Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества г. Байкальска»
Методическая разработка праздника
«Посвящение первоклассников в пешеходы»
Педагог-организатор Шарапова О.А.
Байкальск 2017г.
Пояснительная записка
Одним из направлений деятельности Дома детского творчества г. Байкальска является формирование культуры здорового образа жизни среди учащихся. В разрезе этой деятельности в системе организована работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Взаимодействие с учреждениями образования не только среднего, общего, но и начального способствует реализации общих воспитательных задач.
Так для учащихся первых классов был организован и проведён праздник «Посвящение первоклассников в пешеходы». Мероприятие направлено на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганду правил дорожного движения среди учащихся, проверку и закрепление навыков безопасного поведения детей на дорогах, развитию познавательной активности, формированию навыков самостоятельного мышления, воспитанию дисциплинированности при соблюдении правил дорожного движения.
На празднике учащиеся в игровой форме вспомнили правила дорожного движения, виды транспорта, дорожные знаки и в конце получили почетное звание «Юный пешеход».
Сценарий
праздника «Посвящение первоклассников в пешеходы».
Цель:
1. Закрепить навыки безопасного поведения на дорогах, повторить основные правила движения пешеходов.
Задачи:
Оборудование:
1. Дорожные знаки
2. Светофор (макет).
Ход праздника:
– Добрый день! Мы рады вас приветствовать на нашем мероприятии, которое посвящено правилам дорожного движения.
– Сегодня мы собрались, чтобы устроить большой праздник «Посвящение в пешеходы».
На сцену выбегают первоклассники.
Вика 1-ый ученик:
Мы пришли недавно в школу,
Мы теперь – ученики!
Буквы, цифры изучаем,
Много знаний получаем!
Тая 2-ой ученик:
Мамы заняты у нас,
Папы все работают.
Как же мы дойдём в свой класс,
Машин много ведь у нас!
Стас 3-ий ученик:
На уроках нам сказали
Про Правила движения,
Чтобы в школу мы ходили
Без сопровождения!
Входит Незнайка.
Незнайка:
-Ой. Куда это я попал?
Ведущая: Ты попал на праздник правил дорожного движения.
Незнайка: А это такое правила дорожного движения?
Ведущая: Это правила поведения на дороге. Их надо знать обязательно на «5».
Незнайка: Че-пу-ха! Я и так все знаю!
Гэрэл: Куда же ты? Постой, знаешь ли ты, где переходить улицу?
Незнайка: Че-пу-ха! Где захочу там и перейду!
Стас: Ну и Незнайка! Даже ребята знают. Что переходить улицу надо по пешеходному переходу.
Гэрэл: А скажи-ка, Незнайка, где надо ходить по тротуару или по мостовой?
Тая: Опять ошибся. Ребята, какое правило надо знать?
Ведущая: Понял, Незнайка? Что же ты понял?
Незнайка: Мостовая – для транспорта, для меня тротуар. Че-пу-ха: шофер увидит меня и остановит машину.
Вика: Нет, Незнайка, машину сразу не остановишь. Из тебя может получиться…
Незнайка: Ну что, что из меня может получиться?
Ведущая: Блин!
Незнайка: Ай, не хочу превращаться в блин. Лучше я выучу ПДД. Разрешите мне остаться на вашем празднике.
Ведущий:
Ребята, нужны ли правила дорожного движения?
Отгадайте, кто помогает переходить улицу?
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
И на всех глядит в упор.
Что же это? (светофор) (Слайд 3)
– Давайте пригласим нашего друга! Без него не получится праздника. Выносят макет светофора.
-Ребята, а вы знаете стихи про светофор?
Дети рассказывают стихи про светофор.
Загорелся красный свет,
Это значит – хода нет!
Светофор сигналит строго:
«Не ходите на дорогу!»
Если желтый свет горит,
Подождать он нам велит.
А когда горит зеленый,
Это значит – путь свободный.
Светофор вам говорит:
«Переход для вас открыт!»
Ведущий: Молодцы ребята! А теперь проверим, как вы запомнили, что означают цвета светофора.
Когда я вам скажу зеленый свет, то вы должны топать ногами на месте, будто вы идете, а когда я скажу желтый свет, то вы будете хлопать в ладоши; при красном свете должна быть тишина. Итак, давайте прорепетируем. (Красный, желтый, зеленый)
– Молодцы, ребята!
Ведущий:
Вы, ребята – пешеходы,
Правила нужно помнить всегда!
Все сигналы светофора
Выполнять мы будем?
(Дети хором отвечают: «ДА!»)
Ведущий:
– На дорогах светофор, конечно – хозяин, но одному ему не справиться! Вот мы и проверим, как первоклассники знают дорожную азбуку. Так кто помощники Светофора? (Дети хором отвечают: «Дорожные знаки»)
Рассказ о дорожных знаках.
1. Только Я – для пешехода,
2. Замечательный знак –
Восклицательный знак!
Говорит он людям строго:
– Здесь – опасная дорога.
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно
3.Синий круг, велосипед.
Можно ездить или нет?
Если синий – всё прекрасно,
Значит, ездить не опасно!
4.Красный круг, велосипед.
Здесь сомнений вовсе нет!
Знают все давным-давно
Ездить здесь запрещено!
5. Ну, а если в красном круге
Перечеркнут пешеход
Значит, здесь ходить опасно!
Запрещён здесь переход!
6. Двое – школьница и школьник
– Эти дорожные знаки
Всё вам расскажут и всё вам покажут!
Честь по чести, что и как.
И дорогу вам укажут,
Уважайте каждый знак!
Ведущий:
– Хорошо. Сейчас мы проверим, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
– Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет.)
– Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (Да.)
– Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
– Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
– Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)
– Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)
– Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да.)
Ведущий:
– Все вы, ребята, наблюдали, наверное, за движением транспорта по дороге, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется « Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Готовы?
Вед: Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Вед: Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы –
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
( Грузовики)
Вед: Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем! (Велосипед)
Вед: Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут – положу,
Человеку я служу. ( Подъемный кран)
Вед: К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает. ( Экскаватор)
Вед: Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина. ( Пожарная машина)
Вед: Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка.
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет. (Поезд)
Вед: Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет – 5 плугов тащит. (Трактор)
Вед: Чтобы он тебя повез,
Не попросит он овес.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (Автомобиль)
Ведущий:А теперь дадим слово первоклассникам. Пусть они нам расскажут, как надо вести себя на дорогах.
Выступление первоклассников
Гэрэл.
1.Знают люди все на свете:
Мы теперь не просто дети!
Кто по улице идет,
Тот зовется пешеход!
Вика2. В школу смело мы шагаем
Потому, что твердо знаем:
Переходят все дорогу
Там, где светят светофоры.
Стас3. Если светофора нет,
Перейти поможет зебра.
Не лошадка это, детки,
А дорожная разметка.
Гэрэл4. А еще мы твердо знаем,
Если светофор мигает
Нам тревожным красным светом,
Все стоят и ждут при этом!
Тая5. Я на желтый не пойду!
Я зеленый подожду!
Вика6. Свет зеленный загорится,
Перейти народ стремится!
И пойдет: кто на работу,
Ну, а мы с тобою в школу!
7. Мы уже не просто дети:
Пешеходы на планете!
Ведущий:
– Ну, что Можем мы принять наших первоклассников в пешеходы, достойны они этого звания?
– Конечно! Они хорошо знают сигналы светофора и дорожные знаки!
– Примем ребят в пешеходы, но только при одном условии, что они всегда будут соблюдать Правила дорожного движения!
3. Заключение.
Ведущий:
– А сейчас наступил самый торжественный момент – момент посвящения в пешеходы. Вы показали сегодня отличные знания Правил дорожного движения, и можете носить звание юного пешехода. Для этого нужно лишь произнести клятву. Я вам ее произнесу, а вы 3 раза скажете волшебное слово: «Клянусь!» (Слайд 22)
Мы юные пешеходы
1)Клянемся соблюдать правила Дорожного движения (Клянемся)
2)Клянемся переходить дорогу строго по пешеходному переходу (клянемся)
3)Клянемся переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора
4) Клянемся не играть на проезжей части дороги
5)Клянемся не создавать опасных ситуаций на дороге
Ведущий:
– Вы стали настоящими пешеходами! Мы от всей души вас поздравляем! До новых встреч!
Автор сценария школьный инспектор по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма МОУ «С(К)ОШ №17» Вощилова Т. Н.
Цели и задачи:
формировать у учащихся ориентировку в пространстве;
развивать наблюдательность, быстроту, реакцию движения;
закрепление знаний и представление учащихся о дорожных знаках и правилах дорожного движения;
умение называть знакомые дорожные знаки, регламентирующие движение пешеходов, а также значение сигналов светофора — закрепить представление детей о цвете.
воспитание культуры взаимоотношений, чувства дружбы, взаимовыручки и взаимопомощи, правила безопасного поведения на дорогах;
Оборудование:
плакаты по ПДД, дорожные знаки, костюмы для выступления, воздушные шары,светоотражающие элементы, плакаты для оформления зала, дорожные знаки на подставках, музыкальный центр, СД-диск с записью музыки для праздника, фотоаппарат, видеокамера.
Ход мероприятия:
1-й ведущий:
Внимание! Внимание! Сегодня 13 октября, в нашей школе очень торжественный и важный день!
2-й ведущий:
Позади первое сентября, когда мы принимали в дружную, школьную семью самых маленьких учеников, первоклассников.
3-й ведущий:
Впереди у них четыре года долгой дороги по стране знаний.
4-й ведущий:
И по улицам нашего города!
1-й ведущий:
Чтобы было все в порядке
У ребяток в их тетрадках,
Надо просто им учиться
И над книгой не лениться!
2-й ведущий:
Чтобы путь стал безопасным
И учеба не напрасной,
Знать вам надо без сомненья
Просто правила движения!
3-й ведущий:
И сегодня в нашей школе
Посвящаем в пешеходы
Малышей — учеников.
Каждый к празднику готов?
Первоклассники кричат «Да!»
На сцену выбегают первоклассники.
1-ый ученик:
Мы пришли недавно в школу,
Мы теперь – ученики!
Буквы, цифры изучаем,
Много знаний получаем!
2-ой ученик:
Мамы заняты у нас,
Папы все работают.
Как же мы дойдём в свой класс,
Машин много ведь у нас!
3-ий ученик:
На уроках нам сказали
Про правила движения,
Чтобы в школу мы ходили
Без сопровождения!
4-й ведущий:
Вы в растерянности, мы вам поможем! Проходите в зал!
Сегодня у вас большой праздник – «Посвящение в пешеходы»!
1-й ведущий:
Сейчас вы – народ самостоятельный,
Шаловливый и любознательный!
Всё вам хочется узнать.
И друг друга перегнать!
Но сегодня речь пойдёт, ребята, о дороге,
Где спешить нельзя, ни при какой погоде!
2-й ведущий:
Зеленый свет для вас горит,
А это значит: путь открыт!
Немного времени пройдет,
И каждый звание «пешеход»
Малыш получит без сомнения,
Ведь он дорожного движения
Участник стал. И пусть в дороге
Наш светофор ему поможет!
3-й ведущий:
Узнать им предстоит не мало!
Сегодня день — пути начало
В страну разметок, четких правил,
Дорожных знаков, где их ставить.
И светофор им другом станет,
Законы ПДД в ней правят!
Добро пожаловать, народ,
На праздник «Юный пешеход»!
4-й ведущий:
Ребята, сегодня мы вас посвятим в пешеходы. Но для этого вы должны быть очень внимательны и правильно отвечать на вопросы.
1-й ведущий:
Сейчас давайте спросим класс,
Внесём в вопрос простую ясность:
Достойны ль званья «пешеход»?
Ведь в путь любой из них пойдёт,
И всем переходить дороги!
ПДДешка:
Я живу в волшебной стране ПДД. И у нас случилась беда, кто-то разрушил все пешеходные переходы и нашего друга Светофора Светофоровича заколдовал! Теперь с ребятами на дороге может случиться беда!!!
Появляется Помеха-неумеха, танцует под музыку «А я маленькая мерзость..»
Помеха-неумеха:
Тут наверно скажет кто-то:
Это что за колдовство
Это что за волшебство
Не случилось ничего!
Светофор не светофорит!
Ну какое в этом горе!
Красный свет, зелёный свет!
Может в нём и толку нет!!!
Ну, исчезли переходы-
Не заплачут пешеходы!
Сами выберут пути где дорогу перейти!
ПДДешка:
Ребята, разве можно переходить дорогу там, где хочется!
Помеха-неумеха:
Пусть отгадают мою загадку, тогда скажу куда я спрятала безопасный путь!!!
Полосатая дорога –
Пешеходам всем подмога.
Лишь по ней всем осторожно
Перейти дорогу можно.
Помеха-неумеха выносит белые полоски, для зебры.
Игра «Строим пешеходный переход»
На полу из полос выкладывают «зебру»
ПДДешка:
Помеха – неумеха, а где же знак «Пешеходный переход»?
Помеха-неумеха: Похрапывая спит.
ПДДешка:
Ой, ребята, вот мешок с дорожными знаками. Надо их у Помехи-неумехи забрать. Мне одной не справиться. Надо забрать так, чтобы она не проснулась.
Эстафета «Дорожные знаки»
Помеха-неумеха:
Караул, ограбили!!! Знаки дорожные украли!!! Верните, все равно вы в них не разбираетесь!!!
ПДДешка:
Знаки дорожные, запомнить не сложно, что каждый из них говорит!
1-й ведущий:
Знак “Пешеходный переход”:
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
2-й ведущий:
Знак “Въезд запрещен”:
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
3-й ведущий:
Знак “Движение без остановки запрещено”:
Ты, шофер, не торопись,
Видишь знак, остановись!
Прежде чем продолжить путь,
Осмотреться не забудь.
4-й ведущий:
Знак “Движение пешеходов запрещено”:
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
“Вам ходить запрещено!”
1-й ведущий:
Знак “Поворот запрещен”:
Эти знаки на пути
Ни за что не пропусти.
Есть у них одна забота –
Запрещать нам повороты.
2-й ведущий:
Знак “Место остановки автобуса “:
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
ПДДешка:
Ребята, на дороге не может быть порядка без нашего друга! Давайте расколдуем Светофора Светофорыча, а точнее отремонтируем его.
Помеха-неумеха:
Это что за колдовство!
Это что за волшебство!
Не случилось ничего.
Светофор не светофорит!
Ну какое в этом горе!
Красный свет, зелёный свет!
Может в нём и толку нет!!!
Игра «Собери светофор»
Наклеивают сигналы светофора в круги.
ПДДешка:
Что случилось? Почему наш добрый друг Буратино плачет?
Буратино:
На улицах большого города
Я растерялся, я пропал!
Не зная сигналов светофора,
Чуть под машину не попал!
Вокруг бегут, снуют машины,
То вдруг автобус на пути!
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти!
ПДДешка:
Это – не беда!
Мы со Светофором рады
Помочь тебе всегда!
Светофор:
Всем поможем,
Всем подскажем,
Где проехать, где пройти!
Ты, дружок, советы наши
Выполняй всегда в пути!
ПДДешка:
Обрати внимание!
На нас глядит в упор
Трёхглазый друг наш – Светофор!
Зелёный, жёлтый, красный глаз,
Он каждому даёт приказ!
Буратино:
Светофор как раз сейчас
Зажигает красный глаз,
Светофор:
И когда зажёгся он,
Все стоят – таков закон!
Хоть у вас терпенья нет,
Стойте, стойте – красный свет!
Буратино:
Если жёлтый свет в окошке?
Светофор:
Подожди ещё немножко!
Подожди ещё чуть-чуть,
Будет вновь свободный путь!
Буратино:
Свет зелёный появился,
Перекрёсток оживился.
Стал свободным переход…
Светофор:
Смело двигайся вперёд!
Игра «Светофор»
Красный – присели, жёлтый – прыгаем, зелёный – шагаем.
Помеха-неумеха:
Все пропала я и моё колдовство. Надо уносить ноги… Эти вредные ребята не хотят попасть в беду… Поскорей от них уйду!
Берегитесь!!! Я вас подкараулю, когда на улице станет темно!!!
ПДДешка:
Не грозись, Помеха – неумеха, мы знаем, как спасти себя и в темное время суток. Ребята, а что значит название нашей страны ПДД знаете?
(Ответы из зала)
Все поют песню на мотив «Если добрый ты»
Ели пешеход правильно пошел,
И по переходу топал,
Знают это все- очень хорошо,
А когда наоборот – плохо (2р.)
Светофор горит ярко на пути,
Смотрит каждый глаз строго,
Слушаться его – это хорошо,
А когда наоборот плохо.(2р.)
Правила всегда всем, друзья, нужны,
Помнит даже пусть кроха,
Если знаешь их – это хорошо,
А когда наоборот плохо. (2р.)
2-й ведущий:
Вы сегодня получили
Звание чётко: «Пешеход».
Правил много вы учили,
Чтоб не подвести народ!
1-й ведущий:
Чтоб за вас спокойны были
Родители, учителя,
Водители в автомобилях
Не страдали у руля,
2-й ведущий:
Вы сегодня поклянитесь,
Что всегда, во всём, везде
Выполнять будете строго
Предписания ПДД!
ПДДешка:
На клятву пешехода становись!
Переходить дорогу только по пешеходному переходу, клянетесь!?
Ходить только по тротуару, клянетесь!?
Переходить перекрёсток только на зелёный сигнал светофора, клянетесь!?
Играть только на детской площадке и ни в коем случае на мостовой, клянетесь!?
Выучить все правила дорожного движения и соблюдать неукоснительно их, клянётесь!?
Дорогие, первоклассники, мы посвящаем вас в пешеходы. И помните, пока вы верны своей клятве Помеха- неумеха нам не страшна.
А чтоб она не могла вас с бедой подкараулить в темное время суток мы дарим вам наборы светоотражающих элементов.
Сценарий предоставлен отделением пропаганды БДД ОГИБДД УМВД России по г. Магнитогорску
1. WISQARS (веб-система запросов статистики травматизма и отчетности) Национальный центр по предупреждению и контролю травматизма [NCIPC] Центры по контролю и профилактике заболеваний; [По состоянию на 18 сентября 2010 г.]. Веб-сайт. http://www.cdc.gov/ncipc/wisqars\. [Google Scholar]
2. Всемирная организация здравоохранения. Всемирный доклад о предотвращении детского травматизма. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2008. [Google Академия]
3. Борс Н.Н., Гилкрист Дж., Деллинджер А.М., Радд Р.А., Бальестерос М.Ф., Слит Д.А. Отчет CDC о детских травмах: модели непреднамеренных травм среди детей в возрасте 0–19 лет в США, 2000–2006 гг. Атланта: Национальный центр профилактики и контроля травм, CDC; 2008. [Google Scholar]
4. Коннер К.А., Уильямс Л.Э., Маккензи Л.Б., Шилдс Б.Дж., Фернандес С.А., Смит Г.А. Педиатрические травмы пешеходов и связанное с этим использование ресурсов больниц в Соединенных Штатах, 2003 г. J Trauma. 2010;68:1406–1412. [PubMed] [Академия Google]
5. Брайсон Р.Дж., Виклунд К., Мюллер Б.А. Травмы пешеходов со смертельным исходом среди детей младшего возраста: другая схема травм. Am J Общественное здравоохранение. 1988; 78: 793–795. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Winn DG, Agran PF, Castillo DN. Пешеходные травмы детей до 5 лет. Педиатрия. 1991; 88: 776–789. [PubMed] [Google Scholar]
7. Sleet DA, Ballesteros MF, Borse NN. Обзор непреднамеренных травм у подростков. Анну Рев Общественное здравоохранение. 2010;31:195–212. [PubMed] [Google Scholar]
8. Agran PF, Winn DG, Anderson CI. Различия в травмах детей-пешеходов в зависимости от местоположения. Педиатрия. 1994; 93: 284–288. [PubMed] [Google Scholar]
9. DiMaggio C, Durkin M. Травмы детей-пешеходов в городских условиях: описательная эпидемиология. Академия скорой медицинской помощи. 2002; 9: 54–62. [PubMed] [Google Scholar]
10. Lightstone AS, Dhillon PK, Peek-Asa C, Kraus JF. Географический анализ столкновений автомобилей с детьми-пешеходами в Лонг-Бич, Калифорния: сравнение места происшествия на перекрестке и в середине квартала. Инж Пред. 2001; 7: 155–160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Warsh J, Rothman L, Slater M, Steverango C, Howard A. Эффективны ли школьные зоны? Исследование наездов автомобилей и детей-пешеходов возле школ. Инж Пред. 2009; 15: 226–229. [PubMed] [Google Scholar]
12. Деметре Д.Д. Применение психологии развития к дорожной безопасности детей: проблемы и перспективы. J Appl Dev Psychol. 1997; 18: 263–270. [Google Scholar]
13. Томсон Дж.А. Преодоление городской транспортной среды: развитие навыков пешехода у детей младшего возраста. В: Аллен Г.Л., редактор. Прикладное пространственное познание: от исследований к когнитивным технологиям. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум; 2007. стр. 203–227. [Академия Google]
14. Бартон Б.К., Швебель Д.К. Роль возраста, пола, запретительного контроля и родительского надзора в обеспечении безопасности детей-пешеходов. J Pediatr Psychol. 2007; 32: 517–526. [PubMed] [Google Scholar]
15. Connelly MJ, Conaglen HM, Parsonson BS, Isler RB. Переход детей-пешеходов через пороги. Несчастный анал Пред. 1998; 30:443–453. [PubMed] [Google Scholar]
16. Питкэрн Т.К., Эдлманн Т. Индивидуальные различия в способности переходить дорогу у маленьких детей и взрослых. Бр Дж Психол. 2000;91: 391–410. [PubMed] [Google Scholar]
17. Фут Х., Толми А., Томсон Дж., Макларен Б., Уилан К. Распознавание опасностей. Психолог. 1999; 12:400–402. [Google Scholar]
18. Данбар Г., Хилл Р., Льюис В. Навыки внимания и поведение детей на дороге. J Exp Psychol: прикладной. 2001; 7: 227–234. [PubMed] [Google Scholar]
19. Плесс И.Б., Тейлор Х.Г., Арсено Л. Связь между дефицитом бдительности и дорожно-транспортными травмами с участием детей. Педиатрия. 1995; 95: 219–224. [PubMed] [Академия Google]
20. Бартон Б. Интеграция селективного внимания в исследование безопасности пешеходов в целях развития. Канадская психология. 2006; 47: 203–210. [Google Scholar]
21. Деметре Дж. Д., Ли Д. Н., Питкэрн Т. К., Грив Р., Томпсон Дж. А., Ампофо-Ботнег К. Ошибки в решениях маленьких детей о пробках: эксперименты с придорожным моделированием. Бр Дж Психол. 1992; 83: 189–202. [PubMed] [Google Scholar]
22. Plumert JM, Kearney JK, Cremer JF. Восприятие детьми пробелов: езда на велосипеде по оживленным перекресткам в захватывающей виртуальной среде. Детский Дев. 2004; 75: 1243–1253. [PubMed] [Академия Google]
23. Те Вельде А.Ф., Ван дер Камп Дж., Барела Дж.А., Савелсберг GJP. Визуальный тайминг и адаптивное поведение в симуляционном исследовании пересечения дорог. Несчастный анал Пред. 2005; 37: 399–406. [PubMed] [Google Scholar]
24. Ампофо-Боатенг К., Томсон Дж.А. Восприятие детьми безопасности и опасности на дороге. Бр Дж Психол. 1991; 82: 487–505. [PubMed] [Google Scholar]
25. Бартон Б.К., Швебель, округ Колумбия. Влияние демографии и индивидуальных различий на выбор детьми рискованных пешеходных маршрутов. J Pediatr Psychol. 2007; 32: 343–353. [PubMed] [Академия Google]
26. Деметре Дж. Д., Гаффин С. Значение транспортных средств, закрывающих глаза, для детей-пешеходов. Br J Educ Psychol. 1994; 64: 243–251. [Google Scholar]
27. Табиби З., Пфеффер К. Выбор безопасного места для перехода через дорогу: взаимосвязь между вниманием и определением безопасных и опасных мест пересечения дорог. Здоровье по уходу за детьми Dev. 2003; 29: 237–244. [PubMed] [Google Scholar]
28. Табиби З., Пфеффер К. Поиск безопасного места для перехода через дорогу: влияние отвлекающих факторов и роль внимания в определении детьми безопасных и опасных мест пересечения дорог. Младенец ребенка Dev. 2007;16:193–206. [PubMed] [Google Scholar]
29. Дэвид SSJ, Foot HC, Chapman AJ. Чувствительность детей к опасностям дорожного движения периферийным зрением. Прикладная когнитивная психология. 1990; 4: 471–484. [Google Scholar]
30. Розенблюм Т., Немродов Д., Бен-Элиягу А., Элдрор Э. Оценка страха и опасности в сценарии пересечения дорог: перспектива развития. Несчастный анал Пред. 2008;40:1619–1626. [PubMed] [Google Scholar]
31. Сальваторе С. Способность детей начальной и средней школы ощущать скорость приближающегося автомобиля. J Безопасность Res. 1974;6:118–125. [Google Scholar]
32. Хоффманн Э.Р., Пейн А., Прескотт С. Детские оценки времени подъезда транспортных средств. Гум Факторы. 1980; 22: 235–240. [PubMed] [Google Scholar]
33. Уайтбред Д., Нейлсон К. Вклад стратегий визуального поиска в развитие навыков ходьбы у детей 4–11 лет. Br J Educ Psychol. 2000; 70: 539–557. [PubMed] [Google Scholar]
34. Пфеффер К., Барнекут П. Слуховое восприятие детьми движения звуков дорожного движения. Здоровье по уходу за детьми Dev. 1996;22:129–137. [PubMed] [Google Scholar]
35. Caird JK, Willness CR, Steel P, Scialfa C. Метаанализ влияния телефонов на работу водителя. Несчастный анал Пред. 2008;40:1282–1293. [PubMed] [Google Scholar]
36. Horrey WJ, Wickens CD. Изучение влияния разговоров по мобильному телефону на вождение с использованием метааналитических методов. Гум Факторы. 2006; 48: 196–205. [PubMed] [Google Scholar]
37. Страйер Д.Л., Дрюс Ф.А. Сотовый телефон отвлек водителя. Curr Dir Psychol Sci. 2007; 16: 128–131. [Академия Google]
38. Хэтфилд Дж., Мерфи С. Влияние использования мобильного телефона на поведение пешеходов на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Аварийный анальный предотвращение. 2007; 39: 197–205. [PubMed] [Google Scholar]
39. Nasar J, Hecht P, Werner R. Мобильные телефоны, рассеянное внимание и безопасность пешеходов. Несчастный анал Пред. 2008;40:69–75. [PubMed] [Google Scholar]
40. Бумгум Т.Дж., День С, Генри Л.Дж. Ассоциация отвлечения внимания и осторожности, проявляемая пешеходами на освещенном пешеходном переходе. J Здоровье сообщества. 2005;30:269–279. [PubMed] [Google Scholar]
41. Neider MB, McCarley JS, Crowell JA, Kaczmarski H, Kramer AF. Пешеходы, автомобили и мобильные телефоны. Несчастный анал Пред. 2010; 42: 589–594. [PubMed] [Google Scholar]
42. Starvinos D, Byington KW, Schwebel DC. Влияние отвлечения внимания на мобильный телефон на риск травм пешеходов у детей. Педиатрия. 2009; 123:e179–185. [PubMed] [Google Scholar]
43. Брием В., Бенгтссон Х. Познание и черты характера как детерминанты поведения детей младшего возраста в дорожной ситуации. Стажер Дж. Бехав Дев. 2000;24:492–505. [Google Scholar]
44. Hoffrage U, Weber A, Hertwig R, Chase VM. Как обезопасить детей в пробке: найдите смельчаков заранее. J Exp Psychol Gen. 2003; 9: 249–260. [PubMed] [Google Scholar]
45. Робертс И. Сопровождение взрослых и риск получения травм пешеходами в пути из школы домой. Инж Пред. 1995; 1: 242–244. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
46. Willis KE, Christoffel KK, Lavigne JV, et al. Модели и корреляты надзора за травмами детей-пешеходов. J Pediatr Psychol. 1997;22:89–104. [PubMed] [Google Scholar]
47. Wills KE, Tanz RR, Christoffel KK, et al. Надзор за случаями детских травм: надежная таксономия. Несчастный анал Пред. 1997; 29: 133–137. [PubMed] [Google Scholar]
48. Гилен А.С., ДеФранческо С., Бишай Д., Махони П., Хо С., Гайер Б. Дети-пешеходы: роль родительских убеждений и практик в обеспечении безопасного передвижения по городским кварталам. J Urban Health Bull New York Acad Med. 2004; 81: 545–555. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
49. Морроньелло Б.А., Бартон Б.К. Безопасность детей-пешеходов: родительский надзор, моделирование поведения и убеждения в компетентности детей-пешеходов. Несчастный анал Пред. 2009;41:1040–1046. [PubMed] [Google Scholar]
50. Ривара Ф.П., Бергман А.Б., Дрейк С. Отношение и практика родителей по отношению к детям-пешеходам. Педиатрия. 1989; 84: 1017–1021. [PubMed] [Google Scholar]
51. Zeedyk MS, Kelly L. Наблюдение за поведением пар взрослых и детей на пешеходных переходах. Несчастный анал Пред. 2003; 35: 771–776. [PubMed] [Академия Google]
52. Морроньелло Б.А., Корбетт М., Беллиссимо А. «Делай, как я говорю, а не так, как я делаю»: Влияние семьи на безопасное поведение детей. Психология здоровья. 2008; 27: 498–503. [PubMed] [Google Scholar]
53. Пфеффер К., Фагбеми Х.П., Стеннет С. Поведение взрослых пешеходов, сопровождающих детей по пути в школу. Инъекция трафика Пред. 2010; 11:188–193. [PubMed] [Google Scholar]
54. Гарднер М., Стейнберг Л. Влияние сверстников на принятие риска, предпочтение риска и принятие рискованных решений в подростковом и взрослом возрасте: экспериментальное исследование. Дев Психология. 2005; 41: 625–635. [PubMed] [Академия Google]
55. Саймонс-Мортон Б.Г., Лернер Н., Сингер Дж. Наблюдаемое влияние пассажиров-подростков на рискованное поведение водителей-подростков за рулем. Несчастный анал Пред. 2005; 37: 973–982. [PubMed] [Google Scholar]
56. Miller DC, Byrnes JP. Роль контекстуальных и личных факторов в принятии детьми риска. Дев Психология. 1997; 33: 814–823. [PubMed] [Google Scholar]
57. Макферсон А., Робертс И., Плесс И.Б. Воздействие на детей дорожно-транспортных происшествий и травм пешеходов. Am J Общественное здравоохранение. 1998;88:1840–1843. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
58. Agran PF, Winn DG, Anderson CL, Tran C, Del Valle CP. Роль физической и транспортной среды в травматизме детей-пешеходов. Педиатрия. 1996; 98: 1096–1103. [PubMed] [Google Scholar]
59. Шибер Р.А., Вегега М.Э. Снижение детского травматизма пешеходов. Инж Пред. 2002;8(S1):i3–i8. [Google Scholar]
60. Чо Г., Родригес Д.А., Хаттак А.Дж. Роль застроенной среды в объяснении отношений между воспринимаемой и фактической безопасностью пешеходов и велосипедистов. Несчастный анал Пред. 2009 г.;41:629–702. [PubMed] [Google Scholar]
61. Cottrill CD, Thakuriah PV. Оценка дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов в районах с высоким уровнем доходов населения или меньшинств. Несчастный анал Пред. 2010;42:1718–1728. [PubMed] [Google Scholar]
62. Мюллер Б.А., Ривара Ф.П., Ли С.М., Вайс Н.С. Факторы окружающей среды и риск столкновения детского пешехода с автотранспортным средством. Am J Эпидемиол. 1990; 132: 550–560. [PubMed] [Google Scholar]
63. Робертс И., Нортон Р., Джексон Р., Данн Р., Хассалл И. Влияние факторов окружающей среды на риск травмирования детей-пешеходов автомобилями: исследование случай-контроль. БМЖ. 1995;310:91–94. [PMC free article] [PubMed] [Google Scholar]
64. Hippisley-Cox J, Groom L, Kendrick D, Coupland C, Webber E, Savelyich B. Поперечное исследование социально-экономических различий в тяжести и механике детских травм в Трент 1992–7. БМЖ. 2002; 324:1132–1134. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
65. Laflamme L, Diderichsen F. Школьные различия в рисках дорожно-транспортных травм в детстве и молодежи – обзор литературы и программа исследований. Инж Пред. 2000;6:293–298. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
66. Абдель-Ати М., Чунди С.С., Ли С. Геопространственный и логарифмический анализ дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов и велосипедистов с участием детей школьного возраста. J Безопасность Res. 2007; 38: 571–579. [PubMed] [Google Scholar]
67. Xiang H, Zhu M, Sinclair SA, Stallones L, Wilkins JR, Smith GA. Риск столкновений транспортных средств с пешеходами и велосипедистами среди детей с ограниченными возможностями. Несчастный анал Пред. 2006; 38: 1064–1070. [PubMed] [Академия Google]
68. Гут Д., Ашмид Д., Лонг Р., Уолл Р., Пончиллия П. Оценка слепыми и зрячими пешеходами пробелов в движении на кольцевых развязках. Человеческие факторы. 2005; 47: 314–331. [PubMed] [Google Scholar]
69. Ставринос Д. Предикторы риска травм пешеходов у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности, комбинированный тип [диссертация] Бирмингем, Алабама: Университет Алабамы в Бирмингеме; 2009. [Google Scholar]
70. Medeiros M, Carvalho LBC, Silva TA, Prado LBF, Prado GF. Нарушения сна связаны с импульсивностью у школьников в возрасте от 8 до 10 лет. Арк Нейропсиквиатр. 2005; 63: 761–765. [PubMed] [Академия Google]
71. Paavonen JE, Räikkönen K, Lahti J, et al. Короткая продолжительность сна и поведенческие симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности у здоровых детей в возрасте от 7 до 8 лет. Педиатрия. 2009; 123:e857–e864. [PubMed] [Google Scholar]
72. Schwebel DC, Brezausek CM. Ночные пробуждения и детский риск травм. J Pediatr Psychol. 2008; 33: 323–332. [PubMed] [Google Scholar]
73. Teixeira LR, Fischer FM, Lowden A. Лишение сна работающих подростков — скрытая опасность на работе. Scand J Work Environment Health. 2006; 32: 328–330. [PubMed] [Академия Google]
74. Оуэнс Дж. А., Фернандо С., МакГуинн М. Нарушение сна и риск травм у маленьких детей. Behav Sleep Med. 2005; 3:18–31. [PubMed] [Google Scholar]
75. Валент Ф. , Брусаферро С., Барбоне Ф. Перекрестное исследование сна и детских травм. Педиатрия. 2001; 107: e23–e29. [PubMed] [Google Scholar]
76. Дюперрекс О., Банн Ф., Робертс И. Обучение пешеходов технике безопасности для предотвращения травм: систематический обзор рандомизированных контролируемых испытаний. БМЖ. 2002; 324:1129–1134. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
77. Хоц Г., Кеннеди А., Лутфи К., Кон С.М. Предупреждение детского травматизма пешеходов. J Травма. 2009;66:1492–1499. [PubMed] [Google Scholar]
78. Стивенсон М., Слит Д.А. Какие стратегии предотвращения травматизма среди детей-пешеходов? Обзор литературы. Int Q Community Health Educ. 1996; 16: 207–217. [PubMed] [Google Scholar]
79. Ротенгаттер Т. Поведенческий подход к улучшению дорожного поведения детей младшего возраста. Эргономика. 1984; 27: 147–160. [PubMed] [Академия Google]
80. Лимбург М., Гербер Д. Программа обучения родителей правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста. Несчастный анал Пред. 1981; 15: 255–267. [Google Scholar]
81. Томсон Дж. А., Ампофо-Боатенг К., Ли Д. Н., Грив Р., Питкэрн Т. К., Деметре Дж. Д. Эффективность родителей в содействии развитию навыков перехода через дорогу у детей раннего возраста. Br J Educ Psychol. 1998; 68: 475–491. [PubMed] [Google Scholar]
82. Yeaton WH, Bailey JS. Анализ использования программы обучения безопасности пешеходов. J Applied Behav Anal. 1983;16:203–216. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
83. Fortenberry JC, Brown DB. Выявление проблем, реализация и оценка программы безопасности пешеходов. Несчастный анал Пред. 1982; 14: 315–322. [Google Scholar]
84. Ривара Ф.П., Бут С.Л., Бергман А.Б., Роджерс Л.В., Вайс Дж. Предотвращение травматизма детей пешеходами: эффективность школьной программы обучения. Педиатрия. 1991; 88: 770–775. [PubMed] [Google Scholar]
85. Hotz GA, Cohn SM, Castelblanco A, et al. WalkSafe: школьная программа вмешательства в безопасность пешеходов. Инъекция трафика Пред. 2004; 5: 382–389.. [PubMed] [Google Scholar]
86. Виолано П., Дэвид К.А., Лейн В., Лофтхаус Р., Карузоне С. Создание программы предотвращения травматизма для предотвращения наездов на пешеходов среди детей. J Травма Нурс. 2009; 16: 216–219. [PubMed] [Google Scholar]
87. Hotz G, De Marcilla AG, Lufti K, Kennedy A, Castellon P, Duncan R. Программа WalkSafe: разработка и оценка образовательного компонента. J Травма. 2009;66:С3–С9. [PubMed] [Google Scholar]
88. Кросс Д., Холл М., Ховат П. Использование теории для руководства практикой обучения детей правилам безопасности пешеходов. Amer J Health Educ. 2003; 34:42–47. [Академия Google]
89. Кросс Д., Стивенсон М., Холл М. и др. Проект по предотвращению травматизма среди детей-пешеходов: результаты учащихся. Профилактическая мед. 2000;30:179–187. [PubMed] [Google Scholar]
90. Стивенсон М., Иределл Х., Ховат П., Кросс Д., Холл М. Измерение вмешательства сообщества/окружающей среды: проект по предотвращению травматизма среди детей-пешеходов. Инж Пред. 1999; 5: 26–30. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
91. Berry DS, Romo CV. Должен ли «Сороконожка Сайрус» отправиться в поход? Влияние участия в программе безопасности пешеходов на знания детей о безопасности и поведение, о котором они сообщают сами себе. J Безопасность Res. 2006; 37: 333–341. [PubMed] [Академия Google]
92. Морронжиелло Б.А., Кириаку С. Оценка эффективности односеансных школьных программ по повышению знаний о ремнях безопасности детей и безопасности пешеходов и самооценке поведения. Продвижение по безопасности Int J Inj Control. 2006; 13:15–25. [PubMed] [Google Scholar]
93. Альберт Р.Р., Долгин К.Г. Продолжительные эффекты краткосрочного обучения на поведение дошкольников при переходе улицы. Несчастный анал Пред. 2010;42:500–508. [PubMed] [Google Scholar]
94. Renaud L, Suissa S. Оценка эффективности имитационных игр в обучении детей дошкольного возраста безопасности дорожного движения. Am J Общественное здравоохранение. 1989;79:307–309. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
95. Зидик С.М., Уоллес Л., Каркари Б., Джонс К., Лартер К. Дети и безопасность дорожного движения: расширение знаний не улучшает поведение. Br J Educ Psychol. 2001; 71: 573–594. [PubMed] [Google Scholar]
96. Розенблюм Т., Хавив М., Пелег А., Немродов Д. Эффективность дорожных ограждений: знания и поведенческие намерения. Безопасность наук. 2008;46:1450–1458. [Google Scholar]
97. Бартон Б.К., Швебель Д.К., Морронджелло Б.А. Краткий отчет: Повышение безопасного поведения детей при пешеходном движении посредством обучения простым навыкам. J Pediatr Psychol. 2007; 32: 475–480. [PubMed] [Академия Google]
98. Деметре Дж. Д., Ли Д. Н., Грив Р., Питкэрн Т. К., Ампофо-Ботнег К., Томпсон Дж. А. Обучение детей младшего возраста на симуляторах пересечения дорог. Br J Educ Psychol. 1993; 63: 349–359. [Google Scholar]
99. ван Шаген INLG. Обучение детей принятию безопасных решений о переходе. В: Rothengatter T, de Bruin R, редакторы. Поведение участников дорожного движения: теория и исследования. Ассен/Маастрихт, Нидерланды: Van Gorcum; 1988. стр. 482–489. [Google Scholar]
100. Ампофо-Боатенг К., Томпсон Дж.А. Развивающее и обучающее исследование способности детей находить безопасные маршруты для перехода через дорогу. Бр Дж Дев Психол. 1993;11:31–45. [Google Scholar]
101. Томсон Дж. А., Ампофо-Боатенг К., Питкерн Т., Грив Р., Ли Д., Деметре Дж. Д. Поведенческое групповое обучение детей поиску безопасных путей перехода через дорогу. Br J Educ Psychol. 1992; 62: 173–183. [Google Scholar]
102. Пройссер Д.Ф., Лунд А.К. И продолжайте искать: фильм, призванный снизить количество ДТП с участием пешеходов среди детей в возрасте от 9 до 12 лет. J Безопасность Res. 1988; 19: 177–185. [Google Scholar]
103. Зидик М.С., Уоллес Л. Обеспечение безопасности детей на дорогах с помощью образовательных программ: оценка эффективности. Health Educ Res Теория Практика. 2003;18:493–505. [PubMed] [Google Scholar]
104. Толми А.К., Томсон Дж.А., Фут Х.Д., Уилан К.М., Макларен Б., Моррисон С. Влияние руководства взрослых и обсуждения сверстников на развитие представлений детей: данные обучения пешеходов навыки. Бр Дж Психол. 2005; 96: 181–204. [PubMed] [Google Scholar]
105. Гланг А., Ноэлл Дж., Ари Д., Шварц Л. Использование интерактивных мультимедиа для обучения безопасности пешеходов: предварительное исследование. Am J Health Behav. 2005; 29: 435–442. [PubMed] [Академия Google]
106. Барт О., Кац Н., Вайс П.Л., Джосман Н. Пересечение улиц типично развитыми детьми в реальной и виртуальной среде. OTJR: Профессиональное участие здоровья. 2008; 28:89–96. [Google Scholar]
107. МакКомас Дж., Маккей М., Пивик Дж. Эффективность виртуальной реальности для обучения безопасности пешеходов. Киберпсихология поведения. 2002; 5: 185–190. [PubMed] [Google Scholar]
108. Schwebel DC, McClure LA. Использование виртуальной реальности для обучения детей навыкам безопасного перехода через улицу. Инж Пред. 2010;16:e117–125. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
109. Томсон Дж. А., Толми А. К., Фут Х. К., Уилан К. М., Сарвари П., Моррисон С. Влияние обучения виртуальной реальности на суждения детей-пешеходов о переходе через дорогу. J Exp Psychol: прикладной. 2005; 11: 175–186. [PubMed] [Google Scholar]
110. Джосман Н.М., Бен-Хаим Х., Фридрих С., Вайс П.Л. Эффективность виртуальной реальности для обучения навыкам перехода улиц детей и подростков с аутизмом. J Человек-инвалид Dev. 2008; 7: 49–56. [Google Scholar]
111. Katz N, Ring H, Naveh Y, Kizony R, Feintuch U, Weiss PL. Обучение в интерактивной виртуальной среде для безопасного перехода через улицу пациентов с инсультом в правом полушарии с односторонним пространственным игнорированием. Реабилитация инвалида. 2005; 27:1235–1243. [PubMed] [Академия Google]
112. Преуссер Д.Ф., Бломберг Р.Д. Сокращение числа несчастных случаев с детьми-пешеходами посредством просвещения населения. J Безопасность Res. 1984; 15:47–56. [Google Scholar]
113. Кернс Р., Коллинз Д., Нойвельт П. Пешеходный школьный автобус: расширение географии детей? Область. 2003; 35: 285–292. [Google Scholar]
114. Джайлз-Корти Б., Донован Р.Дж. Относительное влияние индивидуальной, социальной среды и коррелятов физической среды при ходьбе. Am J Общественное здравоохранение. 2003; 93: 1583–1589. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
115. Heelan KA, Abbey BM, Donnelly JE, Mayo Ms, Welk GJ. Оценка прогулочного школьного автобуса для пропаганды физической активности среди молодежи. J Phys Act Health. 2009; 6: 560–567. [PubMed] [Google Scholar]
116. Jacobsen PL. Безопасность в цифрах: больше пешеходов и велосипедистов, безопаснее пешие и велосипедные прогулки. Инж Пред. 2003; 9: 205–209. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
117. Mendoza JA, Levinger DD, Johnston BD. Пилотная оценка программы школьного автобуса для пешеходов в малообеспеченном городском сообществе. Общественное здравоохранение BMC. 2009 г.;9:122. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
118. Коллинз Д., Кернс Р. Географии неравенства: травмы детей-пешеходов и пешеходные школьные автобусы в Окленде, Новая Зеландия. соц. мед. 2005; 60: 61–69. [PubMed] [Google Scholar]
119. Уилан К., Таунер Э., Эррингтон Г., Пауэлл Дж. Оценка национальной сети пилотных проектов по обучению детей-пешеходов. Лондон: Министерство транспорта Великобритании; 2008. [По состоянию на 14 октября 2010 г.]. Доступно по адресу: http://www.dft.gov.uk/pgr/roadsafety/research/rsrr/theme1/childpedestrianprojects/ [Google Scholar]
С наступлением осени мы возобновляем любимый ритуал в нашем доме. Мой сын, Сорен, пошел в первый класс, поэтому каждое утро он, его мать Джули и я проходим несколько кварталов до государственной школы Клары Бартон, построенной в 1911 году и недавно отремонтированной, чтобы добавить тренажерный зал. По пути мы будем замечать падающие листья, более поздний восход солнца, утренний мороз и так далее в течение учебного года, пока не расцветут тюльпаны и не повиснет на ветру аромат сирени.
Поход в школу — это особый детский обряд инициации, но, к сожалению, он исчезает из жизни многих американских общин. И не по тем причинам, о которых думают многие. Планы расовой интеграции и страх перед похищением заставляют меньше детей садиться в школьные автобусы и микроавтобусы родителей, чем другие, менее известные факторы: закрытие небольших школ по соседству и ускорение движения, которое подвергает опасности пешеходов размером с пинту.
«Общины отказываются от старых школ по соседству, в которые учащиеся могут ходить пешком, в пользу новых школ размером с торговые центры, построенных в отдаленных местах», — пишет Эдвард Т. МакМахон, директор Американской программы Greenways, в сообщении для Elm Street Writers Group, онлайн-служба новостей, посвященная проблемам окружающей среды и общества (www. mlui.org).
«Школы служат якорями сообщества», — отмечает МакМахон. Многие мероприятия, от игр Малой лиги до занятий фитнесом и публичных собраний, проходят в нерабочее время в местной школе. Тот факт, что многие из этих школ, которым угрожает опасность, находятся в городских кварталах или в небольших городках, находящихся в бедственном положении, означает, что их закрытие наносит серьезный удар по местам, которые уже пострадали.
Встревоженный тем, что происходит по всей стране, Национальный фонд охраны исторического наследия включил местные школы в свой список исторических мест, находящихся под угрозой исчезновения в 2000 году. Но это большая проблема, чем просто архитектурное наследие. Сообщества, которые потеряли свою школу, чувствуют себя по-другому без детей, смеющихся и клоунада вдоль тротуаров. Родителям (особенно семьям с низким доходом) труднее участвовать в мероприятиях в удаленных школах, и они должны брать на себя больше ответственности за то, чтобы отвезти своих детей домой с внешкольных программ.
Крупные и разбросанные школы увеличивают и без того растущую стоимость образования. Исследование, проведенное в штате Мэн, показало, что, хотя в период с 1970 по 1995 год количество учащихся в школах штата сократилось на 27 000 человек, ежегодные расходы на автобусные перевозки подскочили с 8,7 миллиона долларов до 54 миллионов долларов, в значительной степени из-за объединения местных школ.
Тенденция к созданию более крупных и отдаленных школ бросает вызов потоку недавних данных, показывающих, что маленькие школы обслуживают учащихся лучше, чем большие (см. Utne Reader, 902:48 янв./фев. 2001, с. 26).
Кэтлин Коттон, специалист по исследованиям в области образования в Северо-западной региональной образовательной лаборатории в Портленде, штат Орегон, отмечает, что «большой объем исследований в эмоциональной и социальной сферах [развития ребенка] подавляющим большинством подтверждает превосходство маленьких школ».
«Хотя часто предполагается, что большие школы дешевле в эксплуатации и предлагают более богатые учебные программы, чем маленькие школы», — цитируется Коттон в журнале Planning Commissioners Journal 9. 0248 (лето 2000 г.), «исследования показывают, что ни одна из этих вещей [не] обязательно верна».
Дети с низким доходом особенно ощущают влияние больших школ, согласно Atlanta Journal-Constitution, , в котором сообщается, что «разрыв в успеваемости между богатыми и бедными школами значительно сокращается, когда школы меньше».
Тенденция к сносу существующих школ в пользу новых больших представляет собой нечто большее, чем просто перемещение населения и устаревание старых зданий. МакМахон объясняет, что государственная и национальная образовательная политика в значительной степени отдает предпочтение строительству новых школ, а не ремонту существующих. Он отмечает, что Международный совет по планированию образовательных учреждений, профессиональная организация, установил формулу, регулирующую размер школьных территорий, которая совершенно не учитывает модели землепользования в городских районах. Как объясняет МакМахон, «для средней школы на 2000 учеников требуется не менее 50 акров земли, или больше, чем почти любой город, большой или маленький, имеет рядом с жилыми кварталами». (Национальный фонд сохранения исторического наследия в настоящее время работает с Советом по разработке новой формулы, учитывающей использование городских земель, сообщает 9.0247 Журнал консервации [июль/август. 2001].)
Еще большим препятствием являются правила большинства штатов, запрещающие финансирование ремонта школы, если затраты составляют половину или две трети стоимости строительства новой школы. И Нью-Йорк Таймс сообщает, что расходы на ремонт школ иногда сильно завышены. Цена ремонта средней школы Кокомо (Индиана) 1914 года, например, оценивалась в 20–25 миллионов долларов, но в конечном итоге работа была выполнена за 4 миллиона долларов.
Инновационные усилия, предпринимаемые в Мэриленде, показывают, что изменение политики
может существенно повлиять на сохранение школ по соседству. В рамках кампании губернатора Пэрриса Гленденинга по сдерживанию разрастания, штат уравнял правила игры в финансировании между ремонтом школ и новым строительством. В 1995 г. только 34% государственного финансирования шло на улучшение существующих школ; в 1998 году – 84 процента.
ДРУГАЯ ПРИЧИНА, по которой сегодня все меньше детей ходят в школу, — это страх, что они переходят оживленные улицы. Но растущее национальное движение активистов-пешеходов успешно лоббирует новые меры, направленные на то, чтобы сделать улицы более безопасными для пешеходов всех возрастов, сообщается 9.0247 Руководящий журнал (май 2001 г.). Сан-Хосе, штат Калифорния, например, утроил до 5 миллионов долларов свои расходы на снижение дорожного движения — особенности конструкции дорог, которые побуждают автомобилистов снижать скорость. Портленд, штат Орегон, реализует всеобъемлющий план, учитывающий интересы пешеходов при планировании многих проектов по всему городу. А штат Калифорния тратит 20 миллионов долларов в год на определение «безопасных маршрутов в школу», чтобы дать детям возможность ходить пешком или ездить на велосипеде.
Может показаться пустяком, имеют ли дети (и их родители) удовольствие идти утром в школу пешком, но это не так.