Полный текс программ дополнительного образоваия вы можете посмотреть в “Общих сведениях об ОУ” в разделе “образование” и “Платные образовательные услуги”. Все программы направленные на формирование ЗОЖ входят в ООП ДО МОУ Детского сада №276
По итогам прошедшего года самой востребованной стала программа “Учимся говорить правильно”.
Краткая презентация программы “Учимся говорить правильно”
Программа «Учимся говорить правильно» является программой дополнительного образования в МОУ Детском саду социально- педагогической направленности.
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.
Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.
Развитие речи детей – одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родители.
Мы живем в XXI веке – эпоху передовых электронных технологий. Дети умеют пользоваться техникой, знают многие компьютерные операции уже в дошкольном возрасте, но развитие речи остаётся на низком уровне.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
Причина создания кружка возникла в результате обследования детей детского сада на предмет развития речи. Обследование показало, что многие дети нуждаются в помощи учителя-логопеда.
В соответствии с «Положением об оказании логопедической помощи» в первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети подготовительной к школе группы. Поэтому и возникла идея создания программы, которая будет реализована в рамках кружка «Учимся говорить правильно».
Программа составлена на основе:
· «Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Годоберидзе, О.В. Солнцевой
· «Программы логопедической работы по преодолению фонетико– фонематического недоразвития у детей дошкольных образовательных учреждений», под редакцией Т. Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой.
· Эффективных технологий формирования правильной речи
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип
Программа кружка позволяет оказать специализированную логопедическую помощь детям, которые не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия, подготовить их к дальнейшей коррекционной работе.
Программа кружка направлена на:
· развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата;
· развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти,
· формирование правильного произношение звуков,
· развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти, координации движений и мелкой моторики рук.
При составлении программы были использованы методические разработки Нищевой Н. В., Карельской Е.Г., Черенковой Е.Ф., Фомичовой М.Ф. и других авторов.
При планировании коррекционной работы кружка учитывались :
· индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
· положительная мотивация выполнения заданий;
· чередование различных видов деятельности.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для профилактики речевых расстройств в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие словарного запаса.
6. Формирование связной и выразительной речи.
7. Воспитание культуры речевого общения: умение слушать, вести диалог.
На занятиях кружка используются:
· Артикуляционная гимнастика.
· Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
· Дыхательные упражнения.
· Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
· Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
· Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
При разработке и проведении занятий кружка учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.
В работе кружка предусмотрено использование нетрадиционных методов: массажные мячиками, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами, счетные палочки.
Срок реализации программы кружка – 1 год.
Периодичность занятий: 1-2 раз в неделю, во второй половине дня, всего 28-56 занятий (с сентября по май включительно).
Продолжительность занятия: 20 минут.
Форма проведения занятий: групповая
Для групповых занятий предусмотрено 10-15 человек
Предварительное расписание занятий
среда
16. 15 – 16.35
пятница
16.15 – 16.35
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети научатся:
· Правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях;
· находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
· различать понятия «речевые звуки», «неречевые звуки», «звук», «слог», «слово» на практическом уровне;
Работа кружка предусматривает:
· коррекцию лексико-грамматической стороны речи;
· формирование связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
Наименование образовательной программы | Программа дополнительного образования коррекционно-развивающее обучение дошкольников, имеющих нарушения звукопроизношения «Звукознайка» |
Форма обучения | Очная |
Нормативный срок обучения | 1 год |
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации) | В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась |
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение) | Русский |
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой | Не предусмотрено |
Практика, предусмотренная образовательной программой | Не предусмотрено |
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии |
Описание образовательной программы | Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия: подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков. Каждый этап распределён по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы. При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Цель программы: устранение речевых дефектов детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Основные задачи программы: 1) Постановка нарушенных звуков; 2) Формирование полноценных звукопроизносительных навыков; 3) Развитие фонематического слуха и восприятия; 4) Развитие доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза; 5) Формирование практических умений и навыков пользование исправленной, фонетически чистой речью; 6) Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры и фонематического восприятия). Планируемые результаты: В ходе реализации программы ребенок научится: ♦ правильно произносить все звуки русского языка; ♦ дифференцировать на слух и в произношении звуки, сходные по артикуляции и акустически; ♦ правильно применять в самостоятельной речи полученные навыки исправленной, фонетически чистой речи и слова различной слоговой структуры. Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в смотрах конкурсах, фестивалях, детских концертах и других мероприятиях. |
Информация об учебном плане | Программа рассчитана на: 2 занятия в неделю 8 занятий в месяц 72 занятия в год Занятия проводятся в индивидуальной форме обучения, продолжительность занятия – 30 минут. |
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) | Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В МАДОУ детский сад №1 города Тюмени осуществляется коррекция нарушений речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи от 5 до 6 лет. Однако, в связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, возникла необходимость введения дополнительных платных образовательных услуг по коррекции речи детей от 4 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. |
Информация о календарном учебном графике | Прилагается |
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса | Программа составлена по методическим разработкам авторов:
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. |
Рекомендация 1: Развитие языка
Разговор о книге улучшит словарный запас вашего ребенка и расширит его знания по теме этой книги. Читаете ли вы сказку, книжку с картинками, информационную книгу или любой другой текст, вы можете участвовать в обсуждении, поскольку вам нравится читать вместе.
Лучше всего использовать книги с подробными иллюстрациями и темами, которые интересны вашему ребенку. Вы можете использовать книги у себя дома или взять книгу в библиотеке вашего ребенка в классе, школьной библиотеке или публичной библиотеке. Кроме того, имейте в виду, что вы можете получить доступ к книгам на портативных компьютерах, планшетах, цифровых устройствах для чтения и смартфонах. Такие веб-сайты, как Project Gutenberg, предоставляют бесплатный доступ к книгам и мобильным форматам, особенно для смартфонов. Не забудьте поискать в магазине приложений вашего телефона бесплатные приложения, содержащие книги для детей.
Чтобы вовлечь ребенка в разговор, вы можете использовать инструмент PEER: P rompt, E val, E xpand и R epeat. См. «Разговор во время чтения» втрое и «Закладка» для примера того, как использовать PEER.
Видео и семейные мероприятия
Разговор во время чтения (Медведь говорит спасибо)
youtube.com/embed/OEz4Z7w85Tw” frameborder=”0″>Ключевые моменты о видео
Разговор во время чтения (Лама Лама и козел-хулиган)
Ключевые моменты о видео
Разговор во время чтения втрое
Говоря во время чтения Trifold содержит обзор того, как использовать PEER. Существует также история с вопросами, расположенными там, где они наиболее полезны, чтобы подсказать вашему ребенку. Не забудьте прочитать история через один раз сначала с вашим ребенком. При втором чтении используйте PEER, когда вы спрашиваете каждого вопрос.
Разговор во время чтения Закладка
Вы можете использовать закладку Talking While You Read Bookmark , чтобы вовлечь ребенка в разговор во время чтения любой книги.
Устная речь — это способ, которым мы общаемся с другими, говоря и слушая. Знание словарного запаса является важной частью устной речи и включает в себя понимание значения слов, как их использовать и как их произносить. Разговаривая и слушая вашего ребенка каждый день о книгах и его опыте, вы поможете ему расширить свой словарный запас. Дети с сильными навыками устной речи и большим словарным запасом обычно лучше читают. Лучший способ дать ребенку прочную основу для обучения чтению — читать, разговаривать и слушать его каждый день. Расскажите о людях, которых вы знаете, о местах, где вы бываете, и об опыте, который у вас есть вместе. Письмо вместе с ребенком также помогает в развитии устной речи.
Задавайте вопросы, требующие большего, чем ответ «да» или «нет». Например, вместо того, чтобы спрашивать: «У тебя был хороший день?» спросите: «Что вам больше всего понравилось в школе сегодня?» Продолжайте задавать вопросы о реакции вашего ребенка. Если ответ был «Перерыв», спросите: «С кем вы играли?» “Что ты сделал?” “Как вы играете в эту игру?”
Когда вы разговариваете со своим ребенком, моделируйте речь полными предложениями и подробно рассказывайте. Например, если ваш ребенок указывает на бабочку и говорит: «Бабочка!» скажите: «Да, это бабочка-монарх! Разве ее разноцветные крылья не прекрасны?»
Видео и семейные мероприятия
Кулинарные беседы
youtube.com/embed/y2uEltffyfM” frameborder=”0″>Ключевые моменты о видео
Разговор за обеденным столом
Ключевые моменты о видео
Говорить и писать на кухне
Используйте эти вопросы, задания и темы для начала разговора, чтобы повеселиться, пока вы говорите и пишете на кухне.
Продуктовый магазин Разговор
Используйте этот ресурс, чтобы составить список продуктов вместе с ребенком. Задавайте ребенку вопросы и участвуйте в беседах, пока вы вместе ходите по магазинам.
Есть много способов помочь ребенку научиться понимать и использовать слова. Если вас что-то беспокоит, обратитесь к логопеду.