Продуктивные виды деятельности – . , – .

Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте

Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе.
Становление ребенка как личности — ответственная работа педагогов и психологов, работающих с детьми. Основная задача в этой области — использование различных форм, методов и стилей, включая продуктивную деятельность.

Немалые ресурсы заключены в деятельности изобразительного характера. Рисунок ребенка — продукт серьезной работы малыша, в которой показан полет фантазии. Здесь дети раскрывают уникальные способности и становятся самостоятельными.

Исследования доказали, что влияние продуктивных видов деятельности благоприятно сказывается на развитии ребенка, помогает социализации детей.

Типы развлечений

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительные и конструктивные методы:

  • различные способы составления конструкций;
  • изготовление изделий из глины или пластилина;
  • мозаика, аппликация;
  • поделки;
  • изготовление макетов.

Виды изобразительной деятельности дошкольников также включают лепку и рисование. Для детей это не просто развлечение. Все эти способы проведения досуга — важные этапы развития малышей. Гармонично формируют когнитивные способности и индивидуальные характеристики ребенка, оказывают благоприятное действие на психическое развитие, широко используются в ДОУ.

Развитию мелкой моторики способствуют рисование и лепка. Пальчики ребенка становятся ловкими, гибкими, малыш начинает различать предметы и их физические свойства. Помогает учиться различать оттенки и цвета развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Помогает понимать количество и размер, развивает память, усидчивость, внимание. Эти навыки пригодятся во взрослой жизни, а пока, еще не умея говорить, ребенок выплескивает эмоции на листок бумаги: здесь он показывает индивидуальность и самостоятельность.

Продуктивная деятельность отличается тем, что она не зависит от конкретных материалов, а представляет собой созидательную работу, итогом которой становится конкретный результат. Создавая что-то своими руками, ребенок показывает это окружающим, чувствует себя деятелем, испытывает гордость за свою работу.

Задачи продуктивной деятельности

Задачи и цели проведения занятий по продуктивной деятельности:

  • вызвать у ребенка эмоции на предметы;
  • познакомить с окружающим пространством;
  • сформировать навыки использования средств изобразительного искусства.

У детей начинает формироваться и развиваться воображение, желание и интерес к продуктивной деятельности. В творческой работе ребенок становится творческой личностью.

Благодаря освоению изобразительных видов деятельности виден уровень подготовки к обучению в школе. Художественный труд требует особенного руководства. Родители или педагоги обязаны направлять ребенка, делать подсказки, например, используя красочные иллюстрации, читая пособия и брошюры. Ведь детям так необходима помощь старших.

Классификация

Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют классификацию:

  • ознакомление с изобразительными материалами;
  • развитие сенсорных способностей;
  • улучшение моторики и координации движений;
  • знакомство с окружающим пространством;
  • развлечения музыкального характера.

Способы выявления у дошкольников способностей к продуктивной деятельности:

  • Речевое упражнение — направленно на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве. Помогает закреплению словаря ребенка.
  • Двигательная игра — условия, в которых формируется двигательная активность малыша, координация движений и развитие общей моторики.
  • Пальчиковая игра — тренировка пальцев, ладошек. К этой тренировке добавляют разучивание текста.
  • Манипулятивная игра — здесь используются мелкие игрушки, крупы. Такой вид деятельности необходим для развития зрительно-двигательных координаций.
  • Музыкальная игра — выполнение упражнений, сопровождаемое музыкой, текстом песни.

Такими способами решаются основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Методы раскрывают индивидуальность ребенка. Положительные эмоции, которые он испытывает в процессе творческого вдохновения, становятся движущей силой, благотворно влияющей на детскую психику. Эта сила помогает дошкольнику справиться с трудностями. Упражнения отвлекают детей от грустных мыслей, убирают напряжение, борются со страхом и тревогой.

Изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед детьми вопрос: «что из этого можно сделать?». Таким образом происходит стимуляция порождения замысла и его воплощения.

Советы по организации продуктивной деятельности

Особенности изобразительной деятельности дошкольников заключаются в подготовке и проведении. Здесь важно избегать однообразия и формализма. Важно, чтобы дети занимались творчеством под чутким руководством взрослых. Организация должна носить добровольный характер и строиться на партнерстве с взрослыми. Родители или педагоги должны подумать над тем, как привлечь и удержать внимание детей.

Задачи, которые стоят перед родителями или педагогами:

  • формирование у малышей зачатков представления о культуре, искусстве, художественном вкусе;
  • развитие творческих способностей;
  • обучение видам деятельности, через которые дети приобщаются к художественной культуре;
  • формирование уверенности в себе, становление индивидуальности у малышей;
  • укрепление физического и психического здоровья;
  • формирование уважения к чужому мнению;
  • обучение рациональному использованию материалов;
  • развитие интереса к своей стране, семье.
  • формирование эстетического восприятия мира.

При организации важно учитывать, чтобы деятельность проводилась в определенные дни и время. Для ребенка становится привычным такой распорядок жизни, вырабатывается привычка и настрой на предстоящую работу. Также не забывайте, что занятия проходят не как дополнение к традиционным, а взамен их. Такую деятельность можно назвать работой в мастерской. Мастерская — работа в группе, это организованное пространство, в котором создаются красивые, интересные и необходимые вещи для детей. Места детей не должны быть жестко закреплены за ними. Каждый раз можно заново самостоятельно выбирать себе соседей. Обеспечьте свободу перемещения для детей, чтобы каждый малыш мог в любое время пойти за инструментом или материалом, который ему понадобится. Воспитатель должен быть динамичен и занимать место с тем дошкольником, которому требуется больше внимания, который отстает в работе.

Заключение

Есть 2 важных фактора, на которые стоит обратить внимание, организуя детское изобразительное творчество.

  1. Каждая форма педагогического процесса, которая связана с изобразительным творчеством, должна содержать в себе смысл. То есть в процессе бесед, экскурсий ребенок должен иметь возможность пополнять, обогащать знания в области изобразительного творчества и культуры.
  2. Творческий процесс принесет лучшие результаты тогда, когда он будет интересен. Активизация интереса детей — вот к чему нужно стремиться педагогам и родителям.

Выполнить какую-либо задачу, узнать что-то новое, закрепить пройденный материал — без интереса это сделать крайне сложно. Интерес и умение удивлять — это две основополагающие силы творческого становления. Однако во всем нужно соблюдать меру: и в игре, и в содержательности.

Закономерность — еще один важный фактор при организации процесса изобразительного творчества детей. Если педагог сам заинтересован в процессе, то это отразится и на вовлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к организованной им деятельности, результаты будут намного ниже, чем реальные способности детей.

Каждое достижение дошкольника в изобразительном творчестве — маленькая победа, поэтому ваше равнодушие или пренебрежение к результатам замедляет творческий прогресс малыша в целом. Ребенок, как формирующаяся личность, зависим от мнения окружающих взрослых, которые имеют для него авторитет, поэтому оценка родителей и педагога так важны для него.

Отношение воспитателей и родителей к изобразительному искусству определяет педагогические условия развития детского изобразительного творчества. Если искусство воспринимается как средство самовыражения ребенка, то его работы приобретут индивидуальный характер. Если средства искусства воспринимаются и используются только ради самих средств, работы теряют индивидуальный почерк, а само творчество и процесс утрачивают сущность.

Развитие творческих способностей при помощи продуктивной деятельности играет большую роль для интеллектуального развития дошкольника. Они связаны между собой и активизируют работу друг друга. Чем больше ребенок умеет делать своими руками, тем он умнее. Создавая что-то руками, дошкольник развивает индивидуальные черты характера.

Полезные материалы

doshkolnik.net

Продуктивные виды деятельности. — Студопедия.Нет

Продуктивные виды деятельности дошкольника , как и игра, имеют моделирующий характер.

В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми.

Продуктивная деятельность, моделирует предметы окружающего мира.

Она приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

¡ Изобразительная деятельность детей с ОВЗ, формируется замедленно и своеобразно.

¡ Рисунки имеют многие характерные черты, долго остаются на уровне простых каракуль.

¡ К концу дошкольного детства переходят к предметным и в какой-то мере сюжетным рисункам.

¡ Эти рисунки отражают не дифференцированность зрительного восприятия, низкий уровень мышления и памяти и, конечно, несовершенство двигательной сферы.

¡  Дети рисуют людей – головоногов, птиц, имеющих по четыре лапки, «прозрачные» дома и т.п., выполняя все это нечеткими, кривыми линиями.

¡ К результатам своей деятельности эмоционально, высоко их оценивают и с удовольствием демонстрируют окружающим. 

 

Рисование

и другие виды изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, и в будущем помогают ребенку в овладении уже школьных дисциплин.

 

¡ Аппликационные работы вырабатывают навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.

¡ Используются для развития пространственного представления: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др.

 

¡ Музыка : наиболее универсальный инструмент для коррекции дефектов.

¡ Хоровое пение развивает внимание, память, мышление, воображение, кругозор и т.д.

¡ Нормализует голосообразование, артикуляцию и дыхание.

¡  Помогает исправить невнятное произношение, проглатывание окончаний слов.

¡  Способствует автоматизацию правильного  произношения.

¡  Воспитывает культуру общения неуверенным депрессивным и заторможенным детям. 

 

¡ Процесс труда воспитывает самоконтроль детей с ОВЗ.

¡ Зарождает чувство собственного достоинства. Когда ребенку удается сделать нужную вещь правильно.

¡ Формируется целенаправленность и самостоятельность.

¡ Возможность сделать вещь привлекает, захватывает школьника.

¡ Воспитывает у детей с ОВЗ привычку обдумывать задание, прежде чем приступать к его исполнению.

 

¡ Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт – поделки, игрушки, изделия – вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.

¡ Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка.                                   У детей формируются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни.

¡ Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

¡ Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в классе ученик становится активным и целеустремленным на занятиях в рабочей комнате, мастерской, на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в учеников уверенность в свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению уровня мотивации достижения результата.

Конструктивная деятельность

¡ В связи с низким уровнем развития тонкой моторики большое значение имеет использование конструктивной деятельностив качестве общеразвивающего и коррекционного средства. Имеющиеся данные (О. П.Гаврилушкина) показывают, что без специального обучения специфические конструктивные действия у умственно отсталых дошкольников фактически отсутствуют — дети облизывают, кусают, потряхивают, стучат строительным материалом. По мнению исследователя, наиболее эффективным является развитие сюжетного конструирования, когда процесс конструирования подчинен игровой цели. В такой ситуации одновременно развивается не только моторика, но и высшие, опосредованные формы психической деятельности: произвольная память, элементарное планирование, пространственное мышление. Возможно использование конструктора лего в диагностических и коррекционных целях.

¡ К концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей не формируется психологической готовности к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующем ведущей деятельности — учебной.

¡ Поскольку психическое недоразвитие при умственной отсталости носит системный характер, к концу дошкольного возраста дети данной категории оказываются совершенно неготовыми к получению образования, если они были лишены специальной системы помощи, которая может быть реализована как в условиях специальных образовательных учреждений VIII вида, так и в рамках включенного (интегративного) образования — в зависимости от конкретных, имеющихся в данном регионе кадровых, социально-психологических и методических условий.

¡ Умственно отсталые дошкольники совершенно недостаточно направлены на школьное обучение. Если они живут в неблагополучных семьях, то к 7 годам мало что знают о школе и совершенно не готовы поступить в нее. Если посещают специальный детский сад или живут в заботливых семьях, где прилагаются усилия к тому, чтобы продвинуть их в плане общего развития, то у них оказываются сформированными некоторые, необходимые для школы умения и интересы. Однако, в силу недостаточности интеллектуальной и личностной сферы, они мало интересуются предстоящим поступлением в школу. А если и говорят об этой перспективе, то лишь эпизодически, в связи с возникшим разговором окружающих или по случайным ассоциациям. Перспектива школьного обучения не присутствует в жизни этих детей.

¡ Между тем поступление ребенка в школу — важное событие, к которому он должен быть подготовлен. К числу основных компонентов личностной готовности ребенка к школьному обучению, без которых нельзя рассчитывать на успех, является его мотивационная готовность. Она формируется у умственно отсталых детей замедленно и с определенными трудностями.

¡ Следует заметить, что многие из таких детей приходят в специальную школу из массовой, где у них постоянно возникали стойкие неудачи в учебе, складывались неблагоприятные взаимоотношения с учителями и со сверстниками. Это, несомненно, способствует появлению у детей отрицательного отношения к школе и учению. Иногда сами родители вольно или невольно формируют такое отношение, чрезмерно завышая или занижая требования к ребенку.

¡ Конструирование по образцу. Суть этого конструирования заключается в воссоздании в конструкции предложенного как образец предмета. Самый простой способ такого конструирования – создание образца на глазах у детей, так детки имеют возможность наблюдать особенности, последовательность процесса, детали конструкции, действия конструктора точно.

¡ Значительно более сложным является конструирование по готовым образцом, поскольку ребенку необходимо выделить в нем отдельные детали по результатам его обследования. В этом процессе ребенок производит точное представление о пред дуете, который необходимо будет сконструировать. Основное при обследовании образца – проанализировать большие основные его части и их взаимного расположения.

¡ Использование расчлененного на элементы образца оправдано лишь в начале овладения конструктивной деятельностью, когда ребенок приобретает первых навыков обследования, умение выделять его основные части и. Длительное конструирование по разобранным образцу со временем теряет свою пользу, потому что ребенок, научившись точно копировать, исчерпывает свое конструктивное задание-

¡ Деятельность, которая состоит только из точного воспроизведения образца, не развивает умение творчески решать конструктивные задачи. Этой цели подчинено конструирование по целостным образцу, когда ребенок в нас слидок обследования должна установить, с помощью каких деталей она сможет воспроизвести. Еще эффективнее образец-рисунок, поскольку малышу необходимо воссоздать на основе плоскостного изображения тримир на конструкцию, требует способности видеть за изображением реальной действительностьють.

 

Конструирование по условиям

Ребёнок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослыми.

Конструирование по замыслу. Таких умений требует от ребенка игровая деятельность, для которой нужны строения не только из специального материала (например, кубиков), но и предметов, окружающих ребенка – мебель, досок, палок, кусков материи и т.п. Игра часто требует создания конструкций, которыми ребенок мог бы пользоваться лично. Дети строят сооружения, которые хотят использовать в различных целях: корабли и баржи, на которых отправились бы в плавание.

Использование строений в игре предоставляет конструированию детей большого практического смысла, меняет его характер. Конструируя, они заботятся, чтобы устройство было подобно определенному предмету, чтобы можно было поиграть с ним. Такая установка меняет отношение детей к процессу конструирования: они пытаются создать конструкцию, которая бы максимально соответствовала задуманной ими вещи.

Конструирование для игры объединяет детей: они учатся совместно обсуждать его план, вместе вырабатывать решения, подчинять свои желания конструктивным замыслам, отстаивать свои соображения по конструкции .

Типы конструирования чередуются зависимости от задачи и ситуации, в которой действует дошкольник. Каждый из них развивает у ребенка специфические способности

Для создания строений дети используют предназначенный для этого строительный материал (бруски, кубики), а также другой (палки, фанерные и картонные ящики, коробки, доски и т.п.). Это развивает в них специальные способности, способствует формированию навыков общения, эстетических, моральных качеств. Они учатся согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать, радоваться общем успеху.

В старшем дошкольном возрасте конструирование становится сложной и разнообразной деятельностью. Кроме строительного материала, дети используют конструкторы из металла, пластмассы, дерева с различными типами соединения деталей. Особенно привлекает старших дошкольников конструирования из бумаги, природного материала. Они уже могут самостоятельно придумывать и выполнять оригинальные изделия.

Конструирование развивает умение видеть предмет, понимать его назначение, свойства деталей. При составлении конструкции ребенок убеждается, что одни детали устойчивые в любом положении, другие – лишь в определенном, а разнообразные сочетания деталей дают разную прочность (трудно, например, создать крепкое сложение только из пластин, и, сочетая кубики и пластины, можно сделать крепкий дом).

В процессе конструирования дети узнают, что определенной форме и весу деталей соответствуют определенные конструктивные свойства. Например, куб одинаково устойчив, на которую грань его не поставили, а брусок к будет устойчивым, если его положить на любую боковую грань.

В дошкольном возрасте происходит зарождение элементов обучающей деятельности.

Подготовка к систематическому учению и к последующему участию в производительном труде- одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эта подготовка осуществляется главным образом в игре и продуктивных видах деятельности. “   

                                В. С. Мухина

Для эффективного развития обучающей деятельности нужно:

¡ Развивать познавательные интересы.

     а Развитие познавательных интересов моделируется:

¡ Созданием условий ребёнку для активных действий

¡ Вовлечением ребёнка в процесс самостоятельного поиска

¡ Разнообразие в учебной деятельности

¡ Демонстрацией ребёнку нужности и важности обучения

¡ Предложением заданий трудных, но посильных

¡ Положительной оценкой.

 

studopedia.net

Продуктивные виды деятельности для дошкольников

Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте считаются эффективным методом целостного развития детей. Это не просто игра, а целый комплекс работ, позволяющий подготовить ребенка к решению поставленных задач в максимально комфортной для него среде. Продуктивная деятельность помогает приобрести знания в процессе изобразительной деятельности и совместной игры с педагогами.

Дошкольники получают образец поведения в бытовой деятельности, развивают целеустремленность и способность взаимодействовать со сверстниками. В процессе освоения материала дети должны иметь перед глазами положительный пример, поэтому следует внимательно подходить к выбору предметов и материалов для занятий.

Что такое продуктивная деятельность

Для продуктивных видов деятельности целью является разноплановое развитие детей при помощи понятных и интересных способов. Привлечение ребенка к реальной бытовой действительности также происходит через игру и изучение предметов, с которыми придется столкнуться в будущем.

Виды деятельности для дошкольного возраста:

  • Конструирование;
  • Лепка из пластилина, глины, соленого теста;
  • Создание аппликаций, собирание пазлов и мозаики;
  • Склеивание макетов и поделок.

Развитие ребенка в данных направлениях является задачей всех дошкольных учреждений, а также родителей. В программы воспитания дошкольников всегда включена деятельность, способствующая созданию определенного продукта и получения конкретного результата.

Это помогает детям реализовать свой потенциал, попробовать себя в бытовой деятельности, получить новые эмоции и полезные навыки. Работа должна быть под контролем старших, которые также являются образцом поведения для детей в той или иной ситуации. Деятельность всегда направлена на взаимодействие с окружающими предметами, а итогом должен стать конкретный продукт. Игровая форма позволяет ребенку мгновенно включиться в процесс и выполнить все задачи особенно эффективно. Именно в этот момент у дошкольника формируется характер, развивается сила воли и ощущение своей индивидуальности.

В момент выполнения практических задач дети лучше усваивают информацию, учатся концентрироваться и доводить дело до конца. Детские игры позволяют получать сведения, но закрепить и можно только при помощи выполнения какого-либо задания, направленного на результат. Для этого предоставляются материалы и широкий выбор способов для усвоения навыка. В итоге у ребенка происходит развитие таких качеств, как активность, усидчивость, целеустремленность и внимательность. Он становится самостоятельнее, учится обрабатывать поступающую информацию и пользоваться ею, создавать конкретные продукты на основе полученных знаний.

Продуктивные виды деятельности могут быть построены на погружении в окружающий мир.

Дети легче запоминают информацию, когда знакомятся с конкретными примерами, иллюстрирующими полученные сведения.
Изобразительная деятельность особенно благоприятно сказывается на развитии и формировании необходимых качеств личности ребенка в дошкольном возрасте. Деятельность становится продуктивной, когда дошкольник проявляет интерес к цвету, форме и другим свойствам предмета или явления и старается использовать этот образ в своей работе.

Так развивается не только эстетическая сторона личности, но и физическая форма. В процессе продуктивной деятельности легче влиять на поведение ребенка. Он воспринимает информацию активно и стремится ее использовать. Часто деятельность требует активного поведения, постоянного взаимодействия со сверстниками и овладения новыми приемами. Педагог может и должен корректировать процесс, подсказывать наилучшие пути решения той или иной задачи, способствовать развитию на все планах, включая физический.

Изобразительная деятельность в раннем возрасте

Польза такой деятельности заключается в легкости восприятия и переработки сведений ребенком. Дошкольники проще понять и сделать что-либо, если есть наглядный образец. Когда дети знакомятся с новыми объектами или действиями, это сильно влияет на формирование их личности. Педагоги должны заранее позаботиться о теме продуктивных видов деятельности, чтобы дети получили от них пользу. Дети должны уметь изображать свои мысли и впечатления. Это умение подтверждает, что ребенок в достаточной мере впитал полученную информацию.

Чтобы погрузить дошкольников в нужную атмосферу, следует пользоваться всеми возможными способами, от изменений в интерьере, до применения наглядных пособий.
Педагог также должен принимать участие в процессе.

Деятельность должна иметь определенную последовательность, поэтому не стоит за один день освоить все аспекты изобразительной деятельности. Первое знакомство с темой можно начать с самого простого – рисования. Постепенно конечный продукт должен усложняться. Такой подход помогает детям изучить предмет с разных сторон, а затем успешно применить его в бытовой жизни.

Важно, чтобы ребенок не просто повторял то, что делает ведущий педагог, но и сам проявлял творческие наклонности, абстрактное мышление, предлагал свои пути решения задачи. Изобразительное искусство помогает ежедневно улучшать свои навыки, подробнее познавать предмет изучения и, что важно для любого ребенка, иметь перед глазами готовый продукт своего труда.

Как происходят занятия

Занятия продуктивными видами деятельности обязательно разделяют на пять этапов. Первым этапом является предварительная работа. Ее следует проводить до начала занятия, чтобы максимально включить в процесс детей дошкольного возраста.

На этом этапе происходит наблюдение за живыми объектами, изучение образцов, рассматривание иллюстраций и макетов.
Также ведущий педагог может прочитать книгу на подходящую тему или показать фильм. Для предварительной работы выбирают тематические игры, с которыми по смыслу связана будущая продуктивная деятельность.

Подготовка к занятию происходит плавно и вытекает из игры. На этом этапе нужно заинтересовать ребенка необходимой темой, вызвать его любопытство при помощи удивительных историй или объектов. Если дошкольник начнет задавать вопросы, это хороший знак. Значит, можно переходить к следующей части занятия.

Заинтересованность ребенка еще не означает, что он готов полностью включиться в деятельность, поэтому нужно показать ему все выгоды, которые он получит после завершения дела.

Обычно дети с удовольствием берутся за изображение объектов, используя предоставленный материал, необходимо лишь объяснить им, зачем это нужно. Предмет должен увлечь всех детей, поэтому педагог дожжен получить одобрение каждого ребенка.

Процесс работы – важный этап занятия. Именно в этот момент у детей могут появиться новые вопросы, ответы на которые воспитатель должен найти вместе с детьми. Нельзя игнорировать малышей, лучше обсудить предмет или объяснить, почему и что необходимо сделать для достижения результата. Дело будет более продуктивным, если все дети вовлечены в процесс с одинаковым интересом. Можно предложить им сравнить результаты в конце занятия, но не с целью выявить лучший и худший продукт, а для знакомства с разнообразием объектов и разными взглядами на один и тот же предмет деятельности.

Подведение итогов должно быть всегда, ведь именно это мотивировало детей на занятия. Дошкольники обязательно поделятся своими результатами, и очень важно, чтобы педагог правильно отреагировал на это. Не обесценивайте труд ребенка, обязательно поддержите каждого малыша, внимательно рассмотрите его творение и проявите участие в обсуждении. Даже если материал был усвоен не так, как предполагалось, не лишайте малыша одобрения.

Польза продуктивных видов деятельности

Продуктивная деятельность должна обязательно присутствовать в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С ее помощью можно познакомить ребенка с новыми явлениями, научить его пользоваться некоторыми предметами в бытовой деятельности, глубже понимать происходящее в окружающем мире.

Применяя различные виды изобразительной деятельности, можно добиться развития положительных качеств личности. Рисование, лепка, создание аппликаций и другие занятия воспитывают в малышах нравственность, тренируют ум, прививают чувство прекрасного, а также укрепляют мускулатуру, ведь большинство занятий предполагает физическую активность.

Воспитатель должен быть увлечен любым видом продуктивной деятельности сам, иначе дошкольники не воспримут всерьез попытки привлечь их к изобразительному искусству, не станут работать над поставленной задачей и не приобретут полезных навыков.

Постоянная поддержка со стороны воспитателя взращивает уверенность в себе и своих силах. Дети стремятся познавать больше, создают что-то новое, и в такие моменты можно обнаружить творческие наклонности к определенным видам деятельности.

К сожалению, безразличное отношение к успехам малыша может сильно повлиять на его развитие и поведение в бытовой деятельности. Также у него пропадет интерес не только к настоящему процессу, но и к любым другим занятиям, если педагог позволит себе критику или иронию в его адрес. Именно отношение воспитателя определяет пользу и продуктивность занятий.

Чтобы деятельность была не во вред, нельзя заставлять дошкольников выполнять какие-либо задачи. Занятия не должны быть похожи на урок или обязанность, ведь их суть заключается в том, чтобы, знакомя детей с темой, заинтересовать их. Только это умение принесет плоды, и дошкольники сами примутся за дело, будут задавать вопросы, размышлять и развивать свои навыки в бытовой деятельности.

deti.center

§ 4. Формирование продуктивных видов деятельности

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, т.е. карандашом, кистью, ножницами, глиной, клеем, и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.

В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой.

Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребенка.

У нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических образов, правда, еще очень примитивных. Однако при этом вдет активное ассоциирование изображения с обликом знакомых предметов, происходит «опредмечивание» каракулей посредством слова. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.

У детей с нарушениями интеллекта, с которыми не проводится коррекционная работа по формированию изобразительной деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотические действия с карандашами. Эти действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не называются детьми, т.е. не связываются с окружающими предметами.

В рисунках более старших детей, обучение которых осуществляется без учета их психического развития, почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изображения людей, животных, т.е. тех объектов, которые составляют основное содержание детского изобразительного творчества.

Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с нарушениями интеллекта тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности.

Все это обращает внимание на необходимость обучения изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллекта на всем протяжении дошкольного детства.

Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационо-потребностного плана деятельности. У детей вызывают желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д. В этом решающую роль играет пример взрослого. Педагог рисует, лепит, выполняет аппликацию на глазах у детей. Для изображения он подбирает наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у малышей эмоциональный отклик. Помимо отдельных предметов или игрушек, педагог в своих рисунках изображает интересные события из жизни детей, прогулок, режимных моментов или эпизоды из знакомых сказок. Изображения, выполняемые взрослым мелом на доске, красками или фломастером на бумаге, довольно схематичны, отражают лишь самое существенное, процесс создания сопровождается эмоциональным словесным пояснением, обращениями к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагают демонстрировать то, что изображено, так как персонажами в этих рисунках являются они сами или герои из интересных сказок.

Следующей задачей обучения изобразительной деятельности детей является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объемных предметов, используя зрительно-двигательное моделирование формы; обведение-выделение плоской формы перед рисованием. Эта задача реализуется при обучении детей предметному рисованию и лепке по натуре. Перед изображением педагог учит детей рассматривать объект, т.е. обследовать. Обследование проводится в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используются реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и др.

В ходе обследования очень важно вызвать у детей положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие.

В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения воспитатель соединяет воспринятое со словом: называет предмет, который дети рисуют, их качества и свойства.

В процессе лепки и рисования с натуры, в ходе занятий аппликацией дети воспринимают пространственные отношения предметов, их частей. Представление о пространственных отношениях также закрепляются в речи детей.

Таким образом, в ходе предметного рисования и лепки дети знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства.

Овладение способами зрительно-двигательного моделирования формы позволяет ребенку в дальнейшем пользоваться ими при изображении, которые еще не были в его графическом опыте.

В ходе обучения педагог решает также задачи обеспечения операционально-технической стороны деятельности своих воспитанников. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а с другой — выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.

Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.

Занятия по изобразительной деятельности имеют существенное значение в плане эстетического воспитания ребенка. Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качестве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым правильно оценивать их, выслушивают мнения своих сверстников о проделанной работе.

Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить до конца начатое дело.

Вслед за предметным рисованием и лепкой с натуры проводится предметное рисование и лепка по представлению.

Опираясь на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, воспитатель учит детей изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формированию умения оперировать имеющимися образами-представлениями, восстанавливать их по слову. Такие занятия способствуют формированию взаимосвязи сенсорного и речевого развития детей, а также, с другой стороны, позволяют осуществить контроль за усвоением ребенком слов и выражений, данных ему в процессе лепки и рисования с натуры.

Во время занятий по представлению продолжается знакомство детей с ориентировкой на листе бумаги, привитие детям навыков работы с карандашом, кисточкой, ножницами, усвоение приемов изобразительной деятельности. Эти занятия вносят большой вклад и в воспитание положительных качеств личности ребенка.

Переход к сюжетному рисованию знаменует собой возникновение новых возможностей. Речь идет о более полном восприятии окружающего (восприятие отношений предметов в пространстве и действий). При этом ребенок изображает воспринятое не непосредственно в момент восприятия, а отсрочено — по представлению.

Сюжетное рисование по текстам сказок предполагает уже такой уровень развития представлений, при наличии которого ребенок оказывается в состоянии изображать по словесному описанию ситуации, с которыми он непосредственно не встречался.

В результате целенаправленной работы по обучению детей рисованию и лепке с натуры и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. Работа над формированием замысла теснейшим образом перекликается с работой по обучению предметному, а затем сюжетному рисованию и лепке. Образы, накопленные ребенком в процессе работы с натуры и по представлению, по-новому используются ребенком в изображениях по собственному замыслу. На этих занятиях воспитатель учит ребенка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие и т.п.

Все эти виды занятий способствуют развитию памяти ребенка, в частности, произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего последующего обучения не только в детском саду, но и в школе.

Со всеми этими занятиями тесно переплетаются занятия по аппликации, которые помогают детям объяснить, как объемная форма изображается в плоскости, они дают возможность обратить внимание детей на соотношения величин, позволяют решать задачи сенсорного воспитания. Кроме того, занятия вносят большой вклад в эстетическое воспитание ребенка, так как дети учатся воспринимать и подбирать сочетания цветов и т.д.

В процессе занятий по конструированию у детей необходимо сформировать интерес к этому виду продуктивной деятельности, желание самим создавать постройки для игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру. При этом педагог действует эмоционально, вызывая у воспитанников ответный эмоциональный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментированием, игровыми действиями. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций.

Особое внимание педагог уделяет формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений. Он не только строит, но тут же рисует, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображен в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогает ребенку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования его образа.

Для создания предпосылок к самостоятельному конструированию детям показывают также, что предметы одного функционального назначения (например, здание детского сада) могут иметь разные конструкции, т.е построены по-разному, но в тоже время отвечать общим требованиям (иметь небольшую высоту, много входов и т.д.). Демонстрируя разнообразные постройки на одну и ту же тему, педагог проводит пропедевтическую работу по преодолению у детей с нарушениями интеллекта склонности к стереотипному воспроизведению одного и того же вида конструкции. Это нужно для того, чтобы в собственной деятельности дети стремились и хотели использовать различные конструктивные материалы.

На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. Действия по подражанию предполагают буквальное следование ребенка за взрослым, воспроизведение его действий без отсрочки. Дети видят каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также куда он их устанавливает. При затруднениях используется совместные действия взрослого с ребенком. Затем постройки обыгрываются.

В дальнейшем учат детей выполнять конструкцию по образцу. Конструирование по образцу основано на самостоятельных действиях детей и на реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством педагога. В начале обучения используются только несложные объемные образцы с видимыми составляющими элементами. Изучение образца под руководством взрослого проводится в определенной последовательности. Анализ образца представляет собой специально организованное его рассматривание, осуществляемое под руководством педагога. Педагог руководит восприятием детей, помогает им правильно, полно адекватно воспринимать существенные свойства предмета с точки зрения конструктивных способностей.

Анализ образца начинается с целостного восприятия объекта. Дети называют его, затем переходят к выделению основных опорных частей. Выделение основных частей в конструкции (образец) желательно производить в той последовательности, которая соответствует очередности исполнительских операций. После определения главных частей переходят к деталям в постройке. Во время рассматривания деталей взрослый подчеркивает их значение в предмете. Следующим этапом обследования образца является определение формы каждого элемента и подбор нужных соответствующих этим элементам строительных деталей. При этом педагог использует вспомогательные движения: обведение каждой выделяемой части предмета или конструкции по контуру. После подбора необходимых строительных деталей педагог привлекает внимание детей к последовательности выполнения постройки.

В дальнейшем дети учатся конструировать по графическому образцу. С этой целью им предлагают различные конструкторы, сборно-разборные игрушки.

В старших группах дети выполняют постройки по представлению (по словесному описанию). Каждый из этих приемов используется в зависимости от уровня развития детей и той конкретной коррекционной задачи, которую ставит педагог на определенном занятии.

Опыт обучения детей с нарушениями интеллекта конструированию показал, что они оказываются способны при правильной организации коррекционной работы овладеть начальными действиями со всеми видами моделей.

Таким образом, при особой организации и коррекционной направленности обучения дети с нарушениями интеллекта оказываются способны выполнять предметные, изображения, а также отражать несложное содержание, связанное с их жизненным опытом.

studfiles.net

Статья по теме: Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования

Продуктивные виды деятельности дошкольников

в контексте ФГОС дошкольного образования

Дошкольное  детство – важный период развития, как для ребёнка, так и для взрослых. Социально – культурные изменения проникают в детское пространство. Изменился ритм жизни, возможности, интересы, ценности взрослых, что затрагивает и детей.

ФГОС дошкольного образования  предполагает развитие и образование детей по пяти образовательным областям.

Обратим  внимание на интеграцию областей  познавательного и  художественно-эстетического развития в продуктивных видах деятельности, способствующих активизации сенсорного развития, моторики, пространственного восприятия, развитию речи, воображения и мышления. Основная форма активности ребёнка – детская деятельность. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности.

Изобразительная деятельность начинает у детей формироваться рано. Зарождаясь  в раннем возрасте, изобразительная деятельность при содействии взрослых продолжает активно развиваться в дошкольном возрасте. Сначала дети начинают манипулировать карандашами, кистями, бумагой, начинают рисовать и интересоваться полученным изображением.

1 мотив. Побуждает закономерности  развития  и постепенного становления целенаправленной деятельности (рисовать, лепить, творить)

2мотив. Побуждает  действия, которые составляют эту деятельность. Как они появляются, развиваются, соотносятся между собой

3 мотив. Каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребёнка.

Первые рисунки детей лишены деталей и перспективы, потому что не могут воспроизвести то, что видят и чувствуют. Несовершенный моторный контроль глаза и руки приводят к тому, что линии имеют странные очертания и совсем не совпадают с оригиналом увиденного.

Рисуя  по бумаге карандашом, кистью, ребёнок постепенно начинает контролировать свои действия и результат. Но рисунок остаётся схематичным.  В детских рисунках без подсказки невозможно узнать, что изображено. Иногда только какая-нибудь деталь (пятачок, уши или хвост в изображении животных, либо какая– то часть фигуры человека – рука, туловище, голова и другое).

На этом этапе Л.С. Выготский рассматривает детский рисунок, как своеобразную  «графическую речь», которую можно считать предвестницей будущего письма. Но ребёнок ещё не готов к открытию и использованию письменных знаков для устных символов и слов. Лишь  со временем ребёнок поймёт, что можно рисовать не только реальные предметы,  но и речь. «Только это открытие привело человечество к гениальному методу письма  по словам и буквам; оно же приводит ребёнка к буквенному письму и с педагогической точки зрения должно строится как переход от рисования вещей к рисованию «речи».

Позже в рисунках видно стремление к реалистичности   и пропорциональности, становиться узнаваем материал. Рисунки становятся всё более разнообразными и насыщены сюжетами.

И всё зависит от индивидуальных способностей каждого «художника».

Конструирование – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребёнок самостоятельно или совместно с взрослым создаёт конструкцию из деталей, для чего он учится определённым способам действия.

В настоящее время существует большое разнообразие материалов и наборов для детского конструирования, что существенным образом позволяет разнообразить этот вид деятельности.

Процесс конструирования превращается в увлекательный и познавательный вид деятельности для дошкольника. Конструирование может быть техническим и художественным.

Техническое конструирование подразумевает отображение детьми реально существующих объектов окружающего мира с сохранением их основных структурных и функциональных признаков (автомобиль с колёсами и рулём). Так же Лего  с винтиками и гаечками, конструирование из строительного материала (детали различных геометрических  из дерева и других материалов форм)

Художественное конструирование характеризуется тем, что дети создают образы, которые в первую очередь, показывают их отношение  к тому, что они создали. С помощью цвета, формы, фактуры дети передают характер своей конструкции или поделки. Конструирование из бумаги  и природного материала относится к художественному типу.

Конструирование может быть по образцу, по модели, по заданным условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу по теме.

Все виды конструирования несут определённые задачи.

по образцу: позволяет передать готовые знания и способы действия;

по модели: перед ребёнком становится определённая конструктивная задача;

по условиям: формируется умение анализировать и, основываясь на этом анализе, структурировать свою практическую деятельность;

по чертежам и  схемам: заключается в способности развивать образное мышление и познавательную активность у детей;

по замыслу: способствует развитию воображения и творчеству детей, предполагается, что ребёнок хорошо знаком с материалом, тогда можно ожидать развивающий эффект;

по теме: позволяет закрепить полученные знания и умения, расширить тематику сюжетов для построек;

каркасное конструирование – хороший способ развития воображения и образного мышления.

Правильно подобранный и разнообразный конструктивный  материал «способствует развитию навыков, культуры движений ребёнка, ориентировке в пространстве, в форме, величине и тяжести предмета, может помочь ориентировке в цвете, математическом делении форм».

Строительный материал может упражнять ребёнка в чувстве равновесия и устойчивости.

В результате продуктивной деятельности у ребёнка происходит осознание и принятие своей личности и самооценки, выявляются разные черты характера.

Продуктивные виды деятельности позволяют педагогам учитывать индивидуальные способности и возможности ребёнка, на  что нацелен  ФГОС дошкольного образования.

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ №1155 от 17.10.2013

2.Комментарии к ФГОС дошкольного образования Письмо от 28.02.2014

3.Л.С. Выготский Предыстория письменной речи М.,1976

4.Г.Г. Григорьева Развитие дошкольника в изобразительной деятельности Учебное  пособие  М.,1999

5.А.Р. Лурия Развитие конструктивной деятельности дошкольника М.,1995

6.А.Н. Аянян  статья  журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»  №2  2015  

nsportal.ru

§ 4. Формирование продуктивных видов деятельности

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, т.е. карандашом, кистью, ножницами, глиной, клеем, и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.

В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой.

Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребенка.

У нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических образов, правда, еще очень примитивных. Однако при этом вдет активное ассоциирование изображения с обликом знакомых предметов, происходит «опредмечивание» каракулей посредством слова. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.

У детей с нарушениями интеллекта, с которыми не проводится коррекционная работа по формированию изобразительной деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотические действия с карандашами. Эти действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не называются детьми, т.е. не связываются с окружающими предметами.

В рисунках более старших детей, обучение которых осуществляется без учета их психического развития, почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изображения людей, животных, т.е. тех объектов, которые составляют основное содержание детского изобразительного творчества.

Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с нарушениями интеллекта тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности.

Все это обращает внимание на необходимость обучения изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллекта на всем протяжении дошкольного детства.

Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационо-потребностного плана деятельности. У детей вызывают желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д. В этом решающую роль играет пример взрослого. Педагог рисует, лепит, выполняет аппликацию на глазах у детей. Для изображения он подбирает наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у малышей эмоциональный отклик. Помимо отдельных предметов или игрушек, педагог в своих рисунках изображает интересные события из жизни детей, прогулок, режимных моментов или эпизоды из знакомых сказок. Изображения, выполняемые взрослым мелом на доске, красками или фломастером на бумаге, довольно схематичны, отражают лишь самое существенное, процесс создания сопровождается эмоциональным словесным пояснением, обращениями к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагают демонстрировать то, что изображено, так как персонажами в этих рисунках являются они сами или герои из интересных сказок.

Следующей задачей обучения изобразительной деятельности детей является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объемных предметов, используя зрительно-двигательное моделирование формы; обведение-выделение плоской формы перед рисованием. Эта задача реализуется при обучении детей предметному рисованию и лепке по натуре. Перед изображением педагог учит детей рассматривать объект, т.е. обследовать. Обследование проводится в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используются реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и др.

В ходе обследования очень важно вызвать у детей положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие.

В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения воспитатель соединяет воспринятое со словом: называет предмет, который дети рисуют, их качества и свойства.

В процессе лепки и рисования с натуры, в ходе занятий аппликацией дети воспринимают пространственные отношения предметов, их частей. Представление о пространственных отношениях также закрепляются в речи детей.

Таким образом, в ходе предметного рисования и лепки дети знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства.

Овладение способами зрительно-двигательного моделирования формы позволяет ребенку в дальнейшем пользоваться ими при изображении, которые еще не были в его графическом опыте.

В ходе обучения педагог решает также задачи обеспечения операционально-технической стороны деятельности своих воспитанников. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а с другой — выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.

Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.

Занятия по изобразительной деятельности имеют существенное значение в плане эстетического воспитания ребенка. Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качестве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым правильно оценивать их, выслушивают мнения своих сверстников о проделанной работе.

Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить до конца начатое дело.

Вслед за предметным рисованием и лепкой с натуры проводится предметное рисование и лепка по представлению.

Опираясь на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, воспитатель учит детей изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формированию умения оперировать имеющимися образами-представлениями, восстанавливать их по слову. Такие занятия способствуют формированию взаимосвязи сенсорного и речевого развития детей, а также, с другой стороны, позволяют осуществить контроль за усвоением ребенком слов и выражений, данных ему в процессе лепки и рисования с натуры.

Во время занятий по представлению продолжается знакомство детей с ориентировкой на листе бумаги, привитие детям навыков работы с карандашом, кисточкой, ножницами, усвоение приемов изобразительной деятельности. Эти занятия вносят большой вклад и в воспитание положительных качеств личности ребенка.

Переход к сюжетному рисованию знаменует собой возникновение новых возможностей. Речь идет о более полном восприятии окружающего (восприятие отношений предметов в пространстве и действий). При этом ребенок изображает воспринятое не непосредственно в момент восприятия, а отсрочено — по представлению.

Сюжетное рисование по текстам сказок предполагает уже такой уровень развития представлений, при наличии которого ребенок оказывается в состоянии изображать по словесному описанию ситуации, с которыми он непосредственно не встречался.

В результате целенаправленной работы по обучению детей рисованию и лепке с натуры и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. Работа над формированием замысла теснейшим образом перекликается с работой по обучению предметному, а затем сюжетному рисованию и лепке. Образы, накопленные ребенком в процессе работы с натуры и по представлению, по-новому используются ребенком в изображениях по собственному замыслу. На этих занятиях воспитатель учит ребенка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие и т.п.

Все эти виды занятий способствуют развитию памяти ребенка, в частности, произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего последующего обучения не только в детском саду, но и в школе.

Со всеми этими занятиями тесно переплетаются занятия по аппликации, которые помогают детям объяснить, как объемная форма изображается в плоскости, они дают возможность обратить внимание детей на соотношения величин, позволяют решать задачи сенсорного воспитания. Кроме того, занятия вносят большой вклад в эстетическое воспитание ребенка, так как дети учатся воспринимать и подбирать сочетания цветов и т.д.

В процессе занятий по конструированию у детей необходимо сформировать интерес к этому виду продуктивной деятельности, желание самим создавать постройки для игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру. При этом педагог действует эмоционально, вызывая у воспитанников ответный эмоциональный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментированием, игровыми действиями. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций.

Особое внимание педагог уделяет формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений. Он не только строит, но тут же рисует, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображен в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогает ребенку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования его образа.

Для создания предпосылок к самостоятельному конструированию детям показывают также, что предметы одного функционального назначения (например, здание детского сада) могут иметь разные конструкции, т.е построены по-разному, но в тоже время отвечать общим требованиям (иметь небольшую высоту, много входов и т.д.). Демонстрируя разнообразные постройки на одну и ту же тему, педагог проводит пропедевтическую работу по преодолению у детей с нарушениями интеллекта склонности к стереотипному воспроизведению одного и того же вида конструкции. Это нужно для того, чтобы в собственной деятельности дети стремились и хотели использовать различные конструктивные материалы.

На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. Действия по подражанию предполагают буквальное следование ребенка за взрослым, воспроизведение его действий без отсрочки. Дети видят каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также куда он их устанавливает. При затруднениях используется совместные действия взрослого с ребенком. Затем постройки обыгрываются.

В дальнейшем учат детей выполнять конструкцию по образцу. Конструирование по образцу основано на самостоятельных действиях детей и на реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством педагога. В начале обучения используются только несложные объемные образцы с видимыми составляющими элементами. Изучение образца под руководством взрослого проводится в определенной последовательности. Анализ образца представляет собой специально организованное его рассматривание, осуществляемое под руководством педагога. Педагог руководит восприятием детей, помогает им правильно, полно адекватно воспринимать существенные свойства предмета с точки зрения конструктивных способностей.

Анализ образца начинается с целостного восприятия объекта. Дети называют его, затем переходят к выделению основных опорных частей. Выделение основных частей в конструкции (образец) желательно производить в той последовательности, которая соответствует очередности исполнительских операций. После определения главных частей переходят к деталям в постройке. Во время рассматривания деталей взрослый подчеркивает их значение в предмете. Следующим этапом обследования образца является определение формы каждого элемента и подбор нужных соответствующих этим элементам строительных деталей. При этом педагог использует вспомогательные движения: обведение каждой выделяемой части предмета или конструкции по контуру. После подбора необходимых строительных деталей педагог привлекает внимание детей к последовательности выполнения постройки.

В дальнейшем дети учатся конструировать по графическому образцу. С этой целью им предлагают различные конструкторы, сборно-разборные игрушки.

В старших группах дети выполняют постройки по представлению (по словесному описанию). Каждый из этих приемов используется в зависимости от уровня развития детей и той конкретной коррекционной задачи, которую ставит педагог на определенном занятии.

Опыт обучения детей с нарушениями интеллекта конструированию показал, что они оказываются способны при правильной организации коррекционной работы овладеть начальными действиями со всеми видами моделей.

Таким образом, при особой организации и коррекционной направленности обучения дети с нарушениями интеллекта оказываются способны выполнять предметные, изображения, а также отражать несложное содержание, связанное с их жизненным опытом.

studfiles.net

Статья на тему: Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника.

                                                               Иванова Н.В. – преподаватель  СПб ГБПОУ «ПК № 8»

 Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника.

              Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная.   Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. К продуктивным видам деятельности относятся  конструирование, рисование, лепка, аппликация, театральная деятельность  и др.      Продуктивные виды деятельности значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных  процессов                            ( воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают  творческий потенциал.                                                                                                                                       Занятия различными видами художественной деятельности и конструированием создают основу для полноценного и  содержательного общения детей со взрослыми и сверстниками.                                                                                                                                                                            Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении.     Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт отражает представление ребёнка об окружающем его мире и эмоциональное отношение к нему, что позволяет рассматривать продуктивную деятельность  как средство диагностики когнитивного и личностного развития ребёнка – дошкольника.                                                                                            В процессе продуктивной деятельности формируется познавательная активность и социальная мотивация.                                                                                                           Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребёнка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.                               Продуктивная деятельность связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов ( бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий  с полученным результатом. В дальнейшем ребёнок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании.                                                                                                                                Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определённое отношение к окружающей действительности и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.                                                                                                                                      В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремлённости в работе, умении довести её до конца.

          Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие  способности.            На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать материалы в определённой последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности.                                                                                                                               Использование в работе педагога ДОУ изобразительной деятельности и конструирования является и средством нормализации психических  процессов ребёнка. Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые ими при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата.                                                                       Занятия продуктивной деятельностью обладают следующими психотерапевтическими свойствами:

  1.  – повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий
  2. – повышают уровень интеллекта в целом
  3.  – активизируют творческое мышление
  4. – повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние
  5. – снимают тревожность
  6. – улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев
  7. – развивают пространственное восприятие
  8. – совершенствуют визуальное, наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления
  9.  – улучшают память.

             Таким образом, занятия продуктивными видами деятельности являются важным средством всестороннего развития ребёнка.

Литература.

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва Мозаика – Синтез 2004 г.
  2. Ахунжанова С. Развитие речи дошкольника в продуктивных видах деятельности. //Дошкольное воспитание № 3. 1983 г.
  3. Веракса Н.Е., Веракса В.А. Проектная деятельность дошкольников. Москва Мозаика Синтез 2008 – 2010 г.
  4. Дьяченко О.Я. Развитие воображения дошкольника. Москва РАО 2000 г.
  5. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Проектная деятельность дошкольников. // Дошкольное воспитание №3 2003 г.
  6. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма освоения социального опыта. Москва 2000 г.
  7. Урунтаева Г.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва Издательский центр Академия 2001 г.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *