№ п/п | Мероприятия | Цель мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Встреча учителей выпускных 4-х классов с воспитателями подготовительных к школе групп ДОУ “Золотой ключик” |
1. Скорректировать план совместной
работы школы и детского сада. 2. Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике “1 сентября – День Знаний”. |
август | Зам.директора по УВР Центра образования Методист ДОУ |
2. | Праздник “1 сентября – День Знаний”. | Создать для будущего выпускника д/с
условия возникновения желания учиться в школе. |
Сентябрь | Зам.директора по УВР Центра образования Методист ДОУ |
3. | Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов занятий в детских садах. | Познакомить воспитателей д/с с методами
и приёмами, применяемыми на различных уроках
учителями начальной школы. Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах. Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду. Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников. |
В течение года | Зам.директора по УВР Центра образования Методист ДОУ Учителя начальной школы Воспитатели ДОУ |
4. | Совместное заседание МО Общие понимания и требования готовности ребенка к школе |
1.Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе. | Ноябрь | Руководитель МО Центра образования Руководитель МО ДОУ |
5. | Изучение воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса нач. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год. | Показать разнообразие программ в
начальной школе. |
Сентябрь – апрель | Руководитель МО ДОУ Методист ДОУ |
6. | Праздник “Мы теперь – ученики”. | Выявить возможность и место участия
выпускников подготовительных групп в празднике
“Мы теперь – ученики”. Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником. |
Ноябрь | Руководитель МО Центра образования |
7. | Работа Школы будущего первоклассника “Ступени”(проведение адаптационных занятий с воспитанниками ДОУ) | 1.Создание условий для личностного
развития ребенка. 2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться |
Октябрь – апрель | Зам. Директора по УВР Центра
образования Учителя начальной школы |
8. | Проведение совместного педагогического совета “ Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста” | Выявить особенности программ по
речевому развитию Подготовить к школе воспитанников д/с согласно программным требованиям ДОУ и школы. |
Декабрь- февраль |
Зам. Директора по УВР Центра
образования Учителя начальной школы Методист ДОУ |
9. | Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу. | Выявить уровень школьной зрелости у
воспитанников подготовительных групп. Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости. Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации. |
Апрель-май | Психологическая служба ДОУ и Центра образования |
10. | Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа” | Привлечь родителей к обучению детей в
школе своего района. Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе. |
Март | Зам. Директора по УВР Центра
образования Учителя начальной школы Методист ДОУ |
11. | Экскурсии воспитанников детских садов в школу в рамках Дня открытых дверей в МОУ “Центр образования” | Познакомить воспитанников детских
садов со зданием школы, учебными классами,
физкультурным залом, библиотекой. Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе. |
март | Зам. Директора по УВР Центра
образования Учителя начальной школы |
12. | Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!” | 1. Выявить творческий потенциал детей предшкольного и школьного возраста. | Апрель | |
13. | Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка” | Помощь родителям в решении педагогических проблем. | Март – май | Учителя начальной школы Воспитатели ДОУ |
14. | “День открытых дверей” (по отдельному плану) | Показать с помощью компьютерной
техники презентацию школы. Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников ДОУ. Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе. |
Март | Зам. Директора по УВР Центра
образования Учителя начальной школы |
15. | Праздник “Прощай, Азбука!” | 1 Создать для будущего выпускника д/с
условия возникновения желания учиться в школе,
уметь читать. 2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником. |
Март | Учителя начальной школы Воспитатели ДОУ |
16. | Составить примерный план совместной
работы школы и д/с на будущий учебный год. Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности. |
Апрель-май | Руководитель МО Центра образования Руководитель МО ДОУ Зам. Директора по УВР Центра образования Методист ДОУ |
|
17. | Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!” | Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе. | Май | Учителя начальной школы |
urok.1sept.ru
Разработка программы по осуществлению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы.
На основании анализа целевых ориентиров дошкольного образования и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мы составили программу по осуществлению преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы
Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи программы:
1. Создание единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
4.Обеспечить условия для реализации плавного, без стрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5.Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.
6. Выработать единую стратегию в работе с родителями.
Организационно-методическое обеспечение включает:
Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».
Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующим обсуждением).
Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Работа с детьми включает:
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:
1.Консультации родителей воспитателем, учителями «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».
2. Родительские собрания
nsportal.ru
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ ДС№1
____________ КлещевичГ.Н.
«____»______________2016г.
План работы по преемственности со школой
МБДОУ «ДС №1»
2016-2017 учебный год
г.Евпатория, 2016г.
Пояснительная записка
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Задачи непрерывного образования на дошкольном этапе:
– Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
– Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, его положительного самоощущения;
– Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению; расширение знаний об окружающем мире, стимулирование познавательной, коммуникативной игровой и других видов активности.
На этапе начальной школы преемственность обеспечивает:
– Осознанное принятие ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляцию поведения в соответствии с ними;
– Готовность у активному эмоциональному, интеллектуальному, коммуникативному взаимодействию с окружающим миром;
– Желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
– Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
– Развитие и совершенствование личных качеств ребенка, сформированных в дошкольном детстве.
Цель: обеспечить создание системы непрерывного образования, связь и согласованность целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе.
Содержание работы | Срок | Ответственные |
Содержание совместной работы воспитателей детского сада и учителей школы | ||
Обсуждение и утверждение совместного плана работы | Сентябрь | Зам.директора по УВР МБОУ СШ № 15, старший воспитатель МБДОУ ДС № 1 |
Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков) | В течение года | Старший воспитатель Воспитатели подготовитель ной группы |
Участие в педагогических советах. | ||
Взаимное консультирование. | ||
Проведение совместных родительских собраний | ||
Содержание работы с детьми | ||
Посещение торжественной линейки в школе | Сентябрь | Воспитатели подготовитель ной группы |
Экскурсия в школу (посещение библиотеки, спортивного и актового зала) | Октябрь | |
Беседа о школе | ||
Беседа о профессии учителя (с приглашением учителя начальных классов) | ||
Чтение и рассказывание стихов о школе | Ноябрь | |
Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь | ||
Изобразительная деятельность на тему «Моя будущая школа» | В течение года | |
Выставка детских работ «Моя будущая школа» | ||
Сюжетно-ролевая игра «Я- школьник» | ||
Словесные и дидактические игры школьной тематики | ||
Знакомство с пословицами ,поговорками и загадками об учении в школе | ||
Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель» | ||
Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками | По плану школы | |
Посещение праздника «Прощание с букварем» | По плану школы | |
Выпуск детей в школу | Май | |
\ Обследование детей подготовительной группы с целью изучения школьной зрелости. | Апрель-май | старший воспитатель, воспитатели МБДОУ ДС № 1 |
День открытых дверей для родителей будущих первоклассников: – выставка рисунков дошкольников «Я будущий первоклассник» в СШ; – оформление тематических стендов, газет; – экскурсия по школе; | Февраль | Зам.директора по УВР МБОУ СШ № 15, библиотекарь, воспитатели МБДОУ ДС № 1 |
Содержание работы по взаимодействию с родителями | ||
Консультация «Психологическая готовность к школе» Правила для родителей. | Октябрь | Педагог -психолог, Воспитатели подготовитель ной группы |
Родительское собрание “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа” | Ноябрь | Воспитатели подготовитель ной группы, учителя начальных классов, педагог психолог, старший воспитатель |
Консультация «Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе» Выпуск брошюр «Леворукий ребенок» | Январь | |
Консультация «Готовим руку к письму» | Февраль | |
Родительское собрание с присутствием учителя начальных классов с показом занятия воспитателей ДОУ | Апрель |
nsportal.ru
№ п/п | Мероприятие | Дата | Ответственный |
I 1 | Организационная работа. Организация предметно – развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей ДОУ и начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных интересов. | В течение учебного года | Администрация школы и ДОУ |
2 | Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу для подготовительной группы: Участие в Дне знаний Ознакомление с помещением школы, школьным музеем, библиотекой, спортивным залом Участие в праздновании Последнего звонка. | В течение учебного года | Администрация школы и ДОУ, воспитатель |
3 | Применение единого подхода в обучении детей здоровому образу жизни: Привитие гигиенических навыков; Воспитание культуры поведения, умения вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым, аккуратным, умения занять себя, найти дело по интересам; Приучение к соблюдению режима дня, не допускающего физической, психологической и интеллектуальной перегрузки и способствующему общему развитию и оздоровлению | В течение учебного года | Администрация школы и ДОУ |
4 | Воспитание детей в игре: Определение места игры в режиме дня; Подбор и размещение игрового материала, содержания игр; Развитие умения играть самостоятельно; Использование игры в педагогическом процессе | В течение учебного года | Администрация школы и ДОУ |
5 | Своевременный медицинский осмотр детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья и уровне физического развития воспитанников старшей и подготовительной групп, первоклассников. | В течение учебного года | Администрации школы и ДОУ |
6 | Оказание школой помощи ДОУ: Весенний трудовой десант по благоустройству территории. | В течение учебного года | Администрация школы и ДОУ |
II 1 | Методическая работа. Внедрение новых форм педагогической учебы: Встречи за круглым столом; Мастерские для воспитателей и учителей начальных классов по вопросам преемственности образовательного процесса | В течение учебного года | Администрация школы и ДОУ |
2 | Изучение и анализ программ начальной школы и ДОУ, нормативных документов по подготовке детей к школе. | В течение учебного года | Администрация школы и ДОУ |
3 | Посещение уроков в 1-м классе воспитателями ДОУ по темам: Использование развивающих игр в обучении математике; Использование элементов развивающего обучения на уроках письма и литературного чтения. | По плану школы | Администрация школы и ДОУ |
4 | Посещение занятий в старшей и подготовительной группах учителями начальной школы по темам: Организация и проведение занятий по обучению грамоте, математике; Использование развивающих игр на занятиях по математике; Использование разнообразных форм организации обучающих занятий (рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия воспитателей с детьми). | Февраль-март месяц | Администрация школы и ДОУ, воспитатель |
5 | Изучение развития детей и контроль за ним, начиная с подготовительной группы ДОУ учителем, который в дальнейшем поведет детей до 4-го класса. | В течение учебного года | Администрация школы и ДОУ, воспитатель |
III 1 | Работа с родителями. Участие в родительских собраниях в школе и ДОУ | В течение учебного года | Администрация школы и ДОУ, воспитатель |
2 | Психологические консультации для родителей | В течение учебного года | Администрация школы и ДОУ |
3 | Подготовка информационных листов для родителей «Подготовка детей к школе», «Что должен знать и уметь первоклассник». | В течение учебного года | Администрация школы и ДОУ, воспитатель |
nsportal.ru
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы недостаточной управленческой и организационной преемственности деятельности, отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения.
Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения.
Изучив концепцию содержаний непрерывного образования, нормативные документы по вопросам преемственности нами разработана программа: «Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени общего образования».
Цель программы:
Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования. Обеспечение непрерывности, целостности, системности.
Объект программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.
Задачи:
1.Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Усовершенствование форм организации и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе:
3. Совершенствование образовательного содержания в ДОУ и начальной школе.
Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста:
Гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:
На дошкольной ступени:
На ступени начальной школы:
Реализация общей цели образования детей 3 – 10 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:
На дошкольной ступени:
На ступени начальной школы:
1.Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства.
2.Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
3. Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка.
Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности:
· физическое развитие;
· познавательное развитие;
· социально-личностное развитие;
· художественно-эстетическое.
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
1. Принцип развития. Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.
2.Принцип гуманитаризации. Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
3.Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
4.Принцип культуросообразности. Понимается как “открытость” различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
5.Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка – гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.
На основании программы отработана единая нормативно – правовая база, регламентирующая деятельность МДОУ д/с общеразвивающего вида «Теремок» и МОУ ЛСОШ №3 в вопросах преемственности, составлен план преемственности, договор, положение о сотрудничестве (Приложение 1)
Доминирующие формы педагогической работы с детьми
Дошкольное образование |
Начальная ступень школьного образования |
Игра, игровое занятие |
Урок |
Все виды игровой, художественно – продуктивной деятельности |
Учебная, с использованием игровых приемов |
Формы организации и методы обучения в ДОУ и СОШ
Прогнозируемый результат:
Механизм внедрения программы
1 этап |
Поступление ребенка в дошкольное учреждение: |
– Медицинское обследование. |
Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели |
2 этап |
|
Педагогическая деятельность: – Занятия с детьми по программе дошкольного образования с использованием современных технологий. Психологическое сопровождение ребенка: – Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ. |
|
Методическая работа: |
|
Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, зам. зав. по ВМР, зам. директора по УВР |
– Проведение общих методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей. |
urok.1sept.ru
Цель:обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе – наличие способности обучаться.
Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
организационно-методическое обеспечение;
работа с детьми;
работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечениевключает:
Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
Семинары-практикумы.
Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Работа с детьмивключает:
Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).
Совместную работу психологов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителейвключает:
Совместное проведение родительских собраний.
Проведение дней открытых дверей.
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
Консультации психолога и учителя.
Организация экскурсий по школе.
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:
Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
личностного развития ребенка;
укрепления психического и физического здоровья;
целостного восприятия картины окружающего мира;
формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
преодоления разноуровневой подготовки.
Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.
studfiles.net
Актуальность. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:
– на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
– на единых целях воспитания и обучения детей;
– на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Цели:
– создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
– обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
– создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
– увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи:
-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Вид проекта: творческий смешанного типа.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы-25 человек, выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ВСОШ № 2) – 20 человек, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальной школы, родители.
Этапы развития проекта:
1 этап проекта – создание развивающей среды
2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
3 этап – встречи с выпускниками и учителями
Длительность: 1 год
Пояснительная записка.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.
Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.
Преемственность – непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. (Советский философский словарь) Преемственность – это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». А в рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной. Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
Проблемы преемственности: «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены. Однако если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» – логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе. Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы – сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.).
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.
Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей – один из важных факторов обучения детей в школе.
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих задач (проблем) была составлена программа преемственности детского сада и школы. Проект помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.
В течение ряда лет МБДОУ «Солнышко» и ВСОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ работают в тесном сотрудничестве. Вопрос преемственности доминирует в нашей совместной работе. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы работают в одном методическом объединении (МО). На совместных заседаниях МО рассматриваются актуальные проблемы дошкольного и школьного образования, работает постоянный семинар-практикум по изучению передового педагогического опыта в вопросах обучения и воспитания учащихся, в системе организовано взаимопосещение занятий в подготовительной к школе группе детского сада и уроков в начальной школе. Положительный результат дает общение будущего учителя 1-го класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией стало для учителей посещение, а затем и проведение собрания в ноябре в группе выпускников детского сада. Воспитатели детского сада, в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами.
При выпуске из детского учреждения воспитатели детского сада дают полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для дальнейшей работы. Такая работа позволяет положительно решать вопросы преемственности в работе детского сада и школы. Высокое качество знаний учащихся начальных классов свидетельствует о правильности выбранного пути.
nsportal.ru