Программа дополнительного образования по развитию речи в детском саду: Программа дополнительного образования по развитию речи « Говоруша » для детей 5-7 лет

Программы дополнительного образования – Ошколе.РУ

Полный текс программ дополнительного образоваия вы можете посмотреть в “Общих сведениях об ОУ” в разделе “образование” и “Платные образовательные услуги”. Все программы направленные на формирование ЗОЖ входят в  ООП ДО МОУ Детского сада №276

По итогам прошедшего года самой востребованной стала программа “Учимся говорить правильно”.

Краткая презентация программы “Учимся говорить правильно”

Программа   «Учимся говорить правильно» является программой дополнительного образования в МОУ Детском саду социально- педагогической направленности.

       Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.

       Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.

       Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.

        Развитие речи детей – одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родители.

        Мы живем в XXI веке – эпоху передовых электронных технологий. Дети умеют пользоваться техникой, знают многие компьютерные операции уже в дошкольном возрасте, но развитие речи остаётся на низком уровне.

       В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается неумение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.

       Причина создания  кружка возникла в результате обследования детей детского сада на предмет развития речи. Обследование показало, что многие дети нуждаются в помощи  учителя-логопеда.

       В соответствии с «Положением об оказании логопедической помощи» в первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети подготовительной к школе группы.   Поэтому и возникла идея создания программы, которая будет реализована  в рамках кружка «Учимся говорить правильно».

        Программа  составлена на основе:

·        «Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Годоберидзе, О.В. Солнцевой 

·        «Программы логопедической работы по преодолению фонетико– фонематического недоразвития у детей дошкольных образовательных учреждений», под редакцией Т. Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой.

·        Эффективных технологий формирования правильной речи

        Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

        В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип

        Программа  кружка позволяет оказать специализированную логопедическую помощь детям, которые не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия, подготовить их к дальнейшей коррекционной работе.

       Программа кружка направлена на:

·        развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата; 

·        развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти,

·        формирование правильного произношение звуков, 

·        развитие связной речи ребенка, творческого мышления, памяти, координации движений и мелкой моторики рук. 

    При составлении программы были использованы методические разработки  Нищевой Н. В., Карельской Е.Г., Черенковой Е.Ф., Фомичовой М.Ф. и других авторов.

         При планировании коррекционной работы кружка учитывались :

·        индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

·        положительная мотивация выполнения заданий;

·        чередование различных видов деятельности.

Цель работы кружка: создание благоприятных условий   для профилактики речевых расстройств  в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие  словарного запаса.

6. Формирование связной  и выразительной  речи.

7. Воспитание культуры речевого общения: умение слушать, вести диалог.

На занятиях кружка используются:

·        Артикуляционная гимнастика.

·        Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

·        Дыхательные упражнения.

·        Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.

·        Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

·        Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

         При разработке и проведении занятий кружка учитываются эффективные методы, приемы и формы работы для того, чтобы учебный материал был доступен и понятен детям.

        В работе кружка предусмотрено использование нетрадиционных методов: массажные мячиками, игры с бельевыми прищепками, игры с пуговицами, счетные палочки. 

Срок реализации программы кружка – 1 год.

Периодичность занятий:  1-2 раз в неделю, во второй половине дня, всего 28-56 занятий (с сентября по май включительно).

Продолжительность занятия: 20  минут.

Форма проведения занятий:  групповая

Для групповых занятий предусмотрено 10-15 человек

Предварительное расписание  занятий

среда
16. 15 – 16.35
пятница
16.15  –  16.35

 Ожидаемые  результаты: 

К концу обучения  дети научатся:

·        Правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях;

·        находить слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

·        различать понятия «речевые звуки», «неречевые звуки», «звук», «слог», «слово» на практическом уровне;

 

Работа кружка предусматривает:

·        коррекцию лексико-грамматической стороны речи;

·        формирование связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования “Звукознайка”

Наименование образовательной программы

Программа дополнительного образования коррекционно-развивающее обучение дошкольников, имеющих нарушения звукопроизношения «Звукознайка»

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

1 год

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)

В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится

Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась

Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)

Русский

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой

Не предусмотрено

Практика, предусмотренная образовательной программой

Не предусмотрено

Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии

Описание образовательной программы 

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия: подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков. Каждый этап распределён по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.

При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Цель программы: устранение речевых дефектов детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Основные задачи программы:

1) Постановка нарушенных звуков;

2) Формирование полноценных звукопроизносительных навыков;

3) Развитие фонематического слуха и восприятия;

4) Развитие доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

5) Формирование практических умений и навыков пользование исправленной, фонетически чистой речью;

6) Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры и фонематического восприятия).

Планируемые результаты: В ходе реализации программы ребенок научится:

♦ правильно произносить все звуки русского языка;

♦ дифференцировать на слух и в произношении звуки, сходные по артикуляции и акустически;

♦ правильно применять в самостоятельной речи полученные навыки исправленной, фонетически чистой речи и слова различной слоговой структуры.

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в смотрах конкурсах, фестивалях, детских концертах и других мероприятиях.

Информация об учебном плане

Программа рассчитана на: 2 занятия в неделю

8 занятий в месяц

72 занятия в год

Занятия проводятся в индивидуальной форме обучения, продолжительность занятия – 30 минут.

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия и процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-рече- двигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В МАДОУ детский сад №1 города Тюмени осуществляется коррекция нарушений речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи от 5 до 6 лет. Однако, в связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, возникла необходимость введения дополнительных платных образовательных услуг по коррекции речи детей от 4 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

Информация о календарном учебном графике

Прилагается

Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса

Программа составлена по методическим разработкам авторов:

  • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  • Дурова, Н.В. Фонематика.  – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.
  • Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
  • Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  • Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. – Юнвес, 2001 г. – 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

  • Годовой календарный учебный график
  • Программа дополнительного образования Звукознайка
  • Учебно-тематический план

Детский сад 1: Развитие языка

Рекомендация 1: Развитие языка

Познакомьте своего ребенка с языком, который распространен в книгах и в школах.

Разговор во время чтения

Разговор о книге улучшит словарный запас вашего ребенка и расширит его знания по теме этой книги. Читаете ли вы сказку, книжку с картинками, информационную книгу или любой другой текст, вы можете участвовать в обсуждении, поскольку вам нравится читать вместе.

Лучше всего использовать книги с подробными иллюстрациями и темами, которые интересны вашему ребенку. Вы можете использовать книги у себя дома или взять книгу в библиотеке вашего ребенка в классе, школьной библиотеке или публичной библиотеке. Кроме того, имейте в виду, что вы можете получить доступ к книгам на портативных компьютерах, планшетах, цифровых устройствах для чтения и смартфонах. Такие веб-сайты, как Project Gutenberg, предоставляют бесплатный доступ к книгам и мобильным форматам, особенно для смартфонов. Не забудьте поискать в магазине приложений вашего телефона бесплатные приложения, содержащие книги для детей.

Чтобы вовлечь ребенка в разговор, вы можете использовать инструмент PEER: P rompt, E val, E xpand и R epeat. См. «Разговор во время чтения» втрое и «Закладка» для примера того, как использовать PEER.

Видео и семейные мероприятия

Разговор во время чтения (Медведь говорит спасибо)

Ключевые моменты о видео

  • Мама использует некоторые важные слова, например голые , из книги, чтобы задавать вопросы и говорить о книге.
  • У мамы в руке есть закладка «Говори, пока ты читаешь», чтобы напомнить ей о типах вопросов, которые нужно задавать.
  • Мама побуждает сына отвечать на вопросы полными предложениями, демонстрируя, как это делать.
  • Мама перечитывает соответствующую часть истории, если ее сын не знает ответа на вопрос.


Разговор во время чтения (Лама Лама и козел-хулиган)

Ключевые моменты о видео

  • Мама задает несколько вопросов (кто, что, где, когда, почему и как), чтобы дать возможность участвовать в разговоре о книге.
  • Мама связывает действия, описанные в книге, с жизнью дочери.
  • Мама и дочка обсуждают слова и их значения (“уравнение”, “хулиган”).


Разговор во время чтения втрое

Говоря во время чтения Trifold содержит обзор того, как использовать PEER. Существует также история с вопросами, расположенными там, где они наиболее полезны, чтобы подсказать вашему ребенку. Не забудьте прочитать история через один раз сначала с вашим ребенком. При втором чтении используйте PEER, когда вы спрашиваете каждого вопрос.

Разговор во время чтения Закладка

Вы можете использовать закладку Talking While You Read Bookmark , чтобы вовлечь ребенка в разговор во время чтения любой книги.


Поддержка устной речи и развитие словарного запаса

Устная речь — это способ, которым мы общаемся с другими, говоря и слушая. Знание словарного запаса является важной частью устной речи и включает в себя понимание значения слов, как их использовать и как их произносить. Разговаривая и слушая вашего ребенка каждый день о книгах и его опыте, вы поможете ему расширить свой словарный запас. Дети с сильными навыками устной речи и большим словарным запасом обычно лучше читают. Лучший способ дать ребенку прочную основу для обучения чтению — читать, разговаривать и слушать его каждый день. Расскажите о людях, которых вы знаете, о местах, где вы бываете, и об опыте, который у вас есть вместе. Письмо вместе с ребенком также помогает в развитии устной речи.

Задавайте вопросы, требующие большего, чем ответ «да» или «нет». Например, вместо того, чтобы спрашивать: «У тебя был хороший день?» спросите: «Что вам больше всего понравилось в школе сегодня?» Продолжайте задавать вопросы о реакции вашего ребенка. Если ответ был «Перерыв», спросите: «С кем вы играли?» “Что ты сделал?” “Как вы играете в эту игру?”

Когда вы разговариваете со своим ребенком, моделируйте речь полными предложениями и подробно рассказывайте. Например, если ваш ребенок указывает на бабочку и говорит: «Бабочка!» скажите: «Да, это бабочка-монарх! Разве ее разноцветные крылья не прекрасны?»

Видео и семейные мероприятия

Кулинарные беседы

Ключевые моменты о видео

  • Дети весело пекут кексы и рассказывают о том, что они делают.
  • Смотритель полностью вовлекает детей в чтение рецепта, сбор ингредиентов и приготовление кексов, рассказывая о том, что они делают.
  • Смотритель задает несколько вопросов и призывает обоих детей к участию в разговоре.


Разговор за обеденным столом

Ключевые моменты о видео

  • Взрослые слушают и задают открытые вопросы, чтобы продолжить разговор.
  • Взрослые исправляют детей, если это необходимо, и поощряют полные предложения.
  • Взрослые просят детей читать заметки, написанные на салфетках, чтобы вовлечь их в понимание письменных сообщений.


Говорить и писать на кухне

Используйте эти вопросы, задания и темы для начала разговора, чтобы повеселиться, пока вы говорите и пишете на кухне.

Продуктовый магазин Разговор

Используйте этот ресурс, чтобы составить список продуктов вместе с ребенком. Задавайте ребенку вопросы и участвуйте в беседах, пока вы вместе ходите по магазинам.

Мероприятия, способствующие развитию речи и языка

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

Есть много способов помочь ребенку научиться понимать и использовать слова. Если вас что-то беспокоит, обратитесь к логопеду.

От рождения до 2 лет

  • Произносить звуки вроде «ма», «да» и «ба». Постарайтесь, чтобы ваш ребенок сказал их вам в ответ.
  • Посмотрите на своего ребенка, когда он издает звуки. Отвечайте им и говорите то, что они говорят. Сделайте вид, что ведете беседу.
  • Реагируйте, когда ваш ребенок смеется или корчит рожи. Повернись к ним такими же лицами.
  • Научите ребенка делать то же, что и вы, например, хлопать в ладоши и играть в прятки.
  • Разговаривайте с малышом, когда купаете его, кормите и одеваете. Говорите о том, что вы делаете и куда вы идете. Скажи им, кого или что ты увидишь.
  • Укажи на цвета и формы.
  • Считай, что видишь.
  • Используйте жесты, такие как махание руками и указывание.
  • Расскажите о звуках животных. Это поможет вашему ребенку соединить звук и животное. Используйте такие слова, как “Собака говорит гав-гав”.
  • Добавьте к тому, что говорит ваш ребенок. Когда ваш ребенок говорит: «Мама», скажите: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
  • Прочтите своему ребенку. Вы не должны читать каждое слово, но говорите о картинках. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками. Спросите ребенка: «Что это?» и попытайтесь заставить их указывать на предметы или называть их.

От 2 до 4 лет

  • Говорите с ребенком четко. Моделируйте хорошую речь.
  • Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Добавьте к тому, что они говорят. Используйте такие слова, как: «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
  • Иногда сюсюкать можно. Обязательно используйте слово для взрослых. Например, “Пора гам-дин. Сейчас мы поужинаем”.
  • Вырежьте изображения любимых или знакомых вещей. Разделите их на категории, например, на чем ездить, что есть и с чем играть. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с изображением и как это исправить.
  • Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Вы Марти?» и “Может ли свинья летать?” Пусть ваш ребенок придумывает вопросы и пытается вас одурачить.
  • Задавайте вопросы, которые предполагают выбор. “Ты хочешь яблоко или апельсин?” “Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?”
  • Помогите своему ребенку выучить новые слова. Назовите части тела и расскажите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных и мыла».
  • Пой простые песенки и рассказывай детские песенки. Это поможет вашему ребенку выучить ритм речи.
  • Поместите знакомые предметы в коробку. Попросите ребенка взять один и сказать вам, как он называется и как им пользоваться. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
  • Показать фотографии знакомых людей и мест. Расскажите о том, кто они и что произошло. Попробуйте придумать новые истории.

от 4 до 6 лет

  • Будьте внимательны, когда ваш ребенок разговаривает с вами.
  • Прежде чем говорить, привлеките внимание ребенка.
  • Хвалите ребенка, когда он что-то вам говорит. Покажите, что вы понимаете их слова.
  • Пауза после разговора. Это даст вашему ребенку возможность ответить.
  • Продолжайте помогать своему ребенку учить новые слова. Произнесите новое слово и объясните, что оно означает, или используйте его так, чтобы он понял. Например, вы можете использовать слово «транспортное средство» вместо «автомобиль». Вы можете сказать: «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
  • Говорите о том, где что находится, используя такие слова, как “первый”, “средний” и “последний” или “правый” и “левый”. Говорите о таких противоположностях, как «верх» и «низ» или «включено» и «выключено».
  • Пусть ваш ребенок угадает, что вы описываете. Скажите: «Мы используем его, чтобы подмести пол», и пусть они найдут метлу. Скажите: «Оно холодное, сладкое и подходит для десерта. Я люблю клубнику», чтобы они могли угадать «мороженое».
  • Работа с группами элементов или категориями. Найдите вещь, которой нет в группе. Например: “Ботинок не сочетается с яблоком и апельсином, потому что его нельзя есть. Он не круглый. Это не фрукт”.
  • Помогите ребенку следовать двух- и трехшаговым инструкциям. Используйте такие слова, как “Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу”.
  • Попросите ребенка дать указания. Следуйте их указаниям, пока они расскажут вам, как построить башню из блоков.
  • Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик». Пусть они будут родителем, а вы притворяетесь ребенком. Расскажите о разных комнатах и ​​мебели в доме.
  • Смотрите вместе фильмы на телевизоре или планшете. Расскажите о том, что смотрит ваш ребенок. Предложите им угадать, что может произойти дальше. Расскажите о персонажах. Они счастливы или грустны? Попросите их рассказать вам, что произошло в рассказе. Разыграйте сцену вместе или придумайте другую концовку.
  • Используйте повседневные задачи для изучения языка. Например, поговорите о продуктах в меню, их цвете, текстуре и вкусе на кухне. Поговорите о том, куда положить вещи. Попросите положить салфетку на стол, на колени или под ложку.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *