Слайд 1
Фёдор Иванович Тютчев Листья Презентацию подготовил ученик 9 класса “А” МБОУ ” СОШ №7″ г. Калуги Королев Константин.Слайд 2
В 1820–1830-е годы были написаны шедевры философской лирики Тютчева. В стихах о природе была очевидна главная особенность тютчевского творчества: единство изображения природы и мысли о ней, философско-символический смысл пейзажа, очеловеченность, одухотворенность природы. В 1830 году было написано стихотворение “Листья”.
Слайд 3
Листья Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа.
Слайд 4
Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!..
Слайд 5
Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!
Слайд 6
О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!..
Слайд 7
Стихотворение проникнуто радостью, используется прием олицетворения. С помощью образов таких как : ” Легкое племя, мы были в красе, цветы отцвели…” создается живая картина осени. Чувствуется рвение листьев на свободу. Автор стихотворения применил прием антитеза- противопоставление чего либо. В начале стихотворения темп был медленный, придавая ему серость и однообразие сосен и елей, но когда темп стал быстрее, когда идет описание листьев, придавая этому игривость и красоту.
Слайд 8
Противопоставляя себе сосны и ели, листья говорят о них как о лишенных жизненных сил. Повтор подчёркивает неизменность, однообразие такого существования. Вторая часть стихотворения погружает нас в тот мир, который воспринимается листьями как подлинная жизнь Употребление глаголов сначала в настоящем, а затем в прошедшем времени подчёркивает мимолётность, быстротечность жизни листьев. Третья часть наименее богата по своему образному строю. Исчезает мелодичность предыдущей части. Нет ярких эпитетов, даже олицетворения несут значение угасания, безжизненности. В четвёртой части исключительно восклицательные предложения, обилие повторов . Этим достигается полёт, свобода, свист ветра.
Слайд 9
Для листьев неприемлемо скучное, бессмысленное существование. Нельзя утверждать , что это стихотворение о природе. Оно об отношении к жизни, о том, что можно назвать подлинной жизнью. Такие вопросы называют философскими. Значит, стихотворение не только пейзажное, но и философское. Ф.И. Тютчев вошёл в литературу именно как поэт-философ. Поэт отвечает на вопрос о подлинных ценностях жизни. Ничто не бывает напрасно. Краткая жизнь, если она яркая, несущая в мир радость, ценнее бесцветного вечного существования. По сути, человеческая жизнь тоже быстротечна. Так чему же учит нас стихотворение “Листья”? Не думать о том, как коротка жизнь, а стремиться наполнить её светом, не мириться с серостью каждого дня, а стремиться принести в мир красоту, а значит – добро.
Слайд 11
Загадки о деревьях Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. ива
Слайд 12
Загадки о деревьях Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки. лиственница
Слайд 13
Загадки о деревьях С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня же обижают: Шкуру тонкую сдирают липа
Слайд 14
Загадки о деревьях Что же это за девица: Не швея не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год ель
Слайд 15
Спасибо за внимание !
nsportal.ru
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
uchitelya.com
МКОУ Кругликовская ООШ Ф.И.Тютчев «Листья»
Над презентацией работали ученики 3 класса.
2013 г.
ЛИСТЬЯ
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Осенний листок О. Чусовитина
За окошком лист осенний пожелтел, Оторвался, закружился, полетел. Желтый листик подружился с ветерком, Все кружатся и играют под окном. А когда веселый ветер улетал, Желтый листик на асфальте заскучал. Я пошла во двор и листик подняла, Принесла домой и маме отдала. Оставлять его на улице нельзя, Пусть живет всю зиму у меня.
Сочинение – миниатюра
1. Придумайте свой маленький рассказ об осенних листьях. Запишите его в рабочую тетрадь. 2. Посмотрите внимательно на текст стихотворения и на ваши тексты.
– Чем отличаются?
– Какие слова и выражения употреблены в стихотворном тексте?
multiurok.ru
53335531463039513235404944384142294843374734365045565452
XСкопируйте код и вставьте его на свой сайт.
Ф.И. Тютчев «Листья». Обучение анализу стихотворения
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдУрок-проект Литература 6 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Ф.И. Тютчев «Листья». Обучение анализу стихотворения. Цель урока: обрисовать зрительные образы при чтении стихотворения, понять настроение, чувства поэта, определить способы создания образов.
2 слайдФ.И. Тютчев «Листья». Анализ стихотворения.
3 слайдСтадия вызова. Какое время года вам больше нравится? Опишите его. Какие чувства оно у вас вызывает? (3-5 фраз).
4 слайдЗаполнить таблицу
5 слайдСтадия осмысления. Выразительное чтение стихотворения. Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, лёгкое племя, Цветём и блестим И краткое время На сучьях гостим. Всё красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!
6 слайдВыразительное чтение стихотворения Но птички отпели, Цветы отцвели, Луга побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей. Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим… Летите, летите! Мы с вами летим!..
7 слайдСистема знаков V – картины, образы, чувства совпали с теми, что были у вас; + – новое, неожиданное, яркое; ! – картины, образы, вызвавшие особые чувства у вас; ? – следует прояснить, не вполне понятно.
8 слайдОбразы и картины Вечнозелёные сосны и ели – символ постоянства, безмятежности, покоя Яркая жизнь листьев.
9 слайдПересказ-анализ Первая строфа: Стоит зима. Зимний лес весь в снегу. Снега очень много. Ели и сосны «закутавшись, спят».
10 слайдПересказ-анализ Вторая строфа: Картина весёлого лета. Листья цветут и блестят во всей своей красе, играют с лучами, купаются в росе!..»
11 слайдПересказ-анализ Третья строфа: Картина увядания природы. Лето прошло, «птички отпели. Цветы отцвели, Луга побледнели…»
12 слайдПересказ-анализ Четвёртая строфа: Картина подвижной, беспокойной жизни листьев. Листья просят ветер взять их с собой, унести, чтобы жить полной радостной жизнью.
13 слайдНастроение Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы. Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит. Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.
14 слайдСтадия рефлексии. Картины и чувства детей и поэта Поэтическое мастерство Ф.И.Тютчева, Яркие картины Глаголы, подчёркивающие эти картины Олицетворение Метафора Эпитеты Сравнение
15 слайдЗаполнить таблицу
16 слайдПриёмы и выразительные средства языка. Основной авторский приём – антитеза. Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев.
17 слайдЗимний пейзаж Метафора Олицетворение Сравнение Эпитеты сосны и ели, закутавшись, спят как иглы ежа тощая зелень ввек не свежа
18 слайдВесёлое лето Авторский приём: монолог листьев. Метафора Олицетворение Глаголы Восклицательное предложение Эпитеты Лёгкое племя Цветём, блестим, гостим Играли с лучами, Купались в росе! Красное лето
19 слайдУвядание природы Метафора Олицетворение Восклицательное предложение Луга побледнели Зефиры ушли Даром висеть и желтеть И нам улететь!
20 слайдБеспокойная жизнь листьев Олицетворение Эпитет Повторы слов Восклицательные предложения Скорей нас сорвите Сорвите, умчите Буйные ветры Скорее, скорей Летите, летите! Мы с вами летим!
21 слайдИтоги урока Чем занимались на уроке? Чему научились? Что больше понравилось? Выставление оценок. Домашнее задание. Написать мини-сочинение по описанию природы летом, осенью или зимой (на выбор).
22 слайдМОУ Степанянская ООШ» Работа выполнена учителем русского языка и литературы Шевцовой Анной Васильевной
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.
810882768949907092749310949110096
342973430634353343553435634360343693440934411344253443134433
У вас есть презентация, загружайте:
Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.
uslide.ru
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Интегрированный урок литературного чтения, музыки, ИЗО и его презентационное сопровождение направлены на знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева “Листья”. На развитие образного мышления, развитие речи; на совершенствования навыков выразительного чтения; развитие коммуникативных качеств: на формирование навыков работы в группе; на воспитание любви к родному языку, родной природе, на эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.
Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их.
В течение урока предусмотрена фронтальная работа, также ученикам представилась возможность поработать индивидуально и в группах.
Взаимодействие учащихся при работе в группе (с разноуровневым подбором детей) способствовало созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом.
На всех этапах урока предусматривается обратная связь: учитель-ученик. Ученик не пассивный наблюдатель, а активный участник сюжетной линии урока. Приемы обратной связи разнообразны и динамичны.
Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности, отметим предусмотренную смену видов и форм деятельности, создание положительного эмоционального настроя (организационный момент, актуализация знаний и т.д.). Используемая визуализация помогает снимать зрительное утомление у учащихся. Наличие обратной связи учителя с учащимися при самопроверке и проверке выполняемых заданий позволяет контролировать образовательный процесс, снимая ситуацию стресса и способствуя сохранению их психического здоровья.
Использование презентационного сопровождения, игровые моменты, создание ситуации успеха для каждого ребёнка – всё это мотивирует обучающихся к изучению литературы, прививает любовь к предмету.
Считаем возможным использование данного ЦМР в целом либо его элементов и при работе по другим УМК.
Автор учебника: Кубасова О.В.
Тема: Ф.Тютчев “Листья”.
Вид урока: урок изучения нового произведения.
Цель урока: учить анализировать лирическое произведение.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Литература.
Ход урока
Этапы урока.
I. Мобилизующее начало урока.
Деятельность учителя.
– Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками, исследователями.
(Слайд № 2)
2 модуль. Научиться воспринимать и перерабатывать информацию
II. Актуализация знаний.
(Слайд № 3) – звучит музыка к песне “Листья жёлтые…”) http://www.midi-karaoke.info/21401d91.html
Учитель поёт куплет из песни (возможно включение фонограммы).
Листья жёлтые
Над городом кружатся
С тихим шорохом
Нам под ноги ложатся
И от осени не спрятаться
Не скрыться
Листья жёлтые
Скажите, что вам снится?
Учитель: О каком времени года поётся в песне?
Ученики: Об осени.
Учитель: Кто главный герой песни?
Ученики: Осенние листья.
III. Вступительная беседа. Сообщение темы, цели урока.
Учитель: Осень… Прекрасное время года …
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева “Листья”, научимся рисовать осенние листья и услышим музыку о настроении осени.
– Что вы уже знаете о Ф.Тютчеве? (Слайд № 4)
Примерный рассказ детей:
Тютчев (Федор Иванович) – известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме, “совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы”, исключительное господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православного уклада. Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С.Е. Раич пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе.
IV. Первичное восприятие текста.
1. Визуализация.
Учитель: Закройте глазки, можете лечь на парту. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь увидеть эту картину.
Чтение стихотворения учителем.
– Скажите, какое время года описывает поэт?
Ученики: Осень.
2. Самостоятельная работа.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. Подчеркните непонятные слова и выражения.
– Как вы понимаете слова: зефир, докучные?
Дети сами объясняют значение непонятных слов и выражений, опираясь на словари:
– зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру;
– докучные – наводящий скуку, надоевший.
(Слайд № 5)
V. Анализ произведения.
1. Беседа по прочитанному.
Учитель: От чего имени написано это стихотворение?
Ученики: От имени листьев.
Учитель: Какой литературный приём использует автор в создании образа листьев?
Ученики: Олицетворение.
Учитель: Найдите строчки, в которых подтверждается, что листья выполняют функцию живого существа.
Ученики: Мы ж, лёгкое племя, мы были в красе, мы ждать не хотим, мы с вами летим.
Учитель: Какое настроение у автора?
Ученики: Радостное и грустное.
Учитель: Какие строчки передают настроение радости?
Ученики: Мы цветём и блестим, играли с лучами, купались в росе.
Учитель: Какие строчки передают настроение грусти?
Ученики: Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли.
Учитель: Какие деревья любил Тютчев?
Ученики: Лиственные.
Учитель: К какой группе деревьев относятся сосна и ель?
Ученики: Хвойные.
Учитель: Как поэт описывал хвойные деревья?
Ученики: Всю зиму торчат, их тощая зелень, как иглы ежа, ввек не желтеет, но век не свежа. Учитель:
Учитель: К чему призывают листья буйный ветер?
Ученики: Скорей нас сорвите с докучных ветвей.
Учитель: Какую мелодию вы слышите в стихотворении?
Ученики: Спокойную, негромкую, распевную.
Учитель: Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный.
Ученики: Первые три столбика подсказывают, что стихотворение надо читать певуче, неторопливо. Четвёртый столбик с призывом.
Физкультминутка (Слайд № 6) Вальс П.И. Чайковского http://www.midi-karaoke.info/21a9ad01.html
VI. Изобразительное искусство.
1. Объяснение.
– Известные художники посвящали свои работы теме осени Предлагаю вам посмотреть ряд картин известных художников: Владимира Анатольевича Федулова, Исаака Ильича Левитана, Архипа Ивановича Куиджи. (Слайд-шоу “Осень”). (Слайды № 7-10)
– И мы сегодня выступим в роли художников, научимся рисовать осенний лист. В конце урока сделаем выставку работ.
Учитель объясняет последовательность рисования листа. (Слайд № 11, 6 кликов мышью)
Отмечаем основную пропорцию. Рисуем несущие части – главную жилку и черешок. Главная жилка прямолинейная, вертикально направленная, делит пластинку на две равные доли. Отметим размер черешка, он изогнут в правую сторону. Для изображения контура листовой пластинки нарисуем линии, напоминающие форму многоугольника. Проведём волнистую линию контура пластины с характерными выемками. Наметим боковые жилки, идущие под углом от главной жилки к выступам. Покажем толщину черешка и жилок.
2. Практическая работа.
Возможно рисование берёзы по музыку П.И. Чайковского. http://musiclesson.narod.ru/vals.mp3
Учащиеся, прослушав объяснения учителя, рисуют лист на альбомном листе при помощи простого карандаша. Когда работа закончена, выставляют на доску.
3. Самооценка.
– Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть художниками.
Учащиеся оценивают свою работу на этом этапе урока..
VII. Музыка.
1. Беседа.
– Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним из самых известных произведений является “Октябрь” из фортепьянного цикла русского композитора П.И. Чайковского “Времена года”. Насладимся этой замечательной музыкой. (Слайд №12)
2. Слушание музыки. Когда слушаете музыку сядьте удобно, плечики расправьте.
Учащиеся слушают музыку П.И. Чайковского из цикла “Времена года” Октябрь.
(Слайд №13) http://musiclesson.narod.ru/simphoni.mp3
Учитель: Какое настроение у вас возникло после услышанной музыки?
3. Самооценка.
– Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть слушателями.
Учащиеся оценивают свою работу в качестве слушателей музыки.
4 модуль. (Слайд № 14)
Наша цель: научиться читать правильно и выразительно.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
1. Самостоятельная работа.
– Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно).
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.
2. Работа в парах.
Учитель: Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои замечания.
Учащиеся читают стихотворение друг другу, высказывая своему соседу по парте свои пожелания и замечания. Готовность показывают, опираясь на памятку.
Проверка самостоятельной работы. Чтение стихотворения тремя учениками.
Учитель: В исполнении, какого ученика передалась мелодия стихотворения?
Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.
3. Групповая работа.
Учитель: А теперь проверим, какие мы исследователи.
Даны карточки, на которых записаны строки столбиков из стихотворения не по порядку.
Задание:
– Укажите по порядку строчки стихотворения “Листья”.
Учащиеся работают в группах. Затем проверка правильности выполнения задания. (Один ученик от группы выразительно читает это стихотворение. Остальные группы оценивают правильность выполнения задания и выразительность).
4. Самооценка.
Учитель: Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть исследователями.
Учащиеся оценивают свою работу в качестве исследователей текста.
5. Чтение стихотворения хором.
– Кто готов прочитать наизусть третий и четвёртый столбики стихотворения прошу вас встать.
Учащиеся хором читают стихотворение наизусть.
6. Перед вами выставка книг Ф.Тютчева. В них напечатаны стихи о природе, о родине. Со многими вы уже знакомы. Советую взять и почитать новые.
IX. Обобщение.
6 модуль. Наша цель: подвести итог урока. (Слайд № 15)
Подведение итога урока.
Учитель: Какова тема стихотворения?
Ученики: Показать осенние листья.
Учитель: Какие чувства, настроение выразил поэт?
Ученики: Любование картинами осени.
Учитель: Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как о человеке?
Ученики: Он любил всё живое, понимал красоту природы, чувствовал её,…
Учитель: Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой?
Ученики: Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо быть ещё и очень наблюдательными, иметь развитое воображение.
Учитель: Какие размышления, чувства возникли у вас после знакомства со стихотворением Ф.Тютчева? И как вы это передали в своих рисунках?
Ученики: Учащиеся демонстрируют свои рисунки и рассказывают о своих чувствах возникших после знакомства со стихотворением.
X. Рефлексия деятельности.
Детям предлагается плакат с нарисованной берёзой, на которой прикреплены листья жёлтые, зелёные, оранжевые.
– Кому на уроке больше понравилось быть слушателями – сорвите жёлтые листья; художниками – зелёные; исследователями – оранжевые.
Учащиеся выходят группами к доске и оценивают себя.
– Посмотрите, какие листья у нас были сорваны с докучных ветвей. Среди нас есть внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.
Учащиеся группами выходят к доске, выбирают листик берёзы, срывая его с дерева.
XI. Домашнее задание. (Слайд № 16)
urok.1sept.ru
Презентацию на тему Ф. И. Тютчев “Листья” можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайдов.
Слайд 1Ф.И. Тютчев «Листья»
Слайд 2«Лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. Читатель так же, как и поэт, участвует в процессе восприятия лирики, и для полноценного восприятия читатель «тоже должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать».
Самуил Яковлевич Маршак :
Слайд 3Действие 1
Зима. Лес. Сосны и ели под снегом.
Слайд 4Действие 2
Лето. Яркая жизнь листьев.
Слайд 5Действие 3
Наступление осени
Слайд 6Действие 4
Поздняя осень. Просьба листьев.
Слайд 8Действующие лица
Листья, сосны и ели, лучи солнца, птички, цветы, зефиры, ветры
Слайд 9Олицетворение
Сосны и ели спят Листья –играли, купались Лучи побледнели Зефиры ушли Ветры сорвите, умчите
Слайд 10– ветер, по мнению древних господствовавший в восточной части Средиземного моря, начиная с весны, и наибольшей интенсив-ности достигавший к середине лета.
зефи́р
Слайд 11Эпитеты
Тощая зелень, легкое племя, красное лето, буйные ветры, докучные ветви
Докучные – надоевшие, наскучившие
Слайд 12Сравнение
Слайд 13Антитеза
Листья – иглы сосен и елей Ввек – краткое время
Слайд 14Спасибо за внимание!
prezentacii.org
Ф.И. Тютчев
«Листья»
Урок 13
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
Поэтическая тетрадь 1
Стадия вызова.
Какое время года вам больше нравится?
Опишите его.
Какие чувства оно у вас вызывает? (3-5 фраз).
ФЁДОР ТЮТЧЕВ
(1768 – 1846)
Проверка домашнего задания
1. Стихотворение наизусть.
2. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.
3. Сочинить своё маленькое стихотворение о весне.
Улетают, улетели….
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
- Найдите красивые слова в стихотворении
Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте?
с каким чувством улетают птицы?
8
Работа по учебнику. с. 63
Словарь
Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру.
Докучные – означает надоевшие.
11
Действие 1
Зима. Лес. Сосны и ели под снегом.
Образы и картины
Вечнозелёные сосны и ели – символ постоянства, безмятежности, покоя
Яркая жизнь листьев.
Действие 2
Лето. Яркая жизнь листьев.
Действие 3
Наступление осени
Действие 4
Поздняя осень. Просьба листьев.
18
Настроение
Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы.
Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит.
Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.
Действующие лица
Листья, сосны и ели, лучи солнца, птички, цветы, зефиры, ветры
Олицетворение
Сосны и ели спят
Листья –играли, купались
Лучи побледнели
Зефиры ушли
Ветры сорвите, умчите
Эпитеты
Тощая зелень, легкое племя, красное лето, буйные ветры, докучные ветви
Докучные – надоевшие, наскучившие
. Приёмы и выразительные средства языка
Основной авторский приём – антитеза.
Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев.
Сравнение
Тощая зелень
Иглы ежа
Листья
Племя
Роса
Жемчужина
Антитеза
Листья – иглы сосен и елей
Ввек – краткое время
В.А.Федулов.Осенние листья
26
И.И. Левитан. Усадьба
27
И.И. Левитан. Осень
28
А.И.Куинджи.Берёзовая роща
29
Ф.И. Тютчев «Листья».
«Лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. Читатель так же, как и поэт, участвует в процессе восприятия лирики, и для полноценного восприятия читатель «тоже должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать».
Самуил Яковлевич Маршак :
Итог урока
С каким произведением познакомились на уроке?
Кто автор этого стихотворения?
Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?
Домашнее задание
1. с. 63 – стихотворение наизусть.
2. Т. с. 33 – придумать рассказ
Спасибо за внимание!
lusana.ru