Развитие интонационной выразительности речи дошкольников: Развитие интонационной выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Автор: Щербакова Людмила Иннокентьевна

РАЗВИТИЕ  ИНТОНАЦИОННОЙ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кандидат
педагогических наук Юлия Николаевна Родионова говорит, что работу по развитию
выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа:
сначала формировать навыки восприятия интонации, затем – навыки ее
использования в собственной речи.
Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста
дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель
читает текст невыразительно, второй раз – с интонационным оформлением. Дети,
безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она
заключается в выразительности речи. Желательно объяснить дошкольникам, что
интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше
понимать чувства и отношение к нам других людей.
После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных
интонационных компонентов.

Но мы
считаем, что прежде чем преступать к работе со своим голосом надо обязательно
привести свой аппарат в готовность – то есть провести разминку.

1.      Позевать

2.      Покорчить гримасы, чем страшнее, тем
лучше. Эти упражнния помогают подготовить артикуляционный аппарат к работе.

3.      Пропеть песню «Машинкой» –
упражнение для разработки губ и настраивания речи

4.      «Американские горки» – Рычать вверх
и вниз – 8 раз

5.      «О-м-м-м» на выдохе – 8 раз, если
сделана правильно, то почесываться будут губы.

1 Мелодика –
это понижение или повышение голоса при произнесении фразы, что придает речи
различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать
монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее
гласные звуки, изменяя по высоте и силе.

Педагог
объясняет, что человеческий голос может изменяться – “подниматься и
спускаться с горки” (при работе со старшими дошкольниками можно ввести
термины “голос повышается”, “голос понижается”).
При объяснении следует использовать наглядный материал: карточки, на которых
повышение мелодики будет обозначено стрелкой, направленной косо вверх, а
понижение мелодики – стрелкой, направленной косо вниз.


Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики
“Дирижеры”
Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики),
развивать речевой слух.
Материал. “Дирижерские” палочки (по количеству детей).
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением
основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют
палочкой, изображая движение мелодики вниз.

Игра
«Музыкальный диктант». В этой игре можно использовать разные попевки:

1 «Лесенка»

2 Темп –
ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом
пауз речевыми отрезками.

Педагогу
необходимо познакомить с понятиями: быстро, медленно и умеренно.

Игры для
младших групп – «Курочка и цыплята», «Карусели», «Большие и маленькие ноги»,
«Барабаншик».

Для Старших
игра «Светофор» Подобрано несколько мелодий в разном темпе, при прослушивании
дети отгадывают в каком темпе играет та или иная мелодия и поднимают соответствующие
карточки. Зеленый круг – быстро, желтый – умеренно, красный – медленно.

3 Ритм – Равномерное
чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих из качеств: долготы и
краткости, повышения и понижения голоса.)

Существуют
три вида ритма:

1 Ямб – в
стихосложении – двухсложная стопа с ударением на втором слоге, например:
“Зима! Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь”. Ямбом
написан “Евгений Онегин” А.С. Пушкина. Музыкальная попевка «Андрей
воробей»

2 Хорей –
двухсложная стопа с ударением на первом слоге, например: “Буря мглою небо
кроет,/ Вихри снежные крутя” (А.С. Пушкин). Музыкальная попевка «Дождик»

3 Дактиль –
трехсложная стопа с ударением на первом слоге, например: “Тучки небесные,
вечные странники!” (М.Ю. Лермонтов). Вальсы и музыкальная попевка «Мамочка
милая».

В дальнейшем
можно переходить к отработке навыков восприятия равномерно повторяющегося
акцента и ритмических рисунков. При этом используются не только двигательные
действия, но и составление разнообразных зрительно-наглядных схем.

Сейчас мы
предлагаем поиграть в игру «Поезд» Цель: уметь двигаться в определенном темпе и
ритме, согласуясь со словами песен; звукоподражать гудкам и движениям паровоза.

Правила: На
отрывки из песен идти паровозиком держась за одежду, за пояс, за локти. Не
нарушая ритма, не размыкаясь, дружно говорить чух-чух.

4 Тембр – Звуковая
окраска , отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный», «веселый»,
«мрачный» тембр и т.п.).

Для начала
детям надо дать понятие «радостный» и «грустный» в дальнейшем обучении
прибавлять другие эмоции, для наглядности использовать фотографии или
мимические карточки.

Игры:
«Птенчики», «Музыкальное эхо» – сила голоса, «Бубенчики» – высота голоса,
«Угадай-ка» с музыкальными инструментами или на тембр голоса.

5  Фразовое и логическое ударение –  выделение паузами, повышением голоса, большей
напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или
отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания.

Любая песня
имеет свои логические ударения.

На втором
этапе методики Родионова Ю.Н. предлагает усложнять работу и уже не опираться на
наглядные пособия и конкретные попевки и мелодии, а брать отдельные слоги и
квазислова (словосочетания, лишенные смысла). Дети должны слышать мелодику,
темп, ритм, тембр и ударения на слух. При помощи этих средств выразительности в
процессе общения осуществляется уточнение мыслей, выражений,
эмоционально-волевых отношений. Мысль приобретает законченный характер,
выражается полно и закончено. Речь становится живой, эмоциональной и
насыщенной.

Развитие интонационной выразительности речи: система работы, виды заданий и упражнений

Похожие презентации:

Интонационная пропедевтика. Развитие интонационной стороны речи у детей

Технология формирования интонационной стороны речи

Технология формирования интонационной стороны речи

Игры и упражнения на развитие выразительности речи (для дошкольников)

Основные виды речи и их развитие

Работа над ритмико-интонационной стороной речи с детьми с нарушениями слуха

Становление просодической стороны в онтогенезе

Виды работы по воспитанию правильного произношения

Изложение, как вид работы по развитию речи учащихся

Методика развития речи у детей дошкольного возраста в детском саду

1. Развитие интонационной выразительности речи: система работы, виды заданий и упражнений

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ:
СИСТЕМА РАБОТЫ, ВИДЫ
ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ
Презентацию выполнили: Порошкова Екатерина
Матыцина Светлана

2. Коррекционно-логопедическое воздействие, направленное на развитие интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушения

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ,
НАПРАВЛЕННОЕ НА РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С
РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ПОЭТАПНО. В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
УСЛОВНО ВЫДЕЛЯЮТСЯ ДВА ЭТАПА, КАЖДЫЙ ИЗ
КОТОРЫХ ИМЕЕТ СВОИ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
СОДЕРЖАНИЕ.
◦ На первом этапе стоят
следующие задачи:
◦ 1. Коррекция нарушений
дыхания и голоса.
◦ 2. Развитие слухо-моторных
дифференцировок
◦ На втором этапе решаются следующие
задачи:
◦ 1. Формирование умений слышать
компоненты интонации в звучащей речи
и оценивать их использование в
различных ситуациях
действительности.
◦ 2. Формирование интонационной
выразительности речи как механизма
проявления общего предназначения
интонации.
◦ 3. Развитие языкового «чувства» и его
контролирующей функции.
Развитие речевого
дыхания происходит
в следующей
последовательности
.
1.Формирование
диафрагмального
(нижнереберного) типа
2. Выработка
правильного
соотношения вдоха и
выдоха,
направленности
выдоха.
3. Увеличение
длительности
речевого выдоха
4. Формирование
умения
пользоваться
«добором» воздуха
на паузах.
5. Развитие силы,
высоты, гибкости,
модуляции голоса,
расширение его
диапазона, улучшение
тембральной окраски.
6. Развитию слухомоторных
дифференцировок на
первом этапе
коррекционнологопедической работы с
дошкольника с речевой
патологией помогают
ритмические упражнения..
1. Логопедическая работа по формированию
восприятия интонационных средств
выразительности( на 2 этапе)
Логопедическая
работа начинается
с «интонационной
пропедевтики»,
основная цель
которой —
формирование
первичных
представлений о
компонентах
интонации.
Формирование
восприятия и
понимания
основных
компонентов
интонационного
оформления
высказывания
Формировани
е восприятия и
понимания
темпа речи.
Формирование
восприятия и
понимания
изменений
громкости голоса.
Формирование
восприятия и
оценки изменений
тембра голоса
Формирование
восприятия
ударения.
Формирование восприятия
различных коммуникативных типов
высказывания, знакомство со
средствами их выражения и
способами обозначения.
Примерный речевой материал для развития восприятия
повествовательных высказываний:
в завершенном повествовательном высказывании:
(Дом. Вот дом. Это дом. Мы играем. Вот игрушки.
Вот кукла. Это кубики. Мы идем гулять. На улице
тепло. Светит солнце. Вот песочница. Это птицы.
Вот птицы. Наступила осень. Листья пожелтели. Вот
листья. Вот желтые листья. Птицы улетают. Птицы
улетают на юг. Наступают холода.
Поздняя осень, Грачи улетели. Лес обнажился.
Поля опустели.
Н. А. Некрасов)
В завершенном повествовательном высказывании (со
значением уточнения):
Саша ушел.
Кто ушел? Я не понял?
Саша ушел.
Дети гуляют во дворе.
Я не понял. Что делают дети?
Дети гуляют во дворе.
Дима принес кубики.
Я не понял. Что он принес?
Дима принес кубики.
В завершенном повествовательном высказывании при
перечислении:
В вазе лежат яблоки, груши и бананы.
На столе лежали книги, журналы и раскраски.
На улице сегодня тепло и солнечно.
Мы гуляем с Сашей, Машей и Аней.
На праздник пришли мамы, папы, бабушки и
дедушки.
Прежде чем приступить к формированию восприятия
специальных вопросов, детей знакомят с вопросительными
словами. Например, детям читается стихотворение:
Разные вопросы задаются всем: Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего?
О ком? Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чем?
А. Тетивкин
формирование восприятия восклицательной интонации
осуществляется в процессе сравнения с уже изученными
коммуникативными типами высказываний.
С этой целью в процессе беседы с детьми повторяются и
уточняются знания о повествовательных и вопросительных
предложениях. Затем предлагается прослушать стихотворение, содержащее восклицательные высказывания,
прочитанные радостным, гордым тоном. После этого
обсуждаются произносительные особенности
восклицательной интонации: значительное повышение голоса
или резкое повышение с последующим небольшим
понижением к концу.
Работа по дифференциации коммуникативных типов высказываний
в импрессивной речи осуществляется на материале стихотворений и
текстов.
Предлагаются следующие виды заданий:
* выделить из текста (стихотворения), содержащего высказывания
всех изученных коммуникативных типов, поднятием карточки с
изображением соответствующего знака препинания только
повествовательные (вопросительные, восклицательные)
предложения;
* записать с помощью знаков препинания (точка, вопросительный,
восклицательный знаки) последовательно опознанные
интонационные конструкции;
* «интонационный диктант»: прослушать два (три) предложения с
одинаковым составом словоформ, но различного
коммуникативного типа; после прослушивания каждого записать
соответствующий знак препинания, объяснить свой выбор;
* прослушать два (три) предложения одного и того же
коммуникативного типа с одинаковым составом словоформ,
составить графическую схему каждого, указывая на схеме
предложения местоположение слова, выделенного логическим
ударением.
Логопедическая работа по формированию воспроизведения
интонационных средств выразительности речи
Обучение передаче
эмоциональных
состояний с помощью
изменения основного
тона высказывания.
Обучение использованию
интонационно-звуковых
средств выразительности
путем произвольного
изменения громкости
голоса.
Обучение
использованию
интонационнозвуковых средств
выразительности
путем произвольного
изменения темпа
речи.
Обучение
продуцированию
высказываний
различных
коммуникативных
типов.
Обучение воспроизведению акцентно-ритмической
структуры слова осуществляяется в следующей
последовательности:
• двусложные слова, состоящие из открытых слогов:
• трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:
• двусложные слова с одним закрытым слогом:
• двусложные слова со стечением согласных в середине
слова:
• двусложные слова с закрытыми слогами и стечением
согласных:
• трехсложные слова со стечением согласных:
• четырехсложные слова, включающие открытые, за
крытые слоги, слоги со стечением согласных:
Лопатина Л. В., Позднякова Л. А.
Логопедическая работа по
развитию интонационной
выразительности
речи дошкольников: Учебное
пособие. — СПб.: НОУ «СОЮЗ»,
2006.

17. Спасибо за внимание!

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!

English     Русский Правила

Развитие экспрессивной речи у детей в возрасте 0–5 лет

Рута Россет, логопед

По мере развития дети учатся говорить и использовать язык. Ниже вы найдете краткую информацию о навыках выразительной речи, которые обычно достигают дети на ключевых этапах своего развития.

Рождение

Новорожденные издают звуки, которые позволяют другим понять, что они испытывают удовольствие или боль.

0–3 месяца

Ваш ребенок улыбается вам, когда вы появляетесь в его поле зрения. Они часто повторяют один и тот же звук и «воркуют и мурлыкают», когда довольны. Крики различаются, а это означает, что ребенок использует разные крики для разных ситуаций. Например, один крик говорит: «Я голоден», а другой говорит: «У меня болит». В это время вы можете начать интерпретировать и озвучивать эти крики, чтобы ребенок их услышал. Например, «ты хочешь молока» или «у тебя болит животик».

4-6 месяцев

Булькающие звуки или голосовая игра возникают, когда вы играете с ребенком или когда он с удовольствием чем-то занят.

В этом возрасте начинает активно лепетать, и ваш ребенок иногда будет звучать так, как будто он разговаривает. Получайте удовольствие, повторяя звуки вашего ребенка и по очереди разговаривая. Речевое лепетание включает в себя множество звуков, в том числе двугубные (двугубные) звуки: «р», «б», «ш» и «м».

Используя звуки и жесты, ваш ребенок может сказать вам, что он чего-то хочет или хочет что-то сделать. Они могут издавать очень настойчивые звуковые звуки, чтобы подтолкнуть вас к действию.

7-12 месяцев

Звук лепета вашего ребенка меняется. Это потому, что теперь он включает больше согласных, а также долгие и краткие гласные. Они используют речь или другие звуки (кроме плача), чтобы привлечь ваше внимание и удержать его.

В это время у вашего ребенка появились первые слова (вероятно, не очень четко произнесенные): т. е. «мама», «пока», «нет». Интерпретируйте эти слова, чтобы ваш ребенок услышал правильное произношение (например, «баба» = «бутылочка»).

1-2 года

Теперь ваш малыш с каждым месяцем накапливает все больше слов. Они даже будут задавать вопросы из двух слов, такие как «где мяч?», «что это?», «больше печенья?», и комбинировать два слова другими способами, чтобы сделать множество утверждений. Слова становятся яснее по мере того, как используется больше начальных согласных.

Снова повторите их высказывания и добавьте одно или два слова для расширения. Например, ответьте «вы хотите больше молока», когда слышите «больше молока» или «больше нет собачки, собачка вышла на улицу» на «нет собачки».

2-3 года

Словарный запас вашего двух-трехлетнего ребенка стремительно растет. У них, кажется, есть слово почти для всего. Высказывания часто состоят из одного, двух или трех слов, и члены семьи обычно могут их понять. Продолжайте добавлять больше информации к высказываниям вашего малыша, так как это помогает развивать как рецептивную, так и выразительную речь.

3-4 года

Предложения становятся длиннее, так как теперь ваш ребенок может составлять четыре или более слов. Они рассказывают о том, что произошло вдали от дома, и им интересно говорить о дошкольном возрасте, друзьях, прогулках и интересных событиях. Речь обычно беглая и четкая, и другие люди могут понять большую часть того, что говорит ваш ребенок.

Дайте ребенку время ответить на ваши вопросы и комментарии. Им может потребоваться больше времени, чтобы сформулировать свои мысли и найти слова для их выражения.

4-5 лет

Ваш ребенок говорит четко и свободно, легким для слуха голосом. Они могут составлять длинные и подробные предложения (например, «Мы пошли в зоопарк, но нам пришлось вернуться домой рано, потому что мама повредила ногу»).

Это общие нормы развития речи. Возрасты и этапы могут пересекаться, и один ребенок может быть быстрее или медленнее, чем другой ребенок в своем развитии общения.

Если вы считаете, что качество общения вашего ребенка или его способность понимать или адекватно выражать свои мысли является проблемой, поговорите со своим врачом, поставщиком услуг по уходу за детьми или обратитесь за консультацией в Ассоциацию дошкольного образования и языка Торонто.

Выразительная лексика: Количество слов, что считается… Что я могу сделать? – Филадельфия Раннее вмешательство | Gentle Care Therapy

«Сколько слов должен говорить мой ребенок?» — один из частых вопросов, которые родители и опекуны задают логопедам. Точно так же, как и приобретение других вех, таких как сидение, лепетание и ходьба, навыки изучения словарного запаса варьируются от одного ребенка к другому. Вехи – это то, что примерно 90% детей умеют делать в определенном возрасте.

Age

Milestone

12 months

2-6 words

15 months

10 words

18 months

50 слов

2 года

200-300 слов

3 года

1000 Слова

4 года

10000 слов

(Lancustisy. 2008).

Родителям детей с задержкой экспрессивной лексики может быть трудно увидеть эти цифры. Все нормально! Чем раньше ребенок приступит к раннему вмешательству, тем больше у него возможностей сократить этот разрыв и настроить ребенка на успех! Кроме того, помните, что дети развиваются в своем собственном темпе, поэтому у многих детей словарный запас будет меньше или больше.

 

.

Так что за слово?

Итак, что считается словом? Слово засчитывается, если ребенок может использовать его последовательно и намеренно для обозначения кого-то или чего-то. Когда дети развивают звуки своей речи, они не будут звучать точно так, как их произносят взрослые. Слова, которые также «учитываются» в этих метриках, включают аппроксимацию слов, звуковые эффекты, звуки животных, знаки и забавные слова!

 

  • Аппроксимация слов — это когда дети выражают слова, используя части слова для его описания, например, «ба» для бутылки или «мух» для большего.
  • Звуковые эффекты включают звуки транспорта и движения, такие как «бум», «бип-бип», «врум-врум» ​​или «чу-чу!»
  • Примеры звуков животных: «хрю», «мычание», «кря», «мяу», «гав».
  • Наиболее распространенными ранними сигналами являются «есть», «еще», «все готово» и «спасибо».
  • Забавные слова или восклицательные слова — это простые слова, которые детям легче подражать, такие как «ви», «ура», «о-о-о», «уоу».

Улучшение выразительного словарного запаса вашего ребенка

Как вы можете помочь улучшить словарный запас вашего ребенка? Для малышей и маленьких детей обучение происходит в основном через игровой опыт. Вот несколько способов, которыми вы можете помочь в таких случаях:

  1. Следуйте примеру своего ребенка! Это означает, что вы выбираете темы или играете с игрушками, которые интересны вашему ребенку. Это так важно, и сделайте шаг назад и посмотрите, что для них важно и интересно — это сделает игру более увлекательной и приятной!
  2. Встаньте на пол и сядьте лицом к лицу с ребенком. Когда вы находитесь лицом к лицу и ближе к уровню вашего ребенка. Это помогает вашему ребенку встречаться с вами взглядом, наблюдать за выражением вашего лица и движениями рта.
  3. Используйте некоторые словесные упражнения во время игры и повседневной жизни. Вербальные упражнения допускают массу повторений и могут сделать словарный запас более предсказуемым. Например, вы можете вместе толкать машину и практиковать «Готово, готово…. идти!” или «1, 2, 3… вперед!» Во время каждого приема пищи вы можете говорить: «Пора есть, есть, есть!» Перед сном можно сказать: «Спокойной ночи, крепко спи!»
  4. Всегда отвечайте на попытки связаться. Это позволяет вашему ребенку чувствовать себя услышанным и более мотивированным для продолжения общения, независимо от того, используют ли они слова, звуки или жесты.
  5. Использование преувеличенной интонации и мимики помогает вашему ребенку замечать и лучше осознавать звуки и мимику, которые вы издаете. Например, притвориться плачущим во время пения «Малыши в автобусе идут… вау вау вау» НАМНОГО интереснее, чем просто петь слова без движений!
  6. Расширьте языковые возможности вашего ребенка с помощью процедуры +1. Когда ваш ребенок произносит одно слово, вы добавляете другое. Например, если ваш ребенок говорит «машина», вместо «машина, пожалуйста» вы можете описать атрибуты или указать на принадлежность: «быстрая машина», «гаражная машина», «поехали на машине», «моя машина». Измените тип слова, которое вы добавляете!
  7. Глупости! Отличный способ заставить вашего ребенка расширить язык — быть глупым. Вы можете сказать: «О! Мне нравится твоя синяя чашка!» когда это явно желтая чашка. Если ваш ребенок не поправляет вас, вы можете сказать: «О нет! Это желтая чашка! Так глупо! Желтая желтая желтая чашка!»
  8. Образцовый язык каждый день. Разговор с самим собой в рамках обычной рутины. Например, когда пришло время помыть руки, вы можете сказать: «Ой, грязные руки! Время мыть руки! Время мыла! Поливать, мыть, мыть, мыть, выключать! Все сделано!”

Помните, дети учатся через воздействие. Чем больше слов вы произносите вокруг своего ребенка, тем более выразительный словарный запас он выучит и будет использовать!

Об авторе

Али Навиа — сертифицированный ASHA логопед, который предоставляет услуги логопеда детям и семьям по всей Филадельфии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *