№ | Тема | Блок | Цель | Кол – во занятий |
сентябрь | ||||
1. | Вводное занятие | Сформировать интерес к выполнению творческих работ различными материалами и способами. Формировать культуру труда, повторить правила безопасности работы с инструментами (стека, ножницы). | 1 | |
2. | Радуга – дуга | Пластилинография | Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, но разной длины. | 1 |
3. | Солнышко лучистое | Нетрадиционная техника рисования | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пальцеграфией, т.е. ладошками или пальцами. | 1 |
4. | Весёлые мухоморы | Нетрадиционная техника рисования | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальцами – пальцеграфией. | 1 |
5. | Рябиновая кисть | Нетрадиционная техника рисования | обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки. | 1 |
6. | Угощайся, зайка! | Пластилинография | Обыгрывание и дополнение рисунка – изображение угощения для персонажа (морковка для зайчика). | 1 |
7. | Ёжик | Нетрадиционная техника рисования | Упражнять в технике рисования ладошкой и пальчиками, аккуратно наносить краску, пользоваться салфеткой. | 1 |
8. | Румяное яблочко | Пластилинография | Учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета. | 1 |
октябрь | ||||
1. | Осенняя фантазия | Нетрадиционная техника рисования | Познакомить детей с приёмом рисования по мокрой бумаге методом кляксографии. | 1 |
2. | Шарики для клоуна | Пластилинография | Учить аккуратно заполнять контур тонким слоем пластилина. | 1 |
3. | Овечка | Объёмная аппликация | Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. | 1 |
4. | Созрели яблочки в саду | Пластилинография | учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики и расплющивать их. | 1 |
5. | Лошадка | Нетрадиционная техника рисования | Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью | 1 |
6. | Консервируем помидорки и огурчики | Пластилинография | Познакомить с приёмами лепки: скатыванию шариков и колбасок и расплющиванию, учить передавать форму известных предметов. | 1 |
7. | Золотая рыбка Коллективная работа | Пластилинография | Учить выполнять аппликацию из пластилиновых лепёшек и колбасок. | 1 |
8. | Золотые листочки | Нетрадиционная техника рисования | Учить делать оттиск осеннего листа покрывая краской весь лист соответствующими цветами. | 1 |
ноябрь | ||||
1. | Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки | Пластилинография | Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по размеру. | 1 |
2. | Пирамидка | Аппликация | Учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей, располагать части в порядке уменьшения. | 1 |
3. | Вкусные витамины | Пластилинография | Учить использовать в работе дополнительные детали для передачи характерных признаков предметов. | 1 |
4. | Воздушные шары | Пластилинография | Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямым движением ладоней. | 1 |
5-6. | Подарок для мамочки. Пион | Объёмная аппликация | Учить делать из полосок петельки и аккуратно наклеивать их на форму. Учить собирать из отдельных заготовок поделку. | 2 |
7. | Знакомство с солёным тестом. Печенье для куклы | Тестопластика | Познакомить детей с солёным тестом, как материалом для лепки, продолжать учить различным приёмам лепки | 1 |
8. | Колобок | Тестопластика | Учить лепить предметы округлой формы, раскатывая тесто между ладонями. | 1 |
декабрь | ||||
1. | Рябина для снегирей | Пластилинография | Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. | 1 |
2-3. | Хвост крючком, нос пятачком | Поделки из природных материалов | Учить наносить краску на каждую чешуйку шишки, дополнять поделку характерными деталями. | 2 |
4. | Снеговик | Объёмная аппликация | Учить выполнять аппликацию из кусочков ваты, заполняя всё пространство. | 1 |
5. | Дед Мороз Коллективная работа | Пластилинография | Учить выполнять мозаику из пластилиновых шариков. | 1 |
6-7. | Разноцветные шары | Тестопластика | Закрепить умение отщипывать большие и маленькие кусочки теста, раскатывать круговыми движениями, наносить различные оттенки краски. | 2 |
8. | Маленькой ёлочке холодно зимой | Нетрадиционная техника рисования | Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью, рисование пальчиками. | 1 |
январь | ||||
1. | Светофор | Пластилинография | Упражнять в технике рисования пластилином, повторить правила дорожного движения. | 1 |
2. | Волшебные рисунки | Нетрадиционная техника рисования | Познакомить с техникой рисования свечой, учить аккуратно закрашивать лист краской. | 1 |
3. | Уточка на озере | Тестопластика | Закрепить умение лепить предметы округлой формы, дополнять работу мелкими деталями, создавать композицию. | 1 |
4-5. | Здравствуй, солнышко! | Объёмная аппликация | Учить окрашивать ватные диски методом примакивания, наклеивать их цепочкой. | 2 |
6. | Цветик – семицветик Коллективная работа | Пластилинография | Закрепить навыки работы с пластилином. Учить выполнять аппликацию из шариков. | 1 |
февраль | ||||
1-2. | Кашалотик – кашалот | Пластилинография | Учить передавать форму и характерные детали животного с помощью пластилинографии. | 2 |
3. | Свитер для моих друзей | Нетрадиционная техника рисования | Познакомить с техникой рисования на мятой мокрой бумаге. | 1 |
4-5. | Плывёт по морю лодочка | Обработка природных материалов | Учить действовать по словесной инструкции, дополнять поделку мелкими деталями. | 2 |
6. | Цыпленок | Объёмная аппликация | Учить выполнять поделку из комков бумаги. | 1 |
7. | Весёлые осьминожки | Нетрадиционная техника рисования | Активизировать технические навыки работы с гуашью, используя нетрадиционные приемы в рисовании. | 1 |
8. | Улитка, улитка, выпусти рога | Пластилинография | Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски в спираль. | 1 |
март | ||||
1. | Платье для мамочки | Аппликация | Учить раскладывать детали аппликации, создавая композицию, наклеивать их. | 1 |
2. | Букет для бабушки | Нетрадиционная техника рисования | Учить рисовать цветы методом отпечатков. | 1 |
3. | Дерево | Обработка природных материалов | Учить закреплять детали при помощи пластилина, создавая макет дерева | 1 |
4. | Мимоза | Объёмная аппликация | Учить выполнять композицию из бумажных шариков. | 1 |
5. | Подсолнух | Обработка природных материалов | Учить закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина | 1 |
6. | Божьи коровки | Обработка природных материалов | Учить раскрашивать скорлупу ореха, передавая характерные признаки насекомого. | 1 |
7. | Самолёт летит | Пластилинография | Закрепить умение делить брусок пластилина на две равные части и раскатывать его. | 1 |
8. | Первоцветы | Объёмная аппликация | Учить делать петельки из полосок бумаги, составлять из них цветок подснежника. | 1 |
апрель | ||||
1. | Звёздное небо | Пластилинография | Научить делить готовую форму на части при помощи стеки и скатывать из них маленькие шарики. | 1 |
2. | Высоко летит ракета | Объёмная аппликация | Учить составлять предмет, состоящий из нескольких частей. Красиво располагать заготовки на листе бумаги. | 1 |
3. | Клубочки для котёнка | Пластилинография | Учить раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней, сворачивать колбаски в спираль. | 1 |
4. | Пасхальное яичко | Обработка природных материалов | Познакомить детей с поделками из яичной скорлупы, продолжать учить пользоваться кистью и клеем. | 1 |
5-6. | Чудесная птица – павлин | Обработка природных материалов | Учить аккуратно наносить краску на шишку, отрабатывать умения детей работать с пластилином. | 2 |
7. | Черепашки | Обработка природных материалов | Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовку. | 1 |
8. | Овечка на полянке | Пластилинография | Познакомить с новым приёмом работы с пластилином. | 1 |
май | ||||
1. | Букет для ветеранов | Объёмная аппликация | Учить способу изготовления гвоздики из салфеток. Отработать умение делать короткие прямые надрезы ножницами. Учить вырезать фигуру с закруглённым краем. | 1 |
2. | Открытка к 9 мая | Пластилинография | Отработать умение скатывать ровные пластилиновые шарики и заполнять ими контур рисунка, раскрашивать, не выходя за линии. | 1 |
3. | Салют Победы | Пластилинография | Закреплять умение скатывать шарики одинакового размера, размазывать их в определённом направлении. Развивать воображение и цветовосприятие. | 1 |
4. | Аквариум Коллективная работа | Объёмная аппликация | Учить делать из бумажных тарелок рыбок, раскрашивая их разными цветами. | 1 |
5. | Отпечаток ладошки | Тестопластика | Учить раскатывать тесто в тонкую лепёшку, оставлять отпечаток ладони. | 1 |
6. | Покормим цыплёнка | Обработка природных материалов | Научить делать поделки из крупы и ватных дисков. | 1 |
7. | Лягушонок | Объёмная аппликация | Учить аккуратно наносить краску на всю поверхность одноразовой тарелки. Приклеивать мелкие детали: язык, глазки. | 1 |
8. | Итоговое занятие (презентация) | Подвести итоги работы за год. Провести презентацию работ. | 1 |
nsportal.ru
1. Учить детей технике работы с ножницами и бумагой:
– разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски;
– учить вырезать различные геометрические формы, круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников.
2. Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами из различных геометрических фигур.
3. Учить элементам силуэтного вырезывания по заранее предложенному контуру и оформлению работ по замыслу : «Золотая рыбка», «Красивая варежка», «Танюшкины валенки».
4. Учить делать элементарные игрушки- самоделки из согнутого картона: «Домик», «Автобус», «Скворечник».
5. Учить элементам складывания бумаги в технике «Оригами».
6. Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, флажки, гирлянды).
«Работа с природным и бросовым материалом»
Задачи обучения:
1. Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала (загадок, практических опытов, сбора природного материала, экскурсий в природу).
2. Учить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала и дополнительных материалов (пластилин, глина): «Вишенки», «Мышки», «Грибочки», «Корзиночки».
3. Коллективно выполнять работу из природного материала «Фрукты на блюде», «Ягоды в корзине» (используя как дополнительный материал – пластилин).
4. Учить делать простейшие игрушки из спичечных коробок, упаковок из- под чаем, зубной пасты и так далее (различные тележки, каталки, автобусы, часы, домики).
«Лепка» + солёное тесто
Задачи обучения:
1. Учить детей оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая и примазывая их.
2. Учить детей изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.
3. Продолжать учить детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным).
4. Учить детей использовать в работе с пластилином стеку (украшать изделия с помощью стеки и налепов).
Список детей средней группы кружка «Мастерская волшебников»
Перспективный план работы кружка «Мастерская волшебников» с детьми средней группы
1 неделя
Работа с природным материалом (засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей)
«Подсолнухи»
Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.
1
2 неделя
Конструирование из природного материала (шишки, пластилин)
«Семейство ежей»
Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Скатывание пластилина «колбаской», шариком. Использование приема примазывания, вытягивания.
1
3 неделя
Конструирование из бумаги «Оригами» (коллектив)
«Волшебство из бумаги « Корзина с грибочками»
Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и умении складывать квадратную заготовку по образцу, готовые грибы закреплять в корзине с прорезями
1
4 неделя
Конструирование из природного материала (каштаны, желуди, семена клена, пробка)
«Цветочная полянка»
Закрепление приемов работы с пластилином, Совершенствовать технику лепки: знакомство с новым способом скрепления частей с помощью пластилина.
1
Итого за месяц
4
НОЯБРЬ
1 неделя
Лепка из соленого теста
«Крендельки»
Учить детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание. Учить декорировать изделие, создавая единую композицию.
1
2 неделя
Техника работы с мятой бумагой
«Чудо – бусы» (для уголка ряженья)
Учить сминать бумагу в тугой комочек, нанизывать на нитку
1
3 неделя
Техника работы с блёстками, серебром, краской
«Чудо – бусы»
Разукрасить бусы краской с клеем ПВА, посыпать блёстками.
Д/у «Нарядились в чудо-бусы»
1
4 неделя
Мозаика на основе различных круп
«Леопард»
Учить закреплять семена круп пшена, гречки на основу по контуру. Д/у «Узнай крупу на ощупь»
1
Итого за месяц
4
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Поделка из папье-маше
«Волшебники бумагу превращают в предмет»
(Часть 1)
Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (баночка)
1
2 неделя
Раскрашивание, приклеивание блёсток
«Украсим вазочку» (подставка под карандаши) (часть2)
Учить аккуратно раскрашивать подсохшее изделие гуашью. Д/у «Что для чего?»
2
3 неделя
Поделки из пенопласта и фантиков от конфет
«Конфеты для игры»
Пенопласт покрасить гуашью с клеем, аккуратно завернуть в фантик (конфеты для с/р игры «Магазин»)
3
4 неделя
Конструирование из бросового материала (из спичечных коробок)
«Санки»
Учить соединять коробки между собой. Развивать творческое воображение
4
5 неделя
Техника работы с бумагой «Волшебные полоски»
«Гирлянда» (для украшения группы)
Учить намазывать клеем концы полосок, соединяя их в кольцо. Закреплять умение пользоваться ножницами
5
Итого за месяц
5
ЯНВАРЬ
1 неделя
Конструирование из природного материала или пластиковые заготовки из бутылок (коллектив)
«Ёлочка» (для украшения группы)
Развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа
1
2 неделя
Аппликация из ваты (ватные диски)
«Сказочный Снеговик»
Учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. Д/у «Опиши на ощупь»
1
3 неделя
Аппликация ( нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, ножницы)
«Пушистики»
Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей).
1
4 неделя
Техника работы с бумагой «Волшебные полоски»
«Снегурочка»
Повторить понятия об объемных фигурах; Учить выполнять поделку из картона на основе цилиндра; развивать творческое воображение
1
Итого за месяц
4
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Конструирование «Оригами»
«Снежинка»
Учить детей создавать разные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания. Д/у
«Закружился снежок»
1
2 неделя
Солёное тесто
Тесто превращается… «Зайчик»
Учить создавать композиции способом примазывания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа
1
3 неделя
Техника работы с мятой бумагой (коллектив)
«Курица с цыплятами»
Совершенствовать умение создавать сюжетное изображения по представлению. Развивать чувство композиции. Д/у «Что крепче бумага или картон»
1
4 неделя
Аппликация из обрывков бумаги
«Кораблик» (подарок папе)
Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями
1
Итого за месяц
4
МАРТ
1 неделя
Аппликация из кусочков бумаги на тканевой салфетке.
«Цветок для мамы» (подарок)
Продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию Д/у «Узнай на ощупь»
1
2 неделя
Техника работы с мятой бумагой (коллектив)
«Корзина с цветами» (украсим группу)
Учить детей выполнять объемную аппликацию, наклеивая комочки из бумаги. Воспитывать аккуратность в работе
1
3 неделя
Конструирование из природного материала
«Веточки с листочками».
Учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук. Д/у «Узнай из чего сделано»
1
4 неделя
Картина из полосок (коллективная аппликация)
«Волшебные полоски домик в деревне»
Наклеить на картине из полосок дом, дорожку, забор, кота и т.д.
1
5 неделя
Лепка из глины
«Котята»
Продолжать учить детей создавать и трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Развивать чувство формы и пропорций.
1
Итого за месяц
5
АПРЕЛЬ
1 неделя
Солёное тесто
«Тесто превращается… «Птичка» (Часть 1)
Продолжать учить отделять от большого куска теста
маленькие кусочки, закреплять. Развивать мелкую моторику рук, воображение
1
2 неделя
Конструирование из бросового материала
«Гнёздышко для птички».
Часть2)
Продолжать конструировать из донышка пластиковой бутылки и травы домик для птички. Учить составлять композицию
1
3 неделя
Техника работа с солёного теста
«Мишка»
Продолжать учить работать с тестом, лепить круглую форму
1
4 неделя
Конструирование из бросового материала
«Домик для гномика» (для с/р игры)
Учить клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью бумаги; развивать воображение
1
Итого за месяц
4
МАЙ
1 неделя
Конструирование из бумаги и палочек деревянных.
«Флажок для праздника»
(Атрибуты к подвижным играм)
Учить складывать квадраты пополам, совмещая противоположные углы, проглаживать линию сгиба, воспитывать усидчивость, аккуратность
1
2 неделя
Техника работы с фантиками
«Экзотические рыбки»
Учить детей выполнять работу из фантиков. Развивать фантазию, воображение
1
3 неделя
Конструирование из природного материала, песка, крупы (коллектив)
«Сказочное лебединое озеро»
(украсим группу)
Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными материалами, полученные ранее. Развивать творческое мышление
1
4 неделя
Аппликация из бумаги и атласной ленты.
«Волшебная помощница для книг».
Продолжать учить складывать лист пополам, с угла на угол. Учить округлять углы у заготовки, украшать поделку
1
Итого за месяц
4
Итого за учебный год
34
infourok.ru
Цели: развитие мелкой моторики рук и художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста
Задачи:
· Учить детей искусству вышивания «изонитью».
· Обучать дошкольников техническим умениям и навыкам.
· Учить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
· Обучать плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
· Формировать умение владеть иголкой, ниткой, канцелярским гвоздиком, трафаретом.
· Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
· Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
· Развивать эстетическое восприятие.
· Развивать творчество, фантазию дошкольников.
· Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации)
· Воспитывать аккуратность в работе с различным материалом, содержать свое место в порядке.
· Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
· Способствовать формированию усидчивости, терпения, прилежания, умение доводить начатое дело до конца.
· Использовать изонить для создания своими руками поделок, картин, которые в дальнейшем будут служить подарками, украшением интерьеров дома, помещений детского сада.
Предполагаемые результаты.
дети должны знать:
· правила поведения, правила техники безопасности;
· инструменты и материалы
· правила и последовательность работы над углом, окружностями,
· условные обозначения;
· основные элементы изонити;
дети должны уметь:
· соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с иглой, ножницами
· отличать лицевую и изнаночную стороны изделий
· дорисовывать изображение после вышивки угла, окружности
· выполнять узор, состоящий из нескольких углов и окружностей
· отмечать отверстия на картоне по отметкам на трафарете
· вдевать нить в иголку и завязывать узелок
· самостоятельно подбирать цвет ниток
· выполнять окружности, треугольники в технике изонити, пользуясь трафаретами
· анализировать образцы;
· создавать свои композиции;
· гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
· взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
· соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, канцелярским гвоздиком.
дети будут развивать
· мелкую моторику рук и глазомер;
· внимание, память, мышление, пространственное воображение;
· художественный вкус, творческие способности и фантазию,
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Форма подведения итогов реализации программы.
Итогом реализации программы является выставка работ детей, участие лучших работ в конкурсах.
Инструменты и материалы для детей
· Иголка (гобеленовая) с широким ушком и затупленным концом.
· Цветные нитки «ирис».
· Ножницы.
· Канцелярские гвоздики.
· Подставка для прокалывания рисунка.
· Цветной картон, белый картон,
· Простые и цветные карандаши, фломастеры.
· Цветная бумага, клей ПВА.
· Скотч для закрепления ниток
Календарно – тематическое планирование
Программа рассчитана для детей 4 – 7 лет
Срок реализации – три учебных года
Комплектование учебной группы: для успешной реализации программы в учебной группе находится не более 8 человек.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Формы занятий: практические занятия, открытые занятия для родителей и педагогов, экскурсии, выставки, конкурсы. Методическое обеспечение: инструкционные карты, таблицы, графические изображения, схемы, образцы поэтапного выполнения работы, образцы готовых работ в технике «Изонити»
Методы и приемы:
Пальчиковые игры. Коммуникативный массаж. Физкультминутки. Музыкальное сопровождение. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики (массаж пальцев рук), артикуляционная гимнастика
Структура программы
Первый год: изображать в технике изонити прямые вертикальные и горизонтальные линии,
Второй год: изображать треугольники разные по величине, выполнять сюжетные композиции из нескольких углов (треугольников),
Третий год: знакомить с изображением окружностей и овалов, изображать несколько окружностей, овалов разных по величине; выполнять сюжетные композиции из окружностей, углов, овалов
Учебно – тематический план (первый год)
Название раздела Количество часов теория практика всего
1 Вводное занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
2 Выполнение детьми графических работ.
Вышивка по контуру 1 17 18
3 Выполнение детьми графических работ.
Вертикальные и наклонные линии 1 6 7
4 Творческие работы учащихся 1 2 3
5 Итоговое занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
Итого 6 24 30
Октябрь
Задача: формировать умение выполнять шов «вперед иголку».
1. Вводное занятие.
Выполнение детьми графических работ.
1. «Тропинка»
2. «Рамка для картины»
3. «Воздушный шарик»
Ноябрь
Задача: закреплять умение выполнять шов «вперед иголку»
4. «Домик для щенка»
5. «Светофор»
6. «Теремок»
7. «Дорожка»
ДекабрьЗадача: Совершенствовать навыки выполнения шва «вперед иголку» по контуру
8. «Утенок»
9. «Котенок»
1. Творческая работа. «Яблоко»
10. «Звездочка»
Январь
Задача: Продолжать обучение детей выполнять шов «вперед иголку» по контуру
11. «Зайчик»
12. «Мишка косолапый»
Февраль
Задача: совершенствовать навыки выполнения шва «вперед иголку»
13. «Ракета»
14. «Машина»
2. Творческая работа. «Грузовик»
15. «Мордочка кота»
Март
Задача: упражнять во вдевании нитки в иголку
16. «Бабочка»
17. «Лодка»
18 «Зонтик»
Выполнение детьми графических работ (вертикальные и наклонные линии)
Задача: формировать навык выполнять прямые наклонные линии
1. «Травка»
Апрель
2. «Дождик для лягушонка»
3. «Солнышко»
4-5. «Воздушный шар»
6 -7. «Клетка с попугаями»
3. Творческая работа «Ежик».
Итоговое занятие. Диагностика детей.
Выставка работ
Учебно – тематический план (второй год)
Название раздела Количество часов теория практика всего
1 Вводное занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
2 Выполнение детьми графических работ 1 5 6
3 Изображение углов 2 18 20
4 Творческие работы учащихся 1 2 3
5 Итоговое занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
Итого 5 26 31
Октябрь
Задача: формировать умение выполнять шов «вперед иголку».
1. Вводное занятие.
Выполнение детьми графических работ.
1. «Мишка»
2. «Лошадка»
3. «Парашют»
Ноябрь
Задача: вспомнить правила выполнения прямых наклонных линий
4. «Астры»
5. «Солнышко с лучами»
6. «Васильки»
Изображение углов
Задача: Знакомить детей с прошиванием углов техникой изонить. Закреплять понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла.
1. Знакомство с понятием угол. «Гриб»
Декабрь
2. «Домик»
3. «Колпак для клоуна»
4. «Щенок»
5. «Лисичка- сестричка»
Январь
1. Творческая работа «Дом для лисы»
6. «Мороженое»
7. «Волчонок»
Февраль
8. «Белочка»
2. Творческая работа. «Кораблик»
9. «Корзина с фруктами»
2. Творческая работа. «Грузовик»
15. «Мордочка кота»
10. «Зайчик»
Март
11. «Корзина с цветами»
12 «Кошка Мурка»
13. «Корзинка с овощами»
14. «Мышка»
Апрель
15, 16, 17. «Животные зоопарка»
18. «Козленок»
4-5. «Воздушный шар»
Май
19. «Веселая корова»
20. «Корзинка с грибами»
3. Творческая работа «Бабочка»
Итоговое занятие. Диагностика детей.
Выставка работ
Учебно – тематический план на учебный год (третий год)
Название раздела Количество часов теория практика всего
1 Вводное занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
2 Изображение углов 1 5 6
3 Освоение прошивания окружностей 2 12 14
4 Изображение углов и окружностей 1 4 5
5 Творческие работы учащихся 1 3 4
6 Итоговое занятие. Диагностика детей. 0,5 0,5 1
Итого 6 25 31
Октябрь
Задача:». Вспомнить технику безопасности работы с иглой и ножницами
1. Вводное занятие.
Изображение углов
Задача: повторить правила выполнение угла, упражнять во вдевании нитки в иголку.
1 «Львенок»
2. «Слоненок»
3. «Тигренок»
Ноябрь
Задача: закрепить правила выполнение угла,
4. «Жираф»
5. «Обезьянка»
6. «Бегемот»
Освоение прошивания окружностей
Задача: Знакомить детей с прошиванием окружностей через центр и «паутинкой»
1. «Яблочко»
Декабрь
Задача: Продолжить знакомить детей с прошиванием окружностей через центр.
2. «Паучок»
3. «Мячик»
4. «Солнце»
5. «Воздушный шарик»
Январь
2 Творческая работа. «Снеговики на прогулке»
6. «Гномик»
Февраль
7. «Одуванчик»
2. Творческая работа. «Кораблик»
9. «Корзина с фруктами»
8. «Зайчик»
9 «Орден для папы»
10. «Рамка для фото»
Март
Задача: Знакомить детей с правилами выполнения кругов «паутинкой, формировать умение создавать узор из разных по величине двух окружностей.
11. «Открытка для мамы»
12 «Цыпленок»
13. «Сороконожка»
14. «Бусы для бабушки»
Изображение углов и окружностей
Задача: Повторить правила выполнения углов и окружностей
Апрель
1 «Ваза с конфетами»
2. «Золотая рыбка»
3. «Цветочек»
4. «Ласточка»
Май
5. «Парусник»
3 Творческая работа. «Неваляшка»
4 Творческая работа «Бабочка»
Итоговое занятие. Диагностика детей.
Выставка работ
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа кружка по художественной деятельности в нетрадиционных техниках «Художественный труд в детском саду».
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цели реализации рабочей программы
1.3. Задачи реализации рабочей программы
1.4.. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
1.5.. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников 1.6..Характеристики значимые для разработки и реализации ООП
1.7.Планируемые результаты освоения ООП
1.8.Планируемые итоговые результаты освоения детьми ООП
1.9.Промежуточные результаты освоения ООП
1.10.Периодичность проведения мониторинга
Учебно-тематический план
1.1.Пояснительная записка
Актуальность
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представление малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся, осознано их использовать.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию, ручному труду способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Пестолоцци, Ф. Фребель и многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.
Изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.
Педагогическая целесообразность
Эффективным для художественно-творческого развития детей является применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, лепка из разноцветного теста. В процессе работы педагог активизирует у детей стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Помогает понять и принять тему, предложенную педагогом, включаться в деятельность, создавать простые изображения (по близкой к личному опыту тематике). Вопросами образными сравнениями, обыгрыванием предметов и игрушек воспитатель активизирует стремление детей передать красоту предметов окружающего мира.
Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослыми и детьми) композиций в рисунке, лепке, аппликации.
Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.
Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Для эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия:
Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельностью.
Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строится на основе интеграции видов искусства и использование разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении.
В детском саду необходимо создавать эстетическую среду. Широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки.
Включать в педагогический процесс разнообразные игры приемы и ситуации.
Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей. А для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного его развития и совершенствования, у ребенка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата.
1.2.Цель рабочей программы
Цель рабочей программы: воспитывать по средствам художественно творческой деятельности гармоничное, разностороннее образование детей, ориентируя их на творческое развитие с учетом их индивидуальных особенностей.
1.3.Задачи программы:
•Развивать у детей желание участвовать в изобразительных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить, клеить совместно со взрослым и самостоятельно.
•Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения передачи формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
•Создавать условия освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши,, пластилина, глины, теста, развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты.
1.4. Написать принципы Для реализации задач используются следующие методы и приемы: Использование приемов сотворчества, (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) .
Применение нетрадиционных техник и материалов; рисование пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, лепка из разноцветного теста с последующим раскрашиванием.
Упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики.
Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей.
Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта.
Отличительные особенности данной рабочей программы от уже существующих в этой области заключается в том, что преимущественно используются «нетрадиционные техники» рисования. В силу возрастных особенностей детей несформированность мелкой моторики руки графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и была составлена данная программа с учетом возрастных особенностей детей.
Данная рабочая программа включает системное планирование из 36 занятий по рисованию, лепке, аппликации для реализации задач художественно-творческого развития детей 4-5 лет. Все занятия взаимосвязаны, содержательны, на близкой и любимой детьми тематике. Рисование «вооружает» графическими и живописными техниками для передачи своих впечатлений об окружающем мире. Лепка позволяет моделировать объемные предметы («как настоящие») .
Аппликация через силуэты позволят увидеть обобщенную форму предметов в их разнообразии.
Метод сотворчества способствует организации обучения в игровой форме и получению эффективного радующего результата.
Ручной труд (художественная деятельность «нетрадиционные техники») развивает умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Формирует интерес к работе, готовность взяться за нее.
На занятиях с помощью применения нетрадиционных техник и материалов: рисование способом тычка, штампами, ватными палочками, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, лепка из солёного теста с последующим раскрашиванием. Дети на опыте осваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал превращается в различные поделки.
Работая с различным материалом, воспитатель знакомит с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью и т. д. Ребенок творит, фантазирует, создает образы, используя в своих работах соленое тесто, пластилин цветную бумагу. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.
План чаще всего предлагается педагогом, так как основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать. Количество занятий рассчитано на учебный год по одному разу в неделю. По времени занятия длится не более 25 минут (подготовка к занятию, теоретическая часть занятия, практическая часть занятия, физкультурные минутки или пальчиковые игры, анализ результатов, уборка рабочего места). Занятие проводится во второй половине дня – четверг.
Перспективное планирование занятий основано на методических рекомендациях : Авторская программа И. А. Лыкова. «Художественный труд в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». (средняя группа) .
На занятиях у детей развиваются и совершенствуются навыки и умения создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции с помощью применения нетрадиционных техник и материалов.
Примечание. Перспективное планирование для детей 4-5 лет предполагает более высокое качество создаваемых образов и предусматривает большую степень самостоятельности и активности малышей во всех видах изобразительной деятельности.
1.7.Ожидаемые результаты освоения программы
Дошкольник будет знать
«нетрадиционные техники» рисования, лепки, аппликации (согласно разделу программы, способы создания изображения.
Явления и объекты природы, произведения искусства.
Основные цвета и некоторые оттенки, проявления величины, пространственные отношения.
О некоторых предметах народных промыслов (игрушки, украшенные предметы, их назначение, материалы из которых изготовлены некоторые предметы.
Некоторые элементы росписи; различают скульптурные образы, живописные и графические изображения (иллюстрации, узнают изображенные в них предметы и явления.
Дошкольник будет уметь:
Создавать изображения, используя разные изобразительные материалы.
Создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов пятен, простых форм.
Использовать некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу программы, способы создания изображения. Передавать сходство с реальными предметами, обогащать образ выразительными деталями.
Дошкольник может решать следующие жизненно – практические задачи:
Применять сенсорный опыт в практической жизни (определять состояние погоды, времена года, и т. д
Знание пространственные отношения помогают ориентироваться на местности.
Уметь видеть, в мало оформленном материале образы предметов.
В течение года проводятся тематические выставки, посвященные временам года, народному промыслу.
Календарно-тематическое планирование занятий по художественному труду
МесяцНеделя
Тема занятий
Задачи развития
Материалы и оборудование
Сентябрь
1
«Флажки такие разные»
Выявить уровень владения детьми трудовыми умениями: складывать бумагу, резать ножницами по сгибу, на глаз, по условию, оформлять по своему замыслу, нанизывать на шнурок.
Бумага, ткань, цветная клеенка или другой материал.
2
«Цветные мячики»
Научить делать мягкие мячи для подвижных игр. Продолжать освоение способов конструирования и аппликации из мягкой бумаги.
Разные мячи резиновый, надувной, старые газеты, мягкая цветная бумага.
3
«Вкусные цветы на тарелке-клумбе»
Показать способ преобразования овощных срезов в цветы способом круговой высечки с помощью пластикового или столового ножа. Вызвать интерес к кулинарному искусству.
Морковь (свежая или вареная), огурец, зелень (укроп, петрушка), доски разделочные.
4
«Закладки для любимых книжек» (Ламинашки)
Учить создавать линейные узоры из осенних листьев. Дать представление об орнаменте и научить выделять ритм: повтори или чередование элементов.
Букет осенних листьев, закладки для книг; полоски плотной бумаги или картона, клей
Месяц
Неделя
Тема занятий
Задачи развития
Материалы и оборудование
Октябрь
1
Красивые платочки для бабашек (узор на квадрате)
Учить создавать узоры из осенних листьев: украшать «платок» декоративными элементами. Развивать чувство цвета, ритма, композиции. Воспитывать интерес к природе.
Технологическая карта, декоративные салфетки и носовые платки; бумажные квадраты разного размера и цвета
2
«Осенние салфетки для мамочки»
Учить детей создавать узоры из осенних листьев в технике «принт»: наносить краску на листья, стараясь передать их колорит, и ритмично ставить отпечатки. Развивать чувство цвета, ритма, композиции.
Технологическая карта; крепкие осенние листья; по два круга вырезанных из бумаги и ткани.
3
«Осенние картины из листьев и лепестков»
Учить создавать сюжетные картины из осенних листьев и цветочных лепестков. Дать начальное представление о художественной технике «коллажирование».
Две технологические карты (на выбор), листы плотной бумаги или картона синего, голубого, фиолетового или зеленого цветов (на выбор), клей, кисточки
4
«Банки с компотом, вареньем и соленьем»
Учить создавать композиции в прозрачных банках, распределяя вылепленные плоды. Вызвать интерес к созданию объемных дизайн-композиций по замыслу.
Емкости разного размера и различной формы для создания индивидуальных и коллективных композиций.
Месяц
Неделя
Тема занятий
Задачи развития
Материалы и оборудование
Ноябрь
1
«Миски для трех медведей»
Учить лепить по условию разные по величине миски для трех медведей. Формировать умение планировать работу – делить исходный материал на три неравные части, используя стеку.
Глина или слоеное тесто, дощечки или клеенки. Кукла Машенька в русском костюме.
2
Мобиль «Паук» и театральные куклы
Показать детям возможность преобразования природной формы (картофель) в конструкцию или скульптуру. Познакомить с технологией изготовления интерьерного украшения «паук» по мотивам белорусского народного искусства.
Белорусская кукла «паук» и голова театральной куклы, плоды картофеля разной формы и величины, соломинки или трубочки, нитки, пластилин.
3
Лоскутное одеяло
Познакомить с техникой «печворк».подводить к освоению понятия «часть и целое». Формировать навыки сотрудничества и планирования работы.
Цветные лоскутки или фантики, клей клеевые кисти, основа для коллективной композиции; салфетки клеенка, силуэты игрушек.
4
Пестрый коврик
Познакомить с ткачеством как видом декоративно-прикладного искусства. Показать способ плетения бытовых изделий. Формировать навык плетения.
Формы для плетения – листы плотной бумаги или картона с надрезами; шнурки, ленточки, тесьма, готовые полоски из бумаги.
МесяцНеделя
Тема занятий
Задачи развития
Материалы и оборудование
декабрь
1
Подсвечник «Снеговик» тестопластика или моделирование из глины
Продолжать формировать умения мастерить функциональные предметы из глины или соленого теста.Совершенствовать технику лепки.Раскрывать прямую связь между пластической формой ,материалом и технологией.Направлять детей планировать и выполнять работу,ориентируясь на модель,но при этом находитьиндивидуальные приемыоформления фигурки.
Технологическая карта»Подсвечник Снеговик»,белая глина или соленое тесто,свечи разного размера;стеки,зубочистки,бусины,мелкие пуговицы для глаз,фольга.
2
Ёлочка-малютка в бусах и гирляндах» конструирование в технике «инсталяция»
Вызывать интерес к созданию коллективной композиции «ёлочка» из бумажных цилиндров,гирлянд и бус.Формировать умения делать из бумаги полый цилиндр,мастерить гирлянду из бумажных колец по цветовому алгоритму.Закрепить умение завязывать и скручивать разлтчные гибкие материалы.Содействовать формированию навыков сотрудничества и сотворчества.
Цветная бумага для гирлянды,зеленая бумага для елочки,клей,ножницы, бусы,прицепки.
3
«Новогодние игрушки» конструирование изсоленого теста и фольги.
Развивать у детей стремление моделировать ёлочные игрушки из соленого теста и фольги по условию:в основе игрушек должны быть 3 базовые формы-шар,конус,цилиндр.(каждый ребенок лепит 3 разные игрушки).Активизировать усвоенные способы лепки и разнообразить приемы оформления.
Соленое тесто,фольга,тесьма для петелек,мелкий природный и бросовый материал,шнурки.
4
«Новогоднее угощение для игрушек» тестопластика
Инициировать свободное эксперементирование с различными пластическими материалами(соленое тесто) для обогощения художественного опыта.Предложить слепить новогоднее угощение для сюжетных йгр.Помочь детям обобщить представления о формах и способах формообразования.
Соленое тесто,стеки,скалки,доски, тарелки,салфетки.
5
«Новогоднее угощение для игрушек» (продолжение)
Стимулировать желание детей развивать художественный вкус, творческий потенциал, мелкую моторику рук.Воспитывать желание помогать друг другу.
Заготовки из соленого теста «Новогоднее угощение»,кисти,краски.
МесяцНеделя
Тема занятий
Задачи развития
Материалы и оборудование
январь
3
«Бублики, баранки,сушки.»
Формировать умения вдумчиво изображать3 группы предметов,близких по форме,но различных по размеру(бублики,баранки,сушки)
Соленое тесто или пластилин.
4
«Калачи из печи.» тестопластика
Познакомить детей с технологией изготовления калача.Продолжать учить работать с тестом:замешивать,делить на части,раскатывать,придавать форму,делать выемки и высечки. Развивать интерес к истории и традициям национальной культуры. Воспитывать патриотизм.
Готовое тесто или компаненты егозамешивания.доски или клеенки,стеки,блюдца,детские скалки,поднос или протвень.
5
«Петушок на палочке» художественное эксперементирование
Познакомить с технологией изготоввления петушка на полочке. Развивать способность к восприятию и самостоятельному созданию пластической формы. Воспитыватьсамостоятельность,инициативность,любознательность.
Глина,шпажки пластиковые,стеки,поднос для работ.
МесяцНеделя
Тема занятий
Задачи развития
Материалы и оборудование
февраль
1
«Чашки ,плошки,поварешки.» моделирование предметов в технике «Папье-маше»
Познакомить детей с техникой «папье-маше».Продолжать учить создавать функциональные игрушки.Развивать мелкую моторику рук,ловкость,аккуратность,усидчивость.Формировать опыт сотрудничества:понимать общий замысел,распределять обьем работы,договариваться о последовательности действий,стремиться к качественному результату.
Посуда простой формы,мягкая рыхлая бумага,контейнеры для клестера,кисти клеевые с широким ворсом,баночки с водой,жирный крем,клестер,клеенки,фартуки или рабочая одежда.
2
«Чашки ,плошки,поварешки.» моделирование предметов в технике «Папье-маше»(продолжение)
Развивать у детей фантазию,умения создавать единый узор на посуде.Развивать мелкую моторику рук ,художественные способности.Продолжать формировать опыт сотрудничества:понимать общий замысел,распределять обьем работы.
Заготовки посуда из «папье-маше»,кисти,краски,клей ,бисер,для декорирования.
3
«Наши сороконожки» художественное эксперементирование.
Продолжать учить лепить выразительные образы живых существ.Разнообразить иобогатить способ лепки на основе цилиндра:раскатывать прямыми
Продолжать учить лепить выразительные образы живых существ.Разнообразить иобогатить способ лепки на основе цилиндра:раскатывать прямыми ладонями,видоизменять форму,изгибать,закручивать,дополнять мелкими деталями.показать сходство пластических образов.Развивать наглядно-образное мышление,творческое воображение.
Соленое тесто (или глина,пластилин),мягкая бумага(салфетки,газеты,туалетная бумага),мелкие бусины и пуговицы,фасоль,горох,семечки,зубочистки.трубочки для коктеля,клеенки.
4
«Бабушкины пряники» лепка из соленого теста.
Познакомить детей со старинными способами изготовления лепных пряников в разнообразии видов.Продолжать учить работать с тестом:месить,делить на части,раскатывать,лепить пряники. Развивать интерес к истории и традициям национальной культуры.Воспитывать патриотизм.
Для показа детям_лепные пряники,готовое тесто или компоненты его замешивания,изюм и гвоздика для украшения.,доски или клеенки,поднос или декоративные тарелочки
месяцнеделя
Тема занятий
Задачи развития
Материалы и оборудование
март
1
«Жаворонки-веснянки» (тестопластика)
Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок: раскатывать комок теста в шар или жгут и оформлять птичку традиционным способом по выбору: Узлом из жгута или надрезыванием лепёшки. Предложить разные приёмы декорирования. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры.
Тесто. Стеки, сироп или разведённый мёд, доски разделочные.
2
«Заморские узоры» (ДИЗАЙН ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Познакомить с техникой декоративного оформления ткани. Вызвать интерес к освоению способа «узелковый батик» для украшения различных изделий из ткани. Развивать восприятие цвета.
Тканевые салфетки, прочные нитки или шнурки, цветная тушь, кисти или губки. Печатки, клеёнка.
3
«Вазы, салфетницы, конфетницы.»
Продолжать учить создавать красивые и функциональные предметы интерьера. Познакомить с каркасным способом лепки, формировать умение планировать работу. Определяя количество материалов, технический способ и последовательность работы.
Пустотелые бытовые формы, солёное тесто, красивые бусины, узкая тесьма.
4
«Тряпичная кукла «Пеленашка»
(КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ТКАНИ)
Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство, познакомить с традициями игрушечного ремесла, научить мастерить куклу – пеленашку безшовным способом.
Технологическая карта. Квадратные лоскутки, прочные нитки или шнурки.
месяц
неделя
Тема занятий
Задачи развития
Материалы и оборудование
апрель
2
«Солнечные писанки»
Познакомить с искусством декоративной росписи на поверхности яйца. Показать варианты композиции: деление яйца пополам по горизонтали и вертикали. Дать представления о солнечных знаках и их значениях.
Технологические карты:цельная скорлупа яиц, краски смешанные с клеем ПВА, тонкие кисти.
3
« Старинные изразцы: Уточка на озере» (рельефная лепка)
Дать представление виде гончарного искусства- изразцах развивать чувство формы и композиции. вызвать интерес к изображению стилизованных животных. воспитывать интерес к прикладному искусству.
Технологические карты, глина, картонные квадраты.
4
«Дымковская игрушка «Свинка Ненила».
Дать общее представление о том, что нужно для изготовления дымковской игрушки. Познакомить с технологией лепки пустотелой дымковской игрушки способом «с лепёшки»
Дымковские игрушки, технологическая карта, глина.
5
«Роспись дымковской игрушки»
Познакомить с традициями росписи дымковской игрушки. Воспитывать инициативность. Развивать аккуратность, восприятие цвета.
Гуашевые краски белые и цветные, кисти. Ромбики фольги, кисти.
месяц
неделя
Тема занятий
Задачи развития
Материалы и оборудование
май
1
«Весенняя открытка с сюрпризом»
Предложить смастерить весеннюю открытку с сюрпризом. Самостоятельно выбрать художественные материалы и различные способы работы. Создать условия для «поиска» сюрприза
Бумага белая и цветная, ленточки, тесьма, краски кисти, ножницы, клей.
2
«Тряпичная кукла».
(конструирование из ткани)
Научить мастерить тряпичную куклу новым способом. Продолжать знакомить с традициями игрушечного ремесла. Развивать тактильное восприятие.
По 3 лоскутка разного цвета 10х10 см. готовая деталь руки, два цветных лоскута для одежды, технологическая карта.
3
Инстоляция «Чудо-дерево» (тестопластика по замыслу)
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам художественных произведений. Создать условия для экспериментирования. Формировать навыки сотрудничества при создании коллективной композиции.
Солёное тесто, формочки, скалки, бытовой и природный материал для декорирования, декоративная тесьма
infourok.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида № 211»
Дополнительная общеразвивающая программа по ручному труду
«Детская мастерская» для детей 3-7 лет
Выполнила : Воспитатель Багрыч Н.В.
Кемерово 2017
Пояснительная записка
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В.А.Сухомлинский)
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Новизной и отличительной особенностью программы “Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
www.prodlenka.org
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 275» городского округа Самара
Утверждена
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 275» г.о.Самара
Е.А.Кочергина
Дополнительная образовательная программа
«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Автор: Лисицкая Марина Геннадьевна
Старший воспитатель первой
квалификационной категории
г. Самара
2015г
Пояснительная записка
Важную роль в процессе социализации ребенка имеет трудовое воспитание. Содержание трудового воспитания многообразно. Основой всей системы трудового воспитания является общественно-полезный труд воспитанников, под которым понимается посильная целесообразная трудовая деятельность на общую пользу, осуществляемая в форме непосредственного активного участия детей. Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.
Труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка.
Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовным.
Труд развивает человека физически.
Труд должен приносить радость, доставлять счастье, труд это проявление заботы людей друг о друге.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути ее достижения, получить результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена цель трудового воспитания детей дошкольного возраста – формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.
В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:
– Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
– Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
– Воспитание уважительного отношения к любому труду.
Актуальность
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание – это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».
В ходе обучения трудовым навыкам необходимо формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Интерес к разным видам труда и конкретные знания о труде, приобретенные детьми в детском саду, используются школой в трудовом воспитании учащихся, в работе по дальнейшему ознакомлению с разными профессиями, по профориентации учащихся.
Паспорт программы
Цель программы
1. Воспитание через обучение и обучение через игру.
2. Осуществление интеграции программного содержания с образовательными областями и видами детской деятельности.
3. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
4. Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности,
способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
5. Формировать навыки сотрудничества и учить детей взаимодействовать друг с другом.
Основные задачи
1. Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему.
2. Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам.
3. Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности.
4. Воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
5. Активизировать и расширить словарь детей:
• использование различных частей речи;
• трудовые действия;
• названия орудий и предметов труда.
6. Способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, включаться в повседневные трудовые дела в условиях детского сада и семьи.
7. Развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, воображение детей.
8. Способствовать формированию осознанного способа безопасного для ребенка поведения в предметном мире.
9. Развитие наблюдательности, логического мышления.
Прогнозируемый результат
1. Развитое самосознание.
2. Сформированность представлений о сути и значении трудовых действий, умений налаживаний контакта с другими людьми.
3. Развитие нравственных качеств (трудолюбие, умение прийти на помощь сверстникам и взрослым, вежливость, доброта, произвольных познавательных процессов (память, восприятие, внимание).
4. Применение умений выполнять посильные трудовые действия.
Основные принципы:
Применение игровой формы обучения.
Системность.
Индивидуальность.
Наглядность.
Доступность.
Осуществление целостного (воспитывающего и развивающего) обучения.
Взаимодействие с семьей.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 5-7 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Осуществление программного содержания материала происходит в течение дня.
Направленность программы
Трудовое воспитание по ФГОС ДО включает в себя такие виды труда как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе, труд взрослых и рукотворный труд. В свою очередь хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и труд в природе могут предусматривать не только индивидуальную, но и коллективную работу.
Самообслуживание. Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.
Хозяйственно-бытовой труд. Он создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Труд детей в природе. Создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему, происходит умственное и сенсорное развитие детей. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей. Любить природу – это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому.
Ручной труд. Развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда орудиям.
Труд взрослых и рукотворный труд. В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. У детей особенно возрастает интерес к труду взрослых, если они могут принять в нем, хотя бы небольшое участие.
Взаимодействие с семьей. Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Для того, чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать задачи трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания. Для этого могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, тематические выставки, стенды и др.
Методические рекомендации
1. Эффективными методами развивать трудовую, познавательную активность; усвоение детьми трудовых умений и навыков.
2. Создание благоприятных условий, способствующих воспитанию положительных качеств будущего гражданина нашего общества.
3. Формирование элементарных ценностных ориентаций внутри каждой сферы и между разными сферами в соответствие с общечеловеческими ценностями и нравственными нормами.
Основные методы обучения
Монологические.
Диалогические.
Объяснительные.
Наглядно-практические.
Формы обучения
Групповая.
Индивидуальная.
Формы работы
Создание коллекций.
Трудовые поручения.
Дежурства.
Коллективный труд.
Создание игровых ситуаций.
Выставки работ.
Методы работы:
Наблюдения.
Беседы.
Дидактические игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Экскурсии.
Необходимое оборудование:
Наличие программы.
Тематический план.
Наглядный материал (иллюстрации, картинки, фото, диафильмы).
Оборудование и инструменты для осуществления трудовых действий.
Блоки
1. Хозяйственно-бытовой труд.
2. Труд в природе.
3. Самообслуживание.
4. Ручной труд.
5. Труд взрослых и рукотворный труд.
6. Взаимодействие с семьей.
Примечание: осуществление программного содержание материала происходит в течение дня.
Блок 1. ХОЗЯЙСТВЕННО- БЫТОВОЙ ТРУД
НОД «Игрушки любят чистоту»
НОД «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
НОД «Золушка»
Организация хозяйственно-бытового труда
Игровая ситуации «Научим Почемучку сервировать стол»
Фотостенд «Как мы трудимся в детском саду»
Блок 2. ТРУД В ПРИРОДЕ
Опытно-экпериментальная работа в уголке природы, на огороде, в теплице
НОД «Огород Буратино»
НОД «Фея цветов в гостях у ребят»
НОД «Посадка лука»
Образовательная ситуация «Уход за обитателями живого уголка»
НОД « Как трудятся взрослые»
Блок 3. САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Образовательная ситуация «Учимся пришивать пуговицы».
Образовательная ситуация «Каждой игрушке – свое место».
НОД «Научим Незнайку заправлять кровать»
Блок 4. РУЧНОЙ ТРУД
НОД «Подружим иголку с ниточкой»
НОД «Сюрприз для друга»
Выставки работ «Наши руки не знают скуки» – составление панно из сухоцветов, барельеф, аппликация из бумаги, ткани и природного материала, аппликация из сухих листьев, моделирование из бусин, конструирование из природного и бросового материала, моделирование из шишек, аппликация из семян тыквы и др.
Блок 5. ТРУД ВЗРОСЛЫХ И РУКОТВОРНЫЙ ТРУД
НОД «Все работы хороши – выбирай на вкус»
НОД «Инструменты. Какие они?»
Экскурсия в библиотеку
Интеграция НОД Рассматривание картины «Уборка урожая»
НОД «Наши помощники»
Блок 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Беседа с родителями на тему:
«Содержание и методы трудового воспитания старших дошкольников в семье».
Выставка рисунков (фото) «Как мы трудимся дома».
Родительское собрание
«Родительское собрание “Трудовое воспитание в семье и детском саду”
Цель. Познакомить родителей с формами и методами организации труда детей дошкольного возраста. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и детском саду. Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье.
Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов (письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»).
Пространство для трудовой деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, необходимо учитывать:
Преемственность программы
с образовательными программами общеобразовательной школы
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Дошкольное учреждение выполняет задачу большой значимости – подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольном учреждении должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу – формирование нового человека. Подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Педагогическая диагностика усвоения детьми Программы трудового воспитания
Диагностика, как количественная оценка и качественный анализ всех педагогических процессов, позволит осуществление трудового воспитания детей соблюдать принцип индивидуальности в подборе форм и методов конкретных трудовых поручений для каждого ребенка.
С целью выявления уровня сформированности трудовых навыков и умений детей может быть осуществлена педагогическая диагностика по каждому виду трудовой деятельности детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой ручной труд и труд в природе.
В основу методики этой педагогической диагностики может быть положено два основных критерия:
1. Отношение ребенка к данному виду труда (активен или неактивен).
2. Результат усвоения ребенком способов выполнения трудового действия, навыка (успешен или неуспешен).
Результаты
• Активен — неуспешен — говорит о том, что у ребенка есть интерес к трудовой деятельности, но он не освоил способы выполнения определенного трудового действия.
• Неактивен — неуспешен — у ребенка не только не сформированы навыки определенного трудового действия, но и отсутствует интерес к определенному виду трудовой деятельности.
• Неактивен — успешен — ребенок не проявляет интереса и желания участвовать в доступной ему трудовой деятельности, но при побуждении его к ней со стороны взрослого справляется с трудовым поручением, так как освоил определенные трудовые действия, владеет навыками данного вида труда.
• Активен — успешен — это самый высокий результат и говорит с полном усвоении ребенком Программы трудового воспитания, так как у него сформированы интерес и навыки, необходимые для определенной трудовой деятельности.
Заключение
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.
Перечень литературы:
1. ФГОС ДО.
2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.
3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
5. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.
7. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.
8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. –- Ростов н/Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.
9. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9 (с.6-8), №12 (с.5-25) – 2013г.; №8 – 2014г.
nsportal.ru