Держись за землю-матушку — она одна не выдаст.
698
День прозевал — урожай потерял.
607
Поле труд любит.
92
Межи да грани, ссоры да брани.
77
Коси коса, пока роса: роса долой — и ты домой.
60
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
58
Чья земля, того и хлеб.
57
Пахарю земля — мать, а лентяю — мачеха.
46
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
43
Земля не уродит — никто не наградит.
40
Иглой да бороной деревня стоит.
39
Не та земля дорога, где медведь живет, а та, где курица скребет.
33
Земля — кормилица, а и та сама есть просит.
25
Урожай не от божьей милости, а от дружной работы.
24
Не гляди в небо — там нет хлеба, а к земле ниже — к хлебу ближе.
18
Вспашешь в срок, посеешь в срок — будет урожай высок.
18
Коню — овёс, а земле — навоз.
17
Колос от колоса — не слыхать и голоса.
14
Урожай бывает не столько от росы, сколько от пота.
13
Гумно не солома красит, а зерно.
12
Наездом хлеба не напашешь.
12
С курами ложись, с петухом вставай.
12
Сей овёс в грязь — будет овёс князь, а рожь хоть в золу, да в пору.
11
Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку.
9
За сохой идти — не оглядываться.
9
Умирать ладишься, а хлеб сей.
9
Просо реденько, так и кашица жиденька.
9
Сей хлеб — не спи: будешь жать — некогда будет дремать.
9
Не поклонюсь богачу, коль своей ржи намолочу.
8
Пашню пашут, руками не машут.
8
Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит.
7
В срок не заборонишь — урожай уронишь.
7
Держись за соху: она кормилица.
6
Много на уме, да мало на гумне.
6
Пересев хуже недосева.
6
Что ушло в солому, на ток не вернется.
6
Не хвали пива в сусле, а ржи в озими.
6
Нет ни вороху, ни пороху.
6
В дождь коси, а в ведро греби.
6
Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах.
6
Коси коса — пока роса, роса долой — и мы домой.
6
Соха кормит, веретено одевает.
6
Орать — не в дуду играть.
6
В город хлеб, из города кумач.
6
Что в деревне ни родится, все в городе пригодится.
6
Что посеешь, то и пожнешь, а что пожнешь, то и посеешь.
6
У матушки-сошки золотые рожки.
5
Невспаханный пласт урожая не даст.
5
Лежачий хлеб не кормит.
5
Не к урожаю идут, а урожай ведут.
5
К своему 65-летию Владимир Сорокин выпустил совершенно неожиданную книгу: сборник «Русские народные пословицы и поговорки» (издательство Corpus) целиком состоит из стилизаций под «народную мудрость». «Огонек» поговорил с писателем о новой приватности и внимательности, к которым нас подталкивают обстоятельства жизни.
Владимир Сорокин считает русскую жизнь оазисом непредсказуемости и гротеска
Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ / купить фото
Владимир Сорокин считает русскую жизнь оазисом непредсказуемости и гротеска
Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ / купить фото
Беседовал Андрей Архангельский
Неосредневековый цикл Владимира Сорокина («День опричника», «Сахарный Кремль», «Теллурия», «Метель») получил своеобразное завершение: теперь писатель словно бы предоставил слово своим собственным героям.
— Очень давно вы сказали, что самая загадочная русская пословица — «снявши голову, по волосам не плачут». Теперь понятно, что интерес к пословицам у вас не праздный. Скажите, с чего начиналась эта работа?
— Началось все в 1988 году. Я неожиданно для себя придумал тогда несколько псевдопословиц и почувствовал стихию этой игры. Выдумывать псевдопословицы, которые чисто формально — по интонации, по этимологии — не вызывали бы вопросов у читающих. Неотличимые по форме, но с некоторым сдвинутым содержимым. Поначалу я их записывал на бумаге, а потом, уже в 1990-е, когда появился компьютер, стал хранить их там. Вот так они копились-копились. Полгода назад я в очередной раз вспомнил про них и вдруг решил, что накопилось порядочно уже. И подумал: не издать ли мне их?..
Знаете, я их воспринимаю как такие, в общем… народные грибы. И вот я их, можно сказать, постепенно нанизывал на нитку и засушивал. Приятно же нюхать, например, сушеные белые грибы — правда? Это особое удовольствие. Но самое главное — я до сих пор не могу объяснить, зачем я их придумывал. Но удовольствие получил огромное.
— Для того чтобы играть в это, нужно, вероятно, быть хорошо знакомым с оригинальным материалом?
— Для меня пословицы в любом языке крайне важны. Например, я знаю некоторые немецкие. Но все-таки русские — это совершенно отдельная тема. Они носят такой, я бы сказал, завораживающе-назидательный характер. И заметьте: у каждой настоящей пословицы тоже есть автор. И, безусловно, я бы очень хотел увидеть авторов знаменитых пословиц, в том числе и «снявши голову, по волосам не плачут».
— Со стороны эта работа кажется как раз вполне естественным продолжением вашего цикла о неосредневековье, опричниках и курных избах с плазменными экранами. Вроде бы все узнаваемо, близко — разве что смысл как бы несколько смещен. Но вот что поразительно. Все равно за всем этим встает какая-то подземная, другая Россия, которая, возможно, и существовала, но никогда не имела своего голоса…
— Это был, собственно, главный принцип, по которому я их придумывал. Интонационно они звучат как нормальные русские пословицы, но по содержанию в них все-таки, чувствуется, что-то другое заложено. Что?.. Я сам силюсь понять. Вы сказали, что это «другая Россия». Но, может быть, это и есть истинная Россия? У меня было такое чувство, что я тут уловил, поймал некую… исподнюю волну. Народную вибрацию. Или, может быть, точнее это было бы назвать брожением? Таким вот бурчанием в народной перистальтике, да?.. И эта музыка заворожила меня. Этим я только и могу объяснить навязчивый интерес к подобной работе. Но мне любопытно, что вы, когда мы созванивались, сказали, что это очень грустная книга. Это полная неожиданность для меня. Потому что мне как раз смешно все это перечитывать.
— Я тоже не могу этого объяснить. Возможно, потому что центральный мотив книги — угроза, окрик: это не трогай, туда не ходи, не влезай — убьет. Грусть еще от этой знакомой тавтологичности. «Работа работе рознь», «плаха плахе рознь»… Во всем этом угадывается именно зацикленность и повторяемость самой русской жизни.
— Понятно. Ну, собственно, в пословицах и должна быть некоторая тавтологичность. Однако же мне от этого все-таки в основном весело. Может быть, потому что и в самой русской жизни много карнавального?.. Возможно, в книге я несколько педалирую и преувеличиваю это. Но, опять же, для меня внутренне это был очень интуитивный процесс, поэтому мне трудно рассудочно анализировать. Я лишь ощущаю себя наблюдателем, зрителем процесса, так сказать.
— Ну хорошо, но кто эти ваши герои? В редких сносках, которые у вас встречаются, упоминаются макарёк, хлопарёк, Аноха, Ероха… Будя, парамок, хлопунец, медопут, уфарь, зеря. Макарёк мы знаем только с приставкой ёк, что означает ругательство… Что вообще это за существа?
— Хм. Это… некие персонажи, собственно говоря, народного подсознания. Вернее, продукты коллективного народного тела, к которому я попытался подсоединиться, сыграв роль некоего медиума, ретранслятора. И вот. При этом я хотел избежать совсем уж явной спекуляции и откровенного символизма. Мне хотелось, чтобы слова были новыми, но интонационно и семантически в них чувствовалось бы нечто народное, глубинное… Этот эффект как раз и достигается за счет мифологических персонажей — позабытых, культурно бездомных. И само пространство языка организуется благодаря им более
— В мире, собранном и засушенном вами, так сказать, нет ни привычного Ивана на печи, ни Ильи Муромца. Печь, хочется сказать, тут не поедет сама. И здесь нет места подвигу…
— Здесь нет места именно сказочному подвигу. В том-то и дело. Ведь это не сказка. Тут все серьезней. Это голос подспуда, физиологии, инстинкта.
— Конечно, на восприятие этой книги не может не влиять ваше творчество в целом; этим объясняется повышенное внимание ваших персонажей к дыбе, плахе. «Дыба плахе свояченицей приходится». «Дыба мозги вправляет да кости расправляет». Репрессивные элементы воспринимаются героями как естественные, как неотменимая часть бытия.
— Как часть быта. И кстати, они здесь часто словно бы рифмуются — судьба и дыба, плаха и судьба. Фактически это понимается как вещи одного порядка. Да, увы, мы по-прежнему стоим одной ногой в Средневековье. С этим ничего сделать нельзя, дыба и плаха — по-прежнему константы нашей жизни. Они в несколько измененном, уже символическом смысле всегда незримо присутствуют среди нас. Именно в значении угрозы они и используются до сих пор в языке — иначе зачем говорить?..
— Невольно ваша работа оппонирует солженицынскому «Словарю языкового расширения» (1990). На известную его фразу «не стоит село без праведника» ваша книга, например, отвечает: «на зависти деревня стоит». Вы словно бы вступаете в заочный конфликт с деревенщиками — ваша книга словно бы возвращает их с небес на землю.— Идеализация крестьянской жизни — то, на чем стоит русская литература. Это идет даже не от Солженицына, а от самого Льва Николаевича, от Некрасова. Они видели в русской деревне, в русском мужике некую святость. Собственно, когда Чехов написал своих «Мужиков» и «В овраге», Лев Толстой был недоволен. Потому что этот дикий, правдивый образ русской деревни, который увидел врач Чехов, он как бы развенчивал эту сусальность, через призму которой сам Толстой смотрел на русскую деревню. У меня никогда не было сусальности при взгляде на русский быт. Тем более что в советской деревне, которую я застал, было уже мало патриархальности. Хотя атрибуты еще оставались — собственно, я там видел, например, лапти, даже мерил их как-то. Но это уже был, конечно, ушедший мир. Я мальчиком еще застал нескольких патриархальных деревенских стариков. В них было нечто, некая покорная невинность и доброта, но до определенного предела. Когда доходило дело до отношений с соседями, вся эта невинность быстро испарялась, и проступала дикость.
— Константин Ушинский и другие просветители в XIX веке провели некоторую важную работу по олитературиванию народного языка. Они хотели цивилизовать, если угодно, русский характер, и им это отчасти удалось. Но в итоге их работа имела двусмысленный эффект: она лишила народный язык и сознание правды жизни. Например, все, что связано с сексуальностью, с физиологией, было вытеснено, загнано в бессознательное. Ваша книга словно бы возвращает эти отсутствующие и важные элементы «в народ»…
— Эта самоцензура в нашей литературе проявилась уже в XIX веке. В романе «Война и мир», где, собственно, один-единственный раз употребляется слово «жопа», да и то обозначенное буквой «ж». И физиология, и весь сексуальный мир отсутствовали в русской литературе. Более или менее это стало проникать в литературу лишь в начале ХХ века, с приходом модернизма — до этого все происходило как бы в темноте, между глав. С другой стороны, мир бранных слов и обозначаемого телесного низа ярко присутствовал в народной речи и жил в ней полноценной жизнью. Но не просачивался наверх. Именно этим в том числе и было вызвано отчуждение аристократии, интеллигенции по отношению к народу. Интеллигенция, идеализируя крестьянство, не знала ни этих слов, ни этой жизни. Столкновение с реальностью случилось вместе с революцией и стало катастрофой — не только в буквальном смысле. Аристократы увидели и услышали чудовищное — в устах победившего класса.
— «Будь счастливым, не плюй в мясо» — в этом есть какая-то поэзия экзистенциализма… Ваши поговорки обыгрывают также известные образцы народной мудрости: «не плюй в колодец, пастухом станешь», «не плюй в колодец, плюй в говно». Они устроены грубее, но парадоксальнее и игривее.
— Что касается экзистенциально-народного и при этом довольно меткого художественного мышления. Самая моя любимая из придуманных поговорок — «голод не снег». Еще — «не плюй в мясо» и «мужик мужика на доске не возит». Это одна из первых псевдопоговорок, изобретенных мною еще в советское время. Я, повторю, старался выполнить свою работу честно. Без розовых очков и без излишнего абсурдизма. Можно было вообще при желании выбрать «линию Хармса» и следовать только ей. Это было бы гораздо проще, но в этом тоже была бы неправда и искусственность, и я не пошел на это. Я заставил себя быть более академичным и консервативным. Выбрать, так сказать, среднюю линию. Вообще, должен сказать, эта работа заняла у меня в общей сложности 30 лет. Так что теперь я могу выдохнуть и забыть об этом опыте.
— Главный мотив ваших псевдопословиц о труде — всей работы не переделаешь. «Работай, потей, но не рви ногтей», «не работай сгоряча» — что, кстати, очень мудро. Тот же принцип, что в реальности выражался в довольно похабной присказке «не рви жопу».
— Эта поговорка пришла в язык все-таки уже в советское время; она вывалилась из лагерного опыта, я думаю, в XIX веке ее не было. Была, собственно, «работа — не волк»; но она тоже, в свою очередь, вывалилась из бессмысленной барщины, конечно, и из православия, которое… как бы не побуждало крестьянина облагородить свою жизнь, сделать ее более комфортной. Собственно, безысходность и порождала в реальности обычно такие пословицы и такие переделки.
— Отношения со счастьем: «будь счастливым, круши замки», «был счастливым, да пересчастливился», «счастье несчастью помогает». Опять же, общий мотив у вас — счастья нельзя добиться самому, оно не зависит от человека.
— Да. Это в своем роде ключ к русской жизни. Если немец или англичанин сам кует собственное счастье, то русский на счастье может лишь надеяться, ожидать, что оно придет само. Или, соответственно, проедет мимо. Счастье и в реальных русских поговорках существует как бы помимо нас, помимо наших желаний или стремлений.
— Когда у нас закончился карантин, в парках запрещали ходить по «озелененным участкам». Язык противостояния эпидемии: «прилагаются усилия по недопущению распространения». «Плановое отключение горячего водоснабжения». И, наконец, любимое — «нахождение транспортного средства». Ни слова в простоте. Нет бы сказать просто «трава» или «вода»… Это какое-то онемение языка. Что это? Как это объяснить?
— Это заговаривание реальности, потому что реальность с каждым годом становится все более тяжелой для выживания наших людей и для их психики. Язык — последнее прибежище, те розовые очки, которые помогают не замечать реальности. Мол, это еще ничего, ничего, можно жить. Вопрос, собственно, в том, как долго этот самообман продержится. Любой кризис, коллапс сразу упрощает язык и предлагает гораздо более простые и радикальные плакаты, как мы можем видеть. Русская жизнь по-прежнему оазис непредсказуемости, гротеска. Для тех, кто работает с языком, это, конечно, в известном смысле эльдорадо. Но не для тех, кто пришел просто жить, воспитывать детей… Для них этот мир становится все более пугающим, особенно для женщин, потому что они растят детей. И все по-прежнему непредсказуемо, неясно, никто не знает, что будет. Мы ничего не знаем наверняка, можем лишь угадывать некие вибрации и записывать их.
Сборник «Русские народные пословицы и поговорки» вышел в издательстве Corpus
Фото: Издательство Corpus
Сборник «Русские народные пословицы и поговорки» вышел в издательстве Corpus
Фото: Издательство Corpus
— У меня все более крепнущее ощущение, что пандемия — это глобальное сообщение человечеству. Нас о чем-то предупреждают, но непонятно, о чем. Какие у вас ощущения?
— Аналогичные. Я, собственно, пять месяцев просидел в Подмосковье, в лесу, и наблюдал за происходящим несколько со стороны. Но в городах это ощущение, возможно, заметнее. Я думаю, это шанс задуматься и посмотреть на себя в зеркало. Причем так, чтобы, стоя к нему лицом, постараться увидеть собственный затылок. И, надо сказать, многие люди уже кое-что различили, заметили в себе. Это стало уже банальностью — что мир не будет прежним. Я тоже так думаю. Речь идет о потреблении, личном комфорте. О более осторожном отношении к коллективному удовольствию. Теперь, я думаю, начнется обратное движение — так сказать, от центра к окраине. В экономике и культуре. От коллективного к частному. Частная жизнь, приватность обретут новую внимательность, если хотите. Новый вкус.
— Центральное слово, понятие, которое как бы проступает сквозь все действия, меры, призывы,— дистанция. Почему это слово и что оно означает?
— Это как раз и есть вызов новой коллективности, которая сложилась в первое двадцатилетие XXI века. Это убыстрение всего и нарушение приватности постоянно нарастало, и кризис заставил об этом вспомнить. И теперь многое будет пересматриваться, обновляться. Ну как программа компьютерная обновляется время от времени. Так и тут.
— Самый яркий образ при посещении заграничных городов до недавнего — не достопримечательности, а гигантские брожения туристов в центре. И от этого возникало почему-то пугающее ощущение — непонятно, зачем так тесниться в одном месте. И сейчас, мне кажется, человечеству дан знак — мы слишком вплотную встали друг к другу.
— Да-да. Я помню в Венеции во время биеннале по городу невозможно было просто пройти, не задев кого-то. Город словно был заполнен новыми гуннами. А их гаджеты и палки для селфи можно сравнить с каменными топорами. И эти новые гунны как бы опять захватили город. Это было тяжелое чувство, я такого не видел раньше. Это происходило и в других городах и странах. И я думаю, что пандемия — это реакция в том числе и на эту искусственную скученность, на тесноту городов. Вообще же, надо сказать, приватность и уединенность очень важны для человека, для его психического здоровья. Чтобы он не превратился в машину, не стал коллективным животным. И мне кажется, что коронавирус стал напоминанием об этом. Придется пересмотреть и сбросить многое, что на нас наросло. Не по нашей воле.
Тот счастливее всего, будь он король или крестьянин, кто находит покой в своем доме.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Все люди по природе равны, все созданы из одной земли одним Работником; и как бы мы ни обманывали себя, так же дорог Богу бедный крестьянин, как и могучий князь.
Платон
Каждый брак, как правило, состоит из аристократа и крестьянина. Об учителе и ученике.
Джон Апдайк
Крестьянину всегда нужно помогать технически, экономически, морально и культурно. Партизан будет этаким ангелом-поводырем, попавшим в зону, всегда помогающим бедным и как можно меньше беспокоящим богатых в первые фазы войны.
Че Гевара
Я готовлю немного. Я готовлю венгерское блюдо под названием куриный паприкаш, это не от мира сего. Предупреждаю всех ваших читателей, что не обязательно каждую ночь между тайским и мексиканским. Время от времени добавляйте немного венгерского. Вы не пожалеете. Хорошая, сытная крестьянская еда.
Адам Каролла
Я хочу, чтобы в моем королевстве не было такого бедного крестьянина, который не мог бы есть цыпленка в котле каждое воскресенье.
Генрих IV
То, что крестьянин может стать королем, не делает королевство демократическим.
Вудро Вильсон
Для крестьянина и актера есть только одна сцена.
Генри Дэвид Торо
Мы всегда должны помнить, что китайская революция была не крестьянской революцией, а революцией крайне правых.
Сальвадор Дали
Я верю в реинкарнацию. В прошлой жизни я был крестьянином. В следующий раз я хотел бы быть орлом. Кто не мечтал, что они могут летать? Они тоже охраняемый вид.
Ли Тревино
Большинство людей на протяжении всей истории не изучали ни один язык, исключая другой. Вы научитесь по-разному говорить с крестьянином и с сапожником. Вы по-разному говорите со своей матерью, которая родом из Бургундии, и с вашим отцом, который родом из Швабии.
Иван Ильич
Земля — это земля, как ее видит крестьянин, мир — это мир, как ее видит герцогиня, и вообще герцогиня была бы ничем, если бы земля не была такой, какой ее видит крестьянин.
Гертруда Стайн
Я крестьянин из Оверни. Я хочу сохранить свою ферму и хочу сохранить Францию. Ничто другое сейчас не имеет значения.
Пьер Лаваль
Крестьянин полюбил свою свинью и рад посолить ей свинину. Что важно и что так трудно понять городскому незнакомцу, так это то, что эти два утверждения связаны не а, а но.
Джон Бергер
Они едят изысканные блюда знаменитых поваров с таким же удовольствием, с каким поглощают грубые крестьянские блюда, в основном состоящие из чеснока и помидоров, или рыбацких осьминогов и креветок, жаренных в сильно ароматном оливковом масле на маленьком пустынном пляже.
Луиджи Барзини
Мне нравятся армейские сапоги, нравятся крестьянские юбки – иногда вместе! Так что я знаю, что у меня странный вкус.
Майим Бялик
Что мотивировало меня? Моя мать. Моя мать была эмигранткой, крестьянкой, всю жизнь боролась, работала в швейном центре.
Эл Льюис
Поскреби русского, и найдешь мужика.
Милла Йовович
Я за поэзию, которой восхищаются и крестьяне, и аристократы.
Ф. Сионил Хосе
Мне нравится сицилийская кухня. Это настоящая крестьянская еда.
Раймонд Келли
Я имею в виду, мои люди были очень, очень простыми. Это были крестьяне, понимаете?
Джеймс Эрл Джонс
Они думают превратить крестьянина в образованного человека. Да ведь сначала из него должны сделать хорошего и зажиточного земледельца, а потом он выучит все, что ему нужно знать.
Николай Гоголь
Вспомните доблестного иракского крестьянина и как он из старого оружия сбил американского апача.
Саддам Хусейн
Для итальянского крестьянина телеграмма откуда угодно — чудо; и кабель из земного рая Америки не может быть легко проигнорирован.
Ховард К. Смит
Бедняк живет здесь в совсем иных условиях, чем в России. Хотя часто они ужасны, они не так ужасны, как были там.
Герман Гортер
Вы знаете, что большая часть еды, которой так дорожат американцы, такие как гамбургеры и хот-доги, были развозной едой, но даже до того, как они стали разъездной едой, они были крестьянской едой.
Элтон Браун
Если когда-либо и захлопывалась дверь перед конструктивным исследованием, так это слово «чудо». Средневековому крестьянину радио показалось бы чудом.
Ричард Докинз
Моя жена была первым коллекционером произведений искусства в семье, и я не проявлял к ней интереса примерно до 19 лет.73. Первым важным произведением искусства, которое мы купили, был рисунок Ван Гога с изображением двух крестьянских домов в Сент-Мари-де-ла-Мер.
Эли Брод
У меня нет голоса для русской музыки; Я не могу быть милым крестьянином, как в операх Глинки или Римского-Корсакова. Я теперь никогда не бываю в России; Я гражданин Австрии. Но определенно я латиноамериканец!
Анна Нетребко
Не так много хороших отрывков написано о еде, но мне нравится один Джордж Миллар, который работал на SOE во время Второй мировой войны и написал книгу под названием «Рогатый голубь». Он был в бегах и не ел уже неделю, и его описание запаха сырного фондю, который он чувствует на крестьянской кухне дома на востоке Франции, невероятно.
Себастьян Фолкс
Для меня самым важным в сельском хозяйстве является инвестирование в крестьянское хозяйство, преобразование крестьянского хозяйства.
Джакайя Киквете
Весь мир чувствует, что знает Франциска не столько потому, что он следует за Франциском Ассизским, сколько потому, что он всегда остается самим собой. Мы видели, как он сам оплачивал свой гостиничный счет, и слышали, что Франциск звонил в Буэнос-Айрес за парой обычных черных башмаков, как Иоанн XXIII, который предпочитал крепкие крестьянские башмаки традиционной папской обуви.
Юджин Кеннеди
Говорят, что у бретонского крестьянина твердая голова. Он упрям и сопротивляется давлению извне с целью изменить свое кредо или обычаи.
Сабина Бэринг-Гулд
Помню, я как-то ходил к диетологу, который сказал, что я из хорошего русско-еврейского крестьянского рода, а значит, могу и картошку в теле неделю держать, если надо.
Дженнифер Джейсон Ли
Бордер-колли появились еще до Британского клуба собаководства. Их постоянно разводят уже 100 лет. Это последние рабочие собаки в мире, за некоторыми небольшими исключениями. Выставки стендов, выставки собак погубили другие породы, такие как охотничьи собаки. Бордер-колли — крестьянские собаки, и это их защитило.
Дональд Маккейг
Книш — классический пример того, как крестьянская еда превращается в удобную и даже изысканную еду.
Гил Маркс
Мы хотим свергнуть имперскую власть не потому, что она маньчжурская, а потому, что мы хотим республиканизма. .. У нас, революционеров-республиканцев, никогда не может быть мысли стать после революции императорами, как это делали все крестьянские повстанцы в прошлом.
Сунь Ятсен
Я никогда не хочу быть крестьянином. Я хочу всегда быть в порядке. Но мотивация — это фанаты, а не ваши дети, ваша мама, ничего подобного. Все это имеет значение, но номер один — ваши поклонники.
Молодой бандит
Я происхожу из длинной череды горничных и садовников. Старый добрый крестьянский инвентарь. Моя мать и ее сестра совершили качественный скачок в этой жизни. Затем я совершил еще один квантовый скачок.
Джули Эндрюс
Вы едете в Европу, и там есть очень богатая элита, а все остальные, знаете ли, на пару ступеней выше крестьянина, в основном.
Энн Коултер
В Советской России есть два класса женщин. Есть профессиональный класс, пришедший на смену дворянству и включающий в себя чиновников, художников, врачей, композиторов и писателей, а также бывших представителей старого дворянства, симпатизирующих Советам, а также крестьянский класс.
Эльза Скиапарелли
Толстой ничего не знал о стимпанке или киборгах, но он знал о кошмарной силе пара, неуправляемых машинах и жутком получеловеческом статусе русских крестьян. В «Анне Карениной» сама жизнь девятнадцатого века — безжалостная, безжалостно современная машина, расплющивающая тех, кто ей противостоит.
Элиф Батуман
Я афроамериканка с темным оттенком кожи, и есть очень специфические роли, которые обычно отводятся афроамериканкам с более темным оттенком кожи. Начнем с «Однажды на этом острове»: крестьянская девушка. Пойдем к «Пурпурному цвету»: молодая девушка, избитая. Пойдем на «Рэгтайм»: ее ребенка забрали.
ЛаШанз
Мой стиль приготовления определенно вдохновлен моей мамой. Она называла себя крестьянской кухаркой. Сарай составляет рецепты из того, что было в кладовой.
Мэри Маккартни
Когда я получил известие о том, что песня «Meri Desh Ki Dharti» была включена в «Обзор национального экономического положения», у меня возникло странное чувство. Хотя я был счастлив, где-то в глубине души я чувствовал, что моя миссия показать бедственное положение индийского крестьянина через мое кино остается незавершенной.
Manoj Kumar
Цитаты с тегом “крестьяне” Показаны 1-24 из 24
«Связь грамотности с революциями — известный исторический феномен. Три великие революции новейшей европейской истории — английская, французская и русская — произошли в обществах, где уровень грамотности приближался к 50 процентам. Грамотность оказала глубокое влияние на крестьянское сознание и общество. Это способствует абстрактному мышлению и позволяет крестьянину овладевать новыми навыками и технологиями, что, в свою очередь, помогает ему принять концепцию прогресса, которая подпитывает изменения в современном мире».
―
Орландо Файджес,
Народная трагедия: русская революция 1891-1924 гг.
Нравится
«Какой бесконечной сердечной легкостью
Должны пренебрегать короли, которой наслаждаются частные лица!
А что есть у королей, чего нет у рядовых,
Спасти церемонию, кроме общей церемонии?
А ты что, праздная церемония?
Что же ты за бог, что больше
страдаешь от смертных печалей, чем твои почитатели?
Какова твоя арендная плата? каковы твои приходы?
О церемония, покажи мне свою ценность!
Что такое твоя душа обожания?
Разве ты не что иное, как место, степень и форма,
Создавая трепет и страх в других людях?
В чем ты менее счастлив в страхе
Чем они в страхе.
Что ты часто пьешь вместо сладкого почтения,
Но ядовитую лесть? О, будь болен, великое величие,
И пусть твоя церемония даст тебе исцеление!
Ты думаешь, огненная лихорадка погаснет
С титулами, выдуманными из лести?
Уступит ли место изгибу и низкому изгибу?
Можешь ли ты, когда приказываешь колену нищего,
Приказывать здоровье его? Нет, ты, гордый сон,
Что так тонко играет с царским покоем;
Я король, который нашел тебя, и я знаю
‘Это не бальзам, скипетр и шар,
Меч, булава, императорская корона,
Перетканное одеяние из золота и жемчуга,
Фарсовый титул, бегущий перед королем,
Трон, на котором он сидит, ни волна пышности
, Что бьется о высокий берег этого мира,
Нет, не все это, трижды великолепная церемония,
Не все это, лежа в постели величественной,
Может спать так крепко, как несчастный раб,
Кто с телом наполненным и пустым умом
Дает ему отдохнуть, зубрить d с многострадальным хлебом;
Никогда не видит ужасной ночи, дитя ада,
Но, как лакей, от восхода до захода
Потеет в глазах Феба и всю ночь
Спит в Элизиуме; На следующий день после рассвета,
Поднимается и помогает Гипериону сесть на коня,
И следует так вечно бегущий год,
С прибыльным трудом в могилу:
И, если бы не церемония, такой негодяй,
Завершая дни тяжелым трудом и ночи сном,
Имел переднюю руку и преимущество короля.
Раб, член мира страны,
Получает от этого удовольствие; но в грубом мозгу мало что
Какие стражи держит король, чтобы поддерживать мир,
Чьи часы крестьяне лучше всего выигрывают ».
―
Вильям Шекспир,
Генрих V
Нравится
«Когда крестьянин начинает чувствовать потребность в обучении, он обычно становится яростно расчетливым».
―
Эмиль Золя,
Судьба Ругонов
Нравится
«Крестьянин — единственный вид людей, который не любит деревню и никогда не смотрит на нее».
―
Жюль Ренар
Нравится
«Крестьяне всех земель признают власть и приветствуют ее, будь она доброй или злой».
―
Андрей Кодреску,
Путеводитель по постчеловеческому дадаизму: Цара и Ленин играют в шахматы
Нравится
«А потом были боль, кровь и слезы, все то, что вызывает страдание и восстание, убийство Франсуазы, убийство Фуана, торжество порока и вонючие, кровожадные крестьяне, паразиты, которые позорят и эксплуатируют землю. Но можете ли вы действительно знать? Подобно тому, как мороз, который сжигает посевы, град, который срубает их, грозы, которые обрушиваются на них, возможно, необходимы, может быть, кровь и слезы нужны, чтобы поддерживать мир. И насколько важны человеческие страдания по сравнению с могущественным механизмом звезд и солнца? Что Бог заботится о нас? Мы зарабатываем свой хлеб только жестокой борьбой изо дня в день. И бессмертна только земля, Великая Мать, от которой мы произошли и к которой возвращаемся, любовь к которой может толкнуть нас на преступление и через которую жизнь вечно сохраняется для собственных непостижимых целей, в которых даже наша жалкая, деградировавшая природа имеет свою роль».
―
Эмиль Золя,
Земля
Нравится
«Эти романтические видения крестьянства постоянно разрушались контактом с реальностью, часто с разрушительными последствиями для их носителей. Больше всего в этом отношении пострадали народники, вложившие много сил в свое представление о крестьянах, так как распад этого представления грозил подорвать не только их радикальные убеждения, но и их собственное самосознание».
―
Орландо Файджес,
Народная трагедия: русская революция 1891-1924 гг.
Нравится
— Я бы не стал слишком беспокоиться об этом, сынок. Уж точно не о крестьянах и прислуге. Они не чувствуют вещи так, как мы».
«Они люди».
«Едва ли. С таким же успехом они могут быть и другим видом. Что бы случилось, если бы мы не контролировали их? Они не будут работать на земле. Они бы вцепились друг другу в горло, если бы мы не смогли их сдержать. Признайтесь, ими движет их инстинкт. Конечно, это обобщение, и есть люди, которые выше этого. Лично я думаю, что именно так зародилось дворянство. Даже сегодня с помощью богов, тяжелой работы и удачи такой человек может подняться выше своего положения. Но как группа…”
―
Эндрю Эшлинг,
Невидимые цепи. Часть 2. Оковы страха
Нравится
«Вы боготворите крестьян. Вы смотрите на островных дикарей, живущих «наедине с природой», я прошу вас посмотреть, что случилось с Маргарет Мид и как полинезийцы издевались над ней — большая часть того, что она писала об их взглядах на жизнь, об их сексуальной свободе, была вздор, который они придумали, чтобы выставить ее глупой. Точно так же глупцы вроде Гимбутаса и других, которые верят, что человечество в какой-то отдаленной точке жило при благожелательном матриархате, опять же, «в единстве с природой», в равновесии с потребностями почвы и тому подобным: полная чепуха. Повсюду историки, археологи обнаруживают, что то, что мы считали матриархатом, на самом деле таковым не было».
―
Извращенец бронзового века,
Мышление бронзового века
Нравится
«Никогда не ешь свой хлеб, не помня о трудолюбивых крестьянах!»
―
Мехмет Мурат Ильдан
Нравится
«Благородный дикарь», которого народники видели в простом крестьянине, был, как заключил теперь Горький, не более чем романтической иллюзией. И чем больше он вникал в повседневную крестьянскую жизнь, тем больше он клеймил ее как дикую и варварскую».
―
Орландо Файджес,
Народная трагедия: русская революция 1891-1924 гг.
Нравится
«Хозяин и хозяйка дома и остальные члены Крови — даже сам Крукс — приносили нам еду, наливали вино, выполняли наши приказы. Центральным элементом был жареный олень. увенчанный позолоченными рогами и набитый певчими птицами; они хорошо охотились. Нам было запрещено убивать оленей, которые откармливались на наших капустах и воровали наше зерно, а оленина вкуснее от соли мести».
―
Сара Миклем,
Огненный шип
Как
«То, что было районом образцового земледелия, стало почти пустыней, так как более половины населения было сослано или отправлено в концлагеря. Молодежь покидала деревни, мальчики уходили на фабрики, если могли найти работу, или становились бродягами, если не могли.
***
Эхо трагической судьбы немецкого протестантского населения России достигло мира, когда меннониты стекались в Москву и добивались разрешения покинуть страну. Некоторые из этих немцев пытались подчиниться правительству и создавали колхозы только для того, чтобы их ликвидировали как кулацкие коллективы. Будучи первоклассными фермерами, они совершили преступление, сделав даже колхоз продуктивным и процветающим.
Другие были просто экспроприированы из их индивидуальных владений. Все были в отчаянии. Немногим разрешили покинуть Россию. Их отправляли умирать в Сибирь или загоняли в концлагеря с рабским трудом. Преступление быть хорошими фермерами непростительно, и они должны пострадать за этот грех.
***
Обманывать или быть обманутым, запугивать или быть запуганным, таков был закон жизни. Только немецкое меньшинство с его сильным религиозным и нравственным чувством — индивидуальной протестантской моралью в противоположность массовому подчинению, которого требовали Греческая православная церковь и советское правительство, — сохранило свою культуру и даже некоторое мужество во времена сталинского террора».
―
Фреда Атли,
Потерянная иллюзия
Нравится
«Всего в нескольких верстах от любого центра города можно было оказаться уже в глуши, где в лесах жили разбойники, где дороги весной превращались в раскисшие болота и где внешние признаки жизни в глухих хуторах сохранились в основном неизменным со времен средневековья. Тем не менее, несмотря на то, что они жили так близко к крестьянам, образованные классы городов почти ничего не знали об их мире. Для них это было так же экзотично и чуждо, как аборигены Африки были для их далеких колониальных правителей».
―
Орландо Файджес,
Народная трагедия: русская революция 1891-1924 гг.
Нравится
«Нет более печального символа калечащей бедности, в которой были вынуждены жить миллионы крестьян, чем образ крестьянина и его сына, пытающихся волочить плуг по грязи».
―
Орландо Файджес,
Народная трагедия: русская революция 1891-1924 гг.
Нравится
«Если мы сможем дать горожанам крестьянскую любовь к природе и их глубокое понимание важности природы, спасение нашей Земли будет легче!»
―
Мехмет Мурат Ильдан
Нравится
— Обучать крестьян может быть так трудно, — сказала она, делая вид, что сочувствует, и в ее голосе звучала ирония. «Им так трудно проявлять тот снобизм, который так естественен для лучших».
―
Кейтлин Крюс,
Замена жены
Нравится
«Самое большое горе в жизни крестьянина — это потеря его осла. И самое большое счастье в том, что он находит его обратно».
―
Халид Фарук
Нравится
«Даже крестьяне могут построить собор».
―
Дэрил Грегори,
Afterparty
Нравится
«Авенант криво улыбнулся. — Признайтесь, крестьяне… Мог ли узурпатор в моей короне такое провернуть?
―
Кассандра Гэннон,
Злой Уродливый Плохой
Нравится
«Он наблюдал за сельскими жителями за их работой и пытался узнать их способы: как они делали свои запасы и делили их для потребления, как они разводили своих животных и делали орудия для поля, плуги, бороны, грабли, лопаты, а также как оружие, кадки, корзины и тому подобное. Он наблюдал, как они ремонтировали и улучшали свои дома с помощью пил, молотков и топоров, или привозили в свои дома дрова более простым способом, используя сани, или удовлетворяли другие жизненные потребности в своих немногочисленных ремеслах».
―
Адальберт Штифтер,
Витико
Нравится
«Я говорю о порядке избранных людей, которые наследуют власть. От фараонов и королей до банкиров и руководителей. Их путь вымощен для них, а жизнь — всего лишь детская игровая ручка. Раньше крестьяне трудились в бессмысленной кабале, не в силах увидеть общую картину, без шанса разорвать цикл. Теперь у нас есть компьютеры, которые помогают нам проводить исследования. Внезапно ритмы и закономерности угнетения и обмана с незапамятных времен становятся поразительными».
―
Ник Дрнасо,
Сабрина
Нравится
«Мы — марширующие миллионы.
Наше путешествие никогда не заканчивается.