Главная → Матрешка и типы росписи
Художник С. Малютин расписал всех в виде розовощёких девочек-крестьянок в сарафанах с передниками и цветастыми платками на голове.
Возможно, никто бы и не узнал обо мне, Матрёшке, если бы не Всемирная выставка в Париже в 1900 году, где я очаровала всех мастерством росписи.
Что в ней особенного?
Это кропотливая ручная работа, превращающая деревянную заготовку в произведение искусства.
Мастер, используя гуашь, акварель, темперу, акриловые или анилиновые краски, расписывает фигурку в авторской или традиционной для его местности манере.
Моя роспись носит название загорская, или сергиев-посадская матрешка.
Загорской росписи характерно изображение таких элементов национального костюма, как сарафан с передником в цветочек и платок, повязанный узлом.
Художники часто изображают меня, держащей в руках петуха, букет цветов или лукошко с ягодами. Так они передают элементы быта крестьян.
У меня есть младшие сёстры из других уголков России: Семёнова, Полхов-Майдана, Вятки и др.
Их роспись отличается от моей.
Хотите узнать, какая она, семёновская матрёшка?
Её изображают в виде сельчанки с опущенными вдоль тела руками.
Основное внимание уделяется росписи фартука крупными фантазийными цветами, которые издавна символизируют здоровье и успех, а также окантовке платка.
Цветочная роспись семеновских матрешек напоминает мне «травный» орнамент Древней Руси.
Если контуры моей росписи предварительно наносятся горячей иглой, то семёновскую матрёшку пишут сразу кистью, чтобы анилиновые краски смотрелись сочнее. Лицо рисуют на не закрашенном дереве, глаза обозначают полудугами, румянец на щеках ; красными кругами.
И обязательно покрывают лаком.
Как узнать полхов-майданскую матрёшку?
Обратите внимание на её глаза и волосы.
Если они прорисованы детально, то перед вами именно она, деревянная красавица. Полхов-майданская матрёшка представляет собой крестьянский примитив, написанный анилиновыми красками по чёрному контуру. Его наносят первым с помощью туши. Матрёшку одевают в юбку, передник и броский платок. Руки не пишут, чтобы не отвлекать внимания от многолепесткового цветка шиповника с бутонами, который украшает передник.
Матрёшки, чьи фотографии вы увидите на сайте, написаны при помощи разных техник.
Рассказать про основные?
Техника одного мазка (One Stroke): художник берёт на кисть краску сразу нескольких цветов для создания объёмной росписи.
Это достаточно сложная техника, поэтому, чтобы добиться похожего эффекта, вместо неё часто применяют лессировку. Иными словами, поверх одного слоя наносят другой, с помощью полупрозрачной краски более светлого оттенка.
«Цветы с наводкой» – самая самобытная разновидность росписи, когда рисунок наводится тушью, и лишь потом пространство внутри контура «заливается» красками.
«Цветы без наводки» – роспись, когда стебли, листья, ягоды, цветы пишутся свободно без нанесения контура. Специальным приспособлением из капроновой ткани выполняется «пестрение» рябенькие рисунки из чёрных точек, спиралек, линейных мазков.
Пускай матрёшки пишутся каждая в своём стиле и с применением разных техник, но все символизируют одно и то же.
А именно: русскую красавицу, хранительницу семейного очага, продолжательницу рода.
Как бы я хотела, чтобы, листая страницы сайта, вы почувствовали всю прелесть русской души.
Чтобы матрёшка стала для вас отныне не просто сувениром, а оригинальным воплощением художественного таланта народных мастеров.
Искренне ваша,
Матрешка.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Сегодня мы будем расписывать комплект матрешек под кодовым названием “Чайку?”Нам понадобятся: деревянная заготовка (5 мест), клей ПВА, вода, акварель, темпера ПВА, золотой акрил, белая перламутровая гуашь, золотая гуашь, золотая гелевая ручка,кисти беличьи, кисти колонковые, чистая тряпочка, тряпочка для вытирания кистей, штыри для росписи (по возможности), лак ПФ.
Внимание! Эта статья является авторской и принадлежит администрации сайта zen-designer, поэтому копирование ее, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!
Для начала нам нужно подготовить формы. Для этого напильником сглаживаем места соединения формы, чтобы одна часть не выступала над другой (если присутствует такой дефект, формы не всегда хорошо выточены). Если есть дырки или сучки на формах – шпаклюем шпаклевкой по дереву.
Затем тщательно зачищаем мелкой наждачкой каждую форму. Бывает так, что формы не плотно приходятся друг к другу, спасет положение клей ПВА, просто капните несколько капель на место соединения формы и дождитесь высыхания, если получилось туго, то лишнее можно срезать.
Теперь формы нужно прогрунтовать. Нужно это для того, чтобы акварель не так сильно растекалась по дереву. Грунтуем ПВА разведенным с водой примерно в такой пропорции:
После того как формы подсохнут, наносим карандашный рисунок будущей матрешки. Карандаш с дерева вполне хорошо стирается ластиком. Если уже не получается ластиком, то в ход идет мелкая наждачка.
После того, как рисунок нанесен, приступаем к покраске. Для фона платков я смешала довольно жидко оранжевую акварель с золотой гуашью, для придания блеска. Быстро и аккуратно наносим краску по рисунку, потому как акварель быстро впитывается, и могут остаться некрасивые разводы. Наносим в один слой.
Красим дальше. Для рубашки я смешала белую перламутровую гуашь и голубую акварель в более густой пропорции и нанесла ее в несколько слоев.
Теперь нужно добавить объема на рукавах и подоле рубашки. проходимся голубой акварелью в тенях, выделяя складки. Затем лиссеровкой выделяем белилами светлые места.
С рубашкой покончили. Далее красим подол сарафана. Т. к. сарафан я задумала сделать черным, то подол будет отделан золотом. За одно с отделкой красим и самовар. Так же более темным цветом выделяем складки на платке. Я это делаю плоской беличьей кистью, один край которой окунут в краску.
Пришло время сарафана. Красим его черной темперой.
Не забываем покрасить более темным цветом внутреннюю часть складок на платке.
И так, переходим к лицам. Самая ответственная часть. Лица я пишу по сырому дереву акварелью. Как по сырой бумаге. Для начала светлой охрой намечаем темные части лица. Затем темной охрой углубляем тени. Все по сырому дереву. Затем коричневой прохожу самые темные места. Так же поступаем и с руками. Чем лучше прописаны лица и руки, тем выгоднее смотрится матрешка.
После нанесения теней, высветляем светлые участки лица. Белой темперой, очень жидко и опять же по сырому дереву. Не забываем про руки.
Теперь рисуем глаза, губы и брови. Глаза – темпера смешанная с акварелью. Губы – акварель, сверху жидко белая темпера. Так же обводим четче контур лица. Коричневой акварелью прорисовываем пальцы на руках.
Декорируем рубашку. Голубой акварелью рисуем цветочки и точки. Белой темперой обводим рукава, чтобы выделить их на темном фоне.
Затем красим остальные предметы чайные предметы и декорируем их. Самовару добавляем деталей.Чайник и чашку расписываем под гжель. Баранку делаем с маком. У самой маленькой в руках ничего не делаем (по желанию и остроте зрения). Она у нас радуется – “Вах, вах, вах, чай будем пить, чай будем пить”.
С чайным набором почти закончили, позже вернемся к самовару. Продолжим с сарафаном. Золотой гуашью намечаю складки на сарафане.
Теперь декорируем платок. Для орнамента я мешала белую и желтую темперу для получения такого бледненького желтого цвета. Орнамент я рисую сразу, без карандашного рисунка. Вы можете предварительно наносить легкий карандашный рисунок.
После того как нарисовали орнамент желтым, пустые части закрашиваем аккуратно красной акварелью, чтобы через нее просвечивал блестящий фон платка.
Оставим пока платок и вернемся к сарафану. Берем золотую гелевую ручку и наносим на него орнамент.
Теперь берем белую темперу и завершаем орнамент на платке. Делаем окантовку платка белыми точками.Так же белыми точками декорируем подол сарафана. А-ля жемчуг.
Так же белой темперой ставим блики на глазах, носу, губах, подбородке. Не забываем про руки. Затем черным красим ободок, декорируем его гелевой ручкой. Рисуем волосы.
Самая маленькая.
Делаем блики белой темперой на самоваре.
Все, наша матрешка практически готова. Осталось ее покрыть лаком. Я использую лак ПФ-157 или ПФ-283. Для лакировки я использую деревянную планку с вбитыми в нее гвоздями – удобно лакироваь, удобно ставить на антресоли где я их сушу. Маленькие лакирую на штырях.
Наливаем лак из банки в небольшую емкость с крышкой и добавляем скипидар в пропорции 1 часть скипидара на 2 части лака, если лак слишком густой. Я использую исключительно скипидар. Уайт-спирит – это нефтепродукт и почти что бензин, потому его не использую, а также вам тоже рекомендую не использовать, ведь это почти то же самое, что использовать в качестве растворителя бензин. Другие растворители, а также растворители для нитро-лака (№646, №647 или им подобные) использовать нельзя категорически.
Первые два слоя уйдут в дерево. В среднем нужно где то слоев пять, чтобы матрешки были аки у кота… хм.. глаза.После третьего или четвертого слоя при необходимости обработать мелкой наждачкой. Потому как лак вздирает волокна дерева. Ну или пыль может попасть. Пыль и ворсинки можно вынуть из еще сырого лака иглой.
Лакировка закончена и вуаля – наши матрешки красавицы готовы!
Внимание! Эта статья является авторской и принадлежит администрации сайта zen-designer, поэтому копирование ее, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!
P.S. Последовательность покраски не имеет значения. Главное, чтобы вам было удобно. Забыла написать в начале – большие матрешки я расписываю держа их в чистой тряпке, потому как мне не удобно большие на штырях расписывать. Если нет возможности выточить штыри из дерева, то можно обойтись заточенными гвоздями воткнутыми в пробки от пластиковых бутылок.
Тэг: Изобразительное искусство
I. ЗАРОЖДЕНИЕ ИГРУШЕЧНОГО ПРОМЫСЛА НА СЕМЕНОВСКОЙ ЗЕМЛЕ
II. СВЯЗЬ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ ЯПОНИИ И РОССИИ
III. МЕРИНОВСКАЯ МАТРЕШКА
IV. СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА
V. САМАЯ БОЛЬШАЯ МАТРЕШКА
I. ЗАРОЖДЕНИЕ ИГРУШЕЧНОГО ПРОМЫСЛА НА СЕМЕНОВСКОЙ ЗЕМЛЕ
Нижегородское Поволжье с 18 века было одним из центров деревообработки в России. Развиты были практически все кустарные промыслы: дужный, тележный, сундучный, кухонной утвари, ложкарный, прялочных донец и веретен. Задействовано было всё природное богатство региона. Естественно, что имел место и игрушечный промысел. Развитию всех видов деревообработки способствовало наличие богатой речной транспортной системы и Нижегородской ярмарки.
К концу 19-го века естественным образом в Семеновском уезде сложились два центра игрушечного производства: Федосеевский, где изготовлялась преимущественно топорная игрушка, и по берегам реки Керженец от села Покровское до села Хахалы, токарное производство. Большинство ложкарей и посудников этих деревень переходит в игрушечники. А деревня Мериново становится одним из центров выделки деревянной токарной игрушки.
Круг изделий кустарей деревни Мериново был очень широк: самовары, гири, копилки, грибы, погремушки, бочата, поставки, различные бирюльки. Художественное оформление игрушки было очень примитивно. Использовались обычно не более двух-трех цветов: желтый, красный и черный. Зачастую использовался и метод простого покрытия морилкой.
Новая изящная, праздничная игрушка стала производиться в Мериново в советское время. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что в 1922 году появилась здесь русская красавица – матрешка. Её обязательно нужно было одеть в нарядную одежду, выделить среди остальных игрушек. Местным кустарям полюбилась новая игрушка. С этого момента происходит становление нового, второго после Сергиев-Посада, центра матрешечного производства в России. Именно из Меринова матрешка пришла в Семенов, откуда и началось её путешествие по всему миру, принесшее известность и ей, и Семенову, и всей России.
II. СВЯЗЬ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ ЯПОНИИ И РОССИИ
Матрешка давно стала национальным символом России. Как и у любого другого символа у неё есть свои загадки и легенды. Само рождение её – то ли быль, то ли легенда. Одно сейчас не оспаривается: это то, что у нашей русской красавицы есть много общего с японской деревянной игрушкой. Пожалуй, нигде так не распространены различные деревянные игрушки с росписью как в Японии и России. Взаимообогащение, уважение традиций обеих стран, достаточно близкие духовность и схожесть приемов обработки древесины позволяют говорить в том числе и о японских корнях русской матрешки.
Информация с многочисленных сайтов в интернете, в различных опубликованных отдельных статьях и книгах расскажет Вам о месте появления Матрешки, о людях, выточивших и расписавших её, о её прообразах и истории её имени. Безусловно, вся эта информация верна в определенной степени. Но только ли японский бог Фукурокудзю был праотцом нашей Матрешки?
Вот что писал известный русский писатель М.М.Пришвин в своем автобиографическом романе «Кащеева цепь» (книга 1 «Курымушка»): «…Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца: кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, — раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зеленое, и под самый конец выскочит почему-то всегда желтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше…».
Как близко и по духовному наполнению, и по заложенному глубинному смыслу, и по технике исполнения замысла токаря-художника это описание и Матрешке, и фигурке японского бога Фукурокудзю.
Как выточенные пасхальные яйца вкладывались одно в другое, так и фигурки японских богов счастья, мудрости и изобилия были одна в другой.
Японская культура всегда была интересна в России. Русская культура в народном ремесленничестве богато отображалась в игрушечном промысле. И нет ничего удивительного, что они переплелись, дали благодатную почву для рождения национальных символов наших стран. Мало кто не знает японскую куклу Кокэси, мало кто не знает русскую куклу Матрешку.
Мы ни подтверждаем, ни опровергаем историю рождения Матрешки. Мы только хотим ещё раз сказать о том, что Матрешка – это и загадка, и легенда, и воплощение народной мудрости, и образ семьи и материнства. А история её жизни требует уважения, изучения и учит бережному отношению к нашим традициям.
III. МЕРИНОВСКАЯ МАТРЕШКА
Мало кто сегодня помнит, но именно мериновская матрешка дала жизнь матрешке семеновской. Зачастую приходится слышать, что это либо одна и та же матрешка, либо семеновская есть продолжение и развитие мериновской. Оба этих мнения не соответствуют действительности. И виды росписи: мериновская и семеновская – различные виды, хоть в чем-то и схожие.
В 1922 году местный житель, токарных дел мастер Арсентий Федорович Майоров привез с Нижегородской ярмарки сергиев-посадскую матрешку. Выточил по образцу и первую сам расписал анилиновыми красками по крахмальной грунтовке. Затем научил и дочерей Зинаиду и Елизавету. От них новая игрушка шагнула в деревню, стали её производить многие жители. Так и выработался свой, мериновский стиль письма, основанный на традициях производства токарной расписной игрушки.
В коллекциях Сергиев-Посадского художественно-педагогического музея игрушки, Нижегородского государственного историко-архитектурного Музея-заповедника представлены лучшие образцы изделий с мериновской росписью.
Вот как описывает мериновскую роспись матрешки в своей статье «Народное искусство» О.Н.Круглова: «Палитра, которой пользуются мериновские мастерицы, кажется необычайно богатой, несмотря на то, что в росписи участвуют два, три, самое большее, четыре цвета. Впечатление богатства достигается чистотой локального цвета и смелостью контрастов, на которых строится роспись мериновской игрушки…. Дети их любят за понятное и близкое для них решение образа.»
Производство в Мериново с середины 30-х годов связано с предприятием. Мериновская матрешка выпускалась сначала в самостоятельной артели игрушечников, а затем, с середины 60-х годов прошлого века, на филиале фабрики.
Так случилось, что с конца 80-х годов матрешка с мериновской росписью перестала выпускаться на предприятии. Получится ли возродить её массовое производство – вопрос времени. Но работа в этом направлении ведется. Огромную помощь в ней оказывают ветераны предприятия: Бабина А.П., Майорова Ф.П., Кочнева Т.С. и другие. В том числе и с их помощью воссозданы образцы мериновской матрешки, начал осуществляться их мелкосерийный выпуск. Конечно, она сегодня скорее коллекционная. Но всё же её уже можно увидеть яркой, новой, нарядной, выполненной в традициях первых нижегородских матрешек из деревни Мериново, что от Семенова в семи километрах.
IV. СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА
Эту красавицу узнал и полюбил без преувеличения весь мир. Её можно встретить на всех континентах. О ней написано множество статей и материалов. Но не поленитесь, прочтите до конца этот материал и, безусловно, узнаете новое для себя в истории семеновской матрешки. Ведь именно на нашем предприятии её разработали, «одели» в нарядные одежды, придали тот законченный вид, который легко узнаваем в любом уголке нашей планеты.
Взяв за основу мериновскую матрешку, в Семенове, в артели имени М.И.Калинина с конца 30-х годов освоили выпуск матрешки. Расписывали их ярко, весело. Каждая художница по-своему решала задачу художественного оформления образа матрешки. От начала до конца к производству матрешки были причастны только два человека: токарь и художник.
Но время требовало более эффективных экономических решений. Перед предприятием стояла задача увеличения выпуска продукции, её унификации с целью повышения производительности труда. Именно в 50-е годы прошлого века путем творческих поисков, новых художественных решений, учитывая богатые традиции росписи по дереву, сочетая и комбинируя различные виды росписи: мериновской, хохломской, федосеевской, вырабатывается свой семеновский стиль письма.
Чтобы матрешка стала узнаваемой сегодня, называемой семеновской матрешкой, трудились на предприятии, можно сказать, создатели такого направления в росписи по дереву, как семеновская роспись: М.Жидкова, З.Мордашова, Ф.Суслова, Т.Молодцова, А.Сыроегина, С.Опарышева, А.Дворянинова и другие.
Семеновская матрешка расписана анилиновыми красками, значительная часть фартука составляет незакрашенное дерево. Роспись фартука самобытна, неповторима. В основном художницы используют три цвета – красный, синий, желтый. Благодаря творчеству и богатой фантазии художниц, каждая матрешка имеет свой характер, свое образное выражение.
V. САМАЯ БОЛЬШАЯ МАТРЕШКА
Возможно, где-то на просторах интернета Вы уже читали о самой большой матрешке, созданной по классической технологии. То есть, выточена она была из липы на токарном станке и расписана вручную в соответствии с традициями. Если да, то это – отсылка на наше предприятие, где в 1970-м году была выточена токарями Безруковым Е.А., Бушуевым И.Г., С.И.Вагиным и расписана художницами Дворяниновой А.Ф., Занозиной А.И., Н.П.Кабановой, Косиковой Т.А., Опарышевой С.И. и Сусловой Ф.А. 72-х кукольная матрешка. Отличается она тем, что, кроме того, что была она высотой 1м, имела диаметр 0,5 метра. То есть её рост соответствовал принятым стандартам.
И сейчас точатся матрешки, имеющие высоту 1 метр и даже более. Но вот по диаметру не удается её не только повторить, но и просто приблизиться к стандарту.
Создавалась эта матрешку к 100-летнему юбилею В.И.Ленина. Но процесс производства был трудоемок, начиная с поиска необходимой липы. Более двухсот километров проделало дерево до предприятия, где его ещё надо было соответствующим образом подготовить для токарей. А выточить все 72 куклы и не испортить заготовки – это высший уровень мастерства токарей. Мало просто создать куколку с толщиной стенок 0,5 мм, необходимо, чтобы они ещё и вошли друг в друга с учетом их покрытия красками и лаком.
Творчество и фантазию проявили и художницы: каждая куколка разная, со своим характером, каждая имеет свой наряд, свой рисунок на фартуке.
Немного не успели к юбилею… Наверное, поэтому и поехала она в Японию, на выставку «Экспо-70». Там и была продана. Следы её теряются.
По воспоминаниям художниц, расписывавших эту красавицу, расставаться с ней было жалко, но все были уверены, что будут созданы ещё такие матрешки, а может и больше по размеру, по количеству куколок, ярче и богаче по росписи – ведь опыт уже был.
Прошло уже 45 с лишним лет, как была изготовлена на предприятии самая большая матрешка. Много о ней написано. Но, если помнят о ней ещё достаточно много людей, то увидеть матрешку полностью мы можем только на уникальных фото, которыми и делимся с Вами.
В Московской области немало известных народных художественных промыслов. Чего только ни изготавливают умельцы Подмосковья: изделия из фарфора и елочные игрушки, расписные подносы и шали с набивным рисунком. О том, где в Подмосковье делают настоящую русскую матрешку и как производят гжельский фарфор, читайте в материале портала mosreg.ru.
Гжельский фарфор
Фабрика по производству фарфора «Гжель»
Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Изделия из Гжели прославили одноименный поселок в Раменском районе на весь мир и дали название целому направлению росписи. Традиционная гжельская роспись − ярко-синие цветы, птицы и живописные орнаменты, рассыпанные по белому полю фарфора. С 11 века местное население занималось гончарным ремеслом, а в середине 18 века началось производство майолики и фаянса.Сегодня производство гжельского фарфора состоит из множества этапов. Сначала изготавливаются гипсовые формы будущих изделий, куда потом заливается жидкий фарфор. Когда фарфоровая масса затвердевает, ее извлекают из формы и дают хорошо просохнуть. Далее мастер зачищает изделие от шероховатостей, выравнивает швы. После этого заготовку отправляют в печь, где ее обжигают 8 часов при температуре 900 градусов. После обжига изделие проверяют на наличие трещин и опускают в раствор фуксина. Далее его покрывают белой глазурью и вручную расписывают. В конце расписанное изделие повторно отправляется в печь на обжиг, но уже более длительный и при температуре 1400 градусов.
Увидеть воочию весь процесс производства можно, посетив Гжельский фарфоровый завод.
Как добраться: Московская область, Раменский район, с. Речицы, ул. Центральная. На автотранспорте 35 км по Егорьевскому шоссе.
Смотрите инфографику о развитии туризма в Московской области>>
Русская матрешка
Матрешки
Источник: РИАМО, Александр Манзюк Немногие знают, но русская матрешка – достаточно молодой народный промысел. Первая матрешка была изготовлена в Сергиевом Посаде только в конце 19 века, а расцвет ее производства пришелся уже на начало 20 века. С тех пор игрушка не просто получила популярность в народе, а превратилась в узнаваемый символ России.Русскую матрешку изготавливают из мягких пород дерева – липы, ольхи или березы. Их срубают ранней весной и сушат в течение нескольких лет. Первой выпиливают самую маленькую неразборную матрешку, далее – вторую побольше, в которую потом войдет первая. Из нее извлекают всю лишнюю древесину. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет создано нужное количество матрешек-вкладышей. Обычно их количество редко превышает 4–5 штук, но встречаются и исключения. Так, русские мастера умудрились изготовить матрешку, в которую помещалось сразу 56 вкладышей.
Посмотреть на все многообразие размеров, форм и цветов русской матрешки можно в Сергиевом Посаде, в знаменитом Музее игрушки, который расположен прямо напротив Троице-Сергиевой лавры. Его экспозиция насчитывает более 30 тысяч игрушек изо всех уголков мира.
Как добраться: Московская область, г. Сергиев Посад, пр-т Красной армии, д. 123. Автотранспортом от Москвы 70 км по Ярославскому шоссе.
Читайте о пяти самых популярных местах Подмосковья у иностранных туристов>>
Жостовский поднос
Продажа жостовских подносов в фирменном магазине при Жостовской фабрике декоративной росписи.
Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Этот промысел зародился в начале 19 века в селах и деревнях Троицкой волости (теперь городской округ Мытищи). Отличительным признаком жостовской росписи является яркий букет цветов на черном фоне. Изначально для изготовления подносов использовалось папье-маше, но уже скоро от этой технологии отказались. Уже тогда между производителями существовала конкуренция, и хрупкие подмосковные подносы из папье-маше проигрывали по прочности металлическим сибирским. Тогда производители быстро переняли технологию у своих коллег, но при этом придали своим изделиям уникальный внешний вид за счет художественной росписи.Жостовская роспись интересна тем, что при ее создании не используются образцы или трафареты. Рисунок на подносе – плод воображения художника. Однако устойчивая традиция предписывает изображать в центре рисунка розы, окруженные другими цветами. Это не обязательное правило, но многие мастера его придерживаются, чтобы подчеркнуть преемственность промысла.
Увидеть все многообразие этих изделий можно в Музее подносов в деревне Жостово на территории городского округа Мытищи.
Как добраться: Московская область, г. о. Мытищи, д. Жостово, ул. Дивная, стр. 15.
Читайте о велотуризме в Подмосковье: правила проката, перевозка и интересные маршруты>>
Стеклянная елочная игрушка
Клинская фабрика елочной игрушки
Источник: Фотобанк Московской области Стекольный завод в Клину был построен еще в 1848 году князем А. С. Меньшиковым. Но производство елочных игрушек из стекла было запущено на нем не сразу. Дело в том, что в 19 веке праздничную елку украшали в основном сладостями, орехами и яблоками. А как самостоятельная отрасль производство елочных игрушек сформировалось в России лишь в первой половине 20 века.Производство стеклянной елочной игрушки включает несколько этапов. Сначала мастер разогревает стеклянную колбу и делит ее на две части. Из этой колбы, которая становится пластичной под действием высокой температуры, формируется овал. Он помещается в специальные тиски, и мастер с помощью трубки раздувает изделие до нужного размера, а также придает ему интересную, и подчас причудливую, форму. Далее заготовки металлизируются в отдельном цеху, после чего окрашиваются. Когда изделие высыхает, художники вручную наносят роспись. Заключительный этап – нанесение на игрушку искристой пыли для придания ей праздничного вида.
Любой желающий может понаблюдать за всеми этапами этого производства, посетив музей «Клинское подворье» в Клину. Помимо самой фабрики (она называется «Елочка»), экскурсанту предложат побывать в 12 выставочных залах, где рассказывается об истории стекольного промысла в районе.
Как добраться: Московская область, г. Клин, ул. Староямская, д. 4. На автомобиле из Москвы – 91 км по Ленинградскому шоссе до памятника «Пушка», съезд направо на ул. Староямскую.
Железнодорожный туризм: как путешествовать на электричках в Подмосковье>>
Павловопосадский платок
Павловопосадская мануфактура
Источник: Министерство культуры Московской области Крестьянское предприятие, из которого впоследствии выросла платочная мануфактура, появилось в Павловском Посаде в 1795 году. Первые шали с набивным рисунком были изготовлены на фабрике в 60-х годах 19 века. Изделия быстро получили широкое распространение, а владелец мануфактуры − звание поставщика великой княгини Александры Петровны.Изначально в процессе производства павловопосадских платков и шалей использовался метод окрашивания с применением деревянных резных форм. Во второй половине 20 века технология изменилась: с того времени краску на ткань наносят с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов, что ускоряет процесс производства.
Сегодня приобрести павлопосадский платок может любой желающий. Например, через интернет-магазин на сайте Павловопосадской платочной мануфактуры.
Как добраться: Московская область, г. Павловский Посад, пр-т Каляева, д. 5, Павловопосадская платочная мануфактура.
Дулевский фарфор
дулевский фарфор
Источник: РИАМО, Анастасия Осипова Предприятие по производству изделий из фарфора и фаянса было основано в городе Ликино-Дулево в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым. На нем в разные годы производились известные на весь мир вазы, чайные и кофейные сервизы, кухонная посуда, бокалы, кружки, сахарницы и другие изделия. Также всегда высоко ценились произведенные в Ликино-Дулеве скульптуры и статуэтки. Отличительная черта дулевского фарфора – богатая роспись, выполненная профессиональными художниками вручную.Предприятие много раз переживало взлеты и падения. В 2012 году фабрика оказалась на грани остановки из-за многомиллионных долгов и уменьшения клиентской базы. Однако проведенная реконструкция и закупка нового оборудования дали заводу новую жизнь. С 2015 года количество произведенной продукции неуклонно растет.
С 2014 года при заводе работает музей фарфора, где выставлены лучшие образцы продукции. Посетителям также предлагается принять участие в профильных мастер-классах и побывать на самом производстве.
Как добраться: Московская область, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, д. 15.
Богородская игрушка
Богородская фабрика художественной резьбы по дереву
Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин Сергиево-Посадский район многие столетия является центром игрушечного дела в России. Немало этой славе поспособствовало село Богородское, где этот промысел стал активно развиваться в 17 веке. Изначально крестьяне изготавливали игрушки сезонно – с поздней осени до ранней весны, а в остальное время занимались сельским хозяйством.Уже на раннем этапе появились такие знаменитые поделки, как «Пастушок», «Львы со львятами», «Кузнецы». Последняя изображает крестьянина и медведя, попеременно наносящих удары молотом по наковальне. Именно она впоследствии стала символом поселка и промысла в целом. С середины 19 века игрушки в Богородском стали производить на регулярной основе, их даже заказывали из-за рубежа.
Богородская фабрика деревянной игрушки выпускает свою продукцию и по сей день. При ней работает музей, в котором выставлены самые редкие и знаменитые поделки.
Как добраться: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Богородское, ул. Слободка, д. 79б.
Читайте о древних монастырях, опасных подземельях и местах киносъемок в Подмосковье>>
Иван Пышечкин
Матрешка – символ России, узнаваемый во всем мире. Она представляет собой деревянную фигурку, полую внутри, раскладывающуюся на две части. В зависимости от региона, кукла имеет несколько внутренних малышек, одну другой меньше. Первая в истории фигурка была создана с 6-ю маленькими аналогами. Её автор – В. Звёздочкин. Родина матрешки – Сергиев Посад (Загорск). Со временем популярность игрушки настолько выросла, что у неё появилось множество «родственниц». Сегодня закупаются деревянные заготовки оптом мастерами из Семёнова, Полховского Майдана, Палеха, Гжели и других регионов России, чтобы разукрашивать их в соответствии с местными традициями.
Матрешка из Семёнова своей популярностью обязана чрезвычайно красочной раскраске. Её особенность – передник с пышным букетом цветов боярышника. Авторы не выделяют ручки, чтобы при созерцании внимание не рассеивалось, а было сконцентрировано именно на росписи. Основные тона – желтый, красный, синий. Традиционно, куколка из Семёнова изготавливается в многоместном варианте, минимум с 15-ю маленькими фигурками.
Красивая, миловидная матрешка из Вятки отличается большими голубыми глазами и застенчивой улыбкой. Это самый северный вариант символа России. У неё красная косынка и красочный, яркий передник с реалистичным изображением флористики – зеленые листья и пышные, красные цветы. Рисунок наносится анилиновыми красками, после чего покрывается масляным лаком.
Очень красивая матрешка в сине-голубых тонах производится в Гжели. Рисунок повторяет традиционную гжельскую роспись. Некоторые фигурки представлены с женским национальным головным убором, другие – с объемными косынками. Но в любом случае, рисунок наносится только синими, голубыми, белыми красками. Они могут быть разных оттенков – от светлых до насыщенных.
Палех предлагает купить сувенир матрешка с неподражаемыми, интересными рисунками. На фигурках изображены девушки, идущие по воду с коромыслами, заснеженные деревушки и бескрайнее русское поле в зимнюю пору. Лицо куколки обрамляют русые волосы, заплетенные в косу. Одежда фигурки – зимняя, на что указывает меховой воротник в области шеи.
Выбрать матрешку-сувенир в наиболее подходящих вариантах рисунка – не проблема. Современные мастера создают поистине потрясающие деревянные игрушки, разрисовывая их в броских и приглушенных, пастельных оттенках.
ООО Анима
Автор: Матвеева Елена Геннадиевна, народный мастер Воронежской области, мастер художественной росписи по дереву.
Технология изготовления воронежской матрешки уникальна своей характерной только для Воронежской области яйцеобразной формой с плоским донцем. В росписи используется все многообразие народных костюмов края, с точностью переданы культура их ношения, цветовое и орнаментальное сочетание.
Исключительная ценность данной технологии заключается в том, что она соединяет в себе традиционные техники росписи с новыми формами и материалами. Отличительной особенностью воронежских матрешек является индивидуальная для каждого экземпляра роспись. Матрешка является не только игрушкой и сувениром, но и яркой иллюстрацией народной вышивки и ткачества в Воронежской губернии.
Техника изготовления деревянной заготовки
Заготовка вытачивается из липы на токарном станке. Липовая чурка зажимается в кулачковый патрон станка и обтачивается до нужного диаметра полукруглым резцом «галтелкой» и резцом-«косяком» доводится до нужной формы.
Многоместные матрёшки начинают точить с самой маленькой, не разъемной фигурки. Последующие разъёмные заготовки вытачиваются, начиная с «головки», в которой после наружной грубой обработки делается внутренняя выборка «перкой» или «крюком». В «головке» так же вытачивается верхняя часть стыковочного «замка». «Головке» придаётся необходимая форма без чистовой обработки, и она отрезается от чурки.
Из оставшейся в патроне части чурки вытачивается нижняя часть матрёшки, в которой делается выборка и нижняя часть «замка», после чего начерно выводится наружная сторона низа матрёшки. Верхняя и нижняя части замка соединяются путем подгонки так, чтобы «головка» наплотно села на нижнюю часть. В соединённом виде матрешка доводится чистовой обработкой до заданной формы и размера.
Технология росписи матрёшки
Для качественной росписи необходимо провести предварительную подготовку поверхности изделия. Сначала шпаклюются мелкие дефекты древесины и после полной просушки зачищаются наждачной шкуркой, потом заготовка насаживается на металлический штырек для грунтовки.
Второй этап подготовки – грунтовка изделия раствором клея ПВА в воде с последующей зачисткой шкуркой № 0, после чего матрёшка одевается окончательно на металлический штырек, с которого снимается только после лакировки.
Необходимо определиться, какого района и села костюм мы будем использовать для росписи матрёшки.
Третий этап — разметка лица и рукавов циркулем и нанесение карандашом контуров платка и прочих элементов задуманного костюма, таких как фартук, нижняя кайма юбки и головной убор под платком.
Далее выполняется собственно роспись. Для этой работы используются водорастворимые краски: акварель, гуашь, в том числе и темперная, акриловая – для выполнения элементов золотного шитья.
Сначала выполняется роспись лица. Если цвет дерева темноват, то необходимо нанести внутри контура фон телесного цвета и только после этого прописать лицо. Для этого сначала отметить точками место для зрачков и нарисовать их. После зрачков прописываются веки, ресницы и брови. Нос отмечается горизонтальной черточкой на уровне кончика. Скобочкой, с загнутыми вверх концами, намечается верхняя губа с мысками на ней. Нижняя губа приписывается к верхней губе.
После лица приступаем к росписи головного убора виднеющегося из-под платка. Как и в случае с лицом, начинаем роспись с нанесения фона, по которому наносятся орнаменты характерные для того населенного пункта, костюм которого мы хотим выполнить.
Затем наносится красный фон платка, по краю которого прописывается узкая полоска орнамента.
Композиционно платок делится на кайму и средник, которые могут быть разделены полоской узкой орнаментальной отбивки. Рисунок может быть ковровым, но обязательно с красивой каймой и с использованием мотивов «барановских» платков.
Роспись платка выполняется поэтапно. По красному фону прописываются все синие элементы орнамента, затем зелёные, жёлтые, чёрные «приписки» и, наконец, белильные «оживки».
Далее переходим к заполнению фоном контуров рукавов и рубахи, после чего наносим орнамент на «полики».
Последовательно прописываем нагрудные украшения, руки, манжеты рукавов или «брыжи», фон передника – «завески» и ленты на нём, а также «поднаряд» по низу передника.
В руки «сувенирной» матрёшки вписываем хлеб-соль на полотенце с орнаментом, кружевным концом и надписью «ВОРОНЕЖ». Если матрешка многоместная, то можно создать образный ряд, давая в руки матрёшкам различные предметы, относящиеся к какой либо одной теме. Например: «Рукодельницы», «Ярмарка» и прочее.
Теперь можно перейти к росписи юбки. Будет ли это «понёва», «андарак», юбка или сарафан, цвет фона зависит от выбранного костюма, от этого же зависит и роспись юбки.
Донце матрёшки покрывается чёрной краской и наносится надпись, говорящая о том к какой местности принадлежит костюм данной матрёшки. На донце так же указывается год производства и подпись автора росписи, так как роспись матрешки выполняется не по образцу, а создается художником заново, в рамках знаний строя народного костюма и правил его ношения. Каждая, созданная таким образом, матрёшка является авторской и никогда не повторяется. Хорошее знание материала даёт возможность бесконечного множества вариантов росписи.
Технология лакирования матрёшки
Лак НЦ-2144 наносится на расписанную матрёшку после полной её просушки.
Для лака используется плоская, мягкая кисть из натурального ворса. Количество слоёв лака – не менее 3-х, дальнейшие слои наносятся по необходимости. Условия пользования, сушки, хранения и техники безопасности, указаны на банке с лаком.
Технологическая карта урока по теме “Роспись по дереву”.
ТемаКласс
Роспись по дереву.
6 класс
Цель
Воспитывать любовь к природе, интерес к народным художественным промыслам, приобщить к искусству.
Систематизировать и обобщить теоретические знания в области технологии, черчения, ИЗО, истории, закрепить практические умения.
Способствовать развитию умения сравнивать и выделять общее, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, развитию самостоятельности.
Способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов, умения планировать свою деятельность, коммуникабельности.
Создать условия для получения практических навыков по разделу роспись.
Сформировать навыки организации рабочих мест
Сформировать умения систематизировать полученные знания
Оборудование
Интерактивная доска, презентация «Роспись по дереву», вырезанные Матрешки, кисточки, гуашь.
Этапы урока
Метапред-метные результаты
1. Орг. момент
Приветствие, проверка готовности к уроку
приветствуют учителя, слушают.
Умение сконцентри-роватьсяна
работу
2. Беседа
Фронтальный опрос
Назовите основные правила выпиливания лобзиком?
Можно ли отнести выпиливание лобзиком к художественной обработке древесины?
Ответы учащихся
3. Знакомство с новым материалом
Работа в группах
Сегодня на уроке мы с вами будем учиться расписывать дерево, но для этого нам надо изучить тему.
1 группа
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).
В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки.
Предполагается, что первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.
Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.
В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, – эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.
Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.
Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.
Рассказ учителем технологии изготовления матрешки
2 группа
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ МАТРЁШКА
Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель, которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства.
В слободах и сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название “троицкой”. По преданию, первую “троицкую” игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие (“потешные возки” с конями, братинки, “красные” ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.
Её условный, лаконичный объем дополнен яркой росписью – кукла изображает широколицую, улыбающуюся девушку в русском крестьянском костюме, которая держит в руках петуха. Все следующие, вложенные одна в другую семь фигурок, решённых в характерных образах крестьянских девочек и мальчика, также одеты в традиционное русское платье. Получился гармоничный, художественно цельный образ семьи с национальными чертами – открытость миру, жизнелюбие и забота о близких. Своё название кукла получила, скорее всего, от распространённого тогда в России имени Матрена, в уменьшительной форме – Мотя, Матреша, Матрёшка.
СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА
Истоки росписи семёновской матрёшки связывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства Арсентий Федорович привёз с Нижегородской ярмарки не раскрашенную куклу-болванку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрёшки она увенчала старинным русским головным убором-кокошником
Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.
С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука.
3 группа
ВЯТСКАЯ МАТРЁШКА
Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать1 соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампом выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком.
Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ – производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла – матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки. Все они щедро украшены сочными орнаментами и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая продавалась на ярмарках.
С начала 1920-х гг. полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель “Красная заря”. В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные приемы местной росписи.
4 группа
Современные авторские матрёшки
В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрёшка, выполненная художником – индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрёшки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрёшки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрёшек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Художественное решение у современных художников более декоративное, чем иллюстративное. Предметы, которые матрёшки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты. Современные матрешки сочетают в себе направления классики и модерна.
По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрёшек.
Первыми среди них могут быть названы матрёшки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрёшка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места.
Существуют матрёшки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова.
Всё большее распространение получают матрёшки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.
Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрёшки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельные мастера из Семёнова используют в росписи матрёшек приёмы традиционной хохломской росписи. Всё чаще можно встретить матрёшки “под Гжель”, матрёшки “под Жостово”, матрёшки “под Палех”.
Совершенно новым явлением в росписи русской матрёшки является так называемая политическая матрёшка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрёшек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер.
Рассказ учителя
В каких спортивных играх использовалась матрешка как символ?
Работают в группе или индивидуально
умение пользоваться полученной ранее информацией
Практическая работа
Индивидуальная работа
Используя технологическую карту расписать матрешку-сувенир нашей школы
Подумайте, какая символика в нашей школе
наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы; отвечают на вопросы
Сова, книга, кисти и краски, палитра и т.д.
умение самостоятельно определять круг учебных задач
умение следить и усваивать практические приёмы работы
Рефлексия
Из какого материала сделана матрешка?
Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему?
С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»?
Назовите самую многоместную матрешку, попавшую в Книгу рекордов.
Кто у матрешки дед?
Чуть больше ста лет
«Мать»
Складывается одна в другую
Дерево
Береза или липа
Токарный станок
72-х местная
японец
умение анализировать результаты труда своего и одноклассников
Выставка творческих работ
индивидуальная
Выставка творческих работ
умение анализировать результаты труда своего и одноклассников
Домашнее задание
Выполнить набросок росписи подставок под горячее на формате А4
1 Инкрустация – (позднелат. incrustatio — букв.покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и цветных камней…
Матрешки, более известные как русские матрешки, легко считаются самыми продаваемыми игрушками и сувенирами в России. Страна производит их более века, первый набор был изготовлен еще в 1890-х годах. После получения бронзовой медали на международной выставке, куклы быстро распространились по всему миру. С тех пор в магазинах по всему миру можно было увидеть бесчисленное количество матрешек.
Эти русские матрешки в основном дарят в качестве подарков, украшений для дома и туристических сувениров. Узоры и узоры варьируются от классических до смешных, первыми из которых были местные русские крестьяне и члены матриархальной семьи. Сегодня матрешки можно украсить по своему вкусу. Некоторые из них не включают изображения людей вместо животных и природы. Некоторые рисуют политиков, героев мультфильмов, изображения на праздничную тему или даже настраивают их для отображения членов своей семьи.
Другие матрешки в продаже – заготовки, которые отлично подойдут для любого семейного мероприятия или школьного проекта. Рисование – отличный способ как для детей, так и для взрослых дать волю, выразить себя и раскрыть свой творческий потенциал. Прежде чем мы займемся тем, как правильно их раскрасить, давайте посмотрим, как они были нарисованы впервые.
Как писали первые матрешки
Хотя процесс создания и росписи матрешек остался неизменным, некоторые части процесса были немного переработаны для ускорения производства в связи с мировым спросом.Первые наборы русских матрешек, скорее всего, были сделаны вручную, поскольку не было машины, которая могла бы сделать такой специализированный продукт. После придания формы куклам и выдалбливания их затем покрывают маслом, чтобы сохранить влагу в древесине и предотвратить растрескивание. После этого в качестве грунтовки наносится крахмалообразное вещество для создания гладкой поверхности под покраску и предотвращения смазывания.
Все матрешки расписаны вручную. Чтобы все куклы были такими же, как если бы они были нарисованы на машине, требуются изысканные навыки и техника.Традиционно матрешки раскрашиваются гуашью, краской, похожей на акварель, которая в высыхании имеет матовый оттенок. Оригинальные крестьянские персонажи в основном использовали красный и желтый цвета, но традиция со временем развивалась, и на деревянных декорациях можно было рисовать различные персонажи и другие цвета. Наконец, когда роспись и сушка были закончены, куклы покрываются лаком для глянцевого покрытия и закрепления краски внутри него.
Пошаговая роспись русской матрешки
Хотя для идеального раскрашивания персонажей и сюжетов необходимо мастерство рисования, это не отменяет того факта, что большинство матрешек продаются в виде пустых полых деревянных блоков для раскрашивания в развлекательных целях.Чтобы начать раскрашивать собственный набор, вам понадобится следующее:Теперь, когда у вас есть все необходимые инструменты и вещи, давайте приступим к раскрашиванию ваших собственных раскрашенных русских матрешек:
Игра в матрешки – это как путешествие на машине времени.Матрешки вызывают воспоминания о тех днях, когда развлечения никогда не вращались вокруг технологий. Раскрашивание собственного набора также может научить тому, почему куклы так ценятся. Их создание требует полного мастерства, терпения и времени. Возможно, после этого занятия вы лучше поймете, что оно символизирует, и сколько работы и усилий нужно сделать, чтобы куклы стали одними из самых уважаемых русских развлекательных произведений в истории.
Наша матрешка известна во всем мире, она стала одним из символов России.Это не только яркая игрушка для детей, но и замечательный сувенир, который можно сделать своими руками и подарить дорогому человеку в качестве сувенира. Для этого нужно купить матрешек и оснастить их клеем ПВА, кистями, красками, грунтовкой, лаком и салфетками для протирания кистей. Прежде чем вы узнаете, когда была сделана первая русская матрешка, вам нужно будет уточнить ее использование.
Этапы работы
Подготовка поверхности
Если это грубо, удалите их наждачной шкуркой.Далее заготовку необходимо загрунтовать белым клеем, разбавленным водой в соотношении примерно 1: 2.
Создание эскиза
Сначала на бумаге следует нарисовать внешний вид куклы с мельчайшими деталями, а затем нарисовать карандашом рисунок на самой форме. Если что-то не получится, карандаш легко стереть обычным ластиком и поправить неудачный фрагмент.
Оформление основной фигуры
Аккуратно нанесите гуашь на нарисованный шарф, сарафан, волосы.Основные линии нанесите маленькими размятыми зубочистками, а затем немного растушуйте.
Разработка мелких деталей
Самая главная задача – раскрашивание лица. Обозначьте желтые участки желтой краской, затем выделите тени более темным оттенком, затем закрасьте самые темные участки коричневым цветом. Светлые места закрашиваем белой краской. Ту же процедуру проделайте руками. Раскрасьте радужную оболочку глаз, затем нанесите ресницы и брови. Для живого вида нанесите несколько капель белой краски на область зрачков с помощью той же зубочистки, раскрасьте сарафан, кокошник, серьги и бусины в технике пятна.
Завершающий этап – покрытие поверхности лаком. Акриловый состав не подойдет – он размазывается краской. Изделие должно хорошо просохнуть, после чего можно нанести еще несколько слоев лака, чтобы поверхность игрушки была более прочной.
Матрешку традиционно покупают иностранные гости, но и россияне не забывают об этом ярком и интересном аксессуаре. Его дарят на любые праздники, дни рождения или просто на память о себе и времени, проведенном вместе.Портретная матрешка на заказ может стать особенно приятным сюрпризом для близкого человека. Эти игрушки всегда были и остаются объектом восхищения и символом широты русской души.
Русские сувениры: Матрешка
Матрешка – популярный подарок. Куклы традиционно изготавливаются из натурального дерева и расписываются вручную. Матрешка – отличный выбор в качестве подарка на день рождения, рождественского подарка или сувенира.
Виды русской матрешки
Вы можете купить матрешку разных размеров и фасонов.В традиционном стиле он выполнен в виде политических деятелей, героев мультфильмов и исторических личностей. Куклы на политическую тематику часто имеют нынешнего президента или лидера страны в качестве самой большой куклы и ее предшественников. Количество кукол и размер самой большой куклы варьируются от набора к набору.
Купить матрешку онлайн
В интернет-магазине вы можете купить кукол-бабушек ручной работы. Праздничные и спортивные матрешки, доступные в разных размерах и дизайнах, от политиков до героев детских мультфильмов, станут незабываемым рождественским подарком.Детям понравятся Матрешки в стиле персонажей из любимых мультфильмов. У них будет интересное времяпрепровождение, а куклы отлично помогут развить моторику у маленьких детей.
Компании предлагают деревянные заготовки кукол оптом и в розницу с возможностью доставки в любой регион России.
Матрешки без росписи или, как их еще называют, куклы-раскраски – отличный вариант для тех, у кого есть тяга к рисованию. Такая деревянная заготовка матрешки не имеет рисунка, а потому позволяет создать собственное небольшое произведение искусства – абсолютно уникальную вещь, наделенную частичкой собственной души.
Матрешка-раскраска может не только понравиться взрослым, но и станет отличным подарком для детей. С его помощью ребенок сможет развить свои способности художника, раскрыть творческие способности.
Стоит Семеновская матрешка-раскраска стоит недорого и продается в разных вариациях: от трех до десяти компонентов, несколько видов формы. Также в нашем каталоге вы найдете богатый ассортимент готовых, уже расписанных матрешек, а также деревянных ложек, хохломской посуды и сувениров.
Продажа заготовок матрешек на выгодных условиях
Сегодня у нас можно купить заготовки матрешек как за наличный, так и безналичный расчет. Для постоянных и оптовых покупателей действуют скидки и бонусы.
Матрешки высокого качества
Все предлагаемые заготовки матрешек производятся с использованием экологически чистых древесных и лакокрасочных материалов, что подтверждено соответствующими сертификатами и документацией.
Тройка.Русская матрешка арт
Во-первых, Русская матрешка арт – дань русской культуре. Действительно, расписанная вручную кукла с русской душой – это великое культурное наследие страны. Однако деревянные матрешки известны не только тем, что их можно складывать друг в друга, как коробки для подарков. У каждой матрешки неповторимое лицо и даже характер. По одной из легенд, эти куклы появились две тысячи лет назад и упоминаются в древнеиндийском эпосе.А потом расписывать кукол вручную начали во времена Троянской войны. Согласно другой легенде, если в него вложить записку с желанием, оно сбудется.
«Климт», картина русской художницы Гуриной
Уникальное произведение искусства, Матрешка «Климт» включает пять мест, созданных по картинам талантливого художника Густава Климта – основоположника стиля модерн в австрийской живописи. Важнейшее место в своих работах он уделил женскому телу с эротическим подтекстом. Первая репродукция матрешки одной из его самых известных картин «Поцелуй».Золотой фон и символы напоминают византийскую мозаику, увиденную Климтом во время его поездки в Италию. На втором – Портрет Адели Блох-Бауэр, она же «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Одна из самых значительных картин Климта и австрийского модерна в целом. Далее – фрагмент картины «Три возраста женщины» – молодая женщина со спящим младенцем на руках – мирская Мадонна погрузилась в состояние, похожее на сон. В четвертой матрешке – репродукция нашумевшей картины «Юдифь», оскорбившей еврейскую буржуазию и людей христианской веры.И последняя, пятая, самая маленькая матрешка воспроизводит элемент панно, расположенный в столовой Stoclet Palais.
Лето
Лето – время цветения природы, когда солнце щедро одаривает нас своими лучами повсюду – где щебечут птицы, благоухают цветы, зеленеет листва. Авторская кукла из серии «Лето» посвящена этому чудесному времени года и сделана настолько эффектно, что даже в холодную зиму чувствуется теплое дыхание летнего бриза.Пять кукол в традиционных русских костюмах. Их лица выражают красоту и обаяние русских женщин. Матрешки сделаны с чутьем и любовью.
Пейзаж
«Пейзаж» Матрешка, посвященная разным временам года. Пятиместная матрешка начинается красивым зимним закатом, переходит в весенний паводок, продолжается жарким летним днем, раскрывает красоту осеннего заката и заканчивается рассказом о зимнем лесу. Великолепная роспись, насыщенные цвета, удивительная красота и эмоции, возникающие при созерцании авторской куклы «Пейзаж».
Матрешка Василия Блаженного
«Св. Матрешка «Василий» состоит из пяти посадочных мест и изготовлена по традиционной технологии. На самой большой матрешке изображен знаменитый памятник русского зодчества – Собор Василия Блаженного – православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. В четырех видах матрешки меньше кремлевской стены и Красной площади по-разному. Матрешка «Св. Собор Василия Блаженного »художника Заботиной, высокий уровень мастерства, тонкость росписи, сочные краски, неповторимый стиль.
Русская тройка
Москва
Матрешка “Москва”
«Красные купола»
«Зимний пейзаж»
сайты:
souvenirdvor.ru
present.ru
Русская матрешка Деревянная кукла-бабушка с ручной росписью Матрешки Разноцветные, ◦Поскольку каждая кукла изготавливается вручную вручную, могут быть небольшие отличия от фотографии, показанной выше, Материалы: древесина липы, акриловая краска, лак, Эти красивые куклы ручной работы, Количество : В набор входят 5 деревянных кукол, лучшее качество, дешевые товары онлайн, нажмите сейчас, чтобы просмотреть, качественное обслуживание, быстрая доставка, низкие цены.Многоцветная русская матрешка Деревянная кукла с ручной росписью Матрешки, Матрешки Многоцветная русская матрешка Деревянная кукла-бабушка с ручной росписью.
краска акриловая, Состояние :: Новинка: Совершенно новая, Материалы: древесина липы, ◦Как каждая кукла индивидуально ручная работа, Упаковка:: Оригинальная, неиспользованная, Бренд:: матрешка: Кукла Размер:: 10 см. Деревянная кукла бабушка с ручной росписью, Количество: В набор входят 5 деревянных кукол,: Кол-во штук:: 5, неоткрытые, в том числе ручная работа, Характеристики: Ручная работа: Материал: дерево, Матрешка русская, Открытая, Матрешки Разноцветные, лак , могут быть небольшие отличия от фотографии, показанной выше. Эти красивые куклы ручной работы.UPC:: Не применяется, См. Полную информацию в списке продавца, неповрежденный товар, См. Все определения условий: Страна / регион производства:: Российская Федерация.
Craft Spree Studio продает художественные принадлежности, такие как акриловые краски и пустые деревянные матрешки (матрешки) для росписи, с любовью привезенные из России. (:
Раскрашивание матрешек «Пустые матрешки» может стать отличным началом интересного творческого хобби! Наши профессиональные краски и кисти были выбраны и протестированы нами, чтобы убедиться, что наши клиенты получают наилучшие результаты от рисования по дереву.
Присоединяйтесь к нашим бесплатным классам масштабирования, чтобы научиться рисовать матрешек и узнать много интересных фактов о Древней Руси и истории матрешек.
Следите за нами на Facebook, чтобы узнать даты семинаров, и, пожалуйста, подпишитесь на наше новостное письмо , чтобы получать новости и акции!
Набор для рисования матрешек профессиональный
распродажа Распроданный
Матрешка неокрашенная с контурами НАБОР
распродажа Распроданный
2 НАБОРЫ Неокрашенная деревянная матрешка Матрешка с краской и кистями – полный комплект DIY
распродажа Распроданный
Краска акриловая «Ладога» 18млх8 туб.
распродажа Распроданный
Неокрашенные деревянные матрешки – пустые матрешки – 5 шт. В наборе
распродажа Распроданный
Используйте стрелки влево / вправо для навигации по слайд-шоу или проведите пальцем влево / вправо при использовании мобильного устройства
Состояние: | Новинка: Совершенно новый, неиспользованный, неоткрытый, неповрежденный предмет (включая предметы ручной работы).Увидеть продавца перечисление для полной информации. Просмотреть все определения условий | Бренд: | Безымянный |
Высота: | Прибл. 3 см ~ 12 см | Материал: | Дерево |
Нижний диаметр: | Прибл. 1 см ~ 5,5 см | Количество: | 1 комплект / 5 штук |
MPN: | Холм-382 | UPC: | Не применяется |
Когда-то большинство из нас увлекались красочно раскрашенной матрешкой ( ма-ТРЁШ-ка ; множественное число ма-ТРЁШ-кее) или матрешками.Они бывают разных размеров, персонажей и количества кукол, вложенных одна в другую. Как появилась матрешка и почему? Прежде всего, имя, также пишущееся как матриоша, было популярным именем для девочек. Считается, что оно произошло от латинского слова mater , что означает мать или, точнее, бабушка. Крестьянская мать старой России часто держала большую семью. Самая большая кукла – это бабушка, внутри которой спрятаны будущие поколения кукол. Это символизирует надежду и ценность жизни и семьи; сердце душа русского народа.Хотя это доподлинно неизвестно, принято считать, что именно это изображение стало матрешкой. По традиции новорожденным дарили матрешку, чтобы пожелать им долгой и благополучной жизни.
История. . .
Матрешка впервые появилась в России в конце 1800-х годов. Однако концепция вложенных предметов возникла не в России. Известно, что вложенные ящики производили в Китае еще в XI веке. В 1700-х годах матрешки появились в Китае и Японии.Эти наборы были невероятными: самая маленькая кукла была размером с рисовое зернышко. Популярность матрешки быстро распространилась. Сегодня это самый популярный русский сувенир, а матрешки можно найти в таких странах, как Польша, Германия и Италия.
Матрешка была выбрана не случайно. Конец 1800-х годов был для России временем социальных волнений и становления мировой идентичности. Искусство и новые тенденции вызвали большой интерес, и был разработан Русский стиль .Выдающиеся художники были полны решимости создать стиль, который был явно русским, но также представлял народное наследие и традиции России. Многие из этих художников создали художественные и культурные центры и студии.
Ранние покровители. . .
С. И. Мамонтов был богатым промышленником, унаследовавшим свое состояние и бизнес от предков-купцов. Ему приписывают то, что он был одним из первых российских меценатов. В его подмосковном имении была создана мастерская, в которой мастера работали вместе с народными мастерами, делясь своим умением, техникой и традициями.Изящные приемы русского стиля были объединены со старым фольклором и создали первую русскую матрешку.
Семья Мамонтовых была коллекционером произведений искусства и очень интересовалась сохранением народного творчества и крестьянских игрушек. Брат С.И.Мамонтова Анатолий владел магазином Детское воспитание , где создавались и продавались народные игрушки. Магазин Анатолия был известен своими этническими куклами в традиционных костюмах различных коренных народов России.Кроме того, он был издателем и коллекционером произведений искусства, давшим работу многим талантливым и творческим ремесленникам. Чтобы подбодрить воображение своих мастеров, Анатолий украсил студию народными творениями и игрушками со всего мира. В то время в моде были восточные искусства и ремесла. В результате предшественница матрешки была доставлена в мастерскую Анатолия с острова Хонсю, главного острова Японии. Эта матрешка имела форму Фукурума , доброго, старого пузатого буддийского монаха.
Магазин Анатолия Мамонтова и иллюстратор детских книг Сергей Малютин создал первую русскую матрешку. Первая матрешка Малютина состояла из восьми штук. Самой крупной была крестьянская девушка с петухом. Она была одета в ярко раскрашенный и изящно детализированный традиционный костюм. Ее милое круглое лицо было обрамлено ярким шарфом. Со второй по седьмую пьесы чередовались крестьянскими мальчиками и девочками. Самой маленькой куклой был младенец в подгузнике. Малютин был знатоком русского древнего и народного искусства.Как и Момонтовы, его предки были торговцами и купцами.
Процесс. . .
Малютин написал гуашью , краской, похожей на акварель, но тяжелее ее. Гуашь использовалась по всей Европе в конце 1800-х годов и была предпочтительнее из-за ее укрывистости и быстроты высыхания. Эта краска была сделана путем смешивания сухого пигмента с водой и смолой для придания густоты. Сегодня матрешки изготавливаются по той же технике, что и Малютин. Традиционно деревянные детали – это липа, береза, осина или ольха.Деревья для магазинов матрешек весной срезают, очищают от коры и раскладывают сушиться. Этот процесс занимает около двух лет.
Мы часто не задумываемся, что нужно для изготовления матрешки. Токарь Василий Звездочкин , создавший формы для первой русской матрешки, должен обладать таким же, если не большим, терпением и талантом, что и художники. Когда древесина полностью высохнет, мастер разрезает бревна на куски подходящего размера. Используя токарный станок и стамески разных размеров и форм, мастер начинает формировать желаемое количество матрешек, делая в первую очередь самое маленькое.Этот кусок самый простой, потому что он не разбирается.
Каждой из оставшихся частей придают надлежащий размер и форму, обычно без помощи измерительных инструментов. Когда создается каждая форма, верхняя часть детали обрезается, а в нижней части вырезается кольцо, чтобы верхняя часть плотно прилегала к ней. Каждая деталь имеет полость, достаточную для размещения следующей более мелкой детали. После того, как все части матрешки вырезаны, внешние поверхности грунтуются клеем, который обеспечивает идеальную поверхность для рисования.После того, как каждое произведение написано, к удовлетворению художника, они покрываются толстым слоем лака. Это подчеркивает цвета произведения искусства, а также защищает его, образуя твердую прозрачную оболочку.
Многие матрешки содержат не только детализированную роспись, но и покер. Эта техника обжига дерева использовалась для обрисовки контуров и дальнейшего определения различных элементов картины, таких как лицо, волосы или рисунок на шарфе персонажа и т. Д.
К концу XIX века матрешка была настолько популярна, что традиция была принята мастерскими в Сергиевом Посаде и его окрестностях, центре производства игрушек в России.Производство матрешек процветало в деревнях, окружающих этот город и где располагалась Троице-Сергиева Лавра.
Сергиев Посад расположен примерно в 50 милях от Москвы. Преподобный, ныне святой, Сергий еще в середине 1300-х годов построил в лесу небольшую часовню. Эта часовня превратилась в крупнейший монастырь России с процветающими деревнями вокруг нее. Искусство и народные промыслы поощрялись монастырем, который производил деревянные игрушки, известные как Троицкие игрушки , для продажи на большом открытом рынке перед монастырем.Первую такую игрушку, по легенде, сделал настоятель Сергий Радонежский, который с удовольствием дарил эти игрушки детям общины. Легенда также утверждает, что царские дети тоже любили играть в игрушки Троицы. Часто эти игрушки приобретались, когда царь с семьей отправлялся в монастырь помолиться. Обычно игрушки Тринити включали в себя такие вещи, как деревянную лошадь с крошечной кожаной уздечкой или раскрашенные вручную деревянные куклы-персонажи, одетые в традиционные костюмы.
Сергиево-Посадские матрешки известны своими реалистичными персонажами.Ранние сергиево-посадские матрешки были написаны учениками и художниками местной иконописной школы и изображали крестьянских девушек в ярких костюмах и часто с корзинами или букетами цветов. Также были популярны другие персонажи, такие как пастух, девушка с гусем и старик с длинной бородой. Стиль, разработанный в Сергиевом Посаде, основывался на традициях и народной культуре. Он был смелым и выразительным в отличие от более изысканных работ профессиональных художников и русского стиля .
Иконописцы Сергиева Посада внесли большой вклад в создание этого уникального стиля. Русская иконография уходит своими корнями в византийскую традицию, где в центре внимания находится лицо предмета с его четко определенными чертами. Этот старинный вид искусства был применен к сергиево-посадским матрешкам. На самом деле матрешки писали в иконописной школе Сергиева Посада. И наоборот, многие производители игрушек в этом районе занимались производством икон. Иконописцы приветствовали возможность рисовать в повседневной жизни окружающих их людей и персонажей.Это было недопустимо в иконографии. Рисуя матрешки, эти художники смогли раскрыть свои творческие инстинкты, не ограничиваясь более жесткими правилами, связанными с иконописью.
Эти матрешки с их многочисленными деталями обычно изображали целую семью персонажей. Были разработаны исторические персонажи, фольклорные и вымышленные персонажи и сцены из народных сказок. Например, две особенные матрешки были созданы в 1912 году к 100-летию рокового похода Наполеона на Москву.Один был русского генерала Кутузова, другой – Наполеона. В каждом из них были фигурки меньшего размера, представляющие своих командиров.
Артель мастеров-художников была основана в 1910 году в Сергиевом Посаде. При Советской власти эта группа была переименована в Рабоче-Крестьянская Красноармейская Артель , а в 1928 году в Фабрика игрушек № 1 . К 1911 году список символов матрешки насчитывал 21. Сергиево-посадские матрешки состояли всего из двух штук и целых 24, самые популярные из которых – 3, 8 или 12 штук.Огромная матрешка была создана для Выставки игрушек в Санкт-Петербурге (1913 г.) и состояла из 48 штук. Самая крупная из известных Сергиево-Посадских матрешек была создана в 1967 году и состояла из 60 штук!
В советское время искусство в целом, а также стиль рисования матрешки были очень стилизованы и производились фабрично. В 1995 году была основана Сергиевская Игрушка (Сергиевская фабрика игрушек), которой было поручено возродить стиль и традиции Сергиева Посада начала ХХ века.В его ассортименте старинные матрешки, деревянные игрушки и другие традиционные, деревянные, точеные изделия.
Семенов и Полховский Майдан Матрешка. . .
Еще одним крупным центром матрешек был Семенов и был создан уникальный стиль. Работы Семёнова были более символичными и менее реалистичными, чем Сергиев Посад. Семеновские художники больше сконцентрировались на витиеватом растительном орнаменте древнерусского искусства. В отличие от сергиево-посадских художников, эта группа использовала анилиновые красители; синтетические красители, получаемые из каменноугольных смол.Еще одна заметная разница между стилями Сергиева Посада и Семёнова заключалась в том, что последний оставил больше пустого места на матрешках. Матрешки Семёнова были стройными по форме с широким низом. Это отличалось от формы Сергиева Посада, которая отличалась большей, более округлой вершиной или головой и немного большим низом.
Семеновские художники использовали более легкий мазок, а центром фигуры был фартук. Здесь был создан яркий, детально проработанный цветочный букет, напоминающий цветочные натюрморты старых русских мастеров.Для придания букету четкости был использован травяной сок. Доминирующий цвет букета подготовил почву для остальной матрешки. В качестве основных использованных цветов использовались желтый, красный и синий.
Семеновские матрешки известны тем, что в них много деталей; От 15 до 18 было типично. Самая большая семеновская матрешка состояла из 72 кусочков, была трех футов высотой и примерно 1,5 фута в диаметре. Некоторые из самых известных семеновских подданных – Russian Lad и Russian Lass .
Еще один центр деревообработки, который стал известен своей матрешкой – Полховский Майдан , расположенный к юго-западу от Нижнего Новгорода.Раннее производство было в стиле Сергиева Посада, но вскоре мастера Полховского Майдана стали использовать анилиновые красители, как мастера Семёнова. Куклы Полховского Майдана отличались еще более яркими красками и более смелым орнаментом, чем творения Семёнова. Основные цвета, используемые вместе и в контрасте, были малиновым, желтым, зеленым, фиолетовым и синим. Стиль Полховского Майдана почти карикатурный, напоминающий менее изысканный стиль детской рендеринга. Как и Семенов, особое внимание уделялось цветочному букету, нарисованному на фартуке матрешки с меньшей детализацией, чем остальной костюм персонажа.Шиповник был предпочтительным цветочным украшением, символизирующим материнство и любовь.
После распада Советского Союза религия и искусство снова начали процветать. Некогда запрещенная иконография вновь стала вызывать интерес. Свобода творчества нашла отражение и в современных матрешках. Многие мастера возрождают стиль Сергиева Посада и влияние старых иконописцев. Третьи рисуют персонажей и виды своих родных деревень, объединяя прошлое и настоящее и надеясь на будущее.Многие современные художники-матрешки обращаются к фотографиям и другим описаниям оригинальных матрешек, чтобы включить многие из старых декоративных стилей. Лицо снова является фокусом кукол, поскольку художник пытается воссоздать культуру своих предков.
Иконография рассказывает историю веры и истории Церкви. Матрешка также рассказывает историю народа. Крестьяне, святые, национальные герои, цари, композиторы, политики; ни один не ускользнул от руки художника.Современные художники-матрешки заимствуют стиль Семёнова, используя фартук куклы как холст для различных сюжетов. Чаще всего замечательные архитектурные памятники России; монастыри, соборы и др .; находятся на фартуке матрешки. Это также место для изображения популярных русских народных сказок или предметов быта, например, самовара. Из такой матрешки получатся очень красивые сувениры.
Сегодняшние матрешки яркие и полные энергии. Используются разные стили: от традиционного до палеха, хохломы и жостово.Они представляют собой сокровища прошлого и, несомненно, останутся сокровищами русской жизни и культуры в будущем. Матрешка – это гораздо больше, чем обработка дерева и роспись.