Unfortunately the page you’re looking doesn’t exist (anymore) or there was an error in the link you followed or typed. This way to the home page.
педагог-психолог
МБДОУ ЦРР д/с №11 г. Лобня
Н.В. Парфёнова
Взаимодействие педагога — психолога с родителями дошкольников в ДОУДетский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и ДОУ по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В системе взаимодействия педагогов ДОУ и родителей зачастую наблюдается ряд проблем снижающих уровень коррекционно-образовательной деятельности ДОУ:
Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, добиваться положительных результатов в коррекционно-образовательном процессе, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех участников этого процесса.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным. Необходимо предоставить родителям возможность быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.
Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.
Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.
Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно в дошкольный период жизни ребенка, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен еще в детском саду, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей дошкольников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с психологами школы.
Повысить качество образования через создание действенной системы содружества, поддержки, взаимодействия и взаимопомощи педагогов, детей и родителей. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Создать условия для включения семьи в образовательное пространство ДОУ:
Этапы | Сроки реализации | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
Информа-ционно-просвети-тельский | 1 год обучения | Выбор и апробация образцов технологий и методик работы с семьей. Просвещение семей по вопросам развития и воспитания детей. Повышение педагогической компетентности в вопросах психофизического, интеллектуального развития, нравственного становления и воспитания детей. Оказание помощи в решении конкретных проблем. Подбор диагностических методик. Проведение локальных исследований уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей. | Создание условий для включения семьи в образовательное пространство: социально – правовые; информационно коммуникативные; перспективно-целевые; потребностно — стимулирующие. |
Практи-ческий | 2 год обучения | Создание совместных с родителями объединений, семейных клубов; Формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании и занятиях с детьми; Разработка и осуществление цикла просветительских мероприятий. Распространение лучшего опыта семейного воспитания. Проведение серий консультаций, совещаний по подготовке педагогов к неформальной работе с семьями. Проведение семейных праздников с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей. | Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей. Разработка программно-методического обеспечения процесса взаимодействия с семьей. Увеличение охват родителей разнообразными формами сотрудничества. |
Обобща-ющий | 3 год обучения | Осуществление корректировки существующих программно-методических материалов. Составление рекомендаций по внедрению и доработке программно-методических материалов. Осуществление цикла мероприятий (просветительских). Оценка эффективности реализации программы и степени применимости ее в работе ДОУ. | Создана деятельностной система содружества педагогов, детей и родителей ДОУ. Повышение уровня усвоения детьми программных знаний, умений, навыков. Значительное повышение качества коррекционно-образовательного процесса. |
Методы работы педагога-психолога с родителями
План работы ДОУ с семьями воспитанников | Прямые методы работы педагога-психолга | Дистанционные методы работы педагога-психолга |
Блок 1. Рекламный. | — Выступление на родительских собраниях, презентация работы психолога; — Участие в проведении дней открытых дверей; | — Работа на сайте детского сада; — Работа на горячей линии учреждения; — Участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов; |
Блок 2. Диагностический | — опросы родителей по различной тематике; | — анкетирование родителей; — участие в социологическом исследовании семей воспитанников; |
Блок 3. Просвещение родителей | — индивидуальное консультирование; — групповое консультирование: родительские собрания, круглые столы, дискуссии ; — проведение открытых занятий; — организация и работа родительского клуба; | — работа на сайте детского сада; — Создание и функционирование уголка психолога в каждой группе; -Почтовый ящик психолога; — Организация тематических выставок; |
Блок 4. Совместная деятельность ДОУ и родителей | — участие в проведении различных форм совместной деятельности; — проведение совместных досуговых мероприятий; | — привлечение родителей к работе на сайте детского сада; — привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях; — домашнее задание для организации совместной деятельности родителей с детьми; |
Блок 5. Работа с педагогами | -Семинары-практикумы «Работа с семьей»; — Семинары, деловые игры с воспитателями по повышению психологической культуры воспитателей; | — анкетирование педагогов для выявления типичных трудностей в работе с родителями; — организация психологической библиотечки для самообразования воспитателей; |
Блок 6. Контрольный | — работа в творческой микрогруппе для разработки наиболее эффективной системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников; — обмен опытом работы на разных уровнях. | — диагностическая работа по выявлению эффективности взаимодействия ДОУ в целом и каждого педагога, в частности, с семьями воспитанников; — перспективное планирование работы с родителями. |
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания, побудить их стать активными участниками образовательного процесса.
Традиционные формы сотрудничества педагогов с родителями дошкольников.
Коллективные | Индивидуальные | Наглядно-информационные |
1. Родительское собрание в форме: — КВН; — викторины; — развлекательных программ; — «Посиделок» — «Круглого стола» — Конференции; — «За чашкой чая» | 1. Консультации в форме: — доклада; — беседы; — вопрос – ответа. | 1. Библиотечка для родителей. |
2. Практические семинары: — «Учимся вместе с детьми»; — «Готовимся в школу»; — «Закаливаем детей дома»; — «Изучаем звуки» | 2. Посещение занятий. | 2. Родительские уголки |
3. Лекторий для родителей с привлечением специалистов | 3. Посещение детей на дому. | 3. Выпуск совместной газеты. |
4. «Педагогическая гостиная» — межсемейные проекты | 4. Выпуск бюллетеней, информационных листов. | |
5. Экскурсии и походы. | 5. Стенды различного содержания. | |
6. Совместное проведение праздников: — «Папа, мама, я – дружная семья»; — «Праздник звуков»; — «День рождения»; — «Праздник книги». | 6. Информационные корзины. | |
7. День открытых дверей. | 7. «Обратные талоны». |
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест, по мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, В.П. Дуброва, и др.).
Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто не возможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине целесообразно ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Нетрадиционные формы организации взаимодействия педагогов и родителей.
Форма мероприятия | Цель проведения |
1. Диагностические срезы, опросы, анкетирование, «Почтовый ящик» | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности и удовлетворенности услугами ДОУ. |
2. Совместные праздники, досуги, занятия: — Ток-шоу – встречи — дискуссии — «День семьи» — «Недели вежливости» — «Праздник красивой речи» — «День рождения группы» — Занятие с ребенком для родителей; — Фронтальное занятие с детьми и родителями; — Участие детей и родителей в выставках, соревнованиях, олимпиадах. — | Построение, функционирование и развитие детско-взрослого сообщества, которое предполагает наличие: — правил сотрудничества; — заповедей, которые объединяют и стимулируют всех на выполнение общей цели; — традиций. |
3. Поощрение родителей за любой вид участия: — «Похвальный лист»; — благодарность в письменной и устной формах. — | Обеспечить право родителей на инициативу и успешность. |
4. «Педагогическая азбука» — постоянно действующий факультатив для родителей и педагогов. | Повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей через: — освоение новых технологий взаимодействия с опорой на знания семьи ребенка, осознанного понимания того, что ДОУ «служит» семье, а семья «следует» советам специалистов и педагогов ДОУ; — изучение профессиональных затруднений педагогов в общении с родителями и родителей в общении с педагогами. |
5. Игры с педагогическим содержанием. | |
6. «Информационные корзины» | Согласование работы всех служб и родителей ДОУ. |
7. Использование видеозаписи: — наблюдений за ребенком в процессе его деятельности и проигрывание в условиях ДОУ и представление родителем для просмотра в условиях семьи с последующим выходом на беседу | Повысить уровень мотивации родителей на сотрудничество |
8. Информационные стенды альбомы, папки для родителей, которые не могут принять участие в очных формах сотрудничества: — «Рекомендации в копилку семьи…(Ивановых)» — «Шпаргалка для семьи … (Петровых)» | |
9. Разработка индивидуальных программ сопровождения семьи | Привлечение к сотрудничеству семей группы риска. Обозначить ключевые позиции взаимодействия, меру ответственности сторон. |
Диагностические срезы, анкетирование, опросы позволяют получить необходимую информацию о семье каждого воспитанника, об уровне общекультурного развития его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогических знаниях. Только используя данные формы сотрудничества возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Совместные мероприятия праздники, досуги, занятия – позволяют установить теплые неформальные отношения между педагогами, родителями и детьми. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в общении, сблизить участников коррекционно-образовательного процесса, способствуют тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще наладить с ними контакты, предоставлять необходимую информацию. Эффективность данных форм будет высокой, если содержание мероприятий соответствует запросам, потребностям и интересам родителей.
Факультативы, семинары, конференции для родителей и педагогов носят познавательный характер. Данные формы предполагают знакомство родителей с особенностями возрастного, интеллектуального и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Игры с педагогическим содержанием предполагают участие не только родителей, педагогов, но и детей.
Поощрение родителей, информационные корзины, использование видеозаписей являются формами, способствующими активации родителей. Данные формы взаимодействия призваны повысить уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ, переориентировать родителей имеющих потребительский взгляд на ДОУ, («Мы Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь»). Исключить такие же проявления со стороны педагогов («Вы нам доверили ребенка, а мы, профессионалы, знаем, что делать»).
Использование видеозаписей с обучающих и практических мероприятий для детей и родителей, где предполагалось их присутствие. Просматривание кассеты дома спровоцирует у родителей возникновение вопросов, а значит, появится потребность в общении с педагогами, специалистами по их разрешению. Повышает качество сотрудничества взаимообмен видеозаписями о жизни ребенка в семье, о создании условий, о стиле общения в семье, празднование дня рождения и т. д. – это информация к размышлению для педагогов, ведь увидеть ребенка в условиях семьи – это обратная связь и предпосылка к созданию единого образовательного пространства.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в качестве экспертов, членов жюри, подчеркивая при этом их значимость.
Информационные стенды, папки, альбомы – для родителей, которые по каким-либо причинам не могут принять участие в очных формах сотрудничества. Например, мы используем «Рекомендации в копилку семьи Ивановых» — оформляется папка, содержание которой определяется с учетом опыта семейного воспитания конкретной семьи, особенностей ее ребенка и формируется специалистами, педагогами, медиками ДОУ.
Индивидуальные программы сопровождения семьи – это выход на индивидуальные формы сотрудничества, разработка совместных действий ДОУ и семьи по обеспечению развития ребенка в различных сферах. В этих программах обозначены ключевые позиции взаимодействия, мера ответственности сторон, ожидаемые результаты.
При реализации данной системы сотрудничества родителей, а также другие близкие ребенку люди (бабушки, дедушки, братья, сестры) имеют возможность свободно посещать дошкольное учреждение; ознакомиться с жизнью ребенка в ДОУ, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями, с педагогами другими родителями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей стали принимать участие в играх, занятиях, праздниках и т.д.
В жизни каждого ребенка есть несколько взрослых, работающих вместе за кулисами, чтобы помочь этому ребенку процветать и добиваться успеха. Когда и если ребенок начинает проявлять признаки борьбы в учебе или в поведении в школе, требуется команда людей, готовых сотрудничать и решать проблемы, чтобы предоставить этому ребенку помощь и поддержку, в которых он нуждается.
В этом блоге мы рассказываем о совместной работе психологов, учителей и родителей в процессе оценки, чтобы использовать оценку и ее рекомендации, чтобы наилучшим образом помочь ребенку в школьном контексте.
Что измеряет оценка?
Всесторонняя психологическая оценка состоит из ряда компонентов, таких как психологические тесты и опросы, основанные на нормах, школьные и медицинские записи, данные наблюдений, неформальные тесты и опросы, а также информация из интервью.
Эта оценка предназначена для определения способностей ребенка. Он не измеряет, что мозг ребенка делает в повседневной школе и при сдаче тестов. Таким образом, оценка проводится в идеальной среде тестирования, чтобы психологи могли зафиксировать максимальную производительность ребенка.
Что такое рекомендации?
После завершения каждой оценки психолог предложит родителям и школе список рекомендаций по приспособлениям и изменениям, которые помогут этому ребенку реализовать свой потенциал. Примеры этого могут включать: предпочтительное размещение, увеличенное время выполнения заданий и тестов, альтернативные варианты размещения и т. д.
Важно понимать, что это рекомендации, но не мандатов. Клинический психолог не может указывать ни одной школе, что они должны делать для ребенка. В конечном итоге школа несет ответственность за принятие решения о том, какие ресурсы у них есть, что является разумным и т. д.
Как сотрудничают психологи, учителя и родители?
Если ребенок не пришел в школу с оценкой и/или IEP или планом 504, скорее всего, школа и родители уже регулярно обменивались информацией о возникших проблемах, опробованных стратегиях, дополнительной помощи. что было предоставлено и т. д.
Как только начнется процесс оценки, психолог будет работать рука об руку со школой и родителями, чтобы собрать все необходимые данные. Во время оценивания школа предоставит следующую информацию:
оценка и приспособления, а также предоставление рекомендаций и планирование следующих шагов. Команда будет тщательно работать, чтобы решить, какие приспособления осуществимы и наиболее полезны для ребенка, кто будет нести ответственность за каждую область поддержки, а также будет работать с родителями, чтобы установить цели и сроки для проверки прогресса.
Как школьные ресурсы и бюджет влияют на размещение?
То, что школа может или не может предложить с точки зрения размещения, во многом определяется кадровым составом, бюджетом, ресурсами и множеством других факторов. Вот почему очень важно вести открытый и честный разговор со школьной группой поддержки о том, что они могут и не могут предоставить, и попросить их помочь вам найти внешнюю поддержку, когда это необходимо.
Следует иметь в виду, что независимые школы по закону не обязаны предоставлять учащимся изменения и приспособления. Это не означает, что в независимых школах не будет услуг. Есть много независимых школ с высококвалифицированным персоналом и изобилием ресурсов для услуг специального образования. Мы рекомендуем вам сравнить, что нужно вашему ребенку, с тем, что может предложить независимая школа, чтобы определить, подходит ли она лучше всего для вашей семьи.
Каковы ожидания учителей во время процесса?
Одна из вещей, которую вы должны обязательно ожидать от учителей вашего ребенка, — это готовность сотрудничать, делиться информацией, решать проблемы и открыто общаться со всей группой поддержки учащихся и с самим собой.
Однако важно помнить, что ваш ребенок — один из многих в классе и, скорее всего, один из нескольких, имеющих оценку и приспособления. В идеальной школьной обстановке учитель вашего ребенка захочет сделать все возможное, чтобы помочь вашему ребенку добиться успеха. Однако имейте в виду, что может быть большое соотношение учеников и учителей, непредсказуемые сценарии, которые возникают ежедневно, ограниченные ресурсы и множество других факторов.
Также важно понимать, что классные учителя вашего ребенка не имеют специальной подготовки. Тем не менее, большинство учителей будут стараться изо всех сил, чтобы удовлетворить потребности вашего ребенка. Кроме того, сильный и поддерживающий учитель должен быть честным в отношении своих ограничений и будет готов помочь вам настроить дополнительные системы поддержки.
На этой неделе компания Parallel провела вебинар с тремя экспертами в области психологии и образования, чтобы обсудить этот процесс и ответить на вопросы родителей. Если вы хотите посмотреть этот вебинар для получения дополнительной информации по этой теме, нажмите здесь.
Каждый родитель является экспертом в отношении своего ребенка, и родители являются лучшими людьми, которые могут защищать интересы своих детей. Каждый учитель является экспертом по обучению студентов в своем классе и лучше всего защищает интересы этих студентов. Хотя обе стороны могут иметь в виду наилучшие интересы одного и того же ребенка, управление этими интересами выглядит совершенно по-разному в домашних и школьных условиях. Как защитник вашего ребенка, вот советы, которые помогут вам вести успешную беседу с учителем вашего ребенка: