Сидит Вася на бережку, смотрит он, как уточки в пруде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли – и старые и малые. Как их теперь домой загнать?
Вот и стал Вася уточек кликать:
— Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать — пора вам домой идти!
Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переливаются.
Короткий рассказ о том, как мальчик Вася уточек зазывал домой.
За животными, птицами нужно ухаживать, следить и заботиться. Только через любовь к ним можно прийти к взаимному пониманию и послушанию.
svetlica-mama-blogger.ru
Я думаю, все вы наслышаны о том, кто такой Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог или, как говорят, «учитель русских учителей», и мне нет нужды о нем рассказывать.
Если же кто-то из вас с ним незнаком либо вообще впервые о нем слышит, то могу вам посоветовать «великую всесильную Википедию» (там вы сможете ознакомиться с его биографией).
А данная статья создана для того, чтобы помочь вам в воспитании детей посредством сказок данного писателя. Да-да, именно писателя, так как пусть он и вошел в историю прежде всего как педагог, но в литературе для детей он тоже оставил свой, довольно таки жирный след.
Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются очень сильной дидактикой и имеют педагогический характер. Источником произведений Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.). Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!
Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Почему? Потому что они невелики по объему. Потому что тематика его произведений разнообразна, а значит, они развивают кругозор ребят. Потому что тематика очень приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях сочетается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию. А это только положительные качества литературы для детей. О критериях хорошей книги для детей вы можете прочитать здесь.
Да что тут говорить, о произведениях Константина Дмитриевича Ушинского для детей положительно отзывался сам Лев Николаевич Толстой! (Ну о нем, я уверена, точно все наслышаны!)))
Итак, об основном я вкратце рассказала. Теперь дело за главным: для чего я это все затеяла.
Хочу сделать краткий анализ многих произведений Ушинского для детей и объяснить, с помощью какого произведения что можно воспитывать у ребенка. А это проще сделать с помощью интересной литературы, а не занудных лекций «о том о сем»!
Начну я со сказок для воспитания, которые написал Константин Дмитриевич Ушинский детям.
— о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство. Ваш ребенок упрям? Прочитайте с ним эту сказку, посмейтесь вместе над персонажами, а потом спросите у ребенка: «Катя (Слава, Миша и т.д.), а не поступаешь ли ты иногда также?» Пусть ребенок осознает, как выглядит это со стороны.
— о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.
— о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.
— о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.
В следующей статье Сказки для воспитания или Ушинский детям (часть 2) вы узнаете, с помощью каких сказок учить детей быть сообразительными, прививать любовь к порядку в семье и др.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
lit-dety.ru
Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки (1), (2), не только сказки научно-познавательные, но и рассказы. Представляю вам анализ рассказов Ушинского: «Дети в роще», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Гадюка», «Утренние лучи».
Рассказ «Дети в роще» —
читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.
В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.
Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —
читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.
Рассказ «Гадюка» —
это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.
Рассказ «Утренние лучи» —
здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.
И дорогие мои читатели, на десерт я вам припасла рассказ Ушинского «Четыре желания». Обязательно прочитайте его вашему ребенку!
Четыре желания
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
А в следующий раз я охарактеризую вам следующие рассказы Ушинского для детей: «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Курица и утята», «Проказы старухи-зимы».
До новых встреч!
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
lit-dety.ru
К.Д. Ушинский (1824—1870) — выдающийся педагог и детский писатель.
Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушинский окончил Московский университет.
Педагогическая деятельность. В русской и мировой педагогике имя К. Д. Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педагогической мысли — он справедливо считается создателем русской народной школы — чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практической педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женского образования (несколько лет он служил инспектором Смольного института для благородных девиц). В области народного образования Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриализации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ… в более обширную и свободную сферу».
Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Например, «Детский мир…» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагубности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка. — В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать… Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».
Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представление о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокойная интонация — все располагает маленького читателя к восприятию информации, заключенной в этих рассказах.
На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.
Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начинается словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой — свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хрестоматии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать — и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».
В «Детском мире…» в разделе «Из русской истории» напечатаны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Российского», сделанное Ишимовой.
Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жалобы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.
Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?
Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сентенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и рассказы в прозе».
Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.
Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отдавал им предпочтение даже перед хорошо написанным литературным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».
В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Козел простодушно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».
Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».
cyberpedia.su
Воспитательное значение сказки в произведениях К.Д. Ушинского.
В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах…»
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.
Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения выступает сказка.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. “В народной сказке, – писал он, – великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы”.
По мнению Ушинского, природные русские педагоги – бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при том условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Но до семи – восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и сорадоваться, без которой человек – не человек.
В каком возрасте стоит читать с детьми произведения К.Д. Ушинского?
Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Почему? Потому что они невелики по объему. Потому что тематика его произведений разнообразна, а значит, они развивают кругозор ребят. Потому что тематика очень приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях сочетается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию. А это только положительные качества литературы для детей.
Сказка «Два козлика» – о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство.
Сказка «Ветер и Солнце»- о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.
Души маленьких детей открыты миру, и наша задача – помочь сделать так, чтобы их доверчивость и открытость не обернулась им во зло. Русские народные сказки – своеобразный «учебник», по которому ребенок начинает учиться жить. С помощью сказки малыш легко усвоит, что в мире, в котором он живет, просто необходимо соблюдать определенные правила.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает возможность за несколько минут «примерить» на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.
Воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» Кострикина Н.А.
nsportal.ru
ПРОИЗВЕДЕНИЯ К.Д. УШИНСКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ Педагоги выделили в книгах Ушинского тот художественный материал, знакомство с которым целесообразно начать еще в дошкольную пору. Это касается в первую очередь творчества самого Ушинского как автора небольших рассказов о животных. Животные представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы. В небольшом рассказике «Бишка» говорится: «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не мое, – говорит, – дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски тащу – будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому от природы дано свое. В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот. Ушинский ведет речь как настоящий сказочник – в том стиле, который ребенку знаком по песенкам: «Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер». Однако скоро Ушинский оставляет прибауточно-песенный тон и продолжает рассказ с намерением пробудить в ребенке любознательность. Зачем коту большие глаза? Зачем чуткие уши, сильные лапки и острые когти? Ласков кот, а «попалась мышка – не прогневайся». В рассказе «Лиса Патрикеевна» объем преподносимых ребенку реальных сведений о зверях еще больше. Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива – «кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»; что лиса «ходит тихохонько», пригибаясь к земле, будто кланяется; что «хвост носит бережно»; что роет норы и что в норе много ходов-выходов, что полы в норе выстланы травой; что лиса-разбойница: крадет кур, уточек, гусей, «не помилует и кролика». Писательский глаз Ушинского зорок, взгляд на мир поэтичен: с ребенком говорит добрый наставник, который не прочь и пошутить. Петух разгреб лапками кучу, созвал «курочек-хохлатушек», цыплят – «малых ребят»: «Я вам зернышко припас!» В семье вышел спор: зернышко не поделили. Петя «беспорядков не любит»: «ту за хохол, того за вихор», сам склевал зернышко, на плетень взлетел, «во все горло заорал «ку-ка-ре-ку!» («Петушок с семьей»). В другом рассказе говорится о растерянности курицы: высиженные ею утята увидали воду и поплыли – заметалась курица. «Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала» («Курица и утята»). Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жалобы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн. Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер? Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сентенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и рассказы в прозе». Исследователи книг Ушинского для детского чтения отметили большой духовный потенциал, который они несут, и подчеркивают, что знакомиться с ними надо еще в дошкольном возрасте. Это касается в первую очередь тех рассказов К. Ушинского, в которых он изображает животных. Животные представлены с характерной для них поведением и в той жизненной «роли», которая является неотъемлемой их признаком от природы. В небольшом рассказе «Бишка» рассказывается о собаке, которой предложили прочитать книгу, а собачка понюхала и ответила, что читать книги – это не ее дело, его дело – охранять дом от воров и на охоту ходить. То есть, автор показывает, что каждому от природы дано свое. Этим К. Ушинский подобный Г.С. Сковороды, который также отстаивал принцип естественности и «сродность» в воспитании и обучении. В рассказе «Васька» в простой форме рассказывается о котика. К Ушинский ведет речь как настоящий сказочник – в том стиле, который детям знаком как песенный: «Котик-коток – серенький лобок. Нежный Вася, и хитренький, лапки бархатные, коготки остренькие». В рассказе «Лиса Патрикеевна» рассказывается о повадках Лисички-сестрички: она ходит тихо, хвостик носит бережно, когда мастерит себе норку, то в ней ходов делает много, полы в своей избушке травкой выстилающей; но лисица является разбойница, потому что ворует кур, гусей, уток, не обходит и кроликов. Дети узнают не только о том, что лисичка хороша собой, что у нее шубка тепла, что она золотистого цвета, ходит в безрукавке, а на шее носит белый галстук, но и о том, что Лисичка-сестричка наносит ущерб своими плохими поступками. У К.Д. Ушинского есть рассказ на морально-этические темы. Это те же рассказы о животных, только с дидактическим уклоном. Так в рассказе «Умей подождать» рассказывается о братика-петушка и его сестренку-курочку. Однажды петух побежал в садик и начал клевать зеленую смородину. Курочка ему: «Не ешь, Петрик! Подожди, пока смородина созреет». Не послушался петушок – «наклювався» и заболел. Вылечила сестренка-курочка своего брата-петушка. В следующий раз петушок захотел напиться холодной воды; курочка говорила ему, чтобы подождал, пока вода нагреется. Не послушался петушок – и снова заболел, пил горькие лекарства. На третий раз захотел петушок покататься на коньках по реке, которая была не очень хорошо замерзшей. И тут случилась беда: провалился петушок под лед. Рассказы о неосторожные поступки Ушинский подает в сказочной форме, заставляет задуматься ребят над своими поступками. Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отдавал им предпочтение даже перед хорошо написанным литературным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни». В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы – корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке – «Лиса и Козел» – Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь». Козел простодушно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины – на рога, да и вон из колодца». В сказке «Лихо одноглазое» слышны даже отзвуки приключений Одиссея, пришедшие в русский фольклор еще в глубокой древности. Как у Гомера, герой сказки (кузнец) выжигает у Лиха единственный глаз и вместе со стадом баранов выбирается из логова. На известных фольклорных сюжетах построены такие сказки Ушинского, как «Плутишка-кот», «Сивка-бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и Цапля», «Как аукнется, так и откликнется», «Никита Кожемяка», «Змей и Цыган». Мудрый педагог заботливо выбрал те народные сказки, которые понятны и интересны детям, могут их и позабавить, и поучить. Близость к фольклору в сказках Ушинского подкреплена и традиционными зачинами: «Жили-были на одном дворе Кот, Козел да Баран»; «Жили старичок со старушкой, и жили они в большой бедности»; «Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий – Иванушка-дурачок…». Таким образом, сказки К.Д. Ушинского перекликаются с устным народным творчеством, обладая при этом ярко выраженным дидактическим уклоном.
Рассказы о детях: «Дети в роще», «Утренние луга», «Сила не права», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Четыре желания». Педагогическая направленность этих произведений Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помешенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Например, «Детский мир…» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагубности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними – все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? – говорит им уставшая малиновка. – В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать… Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать». Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу – она его в лоб ударила; а тут еще упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» – рассказ о другой черте характера – нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное. Писатель не морализирует, оно только показывает факты. Митя ко всем временам года относится одинаково, как бы не желая никого обидеть. Он не может сделать свой выбор. А может быть он и в других делах окажется в затруднительном положении? В жизни бывают моменты, когда надо сделать выбор, порой и трудный. «Вместе тесно, а врозь скучно». Это маленький рассказик о брате и сестре. «Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка» Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!» Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?» Взрослым все понятно. Понятно и ребенку. Но как это выразить словами, как объяснить душевные состояния брата и сестры. Рассказец «Сила не право» о Мите, отнявшем у сестры куклу, и их старшем брате, отобравшем у Мити и куклу, и лошадку, – логическое продолжение рассказца «Вместе тесно, а врозь скучно», где тоже не поделили игрушки брат и сестра. Но на всякую силе найдется большая сила. Мораль такова, что не надо обижать боле слабого. И это помогает понять рассказ «Сила не право». Таким образом, рассказы К.Д. Ушинского о детях отличаются добротой, поучительностью, непринужденностью.
Рассказы познавательного характера: «Как рубашка в поле выросла», «Гадюка», «Чужое яичко», «История одной яблоньки». Сочетание богатства познавательного материала с простотой и доступностью изложения К. Ушинский-педагог делал радостным именно познание мира, природы, своими произведениями он заинтересовывал маленьких читателей. Таков рассказ «Как рубашка в поле выросла». В нем рассказывается о том, как рос в поле лен, как он сине-сине цвел, а затем из него изготавливали прялки, из которых делали нитки, а потом ткали из них полотно, из которого шили рубашки. То есть, Константин Дмитриевич Ушинский изображает весь процесс пошива сорочки. Он хочет, чтобы дети знали, каким тяжелым трудом добываются все материальные блага. Писатель учит детей уважать и любить труд, особенно труд крестьянина. Постепенно К.Д. Ушинский усложняет содержание своих рассказов, он предлагает детям «Историю одной яблоньки». Автор рассказывает о том, как из семечки, которое упало в землю, выросла дикая яблонька. Садовник принес ее в сад и привил ей молодой отрасль от хорошей садовой яблоньки. Через некоторое время яблонька уродила красивыми, румяными яблочками. Писатель не выпускает ни одной детали: как прорастало семечки – «пустило вниз корешками, а доверху выгнало две первые листочки», как «среди листочков выбежала соломинку с почкой, с которой выросли зеленые листочки». Этот рассказ можно назвать поэзией, а еще лучше – искусством постижения окружающего мира, всего живого. В некоторых своих рассказах К. Ушинский пытается подвести детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо. Таков рассказ «Гадюка». Играя в сене, мальчик случайно наткнулся на змею. Константин Дмитриевич Ушинский подробно рассказывает о том, чем отличается змея от ужа. «У ужа во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и птиц, может прокусить кожу; но нет яда в этих зубах…» Другое дело – гадюка, К.Д. Ушинский повествует о различных случаях, когда гадюка кусала животных и людей. «Но водились у нас и не одни ужи: водилась и ядовитая змея, чёрная, большая, без тех жёлтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкой. Гадюка нередко кусала скот, и если не успеют, бывало, позвать с села старого деда Охрима, который знал какое-то лекарство против укушения ядовитых змей, то скотина непременно падёт – раздует её, бедную, как гору». Он заставляет ребенка задуматься. Ребенок сам должен сделать соответствующие выводы. «Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей – и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться. Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Ещё бы минута – и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба». Бровко спас мальчика, а сам чуть не погиб. Две недели он бродил по лесам, искал лечебную траву и выжил. Таким образом, в этих рассказах читается доброта, взаимовыручка, предостережение ребенка от возможной опасности. Мальчик знал, что в копне может быть змея, потому что много случаев встречи со змеями в данной местности, но он не поостерегся. Хорошо, что рядом оказался добрый и верный пес.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Литературная деятельность великого русского педагога К.Д. Ушинского – одно из замечательных проявлений многогранности его таланта. В течение почти всей своей творческой жизни он писал стихи и очерки, пробовал свои силы в драматургии, опубликовал ряд литературно-критических статей, рецензий и обзоров, а также художественных переводов произведений зарубежных авторов. Но особенно был известен он, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики. В предисловии к книге «Детский мир» и «Хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книг – дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей. Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как «Детский мир…», «Родное слово» сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту. Большое значение К. Ушинский придавал языку своих рассказов, он считал, что рассказы должны быть написаны на родном языке, просто, без использования малопонятных для маленьких читателей слов. На родном языке можно прикоснуться к миру сокровенных мыслей ребенка, до самых сокровенных уголков ее души, ибо только на родном языке можно воспитать национально сознательную личность, настоящего патриота своей Родины. Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на духовное развитие. Особая ценность его рассказов о природе, о животных состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн. Произведения Ушинского о детях отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. В некоторых своих рассказах К. Ушинский пытается подвести детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо. Таким образом, детские произведения К.Д. Ушинского – большая энциклопедия знаний, высокой нравственности, народной мудрости.
Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |
poisk-ru.ru
– Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть.
Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.
– А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дергая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.
Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.
– А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо – на брюхе; а мокренько – на коленочках.
И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дергает.
– А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.
Идет медведь, нейдет; назад оглядывается, лапой за ухом скребет.
Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться. Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
– А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.
И пошел медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь.
В этом рассказе мужик привел ученого медведя людям на потеху и себе на заработок. Детям представление понравилось, однако им было жаль медведя, так как не по своей воле исполнял он все задания.
Нельзя мучить животных и зарабатывать на них деньги. Тем более диких животных. Это рассказ о сострадании.
svetlica-mama-blogger.ru