Конспект занятия по художественной деятельности во 2мл гр.
Тема: «Красивая лесенка»
Разработала: Воспитатель Байманова Элмира Тофик кызы. МБДОУ «Детский сад № 259» г. Новокузнецк. Кемеровской области.
Цель: – Учить, детей рисовать линии сверху- вниз, линии слева -направо; набирать краску на кисть.
-Воспитывать умение рисовать аккуратно.
-Развивать эстетическое восприятие, продолжать закреплять цвета.
– Активизировать речь в словах (горизонтальная, вертикальная, сверху-вниз, слева-направо).
Демонстрационный материал: Домик, солнышко, тучка, лесенка (из цветного картона). Игрушки: кукла Машенька, птичка, зайка. Мольберт, ватман.
Раздаточный материал: Альбомный лист, кисточки, салфетки (на каждого ребенка), гуашь: желтая, красная, непроливашки с водой.
Ход занятия
Дети стоят полукругом, на столе домик.
Орг момент: – Дети посмотрите, что выглянуло? (Солнышко)
Ночь прошла, темноту увела
Проснулась Машенька.
Открыла ставни: «Здравствуй Солнышко-колоколышко! Желтое, лучистое!»
-Прилетели птички-веселые синички, зачирикали. Рады солнышку.
-Вдруг налетела тучка и спрятала солнышко. Темно стало. Испугались птички и улетели.
-Что же делать? Надо тучку прогнать. Как прогнать тучку знаете? (нет)
Давайте, подуем на тучку может она улетит.
1часть. Дыхательное упражнение (дети дуют).
-Не улетела тучка. Как нам быть?
(стучится зайка).
-Посмотрим, кто к нам пришел?(зайка)
-Зайка узнал про нашу беду и решил нам помочь. Что это у него? (лесенка).
– Зачем он лесенку принес? (ответы детей)- он залезет на лесенку и прогонит тучку.
Ставим лесенку к домику, но лесенка короткая. Как нам зайке помочь.
Давайте поможем зайке лесенку нарисовать.
Чтобы нарисовать лесенку, давайте ее рассмотрим.
Рассматривание лесенки.
-Из чего лесенка состоит? (из палочек, полосок, линий).
-Из каких палочек состоит? (вертикальных, горизонтальных).
-Каким цветом лесенка? (желтым, красным).
2часть. Показ и объяснения.
А сейчас я покажу и научу как рисовать лесенку.
а) Беру кисточку 3 пальчиками, держу возле воротничка.
б) Опускаю ворсом в баночку с водой, лишнюю водичку убираю о край баночки.
в) Обмакиваю ее ворсом в желтую краску, лишнюю водичку снимаю о край баночки.
1.Рисование лесенки.
Провожу вертикальную полоску сверху-вниз.
Давайте вместе покажем в воздухе 3 пальчиками сверху-вниз
( проговариваем хором).
-Саша, иди нарисуй вертикальную полоску сверху-вниз.
г) Теперь опускаю кисточку в баночку с водой, хорошо промываю кисточку, промачиваю о салфетку.
д) Обмакиваю ее ворсом в краску красного цвета, лишнюю краску снимаю о край баночки. Рисую ступеньки слева- направо. Давайте вместе покажем в воздухе 3пальчиками сверху- вниз.
(проговариваем хором).
-Лиза иди нарисуй ступеньки слева- направо.
Получилась лесенка.
3часть.
Теперь сядем на свои места, и будем рисовать лесенку.
Самостоятельная работа.
Индивидуальная работа с теми детьми, кто не справляется.
Зайка проверяет работы детей.
Все молодцы, все потрудились. Нарисовали лесенку.
Я возьму лесенку у Лизы, потому что она прочная.
Детки пойдемте, прогоним тучку.
4.Итог
-Что мы сегодня рисовали? (лесенку).
-Зачем мы рисовали лесенку? (чтобы помочь зайке, прогнать тучку).
-Какие цвета мы использовали? ( желтый, красный).
-Для кого мы рисовали лесенку? ( для зайки).
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/31961-konspekt-zanjatija-po-hudozhestvennoj-dejatel
Конспект
занятия по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
(рисование)
на тему:
«Красивые лесенки»
(для детей второй младшей группы)
Цель: учить детей рисовать предметы круглой формы.
Задачи:
Образовательные: учить детей рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти. Учить отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие: закреплять умение промывать кисти, промакивать ворс промытой кисти о салфетку. Развивать восприятие цвета. Закреплять знания цветов. Развивать речь, мышление, память, двигательную активность.
Воспитательные: воспитывать желание рассматривать готовые работы, выделять ровные, красивые колечки; доброжелательное отношение к работам других детей; культуру поведения, доброту, коммуникативность.
Словарная работа: «цветные», «неотрывно».
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрушка КЛОУН, кольца большие и маленькие красного, зелёного и жёлтого цветов, образец рисунка на бумаге размером А-4.
Раздаточный материал: краски гуашь двух цветов в палитре (на каждого ребёнка), кисти размером 10, бумага размером в альбомный лист, баночки с водой, салфетки (на каждого ребёнка), клеёнки; картонные кольца разных цветов 20×20.
Методические приёмы: наглядный, игровой, словесный.
Предварительная работа: подготовка демонстрационного и раздаточного материала, беседы с детьми о предметах круглой формы, индивидуальное рисование по трафаретам.
Индивидуальная работа: учить правильно держать кисть, плавно водить ею по листу бумаги.
Ход ООД:
Дети и воспитатель проходят на ковёр, в центре группы.
Воспитатель: Посмотрите, дети, к нам в гости пришел клоун Вася: Я, ребята, пришел к вам из цирка!
Воспитатель: Вася, а что у тебя в красивом мешочке?
Клоун: У меня там… цирковые кольца!
Воспитатель: А ты их нам покажешь? (показывает кольца детям) Какие колечки принес Вася?
Дети: У Васи кольца большие и маленькие, круглые, красные, зелёные, жёлтые. (Если необходимо, воспитатель задаёт уточняющие вопросы: какого они цвета, формы, размера? Учит отвечать полным предложением.)
Воспитатель: Правильно, колечки круглые, большие и маленькие, разных цветов, цветные. Давайте вместе скажем – цветные.
Воспитатель: Вася, а что ты с этими кольцами в цирке делал?
Клоун: Я с ними весело играл! Хотите вместе поиграем? Тогда повторяйте!
Клоун рассказывает стихотворение, а дети выполняют упражнения:
«Кольца разные бывают – складывают руки колечком
Все детишки это знают – поднимают руки вверх
Кольца бубликов и сушек – соединяют большой и указательный пальцы
Кольца громких погремушек – соединяют большой и средний пальцы
Кольца детской пирамидки – соединяют большой и безымянный пальцы
Завитушки на улитке – вращают кистями рук
Мои кольца прям из цирка – поднимают руки вверх
А внутри у них по дырке – соединяют руки в виде кольца
С ними я играть люблю – прыгают на месте
Ловко кольца я ловлю!» – взмахнуть руками и прижать их к груди
Клоун грустным голосом: Только у меня в цирке много друзей, а колечек мало, на всех не хватает.
Воспитатель: Ты, Вася, не переживай. Дети у нас добрые и умелые. Они для тебя нарисуют много колечек, на всех друзей хватит. Ребята, поможем Васе?
Дети:Поможем.
Воспитатель приглашает детей за столы.
Воспитатель: Ты, Вася, посмотри, как дети будут рисовать. Прежде чем приступить к работе, давайте попробуем нарисовать колечки в воздухе пальчиком. Пальчик наш бежит по кругу, не останавливается, плавно, неотрывно. Давайте вместе повторим это слово: неотрывно. А теперь пальчиком попробуем нарисовать колечко на листе бумаги. – Как бежит пальчик?
Дети: Пальчик бежит плавно, неотрывно.
Воспитатель: Вот так и кисточкой вы будете рисовать колечки: плавно, неотрывно, аккуратно. (Воспитатель напоминает детям, что сначала надо намочить кисть, промокнуть о салфеточку, а затем набрать краску на кисть).
Дети приступают к рисованию.
(Воспитатель помогает детям правильно взять кисть, проводит индивидуальную работу. Напоминает детям, что надо промывать кисть в воде перед тем, как набрать другую краску).
Воспитатель: Вот мы и нарисовали колечки для друзей клоуна Васи! Пока рисунки будут высыхать, мы немножко поиграем.
Дети переходят на ковёр в центр группы. Из корзины берут по одному цветному кольцу.
Физкультминутка «Весёлые колечки»
«Мы колечки взяли в руки – (показывают кольца перед собой)
С ними мы пошли по кругу – (ходят по кругу с высоким подниманием колен)
Их бросаем – (подбрасывают)
Поднимаем – (поднимают и берут в руки)
Дружно с ними мы играем» – (положили на пол и прыгают вокруг них)
(Дети складывают колечки в корзинку).
Итог:
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали на занятии?
Дети: Мы рисовали кольца для друзей клоуна, играли с колечками, узнали новые слова.
(Воспитатель берёт клоуна в руки и вместе с детьми идёт к столам. Предлагает Васе и детям рассмотреть рисунки. Клоун хвалит все колечки, а воспитатель обращает внимание на самые ровные и красивые. Дети дарят свои рисунки. Прощаются с Васей. Помогают убирать со столов стаканчики с водой, палитры, кисти).
Объективный социально-экономический статус (СЭС) человека — его образование, престиж работы и доход — является как причиной, так и следствием его психического и физического здоровья (Adler, et al., 1994). Субъективный социальный статус человека (ССС) имеет аналогичные ассоциации, причем более высокие уровни ССС предсказывают лучшее здоровье (Ostrove et al., 2000). Тем не менее, шкалу SSS Макартура легче использовать, чем объективные измерения SSS, потому что многие люди не знают или не хотят сообщать о своем доходе и уровне образования. Более того, шкала SSS Макартура иногда лучше прогнозирует здоровье и благополучие, чем объективные показатели SES (Singh-Manoux, Marmot, & Adler, 2005).
Например, исследование иммигрантов латиноамериканского происхождения показало, что шкала SSS Макартура лучше предсказывает ряд последствий для здоровья, чем стандартный показатель дохода (Garza, et al. , 2017). Авторы исследования предполагают, что шкала MacArthur SSS «может использовать стрессовый опыт иммигрантов… не учитываемый традиционными социально-экономическими показателями». Другие исследования показывают, что шкала SSS Макартура предсказывает последствия для здоровья даже после поправки на объективный СЭС среди мексиканских иммигрантов, живущих с низким доходом (Franzini & Fernandez, 2006), американцев европейского происхождения и американцев китайского происхождения (Ostrove, et al., 2000). ), а также большие, многоэтнические и мульти-SES выборки американских (Operario, et al., 2004) и британских респондентов (Demakakos, et al., 2008).
HEADS UP
Взаимосвязь между шкалой MacArthur SSS и последствиями для здоровья различна для разных культурных групп (например, Curhan, et al., 2014). Исследователи пока не установили, для каких культурных групп эта мера наиболее эффективна. Кроме того, на ответы респондентов влияет то, какую группу сравнения используют исследователи (Wolff, et al. , 2010). Однако в большинстве исследований в качестве группы сравнения используется общество США или общество .
СМ. ТАКЖЕ
Шкала субъективного социального статуса Макартура – молодежная версия
Адлер, Н. Э., Бойс, Т., Чесни, М. А., Коэн, С., Фолкман, С., Кан, Р. Л., и Сайм, С. Л. (1994) ). Социально-экономический статус и здоровье: проблема градиента. Американский психолог , 49 (1), 15-24.
Адлер, Н. Э., Эпель, Э. С., Кастеллаццо, Г., и Иковикс, Дж. Р. (2000). Связь субъективного и объективного социального статуса с психологическим и физиологическим функционированием: предварительные данные здоровых белых женщин. Психология здоровья, 19 (6), 586-592.
Буллок, Х. Э., и Лимберт, В. М. (2003). Восхождение по социально-экономической лестнице: восприятие женщинами с низким доходом классового статуса и возможностей. Журнал социальных вопросов, 59 (4), 693-709.
Курхан, К. Б., Левин, К. С., Маркус, Х. Р., Китаяма, С., Парк, Дж., Карасава, М., … и Рифф, К. Д. (2014). Субъективные и объективные иерархии и их отношение к психологическому благополучию: сравнение США и Японии. Социальная психология и наука о личности , 5 (8), 855-864.
Демакакос П., Назру Дж., Бриз Э. и Мармот М. (2008). Социально-экономический статус и здоровье: роль субъективного социального статуса. Социальные науки и медицина, 67 (2), 330-340.
Францини, Л., и Фернандес-Эскер, М.Э. (2006). Связь субъективного социального статуса и здоровья у малообеспеченных лиц мексиканского происхождения в Техасе. Социальные науки и медицина, 63 (3), 788-804.
Гарза, Дж. Р., Гленн, Б. А., Мистри, Р. С., Понсе, Н. А., и Циммерман, Ф. Дж. (2017). Субъективный социальный статус и самооценка здоровья латиноамериканцев, родившихся в США и иммигрантов. Журнал здоровья иммигрантов и меньшинств , 19 (1), 108-119.
Гудман Э. , Адлер Н. Э., Кавачи И., Фрейзер А. Л., Хуанг Б. и Колдитц Г. А. (2001). Восприятие подростками социального статуса: разработка и оценка нового индикатора. Педиатрия, 108 (2), e31-e31.
Леу, Дж., Йен, И. Х., Гански, С. А., Уолтон, Э., Адлер, Н. Э., и Такеучи, Д. Т. (2008). Связь между субъективным социальным статусом и психическим здоровьем иммигрантов из Азии: исследование влияния возраста на иммиграцию. Социальные науки и медицина, 66 (5), 1152-1164.
Operario, D., Adler, NE, & Williams, DR (2004). Субъективный социальный статус: надежность и прогностическая полезность для глобального здравоохранения. Психология и здоровье , 19 (2), 237-246.
Острове, Дж. М., Адлер, Н. Э., Купперманн, М., и Вашингтон, А. Э. (2000). Объективные и субъективные оценки социально-экономического статуса и их взаимосвязь с самооценкой здоровья в этнически разнообразной выборке беременных женщин. Психология здоровья, 19(6), 613-618.
Сингх-Ману, А. , Мармот, М. Г., и Адлер, Н. Э. (2005). Предсказывает ли субъективный социальный статус здоровье и изменение состояния здоровья лучше, чем объективный статус? Психосоматическая медицина , 67 (6), 855-861.
Вольф, Л.С., Асеведо-Гарсия, Д., Субраманиан, С.В., Вебер, Д., и Кавачи, И. (2010). Субъективный социальный статус, новый показатель в исследованиях различий в состоянии здоровья: имеют ли значение раса / этническая принадлежность и выбор референтной группы? Журнал психологии здоровья , 15 (4), 560-574.
Время чтения: 12 минут
Карьерная лестница разработчика программного обеспечения состоит в основном из трех ступеней : младшая, средняя и старшая. Отрасль применяет эту терминологию для лучшего понимания и присвоения степени квалификации, а также для определения уровня заработной платы и обязанностей.
Знание уровней старшинства разработчиков поможет установить более точные ожидания для конкретного инженера. Кроме того, это различие не только улучшит внутреннюю коммуникацию, но и улучшит общение между клиентами и поставщиками, сделав все взаимодействие более эффективным. Различая эти названия должностей, клиент лучше понимает уровни компетенции в ИТ-индустрии.
В этой статье мы проанализируем стаж разработчика программного обеспечения по следующим критериям: технические знания, повседневные обязанности, самостоятельная работа, взаимодействие с командой и видение.
В рамках анализа уровня старшинства опишем несколько существующих подходов к оценке экспертизы программиста. Применение их к данной градации обеспечит более широкую перспективу стажа в разработке программного обеспечения.
Модель приобретения навыков Дрейфуса определяет 5 стадий приобретения и овладения навыками. Энди Хант в своей книге «Прагматическое мышление и обучение: рефакторинг вашего Wetware » применяет модель Дрейфуса к разработке программного обеспечения. Автор использует модель Дрейфуса для структурирования фундаментальных изменений, происходящих на протяжении всего процесса обучения. Это позволяет ему сопоставить, как программисты на разных этапах воспринимают процесс разработки и подходят к проблемам, а также то, как они формируют ментальные модели.
Пять стадий модели Дрейфуса, иллюстрирующие наиболее важные изменения на пути от новичка к эксперту
Источник: «Прагматическое мышление и обучение: рефакторинг вашего программного обеспечения», Энди Хант Это еще один подход Мейлир Пейдж-Джонс к классификации знаний в области разработки программного обеспечения. Классификация разбивает компетенцию на семь этапов и использует производительность в качестве ключевого критерия. Хотя изначально он использовался для оценки разработки программного обеспечения в ’90s, этот подход можно легко применить к нашей реальности.
Кривая производительности
Источник: «Семь стадий мастерства в разработке программного обеспечения» Мейлир Пейдж-Джонс
Матрица компетенций программиста. Эта матрица набора навыков программиста была разработана Сиджином Джозефом, лидером в области технологий с более чем 15-летним опытом разработки и создания программных продуктов. Матрица имеет трехуровневую структуру, которая соответствует ролевому распределению Junior-Middle-Senior. Матрица также включает уровень 0, который, по нашему мнению, соответствует уровню стажера-программиста. Мы будем ссылаться на этот источник при описании требований к техническим знаниям для каждого уровня старшинства.
Сравнение подходов к оценке знаний
В некоторых компаниях есть программы стажировок, по которым берут инженеров начального уровня, которые в основном имеют только теоретические знания и не имеют опыта работы. В этом случае должность новичка будет Стажер.
Применяя этапы опыта Мейлир Пейдж-Джонс, мы разделяем этот ранний период в карьере разработчика на три этапа: Невинный , Разоблаченный и Ученик .
Поначалу инженеры практически не имеют доступа к реальному развитию. Открытые разработчики делают первые шаги к профессиональному программированию. Наконец, ученик уже минимально подготовлен для работы над реальным проектом.
Говоря о технических знаниях, стажеры в основном ограничены использованием IDE в качестве текстовых редакторов для кодирования без использования их дополнительных функций. Они редко имеют дело с API и часто вынуждены обращаться к документации. Помимо основной платформы, на которой они специализируются, стажеры не знакомы ни с какими фреймворками и имеют лишь смутное представление о том, что такое база данных.
Вступить в дверь в качестве младшего разработчика сложно, потому что они часто приходят и уходят. Работодатели, как правило, нанимают младших разработчиков для фриланса или краткосрочных контрактов с целью снижения стоимости контракта.
Тем не менее, козыри юниора — это мотивация и энергия, которых уже нет у многих пожилых людей. Юниоры знают, что приложенные ими усилия окупятся, поскольку позволят им быстрее перейти на следующий уровень.
Альтернативные подходы. Ссылаясь на модель Дрейфуса, мы можем разделить младший уровень на две фазы: Новичок и Продвинутый Новичок .
Чтобы начать работу, начинающим разработчикам нужны универсальные контекстно-независимые правила. Будучи нетерпеливыми, они хотят немедленных результатов. В то же время ошибки могут парализовать их, так как они не умеют с ними обращаться.
Продвинутые новички начинают отходить от фиксированных правил и формулируют общие принципы на основе похожих ситуаций, с которыми они сталкивались. Основная проблема в том, что они упускают из виду более широкий контекст, возможно, считая его неуместным.
Используя градацию Мейлир Пейдж-Джонс, мы можем назвать юниора Практик . Именно тогда производительность разработчиков значительно возрастает, поскольку они начинают осваивать новые методы методом проб и ошибок и применять их в корпоративных проектах.
IDE. Juniors перемещаются по интерфейсу и эффективно управляют IDE с помощью панели задач.
API. Они знают, как работать с наиболее часто используемыми API.
Каркасы. Младшие разработчики работали с некоторыми фреймворками и знают о популярных, которые стоит использовать в своем языковом стеке.
Разработка базы данных. Младший знает основные методы проектирования БД, свойства ACID и транзакции. Кроме того, младший может писать простые операторы выбора для извлечения информации из базы данных.
Языки программирования. Младшие разработчики обычно знакомы с одним языком программирования. Они сразу выберут его и реализуют полустабильное решение, которое решает большинство проблем в определенных вариантах использования.
Платформы и инструменты. Юниоры имеют профессиональный опыт работы примерно с тремя платформами. Их знание внутреннего устройства платформы поверхностно. Они знают об альтернативах популярным и стандартным инструментам.
Ежедневные обязанности. Джуниорам обычно достаются наименее сложные задачи, мало влияющие на конечный продукт.
Самостоятельная работа. Безусловно, за юниорами нужен тщательный присмотр. Им нужно сильное наставничество, чтобы развивать свои навыки.
Работая в команде, младший должен оставаться вовлеченным и получать от команды как можно больше знаний.
Видение. Проблема с джуниорами в том, что они сосредоточены на коде, а не на разработке. Это мешает им получить общую картину.
Младшие разработчики с опытом работы более трех лет могут использовать свои навыки, чтобы стать специалистами среднего звена. Разработчики среднего звена, которых иногда называют «рабочими лошадками мира программирования», наиболее эффективно работают с рутинным кодом.
Альтернативные подходы. Модель Дрейфуса описывает среднего разработчика как Компетентного . На этом этапе они также могут выполнять приличную работу по устранению неполадок и отладке.
Компетентные программисты очень инициативны и находчивы. Они занимают руководящие должности в команде и могут наставлять новичков. Тем не менее, компетентным разработчикам все еще не хватает опыта, чтобы расставить приоритеты своего внимания во время работы над проектом, и они едва ли способны размышлять о своих ошибках.
С точки зрения семи стадий экспертизы мы можем считать среднего разработчика Подмастерьем . Они работают над оттачиванием своих навыков и повышением производительности. Подмастерья достаточно компетентны, чтобы быть источником советов по разработке программного обеспечения.
IDE. После продолжительного использования IDE средний разработчик запомнил сочетания клавиш для наиболее частых операций, что действительно ускорило работу.
API. Промежуточные уровни обладают глубокими и прочными знаниями основных API.
Каркасы. Миддлы хорошо разбираются в фреймворках, что помогает им писать более понятный и короткий код.
Разработка базы данных. Средние уровни хороши в управлении базами данных. Они могут разрабатывать нормализованные схемы БД с учетом запросов, которые будут выдаваться. Разработчики среднего уровня хорошо разбираются в использовании представлений баз данных, хранимых процедур, триггеров и определяемых пользователем типов данных (UDT). Они хорошо разбираются в методе объектно-реляционного отображения (ORM), используемом для преобразования данных между несовместимыми системами типов. Чтобы ускорить процесс запроса, они применяют знание синтаксиса индекса для создания пользовательских кластеризованных и некластеризованных индексов.
Языки программирования. Разработчик среднего уровня понимает функциональное программирование и знает, когда и как применять функциональные концепции на любом языке.
Платформы и инструменты. Middles уже работали с более чем четырьмя платформами и обладают глубоким пониманием того, как работает платформа, включая выполнение кода. Они очень удобны с их инструментами управления пакетами.
Ежедневные обязанности. Инженерам-программистам среднего уровня обычно не поручают очень сложные задачи, которые могут потребовать глубоких инженерных знаний. Между тем, им может быть поручено спроектировать часть приложения, чтобы подготовить его к дальнейшей передаче старшему разработчику. Они уже способны превращать тикеты в решения, давать оценки по задачам и помогать в декомпозиции больших участков работы.
Самостоятельная работа. Средние уровни могут выполнять работу с меньшим надзором, при этом выполняя относительно рутинные задачи.
Работа в команде. Middles активно сотрудничают с членами команды, включая дизайнеров, бизнес-аналитиков и архитекторов.
Видение. Разработчики среднего уровня углубили свое понимание сценариев цикла разработки, что позволяет им более точно применять методы Agile. Они видят результаты возникающих проблем и учатся избегать их в будущем.
Многие разработчики среднего звена попадают под действие эффекта Даннинга-Крюгера, что препятствует их дальнейшему карьерному росту. Этот психологический феномен описывает, какой опасной вещью может быть небольшое знание. Будучи самоуверенными, разработчики могут склонны переоценивать свои навыки, что препятствует их прогрессу. Тем не менее, это условие является большой проблемой при разработке программного обеспечения. В то время как это когнитивное искажение может случиться с работниками любого уровня старшинства, средние уровни наиболее уязвимы для него.
На самом деле, многие инженеры не могут представить лучших методов и практик, чем те, которые они внедряют в настоящее время. Программисты, у которых была череда неудачных проектов, могут поддаться убеждению, что проект обычно превращается в кошмар.
При противоположном сценарии в какой-то момент инженеры-программисты могут осознать, как мало они знают и как много еще предстоит узнать. Именно тогда программисты начинают переходить на более высокий уровень старшинства.
Графическая иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера для разработчиков в зависимости от их стажа и знаний.
Источник изображения: Младшие разработчики: вы больше не джуниор , Амандо Абреу
Чтобы уменьшить влияние неточной самооценки на приобретение навыков и общий карьерный рост, разработчики должны постоянно работать над повышением своей компетентности. уровень, расширяя область своих знаний и собирая отзывы из разных частей бизнеса. Они всегда должны находить время, чтобы подумать о своем прогрессе и сделать правильные выводы.
Разработчики с глубокими специальными знаниями и исчерпывающим опытом, которые позволяют им наставлять своих коллег, называются старшими. Кроме того, старшие разработчики хорошо разбираются в бизнес-области, которую они поддерживают. Их компетенция может даже расшириться, чтобы помочь с маркетингом и общим развитием бизнеса. Старший разработчик всегда будет думать о том, что он делает, с точки зрения того, какую пользу это приносит бизнесу.
Короче говоря, их работа заключается в том, чтобы предлагать лучшие решения проблем. На самом деле старший пытается предвидеть проблему и решить ее до того, как она произойдет. Как специалист по решению проблем старший должен заранее думать об узких местах системы, а также иметь в виду уязвимости и проблемы, вызванные неправильным использованием инструментов.
Руководя проектом, руководитель принимает обоснованные решения о разработке и внедрении программного обеспечения, основываясь на передовом опыте в этой области.
Альтернативные подходы. По модели Дрейфуса старшинство можно разделить на две ступени: Профессионал (младший эксперт) и Эксперт.
Опытные программисты совершают большой прорыв — они могут размышлять о своей работе, анализировать ошибки и учиться на них, делая правильные выводы. Используя преимущества размышлений и отзывов, опытные разработчики значительно улучшают свою работу. Такой подход является основой Agile-управления проектами.
Теперь разработчики знают, что контекст является ключом к тому, чтобы стать экспертом. Поэтому вместо того, чтобы придерживаться правил, они реализуют различные методы, подстраивая их под определенный контекст.
Эксперт — высший ранг в модели Дрейфуса. По словам Энди Ханта, этого можно добиться за более чем 10 лет напряженной упорной практики. Поэтому эксперты – редкий вид. Эти старшие разработчики превратили свой опыт в интуицию.
Эксперты интуитивно понимают передовой опыт, исходя из своего обширного опыта работы с различными ролями, технологиями и ситуациями.
Что касается семи ступеней экспертизы программной инженерии, то на этом уровне их две: Мастер и Исследователь .
Мастер – искусный техник и хороший инструктор с глубокой методологической базой. Что еще более важно, этот разработчик понимает ценность продукта для бизнеса.
Исследователь — старший разработчик, который переходит от конкретного проекта к общеметодологическим исследованиям. Исследователи отслеживают недостатки в методах разработки программного обеспечения, чтобы улучшить их. Они также ищут новые проблемы, чтобы найти технику, полезную для их решения.
Обладая высокими техническими навыками, старший разработчик может работать с несколькими технологиями. Пожилые люди должны стремиться к приобретению передаваемых знаний, которые позволят им распознавать и писать хороший код на любом языке программирования. Эти знания также помогают адаптироваться к постоянным техническим изменениям.
ИДЕ. Опыт пожилых людей позволяет им писать собственные макросы для оптимизации рабочего процесса.
API. Старший написал библиотеки для добавления дополнительных функций или для автоматизации наиболее частых процессов без написания для них кода.
Каркасы. Пожилые люди обладают достаточными знаниями, чтобы создать собственную структуру.
Разработка базы данных. Старший хорошо разбирается в администрировании баз данных, производительности и оптимизации индексов. Обычно они выполняют тонкую работу по составлению расширенных запросов на выборку. Поскольку старшие знают структуру данной базы данных изнутри, они знакомы с особенностями обслуживания БД, в частности, с зеркалированием БД и репликацией БД. Это методы передачи данных из первичной базы данных во вторичную. Пожилые люди понимают двухэтапный алгоритм фиксации (2PC), применяемый для координации распределенной транзакции (фиксация/отмена). Там, где это возможно, они могут заменить медленные операции с курсором гораздо более эффективными операторами JOIN.
Языки программирования. Помимо функционального программирования и ООП, они работают с параллельными и логическими языками, например. Эрланг и Пролог соответственно.
Платформы и инструменты. Seniors имеют профессиональный опыт работы с более чем 6 платформами. Они уже создают отладчики или другие инструменты, необходимые для улучшения платформы. Пожилые люди являются источником советов по внутреннему устройству платформы.
Ежедневные обязанности. Многогранные обязанности выходят далеко за рамки написания кода. Пожилые люди проводят мозговой штурм по поиску правильных технологических решений сложных проблем. Они берут на себя ответственность за команду, координируя ее рабочий процесс, чтобы постоянно создавать ценность для бизнеса.
Самостоятельная работа. Старший дает указания.
Пожилые люди ставят команду на первое место и всегда пытаются понять, что они могут сделать, чтобы помочь членам. Обладают хорошими soft skills, балансируя между клиентом и командой.
Видение. Старшие видят конечную цель — проблемы, которые должно решить готовое приложение. Долгосрочное видение является решающим моментом в создании ценности для конечного пользователя.
Компетенции уровней старшинства разработчиков
Старший разработчик — хорошая отправная точка для перехода на следующую ступеньку карьерной лестницы. Некоторые пожилые люди хотят перейти на более технические должности, другие предпочитают управленческие роли. Вот несколько вариантов, на которые пожилой человек может подумать о переходе.
Архитектор. Это самый высокий ранг на служебной лестнице технического специалиста. Работа архитектора заключается в разработке сложных систем, которые будут реализованы командами старших и младших разработчиков. В зависимости от направленности бизнес-проблемы существуют корпоративные, технические архитекторы и архитекторы решений. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей специальной статье.
Менеджер по продукту . Менеджер по продукту с опытом кодирования будет чувствовать себя более комфортно, руководя поставкой продукта. Зная процесс разработки изнутри, они смогут гораздо эффективнее управлять работой над продуктом.
Старший руководитель. Работа старшего руководителя не имеет ничего общего с программированием и полностью связана с умением работать с людьми: вдохновлять, мотивировать, руководить и разрабатывать стратегии. Принимая решения на высоком уровне, определяющие направление компании, старший руководитель следит за тем, чтобы все сотрудники следовали этим решениям и верили в миссию.
При определении уровня старшинства разработчика важно учитывать следующие переменные факторы, которые существенно влияют на градацию.
Технический стек. Можно быть экспертом в области машинного обучения, но оставаться на среднем уровне в веб-разработке. При этом во многих других областях разработчик может оказаться даже джуниором.
Проект. Проект может масштабироваться как по горизонтали, так и по вертикали, что влечет за собой различные наборы навыков и опыта.
Организация. Следует также учитывать характеристики нанимающей организации. Учитывайте размер компании и индивидуальные требования, которые они предъявляют к кандидату. Небольшие предприятия обычно ищут специалистов с более широким набором навыков и обязанностей. Например, инженер в малом бизнесе может отвечать как за разработку продукта, так и за его развертывание. Напротив, более крупной организации может потребоваться узкоспециализированный опыт, например инженер для определенного этапа жизненного цикла DevOps, который будет работать с определенным инструментом автоматизации.
Более того, каждая организация придает этим терминам свое значение. Таким образом, в зависимости от рабочего места два старших программиста могут сильно отличаться друг от друга. Роберт Риз, старший менеджер по развитию группы цифровых разработчиков газеты The Guardian, комментирует этот момент: « Однако при найме мы должны объяснить, что такое старший разработчик, не только себе, но и людям за пределами организации. Иногда нам также приходится нелегко объяснять людям, которые в настоящее время имеют звание «старший разработчик», почему мы не думаем, что они являются старшими разработчиками здесь, в Guardian».
Важный вопрос, связанный с трудоустройством, — какой опыт требуется для той или иной задачи. Наем разработчика часто может стать утомительным, если у вас есть только абстрактное представление об уровне компетенции, который может удовлетворить ваш проект. Ниже приведены несколько полезных советов, которые помогут вам сориентироваться в процессе найма и сделать правильный выбор.