведения Ш.К. Сен-Санса «Лебедь» («Карнавал животных»).
 
Чтобы сберечь живую природу, надо ее изучать. Давайте попробуем ответить на вопросы экологической викторины.

1.    Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? – Не сбрасывают хвою.
2.    Чем отличается от других хвойных деревьев лиственница? – Сбрасывает свои иголки каждый год.
3.    Сколько живет гриб? — 5-10 дней.
4.    Сколько лет живет грибница? — До 100 лет.
5.    Есть ли корни у мхов? – Нет.
6.    Влияет ли размер крыльев насекомых на скорость полета? – Нет. Лучше летают те, которые чаще взмахивают крыльями.
7.    Назовите насекомое, являющееся санитаром леса.
Неприметен в чаще леса, я – малыш, но в нужный час
Больше собственного веса поднял груз в 109 раз. – Муравей.
8.    У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? – У березы.
9.    Хвоя какого дерева используется в парфюмерии? – Пихты.
10.    Корни этого дерева помогают гидростроителям, скреплять берега не хуже стальной арматуры и не позволяя волнам размывать берега. – Ива.
11.    Какие деревья дарят нам маленькие вкусные орешки? – Кедры.
12.    Какая птица не высиживает яиц? – Кукушка.
13.    Какая птица летает со скоростью 100-200 км/ч? – Стриж.
14.    Эти птицы прилетают к нам с первым снегом. – Снегири.
 
Игра «Кто здесь лишний?»

В игре участвуют 2 команды («Божьи коровки» и «Зеленые кузнечики»), в каждой команде по 2 участника. Командам выдаются листы с одинаковым заданием. На листах написаны названия насекомых, птиц, земноводных. Оставить необходимо только насекомых.

    Трясогузка   (птица)
    Тля    (насекомое)
    Сплюшка   (сова)
    Японодедка   (бабочка)
    Зеленушка   (птица)
    Овсянка   (птица)
    Тритон   (саламандра)
    Полоз    (уж)
    Поползень   (птица)
    Павлиний глаз   (бабочка)

Побеждает команда, не вычеркнувшая тлю, японодедку и павлиний глаз.
 
Пока команды выполняют задание, зрители слушают песню «Прекрасное далеко» и стараются услышать звучащий в ней вопрос «А сегодня что для завтра сделал я»?
Варианты ответов ребят: можно построить скворечники, сделать кормушки, посадить дерево, нужно потушить в лесу костер, ходить в лесу по тропинкам и т. д.
Комментарий. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, 100 человек – тропу, а тысячи – пустыню. Отдыхаете на природе – убирайте мусор. Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный полиэтиленовый пакет пролежит несколько веков. Осколки от бутылок могут травмировать людей и зверей. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать пожар.

Люди издавна обращали внимание на явления природы, связанные с изменением погоды. Знаете ли вы народные приметы?
Ребята хором отвечают, какой погоде (дождь или ведро – хорошая погода) соответствует примета.
1.    Мошки и комары летают роем. – В.
2.    Много паутины на траве, кустах, деревьях. – В.
3.    Стрижи и ласточки летают низко. – Д.
4.    Очень рано улетают пчелы в поле. – В.
5.    Куры перебирают свои крылья клювом. – Д.
6.    Из воды выползают лягушки и громко квакают. – Д.
7.    Воробьи кувыркаются в пыли и громко чирикают. – Д.
8.    Муравьи работают, «не покладая рук». – В.
 
Конкурс «Узнай целебное растение».

Одновременно с описанием растения показывается его изображение.

1.    Зеленые кусточки,
    Алые цветочки.
А плоды – в красной рубашечке, Брюшко камешками набито.
В ягоде этого кустарника много витамина С. А сам куст, на котором она растет, – с шипами. (Шиповник).

2.    В белом сарафане
Под платком зеленым
Тужит на поляне
Стройная Алена. (Береза).

3.    С детворой играю в прятки,
Не прошусь в лукошко к ней.
Кто я? – Ягодок десятки
    В каждой ягодке моей.
Сушеные ягоды и листья этого растения незаменимы при простуде. Они быстро сбивают высокую температуру. (Малина).

4.    Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
Эти ягоды помогают улучшить зрение. (Черника).

5.    Отвар из корней этого растения успокаивает нервную систему. Его еще очень любят кошки. (Валериана).

6.    Весной растет, летом цветет, осенью осыпается.
А цветок-то, медок,
    Лечит он от гриппа, кашля и хрипа.
Это дерево встретишь скорее в парке, чем в лесу. Его пахучие цветы сушат, а потом заваривают при простуде. Пчелы собирают на этом дереве самый полезный мед. (Липа).

7.    Цветок как бубенчик, беленький венчик,
Цветет он не пышно, звенит ли — не слышно. (Ландыш).

8.    Сколько белых и темно – лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронь – дождем лепестковым Осыпается мокрая дрожь. (Сирень).

9.    О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей. (Роза).

10.    Расцветено повсюду смело.
И порой бывает так,
    Что цепляюсь озверело
    Даже в самых злых собак. (Репей).

11.     На солнечной опушке в траве стоит она,
    Лиловенькие ушки тихонько подняла.
    И тут поможет вам смекалка –
    Все знают, что зовут цветок… (Фиалкой).

12.    Цветки белые кистями,
Плоды черные, с костями. (Черемуха).

13.    У маленькой елочки колкие иголочки,
Шарики синие, словно бы в инее. (Можжевельник).

14.    Красна, сладка, душиста,
Растет низко, к земле близко. (Земляника).

15.    Цветочек забавный цветет под осиной:
Был красным недавно – теперь уже синий. (Медуница).

16.    На пустырях и по дорогам
Соцветьем беленьким сорняк.
Но, изучив все его свойства,
Вы, может, взглянете не так.
Кровотеченье остановит,
    В Китае он – салат к столу.
    Сорняк живуч: семян так много    
    В плоде, похожем на суму. (Пастушья сумка).
 
Конкурс «Живая буква»

Команды «Божьи коровки» и «Зеленые кузнечики» выстраиваются в две колонны по 6 человек. На расстоянии от команд приготовлены листы с таблицами на разные буквы. Пример таблиц:
 

  Т   
О   
Цветок    
Дерево    
Насекомое
   
Рыба    
Птица    
Зверь    


Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу два первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя (напр. , Т: тюльпан, О: одуванчик) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу.
 
Путаница.

В стихотворениях перепутаны понятия. Надо распутать стихотворение, правильно определить понятие.

1.    Я гулял по зоопарку.
     Мимо клеток проходил.
     Вдруг, смотрю, сидит на ветке
     Весь зеленый… крокодил.
Попугай.
2.    Поздно ночью не усну, –
Кто-то воет на луну!
     У него ужасный нрав,
     А зовут его … жираф.
Волк.
3.    Сладко пахнет спелой земляникой,
Па траве играют солнечные блики.
Верхушки деревьев задевают облака –
Это место называется … река.
Лес.
4.    То на дереве сидит,
То, как самолет, летит.
Черный, каркает – сюрприз,
Дружно скажем: это … лис.
Ворон.
5.    У него большая грива,
Он, ребята, зверь красивый.
У него большая миска,
Осторожно: это … киска.
Лев.

Скажите, ребята, без чего, кроме воздуха, человек долго не может прожить? Правильно, без воды. Хотя мы к ней привыкли, она повсюду нас окружает – это настоящее чудо природы. Без нее нет жизни. Наш край богат водными ресурсами. В Кемеровской области насчитывается около 21 тыс. больших, средних и малых рек.
Угадайте названия рек.
1.    Главная водная артерия родного края. В переводе с кетского – «темная». (Томь).
2.    Протекает в черте нашего города, левый приток Томи, переводится с тюркского — «река, текущая с вершины горы   или ущелья». (Аба).
3.    Левый приток реки Томи, протекающий по Новоильинскому району. (Петрик).
 
Комментарий. На территории Кемеровской области до прихода русских проживали народности кеты, селькупы, шорцы, телеуты, поэтому многие географические названия Кузбасса имеют тюркские корни.

А сейчас предлагаю вам сыграть в игру «Вода – не вода». Я называю ряд слов. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, например, «облако», то вы беретесь за руки и изображаете покачиванием волны. А если названное слово имеет косвенное отношение к воде, например, «кран», то нужно дружно хлопнуть в ладоши.
Игра проходит на фоне песни «Облака».

Рыба (н), снег (в), корабль (н), кальмар (н), роса (в), радуга (в), водомерка (н), водопад (в), бобер (н), дождь (в), морская губка (н), океан (в), туман (в).
 
Разгадываем кроссворд.

 


1.    Гадкий утенок в зрелом возрасте. (Лебедь).
2.    Делимая часть неубитого медведя. (Шкура).
3.    Чип или Дейл как представители фауны. (Бурундук).
4.    Единица измерения удава. (Попугай).
5.    Цветок, давший название позе йоги. (Лотос).
6.    Художник – передвижник, которому позировали грачи. (Саврасов).
 

Много есть на свете хороших стран и земель, но одна у человека родная мать и одна у него Родина. И ваша Родина нуждается в вас, ребята, в ваших умных руках, добром сердце.
Звучит песня «Дорога добра».
 
Список литературы

1.    Гладкий   Ю.Н.,  Лавров   С.Б.  Дайте   планете     шанс!:   Кн.  для
учащихся. – М.: Просвещение, 1995. – 207с.
2.    Зеленая волна: сб. сценариев /Сост. О.Л. Божин. – Кемерово, 2005. –
108с.
3.    Материалы к Государственному докладу «О состоянии и охране
окружающей природной среды Кемеровской области в 2006 году».
– Кемерово, 2007.
4.    Надежные технологии / С. Шибанова // Новокузнецк. – 2008. – 9
дек.(№96).-С.1,2.
5.    Соловьев Л.И. Краеведческие игры: Учебное пособие. – Кемерово:
Изд-во КРИПКиПРО, 2004. – 368с.
6.    Экология  Новокузнецка:   Реферативный  обзор. – Новокузнецк,
1998.
 

Сценарии мероприятий по экологии

Уважаемые коллеги!

 

Предлагаем вашему вниманию

Сценарии мероприятий для проведения в библиотеке,

 в помощь экологическому воспитанию детей и подростков,

из фонда библиотеки.

 

 

1.    Асташина, Н. И. Там, на неведомых дорожках… : [сценарий занятия по экологическому воспитанию учащихся 4–6 классов] / Асташина Н. И. // Биология – Первое сентября. – 2007. – № 16. –  С. 7–13.

 

2.   Бугинова, Е. А. Всенародное дело : сценарий, посвященный  Году окружающей среды для детей 7–9 лет / Е. А. Бугинова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 12. – С. 52–53.

 

3.    Бударина, В. А. День леса : сценарий экологического урока-игры / В. А. Бударина // Биология – Первое сентября. – 2007. – № 17. –  С. 32–33. – Начало. Окончание в №№ 18–19.

 

4. Бударина, В. А. “И кузнечик запиликает на скрипке…” : [зоо-музыкальная викторина для учащихся 6–9 классов] / В. А. Бударина // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 7. –  С. 99–105.

 

5.  Бударина, В. А. Химия и экология : [экологический вечер] / В. А. Бударина // Химия – Первое сентября. – 2008. – № 12. –  С. 28–36.

 

6.  Вакурова, А. В. “Зоопарк в моём багаже” : сценарий занятия по книгам Дж. Дарелла для учащихся 5–11 классов / А. В. Вакурова // Игровая библиотека. – 2015. – № 1. – С. 82–95.

 

7.   Волкова, М. А. Флора и фауна Татарстана : викторина о природе родного края для детей 8–10 лет / М. А. Волкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 3. – С. 60–62.

 

8.  Волкова, М. А. Человек и природа : литературно-музыкальная композиция, посвященная Международному дню Земли / М. А. Волкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 2. – С. 65–67.

 

9.    Воронкова, Л. Н. Русский лес : экологический сценарий для детей 6–7 лет / Л. Н. Воронкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 4. – С. 56–58.

 

11.   Горячева, Л. А. Земля–планета людей : [сценарий мероприятия по экологическому воспитанию для учащихся 7–8 классов] / Л. А. Горячева // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 8. –  С. 105–109.

 

12.   Дворянинова, М. П. Мы в ответе за будущее планеты : сценарий экологического праздника к Дню Земли для детей 6–7 лет / М. П. Дворянинова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. – № 2. – С. 23–24.

 

13.  Дворянинова, М. П. Что случилось с мальчиком Климатом : сценарий мероприятия, посвященного Году охраны окружающей среды для детей 5–7 лет / М. П. Дворянинова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 9. – С. 42–44.

 

14.   Девятилова, И. С. Под березовым навесом : сценарий к Дню охраны окружающей среды для детей 7–9 лет / И. С. Девятилова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 4. – С. 20–22.

 

15.  Денисова Е. Е. Устный журнал “По страницам Красной книги Липецкой области” / Е. Е. Денисова // Библиотека НЭО. – 2010. – Вып. 6 (28): По страницам Красной книги. –  С. 28–39.

Автор предлагает разработку устного журнала по Красной книге, с целью расширения представления школьников о растительном мире Липецкой области, воспитания экологической культуры.

 

16.    Зленко, З. Легенда о Байкале: сказочная безопасность : [сценарий] / З. Зленко, М. Молодейкина // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2010. – № 2. –  С. 40 – 41.

Вашему вниманию предлагается сценарий экологической сказки “Легенда о Байкале”.

 

17.    Зотова, Л. В. В царстве медуз : 8 июня – Всемирный день океанов : сценарий для детей 8–10 лет / Л. В. Зотова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 4. – С. 69–72.

 

18.    Интеллектуальная игра “Умники и умницы” по теме: “Красная книга Республики Татарстан” : для учащихся 6–7 классов / Е. Н. Багаутдинова [и др.] // Библиотека НЭО. – 2010. – Вып. 6 (28) : По страницам Красной книги. –  С. 5–27.

Авторы предлагают разработку урока-игры по Красной книге Татарстана для привлечения внимания детей к природному и историко–культурному наследию Республики, содействия воспитанию бережного отношения к природе.

19. Камакин, О. Н. “Экологическая кругосветка” : познавательная игра–путешествие / О. Н. Камакин // Воспитание школьников. – 2010. – № 6. –  С. 77–79.

 

20. Кизерова, Н. А. Сохраним природу / Н. А. Кизерова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 9. –  С. 47–51.

Викторина к уроку биологии на экологическую тему для учащихся 5–6 классов.

 

21.  Кирсанова, Т. А. Путешествие в мир леса : сценарий сказки для учащихся 3 классов / Кирсанова Т. А. // Начальная школа. – 2008. – № 2. –  С. 37–39.

 

22. Колбек, М. Экологический марафон / М. Колбек // География и экология в школе XXI века. – 2007. – № 10. –  С. 57–58.

 

23. Комольцева, Н. А. Школа Природы : игра-соревнование на экологической тропе / Н. А. Комольцева // Биология – Первое сентября. – 2007. – № 11. –  С. 30–38.

 

24. Косолапова, Т. Русская берёза : литературно-экологический праздник / Т. Косолапова // Начальная школа – Первое сентября. – 2008. – № 10. –  С. 36–42.

 

25. Краснова, Л. В. Удивительная природа : литературный, посвящённый писателю-натуралисту Г. Скребицкому для детей 9–10 лет / Людмила Викторовна Краснова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2015. – № 10. – С. 51–52.

 

26.   Кудрявцева, Л. А. Турнир орнитологов : экологическая игра для учащихся 6–11 классов / Людмила Александровна Кудрявцева // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 1. –  С. 92–95.

 

27.  Лобода, О. В. Будь человеком, человек! : мероприятие к Дню эколога для детей 8–10 лет / О. В. Лобода // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 4. – С. 30–32.

 

28.   Лобода, О. В. Наши верные друзья : игра для учащихся 3–5 классов / О. В. Лобода // Игровая библиотека. – 2012. – № 8. – С. 22–37. – Начало. Окончание № 9.

 

29.  Мажарова, О. В. Интеллектуальная игра “Умники и умницы” по теме: “Богатства родного края и их охрана” для 3–4 классов / О. В. Мажарова // Библиотека НЭО. – 2010. – Вып. 6 (28): По страницам Красной книги. –  С. 40–48.

 

30.  Мужикова, Е. Не торопись рвать цветы! : экологический диалог с малышами / Елена Мужикова // Библиополе. – 2013. – № 10. – С. 63–66.

Предлагаемый диалог построен на материале рассказа Юрия Яковлева “Солнце с белыми лучами” и может быть использован в работе по экологическому просвещению детей 5–8 лет.

 

31.  Новохатская, Т. В. “За чистоту земли и рек в ответе только человек” : экологический серпантин для учащихся 5–8 классов / Т. В. Новохатская // Игровая библиотека. – 2014. – № 4. – С. 16–31. – Прил. на диске.

 

32. Оралова, И. В. Сохраним голубую планету : сценарий театрализованной экологической программы для детей 9–10 лет / И. В. Оралова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. – № 2. – С. 55–58.

 

33.    Остапчук, Н. А. “Нас много, а она – одна…”. КВН по экологии : сценарий мероприятия, посвященный Международному дню Земли для детей 6–7 лет / Н. А. Остапчук // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. – № 5. – С. 62–63.

Цели мероприятия: закрепление знаний детей о животных и растениях, находящихся на грани исчезновения и влияние на них глобального потепления; воспитание бережного отношения к природе.

 

34.    Парамонова, В. Н. Кладовые природы : сценарий мероприятия по экологии для учащихся 3–6 классов / Валентина Николаевна Парамонова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 12. –  С. 91–95.

 

35.    Першина, Л. П. Фу-фу и Кис-кис ведут расследование : сценарий экологической игры в 1–2 классах / Л. П. Першина // Игровая библиотека. – 2012. – № 7. – С. 32–41.

 

36.    Петрова, И. Г. “Что там за ромашка выросла над облаками?” : сценарий для детей 6–7 лет, посвященный Солнцу / И. Г. Петрова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 3. – С. 57–59.

 

37.    Понежина, Г. И. Лучше лета приятеля нету! : кукольный спектакль для учащихся 1–3 классов / Г. И. Понежина, О. В. Петрова // Игровая библиотека. – 2013. – № 4. – С. 86–97.

 

38.    Пронина, Т. А. Удивительное вокруг : мероприятие, посвящённое Международному дню Земли для детей 8–10 лет / Т. А. Пронина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2015. – № 2. – С. 9–11.

Викторины по произведениям писателей: В. Астафьев “Стрижонок Скрип”, “Белогрудка”, “Конь с розовой гривой”, “Гуси в полынье”; Б. Житков “Рассказы о животных”; К. Паустовский “Последний чёрт”, “Заячьи лапы”, “Кот–ворюга”, Резиновая лодка”, “Барсучий нос”, “Сивый мерин”, “Жильцы старого дома”, “Подарок”, “Тёплый хлеб”, “Стальное колечко”.

 

39.    Свечникова, И. В. На полянке : сценарий, посвященный Году окружающей среды для детей 7–8 лет / И. В. Свечникова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 5. – С. 53–55.

 

40.    Скворцова, Н. А. Эколого-краеведческий спектакль “Суд Времени” / Скворцова Н. А. // География и экология в школе XXI века. – 2007. – № 1. –  С. 69–73.

 

41.    Солдатова, О. В. Стану я природе другом! : экологический КВН для детей 9–10 лет / О. В. Солдатова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 10. – С. 40–44.

 

42.    Старкова, И. В. Насекомые – наши друзья и враги / И. В. Старкова // Книжка на каникулах, или Летняя библиотечная страда. – 2011. – № 6. – С. 55–57.

Викторина  и кроссворд о насекомых.

 

43.    Тарарушкина, Т. В. Лучики доброты : сценарий занятия, посвященного бережному отношению к природе для детей старшего дошкольного возраста и 1–3 классов / Т. В. Тарарушкина // Игровая библиотека. – 2013. – № 9. – С. 30–39.

 

44.    Тимакова, Н. И. Незнайка в царстве Экологии : музыкальная пьеса–сказка для подготовительной группы детского сада / Н. И. Тимакова, Т. В. Симиргина, И. В. Самойлова // Игровая библиотека. – 2013. – № 5. – С. 30–41.

 

45.    Уланова, С. Праздник в летнем городском лагере : для среднего школьного возраста / С. Уланова // Здоровье детей – Первое сентября. – 2010. – № 10. –  С. 32–34

Сценарий проведение экологической викторины.

 

46.   Худякова, Л. Л. Медвежья семейка : электронно-иллюстрированная программа для детей 8–10 лет / Л. Л. Худякова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. – № 6. – С. 34–38.

 

47.    Чугунова, Е. Н. Полянка-самобранка / Е. Н. Чугунова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. – № 7. –  С. 49–53.

Сценарий на экологическую тему для детей 7–9 лет.

 

48.    Шабалкина, Л. И. Расцветёт наш край Приморский : сценарий к Дню экологического образования для детей 7–9 лет / Л. И. Шабалкина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. – № 3. – С. 12–16.

 

49.    Шайдуллина, Р. Р. Земля – наш дом : сценарий мероприятия для детей 7–8 лет / Р. Р. Шайдуллина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 4. – С. 63–65.

 

50.     Шикуля, О. В. Храм природы : турнир-презентация для детей 8–10 лет / О. В. Шикуля // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2014. – № 5. – С. 50–51.

 

51.    Эркаева, Г. Д. “Деревья весело шумели…” : устный журнал в 5–8 классах, посвященный празднику Дней древонасаждения / Г. Д. Эркаева // Игровая библиотека. – 2011. – № 4. – С. 64–73.

 

52.    Юшкина, З. Т. “Войди в природу другом” : экологический сценарий для агитбригады / З. Т. Юшкина // Биология – Первое сентября. – 2006. – № 14. –  С. 2–4.

Экологические отношения | Национальное географическое общество

1. Познакомить с терминами, относящимися к экологическим взаимодействиям и симбиозу.

Объясните, что в этом упражнении учащиеся будут использовать серию видеороликов, изображений и сценариев, чтобы найти и обсудить примеры экологических и симбиотических отношений в океане. Напишите на доске следующие термины: конкуренция, хищничество, симбиоз, мутуализм, комменсализм, и паразитизм . Пока не включайте определения. Во-первых, попросите учащихся определить корневые слова и провести мозговой штурм, какие типы экологических и симбиотических отношений описывают эти термины. Затем просмотрите определения терминов. Укажите, что термин симбиоз является всеобъемлющим термином для обозначения мутуализма, комменсализма и паразитизма и что экологические отношения хищничество и конкуренция обычно не считаются симбиотическими.

  • конкуренция — когда два или более организмов полагаются на один и тот же ресурс окружающей среды
  • хищничество — поведение одного животного, питающегося другим
  • симбиоз — тесная связь двух непохожих друг на друга организмов
  • мутуализм — симбиотические отношения, при которых оба организма получают пользу
  • комменсализм — симбиотические отношения, при которых один организм получает пользу, а другой не получает пользы, но остается невредимым
  • паразитизм — симбиотические отношения, при которых один организм получает пользу, а другой вредит

2. Создайте фон о National Geographic Crittercam.
Объясните учащимся, что они будут смотреть кадры из проекта National Geographic под названием Crittercam. Цель Crittercam — помочь исследователям понять повседневную жизнь и экологические отношения разных видов. Ученые оснастили диких животных GPS-трекером и комбинированным видео- и аудиомагнитофоном с инструментами для измерения данных об окружающей среде для измерения таких параметров, как глубина, температура и ускорение, что позволяет изучать поведение животных без вмешательства со стороны наблюдателей. Попросите учащихся подумать о преимуществах изучения поведения животных и экологических взаимодействий без вмешательства наблюдателей.

3. Предложите учащимся использовать видео Crittercam для выявления экологических отношений.
Покажите учащимся видеоролик National Geographic «Рыбные воры ловят добычу редких тюленей» (3,5 минуты), в котором находящийся под угрозой исчезновения гавайский тюлень-монах охотится и соревнуется за рыбу и беспозвоночных на морском дне на глубине 80 метров (262 фута). Спросите: Какова экологическая связь между тюленем-монахом и осьминогом/угрем/спинорогом? (хищник/жертва) Спросите: Каковы экологические отношения между тюленем-монахом и гнездами/акулами? (конкурс) Попросите учащихся еще раз подумать и обсудить преимущества изучения поведения животных и экологических взаимодействий без вмешательства наблюдателей. Выясните у студентов, что Crittercam позволяет исследователям изучать поведение и взаимодействие морских видов, которые они обычно не могут наблюдать.

4. Предложите учащимся просмотреть видеоролики, чтобы выявить симбиотические отношения.
Покажите учащимся три видеоролика о взаимодействии различных морских организмов. После каждого видео попросите класс определить и обсудить симбиотические отношения, которые они наблюдали.

  • «Карибские уборщики» (2,5 минуты) — взаимность
  • «Купание рыб» (5,5 минут) — паразитизм
  • «Партнерство рыб-клоунов и актиний» (1,5 минуты) — взаимность

Спросите: Какой тип симбиотических отношений не был показан в видео? (комменсализм)

5. Используйте изображение National Geographic, чтобы изучить комменсализм и обсудить происхождение Crittercam.
Покажите изображение «лимонная акула» в карусели ресурсов и предложите учащимся внимательно его рассмотреть. Спросить: Кроме акулы, есть ли другие организмы, которые вы видите? Выясните у учащихся, что акула и remoras, более мелкая рыба ниже акулы, находятся в симбиотических отношениях, называемых комменсализмом , когда remoras получают выгоду от удержания акулы, но ни один из видов не страдает. Скажите учащимся, что благодаря этим комменсальным отношениям Грег Маршалл, морской биолог и кинорежиссер, изобрел Crittercam. В 1986 году во время погружения недалеко от Белиза к нему подошла акула. Маршалл заметил ремору, цепляющуюся за акулу, и, наблюдая, как акула исчезает, ему пришло в голову, что если бы он мог поставить камеру на место реморы, он мог бы увидеть, как разворачивается поведение акулы, не беспокоя акулу. Объясните, что с помощью Crittercam Маршалл узнал, что реморы прикрепляются к хищным рыбам, таким как акулы, по двум причинам: бесплатная поездка и защита из-за того, что они цепляются за опасного хищника. На акулу этот процесс не влияет, так как приморцы едят только остатки пищи от акулы.

6. Предложите учащимся прочитать утверждения и определить типы экологических взаимодействий.
Дайте каждому учащемуся копию рабочего листа «Симбиотические взаимодействия». Прочитайте вслух указания. Скажите им, что они должны иметь возможность обосновать свой выбор. Обсудите ответы в классе. Попросите учащихся объяснить, почему они отнесли разные сценарии к одному типу симбиоза, а не к другим. Спросите: Как экологические отношения формируют морскую экосистему? Почему важно выявлять и понимать эти отношения?

Неформальное оценивание

Используйте предоставленный ключ ответа, чтобы проверить правильность заполненной учащимися рабочей таблицы. Попросите учащихся устно объяснить, почему они назвали каждый мутуализм, комменсализм, или паразитизм.

Расширение обучения

Предложите учащимся найти по одному новому морскому примеру для каждого из экологических отношений, обсуждаемых в этом упражнении: хищничество, конкуренция, мутуализм, комменсализм, и паразитизм. Обсудите примеры в классе.

Предметы и дисциплины
  • наука о планете Земля
    • Океанография
  • География
    • Физическая география
Цели обучения

Учащиеся:

  • описывают возможные экологические отношения между видами, живущими в непосредственной близости друг от друга
  • определяют симбиотические отношения как мутуалистические, паразитарные или комменсалистические
  • классифицировать симбиотические отношения
Подход к обучению
  • Обучение для использования
Методы обучения
  • Обсуждения
  • Практическое обучение
  • Визуальная инструкция
Обзор навыков

Это задание направлено на следующие навыки:

  • Навыки критического мышления
    • Анализ
    • Применение
    • Вспоминая
    • Понимание
  • Географические навыки
    • Анализ географической информации
    • Ответы на географические вопросы

Связь с национальными стандартами, принципами и практикой

Национальные географические стандарты
  • Стандарт 8: Характеристики и пространственное распределение экосистем и биомов на поверхности Земли
Национальные стандарты научного образования
  • (9-12) Стандарт C-4: Взаимозависимость организмов
  • (9-12) Стандарт С-5: Материя, энергия и организация в живых системах
  • (9-12) Стандарт С-6: Поведение организмов
Основные принципы и основные концепции грамотности в вопросах океана
  • Принцип 5d: Биология океана дает множество уникальных примеров жизненных циклов, адаптаций и важных взаимоотношений между организмами (таких как симбиоз, динамика хищник-жертва и передача энергии), которые не происходят на суше.
  • Принцип 5e: Океан трехмерен, предлагает обширное жизненное пространство и разнообразную среду обитания от поверхности через толщу воды до морского дна. Большая часть жизненного пространства на Земле находится в океане.
  • Принцип 5f: Среда обитания в океане определяется факторами окружающей среды. Из-за взаимодействия абиотических факторов, таких как соленость, температура, кислород, pH, свет, питательные вещества, давление, субстрат и циркуляция, жизнь в океане неравномерно распределена во времени или пространстве, т. Е. Она «неоднородна». Некоторые районы океана поддерживают более разнообразную и обильную жизнь, чем где-либо на Земле, в то время как большая часть океана считается пустыней.
  • Принцип 5g: Существуют глубоководные экосистемы, не зависящие от энергии солнечного света и фотосинтезирующих организмов. Гидротермальные жерла, подводные горячие источники и холодные метановые просачивания полагаются только на химическую энергию и хемосинтетические организмы для поддержания жизни.

Что вам понадобится

Материалы, которые вы предоставите
  • Карандаши
Требуемая технология
  • Доступ в Интернет: Требуется
  • Техническая установка: 1 компьютер на класс, проектор, динамики
  • Плагины: Flash
Физическое пространство
  • Класс
Группировка
  • Обучение в больших группах
Другие примечания

Перед началом занятия загрузите и поставьте в очередь все видео.

Исходная информация

Симбиоз — это экологические отношения между двумя видами, живущими в непосредственной близости друг от друга. Организмы в симбиотических отношениях эволюционировали, чтобы использовать уникальную нишу, которую обеспечивает другой организм. Эти отношения основаны на преимуществах, которые можно получить, найдя и используя ранее неиспользованную нишу. Конкуренция и хищничество являются экологическими отношениями, но не симбиотическими. Хищничество не происходит в течение длительного периода времени, а конкуренция представляет собой косвенное взаимодействие за ресурсы.

Предыдущие знания

  • Нет

Рекомендуемые предварительные действия

  • Создание воображаемой морской экосистемы
  • Видео о морской экологии Scavenger Hunt

Словарь

комменсализм

Существительное

отношения между организмами, при которых один организм получает пользу от ассоциации, не нанося вреда другому.

мутуализм

Существительное

отношения между организмами разных видов, при которых оба организма извлекают выгоду из ассоциации.

паразитизм

Существительное

отношения между организмами, при которых один организм (паразит) живет или питается другим организмом, обычно причиняя вред.

хищник

Существительное

животное, которое охотится на других животных в поисках пищи.

добыча

Существительное

животное, на которое охотятся и поедают другие животные.

симбиоз

Существительное

два или более отдельных организма, живущих вместе на благо одного или обоих.

Веб-сайты

  • Национальное географическое образование: Национальная академия лидерства учителей (NTLA)

Экология и эволюция биоразнообразия млекопитающих

1. Уилсон Д.Э., Ридер Д.М. 2005. Виды млекопитающих мира. Таксономический и географический справочник. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса [Google Scholar]

2. Ридер Д. М., Хелген К., Уилсон Д. Э. 2007. Глобальные тенденции и предубеждения в открытии новых видов млекопитающих. Случайные документы, Техасский технический музей. ун-т 269, 1–36 [Google Scholar]

3. Geissmann T., Lwin N., Aung A.A., Aung T.N., Aung Z.M., Hla T.H., Grindley M., Momberg F. 2011. Новый вид курносых обезьян , род Rhinopithecus Milne-Edwards, 1872 (Primates, Colobinae), из штата Северный Качин, северо-восток Мьянмы. Являюсь. Дж. Приматол. 73, 96–107 10.1002/ajp.20894 (doi:10.1002/ajp.20894) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. McKenna M.C., Bell S.K. 1997. Классификация млекопитающих над видовым уровнем. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Columbia University Press [Google Scholar]

5. Луо З.-Х., Чифелли Р.Л., Килан-Яворовска З. 2001. Двойное происхождение трибосфеновых млекопитающих. Nature 409, 53–57 10.1038/35051023 (doi:10.1038/35051023) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Luo X. 2007. Трансформация и диверсификация в ранней эволюции млекопитающих. Nature 450, 1011–1019 10.1038/nature06277 (doi:10.1038/nature06277) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

7. Ашер Р. Дж. 2004. Первый комбинированный кладистический анализ взаимоотношений сумчатых млекопитающих. Мол. Филогенет. Эвол. 33, 240–250 10.1016/j.ympev.2004.05.004 (doi:10.1016/j.ympev.2004.05.004) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

для плацентарных млекопитающих около K T граница. Nature 442, 1003–1006 10.1038/nature05854 (doi:10.1038/nature05854) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

исчезновения видов. В книге «Вымирания в ближайшем времени» (под редакцией MacPhee R.D.E.), стр. 333–371. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum Publishers [Google Scholar]

10. Jones K.E., et al. 2009. PanTHERIA: база данных истории жизни, экологии и географии существующих и недавно вымерших млекопитающих на уровне видов. Экология 90, 2648. 10.1890/08-1494.1 (doi:10.1890/08-1494.1) [CrossRef] [Google Scholar]

11. Мучала Н. 2006. Нектарная летучая мышь прячет огромный язык в грудную клетку. Nature 444, 701–702 10.1038/444701a (doi:10.1038/444701a) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Shimamura M., Yasue H., Ohshima K., Abe H., Kato H., Кисиро Т., Гото М., Мунечика И., Окада Н. 1997. Молекулярные доказательства ретропозонов того, что киты образуют кладу среди парнокопытных. Природа 388, 666–670 10.1038/41759 (doi:10.1038/41759) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Ji Q. 2006. Плавающая форма млекопитающих из средней юры и экоморфологическая диверсификация ранних млекопитающих. Science 311, 1123–1127 10.1126/science.1123026 (doi:10.1126/science.1123026) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Meng J. 2006. Мезозойское планирующее млекопитающее из северо-восточного Китая. Nature 444, 889–893 10.1038/nature05234 (doi:10.1038/nature05234) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Schipper J., et al. 2008. Состояние наземных и морских млекопитающих в мире: разнообразие, угроза и знания. Science 322, 225–230 10.1126/science.1165115 (doi:10.1126/science.1165115) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Петтигрю Дж. Д. 1999. Электрорецепция у однопроходных. Дж. Эксп. биол. 202, 1447–1454 [PubMed] [Google Scholar]

17. Maltby A., Jones K.E., Jones G. 2009. Понимание происхождения и разнообразия эхолокационных сигналов летучих мышей. В Справочнике по вокализации млекопитающих. Интегративный нейрофизиологический подход (под ред. Брудзински С.М.), стр. 37–48. Лондон, Великобритания: Elsevier [Google Scholar]

среди млекопитающих. Дж. Зул. 220, 417–437 10.1111/j.1469-7998.1990.tb04316.x (doi:10.1111/j.1469-7998.1990.tb04316.x) [CrossRef] [Google Scholar]

эволюция. Эвол. Экол. рез. 3, 465–476 [Google Scholar]

20. Keesing F., et al. 2010. Воздействие биоразнообразия на возникновение и передачу инфекционных заболеваний. Nature 468, 647–652 10. 1038/nature09575 (doi:10.1038/nature09575) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Бойлз Дж. Г., Крайан П. М., Маккракен Г. Ф., Кунц Т. Х. 2011. Экономическое значение летучих мышей в сельском хозяйстве. Science 332, 41–42 10.1126/science.1201366 (doi:10.1126/science.1201366) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

22. Kunz T.H., Braun de Torrez E., Bauer D., Lobova T. , Флеминг Т. Х. 2011. Экосистемные услуги, предоставляемые летучими мышами. Анна. Академик Нью-Йорка науч. 1223, 1–38 10.1111/j.1749-6632.2011.06004.x (doi:10.1111/j.1749-6632.2011.06004.x) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Джонс Г., Джейкобс Д. С., Кунц Т. Х., Виллиг М. Р., Рэйси П. 2009. Ночной перелет: важность летучих мышей как биоиндикаторов. Исчезающие виды Res. 8, 93–115 10.3354/esr00182 (doi:10.3354/esr00182) [CrossRef] [Google Scholar]

24. Bininda-Emonds O. R. P., et al. 2007. Отсроченный подъем современных млекопитающих. Nature 446, 507–512 10.1038/nature05634 (doi:10. 1038/nature05634) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

: размер тела, история жизни и экология. Являюсь. Нац. 165, 600–607 10.1086/429148 (doi:10.1086/429148) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Дэвидсон А. Д., Гамильтон М. Дж., Бойер А. Г., Браун Дж. Х., Себаллос Г. 2009. Множественные экологические пути к исчезновению млекопитающих. проц. Натл акад. науч. USA 106, 10 702–10 705 10.1073/pnas.0

    6106 (doi:10.1073/pnas.0
      6106) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      27. Cardillo M., Mace G.M., Jones K.E. , Bielby J., Bininda-Emonds O.R.P., Sechrest W., Orme C.D.L., Purvis A. 2005. Множественные причины высокого риска исчезновения крупных видов млекопитающих. Наука 309, 1239–1241 10.1126/science.1116030 (doi:10.1126/science.1116030) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      28. Grenyer R., et al. 2006. Глобальное распространение и сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения позвоночных. Nature 444, 93–96 10.1038/nature05237 (doi:10. 1038/nature05237) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      29. Smith F.A., et al. 2010. Эволюция максимального размера тела наземных млекопитающих. Science 330, 1216–1219 10.1126/science.1194830 (doi:10.1126/science.1194830) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      30. Clauset A., Erwin D.H. 2008. Эволюция и распределение размеров тела видов. Science 321, 309–401 10.1126/science.1157534 (doi:10.1126/science.1157534) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      31. Cooper N., Purvis A. 2010. Эволюция размера тела у млекопитающих: сложность по темпу и ладу. Являюсь. Нац. 175, 727–738 10.1086/652466 (doi:10.1086/652466) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      32. Bielby J., Mace G., Bininda-Emonds O.R.P., Cardillo M., Gittleman J.L., Jones К. Э., Орм К. Д. Л., Пуривс А. 2007. Быстро-медленный континуум в истории жизни млекопитающих: эмпирическая переоценка. Являюсь. Нац. 169, 748–757 10.1086/516847 (doi: 10.1086/516847) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      33. Сибли Р. М., Браун Дж. Х. 2007. Влияние размера тела и образа жизни на эволюцию истории жизни млекопитающих. проц. Натл акад. науч. USA 104, 17 707–17 712 10.1073/pnas.0707725104 (doi:10.1073/pnas.0707725104) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      34. Butchart S.H.M., et al. 2010. Глобальное биоразнообразие: индикаторы недавнего снижения. Science, 1164–1168 10.1126/science.1187512 (doi:10.1126/science.1187512) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      35. Purvis A., Fritz S.A., Rodrigues J., Harvey P.H., Grenyer R. 2011. Форма филогении млекопитающих: закономерности, отростки и чешуя. Фил. Транс. Р. Соц. B 366, 2462–2477 10.1098/rstb.2011.0025 (doi:10.1098/rstb.2011.0025) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      2011. Историческая биогеография млекопитающих. Фил. Транс. Р. Соц. B 366, 2478–2502 10.1098/rstb.2011.0023 (doi:10.1098/rstb.2011.0023) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      37. Бромэм Л. 2011. Геном как признак истории жизни: почему скорость молекулярной эволюции различается у разных видов млекопитающих. Фил. Транс. Р. Соц. B 366, 2503–2513 10.1098/rstb.2011.0014 (doi:10.1098/rstb.2011.0014) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      38. Kisel Y., McInnes L., Toomey N.H., Orme CDL 2011. Как темпы диверсификации и ограничения разнообразия сочетаются для создания крупномасштабных отношений видов и ареалов. Фил. Транс. Р. Соц. Б 366, 2514–2525 10,1098/rstb.2011.0022 (doi:10.1098/rstb.2011.0022) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      39. Davies T.J., Buckley L., Grenyer R., Gittleman J.L. 2011. Влияние климата прошлого и настоящего на биогеографию разнообразия современных млекопитающих. Фил. Транс. Р. Соц. B 366, 2526–2535 10.1098/rstb.2011.0018 (doi:10.1098/rstb.2011.0018) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      40. Safi K., Cianciaruso M.V., Loyola R.D., Brito R.D. Д., Армор-Маршалл К., Диниз-Фильо Дж. А. Ф. 2011. Понимание глобальных закономерностей функционального и филогенетического разнообразия млекопитающих. Фил. Транс. Р. Соц. Б 366, 2536–2544 10,1098/rstb.2011.0024 (doi:10.1098/rstb.2011.0024) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      экология сообщества с макроэкологией. Фил. Транс. Р. Соц. B 366, 2545–2553 10.1098/rstb.2011.0021 (doi:10.1098/rstb.2011.0021) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      42. Jones K.E., Blackburn T.M., Isaac N.1. единые теории биоразнообразия объясняют макроэкологические закономерности млекопитающих? Фил. Транс. Р. Соц. Б 366, 2554–2563 10,1098/rstb.2011.0119 (doi:10.1098/rstb.2011.0119) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      43. Turvey S. T., Fritz S. A. 2011. Призраки млекопитающих прошлого: биологические и географические закономерности глобального вымирания млекопитающих в голоцене. Фил. Транс. Р. Соц. B 366, 2564–2576 10.1098/rstb.2011.0020 (doi:10.1098/rstb. 2011.0020) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      44. Collen B., McRae L., Deinet S. , Де Пальма А., Карранса Т., Купер Н., Ло Дж., Бэйли Дж. Э. М. 2011. Прогнозирование того, как популяции вымирают. Фил. Транс. Р. Соц. Б 366, 2577–2586 10,1098/rstb.2011.0015 (doi:10.1098/rstb.2011.0015) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      эволюционное излучение. Сист. биол. 48, 107–118 10.1080/106351599260472 (doi:10.1080/106351599260472) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      В « Видообразовании и моделях разнообразия» (ред. Батлин Р., Бридл Дж., Шлютер Д.), стр. 301–323. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета [Google Scholar]

      47. Эйтинг Т. П., Ганнелл Г. 2009. Глобальная полнота летописи окаменелостей летучих мышей. Дж. Млекопитающее. Эвол. 16, 151–173 10.1007/s10914-009-9118-x (doi:10.1007/s10914-009-9118-x) [CrossRef] [Google Scholar]

      и эволюция клады у летучих мышей. Экологические и поведенческие методы изучения летучих мышей (под ред. Кунца Т.Х., Парсонса С.), Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса [Google Scholar]

      49. Спрингер М.С., Стэнхоуп М.Дж., Мэдсен О., де Йонг В.В. 2004 Молекулы консолидируют плацентарное дерево. Тенденции Экол. Эвол. 19, 430–438 10.1016/j.tree.2004.05.006 (doi:10.1016/j.tree.2004.05.006) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      50. Murphy W.J., Eizirik E., Johnston W.E., Чжан Ю. П., Райдер О. А., О’Брайен С. Дж. 2001. Молекулярная филогенетика и происхождение плацентарных млекопитающих. Nature 409, 614–618 10.1038/35054550 (doi:10.1038/35054550) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      2001. Молекулярные доказательства основных клад плацентарных млекопитающих. Дж. Млекопитающее. Эвол. 8, 239–277 10.1023/A:1014446915393 (doi:10.1023/A:1014446915393) [CrossRef] [Google Scholar]

      Тенденции Экол. Эвол. 16, 562–570 10.1016/S0169-5347(01)02236-4 (doi:10.1016/S0169-5347(01)02236-4) [CrossRef] [Google Scholar]

      53. Gittleman J.L., Jones K.E., Price S. A. 2004. Супердеревья: использование полных филогений в сравнительной биологии. В Филогенетических супердеревьях: объединение информации для раскрытия древа жизни (изд. Бининда-Эмондс О.Р.П.), стр. 439.–460 Дордрехт, Нидерланды: Kluwer Academic Publishers [Google Scholar]

      54. Сандерсон М.Дж., Первис А., Хенце К. 1998. Филогенетические супердеревья: сборка деревьев жизни. Тенденции Экол. Эвол. 13, 105–109 10.1016/S0169-5347(97)01242-1 (doi:10.1016/S0169-5347(97)01242-1) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      55. Bininda-Emonds O. R. 4 P. 2000 Филогенетические супердеревья: объединение информации для раскрытия древа жизни. Вычислительная биология, том. 3 Дордрехт, Нидерланды: Kluwer Academic Publishers [Google Scholar]

      56. Purvis A. 1995. Составная оценка филогении приматов. Фил. Транс. Р. Соц. 348, 405–421 10.1098/rstb.1995.0078 (doi:10.1098/rstb.1995.0078) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

      57. Bininda-Emonds Building O. R. P., Gittleman J. L., Purvis A. Большие деревья объединение филогенетической информации: полная филогения современных хищников (млекопитающих). биол. Rev. 74, 143–175 10.1017/S000632319

    07 (doi:10.1017/S000632319
07) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. Джонс К.Е., Первис А., МакЛарнон А., Бининда-Эмондс О.Р.П., Симмонс Н.Б. 2002. Филогенетическое супердерево летучих мышей (Mammalia: Chiroptera). биол. Rev. 77, 223–259 10.1017/S1464793101005899 (doi:10.1017/S1464793101005899) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

Дж. Млекопитающее. 89, 175–189 10.1644/06-MAMM-A-437.1 (doi:10.1644/06-MAMM-A-437.1) [CrossRef] [Google Scholar]

60. Агнарссон И., Кантнер М., Мэй-Колладо Л. 2010. Собаки, кошки и родственники: молекулярная филогения плотоядных на уровне видов. Мол. Филогенет. Эвол. 54, 726–745 10.1016/j.ympev.2009.10.033 (doi:10.1016/j.ympev.2009.10.033) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

61. Agnarsson I., May-Collado L. 2008. Филогения Cetartiodactyla: важность плотной выборки таксонов, недостающие данные и замечательные перспективы цитохрома b для обеспечения надежных филогений на уровне видов. Мол. Филогенет. Эвол. 48, 964–985 10.1016/j.ympev.2008.05.046 (doi:10.1016/j.ympev.2008.05.046) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Phillimore A.B., Freckleton R.P., Orme C.D.I.L., Owens 2006. Экология предсказывает крупномасштабные закономерности филогенетической диверсификации птиц. Являюсь. Нац. 168, 220–229 10.1086/505763 (doi:10.1086/505763) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

среди многоклеточных типов. Дж. Эвол. биол. 15, 235–247 10.1046/j.1420-9101.2002.00379.x (doi:10.1046/j.1420-9101.2002.00379.x) [CrossRef] [Google Scholar]

64. Полли П. Д. 2001. Палеонтология и сравнительный метод: реконструкция родовых узлов в сравнении с наблюдаемыми значениями узлов. Являюсь. Нац. 157, 596–609 10.1086/320622 (doi:10.1086/320622) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

65. Webster A., ​​Purvis A. 2001. Тестирование точности методов реконструкции наследственных состояний непрерывных символов . проц. Р. Соц. Лонд. B 269, 143–149 10.1098/rspb.2001.1873 (doi:10. 1098/rspb.2001.1873) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

66. Webster A., ​​Purvis A. 2002. Состояния предков и скорости эволюции непрерывных признаков. В книге «Морфология, форма и филогенетика» (ред. Маклеод Н., Фори П.), Лондон, Великобритания: Тейлор и Фрэнсис [Google Scholar]

67. Лосос Дж. Б., Глор Р. Э. 2003. Филогенетические сравнительные методы и география видообразования. Тенденции Экол. Эвол. 18, 220–227 10.1016/S0169-5347(03)00037-5 (doi:10.1016/S0169-5347(03)00037-5) [CrossRef] [Google Scholar]

68. Ри Р. Х., Смит С. А. 2008. Вывод о максимальной вероятности эволюции географического ареала путем расселения, локального вымирания и кладогенеза. Сист. биол. 57, 4–14 10.1080/10635150701883881 (doi:10.1080/10635150701883881) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

размер географического ареала на филогенетических деревьях. Evolution 59, 2299–2311 [PubMed] [Google Scholar]

70. Wojcicki M., Brooks D.R. 2005. PACT: эффективный и мощный алгоритм для создания кладограмм площадей. Дж. Биогеогр. 32, 755–774 10.1111/j.1365-2699.2004.01148.x (doi:10.1111/j.1365-2699.2004.01148.x) [CrossRef] [Google Scholar]

71. Springer M. S., Burk-Herrick A. , Мередит Р. В., Эйзирик Э., Тилинг Э., О’Брайен С. Дж., Мерфи В. Дж. 2007. Адекватность морфологии для реконструкции ранней истории плацентарных млекопитающих. Сист. биол. 56, 673–684 10.1080/10635150701491149 (doi:10.1080/10635150701491149) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

72. Адамс Дж. 2009. Богатство видов: закономерности в разнообразии жизни. Чичестер, Великобритания: Springer [Google Scholar]

73. Хатчинсон Г. 1959. Посвящение Санта-Розалии или почему существует так много видов животных? Являюсь. Нац. 93, 145. 10.1086/282070 (doi:10.1086/282070) [CrossRef] [Google Scholar]

74. Rohde K. 1992. Широтные градиенты видового разнообразия — поиск первопричины. Ойкос 65, 514–527 10.2307/3545569(doi: 10.2307/3545569) [CrossRef] [Google Scholar]

75. Хокинс Б. А., Диниз-Фильо Дж. А. Ф., Джарамилло К. А., Соллер С. А. 2007. Климат, нишевый консерватизм и глобальный градиент разнообразия птиц. Являюсь. Нац. 170, 16–27 10.1086/519009 (doi:10.1086/519009) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

76. Buckley L.B., Jetz W. 2007. Экологические и исторические ограничения на глобальные закономерности богатства амфибий. проц. Р. Соц. B 274, 1167–1173 10.1098/rspb.2006.0436 (doi:10.1098/rspb.2006.0436) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

77. Davies T.J., et al. 2008. Филогенетические деревья и будущее биоразнообразия млекопитающих. проц. Натл акад. науч. USA 105, 11 556–11 563 10.1073/pnas.0801917105 (doi:10.1073/pnas.0801917105) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

78. Gillman L.N., Keeling D.A., Ross H.J. Райт С.Д. 2009. Широта, высота и темп молекулярной эволюции у млекопитающих. проц. Р. Соц. B 276, 3353–3359 10.1098/rspb.2009.0674 (doi:10.1098/rspb.2009.0674) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

79. Бромэм Л., Кардилло М. 2003. Проверка связи между широтным градиентом видового богатства и темпами молекулярной эволюции. Дж. Эвол. биол. 16, 200–207 10.1046/j.1420-9101.2003.00526.x (doi:10.1046/j.1420-9101.2003.00526.x) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

80. Martin A. P., Palumbi S. 1993. Размер тела, скорость метаболизма, время генерации и молекулярные часы. проц. Натл акад. науч. USA 90, 4087–4091 10.1073/pnas.90.9.4087 (doi:10.1073/pnas.90.9.4087) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

81. Престон Ф. В. 1960. Время и пространство и разнообразие видов. Ecology 41, 612–627 10.2307/1931793 (doi:10.2307/1931793) [CrossRef] [Google Scholar]

82. Макартур Р.Р., Уилсон Э.О. 1967. Теория островной биогеографии. Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press [Google Scholar]

83. Лосос Дж. Б., Шлютер Д. 2000. Анализ эволюционных отношений между видами и ареалами. Nature 408, 847–850 10.1038/35048558 (doi:10.1038/35048558) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

84. Pagel M.D., May R.M., Collie A.R. 1991. Экологические аспекты географического распространения и разнообразия видов млекопитающих. Являюсь. Нац. 137, 791–815 10.1086/285194 (doi:10.1086/285194) [CrossRef] [Google Scholar]

85. Розенцвейг М.Л. 1995. Видовое разнообразие в пространстве и времени. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета [Google Scholar]

86. Дэвис Т.Дж., Первис А., Гиттлман Дж.Л. 2009. Четвертичное изменение климата и географические ареалы млекопитающих. Являюсь. Нац. 174, 297–307 10.1086/603614 (doi:10.1086/603614) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

87. Stevens G.C. 1989. Широтный градиент в географическом ареале — как так много видов сосуществуют в тропиках. Являюсь. Нац. 133, 240–256 10.1086/284913 (doi:10.1086/284913) [CrossRef] [Google Scholar]

Мол. Экол. 18, 572–592 10.1111/j.1365-294X.2008.04001.x (doi:10.1111/j.1365-294X.2008.04001.x) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

89. Webb C. O. 2000. Изучение филогенетической структуры экологических сообществ: пример деревьев тропических лесов. Являюсь. Нац. 156, 145–155 10.1086/303378 (doi:10.1086/303378) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

90. McGill BJ 2010. На пути к объединению единых теорий биоразнообразия. Экол. лат. 13, 627–642 10.1111/j.1461-0248.2010.01449.x (doi:10.1111/j.1461-0248.2010.01449.x) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

91. Mace G.M., et al. 2005. Биоразнообразие. Экосистемы и благополучие человека, т. 1, с. 1 (ред. Хассан Р., Скоулз Р., Эш Н.), стр. 53–98. Вашингтон, округ Колумбия: Оценка экосистемы тысячелетия [Google Scholar]

92. Cardillo M., Mace G. M., Gittleman J. L., Jones K. E., Bielby Дж., Первис А. 2008. Предсказуемость вымирания: биологические и внешние корреляты упадка млекопитающих. проц. Р. Соц. B 275, 1441–1448 10.1098/rspb.2008.0179 (doi:10.1098/rspb.2008.0179) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

93. Purvis A. 2008. Филогенетические подходы к изучению вымирания. Анну. Преподобный Экол. Эвол. Syst., 301–319 10.1146/annurev.ecolsys. 063008.102010 (doi:10.1146/annurev.ecolsys.063008.102010) [CrossRef] [Google Scholar]

изменение риска у млекопитающих мира. проц. Р. Соц. B 277, 2435–2441 10.1098/rspb.2010.0030 (doi:10.1098/rspb.2010.0030) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

95. Fritz S.A., Purvis A. 2010. Избирательность в отношении риска исчезновения млекопитающих и типов угроз: новая мера силы филогенетического сигнала в бинарных признаках. Консерв. биол. 24, 1042–1051 10.1111/j.1523-1739.2010.01455.x (doi:10.1111/j.1523-1739.2010.01455.x) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

96. Purvis A., Cardillo М., Греньер Р., Коллен Б. 2005. Корреляты риска исчезновения: филогения, биология, угроза и масштаб. В «Филогении и сохранении» (ред. Первис А., Брукс Т.М., Гиттлман Дж. Л.), стр. 29.5–316 Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета [Google Scholar]

97. Терви С. Т. 2009. Вымирание в голоцене. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета [Google Scholar]

98. Балмфорд А. 1996. Фильтры вымирания и текущая устойчивость: значение давления отбора в прошлом для биологии сохранения. Тенденции Экол. Эвол. 11, 193–196 10.1016/0169-5347(96)10026-4 (doi:10.1016/0169-5347(96)10026-4) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

99. IUCN 2006. IUCN red список исчезающих видов. Гланд, Швейцария: IUCN [Google Scholar] 9.0005

100. Коллен Б., Ло Дж., Холбрук С., Макрей Л., Амин Р., Бэйли Дж. Э. М. 2009. Мониторинг изменения численности позвоночных: индекс живой планеты. Консерв. биол. 23, 317–327 10.1111/j.1523-1739.2008.01117.x (doi:10.1111/j.1523-1739.2008.01117.x) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

101. Jones K.H., Mickleburg , Уолш А. Л. 2009. Глобальный обзор сохранения островных летучих мышей: важность, проблемы и возможности. У островных летучих мышей: экология, эволюция и сохранение (редакторы Флеминг Т.Х., Рэйси П.А.). Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press [Google Scholar]

102. Майерс Н., Миттермайер Р. А., Миттермайер К. Г., да Фонсека Г. А. Б., Кент Дж. 2000. Горячие точки биоразнообразия для приоритетов сохранения. Nature 403, 853–858 10.1038/35002501 (doi:10.1038/35002501) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

103. Roberts C.M., et al. 2002. Горячие точки морского биоразнообразия и приоритеты сохранения тропических рифов. Science 295, 1280–1284 10.1126/science.1067728 (doi:10.1126/science.1067728) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

104. Forest F., et al. 2007. Сохранение эволюционного потенциала флор в очагах биоразнообразия. Nature 445, 757–760 10.1038/nature05587 (doi:10.1038/nature05587) [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

105. Пирсон Р. Г., Доусон Т. П. 2003. Прогнозирование воздействия изменения климата на распространение видов: полезны ли модели биоклиматической оболочки? Глобальная экол. Биогеогр. 12, 361–371 10.1046/j.1466-822X.2003.00042.x (doi:10.1046/j.1466-822X.2003.00042.x) [CrossRef] [Google Scholar]

106. Zimmermann N. E., Edwards C. H., , Пирман П. Б., Свеннинг Дж. 2010. Новые тенденции в моделировании распространения видов. Экография 33, 985–989 10.1111/j.1600-0587.2010.06953.x (doi:10.1111/j.1600-0587.2010.06953.x) [CrossRef] [Google Scholar]

107. Cardillo M., Mace G.M., Gittleman J.L., Purvis A. 2006. Скрытый риск исчезновения и будущие поля битвы за сохранение млекопитающих. проц. Натл акад. науч. USA 103, 4157–4161 10.1073/pnas.0510541103 (doi:10.1073/pnas.0510541103) [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

108. Wilson D.E., Reeder D.M. мир. Таксономический и географический справочник. Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press [Google Scholar]

109. Вудс С. Н. 2006. Обобщенные аддитивные модели: введение с Р. Тексты в статистическую науку. Бока-Ратон, Флорида: Chapman & Hall/CRC [Google Scholar]

110. Коллен Б., Первис А., Гиттлман Дж. Л. 2004. Биологические корреляты даты описания хищников и приматов. Глобальная экол. Биогеогр. 13, 459–467 10.1111/j.1466-822X.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *