ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА
МБДОУ детский сад «Звёздочка»
Справка
Об итогах тематического контроля по организации предметно-развивающей среды
МБДОУ детский сад «Звёздочка»
в первой младшей группе раннего дошкольного возраста
с учетом требований ФГОС
2014 – 2018 гг.
Подготовила:
Мелентьева Е.В.
Воспитатель первой квалификационной категории
пгт. Игрим 2018
В группе важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Развивающая среда в группе помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.
Предметно-развивающая среда первой младшей группы организуется с учетом возможности для детей играть и развиваться в наиболее благоприятных и комфортных условиях. Соблюдается гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаю так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Подбираю соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, забочусь о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирую меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создаю условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.
Строго соблюдаю требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.
Учитываю, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
В группе созданы уголки для разных видов детской деятельности, что способствует улучшению психологической комфортности интерьера, росту познавательного потенциала окружающих ребенка предметов.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где прослеживаются все необходимые аспекты.
Для «Художественно-эстетического развития» в группе создан уголок детского творчества, где находится материал и оборудование для самостоятельной деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски).
Для «Речевого развития» имеются серии сюжетных картинок, картотеки, дидактические игры:
– детская библиотека с подборкой книг по возрасту;
– театрализованный уголок с различными видами театров, в группе есть малая ширма, шапки-маски, запись на флэш-носителе с записями детских песен и сказок.
Игровой материал меняется по мере необходимости. Малышей необходимо знакомить с разными видами театра, чтобы каждый мог выбрать именно то, что более близко и удобно, как в эмоциональном плане, так и в плане развития психических процессов. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения.
Для «Физического развития»
В группе имеется физкультурно-оздоровительный уголок. Подобранный материал (мячи разных размеров, кольцебросы, дорожки для хождения, коврики для массажа, кегли) способствует развитию двигательной активности детей, и их гармоничного развития. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно–развивающей среды в первой младшей группе.
А также имеются пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения – флажки, погремушки.
Для «Познавательного развития»
В уголке сенсорного развития имеются игры – вкладыши, мозаики, кубики, доски с верёвочками, пирамидки, матрешки и т.д.
Для «Конструктивной деятельности»
В группах создан строительный уголок (крупный строительный материал). Он хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен.
Для «Социально-коммуникативного развития»
Формирование у детей основы культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, обыгрывание через игровую, театрализованную деятельность.
В уголке «Сюжетно – ролевых игр»
К играм «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко знакомиться с игрушками, той или иной сферы. Игровой материал доступен, дети по своему желанию выбирают игровые атрибуты, и переносят игровой материал в удобное для них место.
«Сенсорное развитие»
Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
«Уголок ряженья»
Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, юбочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Малышам очень нравится наряжаться и танцевать.
«Уголок природы»
Знакомит детей с доступными явлениями природы, малыши по картинкам и иллюстрациям знакомятся со временами года, в игрушках знакомятся с дикими и домашними животными, учатся по внешнему виду различать фрукты и овощи.
«Уголок физической культуры»
В нем подобран необходимый спортивный инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и для подвижных игр.
Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:
В приёмном помещении ДОУ при входе в группу оформлен уголок для родителей с памятками и буклетами, уголок-выставка детских работ по ИЗО и уголок по лепке, где выставляются все детские работы.
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования регламентирует ряд требований к реализации образовательной программы в ДОУ. Касаются они создания безопасной, удобной, разнообразной развивающей среды, благодаря которой дети получают возможность полноценно развиваться, получать все необходимые навыки и знания в соответствии с возрастными особенностями. Развивающая образовательная среда в 1 младшей группе должна быть направлена на формирование у воспитанников личных качеств, которые в дальнейшем позволят чувствовать себя полноценной ячейкой общества.
Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его физического и духовного развития. Философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Благодаря окружающей среде происходит адаптация личности к текущим обстоятельствам, а образование в этом случае является моделью социума.
Развивающая среда становится важнейшим фактором воспитания маленьких детей. Она должна быть вариативной, иметь возможность изменяться и дополняться, в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Важно, чтобы среда «росла» вместе с детьми, поскольку в современном многообразии развлечений дети быстро меняют свои вкусы. Кроме того, согласно научным исследованиям, уже спустя два месяца после организации среды, ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами, чтобы она стимулировала развитие, а не тормозила его.
Главной целью формирования развивающей среды является создание условий для полноценного развития детей дошкольного возраста. Ребенок должен иметь возможность выбирать предметы, а также принимать участие в групповых занятиях. Данная цель распространяется на все детские сады, независимо от права собственности, возрастных категорий детей.
В процессе достижения цели ставится несколько задач, помогающих в формировании нужной среды. К ним относится:
В первой младшей группе возраст детей составляет от 2 до 4 лет. В этом возрасте происходит активное познание окружающего мира, чему педагоги и родители должны помогать. С этой целью в группах детских садов создаётся особтая атмосфера, позволяющая самостоятельно и с участием воспитателей развиваться как личность.
При формировании предметно-развивающей среды важно учитывать требования ФГОС к ней:
Организация среды с учётом требований ФГОС строится таким образом, чтобы обеспечить возможность наиболее эффективного развити индивидуальностей каждого ребенка.
При проектировании развивающей среды в 1 младшей группе, нужно соблюдать следующие принципы:
В процессе обучения участие педагогов обязательно, но также у детей должна быть возможность самостоятельных занятий.
Создание развивающей среды направлено на повышение эффективности образовательной программы. В результате должна получиться обстановка, соответствующая следующим требованиям:
Правильно сформированная среда обеспечивает речевое, эстетическое, физическое, интеллектуальное, математическое развитие в соответствии с возрастными особенностями.
Заказать оборудование и материалы для создани предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС, вы можете в компании «Доступная страна». Работаем с частными и государственными организациями, гарантируем индивидуальный подход.
Эффективное содействие обсуждению включает в себя признание и использование различных точек зрения и различных навыков для создания инклюзивной среды. Для этого важно учитывать особенности эффективных дискуссий и условия, способствующие взаимодействию и взаимодействию в малых группах. Обсуждение — мощный механизм активного обучения; хорошо организованная дискуссия позволяет участнику исследовать новые идеи, признавая и оценивая вклад других.
адаптировано из Handelsman et al. 2006 г.
Что я принесу в группу? Что меня удивляет или бросает вызов?
Какое поведение мне наиболее знакомо или комфортно?
Какое поведение бросает мне вызов?
Делитесь личным опытом, а не высказывайте общие утверждения о группах людей (стереотипы).
Попросите доминирующих участников позволить другим высказаться.
Дайте право голоса всем участникам — с самого начала подчеркните ценность разнообразия точек зрения как неотъемлемой части процесса.
В начале курса/семинара пройдитесь по конструктивному и деструктивному групповому поведению.
Попросите, чтобы участники, оспаривая идеи других, подкрепляли их доказательствами, соответствующим опытом и/или соответствующей логикой.
Поощрение участия может быть достигнуто путем:
адаптировано из: Center for Integration of Research, Teaching and Learning Handbook, по состоянию на июль 2008 г.
Поддержание дискуссий часто означает как можно более плавное решение возникающих проблем. Вот некоторые распространенные проблемы с рекомендациями по их устранению.
Способ приблизиться к доминирующему участнику и привлечь неучастников состоит в том, чтобы перенаправить обсуждение на другого человека или другую тему. В качестве альтернативы вы можете переформулировать их комментарии, сделав их важным дополнением к обсуждению. Фасилитаторы также могут попросить одного или нескольких членов группы выступить в качестве наблюдателей на нескольких сессиях, сообщая о своих наблюдениях группе. Возможно, назначение заядлого болтуна на роль наблюдателя поможет ему развить чувствительность. Другой подход состоит в том, чтобы разбить группу на еще более мелкие рабочие группы.
Один из способов найти подход к неучастникам — предоставить возможность для обсуждения в небольших группах или обсуждения в парах. Небольшие группы могут помочь некоторым учащимся расслабиться. Вторая стратегия заключается в том, чтобы время от времени задавать вопросы, выражающие мнение (например, «Что вы думаете по этому поводу?»). Это может стимулировать участие, уменьшая страх участников перед неправильным ответом. Другая стратегия состоит в том, чтобы участники записали свои ответы на вопрос. Написанные слова могут помочь застенчивому или боязливому человеку высказаться.
В хороших дискуссиях иногда возникают конфликты. Если такие конфликты оставить неоднозначными, они могут вызвать постоянные проблемы. Вот несколько способов их решения:
Если решение зависит от определенных фактов, ведущий может попросить участников обратиться к тексту или другому источнику.
Если есть экспериментально подтвержденный ответ, ведущий может использовать возможность просмотреть метод, с помощью которого можно было определить ответ.
Если вопрос касается ценностей, ведущий может использовать эту возможность, чтобы помочь участникам осознать эти ценности.
Фасилитатор может перечислить обе стороны спора на доске.
Фасилитатор может занять сильную позицию модератора, не позволяя участникам перебивать друг друга или говорить одновременно. Она или он может установить основные правила для обсуждения, например, попросить участников сосредоточить конфликт на идеях, а не на людях, и воздержаться от осуждения.
Фасилитатор может призвать участников, делающих неясные выводы, привести примеры и фактические доказательства своей точки зрения. Фасилитатор также может переформулировать пункты для проверки или отклонения участниками или дать восторженные невербальные сигналы и проявить терпение.
Некоторые фасилитаторы следят за обсуждением, перечисляя вопросы или проблемы, которые они хотят осветить, на доске или резюмируя ход обсуждения на доске. Также может помочь остановка и просьба к участнику резюмировать, на каком этапе обсуждения находится тот момент, когда кажется, что он сбился с пути.
Когда участники спорят ради спора, фасилитаторы обычно проигрывают, если клюнут на наживку. Участники или учащиеся, которые нападают, часто хотят внимания, поэтому просто дать им некоторое признание, твердо двигаясь вперед, часто решает проблему. Если участники просто пытаются смутить ведущего, они могут попытаться заставить его или ее защищаться такими комментариями, как «Откуда вы действительно знаете, что…?» или «Вы действительно не так говорите…?» С такими вопросами можно справиться, играя в бумеранг. Фасилитатор может сказать: «Я хочу сказать…, но теперь я хотел бы, чтобы вы поделились своей точкой зрения». Возврат вопроса к спрашивающему вынуждает его или ее брать на себя ответственность за свое мнение. Другие способы справиться с такими ситуациями включают в себя:
Конфронтация – Фасилитаторы могут противостоять вопрошающему своей реакцией на его или ее поведение. «Меня не устраивает неточность ваших вопросов. Я действительно слышу, как ты говоришь…
Активное слушание — Фасилитаторы могут перефразировать услышанное сообщение и проверить правильность своих предположений, прежде чем ответить.
Поиск — Ведущие могут попросить спрашивающего объяснить контекст вопроса.
Рефрейминг . Акцент может быть сделан на прояснении предположений, лежащих в основе аргумента человека, а затем на приглашении его или его рассмотреть альтернативные возможности.
Отсрочка . Часто лучшая стратегия состоит в том, чтобы пригласить участников вернуться после сеанса и договориться о времени для дальнейшего обсуждения разногласий, а затем перевести обсуждение на другую тему.
Бойс, Р. (1996) Принципы первого порядка для преподавателей колледжей: Десять основных способов улучшить учебный процесс (Болтон, Массачусетс: Anker Publishing Co.)
Руководство по созданию совместной учебной среды, Центр интеграции исследований, преподавания и обучения (Университет Висконсин-Мэдисон).
Feito, J. (2007) Допущение незнания в диалогическом обсуждении . The International Journal of the Scholarship of Teaching and Learning, по состоянию на июль 2008 г. http://academics.georgiasouthern.edu/ijsotl/v1n1/feito/ij_feito.htm
Гелула, М.Х. (1997) Клинические обсуждения и небольшие группы . Хирургическая неврология, 47:400-403.
Хандельсман, Дж., Миллер, С., и Пфунд, К. (2006) Научное обучение: разнообразие, оценка, активное обучение (Нью-Йорк: WH Freeman & Co.)
Селлерс, С.Л., Робертс, Дж., Джованетто, Л., Фридрих, К. и Хаммаргрен, К. (2007) Охват всех учащихся — ресурс для преподавания естественных наук, технологий, инженерии и математики (Второе издание) (Мэдисон, Висконсин: Центр интеграции исследований, преподавания и обучения)
Steinert, Y. (2004) Восприятие учащимися эффективного обучения в малых группах . Медицинское образование, 38:286-293.
Такман, Б. и Дженсен, М. (1977) Этапы развития малых групп . Групповые и организационные исследования, том. 2, стр. 419-427.
Университет Квинсленда: Designing Culturally Inclusive Environments , по состоянию на июль 2008 г. www.tedi.uq.edu.au/cdip
Программа духовного развития молодежи (JYSEP) является частью образовательного процесса, направленного на повышение способности населения взять на себя ответственность за собственное духовное, социальное и интеллектуальное развитие. . Эта программа открыта для всех молодых людей в возрасте от 11 до 14 лет, любого религиозного или нерелигиозного происхождения, и помогает им пройти через этот важный этап в их жизни. Программа исследует темы с точки зрения бахаи, но не в режиме религиозного обучения. Вовлечение молодежи в эту программу послужит укреплению их духовных и интеллектуальных способностей и подготовит их к эффективному участию в делах своих сообществ.
Юниор Юноша Подростки относятся к особой группе в возрасте от 11 до 14 лет с особыми потребностями, поскольку они находятся где-то между детством и юностью, когда в них происходит много изменений. | Духовное Духовный относится к универсальным моральным концепциям, общим для всех верований и традиций, существующих в современном мире, таким как правдивость, единство, справедливость, сотрудничество, служение человечеству, стремление к совершенству и надежда на руководство и помощь Бога. | Расширение возможностей Расширение прав и возможностей означает оказание помощи молодым людям в том, чтобы они взяли на себя ответственность за свое личное развитие и наращивали потенциал для значимой социальной деятельности в своих сообществах. |
Цель программы развития духовных сил для юношества состоит в том, чтобы помочь подросткам (в возрасте 11–14 лет) взять на себя ответственность за свое духовное и интеллектуальное развитие, развить целеустремленность и волю, необходимые для принятия правильных решений, а также участвовать в значимых социальных действиях в своих сообществах.
Подростки представляют собой особую группу с особыми потребностями, поскольку они находятся где-то между детством и юностью, когда в них происходит много изменений. Общество создает образ этой возрастной группы как проблемной, затерянной в муках бурных физических и эмоциональных изменений. У JYSEP другое и более позитивное видение. Эта программа видит в этих молодых людях альтруизм, чувство справедливости, стремление познавать мир и желание внести свой вклад в построение лучшего мира. Младшая молодежь обладает безграничным потенциалом. Необходимо уделить творческое внимание вовлечению их в программы деятельности, которые будут затрагивать их интересы, формировать их способности к служению и вовлекать их в социальное взаимодействие со старшей молодежью.
Фото: Тиешка Смит (http://photographywithoutthepretense.com/)
юношеская молодежная программа внушает юношеской молодежи ощущение двойной моральной цели:
(1) взять на себя ответственность за свой интеллектуальный и духовный рост
(2), чтобы внести свой вклад в преобразование общества.
Трансформация человека и общества тесно связаны между собой. Развитие своего потенциала и работа на благо общества не могут быть разделены, поскольку моральные нормы и поведение человека формируют его или ее окружение и, в свою очередь, формируются структурой общества.
Эта программа направлена на достижение следующих целей:
Программа реализуется путем формирования групп из 10-15 юношеских подростков по соседству. В группе устанавливаются узы дружбы, любви и чувство общей цели. Младшая молодежная группа служит средой взаимной поддержки для ее членов, в которой они могут развивать духовное восприятие и модели мышления и поведения, которые будут характеризовать их как молодежь. Группа учится слушать, размышлять, принимать решения и действовать в соответствии со своими решениями. Обладая этими навыками, они могут вместе анализировать созидательные и разрушительные силы в обществе и учиться направлять свою энергию на улучшение условий своего сообщества.
Группа собирается раз в неделю на 2-3 часа каждое собрание. Рекомендуется применять эту программу в течение 3 лет подряд.
Члены группы встречаются еженедельно, где они изучают темы развития персонажей, развивают силу выражения, обсуждают сложные вопросы со сверстниками, создают искусство, играют в совместные игры, участвуют в здоровом отдыхе, а также планируют и выполняют проекты служения.
В каждой группе есть потребность в пожилом человеке, который является настоящим другом младшей молодежи и может помочь им в развитии их способностей. Те, кто выполняет такую функцию, известны как аниматоры младших молодежных групп. Как друг, он или она помогает создать среду, в которой каждый член группы чувствует себя комфортно, выражая свои мысли, не опасаясь порицания или насмешек. Аниматор — обученный бесплатный наставник, который обращается с младшими подростками не как с детьми, а как с равными.