Дошкольник.ruПедагогамПраздникиРукоделиеДошкольник.руДошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. СервисыРазмещаем статьи
|
| Журнал“Дошкольник.РФ” | |||||||||||
Вечер Марина Вячеславовна,д-р философии в обл. психологии (PhD), канд. психол. наук,проректор Академии «МАСПО»e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема ранней профориентации в системе дошкольного образования, уточняются сущностные характеристики, которые обуславливают специфику и своеобразие профориентационной работы на первой образовательной ступени. В статье актуализируется необходимость создания педагогических условий, обеспечивающих эффективность ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации на примере деятельности пилотных площадок АНО ДПО «МАСПО» (далее – Академии «МАСПО») – государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Акцентируется внимание на проектировании предметно-пространственной среды, направленной на погружение ребёнка в «мир профессий», производственные сюжеты, возможность прожить ситуации, овладеть разнообразными моделями профессионального поведения, деловой коммуникацией и межличностными профессиональными отношениями.
Ключевые слова: ранняя профориентация, профессиональные и надпрофессиональные компетенции, нормативное развитие, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, Чемпионат «KidSkills».
В обществе стремительно происходят изменения, связанные с модернизацией всех сфер жизни и деятельности человека. Меняются представления общества о безопасности и качестве жизни в связи с климатическими и экологическими аспектами существования. Изменяются политические и экономические границы. Стремительно развиваются и внедряются информационные, инновационные технологии и новые коммуникативные средства. Все перечисленные факторы прямо или косвенно способствуют отмиранию устаревших и появлению новых профессий. В свою очередь, образование детей и подростков должно соответствовать таким изменениям и современному запросу общества. Таким образом, существует необходимость своевременного и непрерывного обновления содержания образования, форм и методов работы на всех образовательных ступенях в системах, как общего, так и дополнительного образования. По отдельным направлениям необходимо работать на опережение социального запроса.
В нашем понимании это значит, что необходимо менять существующие подходы к профессиональной ориентации, уделять особое внимание ранней профориентации обучающихся с нормативным развитием и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), начиная с первой образовательной ступени.
В настоящее время вопрос о включении обучающихся старшего дошкольного возраста в систему профориентирования в значительной степени продолжает оставаться дискуссионным как среди ученых и практиков, так и родителей (законных представителей) воспитанников. Педагоги дошкольных организаций в подавляющем большинстве не владеют понятиями профориентации. Они испытывают значительные сложности в определении базовых категорий и принципов работы при подборе содержательной составляющей для детей старшего дошкольного возраста в направлении ранней профориентации. Наблюдаются затруднения в проектировании профориентационной среды, в том числе с учетом региональной составляющей. Все это обусловлено, прежде всего, различными подходами профессионалов к специфике ранней профориентации в дошкольном образовании и отсутствии единой концепции.
В трудах учёных представлены различные характеристики «мира взрослых», которые формируются под воздействием многих факторов.
Мы полагаем, что ребёнок выделяет образ взрослого как носителя профессиональных ценностей, воспринимает его как образец для подражания, проявляет интерес к профессии через взрослого. Приверженность ребёнка к «миру взрослых» становится определяющим фактором, побуждающим его к ранним профессиональным устремлениям. На этом этапе взаимодействия «педагог – ребенок – родитель» мы сталкиваемся с проблематикой недостаточности представлений и знаний педагогов и других специалистов о наставничестве, о его отличии от непосредственно образовательной и воспитательской деятельности.
Современное дошкольное образование ориентирует деятельность ученых и практиков на значимость социокультурного развития личности ребёнка дошкольного возраста, своевременное и компетентное включение ребенка в профориентационную деятельность. В этом случае мы говорим о ранней профориентации не как о раннем профессиональном выборе. Прежде всего, это формирование у обучающегося дошкольного возраста ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, способного обеспечить плавное и успешное вхождение в социум, возможность почувствовать свои сильные стороны и прямо или косвенно повлиять на дальнейшее профессиональное самоопределение ребенка на протяжении всего срока обучения и последующей жизни.
Актуальность и значимость развития ранней профориентации продиктована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, где прописано, что один из основных принципов дошкольного образования – это приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [1]. В разделах обязательных программ, предусматривающих знакомство детей с трудом взрослых, в основном с целью формирования трудовых навыков и умений, предлагается крайне ограниченный перечень профессий (в количестве от двух до двенадцати). В задачах не представлен как полноценный блок раздел «Игра» по формированию представлений о профессиях и деятельности взрослых. Следовательно, работа в этом направлении возможна только на уровне сквозной (обзорной) тематики.
Нами был проведен анализ нормативно-правовых и научно-теоретических источников, определены сущностные составляющие ранней профориентации в дошкольном образовании для обучающихся первой образовательной ступени, изучен ранее имевшийся опыт, особенности такой работы в соответствии с логикой возрастного и психомоторного развития ребёнка дошкольного возраста. Понимание такого погружения старшего дошкольника в общую профориентационную работу отражается в ключевых идеях «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» [2].
В своей работе В.П. Кондрашов [3] обосновал понятие ранней профессиональной ориентации, профессиональной составляющей «образа – Я» дошкольника, определил условия, способы развития профессиональных устремлений ребенка с опорой на игру как ведущий вид деятельности обучающегося и основные средства формирования представлений о мире профессий у дошкольников в целом.
В своих исследованиях Е.А. Климов [4] рассматривает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Понятие «Игра» рассматривается автором относительно возрастной категории детей в возрасте от трех до шести-восьми лет и представлена как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности и как первое знакомство с конкретными профессиями.
Умения обучающихся шести-восьми лет определяются нами как «готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний» [5]. К умениям относится одна из основных особенностей деятельности человека – способность изменять их структуру. В свою очередь, навыки, операции и действия являются составляющими умений. Важна последовательность их выполнения и сохранение при этом неизменности эталона конкретного результата. Умение отличается от навыка своей целостностью и всегда базируется на активной интеллектуальной деятельности, в то время как навык может быть сформирован ежедневными, многократными повторениями тех или иных действий, отдельных операций и быть одной из составляющих категории «умение».
Интересным для нас представляется современный взгляд на формирование надпрофессиональных компетенций, к которым можно отнести целый ряд умений и отдельных навыков обучающихся дошкольного возраста (познавательных, игровых, трудовых, речевых, общеучебных, коммуникативных, социальных и других).
В нашей исследовательской работе наибольший интерес представляют социальные и коммуникативные умения дошкольников, как будущие универсальные надпрофессиональные компетенции, например, «адаптация в новом (образовательном, деловом или социальном) пространстве». Составляющими этой надпрофессиональной компетенции являются следующие умения: слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить свою работу до конца, вступать в обсуждение, задавать вопросы, заявлять о своих потребностях, сосредотачиваться на своем занятии и многие другие. Значимо, что надпрофессиональные компетенции неэффективно развивать изолированно каждую отдельно от другой и в отрыве от непосредственной работы по развитию будущих профессиональных компетенций. Комплексный подход способствует качественному и количественному формированию набора необходимых профессиональных и надпрофессиональных компетенций. К надпрофессинальным компетенциям в зависимости от специфики компетенции могут относиться те или иные умения и навыки.
Мы считаем одной из главных задач нашей совместной работы – формирование универсальных надпрофессиональных компетенций, способных пригодиться на протяжении всей жизни и в профессиональной деятельности. Такие универсальные умения и навыки помогут сформировать стрессоустойчивость, обеспечат востребованность на рынке труда специалистов, способность работать в режиме многозадачности и владения инструментарием смежных профессий.
Академия «МАСПО» с 2017 года совместно с представителями двенадцати пилотных площадок – ГБДОУ Санкт-Петербурга и государственными учреждениями – социальными партнерами Академии «МАСПО» проводит научную, практико-ориентированную работу в области естественно-научных знаний и ранней профориентации. Все пилотные площадки Академии «МАСПО» объединены одной общей идеей и тематикой с собственной оригинальной составляющей: в области естественно-научных знаний по направлениям «Детская фенология» и «Море на ладони»; по направлению ранней профориентации (компетенций Чемпионата «KidSkills»).
За четыре года совместной работы Академии «МАСПО» с представителями пилотных площадок – государственными образовательными организациями разных районов Санкт-Петербурга накоплен значительный опыт работы, разработаны авторские методические продукты. В рамках заявленной пилотной научной и практико-ориентированной деятельности особый интерес для нас представляют: разработка компетенций для обучающихся, формирование надпрофессиональных компетенций; количественные и качественные изменения в представлениях дошкольников и младших школьников об их будущей жизни; возможные профессиональные предпочтения обучающихся; умения обучающихся; максимальная включенность в совместную работу родителей (законных представителей) с учетом семейно-центрированного подхода.
С 2018 года нами проводится большая работа совместно с ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга (ГБНОУ ДУМ СПб) в области ранней профориентации.
Начиная с 2019 года, ГБНОУ ДУМ СПб и Академия «МАСПО» являются соучредителями и соорганизаторами Конкурса и Чемпионата «KidSkills» в Санкт-Петербурге при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Для реализации этого проекта Академия «МАСПО» разработала соревновательные компетенции, логотип, символику для Конкурса и Чемпионата «KidSkills» Санкт-Петербурга, а также слоган «Умения юных», который отражает направленность Чемпионата.
В настоящее время Академия «МАСПО обеспечивает научно-методическое сопровождение пилотных площадок, проводит обучение наставников и экспертов Чемпионата «KidSkills». Наша Академия совместно с представителями пилотных площадок осуществляет апробацию и диссеминацию передового опыта на городских и всероссийских площадках по направлению ранней профориентации.
Пилотное движение по направлению ранней профориентации продолжает расширяться. В рамках преемственности с 2020 года нашими пилотными площадками стали 8 государственных школьных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга для детей младшего школьного возраста с нормативным развитием и с ОВЗ. Это позволяет нам продолжить дальнейшую разработку компетенций не только для дошкольников, но и для обучающихся младших классов. В настоящее время разработаны уже семнадцать компетенций Чемпионата «KidSkills» для обучающихся Санкт-Петербурга от пяти до двенадцати лет.
Ежегодный Чемпионат «KidSkills» – это последовательная совместная деятельность большого сообщества коллег и специалистов, ученых и практиков, создающих пространство для реализации самых смелых идей и проектов в сфере ранней профориентации детей от пяти до двенадцати лет.
Главными экспертами Чемпионата «KidSkills» являются: представители профессорско-преподавательского состава Академии «МАСПО»; сотрудники ГБНОУ ДУМ СПб; представители 20 пилотных площадок Академии «МАСПО»; научные сотрудники Российского Этнографического Музея; специалисты Академии «Керамики».
Чемпионат «KidSkills» в Санкт-Петербурге – это площадка для диссеминации лучших пилотных продуктов и прогрессивных идей образовательного сообщества в нашем городе, закладывающаяся основы профессиональных умений и навыков обучающихся, которые обязательно пригодятся детям в будущем. Это пространство, где наставник и конкурсант – одна команда, где независимые эксперты помогут в формировании умений и определении уровня реальных достижений ребёнка в ознакомлении с профессиями взрослых, проявляющихся в его повседневной активности в культурных практиках детства.
Список литературы
Публикации о расширении штата Северная Каролина
Маленькие дети выражают свои ранние карьерные предпочтения на основе того, что они видят и слышат. Некоторые дети посещают работу мамы или папы; некоторые посещают офис бабушки и дедушки или рабочее место вашего друга. После этих посещений они могут задавать вопросы. Ваши ответы помогут им больше узнать о работе и карьере. Не все дети в этом возрасте имеют идеи карьеры или могут говорить о них; тем не менее, они действительно понимают концепцию работы. Ключевым моментом является обеспечение благоприятной среды для них, чтобы они могли задавать вопросы и узнавать о карьере.
Как это сделать?
(1) Поговорите с дошкольниками о том, что взрослые делают на работе. Это можно сделать следующими способами:
Берите детей на работу и покажите им, чем вы занимаетесь;
Говорите о том, что вам нравится;
Расскажите о различных профессиях, связанных с вашей работой;
Говорите о том, чем ваши взрослые друзья занимаются на работе;
Спросите детей, что, по их мнению, нравится вашим друзьям в их работе;
Возьмите детей на работу своих друзей, чтобы узнать, чем они занимаются и что им нравится.
(2) Читайте книги о карьере и успешных привычках, таких как настойчивость.
Серия книг Future Baby Лори Александр
Что люди делают весь день? Ричард Скарри
Майк Маллиган и его паровая лопата Вирджиния Ли Бертон
Семя моркови, Рут Краусс
Кем я могу быть? Карьера STEM от А до Я Тиффани Тичи
(3) Совершайте профессиональные поездки.
Сходите в зоопарк, музеи, океанариум или пожарную часть. Расскажите о том, чем занимается каждый из работающих там людей. Позвоните заранее и попросите кого-нибудь из сотрудников прийти и поговорить с вашим ребенком о своей работе.
Будьте изобретательны! Совершите экскурсию в пекарню и на фермерский рынок. Позвоните заранее и попросите педиатра или стоматолога вашего ребенка рассказать об их карьере во время приема. Пусть ваш ребенок задает вопросы.
(4) Обратите внимание на навыки и интересы. Затем помогите детям найти занятия и отправьтесь на экскурсию, чтобы изучить их.
Если вашему ребенку нравится строить, поощряйте игру с кубиками или конструктором Lego.
Совершайте поездки на строительные площадки: дома, небоскребы, мосты, туннели и другие объекты.
Посетите офис архитектора или инженера-строителя.
Расскажите о карьере взрослых, связанной с каждым видом деятельности и поездкой.
Дополнительную информацию можно найти на следующих веб-сайтах расширения штата Северная Каролина:
North Carolina 4-H
Дата публикации: 7 февраля 2022 г.
N.C. Cooperative Extension запрещает дискриминацию и домогательства независимо от возраста, цвета кожи, инвалидности, семейного и семейного положения, гендерной идентичности, национального происхождения, политических убеждений, расы, религии, пола (включая беременность), сексуальная ориентация и статус ветерана.
КУПИТЬ НА АМАЗОН
КУПИТЬ НА ИНДИГО
Каждый ребенок мечтает о том, кем он станет, когда вырастет…
Корни карьерного роста начинаются в раннем детстве. Через игру маленькие дети исследуют окружающую их среду, учатся решать проблемы, принимать решения и приспосабливаться к изменениям. С раннего возраста дети представляют себя в возможных ролях для своего будущего. Они рассказывают и примеряют на себя свои надежды и мечты. В эти годы становления маленькие дети находятся под влиянием семьи, школы и средств массовой информации, и им нужна поддержка в развитии их карьеры.
Основанное на исследованиях, проведенных докторами Милдред Кэхилл и Эдит Фьюри из Мемориального университета, это руководство исследует влияние родителей и опекунов на процесс развития карьеры детей в возрасте от 3 до 8 лет. период игры, веселья и фантазии. Руководство содержит практические советы и действия, которые родители могут предпринять, чтобы помочь детям сформировать позитивное представление о себе и дать им возможность вообразить и реализовать свои стремления.
Также доступно Руководство для преподавателей.
Доступ к руководству можно получить в различных форматах в соответствии с вашими потребностями…
Д-р Милдред Кэхилл – профессор консультативной психологии педагогического факультета Мемориального университета Ньюфаундленда. Она исследователь (развитие карьеры, разнообразие, несколько технологий и консультирование) и педагог, участвующая в совместной работе по разработке программ на местном, национальном и международном уровнях. Ее исследования включают в себя разработку, реализацию и оценку программ консультирования по вопросам карьеры и разнообразия для детей, молодежи и взрослых.
Д-р Эдит Фьюри — адъюнкт-профессор специального образования педагогического факультета Мемориального университета. Она опытный специальный педагог и администратор в системе образования K-to-12. Ее исследовательские интересы включают: специальное образование, переходное планирование и образовательное программирование.
«Путеводители для детей дошкольного возраста включены в важные исследования потребностей детей в развитии карьеры. Во-первых, родители являются наиболее влиятельными источниками информации о карьере для детей. Крайне важно предоставить родителям знания о том, как положительно повлиять на развитие карьеры их детей. Между тем, чем раньше мы начнем направлять детей к пониманию того, кто они, что для них важно, и к изучению различных профессий, тем больше мы можем подготовить их к карьере, чтобы они могли сделать лучший выбор карьеры. Это развивающий навык обучения, которому необходимо обучать с детского сада во всех классах, чтобы он стал эффективным. Эти ресурсы предлагают отличные идеи для этого».
«Педагоги и родители владеют ключами к тому, чтобы познакомить детей с широким спектром профессий в обществе. Их поощрение исследовать, испытывать и мечтать о будущем «я» ребенка является неотъемлемой частью открытия дверей для выбора карьеры. Разделы руководств «Виньетки», «На что обратить внимание» и «Что, если» полезны как для родителей, так и для педагогов».
«Путеводители для детей младшего возраста поддерживают учебную программу YMCA «Игра, чтобы учиться», основанную на фактических данных, которая знакомит маленьких детей с новыми идеями и укрепляет их знания об окружающем мире, а также программу YMCA: место для общения после школы, которая фокусируется на детской сильные стороны, их желание брать на себя новые роли и исследовать новые идеи. Мы считаем, что основы, изложенные в этих руководствах — выбор, игра, открытия, позитивные отношения — являются необходимыми элементами, когда дети узнают о работе, карьере и возможностях».