Речевое развитие во 2 младшей группе – . . , – .

Содержание

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Занятие по развитию речи во второй младшей группе

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 5 «Теремок»

108840,  Россия, г. Москва,  г. Троицк,  ул. Лесная, д.2,   т: 51-50-52; т/ф (496)  51-34-49,  e-mail:[email protected]

Открытый показ НОД  

«В гостях у сказки»

(во второй младшей  группе)

Подготовила:

Воспитатель МАДОУ

 Детский сад № 5 «Теремок»

Курышина Екатерина Александровна

09.02.2017г

г.Москва,г.о.Троицк

Программное содержание:

– обобщение знаний и расширение представлений о сказках;

–  развитие коммуникативных навыков, творческих способностей;  учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться детей в пространстве группы, строить ролевой диалог;

–  учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью;

– слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству;

–  создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе;

– формировать у детей живой интерес к театрализованной игре;

– развивать речь и двигательную активность детей, имитационные навыки;

– воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;

–  развивать актерские способности.

Предварительная работа:

– создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра и русских народных сказок, их драматизации;

– рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания сказок, подвижные игры, занятия по театрализованной деятельности, просмотр и прослушивание русских народных сказок на  аудиозаписях.

Оборудование: Чудесный мешочек, шапочки – маски героев сказки «Теремок», магнитофон, фонограммы, мягкие игрушки: ёжик, лягушка.

Музыка: Песня “Приходи, сказка!» Ю. Ким; песня на стихотворение Б.Заходера «Что ты ёж такой колючий».

Ход занятия:

Дети заходят в группу и становятся в круг.

Воспитатель:

Здравствуйте, мои родные,

Ребятишки озорные. Ребята, давайте улыбнемся друг другу, покажем, что у нас хорошее настроение.

Воспитатель: И я приглашаю вас отправиться в одну удивительную страну, в страну сказок. А вы сказки-то любите?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну, тогда в путь, но чтобы попасть в сказку, нужно быть ловким и сильным. Давайте тренироваться!

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Воспитатель:

Добрый ёжик, добрый ёж

 На клубочек он похож, (дети крутят кулачки перед собой)

У ежа иголки

Очень, очень колкие. (дети сжимают и разжимают пальчики)

 Ёжик, ёжик, чудачок,

Где ты прячешься дружок? (дети прячут кулачки  за спину)

Покажи иголки

Очень, очень колкие. (дети сжимают и  разжимают пальчики)

После упражнения воспитатель обращает внимание детей на стол, который стоит недалеко. На нём горкой лежит белый синтепон – «снег», воспитатель приглашает детей посмотреть, что там? Дети вместе с воспитателем подходят к столу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, мне кажется, что в сугробе кто – то шевелиться? (воспитатель незаметно под «снегом» надевает на руку игрушку ёжика, и показывает детям)

– Ёжик, как ты здесь оказался?

Ёж: Да, вот, услышал, что про меня говорят, вот и решил выйти из своей норки.

Воспитатель: Дети, давайте спросим у ёжика, что же ты такой колючий?

Дети: Ёжик, что ты такой колючий?

(В это время включить диск с песней на стихотворение Б.Заходера)

Что ж ты, ёж такой колючий?

Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Воспитатель: Ежик, а где живут твои соседи?

Ёжик: Они живут в стране сказок.

Воспитатель:  Мы как раз туда собрались,  как нам туда попасть?

Ёжик: Я вам помогу!  Надо пробираться через лес. А в том лесу живет Лев. Можете  заодно поохотиться! А мне пора уходить, до свидания!

Дети прощаются с ёжиком.

Игра – физминутка «Мы охотимся на льва»

Мы охотимся на льва.

 Не боимся мы его.

 У нас длинное ружье

 И подзорная труба.

 Ой! А что это?

 А это – поле: топ-топ-топ.

 Ой! А что это?

 А это – болото: чав-чав-чав.

 Ой! А что это?

 А это море: буль-буль-буль.

 Ой! А что это?

 А это тропинка: шур-шур-шур.

 Под ней не проползти.

 Над ней не пролететь.

 Ее не обойти, а дорожка напрямик,

 Вышли на полянку.

Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем.

Дети «трогают» воображаемого льва.

«Да это же лев! Ой, мамочки!» – испугались его и побежали домой.

По тропинке: шур-шур-шур.

 По морю: буль-буль-буль.

 По болоту: чав-чав-чав.

 По полю: топ-топ-топ.

 Прибежали домой.

 Дверь закрыли.

 Ух! (на выдохе) Устали.

 Молодцы!

Воспитатель:

(таинственным голосом):

Один, и два, и пять, и восемь, в сказку всех мы переносим!

(дети кружатся на месте под музыку)

Вот мы и попали в волшебную страну. Давайте погуляем по ней.

Звучит музыка «Приходи, сказка!»

(воспитатель ведет за собой детей по кругу, змейкой, закручивает и раскручивает спираль).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, мы очутились с вами на волшебной поляне, как здесь красиво! Смотрите, а кто это сидит под елочкой?

Воспитатель показывает детям игрушечную лягушку: Посмотрите, кто это?

 Дети: Лягушка, лягушка-квакушка…

 Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки прискакала лягушка?

 Дети: «Теремок», «Рукавичка»,   …

 Воспитатель:  Правильно, это сказка про небольшой домик, в котором хотело поместиться множество разных животных.

 Дети: Это – «Теремок».

 Воспитатель: А давайте вспомним героев  этой сказки.

 Дети: лягушка,  мышка…

Воспитатель: Вспомните, что делали герои сказки?

 Дети: Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь.

 Воспитатель: Кого из зверей не впустили в теремок?

 Дети: В теремок не впустили медведя.

 Воспитатель: Вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в дверь теремка?

 Дети: Кто, кто в теремочке живет?

 Воспитатель:  Посмотрите, лягушка нам что-то принесла… Ой, смотрите, какой красивый мешочек лежит на полянке.

– Ребята, интересно, что в мешочке? Давайте присядем и посмотрим!

 Это загадки, послушайте и отгадайте их.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Хитренько взглянула

Хвостиком махнула

И исчезла -чудеса

Где ты, рыжая … (лиса)

 На лугу по кочкам

Прыгают листочки

Выпуклые глазки

И кривые лапки

Только где же ушки

Кто это? …(лягушка)

 Ку-ка-ре-ку! – кричит он звонко

Хлопает крыльями громко-громко

Курочек верный пастух

Как зовут его?… (петух)

 Ночью ходит, днем он спит.

Если сердится – ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто ж?

Ну, конечно, это …. (еж)

 Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меха

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый, серый … (волк)

 Кто большой и косолапый

Мёд достал из улья лапой?

Скушал сладость – и реветь

Как зовут его? … (медведь)

 Кто по пальмам ловко скачет?

Кто кокосы в листьях прячет?

Кто нам кинул 2 банана?

Догадались? (обезьяны).

 

Воспитатель: Ребята, мы отгадывали загадки о животных. Все эти герои из сказки «Теремок»?

 Дети: Нет, обезьяны не из этой сказки.

 Воспитатель: Да, эти животные совсем из другой сказки.

 А загадки вам понравились. Загадки были похожи на стихи.

Воспитатель: Что-то мы засиделись на полянке, давайте поиграем.

– Хотите превратиться в героев сказки? Я буду читать стихотворение о героях сказки, а вы, ребята, выходите и изображайте того животного, о ком идет речь.

(воспитатель рассказывает короткое стихотворное описание героев, дети имитирует движения.)

Лиса, лисонька, лиса!

 Очень хитрые глаза,

 Шубка — глазки не отвесть.

 «Курочек люблю поесть!»

Неуклюжий, косолапый

 Ходит по лесу медведь.

 Если спросят, что он любит,

 Скажет: «Меду бы поесть!»

Вышел зайка погулять,

 Стал он прыгать и играть.

 Вдруг раздался треск и щелк,

 Прижал зайка ушки и прыг-скок.

Лягушка, выпучив глаза, сидит,

 Не по-русски говорит.

 В болоте любит жить одна,

 Ловит комаров она.

Серый зубастый волк по полю рыщет,

 Телят, ягнят ищет.

Серенькая, маленькая мышка

 Под полом таится, кошки боится.

Воспитатель: Ребята, а в мешочке еще задание.

Игра «Наоборот»

Сахар сладкий, а перец…

 Дорога широкая, а тропинка…

 Пластилин мягкий, а камень…

 Чай горячий, а мороженое…

Звери бывают смелые и …

 Морковь можно есть сырой и …

 Яблоки могут быть мелкими и …

Арбуз сладкий, а лимон…

Слон большой, а мышка ….

Воспитатель: – Молодцы, ребята, и с этим  заданием справились. Как интересно в стране сказок. А может, мы поиграем в сказку?

Дети надевают шапочки — маски (медведь, лягушка, мышь, лиса, волк, заяц).

Воспитатель:

Стоит в поле теремок, теремок –

 Он не низок, не высок.

 Кто, кто в теремочке живет?

 Кто, кто в невысоком живет?

 Никто не отвечает.

 Вдруг из-за угла слышится:

Мышка: Пи-пи-пи.

Воспитатель: Кто ты?

Мышка: Я Мышка – норушка. Ой, какой красивый теремок! А кто в нем живет?

Воспитатель: Да никто не отвечает, наверное, никто.

Мышка: Тогда я буду в нем жить.

Воспитатель: Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к теремку лягушка-квакушка.

Лягушка: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Кто в невысоком живёт?

Мышка: Я, мышка-норушка. А ты кто?

Лягушка: А я лягушка-квакушка.

Мышка: Иди ко мне жить.

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоем.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и говорит:

 Зайчик: Кто в тереме живет? Кто в невысоком живет?

Мышка:   Я, мышка-норушка.

Лягушка:  Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик:   А я зайчик-побегайчик! Возьмите меня к себе жить!

Воспитатель:  Хотели мышка с лягушкой дверь открыть, а замок заело. Давайте, ребята,  поможем открыть.

Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог? (соединяют пальцы рук в замок)

Потянули, (тянут сцепленные руки в разные стороны)

Покрутили, (сцепленные пальцы прижимают к себе и отодвигают от себя)

Постучали (основанием ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (расцепляют пальцы, разводят ладони в стороны)

Воспитатель:  Зайчик – скок в теремок. Стали они втроём жить. Бежит мимо лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и говорит…

Лисичка:  Терем-теремок! Кто в тереме живёт? Кто в невысоком живёт?

Все по порядку отвечают Лисе. Спрашивают все вместе: «А ты кто?»

Лиса: Я, Лисичка-сестричка. Пустите к себе жить.

Все: Милости просим.

Забралась лисичка в теремок и стали они вчетвером жить. Бежал мимо волчок-серый бочок и говорит… (далее по сказке)

Волчок влез в теремок. Стали они впятером жить, песни весёлые петь.

Воспитатель: Милые звери, кто же забыл сегодня в нашу сказку прийти?

Дети:  Медведь.

Воспитатель: А почему не пришел медведь? Какое сейчас время года?

Дети: Зима. А зимой медведь спит.

Воспитатель: А где спит медведь?

Дети: В берлоге.

Медведь вылезает из берлоги:  

Кто меня разбудил?

 Я зверь лесной, я сплю зимой

 В лесу хозяином живу-у-у-у.

Воспитатель: Хватит тебе, Медведь, спать! Иди с нами играть! Ребята, давайте ласково пригласим медведя в теремок!

Дети: Заходи к нам, Мишенька в теремок. Добро пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!

Воспитатель: Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить его словами. Расскажем, какой он. Если понравится Мишке ласковое слово, он сделает шаг к дому… И на каждое красивое слово он будет делать шаг. Будем называть слова до тех пор, пока медведь не попадет в теремок.

Дидактическая игра «Назови словечко»

Воспитатель: Какой у нас Мишка?

 Дети: Добрый…

 Воспитатель: Понравилось Мишка, как тебя назвали? Тогда подойди на шаг к дому…

 Дети по очереди называют слова о медведе (пушистый, косолапый, большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый), а ребенок-медведь на каждое слово делает шаг.

Воспитатель: И стали звери вместе жить, и не тужить.

                          А вот и сказке моей пришел конец,

                          А кто участвовал в ней – молодец!

А роли сегодня исполняли дети нашей группы (перечисляет). Молодцы, все с ролью справились. Снимайте шапочки — маски, и теперь вы снова ребята.

Артистами ребята побывали и сказочку ребята показали…

Артисты были очень хороши, похлопаем друг другу малыши!

А теперь пора нам возвращаться из страны сказок.

Один, и два, и пять, и восемь, в группу всех мы переносим!

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: конспект по развитию речи 2 младшая группа

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

 во 2 младшей группе

«В гостях у зайчика».

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Баннова О.Е.

г.о. Тейково 2016 г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе на тему «В гостях у зайчика».

Интеграция образовательных областей:познавательное, физическое,художественное развитие.

Цель:Формировать познавательный интерес к окружающей действительности.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

  1. Продолжать учить детей узнавать и называть животных по картинкам: белочку, ёжика, мишку; отгадывать загадки; понимать текст и отвечать на вопросы воспитателя; проговаривать слова, фразы вместе с воспитателем.

Развивающие задачи:

1. Развивать речевой слух,побуждая детей чётко и правильно произносить звук «э», звукоподражания: «цок», «пых».

2. Совершенствовать развитие артикуляционного аппарата, умение регулировать силу голоса (громко-тихо), и темп речи (быстро-медленно).

3.   Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, интерес к художественной литературе (загадкам, стихам, потешкам, пальчиковым играм).

Словарная работа (развитие, обогащение, активизация).

Обогащение словаря:мягкий, тёплый, пушистый, колючий.

Активизация словаря:большой, маленький, длинный, короткий, ёжик, белочка, зайчик, мишка, орехи, мёд, яблоко.

Материал к занятию: искусственные ёлочки, мягкая игрушка-зайчик, корзина с орехами, яблоком, баночкой мёда, фланелеграф, картинки для фланелеграфа (белочка, ёжик, мишка, яблоко, орехи, мёд), медальки, раскраски, карандаши.

Предварительная работа:

1. Индивидуальная работа.

2. Работа по подгруппам.

3. Организационные формы обучения.

4. Дидактические игры и упражнения на воспитание звуковой культуры речи:

  • Воспитание слухового восприятия («Кто что услышит?», «Узнай по звуку», «Где позвонили», «Сделай то, что я скажу»).
  • Формирование звукопроизношения («Часы тикают», «На птичьем дворе», «Стоит домик», «Как мы птичек кормили»).
  • Развитие силы голоса и темпа речи («Громко-тихо», «Дует ветер», «Не разбудите куклу»).
  • Речевое дыхание («Пузырь», «Снежинки», «Ветерок», «Паровоз»).
  • Развитие моторики артикуляционного аппарата («Зайкин хвостик», «Чищу зубы», «Вкусное варенье», «Лопаточка»).
  • Чтение произведений художественной литературы: стихи, сказки, потешки, загадки, рассказы, прибаутки.
  • Рассматривание сюжетных, предметных картин, иллюстраций, игрушек.
  • Знакомство с домашними и дикими животными.
  • Выполнение заданий по инструкции педагога.
  • Организационные наблюдения за окружающим.

 

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель:

Приготовьте ушки,глазки,

Начинаем нашу сказку,

Я сегодня в группу шла

Посмотрите, что нашла.

– Что, это ребята? (корзиночка).

– Правильно, корзиночка. Посмотрим, что в ней лежит? (Рассматриваем содержимое корзиночки, называя предметы: орешки, бочонок с мёдом, яблоко).

– Кто же потерял эту корзиночку? Как вы думаете ребята? (Ответы детей).

– Я предлагаю вам всем пойти в лес и поискать того, кто потерял  эту корзиночку.

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки.

Через лужу прыг, через лужу скок и присели на пенек.

Отдохнув немного, встали, снова дружно зашагали.

Шли мы, шли, шли мы, шли и в зеленый лес пришли.

–   А под ёлочкой кое-кто сидит, и хвостик у него дрожит.

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку.

– Кто это? (Зайчик).

-Правильно, зайчик. Как дрожит хвостик у зайчика? (Артикуляционное упражнение «Зайкин хвостик».Приоткрыть рот, чтобы язычок показался между губ, показать язычком, как дрожит зайкин хвостик, выполняя им движения вправо и влево).

– Давайте позовём его тихонечко: «Иди к нам, зайка». Теперь погромче.

– Здравствуй, зайка. (Дети здороваются с зайчиком).

– Погладьте зайку, какой он? (Мягкий, пушистый, тёплый).

– Что есть у зайки? (Ушки, хвостик…).

– Какие ушки у зайки? (длинные, мягкие, пушистые).

– Какой хвостик?

– Посмотрите, ребята, зайка грустный. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Спросим зайку, может быть, это он потерял корзиночку? (Дети спрашивают).

Зайка: – Да, это я потерял корзиночку с угощениями. Уменя скоро будет День рождения.К себе в гости я позвал друзей, но забыл, кто, что любит есть.

– Поможем, ребята, зайке? Подскажем ему, кто какое угощение любит? (Да).

-Тогда присядем тихонечко и будем слушать внимательно (дети садятся на стульчики).

– Посмотрим, кто придёт в гости к зайчику (достаю и показываю картинку с изображением животного).Кто это? (Мишка).

– Правильно мишка. Мишка какой? (Ответы детей). Поиграем с мишкой? Закроем глазки и превратимся в мишек. Открывайте глазки (дети встают около стульчиков).

Мишка громко хлопает, мишка громко топает,

Головой качает, песню распевает.

– Мишка поёт свою песенку вот так: э эээээ. Давайте её споём. А мишка умеет петь свою песенку громко. Вот так: э эээ, и тихо вот так: э ээээ.

– Молодцы, ребята. Закройте глазки, откройте. Теперь мы стали детками.

– Скажите мне, что мишка любит кушать? (Мёд).

– Правильно, зайчик приготовил мёд для мишки.

-Посмотрим, кто ещё в гости к зайке собирается?Кто это? (Белочка).

– Да, это белочка. Белочка какая? Расскажем белочке потешку.                             «Сидит белка на тележке»

(Хлопаем в ладошки):

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(загибаем пальчики)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Зайчику усатому.

(Сжимаем, разжимаем пальчики):

Кому в зубок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

– А белочка поёт свою песенку вот так: цок-цок-цок. Споём её.

– Скажите, что белочка любит кушать? (Орешки).

– Конечно, орешки зайка приготовил для белочки.

– Кто же ещё в гости к зайке придёт. Кто это? (Ежик).

– Правильно ёжик. А какой он? (Ответы детей). Прочитаем ежику стихотворение!

Вышли ёжики гулять, их у мамы ровно пять.

Пять комочков озорных. И колючих и смешных.

– Ежик свою песенку поёт вот так:пых-пых. Споём её. (Поют). Когда ёжик торопится, он поёт свою песенку так: пых-пых-пых (быстро), а когда идёт не спеша, вот так:пых…пых…(медленно).

– Молодцы, ребята! А что ёжик любит кушать? (Яблоки,…).

– Яблоки зайка приготовил для ежика.

– Ребята, вы всех гостей узнали и правильно назвали то, что они любят кушать. Зайка благодарит вас за помощь и предлагает поиграть вместе с ним.

Подв.игра «Зайка серенький сидит».

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайку кто-то напугал, зайка прыг и поскакал.

Прыг-скок, прыг-скок, зайка быстро поскакал.

– Зайка приготовил вам подарки (медальки).

Зайка: – Спасибо вам, ребята! Я приглашаю вас на свой День рождения. Вы придете?

Воспитатель и дети: Мы обязательно придем и подарки принесем!

– Ребята, пришло время попрощаться с зайкой. Скажем ему: «До свидания!» и пойдем обратно в детский сад.

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки.

Через лужу прыг, через лужу скок и присели на пенек.

Отдохнув немного, встали, снова дружно зашагали.

Шли мы, шли, шли мы, шли. В детский садик свой пришли.

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Конспект на тему: “Речевое развитие во второй младшей группе. Звук [С]”

Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл лесной житель, а вот кто он, вы мне сейчас назовёте сами после того, как отгадаете загадку:

Зверь ушастый летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час за ним гонялся.

Заяц пришёл к нам не с пустыми лапками. Что он принес:

Как вы думаете, что у него в мешке?

А в мешке у него картинки с домашними животными. Заяц хвастается, что он знает всех домашних животных.

Свинья – по словам зайца, это корова и она ржёт (это свинья, своим пятачком она разрыхляет землю в поисках корма)

Гусь – по словам зайца, это собака и она мяукает

Собака – по словам зайца, это кошка и она гогочет

Осёл – по словам зайца это курица и она мычит

Заяц: спасибо, ребята, а то я совсем запутался. Диких животных я знаю, я же с ними в лесу живу, а в домашних всё время путаюсь.

Воспитатель предлагает детям выявить общий звук, который есть в названиях животных.

Акцентировать внимание на то, что при произношении звука [С] зубки не выпускают язычок.

Зайка устал и просит вас немного с ним размяться:

Физкультминутка:

У оленя дом большой

Он глядит в своё окошко.

Зайка по лесу бежит

И тихонько в дверь стучит:

Тук-тук, дверь открой

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай

Лапу мне давай!

А теперь, ребята, повторяем за мной:

Са-са-са- в лесу бегает лиса.

Ас-ас-ас- свет в окне погас.

Со-со-со-мне дали колесо.

Ос-ос-ос –на палубе матрос.

Су-су-су-ягоды в лесу.

УС-ус-ус- на елке много бус.

Сы-сы-сы-тикают часы.

Ыс-ыс-ыс- кот ловит крыс.

Физкультминутка

Слон совсем сошел с ума

Съел сегодня два сома

После сел на самолет

И скомандовал: «Вперед!»

Давайте, поиграем в игру: вы по очереди будете называть предметы, которые находятся в этой группе, которые содержат звук [с] или [с’] (воспитатель подсказывает, указывая на предметы)

Завершение занятия:

Молодцы, ребята. Зайка остался очень доволен вашим гостеприимством, а теперь ему пора возвращаться в лес.

А вы расскажите мне, о чем мы с вами сегодня говорили? Какой звук мы научились произносить?

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Развитие речи во 2 младшей группе.

Открытое занятие по развитию речи во 2 младшей группе ” Здравствуй солнышко – колоколнышко!”

Программное содержание:

 

Обучающие задачи :

  • Закрепить правильное произношение звуков ж, ш, з, д, ф.
  • Продолжать учить произносить звукосочетания : мяу – мяу, вить – вить, ля – ля, пи – пи, цвирь – цвирь, ква – ква, стр, фр.
  • Совершенствовать диалогическую речь детей ( умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим ; грамматически правильно отражать свои знания).
  • Знакомить детей с фольклором : потешками, песенками; развивать интерес к их обыгрыванию.
  • Учить правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полными предложениями.
  • Учить называть характерные признаки животных.

 

Развивающие задачи :

  • Развивать речь детей посредством малых фольклорных форм.
  • Развивать познавательную активность.
  • Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.
  • Вызывать желание участвовать в общем разговоре .

 

Воспитательные задачи :

  • Воспитывать интонационную выразительность речи.
  • Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого , повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.
  • Воспитывать  нравственные качества малышей : сострадание , желание прийти на помощь.

Здоровьесберегающие задачи :

  • Контролировать двигательную активность на занятии.
  • Соблюдать правильную осанку.
Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Обучающие задачи :

  1. Закрепить правильное произношение звуков ж, ш, з, д, ф.
  2. Продолжать учить произносить звукосочетания : мяу – мяу, вить – вить, ля – ля, пи – пи, цвирь – цвирь, ква – ква, стр, фр.
  3. Совершенствовать диалогическую речь детей ( умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим ; грамматически правильно отражать свои знания).
  4. Знакомить детей с фольклором : потешками, песенками; развивать интерес к их обыгрыванию.
  5. Учить правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полными предложениями.
  6. Учить называть характерные признаки животных.

Развивающие задачи :

  1. Развивать речь детей посредством малых фольклорных форм.
  2. Развивать познавательную активность.
  3. Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.
  4. Вызывать желание участвовать в общем разговоре .

Воспитательные задачи :

  1. Воспитывать интонационную выразительность речи.
  2. Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого , повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.
  3. Воспитывать  нравственные качества малышей : сострадание , желание прийти на помощь.

Здоровьесберегающие задачи :

  1. Контролировать двигательную активность на занятии.
  2. Соблюдать правильную осанку.

Предварительная работа воспитателя :

  1. Подготовить демонстрационный материал.
  2. Разучить с детьми потешки, песенки.

Методические приёмы :

  1. Организационный момент перед занятием.
  2. Игровой ( использование сюрпризных моментов).
  3. Наглядный ( использование иллюстраций).
  4. Словесный ( напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  5. Поощрение, анализ занятия.

Материал и оборудование :

  1. Кукольный театр.
  2. Сказочные персонажи.
  3. Макеты деревьев, птиц, насекомых, животных.
  4. Макет солнышка, тучки.
  5. Мягкие игрушки.
  6. Маски – шапочки для детей.

Ход занятия :

  1. Организационный момент :

Воспитатель :

  1. Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья !

  1. Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет тёплым и радостным .

Придумано кем – то просто и мудро .

При встрече здороваться : « Доброе утро!»

Доброе утро – нам шепчут цветки,

Доброе утро – журчат ручейки.

Доброе утро – нам птица поёт,  ( вить – вить )

Доброе утро – скажет нам кот, ( мяу – мяу )

Доброе утро жужжит нам пчела, ( ж – ж – ж )

Доброе утро – как ваши дела ?

Доброе утро – лягушка сказала, ( ква – ква )

Доброе утро – нам мышь пропищала, ( пи – пи )

Даже ползучий пятнистый питон :

«Доброе утро!» – вымолвил он. ( ш – ш – ш)

Доброе утро – шумят тополя. ( ля – ля – ля )

Доброе утро родная Земля !

Доброе утро солнцу и птицам ,

Доброе утро улыбчивым лицам !

  1. После таких тёплых искренних слов стало ещё больше радостных и светлых лиц. Вот что может сделать доброе слово.
  1. Сообщение темы занятия :

Воспитатель :  Ребята , послушайте внимательно . Вы ничего не слышите? Или мне это кажется ?      ( слышится фыркание )

Ой, кто это ?

( Из – за ширмы появляется ёжик )

Ёжик : Здравствуйте, ребята !

Дети : Здравствуй ёжик !

Ёжик : Я хочу представиться. Меня зовут Егорка.  А как вас зовут ?

( представляется каждый ребёнок )

Ёжик : Вот и познакомились. А куда я попал , ребята ?

Дети : В детский сад.

Ёжик : А как он называется ?

Дети : Детский сад « Родничок.»

Ёжик : А какой сегодня день недели ?

Дети : Сегодня вторник.

Ёжик :  А какое время года ?

Дети :  Весна.

Ёжик : Какие молодцы , ребята. Всё знают ! Значит я в вас не ошибся. Я пришёл к вам из сказочного леса. Там у нас случилась беда . Пропало солнышко! Помогите , ребята, нам !

Воспитатель : Ну что , ребята , поможем лесным жителям ? Пойдём выручать солнышко ?

Беритесь за ручки . Мы отправляемся в путь !

  1. Зашагали наши ножки топ – топ,

По большой дорожке топ – топ,

Ну – ка  веселее топ – топ ,

Вот как мы умеем топ – топ .

  1. Основная часть :

Воспитатель : Ребята, посмотрите на какую красивую полянку мы с вами попали. Как тут красиво !

  1. Посмотрите, тут летают пчёлки, жужжат, собирают пыльцу. ( ж – ж – ж ).
  2. Прилетели комары . Издали звенят  тихо ( з – з – з )
  3. А чем ближе, тем громче ( З – З – З )
  4. А вот и маленькие комарики  ( з – з – з )
  5. Посмотрите, под кустиком ёжик, пугает колючками и возмущённо фыркает ( Ф – Ф – Ф ) .
  1. А с ним и маленький ёжик  ( ф – ф – ф ).
  2. Ползёт змейка , шипит  ( ш – ш – ш ).
  3. Раздаётся стук дятла  ( д – д – д ).
  4. Стрекочет кузнечик ( стр – стр – стр ).
  5. Полетел жучок ( ж – ж – ж ).
  6. Летит , машет крыльями бабочка ( фр – фр – фр ).

(  Останавливаемся возле ширмы .  На ней сорока.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите , да это сорока !  Давайте споём ей потешку.

  1. Сорока – Белобока, кашу варила ,

            Гостей созывала, кашей угощала.

           Лисичку – сестричку,

           Белку – невеличку ,

          Мишку – топтышку ,

          Заиньку – трусишку,

          Всех !

Воспитатель : Здравствуй Сорока – Белобока !  ( Дети здороваются индивидуально и хором ). Сорока – Белобока , подскажи, где нам солнышко найти ?

Сорока : Я не знаю . Может лиса знает .

Воспитатель : Ну что ж , пойдём дальше. До свидания, сорока. Спасибо тебе за совет !

  1. Зашагали наши ножки топ – топ ,

По большой дорожке топ – топ,

Ну – ка  веселее топ – топ ,

Вот как мы умеем топ – топ.

( останавливаемся возле ширмы . На ней лисичка.)

Воспитатель : Да вот она , рыжая лисичка – сестричка. Приготовьте – ка ладошки , поиграем мы немножко .

  1. Бежала лесочком лиса с кузовочком.

А что в кузовочке ? Лесные грибочки.

Грибочки – груздочки.

Для сына и дочки .

Воспитатель : Здравствуй , лисичка ! Тебе понравилось, как мы с ребятами играли ? Мы ищем солнышко , ты не подскажешь , где нам его искать ?

Лиса : Нет , не знаю , идите к белочке , может она знает .

Воспитатель : Ну что ж , пойдёмте , ребята , дальше. До свидания , всего тебе доброго , лисичка !

  1. Зашагали наши ножки топ – топ ,

По большой дорожке топ – топ,

Ну – ка  веселее топ – топ ,

Вот как мы умеем топ – топ.

( Останавливаемся возле ширмы . На ней белочка.)

Воспитатель : А вот и шустрая белочка. Какая она ? А мы про неё потешку знаем . Правда , ребята ?

  1. Сидит белка на тележке, продаёт она орешки.

Лисичке – сестричке, Воробью, Синичке,

Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Кому в платок, кому в зубок,

Кому в лапочку!

Воспитатель : Здравствуй , белочка ! Помоги нам солнышко найти !

Белка : Знаю, знаю, расскажу.

             Я ребятам подскажу.

             Есть у солнышка дружок

             Голосистый петушок.

             По дорожке коль пойдёте,

             Петушка вы там найдёте .

             Вот он вам точно поможет !

Воспитатель : Спасибо , тебе, белочка, за помощь , за подсказку ! Пойдёмте, ребята , к петушку .

  1. Зашагали наши ножки топ – топ ,

По большой дорожке топ – топ,

Ну – ка  веселее топ – топ ,

Вот как мы умеем топ – топ.

( Останавливаемся возле ширмы. На ней петушок .)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, вот он Петя – петушок. Какой у него гребешок, бородка, головушка ?

Дети : Золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка.

Воспитатель : Красивый петушок . Давайте прочитаем о нём потешки .

                          ( надеваю детям шапочки )

  1. Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь ?

  1. Петушок, петушок, золотой гребешок.

Ты подай голосок через тёмный лесок.

Через лес за реку , крикни  ку – ка – ре – ку !

Воспитатель : Ребята, как кричит петушок ?

Дети : Ку – ка – ре – ку !

Воспитатель : Ребята, давайте и мы позовём солнышко.

  1. Солнышко, вёдрышко !

Выгляни в окошко !

Ждут тебя детки !

Ждут малолетки

  1. Солнышко, вёдрышко !

Выгляни в окошко !

Твои детки плачут,

По камушкам скачут .

Солнышко появись, красное покажись !

( Под музыку появляется солнышко )

Воспитатель : Солнце красное проснулось и покатилось по голубому небу .

Здравствуй солнышко – колоколнышко !

Солнце ясное, солнце красное !

Радость то какая ! Отыскали мы с вами солнышко ! Проснулось солнышко и согрело деток, деревья, землю.

Итог занятия :

Воспитатель : Давайте , ребята, порадуемся нашему солнышку.

Вы рады , что мы с вами нашли солнышко ? Понравилось вам занятие ? С кем мы встретились на занятии ? Как мы помогали лесным жителям отыскать солнышко ?

Лесные жители благодарят вас за помощь и приготовили для вас угощение.

nsportal.ru

Материал по развитию речи (младшая группа) на тему: Нод по развитию речи 2 младшая группа “Сказочное путешествие”

Конспект нод по развитию речи

во 2 младшей группе

«Сказочное путешествие»

(По мотивам сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка»)

Задачи:

Образовательные: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать речевые высказывания. Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных (род. пад. сущ.)

Развивающие: Развивать произношение, интонационную выразительность речи, ритмичность движений.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

 Оборудование:  персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», сундучок с сюрпризом.

 

Ход:

 Игра – приветствие «Здравствуй, друг» (Установление эмоционального контакта.)

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята в нашей группе я нашла волшебный сундучок. Вам интересно что там лежит. Но чтобы открыть сундучок нужно исполнить песенку воды с-с-с-с-с. Сундучок открываем.Здесь лежат герои сказок, но

случилась беда в стране сказок  , перепутались сказки.

 Поможем сказочным жителям? Тогда в путь.  На чем можно путешествовать, предлагайте. (Дети перечисляют виды транспорта: велосипед, пароход, самолет, поезд, машина. Как все это назвать одним словом?).

Воспитатель:  Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд. Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-тут». (Повторяют слова за воспитателем).

Поезд останавливается на сказке «Колобок».

Воспитатель: Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке….

— Кто покатился по дорожке? (Колобок)

— Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка)

— Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)

— От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя, от лисы)

— Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)

— Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.

Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка

Воспитатель:

А теперь нас встречает другая сказка. Попробуйте отгадать.

В этом домике живет

Очень маленький народ:(педагог показывает картинки зверей. Дети называют их)

Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,

Серый волчонок — вот чудеса!

Только Мишка им помог

Развалил их …… (Теремок.)

Вам нужно назвать деток животных, которые живут в теремке, тогда и сказка придет в полный порядок. Все внимательно слушайте .

У серой мышки маленький – мышонок.

У лягушки- лягушонок.

У зайца- зайчонок.

У лисицы  хитрый – лисенок.

У волчицы серый- волчонок.

У медведицы бурый -медвежонок.

Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем!)

Пальчиковая гимнастика.

Тук да тук молотком (Кулачком стучат по кулачку)

Мы построим новый дом

Дом высокий (Руки вверх вытянуть).

Дом с окном (Руки вместе и развести в стороны).

С острой крышей и трубой. (Руки в виде крыши).

В доме мы живем с тобой (Обнимаемся).

Молодцы, справились хорошо

– Посмотрите, что это? (Это репка)

– Правильно, мы попали в сказку «Репка».

Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

– Кто посадил репку? (Дед)

– Кого позвал Дед? (Бабку)

– Кого позвала Бабка? (Внучку)

– Кого позвала Внучка? (Жучка)

– Кого позвала Жучка? (Кошку)

– Кого позвала Кошка? (Мышку)

Дети расставляют героев сказки по порядку.

– А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух».

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу.

– Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. (Понравилось)

– В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок»,  «Колобок», «Репка»)

– Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое).

– Вы молодцы. Очень добрые дети – помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И у меня для вас есть сюрприз – это волшебные конфеты. Они помогут вам расти добрыми и дружными.

Каждый ребенок получает «волшебную» конфету.

– В следующий раз мы побываем с вами в других сказках.

nsportal.ru

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему: Перспективное планирование по развитию речи в младшей группе

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

в  младшей группе

СЕНТЯБРЬ

1. Тема: «Мы справляем новоселье» (этикет)

Цель: Познакомить детей с расположением группы, рассказать о назначении уголков, мебели. Вместе с детьми развесить символы, обозначающие зоны. Вовлекать детей в диалог, учить поддерживать общение со взрослыми. Дать первые навыки этикета общения.

2 часть: Речевая игра «Знакомство» – правила речевого поведения во время знакомства.


2. Тема: «Веселый колобок» (художественная литература)

Цель: Вовлекать детей в ролевой диалог во время рассказывания знакомой сказки. Закрепить

правила речевого поведения во время знакомства. Вводить первые навыки придумывания

содержания сказки с новыми героями. (Что случилось бы, если колобок встретил белку?).

2 часть: Развивающая игра «Разноцветный сундучок» – обучение детей навыкам согласования существительных и прилагательных.


3. Тема: «Чудесная корзиночка»  (рассматривание предметов)

Цель: Рассмотреть с детьми овощи, обратить внимание на их внешний вид и отличительные

особенности. Учить различать их по цвету, форме. Развивать навыки осязания, в процессе

обследования овощей. Дать понятие (овощи, огород, растение)

2 часть: Развивающая игра «Огород» – группировать предметы по символу, обозначающие цвет, форму.


4. Тема: «Кого мы встретили в лесу» (работа с картинами)

Цель: Занятие с тематическими картинками из серии «Дикие животные». Сформировать у детей понятие «дикие животные». Учить узнавать животных на картинках, рассказывать об отличительных признаках каждого животного. Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов (серый волк рычит, белый зайчик прыгает).

2 часть: Развивающая игра «Кто как кричит», «Кто как передвигается».

 

                                                                                                                                              ОКТЯБРЬ (4 занятия, 4 речевых игры)


1. Тема: «Сварим суп из вкусных овощей»  (рассматривание предметов)

Цель: Продолжить знакомство с овощами: репа, лук, морковь, капуста. Ввести в активную речь слова «овощи». Предложить поучаствовать в инсценировке стихотворения  А. Тувима

«Хозяйка однажды с базара пришла». Развивать ролевой диалог.

2 часть: Чтение потешки ««Уродилась репка»

2. Тема: «Инсценирование сказки «Козлята и волк»  (художественная литература)

Цель: Предложить вступить в разговор на темы интересных впечатлений, отзываться на образное слово, соучаствовать в рассказывании сказки. В пластических этюдах соотносить слова с выразительностью движений. Развивать творческие и речевые навыки.

2 часть: Заучивание песенки козы.


3. Тема: «Поиграем с Петрушкой»  (разбор путаницы)

Цель: Развивающая игра по группировке предметов по назначению: одежда, игрушки, обувь.

Обратить внимание детей на комичную ситуацию (у Петрушки на голове – сапоги, на руках – носки и т. д.). Учить детей устранять неточности, понимать юмор.

2 часть: Развивающая игра «Что где лежит» – согласование существительных с предлогами.

4. Тема: «Курочка – пеструшечка» (по потешке)

Цель: Расширить представление о домашних животных и птицах, используя произведения русского фольклора, активизировать речь, побуждать к повторению фольклорных текстов по частям. Развивать выразительность речи и движений.

2 часть: Развивающая игра «Игра с фигурками животных»



НОЯБРЬ (4 занятия – 4 речевых игры)

 


1. Тема: «Чего не стало» (речевая игра)

Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа, множественного числа.

2 часть: Заучивание потешки: «Кисонька-мурысонька» – ролевой диалог.

2. Тема: «Идет коза рогатая»  (рассматривание картины)

Цель: Познакомить детей с домашним животным – козой, предложить рассмотреть ее на картине. Учить последовательно рассматривать объект, отмечая характерные особенности (у козы есть рога- они прямые, острые) .Обратить внимание на умение детей строить короткие рассказы по картине, дополняя рассказ воспитателя.

2 часть: Развивающая игра «У кого кто» – (у козы- козлятки) – грамматический строй речи.


3. Тема: «Кто сказал, мяу?» (художественная литература)

Цель: Учить детей воспринимать текст, воспроизводить знакомые места из текста. Развивать внимание, выразительность речи. Учить отвечать на вопросы по тексту. Дать возможность охарактеризовать героев (собачка – маленькая, глупая).

2 часть: ЗКР «Кто как кричит».


Тема: «Как у нас во дворе»  (звуковая культура речи – ЗКР)
Цель: Учить детей отчетливо произносить звук «а» изолированно, в словах.
Узнавать знакомый звук в окружающем шуме.
 


5. Тема: «Бунт в игрушечном царстве» (проблемное занятие)

Цель: С помощью проблемной ситуации активизировать речь детей, вызвать желание проявлять заботу о своих игрушках, прибирать их на место.

2 часть: Загадки об игрушках — развивать воображение.


6. Тема: «Дружная семейка» (природа)

Цель: Познакомить детей с понятием «комнатное растение». Предложить рассмотреть комнатный цветок «Дружная семейка», дать понятие: листья, корень, цветок. Рассказать о способах ухода за ним. Предложить сравнить название растения с семьей ребенка. Развивать наблюдательность, желание ухаживать за комнатными растениями.

2 часть: «Где спряталась бабочка» – ориентировка в пространстве.

7. Тема: «Неумелые игрушки»  (разбор путаницы)

Цель: Предложить детям помочь неумелым игрушкам правильно вести себя в гостях. Обратить внимание на правила поведения, на внешний вид игрушек. Учить Детей разбираться в комичных ситуациях Развивать этику поведения в гостях, понимание юмора.

2 часть: Развивающая игра «Кому что надо для работы».

8. Тема «Праздник мыльных пузырей»

Цель: Создать радостное, веселое настроения от общения с праздником. Учить детей

участвовать в коллективных праздниках, радоваться за себя и своих товарищей.

Рассказать детям, как появляются пузыри, почему они летают, чем они опасны для балованных детей.

2 часть: Надувание пузырей.


 

ДЕКАБРЬ  (4 занятия – 4 речевых игры)

 


1. Тема: «Поговори со мной» (речевой этикет)

Цель: Предложить детям рассказать о себе, о своих интересах, о своей семье, друзьях. Вызвать желание участвовать в диалоге, правильно поддерживать беседу, прививать навыки речевого этикета.

2 часть: Развивающая игра «Угадай по описанию» – развивать наблюдательность.

2. Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: Помочь детям вспомнить знакомые сказки: вызвать у них желание рассказывать о том, что случилась с героями произведений, подсказывая нужные слова, помогая правильно строить предложения. Помочь запомнить новое стихотворение.

2 часть: Развивающая игра «Подарки».


3. Тема: «Путешествие веселого язычка» (зкр)

Цель: учить чётко артикулировать звук «у»  (изолированный, в звукосочетаниях, словах).

Побуждать детей произносить звуки с разной громкостью.

2 часть: Развивающая игра «Кто позвал?»


4. Тема: «Все наоборот» (игра – драматизация)

Цель: Учить детей образовывать глаголы с противоположным значением с помощью приставок.

2 часть: Развивающая игра «Веселый художник» – разбор нарисованных путаниц.


5. Тема: «Встреча с доктором Айболитом»  (труд)

Цель: Познакомить детей с трудом взрослых, пригласить в гости медицинского работника, который расскажет о том, как надо беречь своё тело и что делать, если случится беда  Предложить на экскурсию в медицинский кабинет.

2 часть: «Для чего нам…» Витамины, градусник, таблетки, йод.

6. Тема: «Магазин игрушек»  (рас-ние предметов)

Цель: Познакомить детей с игрушками, изготовленными из разного материала (меха, резины, дерева). Учить детей рассматривать их по плану, описывать по вопросам педагога, составлять короткие рассказы об игрушках с опорными славами.

2 часть: Игра «Медведь и медвежата».

7. Тема: «Катерина – санница» (праздник)

Цель: Рассказать детям о зимних приметах, о там, что зима — это очень весело. Зимой много праздников. Познакомить с зимними традиционными праздниками, рассказать о зимних забавах и развлечениях со снегом.

2 часть: Чтение «Как на горке снег, снег».

 


ЯНВАРЬ (4 занятия)

 


1. Тема: «Рассказ о приключениях зеленой елочки»  (сюжетосложение)

Цель: Напомнить детям о прошедшем празднике, рассказать о том, как елочка попала к детям на праздник, как росла елочка в лесу, кто с ней общался. Составить вместе с детьми на фланелеграфе сюжет из общего рассказа.

2 часть: Заучивание стихотворения о ёлочке.

2. Тема: «Звук – о» (зкр)

Цель: Учить чётко произносить гласный звук «о»  (изолированный,  в звукоподражательных словах, фразовой речи. Совершенствовать слуховое внимание.

2 часть: Детские импровизации на темы народных песенок.


3. Тема: «Рассматривание посуды и предметов бытовой техники».

Цель: Активизировать в речи название кухонной посуды и утвари, бытовой техники. Предложить рассмотреть предметы, которые помогают нам приготовить обед. Опираясь на опыт ребенка, предложить составить рассказ о том, как он помогал маме на кухне.

2 часть: Развивающая игра «Будем пить чай».


4. Тема: «Знакомство детей с Аней, Митей и Кисом»  (картина)

Цель: Вызвать у детей симпатию к героям сюжетной картины, с которыми им предстоит познакомиться. Приучать рассматривать картинки, делиться впечатлениями об увиденном.

 

 

ФЕВРАЛЬ (4 занятия, 3 игры)

 


1. Тема: «Где мы бывали, что мы видали».

Цель: Учить детей составлять короткие рассказы о прошедших событиях, делиться своими впечатлениями. Составлять короткие предложения из 2-4 слов. Обратить внимание на согласование слов в предложениях.

2 часть: Развивающая игра «Гуляем по городу» – узнавать памятные места города на фотографиях (парк, цирк, море).

2. Тема: «На уроке музыки»  (зкр)

Цель: упражнять детей в четком и правильном произношении звуков «б» и  «бь», закрепить произношение звука б в отдельных славах и фразах, развивать выразительность речи.

2 часть: Совместное чтение стихотворения «Ежик и барабан».


3. Тема: «У меня зазвонил телефон» (ролевой диалог)

Цель: учить детей поддерживать разговор по телефону, правильно отвечать на вопросы, знать, что надо сказать и как. Эмоционально передавать содержание знакомого произведения «Телефон».

2 часть: Развивающая игра «Кто позвонил» – развивать слуховое внимание.

4. Тема: «Отправляемся в зоопарк с Аней, Митей и Кисом»  (картина)

Цель: Продолжать приучать детей рассматривать сюжетные картинки, обогащать словарь детей и совершенствовать грамматический строй речи.

2 часть: Развивающая игра «Зоопарк» -группировка по символам.


5. Тема: «Два брата в гостях у ребят».

Цель: Формировать способы образования видовых пар. Развивать навык речевого общения. Воспитывать у детей доброжелательность.

6. Тема: «Заучивание потешки «Тень – тень – потетень»

Цеж: Учить чётко произносить звуки «т» и «ть», «д» и «дь». Помочь запомнить новое стихотворение. Развивать выразительность речи. Поговорить о хвастовстве: хорошо ли это?


7. Тема: «Экскурсия в зимний парк».

Цель: Предложить детям понаблюдать за изменениями в природе, обратить внимание на зимний пейзаж. Посмотреть, что произошло с любимым деревом. Рассказать, как деревья зимуют. Воспитывать наблюдательность, интерес к природе.

 

МАРТ  (4 занятия, 4 игры)

 


1. Тема: «Хомка, хомка, хомячок» (иос)

Цель: Познакомить детей с обитателем живого уголка хомячком. Предложить сравнить его с игрушкой, назвать отличия и сходства. Учить детей составлять короткие описательные рассказы, развивать речевые навыки. Создать приятное отношение к живому существу.

2 часть: Заучивание потешки «Фомка, фомка, хомячок»


2. Тема: «Тили-тили-тили-бом!»  (заучивание)

Цель: Рассказать детям о том, как надо обращаться со спичками, что может случиться от неосторожного обращения с огнем. Развивать основы безопасности.

2 часть: Заучивание потешки «Тили-тили-тили-бом!».


3. Тема: «Звуковая культура речи: звуки «к» (кь), «г» (гь).

Цель: отрабатывать четкое произношение звуков «к», «г» в звукоподражаниях, и словах, совер-шенствовать слуховое внимание, предоставить детям возможность импровизировать под несложные рифмовки.


4. Тема: «Катя вышла на прогулку»  (проблемное занятие)

Цель: Предложить детям решить проблемную ситуацию – у Кати потерялись вещи и она не знает, что одеть на прогулку. Предложить детям рассказать, в чем гуляют зимой, какие предметы одежды необходимы и из чего они сшиты.


5. Тема: «катя и пёс»  (рассматривание картины).

Цель: Используя картинку активизировать речь детей, предоставить им возможность описать по памяти знакомую кошечку или собачку, вызвать желание участвовать в инсценировке.

 

6. Тема: «Сказочная путаница»

Цель: Предложить детям разобраться в комичных ситуациях, которые создал художник на кар-тине. Сказочные герои попали в другие сказки, необходимо все расставить по своим местам. Развивать у детей чувство юмора. Создать условия для придумывания новой сказки со знакомыми персонажами.

2 часть: Развивающая игра «Сказка отзовись».

7. Тема: «Когда это бывает»   (природа)

Цель: Расширить представления о временах года и их основных признаках. Учить составлять короткие рассказы по картинкам, которые предлагает воспитатель. Развивать речь. Обратить внимание на умение детей строить предложении.

8. Тема: «Праздник Солнца»

Цель: Рассказать детям, почему греет солнышко, какую пользу оно приносит людям, почему все радуются ему и ждут. Предложить детям придумать ласковые, теплые слова для солнышка и позвать его в гости. Доставить радость от игр, забав и развлечений с солнышком.

 


АПРЕЛЬ (4 занятия, 4 игры)

 


1. Тема: «У нас лето»  (игра – инсценировка)

Цель: С помощью специальной ситуации вовлечь детей в разговор, помочь выразить свои мысли, подсказывая наиболее уместные слова и фразы.

2. Тема: «Веселые ежата»  (зкр)

Цель: упражнять в отчетливом произношении звуков «ф» и «в»  (изолированно, в словах и фразовой речи), формировать интонационную выразительность речи.
 


3. Тема: «Наблюдение за распустившейся веткой»

Цель: Обратить внимание на то, как ожила ветка, которую подобрали на улице. Почему на ней появились листочки, как объяснить это «чудо». Рассказать, как протекает жизнь растений.

2 часть: Развивающая игра «Собери веточку» – сбор картинок из 4 частей.

4. Тема: «Почему заболел Незнайка»  (валеология)

Цель: Продолжать развивать навыки по уходу за своим телом, учить детей следить за чистотой тела, прививать навыки закаливания, соблюдения режима. Рассказать о правилах гигиены.

2 часть: Развивающая игра «Мое тело».

5. Тема: «Рассматривание матрешки».

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Рассказать, как ее изготовляют, предложить
полюбоваться этим чудом, раскрыть секрет – в матрешке живут еще много таких же матрешек

2 часть: Развивающая игра «Найди одинаковые матрёшки».
 


6. Тема: «Кто сказал мяу?» (художественная литература)

Цель: Учить придумывать рассказ с продолжением, на основе знакомого произведения, развивать воображение, речь. Предложить собачке встретиться со старыми героями и узнать, кто сказал ку-ку.

2 часть: Развивающая игра «Смешинка»

7. Тема: «Хохотальская путаница».

Цель: Развивать юмор, умение воспринимать шутки. Учить детей разбираться в комичных ситуациях.

8. Тема: «Вечер загадок»

Цель: Соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол.

 

МАЙ (4 занятия, 4 игры)

1. Тема: «Волнистый попугайчик»  (иос)

Цель: Предложить рассмотреть живого волнистого попугайчика и игрушку птички для сравнения. Продолжать прививать навыки сравнения, добиваясь от детей четких сравнительных признаков.

Обратить внимание а умение строить предложения грамматически правильно.

2 часть: Развивающая игра «У кого – кто» детёныши животных.


2. Тема: «Звук «С». Заучивание стихотворения «Трус».

Цель: Отрабатывать четкое произношение звука с, закрепить его произношение в словах и фразовой речи. Развивать речевое дыхание. Помочь запомнить детям новое стихотворение.
2 часть: Игровая гимнастика с пальчиками.

3. Тема: «Котя,  котенька, коток» (иос)

Цель: Предложить детям для наблюдения живого котенка, обратить внимание на его внешний вид, сравнить с игрушкой, отметить сходства и различия. Создать радостное настроение от общения с живым объектом. Развивать наблюдательность, умение строить предложения из 2-3 слов.

2 часть: Заучивание потешки «Котя, котенька, коток».4 Тема: «Мы выросли на год»

Цепь: Закрепить у детей умение рассказывать о прошедших событиях, о том, что происходило в саду, какие интересные события запомнились. Предложить рассмотреть фотографии, дневник группы. Обратить внимание на то, как повзрослели дети, какие они стали умными.

2 часть: изготовление групповой газеты.

5. Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: Поговорить с детьми о хороших и плохих поступках, обратить внимание на умение оценивать поступки товарищей по группе. Рассказать о том, как должны вести себя люди при посторонних. Развивать правила этикета.

2 часть: Развивающая игра «Так не так».

6. Тема: «Рассматривание картины «Новенькая в саду»

Цель: Предложить детям рассказать, что происходит на картине, дополнить сюжет рассказом о том, что произошло до и после этого события. Как должны вести себя дети, когда приходит новенькая в группу.

7. Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цепь: Вспомнить знакомые произведения, выразительно рассказать их. Создать радостное настроение от встречи с книгой. Развивать речь.

8.Тема: «Праздник – сюрприз» Волшебных цветов»

Конспект в музыкальном зале.

 

 

 


nsportal.ru

Картотека по развитию речи на тему: Картотека игр по развитию речи во 2 младшей группе

Картотека игр по развитию речи.

2 младшая группа.

Досказалка

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.

Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко – на плите сбежало моло… (ко).

Ща-ща-ща – зеленая ро… (ща).

Чу-чу-ну – педаль кру… (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».

Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Общие слова

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.

Задания могут быть двух видов:

1.  Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…

2.  Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

Цветные предложения

К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

Назови ласково

Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.

Какая бывает собака?

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.

Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков , например мяч – круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот – мягкий, шершавый.
Машинка – большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям :

1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)

Шаги

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”

Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

 «Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Путаница

   Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

“Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать”.

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой –

У апельсина цвет … голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака … мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две … курицы.

Известно каждому ребенку –

Корова – мама …жеребёнка.

Отгадай слово

Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.

«Я скажу: «Лоша… », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал: игрушки – кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.

Лошадки и поезд

Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила.

«Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»

 Игра повторяется 3 раза.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *