КОМПОЗИЦИИ ЛИНЕЙНЫЕ И ЦВЕТОВЫЕ |
Яблоки объединены салфеткой | Яблоки взаимосвязаны |
Композиция вписана в треугольник, левая часть которого ощутимо перевешивает правую. Равновесия относительно центра не получилось. К тому же предметы расположены в ряд по нижнему катету, что делает компоновку вялой.
Попытка создать композицию с явной центральной осью тоже не удалась. Во-первых, симметричное осевое решение всегда скучно (хотя и правильно), а, во-вторых, в данном случае тень менее значима, чем яблоко. В итоге повторились все ошибки предыдущей постановки.
Стремление, пользуясь теорией, «нагрузить» правую сторону, отрезав край листа, привела в результате к ее перегруженности.
Добавив нож и разбив тем самым монотонную линию низа композиции, удалось вписать предметы в приблизительный овал, но при этом образовались две разобщенные группы: яблоко с ножом и горшок с тенью, никак не связанные между собой.
Объединить объекты возможно с помощью двух салфеток (скатерти со складками, узкого обвивающего полотенца) или введения других добавочных предметов, не слишком перегружая постановку. Дополнительные линии сделали работу более напряженной, связанной и гармоничной.
Все значимые точки компоновки (углы треугольника) уравновешивают друг друга относительно центра листа, являющегося одновременно приблизительным центром композиции и треугольника. То есть, нет явного стремления к опрокидыванию треугольника в ту или другую сторону. Кроме того, рисунок отвечает и основным теоретическим правилам: облегченный низ – условная сдвижка вверх, ненагруженная, высветленная правая сторона – условная сдвижка влево.
Итак, после всего вышесказанного и увиденного, становится очевидно, что все манипуляции с композицией локальны и интуитивны: правила существуют как факт, но пользуется ими ученик по собственному усмотрению, полагаясь на свое внутреннее чувство гармонии и равновесия. Именно поэтому так важны практические упражнения, развивающие эти умения. Следует также отметить, что изучаются академические приемы компоновки, которые при достаточном уровне подготовки могут умышленно нарушаться автором для усиления эмоционального воздействия работы, как, например, в ряде импрессионистических произведений.
2. Практические занятия.
1. Создать композицию, элементами которой являются три вида геометрических фигур: прямоугольник (квадрат), круг, треугольник и заключить их в произвольную рамку, учитывая все вышеизложенные правила. При этом должны применяться «активные пере сечения» и не допускаться «поцелуи». Также ограничивающая линия одной фигуры не может быть продолжением стороны другой. Желательно не «сажать» элементы на одном уровне, в ряд. Рисунок в карандаше небольшого размера: не больше ? листа А-4.
«Неактивное пересечение» | «Поцелуй» | «Совмещение сторон» |
2. Обсудить работу и, если композиция не уравновешена, совместно исправить ее. При необходимости задание повторить.
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Удачная композиция | Неуравновешенная | Уравновешенная |
3. Разделить лист А-4 на 4 равные части от руки карандашом.
Вписать в каждую из полученных («заданных») рамок свою композицию из того же набора геометрических фигур, добиваясь их гармоничности. Если изначально работы получались удачными, то можно ограничиться тремя рисунками.
4. Рассмотреть композиции, откорректировать. Попросить ученика перерисовать, пропорционально увеличивая, понравившуюся ему работу на лист А-4, отметив, что рамка в два раза его меньше. Обвести фигуры по карандашному контуру так, чтобы пересекающиеся элементы были разных цветов, но общее тоновое решение получилось бы гармоничным. Например, избегать деления рисунка на правую «теплую» сторону и левую «холодную» и т. п. Это упражнение – первый шаг в развитии глазомера и в постижении азов построения. Необходимость соотносить элементы, вынужденные элементарные промеры оттачивают внимание и последовательность процессов исполнения. Требование рисовать без линейки развивает твердость руки.
Рисунок Н.Ш. | Рисунок В.К. |
1. Взять выполненный в карандаше лист с четырьмя (тремя) композициями и выбрав любую, отличную от пропорционально увеличенной, обвести фломастерами фигуры по контуру.
3. На световом столе, через стекло, на цветном ксероксе сделать копию обведенной пропорционально увеличенной работы.
4. Превратить копию линейной композиции в цветовую. При этом надо учитывать, что появляющиеся цветные пятна, располагаются и окрашиваются вариативно. В зависимости от выбранного расположения и тонировки заливаемых мест можно как «разрушить» гармонию первоначального линейного варианта, так и придать ему большую красочность и эмоциональность, сохранив равновесие форм. Иногда приходится сделать несколько работ, чтобы путем сравнения выбрать лучшую. Упражнение не только стимулирует композиционные навыки, но и оттачивает цветовосприятие.
Рисунок Н.Ш. | Рисунок Н.Ш. |
Учитывая правила размещения единичного предмета на листе, требования к пересечениям и заливке придумать и изобразить предмет из стандартных геометрических фигур. Чаще всего рисуются животные – можно посмотреть формы и пропорции тел в иллюстрированной энциклопедии, обсудить, какая фигура подойдет для лапы или головы (начальная подготовка к освоению построения предметов), но не исключены кресла из треугольников и квадратов, деревья из кругов и т. д. В любом случае активизируется творческое мышление. Задание может быть четко определено преподавателем (птица из треугольников, машина из прямоугольников и кругов) или предложено учеником самостоятельно. Количество типов графических элементов и сами типы фигур либо задаются учителем, либо выбираются автором. Останавливаясь на том или ином варианте, арт-терапевт ориентируется на уровень подготовки, состояние и личностные характеристики пациента.
Рисунок Н.Ш. Птица из треугольников «Орел» | Рисунок А.С. Птица из треугольников «Петух» |
Рисунок Ж.К. ¹ Слон из треугольников, квадратов | Рисунок А.О. Черепаха из треугольников и прямоугольников |
Рисунок А.О. Олень из прямоугольников и треугольников |
¹Рисунок «Слон» выделяется тем, что в нем просматривается как слон (на мой взгляд, с меньшим сходством), так и ослик, опустивший голову. Однако, если автор настаивает именно на таком видении животного, не стоит его разубеждать, заставлять переделывать. Лучше включить «слона» в последующие работы (например, в линейный натюрморт). Добиться сходства с натурой, а потом сравнить геометрический рисунок с вновь сделанным, обсудить и, возможно, повторить «геометрию».
Рисунок А.О. Кошка из кругов | Рисунок А.С. Медведь из прямоугольников и кругов |
Просвещенный читатель уже обратил внимание, что все рассмотренные выше упражнения базируются на авангардном направлении в искусстве начала 20 века – супрематизме. Конечно само течение намного глубже и сложнее, но к подробному изучению его мы вернемся в конце первого этапа в разделе «основные направления в изобразительном искусстве». Такое движение по витку спирали, начинающееся с «легкого погружения» в авангард, продолжающееся постижением с возрастающей степенью сложности реализма и заканчивающееся изучением абстрактного искусства, но на более высоком уровне, характерная особенность всего этапа. Техника реалистичного классического рисунка сложна, требует большой отдачи и, в общем-то, скучновата. К ней надо, во-первых, морально подготовиться, а, во-вторых, ее необходимо разбавлять эмоционально-творческими заданиями, что больше свойственно авангардным течениям, чем реалистичным. К тому же авангардное искусство более сложно для восприятия, чем понятный реализм. Готовиться к его приятию лучше постепенно, «вживаясь» в него через собственные работы. Тем не менее, вовсе не значит, что в результате все поголовно должны любить абстракцию. Нет! Но знать, понимать вкладываемые идеи – да. Немаловажен также и факт осознания учеником того, что он рисует не «детсадовские» кружочки-квадратики, а осваивает значимое направление в искусстве.
www.mochalova.ru
Слайд 1
Автор презентации: Гусева Анастасия Класс 5-б Руководитель: Монакова К.З. Москва 2010 г. ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» 367 Зеленоградского округа г. Москвы Конкурс «Умники и умницы» «Рисунки из геометрических фигур» (математика)Слайд 2
1. Компьютерная графика. 2.Геометрические игры – головоломки: «Пифагор», «Архимед», « Танграм » и др. 3. Рисунки по координатам. Геометрический зоопарк. 3. «Живая геометрия» Рисунки из геометрических фигур . . Содержание:
Слайд 3
Знаменитые старинные головоломки из геометрических фигур: «Пифагор», «Архимед», « Тагнрам » и другие …
Слайд 4
Развивает умственные и творческие способности детей. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д. В каждой модели используются все семь фигур «Квадрата Пифагора». Благодаря сложности и многообразию геометрических фигур, игра развивает пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, усидчивость. Головоломка «Пифагора» – это к вадрат размером 7х7 см , разрезанный на 7 частей. Из полученных фигур можно сложить различные силуэты. Головоломка «Пифагор»
Слайд 5
Простейшие фигурки из деталей «Квадратов Пифагора»
Слайд 6
Головоломка Архимеда « Стомахион » (приводящая в ярость) Игра была известна еще до нашей эры. Создателем ее считали Архимеда, в нее играли еще в глубокой древности. Чтобы сделать такую игру, надо взять прямоугольник одна сторона которого в 2 раза больше другой. Элементы игры получаются путем произвольного деления прямоугольника на 14 частей. Из получившихся деталей конструируют на плоскости разнообразные предметные силуэты, например, сидящей собаки, бегущего человека, разнообразных цветов, птиц. Можно сложить и многофигурные композиции.
Слайд 7
Головоломка «Сфинкс» . В ее состав входит 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника и 3 четырехугольника с разным соотношением сторон.
Слайд 8
Геометрия Головоломки «Архимеда»
Слайд 9
И еще…
Слайд 10
«Геометрическая семья»
Слайд 11
Геометрический подарок к празднику
Слайд 12
Геометрический тренинг
Слайд 13
1 2 3 6 4 5 7 Детали « Танграма ». Квадрат разделен на 7 кусков как показано на рисунке: 5 различных треугольников, квадрат и параллелограмм .
Слайд 14
Более сложные рисунки из 7 частей « Танграма »: дом, машина, лошадь, мальчик на ослике; человек, толкающий тачку; собака, велосипедист, британский лев и др .
Слайд 15
Рисунки по координатам ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ЗООПАРК. 1 Рисунок по координатам «Верблюд».
Слайд 16
2 Рисунок по координатам «СТРАУС »
Слайд 17
3 Рисунок по координатам «Лебедь»
Слайд 18
4 Рисунок по координатам «ЛИС»
Слайд 19
Рисунок 1 «Медвежонок» выполнен в программе «Живая геометрия»
Слайд 20
Рисунок 2 из геометрических фигур «Живая геометрия»
Слайд 21
1. Материалы сети Интернет. 2. «520 головоломок». Генри Э.Дьюдени . 3. Наглядная геометрия. И.Ф.Шарыгин . 4. Очерки о математических задачах на смекалку. Б.А.Кордемский . 5. Практикум по компьютерной технологии. О.Ефимова, В. Морозов. 6. Увлекательная математика. И.Леман . И др. Литература:
nsportal.ru
Круги, квадраты, треугольники — такие простые, на первый взгляд, фигуры, а сколько они таят в себе интересного. Сегодня в гостях у нашего блога — замечательные ребята из из башкирского объединения «Спортивный туризм«. Под руководством Елены Яковлевны Щербак дети подготовили очень интересные работы — рисунки из геометрических фигур.
Здравствуйте Людмила!
Меня зовут Елена Яковлевна Щербак — я руководитель башкирского объединения «Спортивный туризм» в г. Агидель. Мы занимаемся, в основном спортивным туризмом – это по словам детей – ЛАЗИЛКИ. Но также и рисуем, и мастерим, и поем. Сейчас вот, хоть и не вокалисты, но готовимся к конкурсу солдатской песни, дети будут петь песню ПРАДЕДУШКА. Моим воспитанникам так захотелось, а потому нас тоже не могут не принять.
Найдя ваш бесплатный конкурс, я обрадовалась и также обрадовала тех детей, которые не могут участвовать в других платных конкурсах. Хотя эти ребята и не меньше талантливы, чем остальные. Я вообще считаю, что бесталанных детей не существует – есть не заинтересованные. Так вот, я им объяснила, что в этом конкурсе победителями будут считаться те рисунки, которые поразят чем- то необыкновенным, своей изюминкой. Мы рассмотрели рисунки в положении о конкурсе и решили, что применим в своих именно геометрические фигуры – треугольники, кружки, квадратики. Вот это , собственно и стало основой всех рисунков.
Ямалтдинова Эльвина – наша очень упорная малышка, она ходит к нам вместе со старшей сестренкой — Региной.
Работа КРУЖОЧКИ – выдумки её и не только, но в основном, она запрвляла всеми действиями и придумывала — что может быть еще круглым, ну а рисовала я.
Рисунки из круга. Автор — Ямалтдинова Эльвина, 8 лет
Ямалтдинова Регина – это моя большая помощница. Ей нравится все! Ведь наше объединение туристическое, а турист – это тот же человек, в нем всего много и романтики и фантазии и силы и ловкости. Регина и другие несколько человек будут солистами. Девочка очень трудолюбивая, хорошо учится, приятно поет.
Для своего рисунка Регина выбрала летучую мышь потому, что это как раз необычно, особенно зимой. Регине очень нравится туризм (с ее слов), а потому она приходит в кружок каждый день.
Работа «Летучая мышь» — как мы видим, началась с круга ( кто бы мог подумать что из него выйдет, правда?), из круга – мордочка.
Рисунок летучей мыши — шаг 1
Ну, а дальше мордочка напомнила Регине почему-то летучую мышь.
Рисунок летучей мыши — шаг 2
Регина раскрасила летучую мышь красками
Рисунок летучей мыши — шаг 3
В рисунке «Летучая мышь» фон родился позже. Мышь получилась ночью, ну а раз на улице зима, то и снег тоже срывается. На груди, это уже в конце самом рисования, из снежинок образовался такой шахматный свитерок. Так, что наша мышь еще и шахматистка!
Летучая мышь — рисунок Ямалтдиновой Регины, 10 лет
Работа «КВАДРАТИКИ» – образ родился из того, что было под рукой. А на глаза попалась ракетка, состоящая из многих квадратиков.
Ракетка для рисования квадратов
Сейчас у нас проходит спартакиада, в одном из этапов есть как раз игра в теннис, кто больше набьет очков ( не думайте что шариком, вовсе нет – помпоном от детской шапочки – вот такие у меня дети – ФАНТАЗЕРЫ!). Вот она и лежала рядом – так все и получилось. Начал работу рисовать Ахматханов Ильназ, а продолжил Эмиль, ну и придумывали мы все вместе, а я все фиксировала. Так, что работа у нас коллективная. Эти ребятки тоже из группы ФГОС, только уже другой, они постарше, поответственней, что ли. Мальчишки просто супер! Оба любят спорт и туризм.
Рисунки из квадратов — коллаж 1
Итогом нашей коллективной работы из квадратов стали — Паровозик, гусеница, лимузин, робот домик с забором и разноцветный кубик:
Рисунки из квадратов
Саша Изилаев начал свой рисунок с круга, дорисовал еще рядом пять кружков и у него родился цветок, но теперь уже его фантазия прибавила божью коровку и веснушки. «Так же веселей получится! – сказал он!» а вот в основании его, если присмотреться, тоже был круг, но он стал подставкой, на которой его цветочек качается. И еще наш загадочный цветок с усиками! Вот, такой наш Саша – в этом он весь! Выдумщик!
«Загадочный цветочек» — рисунок Изилаева Саши, 9 лет
Что касается рисунка «Волшебство в лесу», то этот рисунок у Саши был нарисован так: сначала был нарисован фон, затем он нарисовал елочки, затем луну – вот только тогда понял – «Ведь это ночь, Елена Яковлевна?!» Ну потом появился снег, и метель. А вот, чтобы рисунок чем-то отличался – он украсил снежные сугробы ватой. Получился (по его мнению) рисунок в стиле ЗД. От себя добавлю – мальчишка необыкновенно талантлив именно в воображении своем.
«Волшебный лес» — рисунок Изилаева Саши, 9 лет
Темы Саша выбрал сам, про зиму и про лето. Вот и получилось – по-разному, но оригинально.
Работу «Времена года» Вероника придумала вместе с Региной, но рисовала сама Вероника. На этом рисунке получилось, что снеговик на льдине – это зима, деревья голые и травка зеленая, это ранняя весна, а тучи черные — такие бывают осенью. Они еще называли эту картину ВСТРЕЧА ВРЕМЕН ГОДА, а потом сошлись на названии – ВРЕМЕНА ГОДА.
«Времена года» — рисунок Тепловой Вероники, 9 лет
Вот такие у меня замечательные ребятки!
Надеемся, что Вам понравятся наши рисунки из геометрических фигур. Будем рады еще поучаствовать в других интересных конкурсах. И спасибо вам за интерес, проявленный к нам. С уважением, Елена Щербак.
wunderkind-blog.ru
Дорогие мамочки! Хочу представить вашему вниманию ряд геометрических аппликаций, которые мы делали с сыночком в возрасте 2-4,5 лет. Благодаря этим аппликациям мы закрепили знания о геометрических фигурах, о том, как из простых геометрических фигур можно сложить более сложные предметы (машины. ракеты, паровозы и т.д.). Кроме того, дополнительно мы закрепили знания о цветах, научились вырезать квадратики и прямоугольнички. С кругами и треугольниками сложнее, но все детальки, из которых состоят наши с Владом аппликации, вырезал или он сам, или – более сложные детальки – я держала его ручку в своей и мы вместе вырезали. Одна я не вырезала никаких деталек. повторюсь – сложные, держа его ручку своей, помогая направить ножнички и придерживая вырезаемую детальку. Надеюсь, я вас не утомлю!
Толчком послужила вот эта аппликация, сделанная сынулькой в детском саду. Я решила на этом не останавливаться.
Подарок папе в 2,5 года на 23 февраля. Приклеивал сынулька сам, когда был поменьше – я помогала, направляла деталь, если прикладывал неровно.
Немного бликует бумага, это оттого, что она глянцевая. Картон обыкновенный, белый. Клеили или на ПВА кисточкой, или клеящим карандашом.
Влад был удивлен, что такие машинки можно сделать из обычных квадратов, кругов, прямоугольников и треугольников.
Пароход
Вот такой разноцветный зайка!
Это целая лесная композиция получилась, бабочка из треугольников!
Волшебный паровозик, выпускает разноцветный пар!
Это ракета из бархатной бумаги, на цветном картоне, летит по направлению к луне.
Эту ракету сынулька принес из детского садика (Владику 3,5 года).
Бабочка, грибок и лавочка.
Веселый снеговик.
Просто солнышко из круга и треугольничков.
Тоже веселый снеговик!
Домик
Цветочек
Башня из геометрических фигур.
Снова паровозик.
А это наша игра на тему “Геометрические фигуры”. Дополнительно также изучали цвета, и форму предметов.
Имеется 5 фигур: Прямоугольник, овал, квадрат, треугольник и круг. Нужно определить, какой формы тот или иной предмет, и собрать цепочку одинаковых по форме предметов. Дополнительно отвечали на вопросы: Какого цвета шарик? Какого цвета морковка? и т.д. Игра очень интересная!
stranamasterov.ru
Перед уроком обязательно должен быть организован просмотр фильма «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел» с целью наблюдения за ходом рисования. Фильм (видеофрагменты общим размером 450 мегабайт) можно получить у автора.
Тип урока: Комбинированный урок конструктивного учебного рисования.
Цель урока:
Задачи урока:
Познавательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Материалы к уроку:
Для учителя: гипсовые геометрические тела,карандаш и компьютер с проектором, фильм «Рисование с натуры натюрморта из геометрических тел.»
Для учащихся: рабочие тетради для терминов по изобразительному искусству, простые карандаши, ластик, бумага для рисования формата А4.
Оформление доски к уроку: Экран. Рисунки прошлых лет.
Задание: Просмотр фрагментов фильма, «Построение с натуры натюрморта из геометрических тел».
План урока:
Организационная часть.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. На столе – тетрадь в клеточку, формат А4, набор простых карандашей, ластик. На доске – экран, рисунки прошлых лет.
Объявление темы.
Ребята, посмотрите на постановку. Вы видите группу геометрических тел. Каких?
Куб, конус и цилиндр. К какому жанру можно отнести эту группу тел? Натюрморт. А кто даст определение натюрморта? Натюрморт – это картина с так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, предметов быта, гипсовых слепков и т. п.) в определённом сочетании. Языком вещей он рассказывает о самых разнообразных сторонах жизни.
Просмотр фрагментов фильма.
Попробуйте выделить основные этапы построения натюрморта и записать в рабочую тетрадь.
Практическая работа.
На уроке вам нужно решить такие задачи:
1-й этап. Решение расположения листа вертикально или горизонтально.
- Начинают рисунок группы геометрических тел с обобщённого наброска всей группы без выделения отдельных предметов.
- Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали.
- Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы.
- Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение, т. е. лист для рисования располагается горизонтально или вертикально.
2-й этап. Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела.
- Сравнивать объёмные отношения одного тела по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине.
- Определить уровень горизонта (он находится на уровне глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отсюда зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их плоскостей (оснований, боковых граней), углы расположения ближайших задних граней.
Все предметы изображаются, как будто они прозрачны или сделаны из проволоки. Для этого прорисовываются и те грани и рёбра, которые невидны в натуре. Проверяем нижнее основание куба и нижнее основание описанной вокруг цилиндра призмы, чтобы не было проникновения куба в цилиндр.
Мини-выставка и краткий анализ.
Поднимите свои рисунки для демонстрации и покажите их мне.
Задание на дом.
Составьте из трёх спичечных коробков натюрморт и сделайте линейную зарисовку. Коробки как бы прозрачные. Покажите на рисунке невидимые рёбра коробков.
Цель: Решение в рисунке натюрморта светотени.
Задачи:
План урока.
Организационная часть.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Объявление темы.
Продолжаем рисование с натуры натюрморта из геометрических тел.
Просмотр фрагментов фильма.
Постараться запомнить порядок нанесения штриховки на рисунке. Обратить внимание на определения: свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень.
Практическая работа.
Тоновая проработка рисунка начинается с четкого определения и очерчивания на изображениях предметов границ собственной тени и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона.
Возьмите мягкий карандаш 3В и начните добавлять тон. Для этого широкими диагональными штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном затенённые стороны куба, цилиндра, конуса, независимо от того, собственная ли это тень или падающая.
Нажимая немного сильнее на тот же карандаш, заштрихуйте правую грань куба и основание цилиндра. Заштриховываем падающие тени от куба и цилиндра на горизонтальной плоскости и далее вокруг цилиндра. Усиливаем тон около границ света и тени, а это на грани куба и основании цилиндра. Легко наносим штриховку падающей тени от куба на цилиндре по форме.
Прорабатываем светлые и тёмные тона на конусе. Очень хорошо видно как усиливается тень к вершине и ослабляется к основанию конуса. Штрихи наносить нужно по форме.
В верхнем ближнем углу куба усиливаем нажим на карандаш при штриховке теневой грани. На ней хорошо виден рефлекс (отражение света или цвета от соседнего предмета) от освещённой поверхности цилиндра свет отражается в тени грани куба. Такое же отражение от драпировки видно и в тени основания цилиндра.
Усиливаем самые тёмные места в падающих тенях с соблюдением контрастов и рефлексов. Не забываем, что на границе освещённой поверхности с собственной тенью свет светлеет, а тень темнеет. Тень высветляется, если по соседству находится освещённый предмет.
Тени, отбрасываемые предметами на серую горизонтальную плоскость, мало заметны, поэтому их нужно обозначить лёгкой штриховкой. Эти тени помогут «привязать» предметы к поверхности стола.
Выставка и оценка работ.
За несколько минут до звонка собрать работы и магнитами прикрепить их к классной доске. Заслушать комментарий детей по выполненным работам. Дать им возможность оценить работы своих одноклассников.
urok.1sept.ru