Тушь – это гибкий материал, дающий художнику большие возможности. Превосходно сочетается с любыми красками, карандашами, постобработкой в редакторах и т.д. Даже если, на первый взгляд, кажется, что с тушью работать скучно, то после некоторого количества практики вы можете изменить свое мнение и полюбить ее. Это хобби очень увлекательное, так же как и вязание, научиться вязать может любой желающий, в этой статье вы можете почитать об этом http://sovets.net/8775-kak-nauchitsya-vyazat-kryuchkom.html
Тушь известна человечеству с древних времён. Это краситель, который делают из сажи. Для того, чтобы суспензия мелких частиц сажи не расслаивалась в воде, в состав добавляют шеллак или желатин.
Тушь выпускают в жидком и твердом виде. Если жидкая недостаточно концентрированная, её можно открыть на несколько дней, чтобы лишняя влага испарилась. Твердую тушь нужно растереть и разбавить водой непосредственно перед использованием, иначе она скиснет.
Помимо обычной бывает цветная и влагостойкая тушь, но они распространены меньше.
Тушью можно рисовать любым инструментом. Это могут быть:
— кисти;
— перья;
— рапидограф;
— лайнеры;
— изограф;
— waterbrush;
— палочки из дерева;
— ватные палочки.
Изначально для работы тушью использовали перья птиц. Чаще всего утиные, а для более тонкий линий вороньи. Кончик затачивали ножом и окунали в тушь. Набранных чернил хватало на несколько штрихов.
С тех пор появились разнообразные металлические, тростниковые, бамбуковые и деревянные перья. Одни нужны для письма, другие для графики. Различаются они шириной кончика. Есть особый вид перьев — рондо. У них утолщенный кончик, который позволяют получать одинаковую линию независимо от угла наклона пера. Расщеп позволяет добиться того, чтобы тушь стекала именно на кончик. Если надеть тушедержатель, он позволит реже заправлять перо. Однако следуют выделить кисточку для этой цели и стараться попадать в пространство между тушедержателем и самим пером. Перья нуждаются в уходе, поэтому избегайте скопления осадка на них. Чаще промывайте и после рисования их нужно тоже. Обычного мыла достаточно, чтобы стереть тушь. Не забудьте вытереть перья, убрав влагу. Если ручка имеет металлические части, дабы защитить её от коррозии, предварительно выньте перо.
Новые перья обычно покрыты составом для защиты от ржавчины. Его следует убрать перед началом работы. Для этого подержите кончик над открытым огнём.
При выборе держателя главное, чтобы он был удобен. В качестве материала предпочтителен пластик, но так же можно взять деревянную ручку, если она покрыта лаком. В противном случае будет размокать.
Если выбираете waterbrush, то перед тем, как залить тушь, разбавьте ее водой. После использования обязательно помойте волоски.
BrushPen — это нечто похожее. Обычно используется для рисования красками, но можно заправить не водой, а тушью.
Кисти лучше брать синтетические, потому что они достаточно упругие. Хорошо подходят предназначенные для каллиграфии. Тонкие кисти дадут хороший диапазон толщины линии.
Изограф и рапидограф отличаются высокой ценой. Но ещё один их недостаток заключается в том, что они нуждаются в тщательном уходе. Нельзя разбирать их больше, чем написано в инструкции. Нельзя заправлять обычной тушью. Также вредно трясти. Но при всех своих недостатках эти инструменты обладают и рядом достоинств. Наряду с другими письменными принадлежностями их используют мангаки. У них самая высокая градация толщины линий. Изографом и рапидографом можно нарисовать идеальную тонкую линию без помарок.
Для тех, кто не хочет так сильно тратиться существуют лайнеры. Они позволяют добиваться аккуратных линий, но разнообразие толщины не так велико, как у более дорогих собратьев. Кроме того, их нельзя заправить и они быстро кончаются.
Заточенная палочка тоже может служить инструментом для рисования тушью.
Существуют и другие необычные инструменты. Здесь огромное поле для экспериментов.
Подберите плотную и гладкую бумагу. Излишняя фактура будет мешать, потому что ворсинки будут застревать в кончике пера. Тонкая бумага будет деформироваться или рваться от влаги. Купите ватман или специальную бумагу.
www.web-paint.ru
I. «Почему именно тушь?»
ЭКСПРЕССИЯ СВОБОДЫ – эти два слова приходят мне в голову, когда я думаю о туши. Благодаря ей, я могу создавать как быстрые наброски, так и серьезные, требующие большей отдачи работы. У меня есть возможность играть этой техникой в зависимости от цели, которую я поставил перед собой. Я также могу подключать и другие техники рисования, например: акрил, акварель, графит и т.д. И что самое важное – я не держу себя в рамках, я развиваю в себе способность творить.
Потому я говорю – тушь!
II. Что необходимо при работе с тушью:1. Краски акриловые (конечно же в моей палитре имеются и другие цвета).
2. Graphigum (наносится на определенные места рисунка перед началом работы с тушью; затем Graphigum удаляется с рисунка после нанесения туши; места ранее обработанные Graphigum oстаются белыми – тушь не впитывается).
3. Тушь белая.
4. Тушь черная.
5. Белый акрил.
6. Скрепки «Жабки» (служат для закрепления листа бумаги к планшету, а также могут использоваться и в других случаях, например, чтобы закрыть пачку чипсов, вообщем, очень нужный предмет не только для художников).
7. Плакатные перья различной толщины.
8. Разные палочки (очень мощный, но редко используемый инструмент).
9. Кисточки (разного размера и качества).
10. Автоматический карандаш 0.5 + графиты.
11. Различные ластики (мягкие – стирают чисто и мягко, не оставаляют пятен и шероховатостей; твердые – стирают жестко, меняют фактуру бумаги).
12. Ватные тампоны, бумажные салфетки и т.д. (служат для очистки перьев, кисточек, для удаления обилной влаги на бумаге).
13. Емкость для воды и туши.
14. «Буковки – печати» (прихватизировал со школы; иногда очень нужная вещь).
15. Простые карандаши.
16. Ножик (не пользуюсь точилками).
17. И все остальное, что я не упомянул, но часто использую в своих работах (мелки, пастель, акварель, «наждачка» она же «шкурка», циркуль, бумага цветная, ножницы, маркеры, ручки и т.д. и т.п.)
III. Основа для рисования
Чаще всего используется бумажная основа для работы с тушью. Бумага должна быть высокого качества, средней фактуры, достаточно плотной (как ватман). Тонкая бумага годится только для эскизов, она менее качественная. Перо такую бумагу царапает, а затем и само забивается волокнами, что препядствует свободному поступлению туши. Тонкая бумага также имеет неприятную особенность – быстро «впитывает» воду, а также очень деформируется, особенно, когда применяется техника «мокрой» акварели. Для рисования тушью в технике «мокрой» акварели прекрасно подойдет акварельная плотная бумага.
IV. Техника рисования
Тушь очень многогранна и интересна в работе. Порой она может быть очень непредсказуемой.
Итак, Вы готовы? Тогда в добрый путь – Вас ждут неожиданности и сюрпризы!!!!!
а) Рисование пером. При помощи пера рисуются тонкие линии, контурные линии, выполняется штриховка. Чтобы рисунок не был монотонным, вы можете играть с толщиной линий, дополнять рисунок мелкими штрихами, черточками, точками и т.д. Работа становится богаче и динамичнее. В этом вы также можете убедиться проследив творчество многих выдающихся художников. Вспомним прозрачность и чистоту линий А. Дюрера, насыщенные нервными штрихами работы кубистов, лаконичность и скупость росчерка у А. Матисса. Эта техника преимущественно служит для передачи чувств, впечатлений, внутреннего состояния в экспрессивных и динамичных работах. Эта техника также дает возможность осуществлять минутные эскизы и наброски. б) Рисование кистью. Эта техника очень свободная, может иногда напомнить процесс рисования акварелью, только у нас вместо нее просто тушь. Мягких переходов цвета вы можете добиться смешивая в различных пропорциях тушь с водой. Чем больше воды, тем светлее становится цвет туши. Соответсвенно, чем меньше воды, тушь будет более темная. Кисть и разбавленная тушь с водой может оживить ваш контурный рисунок, сделанный пером. Нанесите кистью на рисунок тени в виде пятен с мягкими переходами и переливами. Рисунок преобретет глубину. Рисовать кисточкой вы можете как по мокрой, так и по сухой поверхности. Следите за тем, чтобы кисть и разбавленная тушь, играющие вспомогательную роль в вашей работе, не заглушали характер контурного рисунка выполненного пером.V. Советы
– не срисовывай от других, попробуй найти свою «жилку», свой стиль. Тушь многогранный и богатый инструмент, она даст тебе расскрыться.
– не бойся того, что у тебя ничего не получится; для того и тренеруешься, чтобы набраться ловкости. «Москва не сразу строилась!»
– старайся рисовать тушью без наброска карандашом, так ты набьешь руку и глаз, преобретешь уверенность в том что делаешь. Заранее сделанный карандашный набросок может убить ту свежесть работы, которую дает тушь.
– не бойся экспрессии; иногда 5-ти минутный рисунок представляет из себя большую ценность, чем 6-ти часовая вымученная работа.
– всегда чисть крышку и бутылочку, где хранится тушь. Сухая тушь сбивается в комочки и теряет свои свойства.
– встряхивай тушь перед работой.
– чтобы добиться нужного тона туши, разбаляй ее с водой.
– старую тушь можно спасти: перелей тушь в другую емкость через марлечку (комочки остануться на марле) и долей немножко воды (любая открытая тушь со временем густеет).
– самые удобные емкости для туши при работе над рисунком – крышечки от различных бутылок: дешево и мобильно.
– всегда тщательно мой кисточки после работы с тушью, протерай тряпочкой. Так они тебе прослужат еще долго.
– в процессе работы часто меняй воду, используй большую емкость для воды, например банку. Так ты не испачкаешь лист бумаги, когда будешь ее смачивать кисточкой.
– не оставляй тушь открытой!!!!
– имей при себе ватные тампоны или салфетки, они тебе пригодятся при удолении лишней влаги на бумаге. Кончиком платка ты можешь также делать плавный переход от темного к светлому.
– когда используешь graphigum, подожди пока он полностью высохнит, убедись, преобрел ли он свойство застывшей пленочки; только тогда наноси сверху слой туши. Тушь ни в коем случае не должна перемешиваться с graphigum (что может случиться если начнешь раньше времени рисовать).VI. Пошаговый урок
1. Сначала я готовлю место для работы: инструменты и бумагу, на которй буду рисовать (и напиток, который собираюсь пить в процессе)
2. Набрасываю механическим карандашом начальный рисунок.
3. Когда эскиз готов, мягким ластиком убираю «грязь» и ненужные линии.
4. Заливаю палочкой определенные участки рисунка, которые должны остаться белыми, специальной маскирующей жидкостью (GRAPHIGUM). В этих местах тушь не будет впитываться в бумагу.
5. Затем кисточкой пропитываю поверхность бумаги большим колличеством воды (я буду использовать технику рисования по «мокрой» поверхности).
6. Теперь беру кисточку, смачиваю ее в туши и слегка провожу кончиком по влажным участкам рисунка.
7. Переизбыток туши собираю ватным тампончиком.
8. А так выглядит весь рисунок после нанесения слоя туши.
9. Теперь надо снять слой маскирующей жидкости (graphigum), он нам уже не нужен. В некоторых местах я его оставляю до окончания работы. Это уже кому как вздумается, дело вкуса и задумки.
10. Увеличиваю рисунок. Теперь я работаю над деталаями рисунка, вырисовываю глазки, нос, придаю характер героям.
11. Так выглядит рисунок после придания характера.
12. Кое где подкрашиваю рисунок белым акрилом (белая тушь тоже пойдет). Выделяю блики, подчеркиваю светлые места, корректирую контраст.
13. Штрихами, линиями, точечками делаю переходы, вырисовываю детали.
14. «Наждачкой» придаю эффектные шероховатости, потертости.
15. Результат:
16. И в заключении экспериментирую с цветом. Работа выглядит интереснее. Хотя, кому как нравится
agata-behexter.livejournal.com
Исследуем возможности рисования тушью и делимся советами, как начать работать с этим универсальным материалом.
Обучение работе тушью очень отличается от освоения рисования карандашом. Самое очевидное отличие: ластик вам уже не поможет – сделайте ошибку в рисунке тушью, и вам придется найти другой способ ее исправить. Но пусть это вас не смущает. Рисование тушью может быть занятием невероятно творческим.
Манера рисования тушью может быть такой нежной или энергичной, как подсказывает вам ваш темперамент; подберите ее опытным путем. В этой статье я разъясню, с чего нужно начать: от выбора подходящих материалов и принадлежностей до овладевания разными техниками.
Держите ручку поближе к наконечнику под углом примерно 45 градусов. Штрихи обычно начинаются рядом с вашим телом и затем отходят от него. Задействуйте всю руку и плечо, а не только запястье.
Совершенствуйте свои штрихи инструментами для туши
Потратьте время на развитие умения обращаться с ручкой с помощью упражнений. Потренируйтесь делать широкие штрихи, жирные линии, четкие завитки, изящные точки, изогнутые и прямые линии. Убедитесь, что все они у вас получаются и вертикально, и горизонтально, и по диагонали.
Традиционный рисунок ручкой и тушью подразумевает работу черной тушью по простой бумаге, а также создание пространства посредством толстых или тонких линий и повторение штрихов для текстуры. Вам лучше начать с фокуса вашей композиции и продвигаться на периферию, где находятся второстепенные элементы. Главный предмет у вас должен содержать тяжелые жирные линии и обладать наибольшей детальностью и контрастностью.
Проверенный и испытанный метод – начать с рисунка карандашом
Есть несколько способов разметить рисунок, прежде чем работать ручкой. Многие художники делают зарисовки карандашом HB и стирают лишнее, только когда ручка высохнет. Художники комиксов и манги часто пользуются нефотографируемыми синими карандашами. Как вариант, слегка наметьте рисунок ручкой PITT теплого светло-серого цвета или набросайте его легкими мазками туши, разбавленной водой.
Штрих может определять тон и текстуру вашего рисунка в туши
Передать тон, намекнуть на текстуру – в тушевом рисунке все это делается с помощью штрихов. Разные типы штриховок создают специфическое ощущение, и, изменяя их силу, направление и плотность (разреженная ли, прерывистая ли), можно добиться сильного эффекта. Практикуйтесь, и вы научитесь использовать тона, направления линий и текстуры, чтобы добавить изюминку в свою картину.
В вашем распоряжении много инструментов для рисования ручкой и тушью; поэкспериментируйте с разными вариантами и найдите тот, который лучше всего подойдет к вашему стилю. Мы рекомендуем выбрать водостойкую тушь, если только вы не собираетесь работать нежными мазками кистью. Конечно, здесь нет “единственно правильного” решения: все зависит от того, какой именно рисунок вы хотите получить.
Выбирайте ручки, наконечники и тушь, соответствующие вашему стилю рисования
Перья дают огромный диапазон линий: от крайне узких до довольно широких. Хотя их нужно макать в тушь, и это может быть неопрятным. Если вы выбираете перо, то лучше наполнить чернильницу так, чтобы, когда наконечник касается дна, тушь покрывала его на три четверти. Вытирайте наконечник пера каждые 10 минут, чтобы тушь все время ложилась ровно.
Возможно, вам будет лучше работать ручкой-кистью, чем пером
Многие художники предпочитают кисти, потому что те дают больший контроль над линиями. Опускайте кисть вниз для толстых, жирных линий или поднимайте ее над бумагой почти полностью для узких и тонких. Размеры 1-3 обеспечивают большое разнообразие.
Ручки-кисти – более удобный вариант, ведь их концы не нужно ни макать, ни вытирать.
Некоторые художники предпочитают кисточкам капиллярные ручки
Капиллярные ручки создают жесткие, сильные линии. Некоторым художникам такие нравятся больше, чем мягкие, изогнутые мазки от кисти, но им недостает многообразия линий, свойственного перьям, кистям и ручкам-кистям, и рисунок часто получается более механическим, менее выразительным.
Автор: Terese Nielsen
Поделиться статьей:
urokiakvareli.ru
Когда я впервые стал задумываться о карьере художника-карикатурщика, меня очень интересовала, обводка тушью. Мне казалось, что это искусство требует много времени для освоения, а хуже всего было отсутствие хороших пособий. Я нашел одну книгу, которую рекомендую всем, она называется «Искусство рисования комиксов тушью» Гэри Мартина (The Art of Comic Book Inking by Gary Martin), которая до сих пор является лучшей, на мой взгляд. У меня было много проблем, чтобы найти хорошее пособие по рисованию тушью.
Тушь кажется пугающей, кажется, что в случае ошибки вы не сможете что-либо исправить. Я часто чувствовал, что разрушил бы карандашный рисунок, растворил бы его энергию, своей неуверенной техникой рисования тушью. Чтобы научиться, я смотрел на настоящих мастеров, чтобы увидеть, как они делают то, что делают… Это были такие художники как: Уолли Вуд, Джек Дэвис, Вилл Эиснер, Милтон Канифф, Хал Фостер, Морт Друкер … список можно продолжить.
Однако я обнаружил, что каждый из них использовал свою технику и свой стиль, подражание их методам только заставило бы мои рисунки быть похожими на рисунки Друкера или Вуда (о’кей, на плохие рисунки Друкера или Вуда). Для меня стало очевидно, что подражание их способам, позволило узнать как тот или иной художник передает форму или объем тушью, это была лишь практика проб и ошибок, учило рисовать с твердостью и эффективностью.
К сожалению, я был очень нетерпелив, чтобы нарабатывать сой собственный стиль, поэтому я донимал других художников, зная, что они дадут мне совет или некоторые инструкции. Чаще всего говорили, что мне стоит больше практиковаться, однако за это время я все же узнал немало хитростей, уловок и способов. Мне даже было позволено иногда наблюдать за работой мастеров, стоя у них за плечом. Множество вещей я открыл самостоятельно, они просто накапливались с годами и сделанными рисунками.
Я разработал небольшую обучающую программу по рисованию тушью и сейчас поделюсь ею с вами. Только с небольшой оговоркой, я считаю себя «проходимым» контуровщиком на данном этапе моей карьеры. Я не думаю, что со своим способом я получу какую-нибудь премию, или встану в один ряд с мастерами вроде Вуда или Эйснера. Однако я больше не приближаюсь к перу и туши с опаской и ненавистью, я даже получаю огромное наслаждение от работы до тех пор… пока ручка не делает «сссссссскккриииттччч» и не забрызгивает всю страницу. Тогда я начинаю проклинать все на свете.
Начнем с карандашного наброска
Это карандашный рисунок, на примере которого я буду показывать вам мой способ контруровки:
Данный рисунок, в конечном счете, станет цветным постером. Это важно учитывать, поскольку, если бы я захотел оставить работу в черно-белом варианте, потребовалось куда больше времени для прорисовки форм и объемов. Здесь придется приложить больше усилия на этапе колорирования, но ради обучения работе с тушью, я выполню чуть больший объем рисования, чтобы показать различные способы, понятия и методы. Обратите внимание, что карандашные линии легки и в некоторых местах прерывисты, некоторые линии я не буду использовать в дальнейшем.
Необходимые инструменты
При работе я пользуюсь как кистями, так и перьями. Перья Gillott 303, кисти Winsor Newton Series 7 № 2 и № 6 (для закрашивания больших площадей). Тушь Pelican’s Drawing Ink для перьев и Dr. Martin’s Black Star под кисточку. Я использую Black Star для рисования кистью, потому что она дает плотный цвет и не становиться серой, после стирательной резинки как Pelican. Линии от кисти ложатся более тонким слоем, и после стирания получается светлее, чем линия от пера.
Из бумаги я предпочитаю Strathmore 500 Bristol из 3-4 проклеенных слоев с немного шероховатой поверхностью. Мне нравится бумага с шероховатой поверхностью, потому, что она придает линиям некоторую теплоту и очарование, в отличие от бумаги с гладкой, хорошо проклеенной поверхностью.
Кисть против пера
Есть свои за и против относительно применения любого из этих инструментов. В основном, это сводится к результату, которого вы хотите достичь, и вашим предпочтениям. Мне нравятся оба инструмента, поэтому я использую их вместе. Но все же, чаще я использую перо, потому что мне нравится его более грубая, несовершенная линия в противоположность очень гладкой линии от кисти. Я думаю, что у пера больше индивидуальности. Кисть стоит применять для больших, широких кривых линий, которые трудно провести в одно движение. Также использую кисть, чтобы прокладывать сплошной черный тон или, например, когда рисую длинные волосы или оперение и хочу, чтобы они выглядели гладкими.
Кисть расходует намного меньше туши, ложится на поверхность тонким слоем и высыхает намного быстрее, что позволяет раньше приступать к работе над следующим слоем. Кисть позволяет рисовать линии различной толщины за один прием – от волосяной до очень толстой. Есть у кисти и отрицательные стороны. Она требует большой концентрации внимания, если я устал или несосредоточен рисование ею может очень быстро меня расстроить. Ею трудновато нарисовать, острые углы и мультинаправленные линии. Работа кистью очень сильно отличается от работы карандашом и пером. Я очень люблю использовать кисть в работе с тушью. Но всему свою подход.
Перо позволяет делать мне самые разнообразные движения. 303 не цепляет бумагу, как игла рапидографа, таким образом,
eugene-zando.livejournal.com
Тушь — один из самых древних, известных нам живописных материалов. Это краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.
Есть еще цветная тушь, по свойствам своим чем то напоминающая акварель, но более яркая и стойкая. Хорошая тушь не размывается водой. Я свои рисунки рисую обычной Гаммой, но надеюсь в скором времени приобрести что-то более интересное и стойкое, потому что она, увы не водостойкая. Гамма очень жидкая и при заливке больших областей дает разводы. Хорошая тушь в этом случае ложится густым черным цветом. Кстати насыщеннее тушь сделать очень просто — надо открыть баночку и дать постоять ей 3-4 дня, за это время испарится лишняя жидкость и оставшаяся краска будет более концентрированной.
Есть еще китайская тушь в палочках, которую надо перед употреблением натереть и развести водой. Такую тушь не получится натереть «про запас», потому что в этом случае она просто скиснет и будет неприятно пахнуть. Поэтому работать такой тушью надо здесь и сейчас — полный дзен. Натирание туши выглядит примерно так:
Для меня стало приятным открытием, что рисовать тушью можно всем, чем угодно. Подойдут кисти, перья, деревянные палочки, даже ватные палочки. Тушь удивительно живой и многогранный материал прекрасно принимает все. Я рисую в основном перьями и waterbrush. Если заливать тушь внутрь такой кисточки, надо немного развести ее водой и после употребления сразу помыть, иначе волоски склеятся. Новые перья перед работой нужно немного подержать над огнем (кончик), так с пера уберется специальный защитный состав, защищающий его от ржавчины. После работы все перья тоже надо мыть и вытирать насухо. Тушь хорошо отмывается обычным мылом.
Относительно бумаги для рисования могу сказать — она должна быть достаточно плотной и гладкой. Если рисовать пером на шершавой, фактурной бумаге, волокна будут забиваться в кончик пера и портить рисунок. На мой взгляд хорошо подходит ватман и специальная бумага для туши (продается в Передвижнике), они выдерживают воду, не портят перья и подходят по плотности.
Еще один огромный плюс туши — она прекрасно сочетается со многими материалами, акварелью, карандашами, гуашью, постобработкой в фш и так далее.
Напоследок еще про одно маленькое открытие.
Примерно в середине инктобера я посмотрела на Skillshare курс японского иллюстратора Юко Шимизу, который тоже кое-что новое приоткрыл. Юко рисует китайскими тонкими кистями, потому что они дают большой диапазон толщины линии и обрабатывает свои рисунки в фотошопе.
Меня поражает, как она с минимальным наброском делает очень детализированную картинку, зачастую в каких нибудь невероятных выкрученных ракурсах и позах. И получается вот так.
Здесь видно ее кисточку и исходный скетч.
В общем на ее сайте я зависла надолго и теперь пробую что-то подобное.
В своем следующем посте я расскажу немного про техники рисования и инструменты (изограф, рапидограф и компания).
artlab.club
Способы рисования тушью относятся к древнейшим технологиям создания рисунков. Как рисовать тушью, знали и раньше, отличие заключается лишь в используемых инструментах. Они существенно проще применяемых сегодня фломастеров и шариковых ручек. Для нанесения туши мастера использовали перья гусей и лебедей, а также палочки из тростника. Только ближе к девятнадцатом веку инструмент, рисующий тушью, приобрёл привычный вид и стал изготавливаться в виде металлического пера.
О том, как рисовать тушью, рассказывают существующие техники, которых насчитывается около двадцати. Все они имеют отличия и применяются для конкретных случаев.
Для классической техники используется перо, которое вставляют в ручку из дерева. Но некоторые, не зная, как рисовать тушью и пером, используют обычные шариковые ручки. С их помощью легко наносить ровные линии и не бояться, что тушь ляжет неравномерно.
Хотя ручки и фломастеры обладают рядом преимуществ, более широкие возможности предоставляют классические методики. Можно, например, рисовать тушью, обмакивая перо в чернила или наносить тончайшие линии или насыщенные мазки тростниковой палочкой.
Рисунок, выполненный с применением пера, обычно имеет простые штрихи и контрастирует за счет чередования залитых тёмных участков с пустыми белыми.
Использование ручки в паре с чернилами требует хорошей подготовки и немалого терпения, но позволяет чётко прорисовывать детали.
Перед тем как рисовать тушью, нужно не только определиться с техникой, в которой будет выполнен рисунок, но и подготовить все необходимое. В зависимости от выбора могут понадобиться:
Как рисовать тушью? Для начинающих важно, чтобы обучение проходило постепенно, поэтому сначала им следует освоить основные виды штрихов и линий.
После того как основные техники штриховок изучены и опробованы, можно учиться тому, как рисовать пером и тушью на бумаге с помощью точечной штриховки. Она требует аккуратности, терпения и усидчивости. Точечная штриховка применяется для мелких составляющих обьекта (песчинки, капельки воды).
Существуют правила, без которых не получится создать хороший рисунок тушью. Учитывая, что при работе используются только белый и чёрный цвета, очень важно уметь создавать различные оттенки.
При помощи линий и точек можно создать серый тон, и чем чаще они располагаются, тем более тёмный оттенок получится. Нельзя рисовать тушью, не зная, как создавать различные тона. И наоборот, умело играя тонами, можно не прорисовывать контуры предметов отдельно. Темный объект, размещённый на светлом фоне, будет иметь абсолютно естественную границу.
Ещё одним ключом к идеальному рисунку является контраст. Он создаётся как с помощью изменения цвета, так и путём изменения направления штрихов.
Техника того, как рисовать тушью кистью, широко применяется среди иллюстраторов и мультипликаторов. В отличие от обычной ручки, использование кисти позволяет выполнять большее количество элементов. Способности данного инструмента напрямую зависят от её качества и формы. Так, круглые кисти из соболя, белки или синтетических волосков способны создать не только широкую полосу, но и очень тонкую линию.
Кисть даёт возможность контроля над тем, сколько краски останется на бумаге. Зависеть это будет от силы нажима на неё.
В некоторых случаях применяется техника сухой кисти. Суть метода в том, что первоначальный насыщенный чёрный цвет туши по мере ведения кистью по бумаге переходит в оттенки серого, которые постепенно светлеют и полностью исчезают после того, как заканчивается краска. При правильном использовании этой техники можно создавать определённые эффекты.
Тем, кто выберет данную технику для своей работы, придётся запастись терпением, так как никогда не знаешь, каким получится оттенок в конце, когда кисть подсохнет. Для того чтобы иметь хоть небольшое представление о результате, можно провести тест на чистом листе. Главное, чтобы бумага была того же качества, что и используемая для рисунка. Иногда требуется даже слегка подсушить кисть с помощью сухой тряпочки, чтобы получить конкретный оттенок.
Перья могут быть выполнены из различных материалов. В качестве пера мастера используют и кончики птичьих перьев, и заточенные палочки тростника, бамбука или любого дерева.
Многие художники предпочитают создавать свой инструмент самостоятельно, но новичкам лучше подойдут экземпляры из магазина. Тем более что с этим не возникнет никаких проблем, ведь сегодня продаются перья разных размеров по доступным ценам.
При выборе перьев нужно руководствоваться техникой, в которой будет выполняться рисунок, и тем, какие будут использованы эффекты при создании изображения. Например, тонкие перья, сделанные из стекловолокна, позволят работать быстро, так как чернила проступают в них равномерно. К тому же это отличный вариант для тех, кто не может постоянно носить тушь с собой.
Линейный рисунок лучше выполнять классическими перьями с деревянными держателями. Применение такого инструмента замедляет работу, так как перо постоянно нужно опускать в тушь, но именно он помогает добиться необходимых линий.
Чернила тоже бывают разные. Можно использовать простые, основанные на полимере, или же акриловые. Их основу составляет вода, поэтому они могут разводиться до необходимой консистенции.
Вообще, подборка инструментов и материалов будет зависеть от изображаемого обьекта, техники исполнения и места рисования (помещение или улица).
fb.ru
Самый первый инструмент, который использовался для письма и рисования тушью — птичье перо. Обычно это были утиные перья, но когда возникала необходимость нарисовать более тонкую линию, выбирали перо вороны. Кончик пера, заостренный с помощью специального ножа, окунался в чернила, и полый стержень пера удерживал достаточно чернил для того, чтобы сделать несколько штрихов. Сейчас уже конечно с птиц перья дергают только эстеты, для остальных изобрели целую кучу разных металлических перьев.
Есть перья для письма, а есть перья для рисования. Перо для письма по сравнению с обычным для графических работ имеет более широкий наконечник. Вообще есть куча разных классификаций перьев в зависимости от типа письма или рисования, я еще пока ее целиком не уяснила и для себя делю перья на на 3 большие группы – ширококонечные, остроконечные, и рондо.
Ширококонечные перья – кончик похож на маленькую лопатку. Бывают металлическими, тростниковыми, бамбуковыми, птичьими и даже деревянными.
Остроконечные перья – похожи на копьё средневекового рыцаря в миниатюре. Изготавливаются из металла или перьев птиц, обычно гусиных. Именно такие перья чаще всего используются для рисования.
Рондо – металлическое перо. В каллиграфии им пишут чертежный шрифт при подписывании чертежей и плакатов. На кончике имеет «блинчик», за счёт которого и получается «эффект шариковой ручки» — то есть линия одной толщины в любом направлении движения пера. Не очень хороший выбор вообще, я такими не пользуюсь.
Также в каждом пере есть расщеп и должен быть тушедержатель.
В остроконечном один расщеп, а в ширококонечном бывает один или два – на это влияет ширина самого пера. Придуман расщеп для того, чтобы тушь или чернила удерживались между краями пера, и стекали на бумагу точно через кончик пера в необходимом количестве.
Тушедержатель (этот такая штучка надевается на перо) нужен для того, чтобы не приходилось поминутно заправлять перо тушью – с помощью этого нехитрого приспособления можно написать несколько букв за одно заправление пера тушью.
Причём не рекомендуется обмакивать само перо в чернильницу – от этого образуется нежелательный наплыв туши на кончике пера, а тростниковые перья и вовсе быстро изнашиваются вследствие размокания их рыхлой внутренней части. Надо заправлять тушью образовавшееся пространство между пером и тушедержателем с помощью кисточки, которая выделяется специально для этой цели.
Еще раз повторю, что перед первым использование кончик пера нужно прокалить над огнем, чтобы убрать специальный состав, защищающий перо от ржавчины.
Я рисую обычно остроконечным пером, примерно таким — это японский G pen.
На пере нужно избегать появления осадка, поскольку это непосредственно затрагивает качество проводимых линий. Перо хорошо очищается обычным споласкиванием в проточной воде (из-под крана) Наиболее важный момент очистки — вначале необходимо вынуть перо; в особенности, если ручка имеет металлический зажим для фиксации. Металл подвержен коррозии: если не вынуть перо, его неизбежно заклинит в зажиме. После полной очистки пера и зажима их следует насухо вытереть салфеткой или куском хлопчатобумажной ткани.
Для перьев есть разные держатели. Например такие для письма Copperplate для рисования не подходят
Наш выбор вот такой. Здесь сверху вниз обычный держатель (у меня такой), универсальный и для тонкого пера. Второй подходит тоже для тонких перышек.
Лучше, чтобы держатель был либо пластиковым, либо покрыт лаком, так он будет меньше размокать и портиться. Подбирать держатель нужно под вашу руку, я для удобства частенько наматываю изоленту или надеваю резиновые мягкие штучки с ручек, чтобы не уставали пальцы. Это кстати еще добавляет вес, а мне удобней держать более тяжелый держатель.
Много полезного пишут про перья в Википедии.
Теперь немного про кисти. Из своего опыта могу сказать лучше брать кисти для каллиграфии, у них большой диапазон толщины линии. Если таковых нет, для большинства работ подойдет синтетика, за счет своей упругости и жесткости, хотя на самом деле я встречала людей, которые щетинными кистями пишут шедевры тушью, так что тут индивидуальные предпочтения и личные пробы очень пригодятся. Мне лично удобна синтетика еще тем, что ее проще отмыть, а делать это нужно обязательно после каждой работы. Синтетика не боится мыла, быстро сохнет и вообще непривередлива. Все мои белки, колонки и прочие нежные звери тушь не держат вообще.
Отдельно стоит сказать про BrushPen — это синтетическая кисть уже с резервуаром с тушью. Я в качестве аналога иногда заправляю разбавленной тушью Waterbrush — получается что-то похожее. Здесь главное правило — то, что заливается в картриджи и кисти должно быть либо разбавленным, либо специальным, для заливки в рапидографы и изографы, иначе все ваши устройства после высыхания намертво склеятся внутри и их придется выкинуть.
Теперь о самом загадочном — изографы и рапидографы. Чем отличается изограф от рапидографа?
Некоторыми особенностями конструкции пишущего узла и способами заправки, но на практике – ничем. Ходит слух, будто изографом можно рисовать под наклоном, а рапидографом – только строго перпендикулярно бумаге. На самом деле оба могут рисовать под разумным наклоном. Вот так выглядят изографы.
А вот так рапидографы
Изографы и рапидографы не самое дешевое удовольствие, и при этом капризное. Их нужно чистить и промывать хотя бы раз в месяц, следуя инструкции. И ни в коем случае не разбирать больше, чем та же инструкция позволяет – иначе обратно не соберете! Заправлять их можно только специальными чернилами для рапидографов, лучше фирменными. Обычные чернила или тушь – самый легкий способ испортить инструмент. А портятся они часто даже сами по себе, особенно тонкие, от 0,1 до 0.25 мм, и в один прекрасный день отказываются рисовать. Одна из причин: искривление наконечника или металлической «нитки» толщиной с волос, расположенной внутри конструкции на утяжелителе. С ее помощью чернила прокачиваются в стальную трубку наконечника, и от слишком активных встряхиваний она может погнуться. Такой инструмент починке в домашних условиях не подлежит.
Вот кстати так устроена ручка изнутри.
Зачем покупать дорогой и капризный инструмент? Можно ли вместо него использовать гелевые, капиллярные ручки или маркеры? Можно. Тут дела вкуса и финансовых возможностей. Но рапидографы пишут чернилами, близкими по качеству и цвету к туши для рисования, их удобно использовать как вспомогательный инструмент в рисунке пером и тушью, например, в манге. Основной плюс – варианты толщины линий. Изографы и рапидографы начинаются от 0,1 мм в диаметре до 2 мм и имеют около 15 градаций толщины. Толщина гелевых и капиллярных ручек около 0,5 мм и редко бывает другой. Изографы и рапидографы дают одинаково тонкую идеальную линию без потеков и точек, что иногда тоже может быть важно
Линеры — хороший, более дешевый аналог изографов и рапидографов. Я в основном пользуюсь ими, а не гелевыми ручками, они дают более ровную линию без потеков, чернила не блестят и не размываются водой, по крайней мере у Faber Castell. Stabilo размываются отлично. Однако у них мало градаций толщины по сравнению с изографами и рапидографами, они довольно быстро кончаются и одноразовые.
Еще я хотела упомянуть несколько нестандартных материалов для рисования. У меня есть диковинное стеклянное перо, привезенное мамой из Израиля. Перо представляет из себя красивое веретено сужающееся от корпуса к пишущей точке. А чернила набираются вот в эти самые спиральные бороздки снаружи пера. В моем варианте оно немного царапало бумагу, что решилось шлифовкой кончика мелкой наждачкой. Фишка такого перышка в том, что оно набирает больше чернил, чем обычное, но не имеет градации толщины линии.
Можно рисовать деревянными палочками и клинышками, затачивая их под разными углами. Они дают интересную текстуру и линию.
Интересные результаты можно получить, используя губки, ватные диски и ватные палочки — здесь все зависит только от вашего бесстрашия и тяги к экспериментам. Так же можно протирать бумагу наждачкой, комбинировать с акварелью, гуашью, клеем — в общем полная свобода.
Вот такой огромный получился пост, я старалась ничего не упустить и буду рада вашим комментариям об инструментах, которыми вы пользуетесь или хотите попробовать.
В следующем посте я планирую немного рассказать про технику рисования тушью.
artlab.club