Процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения это – Процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Фундаментальные задачи

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения родным языком

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»

г. Якутск, 4-5 апреля, 2013 г.

25-ти ловится только по одному хабылык. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мезинцем и безымянным пальцами. Общее количество лучинок должно быть таким, чтобы они могли свободно уместиться на ладони участника игры. В «Хабылык» играют и дети, и взрослые. Начинают с крайнего правого игрока, по кругу, против солнца.

Таким образом, богатые возможности для общего развития личности народные игры и игрушки открывают перед детьми возможность в процессе приятной и с желанием ими принятой деятельности заниматься саморазвитием и самоорганизацией.

Использованная литература:

1.Алексеева К.Н. Хабылыкпын-хаамыскабын илдьэ сылдьабын / Кыым, 2009.

2.Бушканец М.Г., Леухин Б.Д. Хрестоматия по педагогике. – М.: Просвещение,

1976.

3.Васильева П.К. Сахалыы оонньуулар. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 1992.

4.Павлова М. П. Педагогическая система А.С. Макаренко. – М.: Высшая школа,

1972.

5.Федоров А.С. Обугэлэрбит оонньуулара [Текст] / А. С. Федоров. – Дьокуускай: Кинигэ изд-та, 1992.

6.Фролов А.А. Организация воспитательного процесса в практике А.С.Макаренко. – Горький: ГГПИ им М.Горького, 1987.

Олесова Н.Ф., Андросова М.П.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова, Якутск

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества, используемая в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает ребенку войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа (Алексеева М.М., Яшина В.И., 2000). По мнению М.М. Алексеевой,

140

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»

г. Якутск, 4-5 апреля, 2013 г.

В.И. Яшиной программное содержание обучению родному языку в дошкольном учреждении построено на формировании у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля, что придает процессу речевого развития ребенка творческий характер.

Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать свое эмоциональное отношение. Одним из главных причин – это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы – обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

В народной педагогике большое внимание уделяется воспитанию культуры общения и поведения, в ней были и отчасти остаются представления о том, каким должен быть человек и как этого можно добиться эти представления составляют теоретическую основу народной педагогики.

Применение средств народной педагогики – это целостный, систематический процесс приобщения детей и родителей к фольклору, к изучению родного языка; развитие и поддержание у них интереса к духовным сокровищам своего народа. Изучение родного языка, традиций, обычаев своего этноса, корней своего народа – необходимая часть воспитания. Традиции обладают свойством устойчивости и действенности в сохранении определенного ритма поведения многих поколений. Народная мудрость, запечатленная в песнях, сказках, потешках, скороговорках, загадках, поговорках, пословицах и др., стимулирует все сферы жизнедеятельности детей на различных стадиях их развития. Необходимо методически грамотно использовать основное ядро национальной культуры народа саха, ориентированную на духовность, демократизацию, гуманизацию и гуманитаризацию образования и культуры (Андросова М.П., 2010).

Педагог стремится к развитию активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной

141

studfiles.net

Материал на тему: Выступление на ПС « Формирование устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №7 «Сказка»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического направления развития воспитанников»

Ленинского муниципального района

Волгоградской области

Доклад на тему

« Формирование устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста»

      Подготовила воспитатель:

Еркина Л.А.

г.Ленинск

2018

Консультация для педагогов:

«Формирование устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста».

Каждый человек занимает в обществе определенное место, находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, позволяет реализовать себя и свои возможности в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, общение приобретает личностный характер и предполагает тесное практическое взаимодействие ребенка с взрослым. В младшем возрасте ведущим является эмоциональное общение ребенка со взрослым, затем оно сменяется предметным и, наконец, речевым общением. Чем старше ребенок, тем больше его потребность в общении и в оценке окружающих. У старших детей имеют место социальные мотивы, которые связаны со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, с мотивами самолюбия и самоутверждения. Присвоенные точки зрения окружающих на себя как источник успеха или неуспеха в деятельности ложатся в основу отношения ребенка к себе, к своей личности, становятся критериями его конкретной ситуации.

Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Развитие психики ребенка – это процесс, происходящий путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослыми – носителями этого опыта. Т. е., мы, взрослые, передаем общественный опыт детям, и происходит это в процессе общения.

В Толковом словаре русского языка: речь – способность говорить, говорение, разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа, публичное выступление.

От природы ребенку дана способность говорить, но заговорить он сможет только в человеческом обществе. Речь играет огромную роль в жизни человека и имеет несколько функций:

1. Коммуникативная (от латинского, передача, сообщение). Т. е. речь – основное и универсальное средство общения.

2. Когнитивная, т. е. речь как средство познания окружающего мира.

3. Регулятивная, т. е. речь является одним из регуляторов взаимодействия, взаимоотношения людей между собой.

Таким образом, речь является одним из ведущих средств социализации ребенка. Через общение ребенок познает окружающий мир, без достаточного уровня речевого развития невозможна социальная адаптация ребенка в обществе. Из всего выше сказанного следует, что работа по развитию связной речи имеет очень большое значение для развития коммуникативных способностей детей. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Виды речи.

1. Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух.

2. Внешняя: диалогическая (разговор двух или нескольких лиц, монологическая (разговор одного лица).

3. Эгоцентрическая – разговор с самим собой, как с воображаемым партнером. Это может быть и диалог, и монолог.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие коммуникативных способностей.

В дошкольной образовательной организации развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

1. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

2. Формирование грамматического строя речи.

3. Развитие звуковой культуры.

4. Развитие связной речи (диалогической, монологической).

Педагоги в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников. Дети по большей части высказываются не по собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма является самой распространенной.

Для развития коммуникативных способностей у детей необходимо создавать оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней:

– обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения;

– стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;

– осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

– широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Следующее, что чрезвычайно значимо для коммуникативного развития ребенка, это создание речевой среды. Решающую роль здесь можно отвести речи взрослого.

Речь взрослого, как правило, звучит постоянно. Однако это не означает, что ее просто много. Речевую среду должны образовывать высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии. Что это значит? Синонимы – это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. В данном случае имеются в виду предложения-синонимы.

Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая реальные взаимоотношения окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становятся для малыша как бы программой поведения. По образцу, данному взрослым, он строит и свои отношения с людьми, чутко реагируя на любые проявления отношения к нему. Очень важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Положительные состояния – бодрость, радость, чувство защищенности, уверенности в своих силах – благотворно сказываются на жизнедеятельности организма ребенка; отрицательные – состояние уныния, страха, боязнь наказаний – угнетают деятельность сердечно-сосудистой системы и желез внутренней секреции.

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному коммуникативному развитию ребенка: он охотно вступает в общение со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.

nsportal.ru

Развитие речевого общения детей дошкольного возраста

Важно, чтобы любой ребёнок дошкольного возраста умел думать и общаться с помощью слова. Принципы речевого общения формировались веками, и основное их условие — открытость, дружелюбие, доверие, вежливость.

Общение и речевое развитие дошкольников

Именно на этих условиях в нашем обществе закреплены любые  приветствия, обращения людей друг другу, оказания услуг, различные формулы благодарности и извинений, правила беседы,  общение взрослых людей между собой.

Не стоит забывать, что речь по наследству не передаётся, дети, подражая взрослым, повторяют отдельные фразы, т.е. овладение речью и опыт речевого общения находится в прямой зависимости от окружающей среды. Вот почему необходимо, чтобы взрослые в разговорах  следили за своей  речью. 

Развитие речевого общения и овладение речью тесно связано со всеми видами детской деятельности, поэтому в процессе любой деятельности следует тренировать детей в умении объяснять друг другу или взрослому ход работы, замысел и правила игры, обосновывать распределение обязанностей.

Справиться с этими задачами помогут упражнения типа:»Скажи, кто ты?», «Скажи, какая на улице погода?», «Опиши речку, которую ты видел на экскурсии» и т.п., загадки-складки на недостающее слово, выражение (Например, Мед в лесу медведь нашёл, мало мёду, много … (пчёл).

Такие упражнения учат детей слушать собеседника, заставляют их думать и давать правильный ответ, умение участвовать в диалоге, давать описание предметов и прочее.

Пусть наши дети знают, как себя необходимо вести в обществе родных и близких им людей, в кругу друзей, соседей, а так же среди малознакомых и незнакомых им людей, быть добрыми, внимательными и вежливыми людьми.

Развитие речевого общения детей в семье

Необходимо в семье научить малыша произносить слова чётко и ясно; вежливо отвечать на вопросы; внимательно выслушивать взрослого; говорить без крика, владеть силой голоса; быть скромным и сдержанным.

Не секрет, что развитие речевого общения детей в семье зависит от манеры и умения разговаривать окружающих и близких им людей.  Вслушайтесь в речь своих детей, и вы заметите, что в интонациях вашего малыша проявляются особенности отношения отца и матери, дедушки и бабушки, он передаёт жесты и мимику близких ему людей. Богатство языка, как и недостаток становится достоянием ваших детей. В детском саду, послушав детей внимательно, можно сделать вывод о манере общения  в семье,  степени уважительности членов семьи, и совсем нет никакой необходимости спрашивать об этом детей. Игорь (4 года) часто употреблял выражение (причем не всегда уместно) «чё стоишь, как чурка с глазами?» Сначала воспитатель не заострила на это выражение внимания, но мальчик всё время употреблял его. Поговорив с мальчиком, пришлось разговаривать с его родителями, оказалось, такое выражение употребляла бабушка, все домашние просто привыкли к нему и не обращали внимания на реплику. 

Общение «родители — ребёнок» — диалог двух сторон, который требует не только взаимопонимания, но и взаимного уважения.

Умение рассказывать, быть общительным, преодолевать молчаливость, застенчивость, развивает у детей  в своих силах. Следует учитывать, что культура  речевого общения  не ограничивается понятиями вежливости, доброты, внимания и доверия. Ещё необходима тактичность в поведении и разговоре. Пример: в автобус входит молодая пара, на первом сидении сидят мама с девочкой. Девочка быстро встала и предложила вошедшей молодой женщине сесть. Женщина смутилась и быстро ответила: «Ну, что ты… спасибо…не надо». Девочка искренне: «Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым уступаю». Мама девочки смутилась. В примере совершенно очевиден тот факт, что, воспитывая вежливость, мама совершенно не уделяла внимания тактичности. Вот и результат.

Речевая сдержанность детей

Речевая сдержанность — один из главных признаков общения и речевого развития дошкольников. Как часто этой сдержанности не хватает нашим детям! Варя (4 года) — никогда не слушает взрослых, совершенно не воспринимает никаких заданий, и, естественно, ни разу не сумела ответить на поставленные перед ней задачи.

Девочка вообще не умела слушать и слышать взрослых, она постоянно требовала, чтобы все слушали её. Не буду описывать работу воспитателя с родителями Вари. Просто необходимо, чтобы родители всегда обращали внимание на речевое поведение своего малыша во время разговора, так как это влияет на интеллектуальное развитие. Следует так же проанализировать ситуацию — как часто и какие темы вы выбираете для бесед и разговоров с детьми и  никогда не забывать, что вопросы развитие речи и мышления взаимосвязаны.

 Не спешите винить детей в вопросах речевой несдержанности или высокой речевой активности. Ведь  причина бывает чаще всего в том, что, добиваясь от детей высокой речевой активности, мы забываем о воспитании у них умения выслушивать других, вникать в смысл сказанного (случай с Варей — яркий пример такой забывчивости). Дети, привыкшие к излишнему вниманию взрослых, «неукротимы» в своей говорливости. Для них главное — выговориться, а слушать других они не умеют.

Отсюда вывод — надо учить детей  умению слушать собеседника и  поддерживать разговор. Следует приучать детей в необходимости молчать, когда разговаривают взрослые, не перебивать их разговор своими вопросами и другими репликами. Кроме того, необходимо разъяснить ребятам, что молчание необходимо при  посещении массовых мероприятий, просмотре фильмов, когда кто-нибудь дома отдыхает.

Одна заботливая мама старалась, чтобы ребёнок вёл себя раскованно, наставляла его: «Не обращай ни на кого внимания, веди себя так, как будто на тебя никто не смотрит». Позже, когда мальчик пошёл в школу, она искренне недоумевала: «Совсем не считается с нами,  делает, что хочет. Так надерзил мне при посторонних, что мы с отцом чуть со стыда не сгорели! Сделали ему замечание, а он говорит: «Что особенного я сказал?» В дошкольном детстве мальчику не привили умение вести себя скромно, у него появилась обыкновенная развязность в общении, не умение подчиняться правилам поведения. Такие дети не испытывают неловкости, когда взрослый делает им замечания. Исправить такое поведение мальчика можно только в семье. Помогут в этом родителям задушевные беседы.

Например, для Ромы  было большое удовольствие, когда бабушка садилась с ним и рассказывала: «Когда я была маленькой…», такие беседы заставляют детей притихнуть и слушать. В домашних условиях хороши игры и игровые упражнения, когда от всех без исключения требуется выдержка и умение молчать и слушать других. Требуя от ребёнка, чтобы он не перебивал собеседника, напоминаем ему: «Сначала слушай, когда подойдёт твоя очередь, скажешь ответ», можно прибегнуть к пословице: «Слово — серебро, а молчание золото». Объясните ребёнку её содержание, и он всё поймёт правильно. .

Роль общения в речевом развитии детей

Роль речевого общения в развитии речи детей целиком зависит от окружающих их взрослых — дети любого возраста общаются со своими родственниками, соседями, сверстниками в процессе совместных занятий, игр, трудовой деятельности, овладевая разговорным стилем речи. Кроме того, взрослые читают детям стихи, рассказы, сказки — идёт пользование книжного стиля речи. Чаще используйте в разговорах с детьми ссылки на героев их любимых произведений, пусть дети дают героям оценку, их поступкам, обмениваются впечатлениями о прочитанном. Хотя ребёнок  не осознаёт, но у него идёт развитие речевых навыков, усвоение грамматики и лексики родного языка. Иначе говоря, дети овладевают  речевым общением. Воспитать  тактичного собеседника — одна из главных задач в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

А это означает, что у дошкольника должны быть привиты такие качества:

  • Сформированность культуры речевого общения.
  • Не перебивать разговор взрослых.
  • Уметь пользоваться словами: «Извини, пожалуйста…» — и дождавшись одобрения взрослых, обратиться со своими вопросами.
  • Во время разговора вести себя скромно, спокойно, не гримасничать. С собеседником быть приветливым и доброжелательным.
  • Вежливо разговаривать со взрослыми, не дерзить им, не допускать капризного, крикливого тона.
  • Уметь молчать, когда взрослые разговаривают.
  • Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли.

Необходимо чутко относиться к слову ребёнка, одобрять его желание и стремление вести разговор с взрослыми, но при этом управлять поведением ребёнка. А это означает: постараться придать разговору такой характер, при котором стеснительный ребёнок почувствовал бы себя свободно, а развязный — более сдержанно. Здесь будет иметь значение ваш тон (мягкий или официальный), выражение лица (ободряющее, одобряющее или призывающее к сдержанности), жест ( располагающий к разговору или к молчанию).

bukvic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *