В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания.
ВАЖНО |
Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) |
Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.
Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.
Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.
Ознакомьтесь с документами
Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.
Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.
Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.
В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:
Оформите структуру рабочей программы
Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.
Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021
Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»
В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.
Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.
Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.
Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей
Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.
По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.
Подготовьте раздел «Планируемые результаты»
В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.
Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.
При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п.
41 ФГОС-2021 ООО).
Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.
Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.
Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.
Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021
Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.
Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021
Составьте раздел «Тематическое планирование»
В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).
Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»
Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.
Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.
Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование
Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.
Учитывайте рабочую программу воспитания
Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.
Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.
Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей
Источник: vip. 1obraz.ru
Контакты для связи
+7 (495) 789-30-40
prosv@prosv. ru
Все контакты →
© 2005 — 2023 Группа компаний «Просвещение»
Мы в соцсетях — присоединяйтесь!
127473, Москва, ул. Краснопролетарская, д.16, стр.3, подъезд 8, Деловой квартал «Красный Пролетарий»
Работа в группе компаний →
Внимание, мошенники! →
Сведения об образовательной организации →
Федеральная роль в образовании Обзор В Соединенных Штатах ответственность за образование в первую очередь возлагается на штаты и местные органы власти. Именно штаты и общины, а также государственные и частные организации всех видов создают школы и колледжи, разрабатывают учебные планы и определяют требования для зачисления и окончания учебы. Структура финансирования образования в Америке отражает эту преобладающую роль штата и местного уровня. Из примерно 1,15 триллиона долларов США, потраченных по всей стране на образование на всех уровнях в 2012-2013 учебном году, значительная часть будет поступать из государственных, местных и частных источников. Это особенно верно на начальном и среднем уровне, где около 92 процента средств будут поступать из нефедеральных источников. Это означает, что федеральный вклад в начальное и среднее образование составляет около 8 процентов, включая средства не только Министерства образования (ED), но и других федеральных агентств, таких как программа Head Start Министерства здравоохранения и социальных служб. и программа школьных обедов Министерства сельского хозяйства. Хотя доля ED в общем финансировании образования в США относительно невелика, ED усердно работает, чтобы получить большую отдачу от своих денег, предоставляемых налогоплательщиками, направляя свои средства туда, где они могут принести наибольшую пользу. Эта адресность отражает историческое развитие федеральной роли в сфере образования как своего рода «системы реагирования на чрезвычайные ситуации», средства заполнения пробелов в государственной и местной поддержке образования при возникновении критических национальных потребностей. История Первоначальный Департамент образования был создан в 1867 году для сбора информации о школах и преподавании, которая поможет штатам создать эффективные школьные системы. Хотя название агентства и его местонахождение в исполнительной власти изменились за последние 130 лет, этот первоначальный акцент на предоставлении информации о том, что работает в сфере образования, учителям и лицам, определяющим политику в области образования, сохраняется и по сей день. Принятие Второго закона Моррилла в 189 г.0 возложил на тогдашнее Управление образования ответственность за управление поддержкой первоначальной системы колледжей и университетов, предоставляющих землю. Профессиональное образование стало следующей важной областью федеральной помощи школам: Закон Смита-Хьюза 1917 года и Закон Джорджа-Бардена 1946 года были сосредоточены на обучении старшеклассников сельскому хозяйству, промышленности и домашнему хозяйству. Вторая мировая война привела к значительному расширению федеральной поддержки образования. Закон Лэнхема 1941 г. и законы о помощи при ударах 19 г.50 облегчил бремя общин, затронутых присутствием военных и других федеральных объектов, за счет выплаты школьным округам. А в 1944 году «Закон о военнослужащих» санкционировал помощь в получении высшего образования, в результате чего почти 8 миллионов ветеранов Второй мировой войны отправились в колледжи. Холодная война стимулировала первый пример всестороннего федерального законодательства об образовании, когда в 1958 году Конгресс принял Закон об образовании в области национальной обороны (NDEA) в ответ на запуск Советским Союзом спутника. Чтобы гарантировать, что высококвалифицированные люди будут доступны, чтобы помочь Америке конкурировать с Советским Союзом в научной и технической областях, NDEA включало поддержку кредитов для студентов колледжей, улучшение естественных наук, математики и преподавания иностранных языков в начальных и средних школах. , аспирантура, иностранный язык и регионоведение, профессионально-техническое обучение. Законы о борьбе с бедностью и гражданских правах 1960-х и 1970-х годов привели к драматическому появлению миссии Департамента по обеспечению равного доступа. Принятие таких законов, как Раздел VI Закона о гражданских правах 1964 г., Раздел IX Поправок к образованию 1972 г. и Раздел 504 Закона о реабилитации 1973 г., запрещающих дискриминацию по признаку расы, пола и инвалидности, соответственно сделало гражданские права правоприменение является фундаментальным и долгосрочным направлением деятельности Министерства образования. В 1965, Закон о начальном и среднем образовании запустил комплексный набор программ, в том числе программу Раздела I федеральной помощи детям из неблагополучных семей для решения проблем бедных городских и сельских районов. И в том же году Закон о высшем образовании санкционировал помощь послесреднему образованию, включая программы финансовой помощи нуждающимся студентам колледжей. В 1980 году Конгресс учредил Департамент образования в качестве агентства на уровне кабинета министров. Сегодня ED реализует программы, затрагивающие все области и уровни образования. Начальные и средние программы Департамента ежегодно обслуживают почти 18 200 школьных округов и более 50 миллионов учащихся, посещающих примерно 9 школ.8000 государственных школ и 32000 частных школ. Программы департамента также предоставляют гранты, ссуды и помощь в учебе более чем 12 миллионам студентов высших учебных заведений. Миссия Несмотря на усиление федеральной роли в сфере образования, Департамент никогда не отклонялся далеко от того, что станет его официальной миссией: способствовать успеваемости учащихся и подготовке к глобальной конкурентоспособности путем повышения качества образования и обеспечения равного доступа. Департамент выполняет свою миссию двумя основными способами. Во-первых, секретарь и Департамент играют ведущую роль в продолжающемся общенациональном диалоге о том, как улучшить результаты нашей системы образования для всех учащихся. Это включает в себя такие мероприятия, как повышение осведомленности на национальном уровне и в сообществе о проблемах образования, с которыми сталкивается нация, распространение последних открытий о том, что работает в преподавании и обучении, и помощь сообществам в разработке решений сложных образовательных проблем. Во-вторых, Департамент преследует свои двойные цели: доступность и совершенство посредством управления программами, которые охватывают все области образования и варьируются от дошкольного образования до постдокторских исследований. Для получения дополнительной информации о программах Департамента см. Президентский бюджетный запрос на образование на 2022 финансовый год. Кадровое обеспечение И последнее замечание: в то время как программы и обязанности ED существенно выросли за эти годы, сам Департамент остался прежним. На самом деле, у Министерства самый маленький штат из 15 агентств Кабинета министров, хотя только его дискреционный бюджет является третьим по величине, уступая только Министерству обороны и Министерству здравоохранения и социальных служб. Кроме того, Департамент ежегодно предоставляет новые и консолидированные кредиты на сумму более 150 миллиардов долларов. Версия для печати Последнее изменение: 15. 06.2021 |
Когда дело доходит до вопросов политики, общественность склонна рассчитывать на то, что федеральное правительство проложит путь, но на самом деле политику в области образования определяют местные органы власти. В начале истории нашей страны законодатели приняли 10-ю поправку к Конституции, которая является основой для того, чтобы сделать образование функцией штатов. Каждый школьный округ управляется и финансируется сообществом вместе с правительством штата этого округа. Школьные округа с более высоким социально-экономическим уровнем, как правило, выделяют больше ресурсов своим школам. Следовательно, стандарты и качество образования сильно различаются от штата к штату, от города к городу и даже от района к району. Однако федеральное правительство и правительство штата все же могут играть определенную роль в политике в области образования, как объясняется в этой статье.
Как указано выше, федеральное правительство исторически играло второстепенную роль в сфере образования, и фактически федеральное правительство не принимало никакой политики в области образования до 1960-х годов. Национальный научный фонд опубликовал отчет, в котором изучается, какие образовательные методы были эффективными, которые администрация Джонсона использовала в своей программе «Великое общество». Федеральное участие в образовании только увеличилось с тех пор.
К федеральным законам, оказывающим наибольшее влияние на образование, относятся:
Образование не совсем конституционное право, как свобода слова и собраний, но это достаточно важный интерес, чтобы гарантировать конституционную защиту. Таким образом, учащиеся защищены от дискриминации по признаку расы, пола, религии, инвалидности или этнической принадлежности посредством 14-й поправки.
Закон об успехах каждого учащегося
Федеральное правительство также влияет на образование, выделяя финансирование только тем школьным округам, которые следуют определенным федеральным правилам. По состоянию на 2017 год на образование тратится примерно три процента федерального бюджета — небольшая доля, конечно, но по многим годам исчисляемая миллиардами долларов. Большая часть этих денег идет на программы помощи детям с ограниченными возможностями. Остальные деньги распределяются между школьными округами в соответствии с Законом об успехах каждого учащегося (ESSA).
Федеральное правительство играет определенную роль в оценке каждого школьного округа, проводя Национальную оценку достижений в области образования (NEAP), также известную как Национальный табель успеваемости. Наконец, федеральные агентства, такие как Национальный научный фонд и Министерство образования, публикуют рекомендуемые стратегии обучения и материалы. Штаты и местные органы власти могут принимать или игнорировать эти рекомендации по своему усмотрению, хотя финансирование не будет предоставлено, если школьный округ примет эти рекомендуемые методы.
На штаты возложена основная ответственность за содержание и эксплуатацию государственных школ. Штаты также активно участвуют в разработке, выборе и регулировании учебных программ, методов обучения и учебных материалов в своих школах. Следовательно, в каждом штате действуют разные стандарты и политика, которые могут влиять на качество предлагаемого образования.
Конституция каждого штата требует наличия школьной системы, в которой дети могут получать образование. Конституции многих штатов также содержат четкие положения о создании учебных программ. Конституции некоторых штатов даже уполномочивают власти штатов выбирать учебники и учебные материалы. Помимо конституционных полномочий, правительства штатов также имеют право издавать законы в этой области или могут уполномочивать должностных лиц устанавливать, выбирать и регулировать учебные программы.
Законодательные собрания штатов также установили обязательные требования для выпускников. В тех случаях, когда существуют государственные правила и положения о курсах, их необходимо соблюдать. Однако местные школьные округа могут предлагать курсы и мероприятия в рамках учебной программы помимо тех, которые требуются по закону штата. Другие штаты делегируют больше своих полномочий. Обычно они предписывают типовую структуру учебного плана, позволяющую местным органам власти разрабатывать свои собственные учебные планы на основе общих государственных целей.
Поскольку государственное регулирование осуществляется через иногда запутанную сеть федеральных, государственных и местных юрисдикций, может быть трудно понять, куда обратиться, когда вам нужна юридическая помощь. Получите ответы на свои вопросы и душевное спокойствие, связавшись с адвокатом по вопросам образования, имеющим лицензию на практику в вашем штате.