Поучительные пословицы: Поучительные пословицы и поговорки

Содержание

Пословицы и крылатые выражения – сценарий День родного языка – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Начальное общее образование

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель: развивать познавательный интерес к пословицам и крылатым выражениям русского языка. Обогатить духовный мир детей: через различные виды деятельности, формировать у детей любовь к родному языку.

Задачи:

Образовательная: дать понятие, что такое пословицы и крылатые выражения и почему их так называют.

Развивающая: развивать у детей любознательность и интерес к русскому языку.

Воспитательная: воспитывать уважение и любовь к русскому языку.

Учитель: Добрый день, уважаемые ребята.

Вся жизнь человека неразрывно связана с родным языком. Все дети, взрослые любят с упоением слушать русские народные сказки, поговорки, скороговорки, потешки, песни, былины на родном языке. На уроках литературного чтения и русского языка мы знакомимся с высказываниями великих и замечательных людей, a также с творчеством многих русских поэтов, писателей, ценителей русского слова.

Не удивительно, что Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила соответствующий праздник – Международный день родного языка. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля, и способствует языковому и культурному разнообразию. Благодаря языкам люди сохраняют и развивают материальное и духовное наследие своих народов.

Во всем мире насчитывается примерно 5 тысяч языков.

– Какие языки вы знаете? (дети перечисляют)

– A мы с Вами на каком языке говорим? (ответы детей)

Давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, но могли говорить именно тогда за много сотен лет назад, они придумали такие мудрые выражения – как пословицы.

Наш родной язык богат пословицами.

– Что такое пословица? (ответы детей)

Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

Учитель: Для чего нужны пословицы? (ответы детей)

Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Учитель:

Пословицы не даром молвятся,
Без них прожить нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни новые друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
И от беды нас берегут.

Учитель: Сегодня мы с вами проведем занятие посвященное пословицам и крылатым выражениям нашего русского языка.

A вначале давайте разделимся на 2 команды.

Каждая команда выбирает капитана, придумывает название, выбирается жюри (из числа родителей).

Задания проходят в виде конкурсов. Каждая команда получает одинаковые задания

1 конкурс «Пословицы и поговорки»

(для проведения конкурса потребуются листочки, ручки)

Ведущий: За 1 минуту Вам необходимо вспомнить и записать пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

Например:

– Язык острее бритвы.

– Язык до Киева доведёт.

– Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

– Язык мой – враг мой.

– Языком не спеши – спеши делом.

– Слушай больше, а говори меньше.

2 конкурс «Вспомни пословицу»

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их.

(Каждой команде выдается листочек с началом пословицы, a дети должны её дописать)

Век живи – …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит , а человека – …(труд).

Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Язык мой – …(враг мой).

Семеро одного … (не ждут).

Хочешь есть калачи …(не сиди на печи).

Делу время … (потехе час).

Друзья познаются в …(беде).

3 конкурс «Пословицы шутят»:

Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?

(Участникам команд предлагается найти в пословице «заблудившееся» слово и заменить его)

Жди у горя погоды._______________________________________________________

Сашу маслом не испортишь. _______________________________________________

Крутится как булка в колесе._______________________________________________

Яйца курицу не мучат.______________________________________________________

От бобра бобра не ищут.___________________________________________________

Мы сами с ушами.________________________________________________________

Один в золе не воин.

______________________________________________________

Толочь в ступе воду. ______________________________________________________

Нашла коза на камень. ____________________________________________________

Не зная броду, не суйся в моду. _____________________________________________

4 конкурс «Собери пословицу»

(Составьте из этих слов пословицу, поговорку или крылатое выражение)

Смотреть, конь, дарёный, зубы._______________________________

Терпеть, быть, казак, атаман._________________________________

Соловей, кормить, басни._____________________________________

Медведь, поступать, ухо.______________________________________

Будет, наша, праздник, улица._________________________________

Семь, дитя, глаз, няньки._____________________________________

5 Конкурс «Кто больше»

Перед командами ставится слово «ПОСЛОВИЦА». За 2 минуты команда должна составить как можно больше коротких слов из данного. При проверке каждая команда читает по 1 слову. Если это слово есть и у других команд, то оно вычёркивается.( Например:, сор, дар, рот, вот, рад, рост, суд, сосуд, таро, сад, род, рост, торс, гора, рог, товар, творог, город, удар и т.д.)

За самое длинное слово – дополнительный жетон.

Учитель: В то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для родителей «Вопрос-ответ».

За правильные ответы вы будете получать жетоны, которые принесут дополнительные очки вашим детям.

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. Сколько согласных букв? (21)
  3. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях?  (местоимения)
  4. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
  5. Сколько гласных букв? (10)
  6. Первый звук в слове Яблоко? (й).
  7. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
  8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
  9. Как пишутся имена собственные?
  10. Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др
  11. Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
  12. Сколько падежей в русском языке?

Учитель:Проверим выполненные задания участников.

Учитель: Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые. В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «

березозол». В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю — «травень». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.

Учитель: В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Учитель: «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость» – писал К.Г Паустовский. А Н.Г.Чернышевский говорил: «Изучать родной язык необходимо для того, чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»

6 Конкурс: «Крылатых выражений»

– Что такое крылатые выражения?

(Крылатые выражения – попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

Раскройте смысл этих выражений. (каждой команде задается ао очереди)

  1. Во весь дух. (быстро)
  2. Сесть в лужу. (быть обманутым)
  3. Прикусить язык. (замолчать)
  4. Знать на зубок. (выучить)
  5. Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)
  6. В час по чайной ложке. (медленно)
  7. Водить за нос.(обманывать)
  8. Зарубить на носу. (запомнить)
  9. Чесать языком. (болтать)
  10. Делать из мухи слона. (преувеличивать)
  11. Белая ворона. (о лишнем человеке)
  12. За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)
  13. Вылетело из головы (забыть)
  14. Рукой подать (рядом)
  15. Рассеиваться как дым (исчезнуть без следа)
  16. Надуть губы (обидеться)

Молодцы, ребята!

Учитель:

Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.

Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота! И чтобы не потерять эти крупицы золота давайте постараемся любить и уважать свой язык.

Учитель: A сейчас, наше жюри подведет итоги.

Рефлексия

Лучики солнца.

– A пока они будут подводить итоги предлагаю Вам представить себя лучиками солнца и разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

На доске прикреплено личико солнышка.

  • КРАСНЫЕ – занятие понравилось очень,
  • ЖЕЛТЫЕ – не очень понравилось
  • СЕРЫЕ – не понравилось)

Жюри объявляет итоги, награждение.

Поучительные поговорки и пословицы о хлебе для детей на украинском и русском языках

Я здесь: Главная ›

Виртуальная школа

Литература

› Пословицы и поговорки о хлебе

Литература

«Хлеб — всему голова», — говорят в народе.

Это неудивительно, ведь его давно считали основой жизни, символом благополучия и богатства. Хлеб ценили, считая огромной святыней…

090 т.0

Сегодня хлеб — это привычная для нас пища. А вот в древности к нему относились совсем по-другому. Выпекание хлеба было достаточно трудоемким процессом.

Люди вручную сеяли зерно, а затем с помощью серпа собирали урожай, приступая к работе на рассвете. Срезанные колоски связывали в снопы и оставляли сушиться. Потом молотили цепом, а вскоре — на водяных мельницах и ветряках.

Для ежедневного употребления пекли хлеб из муки грубого помола, а вот белый хлеб ели только по большим праздникам. Выпекание хлеба считалось большим ритуальным действом. Перед этим хозяйка должна была убрать в доме, надеть все чистое и наготовитьполотенца: на одно клали хлеб, другим — накрывали, чтобы он «дошел».

Издавна хлеб приравнивали к солнцу, поэтому придавали ему круглую форму. Отсюда и различные названия: колобок, калач, калита. Разрезать хлеб разрешалось только нитью, чтобы ни одна крошка не упала на пол.

Хотя и редко в каком доме сегодня выпекают хлеб, отношение к нему почти не изменилось. До сих пор с ним встречают гостей, идут в гости, благословляют молодоженов, провожают в путь…

При таком отношении к хлебу как к высшей святыне неудивительно, что о нем народ сложил много пословиц и поговорок.

Без хлеба куска везде тоска.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Голодной куме хлеб на уме.
И хлеб по своей стороне скучает.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Кто хлебом кормит, тому и песенку пой.

И худой живет да хлеб жует.
Без соли, без хлеба худая беседа.
И собака на того не лает, чей хлеб ест.
Как хлеб да квас, так все у нас, а скатерть со стола, так и дружба сплыла.
Калач хлебу не замена.
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.
Пока есть хлеб да вода — все не беда.
Покуда на гумне цеп, потуда и на столе хлеб.
Пот на спине — так и хлеб на столе.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Без соли, без хлеба — половина обеда.

Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.
Кто ворует, тот горюет, а мы живем — хлеб-соль жуем.
Кто зевает, тот воду хлебает.
Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Без хлеба и у воды худо жить.

Море — наше поле: дает и рыбу, дает и хлеб.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Завистливому и свой хлеб не сладок.
У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
Надо хлеба и на после обеда.
На соль пьется, на хлеб спится.

Деньгам счет, а хлебу мера.
Захочешь есть — о хлебе заговоришь.
И пес перед хлебом смиряется.
Не гляди в небо — там нет хлеба, а к земле ниже — к хлебу ближе.
Не хлебом единым сыт человек.
Пролениться — и хлеба лишиться.

Потом добытый хлеб и черствый сладок.
На хлеб да на детей недолго посердишься.
Одинокому где хлеб, там и угол.
От хлеба-соли не отказываются.
Плох обед, коли хлеба нет.
Не в пору обед, как хлеба дома нет.

Поезжай на день, а бери хлеба на неделю.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Не шуба греет, а хлеб.
Не всякий хлеба пашет, да всякий его ест.

Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
У богатого груз на корабле, у бедного хлеб на уме.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.
Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
Слово к ответу, а хлеб — к обеду.

Читай также:

  • Пословицы и поговорки о воде
  • Пословицы и поговорки о добре и зле

Теги: Для самых умныхТрадиции

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Другие материалы по теме

Почему отмечать всемирный день. ..

Загадки о животных

12 женщин-изобретательниц, кот…

День маленьких изобретателей

Найди животное

Поздравь друзей с Рождеством!

Мультфильмы Диснея: искусство …

Как устроить огород на подокон…

5 принципов, которыми следует руководствоваться при изучении

Книга Притчей предназначена для яркого и запоминающегося изложения истины, чтобы ее читатели могли понять, как успешно жить перед Богом в падшем мире (Притчи 1:1–7). Она отличается от других книг «мудрости» в Библии (Иов, Екклесиаст и Песнь Песней) тем, что в то время как эти книги передают абстрактную мудрость (борьба с трансцендентными вопросами, такими как проблема страдания), книга Притчей передает практическую мудрость. . Он фокусируется на повседневных проблемах, предписывая конкретные установки и модели поведения для конкретных жизненных ситуаций.

При всей практичности книги точное понимание ее содержания может оказаться трудным для читателей, далеких от исторической среды книги. Следующие пять принципов помогают решить эту проблему.[1]

1. Толковать каждую пословицу с помощью Божией.

Толковать содержание Притчей без искреннего упования на то, что Бог даст понимание, значит игнорировать самый девиз книги — «Начало знания — страх Господень» (1:7, NASB) — и его собственные четкие инструкции для обучения: «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой» (3:5). Содержание Притчей столь же вдохновенно и авторитетно, как и любая другая часть Писания (2 Тим. 3:16–17). Толкователь должен подходить к книге так же, как он подходит к Второзаконию, Псалтири или Посланию к Римлянам — с настойчивой молитвой и зависимостью от божественной силы. Несмотря на то, что в книге описывается множество связанных ситуаций, интерпретатор должен сопротивляться искушению читать ее инструкции через сетку интуиции и опыта.

Как говорится, «отношение влияет на интерпретацию».


Отношение, которое опирается на Господа для понимания, от начала до конца процесса интерпретации, является единственным отношением, которое может установить траекторию для хорошего результата.


2. Изучите исторический и культурный контекст пословицы.

Соломон поделился своей мудростью со временем и культурой, которые сильно отличались от наших. Он использовал аналогии и словесные образы, которые были обычными для его непосредственной аудитории, но чуждыми нашему технологическому веку. Он говорит о яслях и волах. Собаки его времени были дикими падальщиками, а не домашними животными. Он описывает торговлю с точки зрения весов и весов. Для него крыши домов были плоскими, а высшей человеческой властью в стране был король.

Читатель должен учитывать эти исторические различия. Он всегда должен быть осторожен, чтобы не прочесть эти термины и словесные образы сквозь призму собственного опыта. Всякий раз, когда пословица включает элемент, связанный с торговлей, архитектурой, сельским хозяйством, местными обычаями, гражданским управлением и т. п., его первым порывом должно быть стремление найти источники, описывающие эти древние нравы и обычаи, и познакомиться с этим миром. В противном случае неизбежны серьезные ошибки в интерпретации.

3. Изучите литературный контекст пословицы.

Этот литературный анализ каждой пословичной единицы должен быть сосредоточен на трех измерениях контекста.

  1. Непосредственный контекст. Вступительный раздел книги (главы 1–9) состоит из дискурсивных пословиц — длинных разделов, посвященных определенным темам и состоящих из наставлений, иллюстраций, утверждений «если/то» и тому подобного. Центральный раздел книги (главы 10–29) состоит из того, о чем мы чаще всего думаем, когда думаем о пословицах, — содержательных утверждениях, созданных в различных формах параллелизма, чтобы вызвать размышление и вспомнить в момент необходимости. Заключительный раздел книги (главы 30–31) состоит из смеси содержательных утверждений, дискурсивных пословиц и даже стихотворения-акростиха, составленного по буквам еврейского алфавита (31:10–31)[2].

    Читатели обычно признают, что дискурсивные пословицы должны интерпретироваться как целые единицы. Их отдельные высказывания нельзя вырывать из контекста и рассматривать как самостоятельные афоризмы. Поэтому границы этих поучительных пословиц должны быть тщательно определены и все в них трактовано как взаимообусловленное.

    А как насчет коротких, содержательных утверждений в главах 10–29? Важно отметить, что иногда некоторые из этих утверждений сгруппированы вместе по определенной причине. Переводчик никогда не должен просто брать пословицу со страницы, не проверив сначала, относятся ли пословицы к той же теме. Если да, то читатель может быть уверен, что для правильного понимания их нужно читать вместе.

    Пример из Притчей 26:4: «Не отвечай глупому по глупости его, иначе и ты будешь подобен ему». Если бы интерпретатор принял только это утверждение, он, естественно, пришел бы к выводу, что было бы неуместно отвечать на заявления противников истины. Но это упустит смысл компилятора. Следующее утверждение гласит: «Отвечай глупому по глупости его, чтобы он не был мудр в глазах своих» (26:5). Лексика и грамматика обоих утверждений настолько похожи, что совершенно очевидно, что их следует понимать вместе.

  2. Контекст книги. Недостаточно просто рассмотреть непосредственный контекст каждой пословицы. Каждую единицу — будь то длинная лекция или содержательное утверждение — следует читать в контексте всей книги.

    Это помогает рассмотреть происхождение содержания книги. Большинство изречений Притчей исходят от царя Соломона (1:1; 10:1; 25:1). В ответ на его молитву о разуме, чтобы умело править Израилем (3 Царств 3:5–9), Бог благословил его великой мудростью (3 Царств 4:29).–35).

    Первоначально эту мудрость изрек Соломон (3 Царств 4:32, 33, 34). Его пословицы были произнесены устно в разное время в ответ на разные потребности. Впоследствии они запоминались и, возможно, записывались в письменной форме и распространялись среди различных аудиторий. Но сам Соломон осознавал необходимость собрать большую часть своих высказываний в один источник (Притчи 1–9; 10:1–22:16). Книжники царя Езекии примыкали к другим изречениям Соломона, не включенным им (25:1–29:27). Некоторые высказывания других мудрецов также были добавлены по божественному надзору (22:17–24:34; 30:1–33; 31:1–31).

    Важно отметить, что Бог не планировал оставлять эту сокровищницу мудрости в отдельных единицах. Он так побудил людей собирать их, чтобы они составили «руководство по эксплуатации», которое будущие поколения будут использовать для ссылок, сравнения и систематизации. Другими словами, содержание книги Притчей в конечном итоге предназначалось для чтения как сборника. Вся книга должна была использоваться в качестве толковательного ключа для ее частей.

    Как это влияет на интерпретацию? Это означает, что при поиске практической мудрости по любой заданной теме или при последовательном чтении книги толкователь не может цитировать только одну пословицу как основу всего дела. Он должен изучить содержание всей книги, чтобы увидеть всю широту учения Притчей по этой теме. Хотя каждая пословица верна сама по себе, она верна, поскольку касается определенного аспекта более широкой темы, к которой она обращается. Как пишет Брюс Уолтке, «Отдельные пословицы выражают истину, но, ограниченные требованием краткости афоризма, они не могут выразить всю истину». пословицы помогут правильно их истолковать и применить».[4]

    Эта важность чтения каждой притчи в свете всей книги особенно очевидна в такой пословице, как 22:6: «Наставь ребенка на путь, по которому ему идти, и даже состарившись, он не отступит от него». Независимо от того, как интерпретировать это высказывание на иврите (а лингвистически эту пословицу сложно взломать), ее сообщение следует интерпретировать в контексте других пословиц о воспитании детей, встречающихся в Притчах.

    То же самое касается любой другой темы, затронутой в книге. Питер Стивенсон хорошо резюмирует это: «Организованная структура предметного исследования раскрывает полное преподавание книги по одному предмету. Когда мы рассматриваем отдельные пословицы, они дают нам единые идеи, ограниченные по объему. Но когда мы систематически упорядочиваем пословицы, они дают более полное учение по широкому кругу вопросов»[5] 9.0003

  3. Откровенный контекст. «Контекст откровения» здесь конкретно относится к предшествующему откровению, в частности, к особому откровению, которое Бог дал до времен Соломона. Поскольку Бог постепенно открывал свое знание на протяжении всей истории, этот предшествующий корпус вдохновленной литературы обеспечивает информационное богословие для содержания Притчей.[6] Поскольку это предполагается в тексте, читатель не должен пренебрегать этим.

    Основой книги Притчей является Пятикнижие; его нельзя правильно понять без него. Более восьмидесяти раз в Притчах Бог упоминается под Своим личным именем Яхве («Господь») — имя, которое безошибочно связано с Его заветами с Израилем (ср. Исх. 20:1–2). Или подумайте, как притчи раскрывают Десять заповедей (ср. Исх. 20:3–17). Наставления Притчей о богобоязненности предполагают первые три заповеди; его увещевания прислушиваться к родительским наставлениям предполагают пятую заповедь; его призыв сопротивляться гневу предполагает шестую заповедь; его призыв поддерживать сексуальную чистоту предполагает седьмую заповедь; его призыв к усердному и этичному труду предполагает восьмую заповедь; его учение об использовании языка предполагает девятую заповедь; и его высказывания о справедливости предполагают десятую заповедь. Книга в целом содержит безошибочные аллюзии и отголоски текстов Пятикнижия. Их необходимо правильно распознать и исследовать в поисках точного понимания Притчей.

    Как пишет Томас Лонг: «Слушать пословицу, не услышав в то же время ее заветной подоплеки, — все равно, что вырвать драгоценный камень из оправы». по предшествующему откровению. Принимая во внимание ранее, родственные тексты окажутся неоценимыми в толковании самой пословицы.

4. Подумайте, как пословица включает в себя общее откровение.

Апостол Павел сказал, что «от сотворения мира Его [Бога] невидимые атрибуты, Его вечная сила и Божеская природа явлены, будучи уразумеваемы через сотворенное» (Рим. 1:20). Это знание в значительной степени находится в центре внимания Притчей, поскольку оно предполагает не только пропозициональное откровение, содержащееся в Пятикнижии, но и непропозициональное откровение, содержащееся в творении рук Божьих.

Книга Притчей показывает, что само творение передает мудрость. Основополагающие принципы жизни можно почерпнуть у муравьев, барсуков, саранчи и ящериц (Притчи 6:6–11; 30:24–28). Сами времена года учат, что время посева должно предшествовать времени жатвы, и, таким образом, наслаждение наградой должно наступить после периода усердного труда. Все аналогии и словесные образы, взятые из мира природы, доказывают, что в творении очевиден нравственный порядок, указывающий на единственного истинного Бога — Бога Израиля — и демонстрирующий Его нравственный характер, мудрость и силу.

Таким образом, изучающий Притчи должен всегда быть начеку, чтобы понять, как неписаные законы творения прямо упоминаются или тонко подразумеваются в учениях книги. Поэтому, когда Соломон говорит: «Подойди к муравью, ленивец, наблюдай за его путями и будь мудрым» (6:6), толкователь должен последовать его примеру.

5. Проанализируйте внутреннюю структуру пословицы.

Пословицы используют различные литературные формы, чтобы научить истине. Разнообразие используемых структур помогает сделать истины, которые они сообщают, запоминающимися и убедительными.

Мудрые изречения из притчей обычно излагаются в четырех типах параллельных утверждений:

  1. Синонимический параллелизм, когда строки пословицы передают одну и ту же идею, но с разной терминологией в каждой строке (например, 16:18).
  2. Антитетический параллелизм, когда строки пословицы передают контраст, демонстрирующий черно-белый мир библейской мудрости (например, 10:12).
  3. Эмблематический параллелизм, когда обе строки пословицы передают одну и ту же идею, но одна линия фигуральна, а другая буквальна (например, 25:14).
  4. Синтетический параллелизм, менее прямая форма параллелизма, при которой вторая строка продвигает идею первой строки (например, 20:4).

Каждый вид параллелизма имеет свою функцию и должен интерпретироваться соответствующим образом. Например, было бы неправильно подчеркивать различие в значении синонимов в пословицах, выражающих синонимический параллелизм, но в пословицах, выраженных в символическом параллелизме, различия должны сохраняться. Хорошие комментарии, посвященные объяснению этих различных функций в соответствии с их первоначальным употреблением на иврите, окажутся чрезвычайно полезными. В целом, эти вариации в форме не позволяют пословицам становиться монотонными или предсказуемыми.

В дополнение к этим пяти принципам интерпретации необходимо усилить три предостережения.

1.     Не относитесь к пословице как к исчерпывающей сумме реальности.

Хотя библейская притча является вдохновенным выражением истины (ср. 2 Тим. 3:16), помните, что она выражает часть этой истины. Это один сегмент, который указывает на целое, а не само целое. Это верно, потому что важной чертой пословицы является краткость. Пословица является тем, чем она является, потому что она короткая и милая. Эта краткость не позволяет пословице обращаться ко всем оговоркам и исключениям. «Мелкий шрифт» часто оставляют для раскрытия другим местам Писания. Как утверждает Тед Хильдебрандт, «она не претендует на то, чтобы описать всю реальность, а только один ее сегмент». ]

2. Не думайте, что пословица является абсолютной гарантией.

Поскольку библейские пословицы не предназначены для того, чтобы быть исчерпывающим изложением истины, одна пословица не может быть принята мгновенно как железный, неопровержимый закон. Конечно, книга Притчей описывает то, что обычно происходит в Божьей упорядоченной причинно-следственной вселенной, так что слушатель может ожидать, что пожнет то, что посеет. Более того, всякий раз, когда отдельные притчи свидетельствуют о Божьем характере, они всегда говорят с гарантией (например, Притчи 3:5–6; 11:1; 12:22; 15:3; 16:2, 33; 22:2). Но когда они наблюдают за миром — миром, в котором действуют и проклятие, и искупление, — должно быть оставлено место для исключений.

Например, хотя книга Притчей обычно приписывает бедность глупым решениям (например, 10:4; 20:13; 21:17), она также признает, что бедность сама по себе не обязательно является следствием греха (например, 19: 1). Более того, в то время как человек может принять множество глупых решений с детства, которые толкают его на путь глупости, Божье откровение и милость всегда могут изменить направление глупца. Как утверждает Грег Парсонс, «пословицы говорят нам о том, что обычно происходит, не создавая необратимого правила, подходящего для всех обстоятельств»[10] 9.0003

3. Признайте, что некоторые пословицы рассматривают жизнь такой, какая она есть, а не такой, какой она должна быть.

В связи с упором книги на практическую жизнь, в книге иногда приводятся наблюдения о том, как все устроено в запятнанном грехом мире за пределами Эдемского сада, но не указывается, как все должно работать на самом деле в свете Божьего откровения. Ярким примером этого является учение книги о дарах тем, кто обладает властью. В то время как взятки осуждаются, когда они извращают правосудие (Притчи 17:23; 29:4), они описываются как полезные, когда их использует тот, кто обращается с просьбой к кому-то из властей (17:4). Простое описание таких реалий не следует воспринимать как безоговорочное одобрение.


[1] В дополнение к своим обязанностям в Мастерской семинарии я имею честь преподавать в «Людях Слова», мужском служении по средам вечером в общинной церкви Грейс. В мае этого года (2021 г.) я закончил тематическое исследование книги Притчей, состоящее из двадцати шести частей, под названием «Мудрость: жизнь успешна в коварном мире» (Мудрость | Общинная церковь благодати (gracechurch.org). Эти пять герменевтических принципов были правил, которые я применил в своем собственном изучении этого замечательного отрывка из Писания 9.0003

[2] См. Марк Ф. Рукер, «Книга Притчей», в книге «Мир и Слово: Введение в Ветхий Завет», изд. Юджин Х. Меррилл, Марк Ф. Рукер и Майкл А. Гризанти (B&H, 2011), 531.

[3] Брюс Уолтке, «Притчи обещают слишком много?» Университет Эндрюса Seminary Studies 34.2 (1996), 325.

[4] Гордон Д. Фи и Дуглас Стюарт, Как читать Библию во всей ее ценности, 4-е изд. (Zondervan, 2014), 246.

[5] Питер А. Стивенсон, Комментарий к притчам (BJU Press, 2001), xxiii–xxiv.

[6] Уолтер Кайзер называет предшествующее откровение «информирующей теологией», то есть теологией, которая информировала говорящего/писавшего текст и должна была быть воспринята аудиторией. См. Уолтер К. Кайзер-младший, К экзегетической теологии: Библейская экзегеза для проповеди и обучения (Бейкер, 1981), 161.

[7] Томас Г. Лонг, Проповедь и литературные формы Библии (Крепость, 1989). ), 58–59.

[8] Тед А. Хильдебрандт, «Притчи» о взломе кодов Ветхого Завета: руководство по интерпретации литературных жанров Ветхого Завета (Бейкер, 1995), 248.

[9] Дэн Филлипс, Божья мудрость в Притчах (Kress Christian Publications, 2011), 17.

[10] Грег У. Парсонс, «Руководство по пониманию и провозглашению Книги Притчей», Bibliotheca Sacra 150 (апрель – июнь 1993 г.), 159.


Цель Притчей

11 августа 2021 г.

Пастор Чак Суиндолл Писания: Притчи 1

Когда мы открываем книгу Притчей, чтобы открыть для себя божественную мудрость Для нас уместно задать вопрос: почему? Почему Бог сохранил эти изречения на протяжении веков?

Когда мы открываем книгу Притчей, чтобы открыть для себя божественную мудрость, уместно задать вопрос: почему? Почему Бог сохранил эти изречения на протяжении веков? Если мы вернемся к преамбуле книги, мы найдем ответ. Вы можете оглянуться на Притчи 1:1–9. Размышляя над этими словами, я нахожу пять причин, по которым Бог дал нам эту книгу мудрости:

1. Чтобы вдохновить благоговение и послушание в сердце читателя

Начальные слова первого раздела определяют цель всей книги. в очень ясных выражениях: «чтобы знать мудрость и наставление» (Притчи 1:2). Помните, что в еврейском сознании «познать мудрость» означает применять наставления на практике. Неспособность делать то, что мы умеем делать, — это определение глупости. Поэтому главная цель книги Притчей состоит в том, чтобы правильно сфокусировать Божественную истину, позволяя нам смотреть на жизнь Божьими глазами — с Его вечной, всеведущей точки зрения — и затем жить соответственно. Притчи учат нас, как обрести мудрость из Божьих обличений, чтобы в силе Духа мы были послушны.

2. Учить различению

«Разбирать слова разума» (1:2). Различать — ключевой термин. Еврейский термин означает «отделять; сделать различимым». Проницательность — это способность смотреть на ситуацию и ясно видеть все ее движущиеся части. Проницательный ум обладает способностью мыслить критически, отличать правду от заблуждения и предвидеть вероятные последствия любого данного выбора.

3. Развивать внимательность при ходьбе

«Чтобы получить наставления в мудром поведении, праведности, справедливости и беспристрастности» (1:3). Первоначальный термин, переведенный как , получить , несет в себе идею мобильности, взятия чего-либо с собой или перевозки чего-либо. В этом случае изучающий Божьи изречения получает «наставление в мудром поведении». Пословицы заставляют нас быть готовыми к жизненному путешествию. Любой, кто ездил на большие расстояния, может подтвердить, что случаются плохие вещи — в лучшем случае повороты не в ту сторону; в худшем случае аварии со смертельным исходом, когда водитель больше не бдительный. Эти ветхозаветные пословицы помогают нам оставаться внимательными к тому, что нас окружает, и осознавать потенциальные опасности.

4. Установить благоразумие и цель в жизни

«Дать наивному разум, юноше знание и благоразумие» (1:4). Еврейская концепция мудрости не ставит невежество и глупость в одну категорию. Термин, переведенный как наивный , буквально означает «простой». Те, кто не испытал многого в жизни или еще не получил образования, подобны рабочим без инструментов или воинам без оружия. Молодые и наивные люди подходят к жизни плохо подготовленными. Интеллектуально с пустыми руками, они не могут многого добиться как чернорабочие и остаются беззащитными перед нападением. Мудрецы предлагали это интеллектуальное и духовное оснащение простым, наивным и молодым.

Хотя некоторые читатели и слушатели будут старше других, ни один из них не «дошел» до конца жизненного пути. Независимо от возраста и опыта, каждый человек остается молодым и в чем-то наивным. Книга Притчей — и в частности раздел Соломона — заверяет нас, что эти изречения подготовят нас к жизненным испытаниям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *