7 декабря, 2015 admin
В средней группе особое внимание следует уделить опытнической деятельности, где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуется умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы:
— обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
— формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
— продолжать формировать бережное, созидательное отношение к окружающему миру.
Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской работы
1. Небо. Солнце.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми роль солнца для всего живого: дарит тепло, свет, радость. Посмотреть, как под лучами солнца оживает природа: птицы поют, летают насекомые. Внести зеркальце, «поймать» с помощью его солнечного зайчика и поиграть с солнечными лучиками.
2. Небо. Птицы.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Рассмотреть внешний вид птиц, их поведение, послушать голоса.
3. Сила ветра.
Задачи и содержание: Формировать умение определять силу ветра. Что делает ветер? Дует, срывает с дерева листья, листья в воздухе кружатся. Провести игру с листьями: какой лист ветер поднимет выше и сдует дальше? После прогулки прочесть познавательную сказку “Ветерок”.
4. Подарки осени. Сделаем бусы из разноцветных листьев.
Задачи и содержание: Уточнить и закрепить понятие — листопад. Порадоваться красоте ковра из листьев. Собрать листья на нитку.
5. Наша песочница.
Задачи и содержание: Закрепить знание свойств песка: сырой, мокрый, сухой, сыпучий. Сделать постройки из песка.
6. Подарки зимы. Лёд.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами воды: при охлаждении замерзает и превращается в лёд. Рассмотреть льдинки: скользкие, прозрачные, холодные. Вспомнить с детьми сказку «Лиса и волк». Почему волк остался без хвоста? Попросить детей объяснить причину.
7. Подарки зимы. Снежинка – гостья с неба.
Задачи и содержание: Продолжать знакомить со свойствами снега. Наблюдать за тем, как падает снег: хлопьями, отдельными снежинками. С помощью лупы рассмотреть лучики снежинок. После прогулки прочесть познавательную сказку «Первый снег».
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности в 1 младшей группе по программе «Первые шаги».
Цель: Развитие познавательной активности у детей в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Задачи:
1. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов.
2. Формировать представление о живой и неживой природе.
3. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности, формировать интерес к ней
4. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Сентябрь
1. «Прятки с солнечными зайчиками» 3.2 с.50
Показать детям как появляются «солнечные зайчики» на стене, мольберте и т. д.; вызвать радость у детей. Рассказать, что для игр с «зайчиками» необходимы: зеркальце и солнышко.
2. «Насыпаем- высыпаем» (игры с песком) 1.1.5 с. 34
Познакомить со свойствами сухого песка (состоит из песчинок, легко сыплется, можно насыпать и высыпать, не лепится)
3. «Сачки и черпачки» (игры с водой) 1.1.3 с.29
Познакомить, что одни предметы бывают легкие (не тонут в воде, плавают), а другие тяжелые (тонут)
4. «Вертушки» 6.3 с.21
Познакомить со свойствами воздуха. Движение воздуха – это ветер. Показать детям, как во время бега вертушка-ветерок начинает крутиться.
Октябрь
1. «Шарик, лети!» 1.1.1 с.24
Формировать представление о том, что мы вдыхаем воздух, им можно надуть воздушный шарик.
2. «Превращение воды» (игры с краской) 1.2.2 с. 50
Закрепить свойство воды «прозрачная» и как воду можно окрасить в разные цвета.
3. «Погремушки и шумелки» 1.2.1 с. 46
Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Куличики» 1.1.5 с.34
Познакомить со свойствами влажного песка (пропускает воду, на песке остаются следы, влажный песок слипается). Учить пользоваться формочкой, лопаткой.
Ноябрь
1.« Волшебный мешочек» 1.2.1 с.47
Учить определять предмет по весу (легкий, тяжелый), называть качество.
2. «Удочки с магнитом» 1.1.3 с.30
Познакомить детей с магнитом. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
3. «Покормим собачку Шарика» 4.1 с.33
Познакомить со свойствами глины (мягкая, мнется, размокает)
4. «Наливаем-выливаем» 1.2.3. с.51
Учить, аккуратно переливать воду из одной ёмкости в другую. Закрепить свойства воды (прозрачная, льётся, без вкуса и запаха, принимает форму сосуда, в котором находится)
Декабрь
1. «Снег и вода» 1.2.3 с. 54
Познакомить со свойствами снега – холодный, белый, сыпется.
2. «Погружение в воду» 1.2.3. с.52
Формирование представления детей о том, что предметы, наполненные воздухом, не тонут, так как воздух легкий.
3. «Игрушки из бумаги» 1.2.5 с.58
Познакомить со свойствами бумаги: рвётся, мнётся, режется.
4. «Езда на перегонки» 1.1.2 с. 28
Знакомить с формами, у которых есть уголки и, у которых их нет (кубики, кирпичики, шары, мячи).
Январь
1. «Снег и вода» 1.2.3. с.54
Формировать простейшие представления о свойстве снега – тает в тепле и превращается в воду.
2. « Надо, надо умываться» 3.1 с.
Познакомить детей с таким свойством воды, как температура, подвести к пониманию того, что вода бывает холодной, теплой.
3. «От большего к меньшему» 1.3.3. с.68
Учить различать кольца по размеру и нанизывать их в определённой последовательности. Побуждать называть цвет и размер колец.
4. «Мячик, катись!» 1.1.1. с.22
Уточнить понятие о круглой форме: нет углов, может катится.
Февраль
1. «Волшебный мешочек» 1.2.1 с.47
Учить определять на ощупь твёрдый предмет и мягкий предмет, называть качество.
2. « Тряпочные игрушки» 1.2.1 с.46
Познакомить со свойствами ткани: мнётся, сгибается, режется и тяжело рвется.
3. «Тонущие и плавающие предметы» 1.2.3 с. 53
Учить детей наблюдать за предметами из разного материала.
4. «Почему машина не катится?» 1.1.2 с.28
Познакомить детей с движением тела (машинки) по наклонной и прямой, развивать наблюдательность. По прямой тело катится медленно, по наклонной с большой скоростью.
Март
1.«Мыльные пузыри» 1.2.3. с.54
Знакомство со свойствами пены, как её получают. Пена воздушная, лёгкая, белая.
2. «Кораблики» 1.2.3. с.53
Продолжать знакомить со свойствами бумаги (легкая, намокает и рвется).
3.«Копаем» 1.1.5 с.34
Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный – лепится, сухой – сыпется. На песке можно рисовать узоры, дорожки.
4. «Волшебный мешочек» 1.2.1 с.47
Учить определять форму предмета на ощупь , называть. (мячик, кубик, кирпичик)
Апрель
1. «Брызгалки» 1.2.3. с.52
Закрепить свойства воды. Вода может литься, а может брызгать.
2. « Постройки из песка» 1.1.5. с.35
Продолжать знакомить со свойствами песка. Познакомить со свойствами камней: твердые, тяжелые, ими можно украсить постройку из песка.
3. « Открываем – закрываем» 1.1.7 с.39
Побуждать к заинтересованности к тому, что лежит в баночках. Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
4. «Нанизываем бусы» 1.1.8 с.41
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Развивать умение сосредотачиваться. Продолжать учить чередовать 2 цвета: синий, зелёный.
Май
1. « Постройки из песка» 1.1.5. с.35
Продолжать знакомить со свойствами песка. Побуждать сгребать песок с 2-х сторон руками, уплотнять, постепенно подстраивая заборчик в длину. Развивать координацию движений и мелкую моторику кистей рук.
2. «Лупа» 1.2.1 с.49
Знакомство с научным прибором – лупой. Рассмотреть различные предметы с ее помощью.
3. « Плоскостное конструирование» 1.4.3 с.87
Учить собирать предметы (рисунок) из геометрических фигур: квадрат, круги, треугольники. Побуждать называть геометрические фигуры, их цвет, составленные предметы.
4. « Две матрешки» 1.3.4 с.75
Продолжать учить разбирать и собирать матрёшку, различать верх, низ. Побуждать называть величину матрёшек: маленькая, побольше, большая. Развивать координацию движений кистей рук.
Использованная литература:
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019.
Развитие игровой деятельности детей: методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»/Л.Н. Галигузова.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019.
Познавательное развитие детей: методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»/Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019.
Физическое развитие детей: методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»/ С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019.
Художественно-эстетическое развитие детей: методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»/ С. Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019.
Многие школы вновь откроются этой осенью, поскольку академическая успеваемость учащихся остается неопределенной. Некоторые учащиеся будут иметь значительный объем незавершенного обучения — содержание, которое они обычно усвоили бы в их возрасте, но не из-за неэффективности удаленных и смешанных школьных условий и более серьезных социальных и эмоциональных травм, вызванных пандемией.
Столкнувшись с этой проблемой незавершенного обучения, многие школы будут склонны искать стратегии исправления, чтобы наверстать упущенное. В The Acceleration Imperative , отчет, опубликованный этой весной Институтом Фордхэма, предполагает, что основное внимание должно быть сосредоточено на ускоренном обучении, а не на исправлении ошибок.
Для этого школы должны посвящать большую часть учебного времени сложным предметам на уровне класса. Учителям необходимо будет встраивать в свои уроки работу в малых группах, классные станции и аналогичные дифференцированные вспомогательные средства, чтобы устранять определенные пробелы в навыках учащихся. Для многих потребуется индивидуальное обучение. Тем не менее, учебный опыт в рамках повседневного учебного времени остается единственной наиболее эффективной и важной возможностью для удовлетворения академических потребностей наших студентов.
Это будет непросто. Проблема незавершенного обучения и необходимость ускорения требуют эффективности нашего обучения.
К счастью, есть модели, к которым можно обратиться. За последние 20 лет область когнитивной науки добилась огромных успехов в понимании того, как учащиеся учатся. Названная наукой об обучении, эта область открывает реальные перспективы для занятий в классе и предлагает стратегии для улучшения вопросов, моделирования и обратной связи.
Этой весной группы учителей двух средних школ Бронкса изучали ключевые идеи когнитивной науки при составлении планов на осень. Те идеи, которые основаны на укреплении памяти и постановке вопросов, будут явно включены в инструкции.
В Средней школе скрипки и танца Нью-Йорка — общеобразовательной средней школе в Бронксе — основная группа учителей-руководителей, администраторов и тренеров провела весну, изучая исследования по практике припоминания.
Эта концепция фокусируется не на том, как мы получаем информацию в мозг учащихся, а на том, как учащиеся извлекают информацию из своего мозга. Ученые-когнитивисты обнаружили, что когда учащиеся изо всех сил стараются запомнить информацию (как в случае с викторинами), этот акт поиска на самом деле способствует обучению. Другими словами, память укрепляется, когда учащиеся пытаются извлечь информацию, особенно когда произошло небольшое забывание до такой степени, что учащиеся с трудом вспоминают.
На своих еженедельных встречах группа просматривала ресурсы лаборатории учебного агентства и поисковой практики. Между собраниями учителя экспериментировали с учениками в своих виртуальных классах, чтобы извлечь информацию из предыдущих уроков с помощью индивидуальных разминочных упражнений и выходных билетов. Каждую неделю команда собиралась, чтобы поделиться своим опытом и поразмышлять.
В конце концов, команда остановилась на одном распространенном методе — мини-викторинах, — который станет отличительной чертой обучения в классе в наступающем учебном году. Несколько раз в неделю учителя будут уделять пять минут классного времени, чтобы задать всем учащимся от трех до пяти вопросов по изученному ранее содержанию. Эти вопросы без ставок не будут оцениваться, но учащимся будет предложено вспомнить, что они узнали на прошлой неделе, в прошлом месяце или даже ранее в этом году.
Это обманчиво простая стратегия, но структура мини-викторины помогает учителям ускорить обучение, помогая учащимся вспомнить то, чему их учили ранее. Это даст больше времени для продвижения вперед с контентом на уровне класса.
В Explorations Academy — еще одной государственной средней школе Бронкса — аналогичная группа учителей-руководителей провела весну, распаковывая «принципы обучения» покойного Барака Розеншайна, подробно описанные в весеннем выпуске журнала 9 за 2012 г.0005 Американский педагог . Известный профессор педагогической психологии, Розеншайн посвятил свою профессиональную жизнь тому, чтобы помочь учителям понять, как когнитивная наука и аналогичные исследования, такие как изучение учителей-мастеров, могут быть воплощены в школьной практике.
10 принципов Rosenshine с течением времени становятся все более популярными. Хотя многие идеи Розеншайна (например, проверка на понимание) могут показаться знакомыми, вся его статья представляет собой детализированное, но доступное исследование практических исследований, которое бросает вызов ортодоксальности в классе с помощью науки. Например, Rosenshine предлагает пример того, как лучше всего перейти от введения и моделирования навыка для учащихся к поддержке их самостоятельного овладения им.
В конечном счете, учителей-руководителей в Академии исследований больше всего воодушевил третий принцип Розеншайна: «Задавайте как можно больше вопросов и проверяйте ответы всех учащихся: вопросы помогают учащимся практиковать новую информацию и практиковать новый материал по сравнению с их предыдущим изучением». Розеншайн предполагает, что во время управляемой практики, в которой учащиеся работают вместе со своим учителем на примерах, учителя должны часто задавать классу вопросы, чтобы задействовать их мышление. Такие вопросы — лучший способ оценить понимание учащимися, прежде чем они перейдут к самостоятельной работе.
Исследование Розеншайна показало, что самые успешные (и, вероятно, эффективные) учителя тратят более половины своего учебного времени на вопросы, чтобы определить, насколько хорошо ученики что-то усвоили. Самое главное, успешные учителя просят учеников объяснить процесс, используемый для ответа на вопрос. Другими словами, просить учащихся объяснить, как они пришли к ответу, так же важно, как и спрашивать их, каков ответ.
Готовясь к наступающему году, члены исследовательской группы работают над тем, чтобы углубить свое понимание методов допроса. Они также изучают, как инструменты вовлечения, такие как индивидуальные доски или кликеры, такие как Kahoot и Plickers, могут обеспечить участие всех учащихся в классе в вопросах.
Когда все сотрудники вернутся на новый учебный год, руководители групп будут способствовать профессиональному обучению, чтобы помочь своим коллегам проводить частые опросы всего класса, особенно в отношении процесса, который используют учащиеся, что является отличительной чертой обучения в школе.
Наше исследование организовано вокруг трех тем:
В Центре восприятия и познания нас интересует, как люди выполняют широкий спектр задач, от обнаружения и интерпретации простых стимулов до процессов более высокого уровня, таких как идентификация подозреваемого в очереди или обучение ориентироваться в среде.
Наши специально построенные лаборатории позволяют нам использовать различные экспериментальные методы. К ним относятся поведенческие исследования с визуальными, сенсорными (силовая обратная связь), слуховыми или мультисенсорными стимулами и иммерсивной виртуальной реальностью. Мы также используем регистрацию движений глаз (статическую и во время ходьбы) и измерения активности мозга (ЭЭГ, фМРТ). Мобильная исследовательская группа позволяет нам работать с участниками исследования (например, детьми) за пределами кампуса. Нас поддерживает отличная техническая команда, которая обеспечивает эффективные аппаратные решения и разработку программного обеспечения для представления стимулов и сбора данных. Наш вычислительный анализ (анализ изображений и сцен, моделирование данных) поддерживается центром высокопроизводительных вычислений в Саутгемптоне.
Мы проводим ведущие в мире высокоэффективные исследования (REF2014) и привлекаем значительное финансирование от ЕС (Horizon 2020), исследовательских советов (ESRC, EPSRC, BBSRC), благотворительных организаций (например, Leverhulme, Wellcome) и промышленных партнеров (например, Министерства Защита).
Группа «Восприятие» изучает обработку человеком зрительных, тактильных (осязание), слуховых и мультисенсорных стимулов. Здесь мы выделяем лишь некоторые из наших текущих тем исследований:
Чтобы узнать больше о нашем исследовании, посетите веб-сайты профессора Венди Адамс, доктора Хейворда Годвина, доктора Эриха Графа, доктора Кристофа Витцеля и профессора Сары Стивенидж.
Группа обучения, памяти и метапознания исследует, как люди получают информацию, сохраняют ее в памяти и оценивают свои собственные познания в различных лабораторных и прикладных условиях. Некоторые из наших текущих тем исследований описаны ниже:
Чтобы узнать больше об исследованиях в рамках этой группы, посетите веб-сайты доктора Тины Сибрук, доктора Стивена Глотье, доктора Фила Хайэма, доктора Эда Рэдхеда и профессора Сары Стивенидж.
Чтение включает в себя интеграцию сложных нервных, когнитивных и поведенческих процессов. Чтобы стать умелым читателем, требуются многие годы обучения и практики, но это имеет решающее значение практически для всех аспектов современной жизни.