Пуантилизм, или неоимпрессионизм – это рисование точками. Появился в 1885 году во Франции. Художники ввели такую технику нанесения изображения, при которой краски не смешивается на палитре. Название образовалось от французского pointiller – «писать точками».
Пуантилизм исключает соединение красок на поверхности холста, поскольку каждую точку ставят на некотором расстоянии от другой. Однако, если посмотреть на картины, выполненные в этой манере, с небольшого расстояния, изображение кажется целостным, слитным.
Работу по соединению отдельных мелких мазков в привычный рисунок выполняет человеческий глаз. Родоначальником стиля стал Жорж Сёра.
Пуантилизм – техника рисования в живописи XIX века. Другое название метода – дивизионизм, произошедшее от латинского divisio – дробление, разделение.
Художники воссоздавали сюжеты, используя принцип оптического смешения цветов и давая возможность зрителю увидеть, как рождается изображение.
Метод наиболее подходил для изображения водной глади, пейзажей. Рисунок в стиле пуантилизм может быть и контрастным, четким, и приглушенным, чуть размытым.
Воскресный день на острове Гранд-Жатт
Жорж Сёра
Размер 2 на 3 метра был рассчитан на рассмотрение с расстояния. Полотно стало классикой пуантилизма. Сегодня оно хранится в Чикаго, в институте искусств.
Цирк
Жорж Сёра
Работа осталась незавершенной. На картине изображена девушка, стоящая на лошади. Сёра жил неподалеку от цирка, часто посещал представления. В работе доминируют белый и три основных цвета. «Цирк» выкупил американский коллекционер и подарил в 1927 году Лувру.
Мост в Курбевуа
Жорж Сёра
На этом полотне изображена Сена у городка Курбвуа. Стоит холодная прозрачная осень, фигуры людей вырисованы силуэтами. На переднем плане речной берег, удаленный мост подчеркивает линию горизонта.
Знаменитая картина была написана Сёра в возрасте 24 лет. На холсте изображены горожане, отдыхающие на берегу реки.
Купальщики в Аньере
Жорж Сёра
Любимая автором точечная техника делает рисунок необыкновенно живым, но современникам он не понравился. Признание пришло лишь в наше время и сегодня эта работа выставлена в Лондонской национальной галерее.
ru/puantilizm/&media=https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2021/03/pol-sinyak-gavan-v-marsele-1024×847.jpg&description=Пуантилизм как стиль живописи: особенности, черты техники, история, известные художники” data-width=”600″ data-height=”400″/>Гавань в Марселе
Поль Синьяк
Картина хранится в Эрмитаже. На холсте изображена внутренняя гавань старого марсельского порта, башня, небольшое суденышко. В центре – трехмачтовый парусник. Картина написана после визита в Марсель и под впечатлением от увиденного в порту.
Завтрак
Поль Синьяк
Полотно находится в музее Крёллер-Мюллер, Оттерло. Написано в 1886 году. Впервые работа была выставлена в Салоне независимых, зрители приняли вещь без восторга. Синьяк изобразил своих родных, маму и деда, умело преподнеся зрителю психологический портрет персонажей. Картина передает безрадостное, угрюмое настроение людей.
Картина написана в 1890 году. Мелкие мазки сливаются, если рассматривать сюжет на определенном расстоянии. Синьяк обожал рисовать морское побережье. Он увлекался парусными регатами, часто побеждал.
Песчаный берег моря
Поль Синьяк
Художник много ездил по Европе, увиденное воспроизводил в своих работах. Марины наполнены воздухом и движением, они реалистично передают переливы и блики морской глади. Живые, легкие полотна искусствоведы называют «декоративными фантазиями».
Порт в Сент-Тропе
Поль Синьяк
Картина написана в 1892 году, одна из первых в серии работ из Сент-Тропе. Поль на своей яхте «Олимпия» приходит в Сен-Тропе в середине мая. С помощью сложной техники пуантилизма он передает атмосферу вечера в порту, гармонию, энергию и жизненную силу.
Хэмптон Корт Грин
Камиль Писсаро
Писсаро очень любил пейзажную живопись и рисунок. Особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздухе. Свет и воздух – любимые темы для рисования. «Хэмптон-корт» написана в 1891 году, хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Картина написана в 1905 году. Сам автор охарактеризовал произведение легким, жизнерадостным. Полотно хранится в Венской галерее Альбертина.
Попугайные тюльпаны
Анри Матисс
Основоположники пуантилизма не смешивали краски вообще. Современные продолжатели стиля не настолько педантичны в этом, но их работы также завораживают и восхищают.
Неоимпрессионисты так же придавали большое значение цвету, но при этом они отстаивали ключевые черты своего стиля. Они считали, что:
Они доказали, что при «пуантельном» нанесении красок, чем меньше размер пятна, тем значительнее будет эффект пространственно-оптического смешения цветов.
Пуантилисты стремились создать объемность пространства на холсте. Удаленные формы передавали предельно коротко, фигуры людей были похожи на манекены. Работы неоимпрессионистов отличают геометрическая простота, собственные принципы композиции, схематичность деталей, прорисовывание линий радости.
Пуантилисты использовали масляные краски, благодаря чему получались мазки разной формы. Представители более позднего течения неоимпрессионизма использовали и акварель, и графику.
Художники часто отходят от классических догм. Чтобы получить точку, не обязательно брать краску. Например, шведский фотограф создает композицию, выполненную с помощью деревянных окрашенных колышков.
Херб Уильямс использует для рисования тысячи красочных карандашей. Созданная композиция вблизи выглядит абстрактной, а издалека – реалистичной. Выбор материала определяется фантазией художника.
Ключевое отличие неоимпрессионизма – отказ от смешения красок, работа с чистым цветом.
Если импрессионизм – это стихийность, романтизм, то стиль, созданный Сёра – научный импрессионизм. Первые видели в цвете инструмент для выражения эмоций, вторые – настаивали на бесстрастности художника, отказе от спонтанности и естественности в передаче сюжета.
Позже было доказано, что Сёра, и его последователи заблуждались, приписывая своей технике научность. Но гениям свойственно заблуждаться, зато ошибочные суждения становятся причиной создания многих великих произведений искусства. Сёра – как раз такой случай.
Будучи обеспеченным человеком, Жорж Сёра мог себе позволить не заниматься поденщиной, а искать собственный стиль. Несмотря на близость к творческой манере импрессионистов, живописец пошел своим путем.
Изучив академическую живопись, он берет на вооружение открытия современных художников: Энгра, Делакруа, Милле, «барбизонскую школу» импрессионистов. Сёра много читает, интересуется научными открытиями в области оптики и цвета, новейшими эстетическими системами.
Автор полностью разделяет взгляды Шарля Блана, который в своей книге «Грамматика искусства рисунка» формулирует задачи художника: знакомить зрителей с природной красотой вещей, раскрывать их внутренний смысл и чистую сущность.
Сёра под воздействием догм Блана начинает сомневаться в истинности основного принципа импрессионизма: фиксировать мгновение. Художник считает, что импрессионисты пренебрегают основами композиции. Он разделяет взгляды Мишеля Шевреля на интенсивность цвета. При смешивании красок теряется интенсивность, считал Шеврель. Чистый цвет сохраняет силу наиболее полно в противопоставлении с дополнительным цветом.
Сёра изучал труды по колористике Делакруа, в Америке вышел труд «Научная теория цветов». Благодаря собранным воедино сведениям художник создает новый стиль, получивший название дивизионизм. Сам Сёра называл свою технику хром-люминаризм, но название не закрепилось. Большинство художников, писавших в этой манере, использовали термин, дивизионизм.
Термин пуантилизм по ряду причин тоже не очень любили. После смерти Сёра точечный стиль стали называть неоимпрессионизмом.
После смерти основателя направления Жоржа Сёра его современники считали, что пуантилизм исчезнет. Но точечный стиль не умер, последователи продолжили работать в этой технике.
Ярчайший представитель и родоначальник пуантилизма. Испытывая потребность уйти от классической манеры живописи и стремясь найти свою, он отдал немало времени изучению теории цвета, колористики, трудам по физике и химии.
Сёра считал, что методы импрессионистов ему не подходят, и делал ставку на научные открытия, физические знания. Так им был придуман и обоснован новый подход – дивизионизм, или неоимпрессионизм.
Сёра ушел из жизни в 31 год. Его идеи подхватили сподвижники. Один из них Поль Синьяк. Он продолжил писать в его манере. Точечная техника позволяла создавать нежные, невесомые рисунки. Его успех заставил обратить внимание на новый стиль других мастеров.
Творчество Синьяка – пример поразительной последовательности. Более полувека он трудился в искусстве, и все это время горячо исповедовал неоимпрессионизм.
Считается французским художником, хотя родился в Вест-Индии. В 25 лет переехал в Париж и поступил в школу изящных искусств. Предпочитал пейзажную живопись, писал акварелью. В 1890 году познакомился с Сёра и увлекся пуантилизмом. Некоторое время писал в точечном стиле, затем вернулся к своей привычной технике.
Художник из Нормандии, в 28 лет приехал в Париж. Познакомился с Сёра, начал работать в стиле неоимпрессионизма, выставлял свои работы в Брюсселе. После смерти Сёра ушел в себя, вел затворнический образ жизни, в выставках почти не участвовал.
Утро. Интерьер
Максимилиан Люс
Максимилан Люс родился в Монпарнасе. В 14 лет стал учеником гравера, потом учился в Парижской школе художников. Поддерживал и развивал теорию цвета Сёра. Считается одним из лучших неоимпрессионистов, оставил богатое творческое наследие: свыше 4 000 картин.
Учился в Брюссельской академии художеств, много выставлялся. В ходе поездки в Париж познакомился с Сёра. Манера молодого француза покорила Тео. В точечной технике он пишет с 1890 по 1910 г., используя свой особенный подход.
Лица прорисовывает очень мелкими точками, задние планы – крупными. На определенном расстоянии мелкие мазки становились невидимыми, сливаясь в ровную цветовую гамму.
После смерти Сёра постепенно отошел от точечного стиля. Занимался графикой, картинами в стиле «ню». Большая часть его работ по-прежнему находится в частных коллекциях.
Портрет мадам Астр
Ашиль Ложе
С 17 лет начинает заниматься живописью. В Париже знакомится с Сёра и его манерой пуантилизма. Проявляет интерес к разделению цветов и создает свою особую технику полупрозрачного изображения. Писал не только пейзажи, но и портреты, натюрморты.
Франзузский художник, изначально получил образование в правовой сфере, затем закончил школу живописи. В начале творческого пути Анри Кросс писал в стиле реализма, после знакомства с Сёра и Моне становится поклонником неоимпрессионизма. Вместе с Сёра и Синьяком создает Салон Независимых, увлекается пуантилизмом и до конца дней пишет в этой технике.
Родился в Бельгии, в семье архитектора, с детства был рядом с искусством. Обучался в школе рисования. С 20 лет начинает писать картины и выставляться. В 1888 году примкнул к обществу художников, куда входили Сёра, Писсаро и другие пуантилисты.
Уроженец Италии, писал пейзажи в технике пуантилизма. Закончил школу живописи в Милане. В 32 года определяется со стилем: нравится изображать ландшафты с крестьянами и пастухами, религиозные сюжеты точечной техникой.
Полдень в Альпах
Джованни Сегантини
Больше такого масштабного увлечения пуантилизмом, как в первые годы его появления и расцвета, не было. Полотен в стиле, открытом Сёра, немного. Они являются настоящей ценностью, музеи и коллекционеры охотно приобретают такие картины.
Представители постмодернизма в искусстве берут на вооружение технику написания мазками, создавая не только художественные полотна, но и инсталляции.
«Точечный» стиль отличает работы художника из Лос-Анджелеса Кайла Леонарда (KAL), которому удается создавать удивительно реалистичные рисунки. Для написания он использует тонкие наконечники.
Наброски
Кайл Леонард
Художник Микель Эндара создал полотно из 3,2 млн точек из отсканированной фотографии. Пером он сделал из обычной светокопии шедевр современного искусства.
Шведский фотограф Филипп Карберг на основе инсталляции сделал фото. Тысячи кропотливо расположенных колышков перпендикулярно к зрителю образуют изображения, которые художник фотографирует. Получается стильно, оригинально, свежо.
Портрет Бенджамина Кайла
Микель Эндара
Херб Уильямс также придумывает инсталляции, применяя метод точечности. В качестве материала выбирает цветные карандаши, которые располагаются перпендикулярно листу и позволяют создавать красочные фигуры. Таким образом, художнику удалось создать пикселизованный портрет девушки и изображение собаки. На близком расстоянии – это абстракция. Чтобы увидеть суть, необходимо немного отойти, как и при рассматривании картин пуантилистов.
Интересно, что технику пуантилизма полюбили дети. Им нравится, как «играет» цвет прямо на полотне картины. В качестве развивающих занятий малышам предлагают рисовать пальчиковыми красками. Работа в технике пуантилизма масляными красками, гуашью или акрилом доставит удовольствие и взрослому. Творчество успокаивает, настраивает на гармоничный лад, восстанавливает душевное равновесие.
Что такое пуантилизм в живописи? Особенности стиля. Ключевые художники и известные картины. Материалы и инструменты для работы в технике пуантилизм.
Содержание
В конце XIX века молодые художники-импрессионисты стали придумывать новые техники и переосмысливать живопись своих предшественников. Так появился новый стиль и новые картины, впоследствии ставшие классикой неоимперссионизма.
В этой статье я хочу подробно остановиться на истории этого стиля, его главных основателей, основные полотна и о тех материалах, которые нужны для создания картин в технике пуантилизм.
Особенности пуантилизмаКак же называется техника рисования точками?
Пуантилизм в живописи – это буквально рисование точками, точечными мазками. Они, как правило, расположены очень близко друг к другу и могут быть любой формы: квадратными, вытянутыми или круглыми.
Таким образом, если отойти на небольшое расстояние и посмотреть на холст, то можно увидеть, как разные точки сливаются вместе и становятся частью одной большой картины.
Еще одна особенность этого стиля – яркие и чистые цвета красок, которые художники-пуантилисты позаимствовали у своих предшественников.
«Приют и маяк Онфлера», Жорж Сера, 1886 годТакже, к особенностям можно отнести и то, что каждую точку нужно ставить отдельно друг от друга, не соединяя краски на холсте между собой, как это бывает с другими стилями и направлениями.
И, поэтому, смотреть на такие работы лучше всего с некоторого расстояния, тогда картина приобретает целостность и уже не кажется, что между точками есть хоть какое-то расстояние.
В этом стиле можно писать и пейзажи, и натюрморты точками, и портреты тоже точками получаются очень красивые и необычные.
История появления пуантилизмаТочечная техника рисования пуантилизм возникла в 1885 году, во Франции. Художники, как я уже сказала ранее, писали точками и не смешивали краски на палитре, предпочитая чистый цвет.
Кто из художников изобрел технику пуантилизма?
Молодой французский художник-импрессионист, страстно увлекавшийся теорией цвета, создал оригинальный метод письма точками, тем самым, создав стиль, который стали повторять и другие художники, сделав из этого отдельное направление.
Его картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» была впервые представлена на выставке импрессионистов в 1886 году.
холст, масло, хранится в Институте искусств, в ЧикагоЭта картина произвела впечатление на выставке и дала толчок целому направлению в искусстве.
Идею создавать картины с помощью точек с цветом, которые потом воспринимаются зрителем как одно пятно, подхватили и другие художники.
Так, картины в стиле пуантилизма писали Поль Синьяк, Анри Кросс, Камиль Писарро, который, к слову, был одним из основателей импрессионизма.
К сожалению, в 1891 году Сера умер, и вместе с ним начал сходить на нет и сам стиль пуантилизма. Конечно, художники продолжали работать в этом стиле еще какое-то время, но без идейного вдохновителя, этот стиль очень быстро потеснили другие направления и течения, ставшие современными в ХХ веке.
Какие инструменты и материалы нужныТолько со стороны может показаться, что писать картины точками в технике пуантель, это просто и ничего в этом особенного нет, тем более, если не нужно смешивать краски.
Да, пуантилисты любили чистые цвета, но была проделана большая работа по изучению цвета, чтобы каждая точка на картине смотрелась гармонично и в целом получилась интересная работа.
Основные материалы не меняются уже почти 150 лет: для написания картины в технике пуантилизма вам нужны будут холст, кисти, масляные краски.
Сейчас, когда рынок материалов значительно увеличился, можно также использовать акрил или гуашь.
Некоторые также используют ватные палочки, например, в мастер-классах для детей, а также готовые шаблоны, круглые кисти и трафареты.
Не забудьте также о тряпочках и влажных салфетках, палитре, на которой разместите краску, и, желательно, мольберте.
Ключевые фигуры пуантилизма в живописиЖорж СераНачнем с основателя этого стиля, французского художника, Жоржа Сера.
Жорж-Пьер Сера (1859-1891) родился в Париже в семье довольно богатых родителей. Посещал школу изящных искусств, служил в армии, а после стал искать свой творческий путь.
Обустроив свою мастерскую, он начал изучать теорию разложения цветов, осваивал черно-белый рисунок.
В 1884 году, Сера написал свою первую заметную картину – «Купальщики в Аньере»:
Парижский салон не принял его работы, поэтому он продолжил работать самостоятельно, а также с другими независимыми художниками.
Летом того же года художник начал работу над своим знаменитым полотном «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», написанным уже в технике пуантилизма.
Умер художник в 1891 году от пневмонии или дифтерии, причина так и осталась до конца не выясненной.
«Пудрящаяся женщина», 1888-1890«Сена в Гранд-Жатт, весна», 1888Поль СиньякПоль Синьяк (1863-1935) также писал работы в стиле пуантилизма.
Семья его была довольно обычной, буржуазной, с небольшим семейным бизнесом.
Когда Поля отдали учиться, он сразу потянулся к гуманитарным наукам, в том числе и к искусству, при чем самому прогрессивному на тот момент.
На выставке импрессионистов он пытался копировать работы Дега, но другой известный нам художник, Поль Гоген, выставил юношу за дверь, сказав, что тут не копируют.
«Гавань в Марселе», 1906Так перед молодым Синьяком встал вопрос – а где ему научиться рисовать?
Одно время он учился в мастерской какого-то художника, но все больше понимал, что это обучение ремеслу, а не настоящей живописи. И продолжал ходить по выставкам импрессионистов, а также по салонам, где продавались их картины.
В 1884 году создается «Общество независимых художников», где поль знакомится с Жоржем Сера и его карьера художника начинает идти по новому пути.
Вместе с Сера они разрабатывают технику пуантилизма, к которой потом примкнут и другие художники.
Художественный критик Феликс Фенеон высоко оценивал работы Синьяка и в своей статье ввел термин неоимпрессионизм, чтобы показать отличительные особенности творчества Сера и Синьяка.
«Портрет Феликса Фенеона», 1890Также, в 1899 году Поль Синьяк опубликовал работу под названием «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», которая стала программным сводом правил для художников нового времени и направлений.
Одной из идей этого произведения было то, что все художники-новаторы сначала подвергались жесткой критике, а некоторые и вовсе считались сумасшедшими. Да, даже такие, как Эжен Делакруа в свое время.
Синьяк также был президентом «Общества независимых художников» с 1908 по 1935 год и старался всегда оказывать поддержку молодым и начинающим художникам.
Он был первым, кто купил картину Анри Матисса, выставлял работы кубистов и фовистов, зная, что публика и критики будут принимать их неоднозначно.
Он еще при жизни стал признанным классиком и был награжден Орденом Почетного легиона.
«Капо ди Ноли», 1898 годКамиль ПиссарроКамиль Писсарро (1830-1903) прежде всего известен как один из отцов-основателей импрессионизма.
Он единственный, кто принял участие во всех 8 выставках художников-импрессионистов, и внес очень большой вклад в культуру и в историю живописи.
Он родился в Вест-Индии, а когда мальчику исполнилось 12 лет, его семья переехала во Францию.
Писсарро окончил Школу изящных искусств, потом оттачивал свое мастерство в Венесуэле, а по возвращении продолжил учиться живописи в Париже.
В начале своего творческого пути он любил писать пейзажи, особенно сельские.
«Селение Эрмитаж в Понтуазе», 1867 годНайдя единомышленников среди таких художников, как Клод Моне и Поль Сезанн, Писсарро тем временем не пользовался почтением у публики.
Его первые картины выставлялись в помещении с другими непринятыми и отверженными обществом и критиками.
Во время франко-прусской войны 1870-1871 года Писсарро живет в Англии. Местная природа его настолько впечатлила, что он написал 12 картин и потом периодически возвращался в Англию.
«Въезда в деревню Вуазен», 1872 годВо Франции же за это время почти все его картины были уничтожены. Уцелело только 42 работы из 1500.
В 1873 году Камиль Писсарро создает свое общество «отверженных художников», куда также вошли Поль Сезанн, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Клод Моне. Их всех объединяла любовь к ярким и выразительным краскам, немного небрежным мазкам, и, конечно же, непринятие их картин публикой и критиками.
«Бульвар Монмартр в Париже», 1897 годТак от всего мира живописи обособился импрессионизм.
Художники много экспериментировали со светом и тенью, передавая свои впечатления.
С возрастом у Писсарро ухудшилось зрение, но именно тогда он написал одни из самых главных своих картин:
«Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро», 1898Ниже приведу примеры картин известных художников, о которых мы говорили выше.
Жорж Сера, «Эйфелева башня. Париж», 1889 Жорж Сера, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», 1886Поль Синьяк, «Женщины у колодца», 1892Жорж Сера, «Женщины на берегу», 1886Поль Синьяк, «Порт на закате, Опус 236 (Сен-Тропе)»Жорж Сера, «Мужчина в шляпе»Поль Синьяк, «Канал Оверши»Камиль Писсарро, «Сбор яблок в Эраньи»Камиль Писсарро, «Изморозь. Молодая крестьянка разводит огонь»Жорж Сера, «Цирк»Художники-пуантилисты оставили свой след в истории живописи подарив миру новую технику и еще раз доказав, что новое в искусстве может стать классикой.
Пуантилизм можно описать относительно просто — это художественное направление, названное в честь техники, в которой маленькие точки цвета наносятся на холст для формирования изображения. Сегодня термин точечное искусство также используется в разговорной речи и описывает нанесение маленьких точек разного цвета, нарисованных на холсте. Как историческое художественное движение, пуантилизм имеет очень особое значение, но в настоящее время его обычно описывают как особую технику, которая использовалась рядом разных художников, и все они творили в различных контекстах, когда дело доходит до художественных движений. Рождение пуантилизма восходит к Belle Epoque в Париже и времени искусства импрессионистов. Обычно он связан с французским художником Жорж Сёра , чей шедевр Воскресенье на острове Гранд-Жатт широко известен как самая известная картина в стиле пуантилизм.
Практика и живопись Жоржа Сёра и Поля Синьяка привели к появлению пуантилизма, обычно связанного с 1886 годом. Оба художника использовали этот стиль ранее, но именно искусствоведы придумали этот термин, чтобы описать их необычайно новаторский подход к холсту и краскам. В самом начале (конец 19 в.ХХ века) критика довольно насмешливо относилась к технике Сёра и Синьяка — они критиковали их практику, полагая, что термин «пуантилизм» будет иметь уничижительный оттенок. Однако история доказала, что эти остроумные педанты ошибались , а пуантилизм вошел в книги как одно из самых прогрессивных художественных движений той эпохи. Внедряя совершенно новое восприятие в области исследования цвета, пуантилизм оказал огромное влияние на различные направления в искусстве, начиная с конца XIX в. го века и авангарда на протяжении 20-го века.
Пуантилизм описывает технику, в которой сотни маленьких точек или штрихов чистого цвета наносятся на холст или другую поверхность для создания максимальная светосила. Этот способ создания искусства зависит от способности глаза и разума зрителя смешивать цветовые пятна в диапазоне тонов. Эта техника резко контрастирует с традиционными методами смешивания пигментов на палитре. Это больше похоже на процесс четырехцветной печати CMYK, используемый некоторыми цветными принтерами (голубой (синий), пурпурный (красный), желтый и ключевой (черный)). Если рассматривать композицию с определенного расстояния (предположительно, в три раза превышающего диагональное измерение), цветные точки дают более богатый и тонкий эффект, чем это может быть достигнуто с помощью обычных методов. Сюжет не так важен, как точки в пуантилистских композициях. Все дело в точках и образе, который они создают. Наконец, большинство картин в стиле пуантилизм выполнены масляными красками. Есть исключения из правил, но их почти не встретишь.
Термины «точечное искусство» и «пуантилизм» относятся к одному и тому же. Разница лишь в том, что пуантилизм больше используется историками искусства, любителями искусства и коллекционерами, а — точечное искусство — среди широкой публики. Точечное искусство популярно среди непрофессиональных художников, и многие другие художественные практики используют «точечное рисование». Например, искусство аборигенов, среди прочего, известно своими точечными рисунками. Помимо этих контекстуализирующих различий, больше нечего сказать о различиях между точечным искусством и пуантилизмом.
Пуантилизм иногда ошибочно связывают с дивизионизмом (иногда его называют хромолюминаризмом). Дивизионисты также использовали похожий способ формирования изображений, но конечный результат их практики был другим. Обе техники возникли одновременно, и обе считались частью постимпрессионизма.
Дивизионизм возник благодаря научным теориям и правилам цвета. Например, знаменитый цветовой круг Шарля Блана повлиял на практику Дивизионист с. Однако, в то время как дивизионизм был озабочен цветами и их разделением, пуантилизм был основан на возможностях создания рисунков, форм и перспектив из точек. Когда создавалось пуантилистское произведение искусства, не уделялось особого внимания разделению цветов. Можно утверждать, что путаница возникла из-за того, что одни и те же художники были «ответственны» за появление как пуантилизма, так и дивизионизма (Сера, Синьяк и даже Ван Гог). Возможно, самую большую разницу между двумя стилями можно заметить при осмотре «конечного продукта». Дивизионисты использовали более крупные кубические мазки, а для пуантилистских композиций явно характерны многоцветные точки.
Крупнейшие имена, использовавшие пуантилистский способ живописи, частично были художниками-постимпрессионистами. Постимпрессионизм возник в середине 1880-х годов и многими считается первым настоящим авангардным движением в живописи. Одной из основных целей движения было включить новейшее объяснение оптического и цветового восприятия. Используя точки или более крупные кубические мазки, постимпрессионисты фактически практиковали последние открытия теории цветов и восприятия. Однако пуантилистский подход не связан исключительно с постимпрессионизмом. Это также оказало большое влияние на другие стили, включая кубизм и даже поп-арт.
Наконец, сегодня многие современные художники до сих пор используют эту необыкновенную технику в своем творчестве. Наблюдая за современными тенденциями в цифровом творчестве, безусловно, можно задаться вопросом: нет ли связи между пуантилизмом и пикселями в компьютерном искусстве? Разве пиксель-арт не является своего рода точечным искусством? Логика та же, однако стиль и контекст совершенно другие.
Термин «пуантилизм» также относится к музыкальному жанру, возникшему в конце XIX в.40с. Это также иногда называют пунктуализмом и точечной музыкой. Штокхаузен определяет этот тип музыки как музыку, состоящую из отдельно образованных частиц — однако они могут быть составлены комплексно, в отличие от линейной, или групповой, или массовой музыки . Впервые этот термин появился в начале 1920-х гг. Французское слово pointillisme, отсылающее к живописной технике Сёра, применялось к музыке в этом противоположном смысле — мозаичном методе построения, бесконечном скоплении мелких и незначительных неорганических деталей.0012 », со ссылкой на оперы Арнольда Шенберга, Erwartung и Die glückliche Hand . Но самые заметные представители этого музыкального жанра творили в 1940-х и 1950-х годах. Это Антон Веберн, Оливье Мессиан, Пьер Булез, Карел Goeyvaerts и многие другие. Конечно, между пуантилизмом в изобразительном искусстве и пуантилизмом в музыке нет прямой связи, однако они основаны на одних и тех же созерцательных принципах. 1888 г. — Собрание Королевских музеев изящных искусств Бельгии — Изображение с Wikipedia.org
Помимо Жоржа Сера и Поля Синьяка , который задумал пуантилизм как художественную технику и руководил группой художников, принявших этот стиль живописи, позже многие другие художники испытали влияние Сера и Синьяка. , утверждая, что сами являются пуантилистами. В основном это были французские, итальянские и бельгийские художники, так как именно они внесли наибольший вклад в развитие экспрессионизма в Европе. Наряду с ними некоторые голландские художники внесли свой вклад в признание этой техники. Винсент Ван Гог был одним из них, поскольку он иногда рисовал, используя так называемую технику пуантилизма. Но этого бы не произошло, если бы его брат Тео Ван Гог не познакомил его с Камиллой Писсарро. Рядом с Писсаро были такие художники, как Альбер Дюбуа-Пийе, Анри-Эдмон Кросс, Шарль Ангран и многие другие, сыгравшие ведущую роль в развитии пуантилизма во второй половине XIX в.век.
Камиль Писсарро был одним из художников, которые выделялись использованием пуантилизма как техники живописи. Но как он дошел до этого? К 1880-м годам Писсарро уже начал исследовать новые темы и методы, чтобы вырваться из обычной живописи того времени. Таким образом, он повернулся спиной к импрессионизму и полностью вернулся к своим ранним темам — изображению простого человека, с его картинами, изображающими людей дома или на работе, но в довольно реалистичных условиях. Это было время, когда Писсарро познакомился с Жоржем Сёра и Полем Синьяком, которые уже использовали небольшие цветовые пятна для создания иллюзии смешанных цветов и теней, если смотреть на них с расстояния. Писсарро принял новую технику, известную как пуантилизм, и провел годы с 1885 по 1888 год, практикуя и применяя ее в своей работе. Со временем Писсарро стал единственным художником, перешедшим от импрессионизма к постимпрессионизму. Но позже он отвернулся от постимпрессионизма, заявив, что его система слишком искусственна.
Даже Винсент Ван Гог время от времени рисовал в стиле пуантилизма. Люсьен Писсарро , сын Камиллы Писсарро, считал, что это произошло из-за прямого влияния его отца на Винсента Ван Гога и его искусство. Как сообщается, именно его брат и арт-дилер Тео ван Гог первым пришел к идее связать Винсента с Камиллой Писсаро. Это случилось в 1884 году, когда Писсарро согласился принять знаменитого художника в качестве жильца в своем доме. Люсьен Писсарро писал, что его отец был впечатлен творчеством Ван Гога и предвидел силу этого художника, который был моложе его на 23 года. Сын Камиллы также отметил, что его отец объяснял их юному протеже различные способы поиска и выражения света и цвета, которые он позже использовал в своих картинах. Находясь в то время под сильным влиянием пуантилизма, Писсарро также передал часть этой техники Ван Гогу, который позже иногда писал некоторые из своих картин, используя точечное искусство.
Джузеппе Пелицца да Вольпедо был ведущим итальянским пуантилистом. Он использовал метод разделения, чтобы сопоставить маленькие точки краски в соответствии с определенной теорией цвета. Его самая известная работа – Il Quarto Stato (Четвертое сословие) 1901 года, ставшая символом прогрессивных и социалистических идей в Италии того времени. Эта картина была показана во время вступительных титров фильма Бернардо Бертолуччи «9». 0011 1900 и в настоящее время выставлена в Museo del Novecento в Милане, Италия.
Сегодня многие художники экспериментируют с пуантилизмом. Они используют точки в различных формах и формах, и для такого разного диапазона целей, что трудно упомянуть только некоторые из них, поскольку все они создают впечатляющие произведения искусства, основанные исключительно на точках. Сандро Фрейтас, Пабло Хурадо Руис, Филип Карлберг и Джо, также известный как Каза-нова, и это лишь некоторые из них, создают работы, которые являются живым доказательством того, что искусство пуантилизма существует даже в 21 веке .
Филип Карлберг тоже движется точками, и хотя выражение его лица сильно отличается от того, что можно назвать пуантилистским, влияние, безусловно, заметно. Вдохновленный точечным искусством, он использует точечные палочки для создания портретов знаменитостей, таких как Джонни Депп, Леди Гага и Джеки О. Фотограф по профессии, Карлберг любит экспериментировать с точками, создавая наводящие на размышления, но в то же время привлекающие внимание произведения. .
Но кто первый современный художник, который приходит вам на ум, когда мы говорим о разноцветных точках? Дэмиен Херст, да? Несмотря на то, что этот аргумент является хорошим замечанием, мы все же должны быть осторожны с этой классификацией. У Дэмиена Херста действительно есть серия точечных картин, но это не совсем то, чем, по сути, является пуантилизм. Художник-пуантилист расставляет точки на своем холсте точка за точкой, чтобы создать более крупное изображение, стремясь достичь тонов цвета, используя чистые нюансы точек. Когда зритель отдаляется от картины, он ясно видит реальную сцену в тонах, задуманных автором. В этом отношении картины Херста остаются тем, чем они и являются, — точками. Серия символических цветных вывесок, которые несут определенное сообщение, объединяя при этом как древнее наследие, так и современные концептуальные принципы. Однако, если посмотреть на это с другой точки зрения, в некотором роде это действительно можно назвать – точечным искусством. Недавно Херст собрал команду художников для создания картины из миллиона точек, которая должна быть завершена в 9-летний период.
Один миллион точек за девять лет работы Дэмиена Херста кажется ничтожным по сравнению с Героем , созданным иллюстратором и художником Мигелем Эндара , который состоит примерно из 3,2 миллиона черных чернильных точек, и на его создание ушло всего 210 часов. Это произведение создано с помощью одной ручки Sakura Pigma Micron с размером пера 005, или, лучше сказать, толщиной 0,20 мм. Количество точек во всем произведении искусства определялось путем умножения средней скорости рисования 4,25 точек в секунду.
Совет редактора: Жорж Сёра (Знакомство с величайшими художниками мира) а также один из самых выдающихся деятелей этой неординарной художественной техники. Его знаменитая картина «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт » представляет собой одну из самых значительных картин раннего современного искусства. Уникальная техника, которую он использовал, до сих пор очень популярна, ее также называют точечным искусством. Эта книга представляет своим читателям умные иллюстрации и сюжетные линии, а также полноцветные репродукции настоящих картин, дает детям легкий, но реалистичный обзор жизни и стиля каждого художника в этих веселых и познавательных книгах. Познакомьтесь с жизнью и творчеством постимпрессиониста Жоржа Сёра, изобретателя пуантилизма.
Избранное изображение: Жорж Сёра – Воскресенье в Гранд-Жатт, 1884 год. Все изображения использованы только в иллюстративных целях.