Рабочая программа по изо в доу по фгос – Рабочая программа по ИЗО в детском саду.

Рабочая программа дополнительного образования по изо для ДОУ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 44

________________________________________________________________

143404, РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК, г. КРАСНОГОРСК,

УЛИЦА БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ, Д. 13

e-mail: [email protected] тел 495 563-05-73

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ № 44

________Н.А. Герасименко

Приказ №___от __________

«____» ___________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка дополнительного образования

Фантазеры

на 2018-2019 учебный год

Срок реализации: 3года

Возраст детей:4-7

Составила:

воспитатель

Пунтус Н.А.

г. Красногорск

2018

Содержание

1. Целевой раздел…………………………………………………………….….…..3-7

1.1. Пояснительная записка…………..……………….………………………………..3

1.2. Цель и задачи реализации программы……………….……………………….5

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы …………………………. 6

1.4. Целевые ориентиры………………………………………………………………..9

2. Содержательный раздел… ……………………………………….……10-14

2.1. Художественно-эстетическое развитие ………………………………………..10

2.2. Возрастные особенности детей, содержание психолого-педагогической работы…………………………………………… ………………… ….………..10

2.3. Интеграция изобразительной деятельности с образовательными областями 12.

2.4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы………………………………………………………………………….13

2.5. Тематический план: средняя, старшая, подготовительная к школе группа14-16

2.6. Календарно – тематический план: средняя……………………………17-26

старшая…………………………….….27-41

подготовительная к школе группа..42-52

3. Организационный раздел………………… …………………… ……53-54

3.1. Организация образовательной деятельности…… …………………………53

3.2. Перспективное планирование взаимодействия с родителями…… .. ………53

Список литературы………………………………………………………….…… 54-55

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

 Конституция РФ;

 Конвенция о правах ребенка;

 Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;

 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г. №58;

 Устав МБДОУ «Детский сад №44 г. Красногорска;

 Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013, приказ №1155;

 Основная общеобразовательная программа МБДОУ Детский сад №44 г. Красногорска.

Программа разработана с учетом дидактических принципов – их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников

  • настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо – деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

1.2. Цель и задачи реализации программы

Цель программы – развивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности детей дошкольного возраста в процессе рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

  1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства.

  2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

  3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

  4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

  5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей.

  6. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.

  7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

  8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

  9. Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

  10. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы учитывались лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Нацеленность на дальнейшее образование: Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Приемы и методы:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.

  • Практические – упражнения, игр методы.

  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.

педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца. Показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Основные правила:

  1. Использование приема транслирования информации.

  2. Отбор тематического содержания.

  3. Главный герой рисования – ребенок.

  4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.

  5. Педагог создает схематические изображения.

  6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.

Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.

  2. Обеспечение главных условий общения.

  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.

  4. Использование различных коммуникативных средств.

Структура:

  1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.

  2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания сюжета рисунка (не более 10 минут).

  3. Динамическая пауза с элемента

infourok.ru

Рабочая программа педагога доп.обр.по изо Андреевой О.В.

Рабочая программа педагога дополнительного образования по изодеятельности

Андреевой Ольги Владимировны

«Рисуя, я познаю мир».

ГБОУ СОШ №448 (ДО)

Москва

ВАО

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………3

1.2.Принципы и подходы к формированию программы…………………………..6

1.3.Возрастные особенности ………………………….………………………….8

1.4. Планируемые результаты освоения Программы………………………12

2.Организационный раздел

2.1. Режим дня………………………………………………………………….12

2.2.Тематическое планирование ………………………………………..…….24

3. Содержательный раздел

3.1. Художественно-эстетическое развитие………………………………….25

4. Список литературы………………………………………………..………27

5.Приложения

5.1. Сетка занятий……………………………………………………………..28

5.2.Годовое планирование в группах №2,3,4,5,6………………………….

5.3. Индивидуальные и групповые беседы с родителями воспитанников….

5.4. Индивидуальная работа с детьми…………………………………………

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Особенности рабочей программы педагога дополнительного образования по ИЗО ГБОУ СОШ №448 ДО г.Москвы Андреевой О.В.

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014г., образовательной программы ГБОУ СОШ№448 ДО в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста, согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Парциально используются программы Копцевой Т.А. «Природа и художник», Горяевой Н.А. «Первые шаги в мире искусства», Лыковой И.А. «Ладошки».

Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые авторами программы, позволяют нам наметить «штрихи» современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.

Современный ребенок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности.

Поэтому, детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и стала тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.

В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

С учетом основных принципов, требований к организации и содержанию изобразительной деятельности в ДОУ, основными целями и задачами которой являются: развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства; воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Предполагается обучение детей в течение 4лет: с 3 до 7лет. Программа строится спиралеобразно: от простого к сложному. На каждом витке (году обучения) повторяясь в расширенном, усложнённом варианте.

Тематический блок занятий по художественному творчеству способствует развитию активности, самостоятельности и творчеству детей, побуждает их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учит сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали.

Много внимания в программе уделяется изучению традиционных русских народных художественных промыслов, русскому костюму, русским народным сказкам, цветоведению, бумажной пластике. С помощью интерактивных технологий совершаются путешествия в музеи.

Для успешного овладения детьми художественно-творческой деятельностью и развития креативности в программе соблюдены следующие условия:

  1. обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать;

  2. разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов;

  3. уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении помещений детского сада, в организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым.

Каждый тематический блок в рабочей программе заканчивается коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений, организацией выставки, участием в конкурсах. Очень важно, чтобы дети видели общий результат, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. Например, неделя “Дары осени” заканчивается выставкой совместных с родителями поделок из природного материала и т.д.

Цели и задачи реализации Программы

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм; воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, таких как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

• активная жизненная позиция; приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в изостудии атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы учитывались лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Нацеленность на дальнейшее образование:

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

1.3.Возрастные особенности

На первом году обучения дети 3-4 лет:

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.

В возрасте 3-4х лет педагог должен знакомить детей с доступными для их понимания произведениями изобразительного искусства. Это прежде всего картинки с отображениями явлений природы в разное время года, иллюстрации русских народных сказок. Дети с удовольствием рассматривают изображения зайчишек, медвежат, лисят и других животных.

Педагог помогает ребенку увидеть наиболее существенное в образе каждого персонажа.Так же необходимо знакомить детей с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства: дети узнают яркие цветы в узоре на деревянной игрушке, любуются ярким нарядным сарафаном матрешки. Взрослому необходимо стремиться вызвать у детей радость, желание самостоятельно еще раз рассмотреть предмет или картинку.

Знакомство детей с искусством проводится в повседневной жизни и конечно же на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией и во время самостоятельной деятельности. Педагог может использовать потешки, песенки, стихи. Например, показывая детям картинку с изображением петушка, можно вспомнить русскую народную потешку «Петушок, петушок, золотой гребешок». Такие красочные характеристики могут помочь ребенку запомнить того или иного персонажа.

Изобразительная деятельность детей четвертого года жизни отличается тем, что благодаря формообразующим движениям в рисунке, лепке, аппликации возникают уже отчетливые изображения предметов (умишки круглые ушки, у девочки на голове бантик и т. п.)

Взрослый должен помочь ребенку хорошо рассмотреть предмет: обвести его по контуру, задать вопросы, которые направляют внимание детей на существенные детали (цвет, форма, наличие деталей) .Можно попробовать применить игровые приемы, например побеседовать от лица персонажей, именно это создает интерес у детей к занятию данным видом деятельности.

На занятиях рисованием необходимо развивать у детей способность замечать выразительность сочетаний цвета краски и бумаги (например, как красиво сочетается желтый и синий цвет) .

Иногда работу можно выполнять и коллективно. Такой вид деятельности может оказаться очень полезным тем, что учит видеть, как постепенно на мольберте создается одна большая картина. В результате общих усилий создается веселый поезд или праздничный букет и полянка с цветочками.

Конечно же изобразительная деятельность должна иметь место и в повседневной жизни. Для этого необходимо создать условия, которые смогут заинтересовать ребенка, вызвать у него эмоциональный отклик, направить интересы детей. Надо способствовать так же тому, чтобы родители проявляли интерес к детскому творчеству. Педагог должен давать родителям рекомендации, как лучше организовать данный процесс дома, в семье.

Взрослые всегда должны помнить: необходимо прежде всего уважать любые результаты детского творчества и быть всегда рядом с ребенком и в любую минуту прийти к нему на помощь!

На втором году обучения дети 4-5 лет:

Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

На третьем году обучения дети 5-6 лет:

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 20 – 30 минут. В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На четвертом году обучения дети 6-7 лет:

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполне

infourok.ru

Рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме: Рабочая программа по ИЗО

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 6 – центр развития ребенка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования по изобразительной деятельности

для детей 5-6 лет

Принята на педагогическом совете

Протокол № 1 от 05.09.2008 г.

Составитель: Заведующий МДОУ «Детский сад № 6 – центр развития ребенка» первой квалификационной категории   Я.М. Новоселова

Московская область, г. Сергиев Посад

Пояснительная записка

Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.

Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Программа студии «Изобразительное искусство» разработана на основе учебного пособия Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство для детей дошкольного возраста». Она наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приемами работы с ними; дает первые представления  о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках;

Помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приемы ее отображения.

Основная цель обучения изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей.

Задачи:

1. Овладение техническими приемами работы с различными материалами.

2. Воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

3. привитие уважения к труду и аккуратности в работе.

4. развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.

5. Развитие способности видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве).

Ожидаемый результат

К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.

У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Данная программа предназначена для обучения детей 5-6 лет основам эстетической и художественной культуры.

Формы работы: беседы, занятия, фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, комплексные, экскурсии, коллективные работы.

Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ.

Краткое содержание программы:

Тема №1 «Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками»

Беседа об особенностях работы карандашом, кистью, красками. На практическом занятии используются различные художественные материалы и инструменты. Занятие проводится фронтально. Для закрепления выполняются «узоры на салфетках».

Тема №2 «Знакомство с приемами кистевого письма – раздельным мазком». В рамках темы проводится беседа и практические занятия по темам «Ярило» «Яблонька» «Море». В заключение темы проводится конкурс «Праздничный фейерверк» (выполняется акварелью).

Тема №3 «Кистевой прием – «Красочное письмо».

Беседа об особенностях красочного письма, приемах нанесения на сухую и сырую бумагу. Практическое занятие по темам «осеннее дерево», «Зеленый сад». Работа выполняется акварелью.

Тема №4 «Осенний пейзаж».

Включает беседу о пейзаже, как о жанре живописи, о планах на картине (переднем, среднем и заднем) и 2 практических занятия. Тема завершается экскурсией в осенний парк.

Тема №5  «Семь цветов радуги – красок».

Беседа о цветовой палитре и основных цветах. Практическое фронтальное занятие «Радуга» (акварель).

Осенняя тематика завершается выставкой.

Тема №6 «Зимний пейзаж».

Беседа об особенностях зимнего пейзажа.

Тема №7 «Снеговик – почтовик».

Подгрупповое практическое занятие с использованием пальчиковой техники (акварель и гуашь).

Тема №8 «Морские обитатели».

Индивидуальные практические занятия с  использованием пальчиковой техники (гуашь).

Тема №9 «В гостях у зимнего леса».

Обобщающее практическое занятие по зимней тематике. Использование приемов красочного письма и раздельного мазка (акварель и гуашь).

Выставка работ.

Экскурсия в парк.

Тема №10 «Гжель».

Беседа о народном промысле «Гжель». Практические занятия предусматривают знакомство с элементами росписи и композиции «Гжельские узоры» (акварель, гуашь).

Тема №11 «Перспектива»

Включает в себя два раздела «Точка схода» и «2 точки схода»

Содержат беседы об особенностях изображения пространства.

Практические подгрупповые занятия с использованием карандаша и акварели.

Тема завершается выставкой.

Тема №12 «Пропорции предметов в узоре»

Беседа об узоре, как способе украшения, предметов и поверхностей.

Практические занятия по расположению узора на полосе и в квадрате.

Тема №13 «Расположение рисунка на листе»

Беседа о композиции. Практические занятия «Рисование с натуры яблока»

(карандаш, акварель).

Тема №14 «Натюрморт», «Фрукты».

Итоговое практическое занятие (карандашом и акварелью).

Тема №15 «Хохлома»

Беседа о народном промысле «Хохлома». Практические занятия предусматривают знакомство с элементами росписи и композиции «Мотивы хохломы» (акварель, гуашь).

Тема №16 «Нетрадиционные способы рисования»

Фронтальные практические занятия по темам «Змейки на полянке» (коллективная работа, выполняется акварелью и ватными палочками), «Морская буря» (зубная щетка, гребешок, гуашь, акварель), «Сказочный лес» (гуашь, спичечные палочки).

Тема №17 «Графическое изображение».

Беседа о новых способах организации линии. На практическом занятии осваиваются практические приемы – «замкнутый контур», «штрих», «спираль» (карандаш).

Тема №18 «Животные жарких стран».

Практические занятия с усвоением характерных особенностей животных и созданием небольшого сюжета (карандаш, акварель).

Тема №19 «Ветка сирени».

Практическое занятие с закреплением кистевого приема «раздельный мазок» (акварель)

 Тема №20 «Аквариум».

Подгрупповое занятие с использованием различных кистевых приемов.

Выставка.

Экскурсия в музей.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Осень

1. «Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками»

  1. Беседа
  2. «узоры на салфетках» (акварель, гуашь)

2.  «Знакомство с приемами кистевого письма – раздельным мазком».

  1. «Ярило» (акварель)
  2. «Яблонька» (акварель)
  3. «Море». (акварель)

Конкурс «Праздничный фейерверк»

3. «Кистевой прием – «Красочное письмо».

  1. Беседа
  2. «Осеннее дерево» (акварель)
  3. «Зеленый сад» (акварель

4. «Осенний пейзаж».

  1. Беседа
  2. Рисование по сырой бумаге (задний, средний план)
  3. «Рябинка» (передний план)

Экскурсия в парк

5. Теплый и холодный цветовой строй

«Сияние цвета»

6.»Цветовой вихрь»

работа по замыслу (акварель, гуашь)

7. Три основные краски – красная, желтая и голубая.

Беседа

«Цветовой ковер» (гуашь)

8. Семь цветов радуги – красок».

  1. Беседа
  2. «Радуга» (акварель).

Выставка

II

1.Зима

  1. Беседа об особенностях зимнего пейзажа

2. «Снеговик – почтовик».

  1. Фон, пальчиковая техника (акварель)
  2. Снеговик (гуашь)

3. «Морские обитатели».

  1. Беседа
  2. Пальчиковая техника (гуашь)

0,5ч

1,5ч

4. «В гостях у зимнего леса».

  1. Фон на мокрой бумаге (акварель)
  2. Заснеженные ели (гуашь)

Выставка

5. Экскурсия в парк

6. «Гжель».

  1. Беседа о народном промысле «Гжель».
  2. Элементы росписи
  1.  «Гжельские узоры» (акварель, гуашь).

7. Перспектива

«Точка схода»

  1. Беседа
  2. Коробка (карандаш)
  3. Аллея (карандаш)
  4. Аллея (акварель)

«Две точки схода»

  1. Беседа
  2. Здание (карандаш)
  3. Улица (карандаш)
  4. Улица (акварель)

Выставка

III

1. Весна

«Пропорции предметов в узоре»

  1. В полосе (гуашь)

В квадрате  (гуашь)

2. «Расположение рисунка на листе»

  1. Беседа
  2. Рисование с натуры яблока (карандаш, акварель)

3. «Фрукты» (карандаш, акварель)

контрольная работа

4. Знакомство с народным промыслом «Хохлома»

  1. Беседа
  2. Элементы хохломской росписи (акварель)
  3. Мотивы хохломы (акварель, гуашь)

5. Нетрадиционные способы рисования

  1. Змейка на полянке (акварель, ватные палочки) коллективная работа.
  2. «Морская буря» (гуашь, акварель, зубная щетка, гребешок)
  3. «Сказочный лес» (гуашь, спичечные палочки)

6. Графическое изображение

  1. Беседа
  2. Замкнутый круг, штрих, спираль (карандаш)

7. Животные жарких стран (карандаш, акварель)

8. «Ветка сирени» (акварель)

9. «Аквариум» (акварель

10. Выставка детских работ для родителей

11. Экскурсия в музей

    Итого

21,5

48,5

72

Используемая литература:

1. Казакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. М.: Просвещение, 1995г.

2. Комарова Т.С, Обучение детей техники рисования. М: Просвещение, 1996.

3. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2005г.

4. Кузин В.С. Психология. Учебное пособие для художественно-графических училищ. М.: Просвещение, 2004г.

5. Халезова Н.Б. Народные промыслы детей. М.: Просвещение, 1985г.

6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство для детей дошкольного возраста М: Мозаика – Синтез, 1997г.

nsportal.ru

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО “Нетрадиционные техники рисования”

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6

Рассмотрено на заседании Утверждаю:

методического (педагогического) совета Заведующий МКДОУ

от « » 20 г. «Детский сад № 6

____________ Шмакова Т.В.

Протокол № ________________

«___» ___________ 20 ___ г.

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО

«Рисование нетрадиционными техниками»

Возраст обучающихся: 3 – 7 лет

Срок реализации: 4 года

Автор составитель:

Панаско Наталья Вячеславовна

Воспитатель

г. Татарск, 2017г.

Содержание

1. Введение

2. Целевой раздел:

    1. .Пояснительная записка

2.2.Цели и задачи реализации Программы

2.3.Принципы и подходы к формированию Программы

2.4.Возрастные характеристики детей

2.5.Планируемые результаты освоения Программы

3. Содержательный раздел

3.1. Образовательная деятельность в соответствии с развитием ребенка (в пяти образовательных областях)

3.2. Формы взаимодействия с семьей

4. Организационный раздел

4.1.Календарно-тематическое планирование рабочей программы

4.2.Перспективное планирование рабочей программы

4.3.Методическое обеспечение программы

4.4.Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы

4.5.Использованная литература

1.ВВЕДЕНИЕ

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские педагоги и психологи.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П. Саккулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так, как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Проблема формирования выразительного образа в рисунках дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А.Флериной (1940), Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой (I960), Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках : карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др.), красками гуашь и акварель и др.

Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С.Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.

Эту же позицию разделяет И.Л.Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.

Опыт работы свидетельствует: неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. А главное, неклассические техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. Наличие материала для работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. Неклассические техники рисования создают на занятиях атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Педагог должен  пробудить в каждом  ребёнке веру в его  творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и  красоту, приносить людям радость. Исследователи детского изобразительного творчества – Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина – экспериментально доказали: создание изображения требует, чтобы дети  отчётливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить. Все эти  представления формируются на основе восприятия, но обязательно эмоционально – эстетически окрашенного. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Основная задача взрослого – научить ребёнка действовать, а затем направлять его активность. Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Рабочая Программа представляет собой детально разработанную систему неклассических техник рисования с детьми в кружке по изодеятельности в условиях детского сада. В программе сформулированы общие развивающие и обучающие цели, развернуты специальные задачи по использованию нетрадиционных техник изодеятельности, содержится подробное календарно-тематическое планирование, спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети.

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2.1.Пояснительная записка

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Занятия с использованием творческих заданий, игр и игровых ситуаций являются эффективным средством развития ребенка. Только тогда, когда ребенку интересно на занятии, у него появляются прочные знания, умения и навыки. На такого вида занятиях каждому удается почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунков в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

В изобразительном искусстве техникой (от гр. techne – искусство, мастерство) принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ. В узком смысле слова, понятие техника как результат работы художника специальными материалами и инструментами. Техникой рисования, которой должны овладеть дети дошкольного возраста, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке. Показатель владения техникой рисования при этом – способность ребенка варьировать материалы и инструменты для создания выразительного образа.

Классическими принято называть техники, которые определены в соответствии с используемым материалом (гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер). Применимы техники в любой возрастной группе. Как показывает практика, они и доступны, и необходимы в работе.

Для дошкольного учреждения многие неклассические или так называемые нетрадиционные техники (монотипия, кляксография, пальцеграфия и т.п.) давно традиционное явление.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, возникла заинтересованность возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики и неклассические техники рисования очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной Программы.

Актуальность программы в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и т.д.

Неклассические техники рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования и изготовления аппликаций , способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании и аппликации также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Направленность программы: развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения), развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования и аппликации является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования и изготовления аппликации. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

2.2.Программа имеет цель: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и нетрадиционного изготовления аппликаций .

Задачи программы:

Развивающие:

-развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.

-развивать творческие способности детей.

-развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

-развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитательные:

-воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

– воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Обучающие:

-обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

-знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

-учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

-совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Оздоровительные:

-укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии, которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Задачи кружка первого года обучения (3-4 года) :

1.Познакомить детей с различными видами нетрадиционной техники обучения изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования и нетрадиционные способы изготовления аппликаций).

2.Формировать у детей изобразительные умения и навыки.

3.Развивать творческое воображение, поощрять проявление фантазии.

Задачи кружка второго года обучения (4-5 лет):

1.Учить выбирать материал для нетрадиционного рисования и изготовления аппликаций и умело его использовать.

2.Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

3.Прививать интерес к рисованию и аппликации нетрадиционными техниками.

4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

Задачи кружка третьего года обучения(5-6 лет):

1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

Задачи кружка четвертого года обучения(6-7 лет):

1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

2. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

4. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Рабочая Программа построена на позициях гуманно — личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Рабочая программа кружка построена на следующих нормативно-правовых документах:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012года № 273-ФЗ;

  2. Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

  3. Приказ министерства РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

  4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ: детский сад № 9.

Программа является модифицированной и ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».-М: Т. Ц. Сфера, 2005г.

2. А.А. Грибовская « Коллективное творчество дошкольников» конспекты занятий». Творческий центр «Сфера», 2004г.

3. А.А. Фатеева « Рисуем без кисточки» практическое приложение.- Ярославль: Академия развития, 2009г.

Цель образовательной программы ДОУ:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности;

  • всестороннее развитие психических и физических качеств личности в разных видах деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

  • формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Задачи образовательной программы ДОУ:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса;

  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношен

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *