Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие. С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.
Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.
На Руси было популярно народное зодчество.
Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.
Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом “гардероба” каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты! Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.
Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом.
Известны еще названия куколок “Веснянка”, “Утешница”, “Пеленашка” и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.
Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса. Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства.
Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы. Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.
Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 – 700 градусов.
Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, – краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.
Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения. Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.
Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров. Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.
Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться. Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой. Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков.
Русская земля славилась народными промыслами. В каждом населенном пункте можно было найти мастеров своего дела: кузнецов, гончаров, портных. Секреты ремесла передавались из поколения в поколение. Детям с раннего детства прививались навыки рукоделия. Девочки осваивали вышивку, вязание, пошив одежды. Мальчики осваивали резьбу по дереву, плетение лаптей.
Гончарное дело было полезным и прибыльным ремеслом. Основная посуда производилась из глины. Наряду с посудой гончары лепили всевозможные глиняные игрушки. Затем изготовлением глиняных игрушек выделилось в отдельное ремесло. Им занимались целыми семьями. В XIX веке в Дымковской слободе было около 40 семей игрушечников.
До сих пор известны несколько традиций глиняных игрушек: дымковская, абашевская, каргопольская, филимоновская. Каждая из традиций имеет свои отличительные черты по форме, цвету и орнаменту.
Для дымковской игрушки характерны пышные оборки на юбках барышень или на хвостах птиц. В орнаменте преобладают геометрические узоры. Красный, желтый, голубой, синий, зеленый – основные цвета росписи игрушек.
Филимоновские игрушки – это в основном свистульки. Среди фигурок много всадников на лошадях с длинными шеями, всевозможных вариаций птиц. Отличительная особенность – геометрический орнамент в основном малинового цвета, также желтого, синего, зеленого. Характерный элемент узора – полоска.
Глиняные поделки приобрели популярность в России. Чаще использовались для декорации интерьера, чем для детских игр. Фигуркам придавали значение талисмана. Считалось, что птица приносит счастье, лошадь – богатый урожай, медвежата с бочонком полным меда символизируют добро.
Знакомство с дымковской игрушкой лучше всего начать с простой фигурки домашнего животного козлика, лошадки или барашка. Мастер-класс по созданию русской народной поделки с пошаговой инструкцией, поможет новичку самостоятельно смастерить симпатичного барашка.
Для творческих занятий с детьми вместо глины можно использовать пластилин. Замена глины на пластилин упростит и ускорит процесс.
Фигурка барашка состоит из нескольких деталей:
Туловище лепят из одного куска пластилина немного меньше размера кулака. Сначала скатывают шар между ладонями. Затем его раскатывают в недлинный валик.
Голову и шею лепят из одной заготовки, которая тоньше с одного конца. Деталь сгибают, так что узкий конец образует голову фигурки.
Ноги изготавливают из более тонких валиков. Раскатывают две длинных детали. Посередине их разрезают стеком под углом. Это делают для удобства соединения заготовок ног с туловищем.
В заключении, остается вылепить мелкие детали: уши, челка, хвост и рога барашка. Уши поделки лепят из 2 небольших шариков пластилина. Пальцами их сплющивают и получается 2 лепешки. Каждую лепешку заворачиваю в воронку.
Челку делают из двух тонких «колбасок», которые соединяют в короткую косичку. Хвост короткий. Его просто скатать из маленького валика и заострить конец. Рога длинные. Необходимо раскатать два длинных валика средней толщины.
Заключительный этап – соединение деталей. Сначала соединяют ноги и туловище. Затем все детали головы: уши, челка, рога. Примазывают шею с головой к туловищу. Не забыть хвост.
После завершения лепки фигурки приступают к окраске. Первый этап – грунтовка водоэмульсионной краской белого цвета. Наносят несколько слоев. Расписывают фигурку в дымковских традициях гуашью или акриловыми красками.
Основной элемент орнамента – это симметричные круги разного диаметра. Желтый, красный, синий отличный выбор цветов для росписи барашка. Уши, челку и хвост красят в черный цвет. Этим же цветом рисуют глаза, нос и копыта. Рога покрывают желтой краской.
Самые распространенные славянские поделки – это куклы-обереги. В них выражаются языческие верования древних славян в силу амулетов и оберегов от злых духов. Каждый вид куклы наделялся определенной специализацией. Одни куклы «отвечали» за счастье, другие оберегали благополучие в семье, третьи – помогали осуществить желания.
Берегиню изготовляли из ткани поношенной одежды. Считалось, что такой материал увеличивает силу оберега. Характерная особенность куклы-защитницы в том, что она безликая. Отсутствие лица делает куклу неодушевленным предметом, не обладающим духом, а значит безвредным для ее хозяйки.
Тряпичная кукла имела простое строение. Чаще всего ей придавали женские формы, наряжали в длинные платья, заплетали косы.
Несложно изготовить народную тряпичная куклу-закрутку вместе с детьми начальной школы. Предварительно необходимо приготовить материалы:
Сначала вырезают заготовки. Из каждого вида ткани вырезают по 1 детали размером 20х20 см и еще 1 квадрат из цветной ткани 15х15 см для платка.
Затем делают голову куклы. В центр квадрата из белой ткани помещают вату. Обвязывают ниткой так, чтобы получился небольшой шар.Из двух противоположных углов ткани создают руки. Нужно подвернуть уголки и завязать нитками.
Одеваем куклу в сарафан. Цветную большую заготовку сворачивают вдвое и оборачивают ею куклу под руками. Плотно завязывают нитками. Из тесьмы можно повязать красочный пояс.
На голову повязывают платок из цветного квадрата меньшего размера. Закрепляют его ниткой на уровне шеи куклы.
Можно сделать игровую куклу и нарисовать лицо. Но без него поделка больше будет походить на берегиню.
Кукла будет более нарядная, если сарафан и платок выполнить из тканей с разными принтами или контрастных цветов.
Выполнить матрешки в технике аппликации из подготовленных деталей под силу младшим дошкольникам. Более старшие дети могут самостоятельно сделать заготовки по готовым шаблонам.
Потребуются простые инструменты:
Материалами для аппликации могут быть узорчатая ткать, фетр, цветная бумага или фантики от конфет. Для основы используют картон или фетр (если это основной материал аппликации). Шаблоны рисуют самостоятельно или берут из интернета.
Основные детали матрешки: основа, платок, фартук, лицо.
Основу вырезают по шаблону. На нее наклеивают цветной платок. Сверху наклеивают круг из белой бумаги. На нем рисуют лицо. Ниже приклеивают деталь фартука. Его можно украсить вырезанными кружками из цветной бумаги или фантиков.
Сюжеты русских народны сказок дают настоящий простор для творчества. С дошкольниками можно сделать своими руками интересную поделку на тему русской народной сказки царевна-лягушка из простого бумажного стаканчика и цветной бумаги. Потребуется также клей, гуашь, кисточка, ножницы, фломастеры.
Сначала покрасить бумажный стаканчик в зеленый цвет.
Глаза лягушки. Парные круги разного диаметра вырезают из цветной бумаги. Самые большие зеленые примерно 2,5-3 см, белые поменьше и еще меньше черные. Соединяем при помощи клея. При желании рисуют ресницы.
Заготовки для лап вырезают из зеленой бумаги. Фломастерами символически прорисовывают пальцы. Корону и стрелу вырезают из желтой, а рот из красной цветной бумаги.
Все элементы приклеивают на зеленый стаканчик.
Более полной композиция будет смотреться, если лягушку посадить на лист кувшинки. Его вырезают из зеленой бумаги другого оттенка.
Изготовление народной поделки знакомит детей с традициями народных промыслов и наследием русской культуры, помогает развивать эстетический вкус и творческие навыки.
Древнейшим народным ремеслом на Руси было кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные лопаты, косы, серпы, ножи, пилы, весла) и оружие (мечи, соболи, наконечники стрел, кольчуги и шлемы).
Самостоятельным занятием было «золотоделье», т.е. ювелирное дело. Мастера изготовляли искусные украшения – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (старинные серьги и ожерелья). Ювелирные изделия выполнены в технике зернь (изделие напаивалось на узор, состоящий из большого количества бусин) и филигрань (на металлическую поверхность тонкой проволокой напаивался узор, затем пространство между перегородчатыми перегородками заполнялось цветной эмалью). ). Таким образом, они производили ценные украшения, выполненные в технике витиеватой мозаики, типичные русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.
Гончарное дело стало полноценным бизнесом чуть позже кузнечного дела. Лишь в XI веке был изобретен гончарный круг. Наряду с различной домашней утварью русские гончары того времени изготавливали кирпичи.
Дохристианская Русь уже владела лепкой и чеканкой, керамикой и вышивкой, владела тонким искусством эмали. Киевские мастера владели резьбой по кости, чернью, гравировкой по металлу, орнаментальными изразцами, изделиями из стекла.
Но Русь была искуснее в деревообработке. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки и домашняя утварь щедро украшались резьбой, формировавшей их внешний вид.
Испокон веков Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Были даже созданы разные школы и различные направления этих народных промыслов, а именно:
Гжель – фарфоровая посуда со стильной синей росписью на белом фоне. Название его произошло от местности под Москвой. Керамика существовала здесь еще в XIV веке. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.
Жостовская цветочная роспись (по названию подмосковной деревни) – декоративная роспись маслом на металлических подносах с последующим лакированием: на черном фоне нарисованы яркие цветы и фрукты.
Палехская миниатюрная роспись (по названию райцентра Ивановской области) — роспись, нанесенная на лакированные изделия, выполненные методом папье-маше.
Древняя техника рисования передается из поколения в поколение.
Хохломская роспись – ручная роспись по дереву. Этому ремеслу более 300 лет. Тарелки, солонка, стулья, полки расписаны диковинными, огненно-алыми цветами. Их ноу-хау заключается в том, что они два-три раза покрываются лаком, а затем закаляются в печах. В результате лак желтеет, а деревянные расписные тарелки становятся похожи на драгоценную позолоченную посуду.
Лубок, лубок – русская народная картинка, выполненная методом оттиска на бумаге, нанесенного деревянной клише. Продаваемый на ярмарках еще в XVII веке и вплоть до начала XX века, этот лубок считался одним из самых массовых искусств Руси. Тематика лубков была самой разнообразной: от религиозно-нравственных из народного эпоса и сказок до историко-медицинских, обычно сопровождавшихся назидательными или шутливыми текстами, повествующими об обычаях и быте того времени, составлявших народная мудрость и юмор.
Тульский можно встретить в любом уголке России и далеко за ее пределами. Известно, что самовар в Туле появился еще в 1778 году. Всего насчитывается около 200 видов самоваров. Кстати, в Туле есть музей самоваров. Но главным русским сувениром считается русская матрешка – матрешка, полая ярко раскрашенная деревянная кукла, из которой одну за другой можно доставать такие же куклы, одна меньше другой.
Некоторые виды русского рукоделия хорошо известны во всем мире, а другие неизвестны за пределами России. Все знают о знаменитой матрешке, или русской матрешке. Все меньше людей связывают с русским народным творчеством причудливое кружево, ручную роспись фарфора, изделия из дерева или украшения из эмали.
Ниже мы приводим описания и примеры некоторых из самых любимых ремесел в России.
Те, кто интересуется русским рукоделием, также могут заглянуть в Украинское народное творчество.
Стиль русской керамики. Гжель получила свое название от деревни (в Московской области), где гончарные изделия производились с 14 века. Характерный синий цвет на белой (глазурованной оловом) поверхности возник в 1830-х годах. Сегодня около тридцати деревень к юго-востоку от Москвы производят уникальные русские изделия ручной работы, доставляя их по стране и за границу.
Палех – небольшие картины (часто на русские сказки или литературные произведения), выполненные темперными красками на лакированных коробках или футлярах из папье-маше.
Жостовская роспись – это традиционное русское народное искусство, в котором металлические подносы расписаны прекрасным растительным орнаментом. Поделка до сих пор производится в селе Жостово (Московская область).
Вологодское кружево XVII века изначально ткали из золота и серебра для одежды дворянства и церковной иерархии. Сегодня вологодское кружево завоевало мировую известность благодаря богатому декоративному узору и плавным линиям.
Лепные расписные фигурки из глины, иногда в виде свистульки. Русский ремесленничество до сих пор производится, по традиции, в селе Дымково (близ Кирова).
Традиционный промысел Тульской области, самовар изначально производился как практичный прибор – для кипячения воды, заваривания чая и кофе. Сегодня, хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.
Известные своими красочными узорами красного и золотого цветов, хохлома представляет собой расписные декоративные блюда, ложки и миски. Само название происходит от названия населенного пункта, где зародилось ремесло (в Нижегородской области), еще в XVII веке.
Матрешка, пожалуй, самая узнаваемая ручная работа в России.