О чем речь? Проведение родительского собрания в начальной школе – важный этап работы педагога. Это мероприятие необходимо для создания единой среды воспитания и обучения ребенка, в которой специалисты школы могут взаимодействовать с родителями, и наоборот.
Как проводить? К собранию необходимо тщательно готовиться. Прошли те времена, когда учитель выдавал монолог, доводил нужную информацию и на этом заканчивал. Современные методы вовлекают родителей в общение, не теряя своей информационной составляющей.
Оглавление:
Родительское собрание в начальной школе является, пожалуй, самым важным и необходимым способом взаимодействия между родителями ребенка и педагогическим составом учебного заведения, в котором он обучается.
Родительские собрания могут проводиться чаще в зависимости от конкретных ситуаций, требующих немедленного обсуждения с родителями.
Родители учащихся начальной школы чаще всего люди, не обладающие специальным образованием, так что им может недоставать элементарных педагогических знаний и опыта. Тем важнее для них возможность принимать участие в родительских собраниях в начальной школе и получать помощь от квалифицированных педагогов и специалистов, обсуждать возникающие проблемы и, в случае необходимости, вырабатывать единую линию поведения в отношении ребенка.
По общему правилу родительских собраний в начальной школе должно проводиться не менее четырех, по количеству четвертей. На практике классные руководители собирают родителей даже чаще в зависимости от текущих вопросов или возникновения непредвиденных ситуаций.
Примерные темы родительских собраний в начальной школе могут быть условно поделены на группы:
Родительское собрание в начальной школе не должно сводиться к исключительному рассмотрению успеваемости учащихся. Цель мероприятия – привлечь родителей к учебному процессу и внеклассной деятельности, чтобы совместными с педагогами усилиями воспитать из ребёнка полноценную личность, помочь ему справиться с возникающими трудностями.
Сама организация и проведение родительского собрания процесс трудоемкий. Родители и учителя, участвующие в образовательном процессе, должны обсуждать вопросы, касающиеся учащихся, совместно. Именно поэтому одной из важнейших функций классного руководителя является проведение родительских собраний, что предполагает немалые старание и усилия в организации родительских собраний в начальной школе и в оценке результатов его проведения.
Родительское собрание в начальной школе является одним из главных способов взаимодействия между родителями и сопровождающими образовательный процесс службами. Речь идёт о школьных психологах, социальных педагогах, коррекционных специалистах. Они также принимают активное участие в подготовке и проведении родительских собраний, а также в оценке их результатов.
Родительские собрания в начальной школе можно разделить в зависимости от их направленности.
Можно выделить также примерные темы родительских собраний, проводимых в начальной школе, подразделяя их в зависимости от класса.
В первом классе важно выработать у ребёнка общие навыки, поэтому темы будут примерно следующие:
Второй класс идёт по пути углубления приобретённых навыков, обращается внимание на сам процесс и средства обучения:
Третий класс характеризуется более самостоятельной ролью ребёнка в организации своего учебного процесса, но в то же время остаётся цель объединения родителей и детей в проведении совместного досуга:
В четвёртом классе ребёнок входит в период переходного возраста, поэтому важны такие темы как:
В последнее время всё чаще практикуются нетрадиционные формы проведения родительского собрания в начальной школе, чтобы встреча проходила в виде живого диалога сторон.
Подразделяется на рубрики или разделы, их обычно от трех до шести. Каждый раздел объединен общей тематикой, как-то: «советы педагога», «что интересно знать» и так далее, то есть темы, в обсуждении которых родители могут поучаствовать и задать свои вопросы. Родителям заранее могут быть предложены вопросы и темы для обсуждения, а также дополнительная литература.
Родители и педагоги рассматриваются в качестве партнеров и располагаются в непринужденной атмосфере. На встрече обсуждаются актуальные вопросы воспитания детей, заслушивается мнение и пожелания родителей, а также их предложения.
Форма для подготовки различных мероприятий с участием родителей, поэтому такое собрание лучше проводить в начале или в конце учебного года. Мероприятия распределяются, либо подводятся итоги уже прошедших. Обязательно проводится анкетирование, чтобы получше познакомиться с ребёнком и его особенностями.
Родители активно участвуют в обсуждении предстоящих мероприятий, предлагают свою помощь, распределяют обязанности, а также высказывают свои пожелания и предложения. Конец года посвящён подведению итогов и анализу ошибок.
Форма родительского собрания с предварительной подготовкой. Примерно за 2 недели до проведения встречи родителям раздаются материалы по теме собрания, которые впоследствии обсуждаются и комментируются. Цель такой формы-правильное понимание проблем учащихся в рассматриваемом периоде, обмен опытом и профессиональные советы педагога. Самые удачные предложения могут публиковаться в классном периодическом издании или на стенде.
Проходит в игровой форме и призван подготовить к обсуждению острых проблем, возникающих у детей в период обучения их в начальной школе. Родителям предстоит предложить как можно больше способов для решения указанной проблемы и самые удачные предложения идут на стенд в «Копилку родительского опыта».
Привлечение к участию в собрании не только педагогов и родителей, но и психологов, логопедов и других специалистов. Решение проблем происходит совместно в форме тренинга. Определяется тема и все участники по очереди выступают в её обсуждении, рассматривая проблемы как с профессиональной точки зрения, так и со стороны житейского родительского опыта. С родителями проводятся беседы по решению возникающих трудностей, способах помочь своим детям.
Изначально, разумеется, требуется определиться с тематикой, временем проведения собрания и способом оповещения его участников.
Весьма важна именно организация явки родителей. На практике не так просто организовать именно данный аспект. Тут не обойтись сухим напоминанием в дневниках, важно, чтобы родители заблаговременно получили информацию не только о времени и месте проведения собрания, но и о его теме, чтобы иметь возможность подготовить свои вопросы и предложения.
Материалы для проведения собрания также готовятся заблаговременно, подготавливается техническое обеспечение, благодарственные письма и грамоты. Стоит обратить внимание на дополнительную уборку помещения и внешний вид самого педагога.
Этот этап полностью зависит от творческих способностей педагога. Классный руководитель может лучше оценить ожидания родителей учащихся своего класса и построить сценарий родительского собрания в соответствии с ними. Если говорить об общих рекомендациях, то любое собрание должно включать в себя:
Этот этап проводится на самом собрании. Классный руководитель формулирует выводы, решения по дальнейшему развитию, необходимость проведения следующего собрания. На данном этапе важно понять обратную связь от родителей, их отношение и оценку проведённого собрания, для чего нелишним будет подготовить материалы для опроса.
Необходимо обратить внимание на состав родителей, их вопросы, обращения в индивидуальном порядке. Вся эта информация должна быть надлежащим образом обобщена в виде протокола родительского собрания в начальной школе и доведена до администрации и педагогического состава школы.
Что следует учитывать педагогу при проведении родительского собрания в начальной школе:
Следует уделить особое внимание вопросу извещения родителей относительно времени и места проведения родительского собрания в начальной школе. Информацию следует доносить до каждого родителя заранее. Существует множество способов её передать.
Общие рекомендации для классного руководителя по поводу проведения родительского собрания в начальной школе сводятся к следующему:
Чего не следует делать педагогу:
Родительское собрание в начальной школе является важнейшей формой организации встречи родителей и классного руководителя, где происходит не только обсуждение текущих и возможных проблем и вопросов, но и формирование общего впечатления у родителей об учебном заведении и о людях, которым они доверяют обучение и воспитание своего ребёнка.
Поэтому так важны подготовка и разработка содержания и способов проведения родительского собрания.
Рейтинг: 4.5
( голосов 2 )
Понравилась статья? Поделитесь:
Первое в новом учебном году родительское собрание, как правило, проводится в конце августа или в начале сентября. Классному руководителю нужно подготовиться к нему заранее. Чему стоит уделить особое внимание, как заинтересовать родителей и обезопасить педагогов от их необоснованных претензий в дальнейшем?
Если администрация вашей школы не установила единую дату проведения первого родительского собрания и выбор остается за вами, лучше всего назначить его на вторник, среду или четверг. Считается, что на середину недели приходится пик деловой активности, а в понедельник или пятницу жизненный ритм человека снижается. А вам для плодотворной работы нужны активные и заинтересованные родители.
Обычно родительские собрания проводятся в тех же школьных кабинетах, где и учебные занятия. Однако не исключено, что в классах не удастся соблюсти требуемую минимальную дистанцию между людьми, и собрание придется перенести в рекреацию, в актовый или даже спортивный зал.
Вне зависимости от того, в каком помещении состоится собрание, постарайтесь создать в нем благоприятную и уютную атмосферу. Разместите на стендах коллективные фотографии класса, грамоты учеников за победы в интеллектуальных или спортивных состязаниях. Перед началом собрания продемонстрируйте видеозаписи мероприятий с участием класса.
Чтобы не тратить лишнее время на собрании, все необходимые раздаточные материалы родителям нужно предоставить заранее (в электронном письме, по ссылке, в распечатанном виде перед началом мероприятия).
Это могут быть выдержки из правил поведения учеников в школе, памятка с именами и кратким описанием функционала администраторов, учителей-предметников, медицинских работников и других сотрудников школы, к которым наверняка придется обращаться в течение года. В начальной школе родителям можно также предложить рекомендации по организации режима дня ребенка.
В раздаточные материалы можно включить анкеты для оценки работы школы. По результатам анкетирования классный руководитель легко определит, какие вопросы необходимо обсудить с родителями на следующем собрании.
Заполните эти карточки и раздайте родителям, чтобы заранее организовать поток вопросов
По возможности пригласите на собрание одного из заместителей директоров, педагога-психолога, социального педагога и, конечно, учителей основных предметов. Если они не смогут прийти, запишите и продемонстрируйте видео их выступлений.
Открывая родительское собрание, нужно прежде всего рассказать об итогах прошлого учебного года как в своем классе, так и в масштабах всей школы. Родителям наверняка будет приятно услышать краткие истории успеха выпускников, получивших высокие баллы на ЕГЭ и поступивших в вузы (если, конечно, такие примеры есть).
Сделайте акцент на том, как было организовано дистанционное обучение весной этого года, с какими трудностями пришлось столкнуться. Отдельно поблагодарите родителей, которые помогали учителям, школе в этот сложный период.
Затем можно в нескольких словах рассказать об изменениях, которые произошли в школе к началу нового учебного года — организационных, кадровых и иных.
Прокомментируйте памятку с именами и функционалом сотрудников школ. Обозначьте круг вопросов, за которые отвечает каждый из них и поясните, в каких случаях к ним стоит обращаться. Не забудьте напомнить, что в случае возникновения той или иной проблемы сначала нужно обсудить ее с классным руководителем и только после этого, если приемлемое решение найти не удалось, идти к школьному начальству.
Особое внимание на первом родительском собрании нужно уделить правилам поведения учеников в школе. В памятке о поведении учеников в школе можно перечислить наиболее важные запреты по пунктам — например, что в школе запрещено использовать ненормативную лексику, ходить в верхней одежде и в головных уборах, портить имущество и мусорить, переносить из класса в класс оборудование и другие материальные ценности без разрешения учителя, делать фотографии и видеозаписи учеников и сотрудников без их согласия и т.д. На последнее особенно обратите внимание — юные TikTokеры должны быть предупреждены.
Как показывает практика, эти темы наиболее актуальны для первого в новом учебном году собрания.
Родителям нужно рассказать о принципах оценивания, которые использует школа в целом, и о подходах учителей основных предметов к оцениванию. Недостаток подобной информации может стать причиной родительских жалоб не только классному руководителю, но и администрации школы. Расскажите о всероссийских проверочных работах, итоговой аттестации в 9 и 11 классах, о других процедурах оценки качества образования, через которые предстоит пройти детям.
Как известно, образовательные стандарты предусматривают внеурочною деятельность, в школе могут работать самые разные кружки и секции. Обо всем этом родителям нужно рассказать на первом собрании, даже если они сами не спрашивают. Подготовьте форму заявления (образец прилагается), чтобы родители могли сразу записать своих детей в кружки. Также нужно обсудить возможности пребывания детей в группе продленного дня, условия, которые там создаются, и режим работы.
Расскажите об организации питания в школе. Если за школьные обеды платят семьи, то родителей следует ознакомить с принципами ценообразования, чтобы избежать претензий. Еще один важный момент — форма оплаты обедов, а также продукции из школьного буфета. Если в школе предусмотрены для этого специальные карточки, родители должны знать, как они действуют и как их получить.
Еще один документ, который нужно в значительной степени подготовить заранее, — протокол собрания. По итогам собрания его предстоит скорректировать — внести туда сведения о новых предложениях и принятых решениях. В протоколе нужно указать всех родителей, присутствовавших на собрании. Можно составить список заранее и затем отметить присутствующих, а можно пустить по рядам чистый листок, попросив участников собрания вписать свою фамилию, имя и отчество. Сохраните электронные и печатные версии всех материалов собрания для отчетности.
Завершая собрание, можно вручить почетные грамоты (благодарности) родителям, принимавшим активное участие в жизни класса в прошлом учебном году. Это поможет сохранить доверительные отношения с родителями-активистами и послужит стимулом для тех, кто активность пока не проявил.
Автор: Colorín Colorado
В течение учебного года большинство школ в США приглашают родителей на регулярные родительские собрания. Если вы получили сообщение о том, что учитель вашего ребенка хочет назначить встречу с вами, не паникуйте. Это стандартная часть усилий школы по созданию прочных партнерских отношений между родителями и учителями. Независимо от того, есть ли у вашего ребенка положительный или отрицательный опыт в школе, родительские собрания помогут вам и учителю вашего ребенка найти способы совместной работы, чтобы обеспечить успех вашего ребенка.
Знание того, что вам нужно ходить в школу вашего ребенка, может вызвать у вас нервозность, страх или разочарование, когда вы думаете о языковых и культурных различиях, с которыми вы сталкиваетесь здесь, в США. Вы можете задаться вопросом, чего ожидать и что ожидается от вас . Вот почему Colorín Colorado здесь, чтобы помочь! В этой статье вы найдете:
Эта информация может применяться к учащимся начальных, средних и старших классов. Школа вашего ребенка также может предоставлять информацию о родительских собраниях на вашем языке.
Родительское собрание — это встреча между вами и учителем вашего ребенка для обсуждения успеваемости вашего ребенка в школе. Родительские собрания проводятся в начальной, средней и старшей школе. Эта встреча может проходить в рамках регулярных конференций, ежегодно проводимых школой, или учитель вашего ребенка может связаться с вами, чтобы назначить встречу в другое время в течение учебного года.
Вы также можете запросить встречу с учителем вашего ребенка, если у вас есть вопросы или опасения по поводу вашего ребенка, связавшись с учителем конференции:
Спросите своего ребенка, какие предметы у него самые сильные и самые слабые, а какие предметы, которые он/она любит больше всего и меньше всего. Спросите ребенка, не хочет ли он/она, чтобы вы поговорили о чем-то конкретном с учителем. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что вы с учителем встречаетесь, чтобы помочь ему, чтобы он не беспокоился о конференции.
Составьте список тем, которые вы хотите обсудить с учителем и которые, по вашему мнению, учитель должен знать, например, ваши опасения по поводу школы, семейной жизни ребенка, любые серьезные изменения в вашей семье , привычки, хобби, работу на неполный рабочий день, религиозные праздники и все, что беспокоит вашего ребенка. Обязательно спросите совета у вашего супруга или других взрослых, которые также заботятся о вашем ребенке.
Подготовка списка вопросов поможет вам продуктивно поговорить с учителем вашего ребенка. Расставьте вопросы по приоритетам на случай, если у вас не хватит времени во время конференции.
Следующие вопросы являются примерами, которые помогут вам больше узнать об успеваемости вашего ребенка в школе:
Если ваш ребенок получает специальные услуги (программы для одаренных, специальное обучение, уроки английского языка, логопедия или трудотерапия или помощь при нарушении способности к обучению), узнайте о периодичности этих услуг и о прогрессе вашего ребенка в них.
Правильно начать: приходить на конференцию вовремя. Помните, что у других родителей также могут быть запланированы собрания на этот день; если вы опоздали, возможно, вы вообще пропустили конференцию. Вы также должны запланировать окончание конференции в запланированное время, чтобы другие родители могли начать свою конференцию вовремя.
Расслабься и будь собой. Помните, что и вы, и учитель хотите одного и того же: самого лучшего для вашего ребенка.
Сохраняйте спокойствие во время конференции. Уважительное общение будет самым эффективным способом совместной работы с учителем вашего ребенка. Если вы будете злиться или расстраиваться во время конференции, вам будет очень трудно вести позитивный разговор.
Внимательно слушайте, что говорит учитель. Если вы не понимаете что-то, о чем говорит учитель (например, образовательный термин или объяснение школьной политики), не бойтесь попросить разъяснений. Важно, чтобы вы понимали, что говорит вам учитель вашего ребенка.
Задавайте самые важные вопросы в первую очередь, так как у вас может не хватить времени, особенно если другие родители ждут своей конференции после вашей. Вы всегда можете запланировать еще одну встречу с учителем, чтобы обсудить все вопросы, которые вы не рассмотрели.
Если вы не согласны с учителем, уважительно объясните, почему вы не согласны. Если вы не сообщите учителю о ваших разногласиях, учитель может подумать, что вы согласны, и перейдет к следующей теме. Обсуждение ваших разногласий с учителем может помочь вам обоим найти более эффективный способ помочь вашему ребенку.
Попросите учителя вашего ребенка дать вам конкретные предложения о том, как вы можете помочь своему ребенку дома с домашним заданием, чтением, организацией, распорядком дня, поведенческими проблемами и т. д. Убедитесь, что вы понимаете предложения учителя, и попросите разъяснение, если вы этого не сделаете. Этот список предложений станет планом действий. Установите способ отслеживания успеваемости ребенка, а также лучший способ оставаться на связи с учителем вашего ребенка — с помощью телефонных звонков, электронных писем, заметок или встреч. После завершения конференции просмотрите план действий вместе с учителем, чтобы убедиться, что у вас обоих одинаковые ожидания.
Поблагодарите учителя за потраченное время и поддержку вашего ребенка, а также за все конкретные действия, которые она сделала, чтобы помочь вашему ребенку.
Поговорите о конференции с ребенком. Подчеркните положительные моменты и прямо говорите о проблемах, которые обсуждались. Если вы с учителем составили план действий, объясните его ребенку. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что вы и учитель создали этот план, чтобы помочь ему.
Привести план действий в действие. Чтобы убедиться, что он работает, регулярно проверяйте поведение вашего ребенка и его школьную работу. Спросите своего ребенка, как он относится к школе и своим школьным занятиям.
Оставайтесь на связи с учителями вашего ребенка. Это поможет вам укрепить партнерские отношения между родителями и учителями и станет важной частью успеха ребенка в школе. Когда ребенок видит, что родители и учителя работают вместе, он понимает, что его образование является главным приоритетом в школе и дома.
См. эту статью на испанском языке >
При поддержке друзей по номеру
Меню
взаимодействие с общественностью, личные истории
Нэнси Бэрил, отмеченный наградами преподаватель, M. A.Ed.
Неизвестное пугает, и из всех моментов ожидания и беспокойства, которые случаются в жизни воспитателя, есть один, который царит безраздельно: родительское собрание. Будут ли родители моих учеников обвинять меня в плохих оценках? Будут ли они подвергать сомнению мои методы обучения? Кто-нибудь вообще появится?
За 22 года преподавания я повидал практически все. У меня был родитель, который спрашивал меня, почему я учу Макбета , когда все знают, что Шекспир скучен и устарел. Мне пришлось объяснить родителю, что его ребенок слишком много болтает по телефону в классе, в то время как родитель одержимо писал текстовые сообщения на своем собственном телефоне на протяжении всего нашего разговора. У меня были родители, которые говорили мне, что меня не должен волновать плагиат — я должен быть просто счастлив, что их ребенок вообще нашел информацию.
Несмотря на эти случайные трения, учителя должны сделать все возможное, чтобы видеть родителей в качестве основных партнеров в обучении своих учеников. В конце концов, вы когда-нибудь встречали родителей, которые не хотели, чтобы их ребенок добился успеха? Родители могут быть ценными союзниками, помогая учащимся добиться наилучших результатов, и собрания — отличный способ укрепить эти связи. Вот восемь советов, которые помогут вам мастерски проводить родительские собрания, ориентированные на конкретные действия.
Не забывайте учитывать способности некоторых учеников, подобные ниндзя, следить за тем, чтобы их родители не знали время и даты конференций; тот же самый ученик, у которого могут быть проблемы на экзаменах по математике, может тайно взломать смартфон своего отца и удалить голосовую почту. Иногда необходимо повторное общение.
Иногда бывает сложно даже привести родителей в здание: работа задерживается, координировать уход за детьми — головная боль, а языковой барьер может мешать общению. Вы можете преодолеть некоторые из этих препятствий, найдя приемлемые с культурной точки зрения способы приветствовать семьи и побуждать их стать активными участниками вашего класса. Отправьте приглашения на родном языке родителей или пригласите переводчика. В моей школе назначенные учащиеся выполняют базовый перевод неконфиденциальных разговоров, а школьные переводчики занимаются более деликатными вопросами. Если уход за детьми является проблемой, сообщите родителям, что они могут привести детей на собрание.
Задайте правильный тон на родительском собрании, пожав руки, назвав свое имя и предмет, который вы преподаете, и упомянув, как вы счастливы обучать их ребенка. Тепло улыбнитесь и предложите им сесть. Если вы ищете простой способ растопить лед, поделитесь положительным анекдотом об их ребенке. Например: «Иеремия сказал вам, что вчера он первым решил сложную математическую задачу?»
Мне нравится давать родителям обзор целей моих занятий и копию нашего списка для чтения. Я обсуждаю ожидания, которые я возлагаю на своих учеников, и объясняю любой язык, с которым родители могут быть незнакомы: рубрики, строительные леса, готовность, тестовые акронимы и т. д. Кроме того, я предоставляю родителям копию моих правил поведения в классе для ознакомления и подписания. , что поможет избежать путаницы в будущем.
Родители хотят видеть, что учитель знает их ребенка и имеет план его успеха. Просмотрите оценки и портфолио своих учеников перед конференциями. Делайте заметки о каждом ученике, предвосхищайте вопросы или опасения родителей и перечитывайте все предыдущие сообщения родителей, чтобы ничего не пропустить.
Родители не хотят, чтобы им в руки свалили длинный список проблем — они хотят знать, как вы собираетесь решить проблему. Составьте план действий, в котором четко указаны конкретные шаги, которые необходимо предпринять учителю, родителю и ученику, чтобы ученик добился успеха. Например, если Габриэла не заканчивает эссе, потому что ей трудно писать введение, ее письменный план действий должен включать соглашение о том, что она уведомит вас, когда ей понадобится помощь, что вы встретитесь с ней, чтобы оказать помощь, и что ее родители позаботятся о том, чтобы она проводила время дома за написанием сочинения.
Когда дело доходит до обсуждения сложных тем с родителями, этот прием — панацея. Начните с того, что подчеркните что-то положительное — «Писания Джеральда демонстрируют проницательность, которую я нечасто замечаю в учениках его возраста», — а затем переходите к проблеме: «Проблема в том, что Джеральд часто не выполняет задания, и я поймал его на этом». свой телефон несколько раз. Когда он не обращает внимания, он пропускает ценный контент класса». Обсудите свой план действий по исправлению поведения и закончите еще одним позитивным утверждением: «Я уверен, что у Джеральда хорошие способности к письму и его повышенная внимательность в классе, и я уверен, что год у него будет успешным». Сэндвич «хороший-плохой-хороший» практически надежен.
У меня были родители, которые угрожали позвонить суперинтенданту, мэру, папе (хорошо, может быть, не папе, но вы поняли). Если родитель начинает оскорблять, просто прекратите встречу; объяснить, как они могут обсудить этот вопрос с директором. Нет никаких причин, по которым вы должны позволять родителям запугивать или запугивать вас.
Объясните родителям, как они могут связаться с вами после встречи, и спросите, как лучше всего связаться с ними. Поощряйте их задавать вопросы, предоставлять обновления и выражать озабоченность по своему усмотрению.
На дороге случаются неровности, но 98 процентов моих родительских собраний с учителями за эти годы были содержательными и эффективными. Родители некоторых моих учеников даже стали активными сторонниками моего класса. И многие действительно сделали все возможное для учителей.
Например, в течение трех лет, пока ее ребенок учился в моем классе, одна родительница обязательно приносила мне домашний итальянский ужин перед каждым родительским собранием. К выпускному я почувствовал, что мне нужно дать этой родительнице свой номер социального страхования, чтобы она могла записать меня как иждивенца в своем подоходном налоге — мальчик, я очень скучаю по всем этим макаронам, фаджиоли и лазанье.