Развитие навыков устного счета на уроках математики в начальной школе – Развитие навыков устного счёта на уроках математики в начальной школе

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОГО СЧЕТА

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в коррекционной школе решает одну из важных задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Работая с детьми, имеющими нарушение интеллекта, я столкнулась со следующей проблемой: дети данной категории испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, пожалуй, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике.

Формируя у детей с нарушением интеллекта на наглядной основе первые представления о числе, величине, фигуре, я одновременно решаю задачи развития наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления этих детей. В процессе обучения развивается речь учащихся, обогащается математическими терминами и выражениями их словарь.

Одними из главных причин трудностей в обучении этих детей являются сниженная произвольная память и отставание в развитии всех форм мышления. Эти дети плохо запоминают таблицу сложения, умножения, не удерживают в уме условие и вопросы задач. Им свойственно быстрое забывание, конкретность мышления.

Таким образом, коррекционная работа с ними ведется мною в следующих направлениях:

а) осуществление индивидуального подхода к детям;

б) соблюдение здоровье -сберегающего режима ;

в)максимальное использование активизации познавательной деятельности детей;

г) поощрение успехов детей, помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности;

Устный счёт тесно связан с темой и целью урока и его основной задачей. Целью устного счёта может быть разная: это и подготовка к восприятию нового материала, и закрепление пройденного и выработка беглости счёта, закрепление вычислительных навыков ит.д. Устные упражнения важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Также важна воспитательная роль подобных заданий, они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших, помогать им. При подборе упражнений учитываю, что формулировки заданий должны легко восприниматься на слух, для этого они должны быть чёткими и прямолинейными. В случае, когда задания всё таки трудны для усвоения на слух, необходимо использовать опорные схемы, таблицы,

Можно выделить следующие формы восприятия устного счёта. 

• Слуховая, когда задание зачитывается учителем или другим учеником. Основная нагрузка при данной форме восприятия идёт на память ребёнка. Тем не менее, упражнения с восприятием на слух чрезвычайно полезны, поскольку развивают слуховую память. 

1. Работа с числовым рядом. Этот вид счёта даёт возможность в течении 3-5 минут опросить весь класс, приучая детей к активной познавательной деятельности

А).- какое число при счете следует за числом 8;

– какое число больше 8 и меньше 10;

– какое число в числовом ряду стоит между числами 18 и 20;

Б). Учитель называет пример, а обучающиеся показывают
карточку с ответом (н-р 16-9)

2. Следующий вид работы это работа с абаками.

Абак – таблица разрядов с двумя рядами карманов для палочек и разрезных цифр. С помощью абака учащиеся усваивают названия чисел, как они образуются из десятков и единиц, закрепляется десятичный состав чисел.

– покажите, число состоящее из 1 десятка и 2единиц;

– покажите число 20;

3. Счёт цепочкой. Счёт цепочкой развивает память, быстроту вычислений и помогает усвоению таблиц сложения, умножения и деления.

4.Беглый счёт. Здесь хорошо применять приёмы игры «Кто Быстрее?» Этот приём оживляет урок.

• Зрительная, когда материал воспринимается посредством записей на доске, таблиц, плакатов и т.п. Присутствие в задании записей избавляет от необходимости запоминания цифр, но порой даже устный счёт без записи невозможен; 
1. – Кораблики

-Листочки (учащиеся читают пример и объясняют его решение. Н-р 12+6 )

2. Решение задач.

    Для устной работы предлагаются  простые и составные задачи.      Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

-Составление задач по картинкам. Задачи развивают воображение, память, логическое мышление

3. Работа с таблицами.

4. Задачи в стихах.

Решая задачи в стихах, учащиеся тренируют память, развивают логическое мышление, сопоставляют, учатся самостоятельно анализировать, делать выводы, что способствует формированию прочных вычислительных навыков. А также, что немало важно, поднимают ученикам настроение.

  Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.

5.Логические задачи. Решая логические задачи, дети должны использовать разные приёмы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, построение умозаключения)

6. Задачи на смекалку

1. Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 сливы. Сколько слив ты можешь собрать?

2. Мой приятель домой шел и 5 рублей нашел. Вдвоем пойдем сколько найдем?

• Комбинированная.(обратная связь, показ ответов с помощью карточек) 
Каждый учитель имеет в арсенале самые разнообразные задания на устный счёт. Всегда интересны творческие задания, с использованием стихов и жизненных ситуаций. Разнообразие упражнений положительно влияет на активность учащихся, побуждает их стремиться к совершенствованию методик исчисления, искать новые решения.

Устные упражнения имеют ряд преимуществ:

1.Дают возможность охватить большой объём материала за короткий промежуток времени.

2.Позволяют судить об усвоении материала.

3.Дисциплинируют учащихся.

4.Служат переключателем внимания, разрядкой после напряжённой работы.

5.Больше учащихся получают возможность ответить.

Ценным в работе педагога является развитие эмоций детей, они начинают удивляться, радоваться, улыбаться, добиваться успехов в своей деятельности и проявлять интерес к её результатам.

Учитывая индивидуальные и психофизические особенности учащихся необходимо найти оптимальные формы и методы формирования навыков счёта.

Устные упражнения имеют ряд преимуществ:

1.Дают возможность охватить большой объём материала за короткий промежуток времени.

2.Позволяют судить об усвоении материала.

3.Дисциплинируют учащихся.

4.Служат переключателем внимания, разрядкой после напряжённой работы.

5.Больше учащихся получают возможность ответить.

Устный счёт тесно связан с темой и основной обучающей задачей, однако в устный счёт могут включаться упражнения на выработку беглости счёта, закрепление вычислительных навыков. Устный счёт включает несколько форм упражнений и заданий: это могут быть устные арифметические и геометрические задачи, задания на закрепление нумерации, различение фигур. Упражнения могут быть представлены как в устной, так и в письменной форме. Нередко я использую различные таблицы с краткой записью задач, записью чисел, знаков, выражений, упражнения на развитие пространственно-ориентационных представлений.

Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Целесообразно придавать упражнениям занимательный характер. Необходимо также шире использовать дидактические игры, как один из эффективных приёмов коррекционной работы. Это позволяет поддерживать постоянный интерес к математике. Игровое действие позволяет осваивать то, что вызывает у младшего школьника страх неизвестности.

В условиях дифференцированного и разноуровневого обучения необходимо подбирать правильную дозировку заданий. Задания для устного счёта должны быть подобраны с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Это позволяет вести фронтальную работу и включать в активную деятельность всех учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии являются одним из важных средств формирования навыков устного счёта На первый план эти цели не ставятся, они формируются косвенно. Главная цель-развитие ребёнка с помощью компьютера. Учитель, решающий вопрос о применении компьютера, должен чувствовать, где и в чём он может быть полезен.

Их использование имеет ряд положительных моментов:

1.Создаётся творческая положительно-эмоциональная атмосфера.

2.Игровая цель выходит на первый план, поэтому удаётся добиться косвенности обучения, а оно самое прочное и неутомительное.

3.Происходит интенсификация обучения. Ребёнок постепенно, каждый в своём темпе решает, причём мгновенно получает оценку правильности своего решения.

4.Возможность добиться успеха за небольшой промежуток времени, повысить учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся.

5.Параллельно у ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться, приобретает навыки пользователя, осваивая клавиатуру.

Устный счёт является обязательным этапом на уроке математики. Таким образом, усвоение математических знаний детьми происходит более эффективно при проведении данного этапа путём интерактивных методов и форм обучения, игровых технологий, ИКТ, разнообразных приёмов коррекционной работы.

Динамику развития навыка счёта я прослеживаю при помощи составления таблиц, в которых отражается развитие всех сторон устного счёта (мониторинг). Мною были составлены и проведены презентации-уроки на темы: «Сложение и вычитание в пределах 10», «Действия с числами в пределах 20». Ценным в работе педагога является развитие эмоций детей, они начинают удивляться, радоваться, улыбаться, добиваться успеха в своей деятельности и проявлять интерес к её результатам.

infourok.ru

“Устный счет на уроках математики в начальных классах”

Обобщение опыта

учителя начальных классов

Верещак Ольги Ивановны по теме

“Устный счет на уроках математики в начальных классах”

Актуальность

  Математика является одной из важнейших наук и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.

 Достижения цивилизации, к сожалению, приводят не только к гиподинамии, но и к утрате некоторых умственных качеств. Это в полной мере и относится к способности считать в уме. Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является весьма дискуссионным в методическом плане. Широкое распространение калькуляторов, наличие компьютеров, овладение новыми информационными технологиями ставит необходимость «жесткой» отработки этих умений под сомнение, поэтому многие не связывают хорошее владение арифметическими вычислениями с математическими способностями и математической одаренностью. Когда под рукой калькулятор, зачем напрягать мозги!? Вот многие и не напрягают. И многие дети, и взрослые сейчас в умственном счете беспомощны. А ведь умение считать в уме помогает детям улучшать память и скорость мышления. Как установили ученые, устный счет также помогает бороться с негативным влиянием телевидения на детский мозг. «Дети, которые проводят у телевизора больше трех часов в день, испытывают проблемы с концентрацией внимания и имеют плохую память», – говорит представитель Французской академии наук. По его словам, занятия арифметикой позволяют мобилизовать мозг для освоения новых знаний.

Практика работы в школе указывает на трудности формирования у школьников навыков счетно-вычислительной деятельности. Обучающиеся слабо овладевают устными вычислительными приемами, т.к. под рукой часто оказывается калькулятор.

Анализ психолого-педагогической литературы, программ, учебников по проблеме формирования устных вычислительных навыков, опыт работы учителей и собственного педагогического опыта позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования методики устных вычислений.

Устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений способствуют активизации мыслительной деятельности, при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Высокая культура устных вычислений имеет немаловажное значение для облегчения письменных вычислений, обеспечивая их правильность и экономя время. Особенно это важно в начальных классах, т.к. именно на этом этапе обучения школьников закладывается основа формирования устных счетно-вычислительных навыков, которые впоследствии можно развивать.

 Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме “Устный счет на уроках математики в начальных классах” в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. 

В каждом классе есть обучающиеся, испытывающие трудности при устных вычислениях, при этом считается, что это их обычная проблема и уж если «не дано, так не дано». Что же касается специальных приемов устных вычислений, то им отведено более скромное место на уроках. Эта тема остро нуждается в изучении, поэтому проблемой моей работы стал поиск путей дальнейшего совершенствования процесса формирования устных счетно-вычислительных навыков у школьников.
И обойти эту проблему, не решив ее невозможно и поэтому цель моей методической темы – совершенствование методики различных видов устного счета для повышения познавательного интереса к урокам математики. В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только ввести ребёнка в абстрактный мир математических понятий, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывает (моделируется) с помощью этих понятий. А именно: окружающий мир как, множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств. Другими словами, ребёнку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.

Поэтому, включая устные упражнения в уроки математики, нужно обязательно их логически связывать не только с темой урока, но и с жизненными ситуациями с которыми ребёнок сталкивается в окружающем его мире. Это позволит ребёнку лучше понять учебный материал, а в жизни научиться находить новые взаимосвязи, закономерности.

Изучив различную литературу по УМК «Перспективная начальная школа», я не нашла конкретных рекомендаций по построению структуры урока и целесообразности его этапов, а так же их соотношение по времени. Следовательно, учитель сам включает задания устного счёта в урок, в зависимости от своего опыта, творчества, руководствуясь только требованиями программы, где сказано, что в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Устная работа на уроках математики в начальной школе, особенно в 1-ом классе имеет большое значение. Среди видов данной работы особое место занимают так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счёт». Как пишет опытный педагог О.П.Зайцева: «Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка, устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер».

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики Я ВЫДЕЛЯЮ 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все обучающиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность обучающихся; при их выполнении развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им. Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает мне, во-первых, переключить обучающегося с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить обучающихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет включаю задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект обучающихся.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, значит, он имеет свои задачи:

1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.

  1. Контроль учителя за состоянием знаний обучающихся.

  2. Психологическая подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

  3. Повышение познавательного интереса к математике.

Целями данного этапа урока являются:

  1. достижение поставленных целей;

  2. развитие вычислительных навыков;

  3. развитие математической культуры, развитие речи;

  4. умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

При проведении устного счета я придерживаюсь следующих требований:

-Упражнения для устного счета выбираю целенаправленно в зависимости от типа урока.

-Задания разнообразные, предлагаемые задачи не легкие, но и не «громоздкие».

-Тексты упражнений, чертежей и записей готовлю заранее.

-К устному счету привлекаю всех обучающихся.

-При проведении устного счета продумываю критерии оценки (поощрение ).

В своей работе я систематизировала различные приёмы, формы и методы устного счета .

Среди основных методов совершенствования навыков устного счёта всегда выделялись:

– традиционные игры
– весёлые задачи;
– дидактические игры;
– геометрические фигуры

Устный счет на уроках математики  может быть представлен разнообразными формами работы с классом:

-Работа с числовым рядом.

-Математический диктант.

-Состав числа.

-Примеры.

-Сравнение.

-Задачи.

-Задачи в стихах.

-Занимательные задачи.

-Математические игры.

Задание устного счета я дифференцировала по объекту развития знаний и умений:

  • Задания на развитие и совершенствование внимания.

  • Задания на развитие восприятия, пространственного воображения.

  • Задания на развитие наблюдательности

  • Устные упражнения с использованием дидактических игр.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения обучающимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Я предлагаю числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают (ПРИДАЮТСЯ) числовые значения и находят числовое значение полученного выражения, например:

– найдите разность чисел 100 и 9.

– найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

– из 100-9; 100 минус 9

– уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность

– найти разность чисел 100 и 9

– уменьшить 100 на 9 и т.д.

Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например:

– 47+24-56

– 72:12·9

– 400-7·4 и др.

Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку, например:

– из 90 вычесть частное чисел 42 и 3

– уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.

Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200-15, 2м-15см). Однако, как правило, приёмы устных вычислений должны сводиться к действиям над числами в пределах 100. Так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200-4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72сотни.-48сотен) и значит его можно предлагать для устных вычислений.

Выражения можно давать и в форме таблицы:

|Уменьшаемое |12 |14 |15 |17 |28 |

|Вычитаемое |10 |10 |10 |10 |10 |

|Разность

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработка у обучающихся твердых вычислительных навыков, а также способствование усвоению вопросов теории арифметических действий.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. 6+4*4+6 20+7*20+5

20·8*18·10 8·9*8·10

Вместо “*” поставить знак <, >, =

Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствование усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др., также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Уравнение можно предлагать в разных формах:

Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)

– решение уравнения 24:х=3

– из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?

– найдите неизвестное число: 73-х=73-18

– я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь обучающимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

Разнообразие упражнений пробуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.

Нужно помнить и о том, что каждый ребёнок в силу своей индивидуальности имеет своё восприятие. Учитывая формы восприятия класса, строится и устная работа.

1) Беглый слуховой (читается учителем, обучающимся, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому обучающиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный.

  • обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Мiсrоsоft Power Point).

  • задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

  • упражнения в форме игры (“Диалог”, “Математический поединок”, “Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”, “Волшебное число”, “Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”, “Фишка”, “Кто быстрее”, “Цветок, солнышко”, “Числовая мельница”, “Числовой фейерверк”, “Математический феномен”, “Молчанка”, “Математическая эстафета”). Пути и формы использования перечисленных игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

В своей работе для формирования навыков устного счёта часто использую тренажёрные задания. Такие задания позволяют за небольшое время выполнить большой объём вычислений. Делаю так чтобы устный счёт воспринимался как интересная игра. Например, провожу математические эстафеты: обучающиеся внимательно следят за ответами друг друга, в случае неправильного ответа, хлопают по столу. Устные вычисления провожу при работе в парах, для развития навыков самопроверки, взаимопроверки. Разнообразие упражнений возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, я стараюсь установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого подбираю из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого я определяю место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то провожу устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.

При подборе упражнений для урока я учитываю, что

подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко, и не допускают различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух я прибегаю к записям или рисункам на доске.

В 2-3 классах ребята сами очень ответственно и старательно готовят и проводят устную работу. Обучающимся нравится принимать участие в подготовке к уроку, поэтому по желанию можно дать домашнее задание самостоятельно подготовить устный счет в соответствии с тематикой, и провести самому на следующем уроке (побывать в роли учителя). Также можно дать задание обучающимся: придумать головоломку, ребус, игру. Ребята очень ответственно и старательно готовят и проводят устную работу на уроках. При выполнении этого задания они прикладывают немало усилий, так как нужно придумать такие задания, чтобы классу было интересно, чтобы задания соответствовали теме урока.

Насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит, прежде всего, научить обучающихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить возможность самостоятельно решать возникающие задачи, а также это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов, дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет. А это и есть требования стандартов второго поколения. У ребенка, давшего верный ответ на уроке повышается самооценка, и он шаг за шагом все выше поднимается по лестнице своей успешности и у него формируется положительная Я-концепция.

Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике, с помощью различных видов устных упражнений я помогаю ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждаю у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные решения заменять более совершенными, развиваю математическую речь. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.

В результате обучающиеся получают знания необходимые в жизни, повышаются качество обучения, самооценка, уровень мотивации, а также развивается уверенность в себе и собственных силах, возникает более ответственное отношение к собственной деятельности. Еще важно заметить следующее, то, что учащиеся начальных и средних классов быстро считают, вычисляют в уме, устно, но почему-то в старших классах устный счет производится с помощью калькулятора или с большим трудом без калькулятора. Мне кажется, нужно стремиться к тому, чтобы этого не происходило. И этого можно достичь с применением устного счета как важного и нужного этапа урока.

Устный счет как обязательный этап урока должен проводиться на уроках математики как в начальных классах, так в средних и старших классах.

Список литературы:

1) Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в

начальных классах. М.: Просвещение 1994-335с.

2) Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к

математике. //Математика в школе. 1990 – с.39-44

3) Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Н.ш. 1995г. №5

4) Бурлакова Устный счёт на уроках математики. //Н.ш. 1999 №10

5) Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на

уроках математики. //Н.ш. 1992 №9 с15

6) Воспитание интереса учащихся начальных классов к учебным предметам. УФА:

1985г. – 83с.

7) Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся. Издательство

“Штиинца” Кишинёв 1985г.

8) Жикалкина Т.К. игровые и занимательные задания по математике для

1класса. М.: ”Просвещение” 1989г.

9) Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и

в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1

10) Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш.

1999 №6 с.44-46

11) Зимина С.В. Как развивается интерес к математике?

//Н.ш. 1999 №8

12) Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г. с.11-14

infourok.ru

Мастер-класс “Приемы устного счета на уроках математики в начальной школе”

«Устный счет на уроках математики в начальной школе».

Мастер-класс

Цель:

показать на примерах разнообразие заданий для устного счета.

Задачи:

– показать разнообразие упражнений для устного счета исходя из формы его восприятия;

– рассказать об условиях продуктивного использования данной формы работы на уроках математики для достижения хороших результатов учащихся в быстром и правильном счете.

В формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации велико значение такого этапа урока математики, как устный счет. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока. Они должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Создание определенной системы подобных упражнений дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка.

Устный счет на уроках математики имеет следующие задачи:

– Воспроизводство и корректировка определенных ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснений учителя;

– Контроль учителя за состоянием знаний учащихся;

– Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала;

Формы восприятия устного счета.

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный.

А так же:

– обратная связь (показ ответов с помощью карточек).

– задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)

– упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).

Устный счет зримо и незримо присутствует везде, целенаправленно развивая познавательные способности, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные (пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание), позволяющие обеспечить эффективное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами, формирование умений самостоятельно использовать полученные знания для усвоения новой информации.

Для достижения хороших результатов необходимо учитывать ряд условий, позволяющих научить детей считать быстро и правильно.

Во–первых, это регулярность проведения подобных занятий. Ежедневно в течение 5 – 10 минут (не менее!) учащиеся должны выполнять задания, требующие устных вычислений.

Во-вторых, подбор заданий должен быть разнообразным по содержанию материала, форме его подачи. Помним, что однообразие убивает интерес и приносит скуку.

И, наконец, стоит отметить, что при подборе заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, уровень сложности заданий должен соответствовать уровню развития учеников на данный момент обучения.

  1. Беглый слуховой счет – учитель устно называет пример и устно же, спустя несколько секунд, получает ответ.

    1. Устные вычисления на нахождение суммы, разности и т.д. с регулярно изменяемой формулировкой задания.

– Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

– К числу 25 прибавь сумму чисел 17 и 15.

– Первый множитель 9, второй 3. Чему равно произведение?

– От числа 76 я отняла число 28. Какое число я получила?

– Из суммы чисел 23 и 17 вычти 25.

– Сколько будет, если 9 разделить на 3?

– Какое число надо прибавить к 29, чтобы получить 50?

– Если к 18 прибавить задуманное число, то получится 59.

Какое число я задумала?

– Я задумала число, прибавила к нему 17 и получила 31.

1.2. Правила геометрии. Единицы измерения.

– Найди периметр треугольника со сторонами 12, 14, 15 см;

– Найди периметр квадрата со стороной 15 см;

– Переведи в см 2дм1см.

1.3. Разностное сравнение чисел.

– На сколько 18 меньше 36?

– На сколько 100 больше 25?

1.3. Умение ориентироваться в числовом ряду. Разряды чисел.

– какое число при счете следует за числом 80;

– какое число больше 8 и меньше 10;

– какое число в числовом ряду стоит между числами 28 и 26;

– назови число, в котором 9 десятков и 2 единицы;

– от числа 28 отнимите 1 десяток.

1.5. Задачи «с подвохом».

– Две лошади проскакали 20 км. Сколько км проскакала каждая из лошадей?

– Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

– У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

1.7. Устный счет и физпауза.

Учитель: Если я не права, то вы приседаете, если же права – стоите на месте.

– Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно большее разделить на меньшее.

– 36 больше 6 в 30 раз.

– Чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

– Чтобы получить 9, нужно из 40 вычесть 21.

2. Зрительный счет примеры записаны, а ответы называются либо устно, либо записываются учениками.

    1. Лабиринты, лото, счетные таблицы, карточки, плакаты, ребусы, презентации.

    1. Магические квадраты:

Используются для отработки навыков сложения и вычитания. Квадрат разделён на 9 частей. В центре записана сумма, которая должна получиться при сложении трёх чисел в каждой строке и каждом столбце. Задача: вставить пропущенные числа.

    1. Игра «Цепочка»:

    1. Задания на выявление закономерности, сопоставление, поиск правильного варианта ответа.

– разгадай правило, по которому составлены схемы, вставь пропущенные числа:

10, 20, …, …

– найди примеры с ответами 9, 11.

7 + 53 + 811 – 0

12 + 19 – 21 – 1

18 + 96 – 100 – 3

И т.д.

– соедини пример с правильным ответом:

125 + 30 85

181- 96 155

… …

    1. . Задачи в стихах, оформленные в виде презентации.

Красная шапочка шла по тропинке.

Семь пирожков в плетеной корзинке

Бабушке внучка на праздник несла,

но по дорожке часть раздала.

Зайчику, ежику, мышке и белочке.

Сколько гостинцев осталось у девочки?

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. 76 + 24 * 48 + 76 20 + 17 * 20 + 45

20 · 8 * 18 · 10 8 · 9 * 8 · 10.

Вместо “*” поставить знак <, >, =

Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить:

8 · (10 + 2) = 8 · 10 + …

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

Ромашка” На лепестках цветка ромашки написаны числа от 1 до 10, а в середине знаки “+” или “-” (во 2 классе знаки “х” или “:”) и сделана прорезь, куда вставляются числа. Данную игру можно использовать для отработки навыков сложения и вычитания в пределах 10, сложения и вычитания с переходом через разряд, а также табличного и внетабличного умножения и деления.

Игра “Составь пример”. Даются числа, например: 5, 8, 12, 18, 36. Задание: составить различные примеры на табличное умножение и деление с данными ответами.

Игра “Угадай пример” Пример записан на доске, закрыт карточкой с ответом. Дети называют различные примеры с данным ответом, стараясь угадать пример, записанный на доске.

Для устного счёта можно использовать таблицы компонентов действий.

7

 

3

4

 

Слагаемое

 

6

 

 

5

Сумма

9

10

8

7

9

Преобразование единиц измерения.

а). Длины:

6 км 800 м = … м

5 м 60 см = … см

4 км 85 м = … м

3 м 45 см = … мм

3900 м = … км …м

862 см = … м … см

586 см = … м … дм … см

6400 мм = … см

б). Массы:

4 т 800 кг = … кг

6 кг 230 г = … г

8 т 9 ц = … кг

5200 кг = …т … кг

930 кг = … ц … кг

6800 кг = … т … ц

в). Времени:

6 ч = … мин

2 сут 8 ч = … ч

5 мин 30 с = … с

620 с = … мин … с

72 ч = …сут

380 мин = … ч …

Можно включать в устный счёт работу с долями и дробями.

б) Найти 1/4 чисел 36, 48, 56, 68, 72.

в) Найти 3/5 чисел 25, 40, 55, 60, 85.

г) Найти число, если 1/3 его равна 6, 8, 14, 18, 25.

Игра “Почтальон” может быть использована при отработке различных вычислительных навыков.

Правила игры: “Почтальон” несёт письмо в тот дом, где результат вычислений отличается от результата “почты” (отмечена знаком *). Каждому дому соответствует буква. Определяя маршрут “почтальона”, дети составляют ключевое слово.

Ключевое слово: игра.

Правильно организованный устный счет играет одну из приоритетных ролей не только в формировании автоматизации вычислительных навыков у учащихся начальной школы, но и в создании положительной мотивации учения, в развитии личностных качеств ребенка.

Приложения

3 ТОН

КОС .

100 янка

100см + оном

ь

’’оцикл

35

43

100

70

18

7 + 8 =

__ : 3 =

__ * 8 =

__ – 8 =

25 + 30 5

96- 81 55

17+43 73

86-74 60

64+9 12

76 + 24 48 + 76 20 + 17 20 + 45

20· 8 8 · 10 8 · 9 8 · 10

Слагаемое

7

 

3

4

Слагаемое

 

6

 

 

Сумма

9

10

8

7

а). Длины:

6 км 800 м = … м

5 м 60 см = … см

4 км 85 м = … м

3 м 45 см = … мм

3900 м = … км …м

862 см = … м … см

586 см = … м … дм … см

6400 мм = … см

б). Массы:

4 т 800 кг = … кг

6 кг 230 г = … г

8 т 9 ц = … кг

5200 кг = …т … кг

930 кг = … ц … кг

6800 кг = … т … ц

в). Времени:

6 ч = … мин

2 сут 8 ч = … ч

5 мин 30 с = … с

620 с = … мин … с

72 ч = …сут

380 мин = … ч …

infourok.ru

Статья на тему “Роль устного счёта на уроках математики в начальной школе”

 «Активизация мыслительной деятельности при проведении устного счёта на уроках математики».

Предмет математики настолько

серьёзен, что полезно не упускать

случаев делать его немного

занимательным.

Б.Паскаль

Цель и задачи.

  • Цель:

  • Развитие у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, преодоление равнодушия и умственной инертности мышления.

  •  

  • Задачи:

  • 1.Развитие памяти, внимания, вычислительных навыков, смекалки.

  •  

  • 2.Формирование логического мышления, воображения, интереса к математике.

История вопроса.

Одна из основных задач обучения математике в начальных классах – формирование у учащихся вычислительных навыков, осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Совершенствование навыков устных вычислений зависти не только от форм контроля, от методики организации занятий, но и во многом от того, насколько сами дети проявляют интерес к этой форме работы. Этот интерес можно вызвать, показав учащимся красоту и изящество устных вычислений, используя разнообразные вычислительные приёмы, облегчающие процесс вычислений.

Он помогает учащимся включиться в урок, активизировать свои умственные и познавательные способности. На сколько грамотно, интересно, занимательно построен устный счёт в начале урока, а также взаимосвязь устного счёта с темой всего урока, позволяет судить о цельности всего урока и активности детей.

1).Прививать любовь и интерес к математике

2).Оказывать помощь отстающим детям

3).Вызывать интерес к вычислениям

4).Воспитывать математическую находчивость и сообразительность

5).Развивать внимание и укреплять память

6).Повышать навык письменных вычислений

1).Как известно, дети любят умножать на 10,100,1000-приписывание к числу соответственно одного, двух или трёх нулей. Но также быстро можно умножить число на 5, 50,500.В этом случае при умножении к половине числа соответственно приписывают один нуль, два нуля или три.

68 * 5=(34 * 2) * 5= 34* (2* 5)=34 * 10 =340

68 *50=34* 100= 3400

17 *50= (16+1)* 50=16 * 50 + 1 *50 =800+50=850

При делении чисел на 5,50, 500 всё выполняется в обратном порядке.

135:5=(135 * 2): (2 * 5)=270:10=27

2150:50=4300: 100=43

2).Устное умножение больших чисел также привлекает внимание детей.

24 *25=(6 * 4)* 25=6 * (4 * 25)=6* 100=600

37 *25=(36+1) *25=36 * 25 +1* 25=900+25=925

38 * 25=(36+2) *25=36 * 25+2 * 25=900+50=950

35 * 25=(36-1) * 25=36 * 25-1* 25=900-25=875

36 * 26=36 *(25+1)=36 * 25 +36 * 1=900+36=936

3).Можно использовать и другие интересные способы устных вычислений – способ умножения числа на 5,оканчивающегося на себя, умножение на 9,99,999 и т.п.

Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем на уроке во время устного счёта, т.к. всегда интересны детям. Применение загадок на уроке математики во время устного счёта даёт положительные результаты, т.к. они знакомят детей с окружающим миром, раскрыва – ют богатство родного языка, развивают логическое мышление.

Любая загадка- это логическое упражнение, при выполнении которого дети любят учиться выделять количественные стороны предмета (абстрагирование), а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтез). Такая работа развивает математическую речь, логическое мышление, учит видеть в окружающем мире общие свойства и различия предметов и явлений, что способствует формированию обобщений, умению давать определения понятиям (по ближайшему роду и видовому отличию), развитию мыслительных операций (абстрагирование и анализ, синтез)

Плотник острым долотом Деревянные сестрички, две сестрички-невелички,

Строит дом с одним окном. Застучали по бокам, я ответил : трам-там-там.

(дятел) (барабан)

Разных три имеет глаза, Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

Но откроет их не сразу: Четыре синих солнца горели и потухли.

Если глаз откроет красный- Поспели щи, шипят блины. До завтра солнца не нужны.

Стоп! Идти нельзя, опасно! (газовая плита)

Жёлтый глаз – погоди, Пять ступенек – лесенка,

А зелёный – проходи! На ступеньках – песенка.

(светофор) (ноты)

На дворе переполох, Дом без окон и дверей, как зелёный сундучок.

С неба сыпется горох, В нём шесть кругленьких детей называется……

Съела шесть горошин Нина (стручок)

У нее теперь ангина.

(град)

Приказало солнце – стой, Восемь ног, как восемь рук,

Семицветный мост крутой! Вышивают шёлком круг.

Туча скрыла солнца свет- Мастер в шёлке знает толк.

Рухнул мост, а щепок нет. Покупайте, мухи шёлк.

(радуга) (паук)

Отгадайте-ка, ребятки, Я сильней десяти коней.

Что за цифра – акробатка? Где в полях пройду весной,

Если на голову встанет, Летом станет хлеб стеной.

Ровно на три меньше станет.

(девять) (трактор)

  • Я так мила, а так кругла, Вид её – как запятая,

  • Я состою из двух кружочков, Хвост крючком, и не секрет:

  • Как рада я , что я нашла Любит всех она лентяев,

  • Себе таких, как вы дружочков! А её лентяи – нет !

  • Вот семёрка – кочерга. Цифра шесть – дверной замочек:

  • У неё одна нога. Сверху крюк, внизу кружочек.

  • А потом пошла плясать

  • По бумаге цифра пять.

  • Руку вправо протянула,

  • Ножку круто изогнула.

  • Вот один , иль единица,

  • Очень тонкая, как спица.

  • Две сестрицы друг за другом Выходило 12 молодцев,

  • Пробегают круг за кругом. . . . Выносили 52 сокола….

  • В устных вычислениях можно использовать задачи занимательного и юмористического плана, т.к. они выполняют не только вычислительную функцию, но и своим нестандартным содержанием привлекают ребёнка к работе, активизируют деятельность учащихся, заставляют проводить мыслительные операции сильными и слабыми учениками.

  • На ветке расселись птицы : Как- то полуторатонка «Газель»

  • Воробьи, скворцы, синицы. Перед собою поставила цель:

  • Три задиры воробья, Вывезти груз из вагона

  • И весёлая семья- Массою 33 тонны.

  • Стайка дружная скворцов, Сколько же рейсов придётся «Газели»

  • Семь заслуженных певцов. Сделать при исполнении цели ?

  • А всего 15 птичек.

  • Сколько было там синичек?

  • 14 лыж у крылечка стоят. Бежали по дорожке

  • Сколько на лыжах каталось ребят? Гусь,петух и кошка

  • Сколько лапок топало той дорожкой по полю?

infourok.ru

Развитие навыков устного счета по метаматематике в средней школе

Развитие навыков устного счета на уроках математики в средней школе.

Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математике на этом этапе. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции

Систематическое проведение вычислений вызывает интерес к математике, развивает внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру математических вычислений. Особенно большое значение имеют устные вычисления для сознательного усвоения законов и свойств арифметических действий.

Устные вычисления очень ценны в методическом отношении, когда используется подготовительная ступень при объяснении нового материала, и особенно на последующей ступени при переходе к решению трудных задач. Они вносят разнообразие в преподавание математики, способствуют закреплению знаний и дают возможность быстро проверять эти знания. Учитель имеет возможность определить степень подготовки класса и в то же время видеть свою недоработку в доведении нового материала до учащихся.

Устные вычисления имеют и образовательное значение. Так, письменные вычисления основаны на определенных примерах действий и, естественно, во многих случаях производятся однообразно, по шаблону. В устных же вычислениях нет готового шаблона, приемы вычислений здесь разнообразны, а поэтому мысль учащихся работает при устных вычислениях интенсивно и творчески.

Феномен особых способностей в устном счёте встречается с давних пор. Как известно, ими обладали многие учёные, в частности, Андре Ампер и Карл Гаусс. Однако, умение быстро считать было присуще и многим людям, чья профессия была далека от математики и науки в целом.

До второй половины XX века на эстраде были популярны выступления специалистов в устном счёте. Иногда они устраивали показательные соревнования между собой, проводившиеся в том числе и в стенах уважаемых учебных заведений, включая, например, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Известно, что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность.

Хорошо развитые навыки устного счета – одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. В связи с введением обязательного ЕГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые записываются в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие преобразования устно. Для этого требуется организованная отработка такого навыка до автоматизма. Решение устных упражнений – наиболее приемлемый способ для решения этой задачи.

Как показывает практика, темп работы учащихся является замедленным. Подсчет ведется медленно и неточно. Часто запланированные задания на урок выполняются не полностью. Приходится отводить дополнительное время на прохождение той или иной темы. Поэтому на уроках необходимо отрабатывать у учащихся навыки устного счета.

Начинать развивать эти навыки необходимо, когда учащиеся приходят из начальной школы. Именно в 5-6 классах закладываются основы обучения математики, поэтому если не научить считать в этот период, в дальнейшем появятся трудности в работе.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Как правило, устные упражнения проводятся в начале урока.

В большинстве случаев продолжительность устного счета определяет сам учитель, т.к. время, отводимое на эти упражнения, зависит от многих причин:

  • активности и подготовки учащихся;

  • дисциплинированности учащихся;

  • характера материала и т.д.

Устный счет можно проводить в середине урока, например, после вывода нового правила для закрепления его решением задач и примеров под руководством учителя, а также в конце урока, как на повторение материала, так и на обобщение пройденной темы.

Проводить устный счет лучше в виде соревнований.

В некоторых случаях устный счет не должен ограничиваться 5-10 мин. Преподаватель должен требовать от учащихся устных или полуписьменных вычислений при всех подсчетах с небольшими числами, а так же и с большими числами, если можно применять приемы устных вычислений. Устные вычисления характеризуются тем, что окончательный результат и получаемые промежуточные результаты не записываются, вычисления делаются исключительно устно без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счёты и т.п.) и приспособлений (ручка, карандаш, бумага и т.п.).

Можно выделить следующие виды упражнений по устному счету:

  • Слуховые упражнения, когда считающий воспринимает данные числа на слух, ничего не пишет и никакими пособиями не пользуется;

  • Зрительные упражнения, когда считающий воспринимает числа зрением, при этом применяются различные наглядные пособия;

  • Зрительно-слуховые упражнения, когда числа воспринимаются на слух и зрением.

На уроке можно применять следующие формы устного счета:

  • Беглый счет. Он проводится следующим образом: учитель называет ряд чисел и действий над ними, например: (3+4-5)*2+8=, или показывает карточки с примерами. Учащиеся отвечают по вызову.

  • Равный счет. Учитель записывает на доске строчку, например: 25+63-18=70, далее вызывает ученика и предлагает ему самому записать такую строчку, чтобы в ней получилось 70. Ученик пишет свой пример. Далее предлагается написать такую строчку всему классу, а два-четыре ученика записывают свои строки на доске.

  • Счет цепочкой (разновидность беглого счета). На доске учитель записывает длинный пример: ((5*7+17)*3-56):2+15= , делая остановку перед каждым новым действием. Когда учитель ставит знак равенства, ответ у большинства должен быть готов.

  • Прием дополнения. Учитель записывает на доске, например 1000, а потом называет одно за другим числа. Ученики должны назвать дополнение до 1000.

  • Заполнение квадратов. Чертится квадрат, разбивается на 9 клеток. Дается ряд чисел: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Надо заполнить данными числами все клетки квадрата так, чтобы и в горизонтальных и в вертикальных рядах было в сумме 15.

  • Устное решение простых задач.

  • Заполнение различных схем, кругов и т.д.

Следует учитывать важнейшие вычислительные умения и навыки по каждой параллели.

В пятом классе у учащихся необходимо закреплять умение выполнять все арифметические действия с натуральными (многозначными) числами.

В шестом классе у учащихся необходимо закрепить умение находить числовое значение выражения с использованием всех действий с десятичными дробями.

В седьмом классе вычислительная техника школьников совершенствуется при выполнении тождественных преобразований над степенями с натуральным показателем, с одночленами и многочленами, при использовании тождеств сокращенного умножения.

В восьмом классе при изучении тем «Рациональные дроби», «Неравенства», «Квадратные корни и квадратные уравнения» широко используются умения учащихся выполнять действия с дробными числами в процессе нахождения числовых значений рациональных выражений, содержащих степени с целыми показателями, решения неравенств, вычисления квадратных корней.

В девятом классе в процессе изучения тем «Квадратные уравнения», «Уравнения и неравенства с двумя переменными», «Системы уравнений и не-равенств», «Степень с рациональным показателем» девятиклассники должны свободно владеть навыками действий с рациональными числами.

В десятом классе вычислительная техника учащихся продолжает совершенствоваться при вычислении значений тригонометрических функций, упрощении тригонометрических выражений, вычислении производных.

В одиннадцатом классе в процессе изучения тем «Первообразная и интеграл», «Корень n-ой степени», «Логарифмы и их свойства» учащиеся совершенствуют свои навыки действий с действительными числами.

Наблюдения показывают, что учащиеся испытывают трудности в устных вычислениях. Поэтому в современных условиях, не смотря на использование информационно-технологических средств, вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальными, так как они играют важную роль в школьном курсе обучения. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии, черчению нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. У учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой. Поэтому готовясь к каждому уроку необходимо продумать долю устной и письменной формы учебной работы. Преувеличенное внимание к одному из этих видов работы даст заведомо отрицательные результаты. Увеличение устными формами работы на уроках математики влечет за собой неумение учащимися правильно оформлять результаты своих рассуждений, потерю навыков тождественных преобразований, умение выполнять геометрические чертежи. В то же время чрезмерное увеличение письменными формами работы может привести к снижению интереса учащимися к предмету, потере темпа урока и возможностей сформировать устную речь учащегося.

Таким образом, проблема устного счета в курсе математики средней школы может быть решена посредством применения упражнений, направленных на выработку навыков устного счета. Практика показывает, что устные занятия по математике – это и одно из сильнейших средств повышения качеств знаний учащихся. При небольшой затрате времени устные занятия позволяют решить на уроке большое количество задач и упражнений по закреплению и углублению изучаемого материала, восстановлению в памяти учащихся ранее пройденного материала.

infourok.ru

Учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему: Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования

ГБОУ Школа №2065

Педагогический проект

На тему: «Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования»

Выполнила: Косенко Елена Владимировна

2014 – 2015 год

Введение

Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.

Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Не менее важная задача современной школы – развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в начальной школе. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Позже полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики и других предметов.

Данная тема актуальна, так как устные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений.

Основная часть

Цели и задачи устного счёта

Цели:
1) развитие вычислительных навыков;
2) развитие математической культуры, речи;
3) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:                                                                                                       

1) Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4) Повышение познавательного интереса.

Требования  к проведению устного счёта

При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:

  • Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
  • Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
  • Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
  • К устному счету должны привлекаться все ученики.
  • При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устный счет может быть построен в следующей форме:

  • Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, продолжи ряд, что лишнее?).
  • Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор.
  • Устные упражнения с использованием дидактических игр.
  • Презентации.

Формы восприятия устного счета

1) Беглый слуховой (читается учителем) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, интерактивной доске) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Здесь идет работа на скорость.

3) Комбинированный.

  • обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).
  • задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

Для развития у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков я использую различные методические приемы и формы, например, устный счет по цепочке, игры «Пассажиры», «Футболисты», «Рыбаки», «Хоккеисты», «Запомни числа», «Пропусти число», «Исправляем ошибки Незнайки», тесты «Проверь себя сам», математические диктанты, презентации,

Варианты работы в 1 полугодии

Игра «Пассажиры». Ученики «по цепочке» решают примеры по карточке. Если ответ ученика – неверный, то наехал на кочку.

Игра «Футболисты». Делимся на 2 команды, неверный ответ – гол.

Игра «Рыбаки». Карточка с примерами – это удочка, сколько ученик решил примеров правильно, столько он поймал рыбы.

Игра «Хоккеисты». Карточка – это хоккейное поле, сколько правильных ответов – столько забитых голов.

Презентации.

Варианты работы во 2 полугодии

Игра «Запомни числа». Условия игры. Я называю какое-либо число. Первый ученик повторяет это число и называет свое. Каждый следующий повторяет ранее названные числа и называет свое. Интерес игры в ее соревновательном характере: кто сможет запомнить больше чисел. Игра продолжается до первой ошибки.

Эту игру можно использовать в самом начале урока, так как она помогает ученикам настроиться на рабочий лад, создать хорошее настроение.

Игра «Пропусти число». Условия игры. Учитель предлагает учащимся по очереди называть вслух в порядке возрастания (убывания) четные (нечетные) числа, начиная с 8 (16, 7, 29). Ученик, назвавший запрещенное число, выбывает. Побеждает тот, кто остается последним.

Эту игру хорошо использовать в начале урока вместо опроса.

Игра «Исправляем ошибки Незнайки». Условия игры. Все учащиеся класса делятся на несколько команд. Каждой команде выдают одни и те же задания с математическими выражениями и определениями, в которых допущены ошибки, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников каждой из команд. Командам дается некоторое время для нахождения ошибки и подготовки к ответу. Та команда, которая первой успела подготовиться, дает свою версию ошибки. Если ее ответ был неверным, с точки зрения других команд или жюри, то другим командам дается возможность доказать свою точку зрения. За верный ответ команде присваивается балл (или несколько баллов в зависимости от сложности задания). Побеждает та команда, которая наберет больше баллов. Данную игру можно использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков.

Важно, чтобы при подготовке данной игры использовать картотеку типичных ошибок. В моей практике, по результатам контрольных работ, – это «Вычитание чисел с переходом через десяток», «Порядок действий в выражениях», «Письменное вычисление».

Презентации.

Вывод

Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.
Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщённостью, автоматизмом, прочностью.
Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.
Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать.
Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату.
Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые случаи.
Автоматизм – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.
Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки надолго.

Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Используемая литература

  1. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001 г.
  2. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. // Начальная школа. 1990 г.
  3. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Начальная школа. 1992 г.
  4. Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? // Начальная школа. // 1999 г.
  5. Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа. 1999 г.
  6. Интернет ресурсы.
  7. Коваленко В.П. Дидактические игры на уроках математики.
  8. Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. // Начальная школа. 2000 г.
  9. Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы. // Просвещение 2001г.

nsportal.ru

Развитие вычислительных навыков через применение устного счёта на уроках математики.

Творческий отчет

учителя начальных классов

Копытовой Маргариты Николаевны

МБОУ Зимовниковской СОШ №6

Тема: Развитие вычислительных навыков через применение устного счёта на уроках математики.

В течение 2014-2015 года я ставила перед собой задачу реализовать следующие цели: ознакомить учащихся с разными приемами устных вычислений, которые позволили сэкономить время, затраченное на вычисления; развить вычислительные навыки и математическую культуру речи.

Одной из главных задач начального обучения математике является формирование вычислительных навыков учащихся, так как они необходимы как в учении, так и в практической жизни человека. Эти навыки должны формироваться прочно и осознанно, потому что весь начальный курс обучения математике строится на их базе. Под вычислительным умением понимается знание, какого либо приёма и его использование для разных видов выражений.

Сам процесс овладения вычислительными навыками сложен: сначала ученики должны усвоить вычислительный приём, а затем в результате тренировки, научиться быстро, выполнять вычисления, а в табличных случаях – результат запомнить наизусть.
Приём вычислений складывается из последовательных операций, а число операций определяется выбором теоретической основы вычислительного приёма.

Упражнения в устных вычислениях должны связывать весь урок.

Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе.

На моих уроках утвердилась хорошая традиция: тратить 5-7 минут для устных вычислений, проводить устный счет. Задания для этого этапа урока я подбираю из учебников и интернета. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на уроке или ранее пройденного материала. Задания для устного счета предлагаю детям так, чтобы они воспринимали их зрительно или на слух, так же можно и зрительно и на слух. Уровень трудности заданий должен постепенно увеличиваться.

Вот некоторые игровые упражнения, которые я использую на своих уроках математике.

  1. Математические диктанты. Он позволяет активизировать внимание и мышление детей, способствует формированию вычислительных навыков.

Дети записывают только ответы.

– Запиши число, которое меньше 16 на 5.

– Запиши число, которое больше 37 на 17.

– Найди разность чисел 45 и 9.

– К 16 прибавь 7

– Увеличь 13 на 8.

– Из 39 вычти 8.

– Найди сумму чисел 32 и 13.

– Найди разность чисел 19 и 10.

– На сколько 20 меньше 32?

– Уменьши 34 на 9.

– На сколько 14 больше 8?

– На сколько 7 меньше 10?

  1. Необходимо решить примеры и соединить шарики с цифрами на прямой.

  1. Ромашка разного вида:

  1. “Тучка” дети могут сами подготовить на перемене такие задания, а на уроке вписывать в тучку примеры с нужным ответом.

  1. Задания вычислительного характера можно разбавить игровыми сюжетами и рисунками. Например:

– Чебурашка не знает, как выполнить задание. Помогите ему!

– Пятачок собрался в гости к Пуху, но ему надо успеть решить примеры. Помогите ему!

– Незнайка с этим заданием уже справился, а вы справитесь?

– Вишенка впервые встретилась с подобным заданием. Объясни ей ход выполнения.

Разнообразие кроссвордов, разной сложности позволяет

длительное время поддерживать интерес к выполнению данного вида работы.

Игры, встречи с любимыми героями, несложные, но наглядные пособия вызывают у детей интерес к работе.

  1. Перфокарты можно связать с известными литературными персонажами, весёлыми человечками ,героями мультфильмов.

  1. При фронтальной работе с классом можно включать такие упражнения как «цепочки». Они могут быть различного вида.

Основное значение заданий – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки.

  1. На отработку навыков устного счёта в пределах 20 так же подходят задачи в стихотворной форме.

– Два опенка, пять маслят,

Пара рыжиков румяных,

Сколько всех грибов, ребята? ( 2+5+2=9)

– Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Три несут былинку,

Пять несут иголки.

Сколько муравьев под елкой? ( 2+3+5=10)

Все задания могут быть представлены как устно, так и на карточках в виде индивидуальной работы. Они помогают оптимально занять учащихся на уроке. Для большего эффекта самостоятельная работа должна носить творческий характер. При этом каждый ученик получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Задания чаще всего дифференцированные, что позволяет обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности  учащихся.

В течение года мне удалось реализовать цель и научить детей пользоваться разными способами быстрого счета. Данная система упражнений и заданий активизирует мыслительную деятельность, не вызывает эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков. 
Системная и целенаправленная работа позволяет сформировать высокий уровень вычислительных навыков и умений обучающихся.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *