Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе.
Натюрморт «Дары осени».
Подготовила и провела:
воспитатель Андреева Т.В.
Москва 2013г.
Конспект занятия по рисованию
натюрморт «Дары осени».
Программные задачи.
Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех – четырех предметов акварелью. Познакомить с понятие «блик», способами его рисования. Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте
Оборудование и материалы.
Репродукции натюрмортов, натюрморт (натура) Акварель, листы белой бумаги для акварели формата А4, кисти (белка №1, 2, 4), стаканчики с водой, влажные салфетки на каждого ребенка
Ход занятия.
Воспитатель:
– Ребята, помните, мы с вами рассматривали картины и знакомились с одним из жанров изобразительного искусства – натюрмортом? Давайте сегодня рассмотрим одну из таких картин- репродукцию с картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
– Что вы видите на картине? (Ответы детей)
Эта картина называется «Цветы и плоды». Почему художник ее так назвал? (Ответы детей)
– К какому жанру живописи она относится?
Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра. Рассматривая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат.
– Чем отличаются натуральные фрукты и цветы от изображенных на картине?
– Какого цвета фрукты изобразил художник?
– В чем вы видите красоту такого сочетания и формы?
– Что в первую очередь привлекло ваше внимание?
Предложить детям найти композиционный центр картины, обратить внимание на сочетание цветов, т. е. колорит.
Сегодня в гости к нам
Заглянула Осень,
Оставила гостинцы, Просила передать
Что если нам понравится такое угощенье,
То мы без промедленья все можем рисовать.
А что же приготовила нам щедрая осень? Смотрите, какие красивые фрукты!
(Дети рассматривают фрукты, описывают их форму и цвет)
Предложить детям составить из них композицию в вазе. Сказать, что предметы в композиции могут частично закрывать друг друга, например, яблоко может лежать на столе перед вазой.
Показать детям, как правильно сделать набросок основных деталей простым карандашом – при рисовании натюрморта с натуры важно точно передать положение предметов, все детали. Линия должна быть едва заметна, чтобы потом не просвечивала сквозь акварель.
Следующий этап работы – прокладка тоном. Не прорисовывая деталей, обобщенно, наносится светлый тон акварелью. По просохшему накладывается более насыщенный, для выделения темных частей. Главное в акварели, чтобы она оставалась прозрачной. Обратить внимание детей, что при освещении предметов на них видны светлые блики – в зависимости от освещения с той или другой стороны. Для передачи блика в рисунке на его месте остается светлый тон, темный не накладывается.
(Включить негромкую музыку, дети приступают к работе)
По окончании рассмотреть с детьми все рисунки, придумать название своему натюрморту.
nsportal.ru
для детей с нарушением зрения
Составила и провела
воспитатель Ложкина Т. Я.
Цели и задачи.
Материалы.
Репродукции натюрмортов К. С. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», Кончаловский «Овощи», фланелеграф, набор геометрических фигур для фланелеграфа, корзина, овощи, фрукты, подносы, подставки с тканью (для фона), бумага для акварели разных размеров, уголек для наброска, краски гуашь, палитры, 2-е кисти №12, №8, подставки для кисточек, баночки с водой тряпочки.
Предварительная работа.
Рассматривание натюрмортов художников: В. И. Волшина «Лук», Хрутицкого «Цветы». Рисование цветов в вазе с натуры. Лепка овощей и фруктов. Аппликация « Дары осени». Коллаж «Дворец осени». Чтение рассказов и сказок об осени. Загадывание загадок об овощах и фруктах.
Составленные детьми в ходе занятия композиции являются натурой для подгруппы из 3-4ых человек.
Ход занятия.
Вос. Сегодняшние занятие мы посвящаем натюрморту. Вы знаете, что это такое, «натюрморт»? (Дети читают отрывок из стихотворения А. Кушнера «Что я узнал!».)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
или все предметы сразу,
Знай, что – это натюрморт.
Натюрморт означает изображение неодушевленных предметов, которые окружают человека и которыми он пользуется. Но натюрморт не просто изображение предметов, а в нем есть глубокое содержание. Так прежде чем художник возьмет в руки кисть и краски, он долго обдумывает свою работу, рассматривает резные вещи и растения, ставит их то, вмести, то подальше друг от друга. Взгляните на натюрморт Петрова-Водкина «Черемуха в стакане». Нравится вам картина? Что изобразил художник? (Ветку черемухи.) Где это все находится? Как расположены предметы? Какие основные цвета использовал художник? (Красный, синий, белый.) Эти цвета близкие или контрастные? (Контрастные.) А для чего художник использовал контрастные цвета? Посмотрите, как на фоне синего красный кажется еще более ярким, в тоже время синий получился более насыщенным, глубоким, а белый ярким сияющим. Обратите внимание на еще один натюрморт «Овощи» художника Кончаловского. Что изображено на этой картине? (овощи крынка и т.д.) Скажите мне, пожалуйста, в какое время года была нарисована эта картина? Когда больше всего созревает овощей и фруктов. (Осенью.)
Ребята, а какое время года у нас сейчас? Правильно осень наступил последний месяц осени Ноябрь. Скоро осень уйдет и на смену ей придет зима. А перед уходом осень решила заглянуть к нам в гости. (Входит осень.)
Осень
Я – Осень золотая Поклон мой вам друзья! Давно уже мечтала О встрече с вами я | Вы любите, когда я прихожу Я красоту повсюду навожу Смотри уж в золотой, багряный лес Скользнул луч солнца золотой с небес, |
И на земле лежит золотой ковер
Лишь осенью увидите такой.
Ребята мне очень нравится у вас. Я принесла вам сегодня свои дары. Но в начале отгадайте мои загадки.
Я и черный я и белый, Я и ловкий я и смелый Я без лестниц, без ступеньки На любые влезу стенки. Ус зелененький завью В гроздья солнышка налью И ребятам малышам Все до капельки отдам Виноград Родились у матушки Сто четыре дочки У каждой дочки Румяные щечки На косе листочки Яблоки. | Уродилась я на славу Голова бела, кудрява Кто любит щи В них меня ищи. Капуста. За кудрявый хохолок Лису из норки поволок На ощупь очень гладкая На вкус как сахар сладкая. Морковь Сорвали детишки Синие шишки Шишки гладенькие Внутри сладенькие Сливы. |
(Отгаданный овощ или фрукт Осень достает из корзины и выкладывает на стол.)
Как вы хорошо разгадываете загадки. Порадовали вы меня. Меня в корзине еще много даров разберите ее. Вы знаете их? ( Знаем баклажан, перец и т.д.) А попробуйте мне нарисовать их. Ваши рисунки я повешу в замке, который вы мне построили и в долгие вечера нашей разлуки, ведь скоро я должна уступить на земле место зиме, я буду рассматривать их и вспоминать о том, как была у вас в гостях.
Вос. Ну что же ребята выполним просьбу Осени? (Да.) Ну и хорошо мы с вами сейчас будем рисовать натюрморт. Прежде чем рисовать мы сложим несколько композиций, чтоб осени подарить разные натюрморты. Давайте, вначале разделим дары на овощи и фрукты и выложим из них четыре композиции.
(Дети собирают композиции. После того как дети справятся с заданием, им предлагается выбрать композицию, какую им хочется нарисовать.)
Вос. А теперь нужно как следует рассмотреть наши композиции. (Рассматривается самая сложная и самая простая композиция на фланелеграфе объясняется прием наложения. Дети сидят на ковре около натюрморта.) Обратите внимание на композицию с капустой. Давайте разберемся, какой предмет находится дальше всего от нас? Какую геометрическую фигуру он напоминает? Какой он величины? (Круг выкладывается на фланелеграфе.) какой предмет находится с права от капусты? Какую геометрическую форму он напоминает? Он лежит рядом или перед капустой? А как вы это узнали? (Он частично закрывает капусту.) (Фигура также выкладывается на фланелеграфе.) Аналогично рассматривается третий предмет и выкладывается на фланелеграфе. (Далее детям предлагается рассмотреть и выложить на фланелеграфе композицию из 2-х предметов.)
Во время рисования, воспитатель обращает внимания на натуру: на форму цвет и расположения предметов относительно друг друга. Если возникнут затруднения, предлагает ребенку выложить композицию из геометрических фигур у себя на листе бумаги. Поощрять более точную передачу оттенков овощей и фруктов. Напомнить, чтобы получился более светлый оттенок в белую краску надо добавить другие. По окончанию работы воспитатель предлагает Осени рассмотреть детские работы.
Вос. Эти натюрморты мы дарим тебе Осень!
Осень. Спасибо вам ребята. Мне очень нравятся ваши рисунки. Вы очень красиво нарисовали натюрморты, а дары вы заберите с собой в группу и съешьте.
nsportal.ru
Тема недели: Урожай. О хлебе
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе.
Натюрморт «Дары осени. Фруктовая сказка»
Программные задачи:
1. Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех- четырех предметов акварелью. Познакомить с понятие «блик», способами его рисования. Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов.
2. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте.
3. Воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в рисунке.
Методы и приёмы:
Беседа, художественное слово, объяснение, поощрение, указания, индивидуальная работа с детьми, анализ.
Словарная работа: Блик
Оборудование и материалы:
Репродукции натюрмортов, натюрморт (натура) акварель, листы белой бумаги для акварели формата А4, кисти (белка №1, 2, 4, стаканчики с водой, влажные салфетки на каждого ребенка.
Предшествующая работа:
Рассматривание репродукции натюрмортов; иллюстраций с фруктами и цветами, заучивание пальчиковой гимнастики «Компот».
Ход НОД:
1. Вводная часть. Беседа.
– Ребята, давайте вспомним с вами такой жанр изобразительного искусства – натюрморт. Сегодня рассмотрим одну из таких картин- репродукцию автора И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
– Что вы видите на картине?
– Эта картина называется «Цветы и плоды». Почему художник ее так назвал?
– К какому жанру живописи она относится?
-Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра. Рассматривая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат.
– Чем отличаются натуральные фрукты и цветы от изображенных на картине?
– Какого цвета фрукты изобразил художник?
– В чем вы видите красоту такого сочетания и формы?
– Что в первую очередь привлекло ваше внимание?
Предложить детям найти композиционный центр картины, обратить внимание на сочетание цветов, т. е. колорит.
Сегодня в гости к нам
Заглянула Осень,
Оставила гостинцы,
Просила передать
Что если нам понравится такое угощенье,
То мы без промедленья все можем рисовать.
-А что же приготовила нам щедрая осень? Смотрите, какие красивые фрукты!
Воспитатель предлагает детям составить из них композицию в вазе. Сказать, что предметы в композиции могут частично закрывать друг друга, например, яблоко может лежать на столе перед вазой.
2. Основная часть. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь педагога..
– Предлагаю приступить к работе. Напоминаю несколько правил при пользование кисточкой и акварелью:………………………………….
– Чтобы кисточка была послушна в ваших руках, нам необходимо размять наши пальчики, для этого мы выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот,
( Левую ладошку держим «ковшиком»)
Фруктов нужно много. Вот:
( правой рукой «мешаем»)
Будем яблоки крошить
( Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого.)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
(Опять «варим» и «мешаем»)
Угостим честной народ.
Показать детям, как правильно сделать набросок основных деталей простым карандашом – при рисовании натюрморта с натуры важно точно передать положение предметов, все детали. Линия должна быть едва заметна, чтобы потом не просвечивала сквозь акварель.
Следующий этап работы – прокладка тоном. Не прорисовывая деталей, обобщенно, наносится светлый тон акварелью. По просохшему накладывается более насыщенный, для выделения темных частей. Главное в акварели, чтобы она оставалась прозрачной. Обратить внимание детей, что при освещении предметов на них видны светлые блики – в зависимости от освещения с той или другой стороны. Для передачи блика в рисунке на его месте остается светлый тон, темный не накладывается.
Самостоятельная работа: По ходу НОД проводится индивидуальна работа с затрудняющимися детьми.
Анализ работ: Ребята, вы сегодня были настоящими художниками, вы очень старались и поэтому у вас всё получилось красивые натюрморты.
Давайте рассмотрим с вами все рисунки, придумайте название своему натюрморту. Дети проводят анализ своих рисунков. Ребята, а теперь давайте оформим выставку и у нас получится с вами замечательный, яркий натюрморт, который мы обязательно покажем нашим родителям.
nsportal.ru
Занятие по рисованию в подготовительной группе «Натюрморт»
Задачи: Познакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом. Развивать формообразующее движение, умения рисовать акварельными красками. Продолжить развивать навыки и умения целенаправленно наблюдать натуру, красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги, последовательно строить изображение, передовая красками цвет предмета, его форму, пропорции. Совершенствовать навыки рисования. Развивать творческое воображение.
Материалы: Белые листы для акварели А 4, акварельные краски, кисти мягкие. Репродукции картин: Натюрмортная графика Ф.П. Толстого, И.Е. Репин «Яблоки и листья»1879г., Н.А. Врубель «Шиповник»1884г., И.Ф. Хруцкий «Цветы и плоды»1836г., И.Н. Крамской «Букет цветов», «Флопсы»1884г., А.Я. Головин «Флопсы»1911г. Муляжи фруктов, ваза. Музыкальные записи: «Вальс цветов» П.И. Чайковский, М. Балакирев «В саду» А. Вивальди «Времена года»
Ход занятия
Тихим фоном звучит классическая музыка.
Сегодня мы посетим музей Изобразительных искусств. Давайте вместе рассмотрим картины, которые представлены нашему вниманию, и постараемся определить жанры живописи (Рассматриваем репродукции Васильев Ф. «Мокрый луг», Васнецов А. «Сумерки», Клевер Ю «Пейзаж», Маковский К. «Боярышня», «Портрет императрицы Александры Фёдоровны», Поленов В. «Золотая осень», Аргунов И «Портрет княгини Екатерины Александровны», Венецианов А. «Портрет М.А. Венециановой» и натюрморты)
Что вы можете сказать про эти картины? В чём их схожесть и отличие?
Ответы детей: Картины разных жанров.
Какие мы знаем жанры: Пейзаж (попросить детей показать пейзажи) Правильно, молодцы.
Портреты (ответы и показ детей), и сегодня, хотелось бы уделить особое внимание такому жанру изобразительного искусства, как натюрморт, тем более, что мы сегодня не только посетим музей, но и попробуем превратиться в художников и разместить свои произведения рядом с картинами великих мастеров. И для начала нам надо пройти, присесть на свои места и приготовиться к творчеству. Но прежде чем начать работу давайте поговорим о том, что нам сегодня понадобится. Рисовать мы будем акварелью. Что мы можем сказать про эту краску.
Ответы детей: Аква значит вода. Совершенно верно, и эта краска действительно «любит» воду. Давайте рассмотрим акварельные репродукции. Картины получаются «прозрачными», «хрустальными». Формы мягкие, почти расплывчаты. Рисовать мы будем на бумаге для акварели, которая имеет более пористую поверхность, что способствует лучшему впитыванию жидкости, чтобы краски не смешивались.
А теперь послушайте стихотворение о натюрморте:
Если видишь на картине
Вазу, розу в хрустале.
Или морс в большом графине.
Или глиняную чашку.
Или фрукты или торт.
Или все предметы сразу.
Знай, что это натюрморт.
(А. Кушнер.)
Три апельсин, два грейпфрута,
В седой вуали виноград,
гранат, хранящий краски утра,
инжир – его полночный брат…
Хрусталь манит прохладой сока,
На белом – вишни яркий след.
И сквозь невидимые окна
Струится мягкий летний свет…
(Хлебникова Н.С.)
Натюрморт это художественное воспроизведение домашней утвари, цветов, фруктов, овощей, посуды и др. неодушевлённые предметы. Натюрморт запечатлевает изящество природных форм.
Художники воспроизводят на картине красоту вещей и природы, окружающих нас. Ну вот, теперь нам стало понятно, что изображается на картине, которая называется натюрморт. Сегодня мы вместе создадим натюрморт. Для этого нам понадобится скатерть, ваза и фрукт, который вы все хорошо знаете, но вот как его описал великий русский поэт А.С. Пушкин.
Соку спелого полно.
Так свежо и так душисто.
Так румяно – золотисто.
Будто мёдом налилось
Видно семечки насквозь.
Совершенно верно, это яблоко. Давайте вспомним, из какой это сказки?
Ответы детей: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Яблоко принесла злая мачеха. Правильно.
Но прежде чем мы начнём рисовать натюрморт, давайте составим композицию и поговорим о расположении предметов на будущей картине. Что будет на переднем плане, а что на заднем, и как это изобразить.
Ответы детей: Яблоко будет наполовину закрывать вазу, а значит, ваза стоит сзади, а яблоко находится ближе к зрителю. Совершенно верно.
Все предметы на картине должны находиться, а не парить в воздухе. И фон самой картины должен заполнить всё белое пространство. Ну вот теперь, когда мы всё это выяснили, приступаем к творчеству. В начале, мы расположим все предметы на картине простым карандашом, это называется эскизом будущего произведения. А затем, переходим к написанию скатерти и основных предметов натюрморта. Хоть акварель и краска, которая «любит воду», надо помнить, что много воды на бумаге может привести к нежелательному смешиванию цветов. Во избежание этого излишнюю жидкость можно промокнуть бумажной салфеткой. Ну вот теперь, когда основные элементы композиции уже изображены, пришло время немного отдохнуть, что даст возможность нашим краскам высохнуть.
Физкультминутка
«Дует ветер с высоты»
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо.
Клонятся цветы и травы (наклоны в сторону)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так,
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора (Дети садятся на места)
А теперь мы заканчиваем наше произведение фоном. Ну вот, теперь наши натюрморты можно с достоинством разместить на нашем вернисаже.
nsportal.ru
Программные задачи.
Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех- четырех предметов акварелью. Познакомить с понятие «блик», способами его рисования. Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте
Оборудование и материалы.
Репродукции натюрмортов, натюрморт (натура) Акварель, листы белой бумаги для акварели формата А4, кисти (белка №1, 2, 4), стаканчики с водой, влажные салфетки на каждого ребенка
Ход занятия.
Воспитатель:
– Ребята, помните, мы с вами рассматривали картины и знакомились с одним из жанров изобразительного искусства – натюрмортом? Давайте сегодня рассмотрим одну из таких картин- репродукцию с картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
– Что вы видите на картине? (Ответы детей)
Эта картина называется «Цветы и плоды». Почему художник ее так назвал?
– К какому жанру живописи она относится?
Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра. Рассмативая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат.
– Чем отличаются натуральные фрукты и цветы от изображенных на картине?
– Какого цвета фрукты изобразил художник?
– В чем вы видите красоту такого сочетания и формы?
– Что в первую очередь привлекло ваше внимание?
Предложить детям найти композиционный центр картины, обратить внимание на сочетание цветов, т. е. колорит.
Сегодня в гости к нам
Заглянула Осень,
Оставила гостинцы, Просила передать
Что если нам понравится такое угощенье,
То мы без промедленья все можем рисовать.
А что же приготовила нам щедрая осень? Смотрите, какие красивые фрукты!
(Дети рассматривают фрукты, описывают их форму и цвет)
Предложить детям составить из них композицию в вазе. Сказать, что предметы в композиции могут частично закрывать друг друга, например, яблоко может лежать на столе перед вазой.
Показать детям, как правильно сделать набросок основных деталей простым карандашом – при рисовании натюрморта с натуры важно точно передать положение предметов, все детали. Линия должна быть едва заметна, чтобы потом не просвечивала сквозь акварель.
Следующий этап работы – прокладка тоном. Не прорисовывая деталей, обобщенно, наносится светлый тон акварелью. По просохшему накладывается более насыщенный, для выделения темных частей. Главное в акварели, чтобы она оставалась прозрачной. Обратить внимание детей, что при освещении предметов на них видны светлые блики – в зависимости от освещения с той или другой стороны. Для передачи блика в рисунке на его месте остается светлый тон, темный не накладывается.
(Включить негромкую музыку, дети приступают к работе)
По окончании рассмотреть с детьми все рисунки, придумать название своему натюрморту.
dohcolonoc.ru
Рисование (подготовительная группа)
Тема:«Осенний натюрморт».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с одним из жанров живописи – натюрмортом.
2. Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой и «обратной» графикой.
3. Вызвать у детей желание составлять натюрморт из предложенных предметов, сочетая их между собой по цвету и величине.
4. Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности листьев, цветов, фруктов: форму, строение, величину, расположение.
5. Продолжать осваивать приёмы работы в нетрадиционной технике – рисование ластиком (обратная графика) .
6. В процессе работы создать у детей радостное настроение, учить умению радоваться результатам своего труда и успехам других детей.
7. Поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Оборудование: натюрморт осени, веточка дуба, листья клена, цветы, вазы, фрукты, тонированный лист, карандаш, резинка.
Ход занятия:
-Ребята, вас в ждёт наш друг-карандаш, он приготовил для вас много интересного.
– Сегодня у нас много гостей, поприветствуйте их.
(В волшебном окне – Карандаш.)
-Ребята, мы с вами часто встречаемся с карандашом, и он стал нашим другом.
– Сегодня он пришёл не один, а с резинкой.
А зачем он её привёл, вы узнаете позже, а сейчас Карандаш приготовил вам
загадку, хотите её отгадать?
-Ребята, вы догадались, о чём сегодня будем говорить,
– Приглашаю вас на выставку, на которой мы полюбуемся натюрмортами разных художников.
(Просмотр натюрмортов ).
-Понравились вам натюрморты
– О каком времени года рассказывают эти натюрморты? (осень)
-Какие цвета использовали художники для передачи даров осени?
(= Предполагаемые ответы детей: яркие, тёплые, золотистые, солнечные…)
-Посмотрите, какие работы яркие, какое здесь многообразие красок.
-Прежде чем нарисовать натюрморт, художник его составляет.
– И мне тоже захотелось составить осенний натюрморт.
-Я сохранила веточки дуба, листья клёна, цветы.
У нас есть вазы, фрукты.
– Ребята, я попробую составить натюрморт, а вы мне, надеюсь, поможете.
-Какой у нас фон? (тёмный)
Подберите ту вазу, которая лучше подойдёт (тёмная или светлая)
(Составляем с детьми натюрморт.)
Любуемся.
-Карандаш что-то ещё для вас приготовил.
– Оказывается можно изобразить натюрморт, пользуясь только двумя цветами – чёрным и белым, и этот вид изобразительного искусства называется – графика.
-Карандаш хочет показать вам осенние натюрморты, выполненные в этой технике.
-Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики – это чёрный и белый.
Выразительные средства графики – линия, рисунок, переходы цвета и тени, контраст тёмного и светлого.
(На экране Карандаш и Резинка)
-А вот теперь карандаш хочет раскрыть секрет, почему он пришёл сегодня с ластиком
– Часто, когда рисуем набросок простым карандашом, мы пользуемся резинкой. Но ластик не только стирает, но и может сам создать картину.
-Это графика наоборот или «обратная графика».
-Посмотрите рисунки – это работы детей в технике – обратная графика.
-Карандаш приготовил вам тонированные листы и предлагает нарисовать осенний натюрморт на память об этом красивом времени года.
Вы не против?
-Ребята, я приглашаю вас занять места .
– Мне захотелось нарисовать вот такой натюрморт в память об осени.
(Показываю свой натюрморт.)
-Если вам понравился натюрморт, который мы вместе составили, то можно нарисовать его.
-А можно придумать и изобразить свой натюрморт.
– Один и тот же предмет можно изобразить по-разному:
-тёмный – можно передать просто контурным рисунком или высветлением контура
-светлый – светлым силуэтом с дорисовкой прожилок простым карандашом
-А теперь вы представьте свой осенний натюрморт и изобразите его в технике – обратная графика, с помощью резинки и простого карандаша.
-Кто готов – может приступать к работе.
В ходе работы детей использую:
= наводящие вопросы:
-какими по размеру должны быть листья, чтобы их могли все рассмотреть и любоваться ими;
-могут ли быть на одной ветке листья от разных деревьев;
-какую часть листа может занимать ваза.
= советы:
– как можно исправить ошибку – затушевать эту часть;
– для рисования тонких линий лучше использовать резинку на карандаше, а для прорисовки большого – ластиком.
= косвенные указания:
-а ты не хотел бы на листиках добавить прожилки…
= напоминания:
– а ты не забыла нарисовать стол или полку, на которой расположен натюрморт?
= оценку:
-как ты интересно украсил вазу, молодец;
-мне очень понравилось, как ты расположил предметы на своём натюрморте;
– у тебя получились листики резные, замечательно…
Физминутка
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Дети расставляют пальцы в сторону и загибают их в такт стихотворению,
по очереди, начиная с большого пальца:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать. (Все пальчики собраны в кулак.)
Листики дубовые, (Отогните мизинец)
Листики кленовые, (Отогните безымянный палец.)
Листики рябины, (Отогните средний палец.)
Листики осины. (Отогните указательный палец.)
Красивые листочки мы вместе соберем
(Сложите две ладошки с расставленными пальчиками вместе.)
И букет осенний маме понесем!
– Ребята, сейчас звенит маленький колокольчик.
Наше занятие заканчивается, и мы пригласим всех гостей на открытие выставки осенних натюрмортов.
(-А кто немного не успел дорисовать – может сделать в свободное время) .
( По окончанию – работы детей расположить на выставке)
-Ребята, сегодня на нашей встрече вы узнали, как можно по-разному изобразить натюрморты – и в цвете и в графике, и в обратной графике.
– Ваши осенние натюрморты получились выразительные, интересные, разные.
-А помогла создать вам эту красоту – обычная резинка и простой карандаш.
-Вы сегодня были – художниками –графиками.
-У кого натюрморт похож на наш?
Почему ты решил его нарисовать?
-Как ты точно изобразила прожилки.
Чем пользовалась?
-Какие веточки получились у тебя тоненькие, а от какого они дерева?
-А у тебя листочки получились, как живые.
-Очень красиво ты украсил вазу, необычные подобрал узоры.
-Ребята, полюбуемся вашими натюрмортами и пригласим гостей присоединиться к нам.
Конспект для детей старшей группы
«Осенний натюрморт»
Педагог доп. образования Рудометкина Н.П.
Цель: вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт.
Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (раздувание краски трубочкой, печать пальчиками, ватной палочкой, листом от дерева, штампами ).
Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.
Развивающие:
Развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами.
Развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Развивать мелкую моторику кистей рук, мышцы рта, тренировать дыхание.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к предметам быта.
Вызвать желание детей сохранять красоту предметов в картинах.
Материал для занятия: альбомные листы, акварель, гуашь, кисти, трубочки, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, штампы, листочки от деревьев.
Репродукции картин И. Машков «Роза в хрустальной вазе»; И.Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами»» П.Кончаловский «Сирень» и др.
Словарная работа: натюрморт, неживые предметы, Франция, рябина, гроздь рябины, цветовой контраст, композиция.
Образовательные области: коммуникация, здоровье, познание, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Ход занятия:
Педагог:
«С каждым днем быстрей темнеет,
Позже рассветает.
Листья летние желтеют,
Желтые – слетают.
И тумана полоса
Тянется лениво
На красивые леса
Грустно, но красиво»
Про какое время года это стихотворение? (стихотворение про осень)
Много стихов написано про осень.
А кто из вас знает стихи про осень? (Дети рассказывают стихи).
Д/и «Чудесный мешочек»
Осень нам приносит много даров, и эти дары спрятаны у меня в чудесном мешочке. Хотите узнать, что там спрятано? Но сначала необходимо угадать на ощупь, что это за предмет, сказать, какой он формы,
цвета, а только потом достать из мешочка.
Ребята, скажите, как называется картина, где художник изображает все эти предметы? (эта картина называется натюрморт)
А вот какое стихотворение придумал художник про натюрморт:
«Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это натюрморт»
А что обозначает это слово? (неживые предметы)
Посмотрим на работы художников, которые рисовали натюрморты. Что на них нарисовано?
Как вы думаете, о чем хотел рассказать нам художник в этой картине? (педагог показывает указкой на нужную картину) Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину? Какие краски использовал художник? (яркие, теплые, холодные)
Почему художник захотел нарисовать эти предметы? (Художник нарисовал эти предметы потому, что захотел показать, какой богатый урожай собрали люди.)
Мы с вами увидели разные натюрморты. На них изображены цветы и фрукты, овощи, грибы, посуда и т.д. В жизни иногда не замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Каждый предмет на картине как бы говорит, какой он красивый. Сорванные фрукты, ягоды люди съедят, а нарисованные художником будут жить вечно.
Д/игра «Угадай предмет»
Предлагаю вам подойти к этому столу и внимательно посмотреть на карточки, которые здесь лежат. Поднимите по одной карточке с предметом, который можно изобразить на натюрморте. (Дети поднимают карточки с цветами, овощами, фруктами.)
Почему не показали карточку с изображением птиц, людей, дерева? (Если на картине нарисован человек – это портрет, если дерево – это пейзаж.)
Рябинка (физкультминутка)
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания – руки вверх.)
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Практическая работа.
Предлагаю сесть за столы.
На столах: альбомные листы, акварель, гуашь, кисти, трубочки, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, штампы, листочки от деревьев.
Задание: нарисовать осенний натюрморт в вазе.
Порядок выполнения натюрморта:
1. Затонировать альбомный лист восковыми мелками, используя мелки холодных оттенков.
2. Нарисовать контур вазы.
3. Макаем кисть в разведенную краску(тушь) и рисуем две веточки в вазе.
4. Берем трубочку, и дуем через нее на краску, получая веточки в разных направлениях. (Чтобы веточки были в разных направления, надо поворачивать лист бумаги)
5.Пока наши веточки подсыхаю, надо будет украсить вазы акварельными красками или восковыми мелками.
Д/игра «Составь натюрморт»
Посмотрите на столы. Здесь вы видите разные предметы. Какие? (Дети перечисляют фрукты, овощи, вазы, тарелочки, цветы).
3 человека составляют натюрморт из фруктов, 3 человека составляют из овощей.
Отойдя от стола, любуются своей работой. Рассказывают о своем натюрморте, придумывают ему название.
6. Веточки подсохли. Теперь нам надо нарисовать осенние листочки или ягодки. Рисовать мы их будем способом печати: печать пальчиком, ватной палочкой, раздувание краски трубочкой, штампом – на ваш выбор. (Рассматриваем рисунки, сделанные разными способами печати)
Дети продолжают работу.
В конце занятия дети придумывают название своему натюрморту, рассказывают, что нарисовали, почему.
Работы дарим родителям.
infourok.ru