№ п/п | Мероприятия | Участники | Сроки проведения | Ответственный |
1. Организационно-информационная деятельность | ||||
Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов | сентябрь | Ответственный за профориентацию | ||
Координирование работы педагогического коллектива | в течение года | Ответственный за профориентацию | ||
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального и высшего образования выпускников 9,11 классов. | август-сентябрь | Ответственный за профориентацию, заместитель директора по УВР | ||
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп. | август-сентябрь | Ответственный за профориентацию | ||
Осуществление взаимодействия с ЦЗН, учреждениями профессионального образования г.Тейково, предприятиями | в течение года | Администрация, ответственный за профориентацию | ||
2. Информационно-консультационная деятельность с педагогическими работниками | ||||
Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий | Классные руководители | в течение года | Ответственный за профориентацию | |
Организация семинаров по проблемам личности обучающихся: – «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся», – «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии», – «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся» | Классные руководители, учителя -предметники | в течение года | Ответственный за профориентацию, заместители директора по УВР и ВР | |
3. Профориентационные мероприятия с обучающимися | ||||
Выявление выбора предпочтений обучающихся предметных курсов | Обучающиеся 9-11 классов | сентябрь | Зам. директора по УВР | |
Выявление выбора предпочтений обучающихся занятий в творческих группах | Обучающиеся 1-11 классов | сентябрь | Зам. директора по ВР | |
Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях | Обучающиеся 1-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, учителя-предметники | |
Организация уроков по курсу «Мир профессий» | Обучающиеся 9 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, учитель МП | |
Организация и проведение классных часов по профориентации | Обучающиеся 1-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, классные руководители | |
Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях) | Обучающиеся 1-11 классов | «Безопасное колесо» – сентябрь; «Будем жить» – ноябрь; краеведческие чтения – декабрь; и др. в течение года | Ответственный за профориентацию, учителя-предметники, зам. директора по ВР | |
Организация и проведение занимательных викторин и бесед с использование медиатеки | Обучающиеся 1-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, библиотекарь | |
Организация экскурсий на предприятия | Обучающиеся 1-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, классные руководители | |
Организация и проведение встреч с представителями | Обучающиеся 1-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, классные руководители | |
Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального и высшего образования | Обучающиеся 8-11 классов | в течение года | Ответственный за профориентацию, классные руководители | |
Обеспечение участия обучающихся в работе ярмарки вакансий ЦЗН с целью знакомства с учреждениями среднего профессионального и высшего образования и рынком труда. | Обучающиеся 8-11 классов | Март-апрель | Ответственный за профориентацию, классные руководители | |
Организация деятельности по созданию портфолио выпускников школы | Обучающиеся 1-11 классов | в течение года | Классные руководители | |
4. Профориентационная деятельность с родителями | ||||
Проведение индивидуальных консультаций с родителями по проблемам выбора элективных курсов по учебным предметам | Родителя обучающихся 9-11 классов | сентябрь | Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители | |
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального и высшего образования. | Родителя обучающихся 1-11 классов | в течение года | Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители | |
Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий классно-урочной системы и системы дополнительного образования | Родителя обучающихся 1-11 классов | в течение года | Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники | |
№ | 1-4 классы. | |||
1 | Мир моих интересов | |||
2 | Профессии наших родителей. | |||
3 | Путь в профессию начинается в школе. | |||
4 | Моя мечта о будущей профессии. | |||
5 | Труд на радость себе и людям. | |||
5-8 классы. | ||||
1 | Мир профессий. Человек и техника. Встреча с начальником ж/д | |||
2 | Мир профессий. Человек на производстве. Экскурсия на ЛПП | |||
3 | Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. Экскурсия в отделение связи. | |||
4 | Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. | |||
5 | Мир профессий. На страже закона. Встреча. | |||
6 | Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку | |||
7 | Мир профессий. Зеленое богатство. Экскурсия в лесничество, ЛТШ | |||
8 | Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. | |||
9-11 классы. | ||||
1 | Познай самого себя. Беседа, тестирование. | |||
2 | Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование. | |||
3 | Профориентация и медицинская профконсультация. | |||
4 | Мотивы выбора профессии. | |||
5 | Психологические характеристики профессий. | |||
6 | Они учились в нашей школе. | |||
7 | Выпускники школы-учителя | |||
8 | Профессии с большой перспективой. | |||
9 | Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека. | |||
10 | Сотвори свое будущее. Проект | |||
11 | Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература. |
multiurok.ru
Перспективный план профориентационной работы классного руководителя начальной школы.
1 класс.
Цель – более подробно познакомить учащихся с видами труда, уже знакомых учащимся, с профессиями их родителей.
Месяц:
сентябрь
Знакомство с учащимися
Школа, в которой мы учимся.
Знакомство с характеристиками детей, выданными детским садом.
Беседа о музыкальных и спортивных секциях, кружках, студиях, в которых занимаются учащиеся.
Знакомство со школой, библиотекой, столовой и их работниками.
октябрь
Кто и какие любит игры.
Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный руководитель, врач, шофёр, медсестра и др.
ноябрь
Мир профессий. Профессии работников детского сада.
Примечание: вводятся понятия профессия и должность.
Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный работник, медсестра, врач, шофёр, заведующая и др.
декабрь
Мир профессий. Профессии работников детского сада.
Конкурс рисунков.
январь
Как я помогаю маме.
Устные рассказы детей.
февраль
Изготовление сувениров ко дню 8 марта (на основе знаний полученных на уроках труда)
Знакомство с профессией швеи.
Экскурсия в школьную мастерскую.
март
Профессии наших мам.
Классный час с приглашением 2-3 мам.
апрель
Расширение знаний об отраслях производства
Устные рассказы на тему «Кто работает рядом с нашей школой»
(милиционер, строитель, продавец, аптекарь и т.д.)
май
Как выращивают хлеб.
Беседа с учителем биологии. Знакомство с профессиями (хлебороб, комбайнер, пекарь, кондитер и тд.)
2 класс
Цель – расширить знания учащихся об отраслях производства, воспитывать трудолюбие. Начать работу по системному знакомству с отраслями производства. Профессии сферы обслуживания и пищевой промышленности.
Месяц:
сентябрь
О чём вы узнали в прошлом году, чему научились.
Обобщающее занятие с выступлением учителя и учащихся. Запись учащихся в кружки.
октябрь
Профессии что нас окружают.
Самостоятельная работа на тему «Нарисуй то, что тебе нравится». Индивидуальные беседы с учащимися на основе их работ, раскрытие интересов учащихся.
ноябрь
Люди каких профессий работают в нашей школе.
Беседа с приглашением работников школы
( медсестра. библиотекарь, повар, т.д)
декабрь
Экскурсия в ателье.
Экскурсия с предварительной беседой о профессиях (закройщик, швея, т.д)
январь
Что мне нравится дома и что не нравится?
Письменная работа (мини-сочинение)
февраль
Что значит быть солдатом.
Утренник, посвященный 23 февраля
март
Чем занимаются наши мамы, папы, бабушки и другие члены семьи?
Письменная работа с детальным описанием профессии одного из членов семьи (по выбору)
апрель
Экскурсия в магазин.
Экскурсия на любое предприятие пищевой промышленности (хлебокомбинат, молокозавод и др.)
май
Весенние работы на пришкольном участке.
Задание на лето.
Знакомство с профессиями (строитель, водитель автобуса, продавец и др.)
3 класс
Цель – первичное формирование представлений о классификации профессий, ведущие профессии нашего города.
Месяц:
сентябрь
Проверка выполнения летних заданий.
Сочинение «Как я провёл лето?».
Распределение обязанностей в классе
октябрь
Интересы и кружковая работа.
На основе анализа сочинений, бесед с учащимися дать конкретные советы каждому ученику, чем ему нужно заниматься и для чего.
ноябрь
Подготовка подарков для ребят детского сада.
Практическая работа по изготовлению подарков. Подготовка детского утренника.
декабрь
Совместный утренник с детским садом «Скоро в школу».
Утренник-рассказ о школе, уроках, переменах, обязанностях учащихся.
январь
Знакомство с профессиями провизора и фармацевта.
Экскурсия в аптеку.
(провизор, аптекарь)
февраль
Мир профессий.
Сочинение «Кем я хочу быть когда вырасту?» или «На кого я хочу быть похожим?»
март
Знакомство с профессиями городского транспорта.
Экскурсия в ПАТП
(шофёр, кондуктор, автомеханик, автослесарь)
апрель
Что изменилось в нашем городе за последние годы.
Беседа.
Знакомство с профессиями
(в строительстве, архитектуре, реставрации, декоративном озеленении города)
май
Мир профессий. Беседа о классификации профессий.
Беседа и задание на лето – подобрать по десять профессий каждого типа
4 класс
Цель – знакомство с классификацией профессий; воспитание положительного отношения к труду; знакомство со сферой торговли.
Месяц:
сентябрь
Компас в мире профессий.
Просмотр видеофильма ”Все профессии важны, все профессии нужны”.
октябрь
Классификация профессий по типам.
Профессии типа «человек-человек», «человек-знак» (рассказ о профессиях).
ноябрь
Классификация профессий по типам.
Профессии типа «человек -техника», «человек -художественный образ».
рассказ о профессиях).
декабрь
Классификация профессий по типам.
Профессии типа «человек -природа» (рассказ о профессиях).
январь
Все профессии важны
Классное собрание с приглашением родителей
февраль
Человек имеет права и обязанности (право на труд).
Классное собрание с приглашением учителя истории, юриста.
март
Что ты умеешь делать?
Мастер класс. Выставка изделий к 8 марта
апрель
Мы идём в магазин
Экскурсия в магазин и знакомство с профессиями продавца, кассира и др.
май
Профессии нашего края. Знаменитые люди нашего города.
Задание на лето. Подготовка проекта по теме ”Я хочу быть…”
Работа с родителями.
Одна из форм работы с учащимися – это вовлечение в процесс обучения их родителей. Но работу с родителями необходимо правильно организовать. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают, как правильно рассказать ребенку о значимости и привлекательности того или иного вида трудовой деятельности или профессии. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности детей, которые влияют на процесс формирования социальной и технологической компетенций. Поэтому родители нуждаются в специальных консультациях и беседах по данным вопросам. На каждом родительском собрании планируется проведение бесед или использование других форм работы. Предлагаем примерные темы и формы работы с родителями по классам.
1 класс. Работа с родителями.
Четверть:
1 четверть
Беседа о задачах профориентационной работы в 1 классе. Здоровье и режим дня учащихся.
Беседа.
Рассказ о режиме дня детей.
2 четверть
Обязанности детей по дому.
Беседа об особенностях детей младшего школьного возраста, о делах, которые могут выполнять учащиеся дома. Взаимоотношения в семье.
3 четверть
Родительское собрание. Интересы, склонности, увлечения детей.
Круглый стол.
4 четверть
Обобщающая беседа по профориентации.
Рассказы учителя, родителей о том, что увидели, узнали первоклассники за год. Интересы и наклонности отдельных учащихся, которые сформировались на протяжении года.
2 класс. Работа с родителями.
Четверть:
1 четверть
Что вы делаете для воспитания ребёнка, развития его интересов и способностей.
Беседа.
Рекомендации родителям по развитию интересов, наклонностей учащихся.
2 четверть
Мир профессий, которые окружают ваших детей.
Информация о профессиях, с которыми познакомились учащиеся и познакомятся в учебном году.
3 четверть
Практическое использование знаний о мире профессий.
Беседа « Что делают ребята в семье».
4 четверть
Практическое использование знаний о мире профессий
Рассказ о выполнении заданий, которое получили учащиеся на лето
3 класс. Работа с родителями.
Четверть:
1 четверть
Знакомство родителей с сочинениями учащихся, выполнение обязанностей, индивидуальные советы родителям.
Беседа.
2 четверть
Как знакомить учащихся с профессиями.
Схема описания профессии.
Беседа.
3 четверть
Способы выявления интересов, склонностей и способностей учащихся
Беседа
4 четверть
Классификация профессий по типам.
Рассказ.
4 класс. Работа с родителями
Четверть:
1 четверть
Возрастные особенности учащихся.
Рассказ-информация об особенностях возраста, интересах, способностях, различных кружках.
2 четверть
Классификация профессий.
Рассказ о том, что узнали учащиеся.
3 четверть
Подготовка к сбору «Человек имеет права и обязанности».
Индивидуальные консультации.
4 четверть
Короткий отчёт о профориентационной работе за год.
Рассказ о работе, экскурсии, выводы и рекомендации.
В результате работы по данной программе учащиеся начальных классов должны знать и понимать:
•Роль трудовой деятельности в жизни человека;
•Влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
•Назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
•На основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;
•Оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.
•Планировать свою деятельность и осуществлять контроль за ее ходом.
•Соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами.
Диаграмма проведенных мероприятий по профориентации
в начальной школе за I полугодие 2010-2011 учебного года
1-е классы
Классные часы «Профессии моей семьи» | 3 |
Встречи с представителями разных профессий | – |
Экскурсии | 4 |
Беседы и обзорные лектории | 5 |
Общешкольные мероприятия «Компас в мире профессий» | 3 |
Диагностические тестирования | 6 |
2-е классы
Классные часы «Профессии моей семьи», «Хочу стать…» | 6 |
Встречи с представителями разных профессий | – |
Экскурсии | 7 |
Беседы и обзорные лектории | 6 |
Общешкольные мероприятия «Компас в мире профессий» | 3 |
Диагностические тестирования | 6 |
Конкурс рисунков | 3 |
3-е классы
Классные часы «Сладкие профессии», «Профессия – учитель» | 4 |
Встречи с представителями разных профессий | 2 |
Экскурсии | 3 |
Беседы и обзорные лектории | 4 |
Общешкольные мероприятия «Компас в мире профессий» | 2 |
Диагностические тестирования | 4 |
Конкурс рисунков и сочинений | 4 |
4-е классы
Классные часы «Профессии моего района» | 3 |
Встречи с представителями разных профессий | 3 |
Экскурсии | 5 |
Беседы и обзорные лектории | 6 |
Общешкольные мероприятия «Компас в мире профессий» | 3 |
Диагностические тестирования | 6 |
Конкурс рисунков и сочинений | 6 |
Мастер-класс по проектной деятельности | 2 |
nsportal.ru
Проект профориентационной работы
на 2015-2016 учебный год
классного руководителя 2 а класса
учителя начальных классов Сизовой Натальи Юрьевны
Унъюган
Пояснительная записка
Начиная с начальных классов, дети знакомятся с профессиями в процессе изучения предметов, посредством чтения художественной литературы, экскурсий, средств массовой информации и т.д. Именно в этот период ребенок особенно интересуется профессиями своих родителей, сравнивая их с другими профессиями. Многие дети, выбрав в детстве определенную профессию, стремятся следовать намеченному плану, реализовать свою мечту, но не всем это удается, возможно,и потому, что они недостаточно знали о выбранной профессии. Поэтому в начальных классах необходимо заложить у ребенка базу профессионального самоопределения, которая послужит огромным шагом к выбору профессии в будущем.
Несомненно, некоторые сферы профессиональной деятельности школьнику еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которая будет интересна, понятна и познавательна (например, наблюдение профессионального процесса со стороны, участие в профессиональном процессе, рассказы взрослых о важности своей профессии и т.д.). Это служит для создания наглядной основы, на которой базируется дальнейшее профессиональное самопознание. Именно поэтому очень важно максимально расширить кругозор и осведомленность ребенка о различных профессиях.
Цель: формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Задачи:
познакомить учащихся с разнообразием мира профессий;
формировать у детей любовь и добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации;
развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
развитие творческого потенциала учащихся и потребности в творческом самовыражении;
развитие всех сторон личности и интеллекта младших школьников.
Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах. Обучающихся необходимо постепенно вводить в огромный мир профессий, учить их ориентироваться в этом мире и учитывать, что ими пока запоминается только самое яркое, впечатляющее, броское.
В младших классах удается осуществлять работу по профориентации с помощью игровых технологий. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра несет в себе следующие функции: развлекательную- это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативную – освоение диалектики общения; самореализацию в игре; игротерапевтическую – преодоление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности; диагностическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекционную – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональную коммуникацию – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализирующую – усвоение норм поведения человека в обществе.
Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе.
Педагогическая технология – это логическая законосообразная последовательность действий педагога по формированию жизненного опыта детей, их позиции.
Совместив оба понятия получаем следующее определение:
Игровая технология – это логическая последовательность действий педагога по созданию ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, совершенствование самооценки поведения ребенка.
Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы освоить интересующую профессию. Профориентация школьников – это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а игры для школьников по профориентации – это первые шажочки к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.
Представления младшего возраста о труде взрослых могут расширяться не только за счет наблюдений доступной среды, но и за счет учебных предметов.
Профориентация через учебные предметы
В процессе обучения в начальной школе абсолютно все предметы могут послужить отправной точкой в изучении профессий младшими школьниками. На уроках математики можно обсудить какую-либо профессию, упоминаемую в условиях задачи. В учебнике за 2 класс очень много задач про продавцов, ремонт машин, кинотеатров и продажа билетов, про маляров, про сельско-хозяйственную технику.
На уроках русского языка дети знакомятся со словами, написание которых надо запомнить: агроном, водитель, воспитатель, врач, директор, токарь, учитель и т.д. Встречаются упражнения (стр.65, упр.95), тексты которых связаны с профессиями.
Не только на уроках русского языка, но и литературного чтения детям разобраться в какой-либо профессии могут помочь наводящие вопросы по прочитанному тексту, а также комментарии учителя.
Огромное влияние на формирование профессионального кругозора оказывает такой предмет, как Окружающий мир. Изучая различные темы невозможно не упомянуть о большом количестве профессий, связанных с ними (например, изучая тему «Что такое погода» (стр.332. в учебнике по окружающему миру) можно поговорить с детьми о такой профессии как метеоролог, совершить экскурсию на метеостанцию). В учебнике за 2 класс, во 2 четверти профориентации уделен почти каждый урок, а завершается раздел проектом «Профессии».
Предмет «Технологии» 2 класс (серия «Перспектива», автор Н.И.Роговцева, Н.Б.Богданова, Н.В.Добромыслова)полностью направлен на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.
Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на не только на уроках, а также на внеурочных профориентационных занятиях.
Внеурочная профориентационная работа
Внеурочная профориентационная работа должна проходить поэтапно:
– формирование у школьников общих представлений о роли труда в жизни людей; расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике; воспитание уважения к людям труда.
– знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей, знакомых), расширение их представлений о разных профессиях; развитие умения устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
– выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей; формирование активности и инициативности, способствующих в дальнейшем поиску полезных дел; формирование чувства ответственности за качество выполняемой работы.
– использование разнообразных приемов и методов, особенно в 3-4 классах: мини-лекции о содержании профессии, рисуночные методики, игры, связанные с профессией, беседы со специалистами – родителями и просто со специалистами, оформление уголка профессии или папки с вырезками из газет, журналов, фотографий с экскурсий на предприятия и др.
Игровой проект для младших школьников по профориентации
«Где родился, там и пригодился» (2 класс)
Проект «Где родился, там и пригодился» предназначен для учащихся 2 х классов. На знакомство учащихся с трудом окружающих отводится 30 часов. (1 раз в неделю)
Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе: продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях.
Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
На одном из первых занятий необходимо провести анкетирование «Мир моих интересов» или конкурс рисунков «Кто ты будешь такой?».
Месяц | Количество часов | Тема занятия | Примерные виды и формы работы |
Сентябрь | 4 | Шофер или водитель. | Встреча с водителем школьного автобуса. Инсценирование песни «Дорога» Составление правил поведения в автобусе. |
Октябрь | 4 | Работа учителя. | Концертная программа «С Днем учителя!» Игра «Один день из жизни» День самоуправления. |
Ноябрь | 3 | Работа автоинспектора. | Встреча с инспектором ГИБДД Мастер-класс «Я б в инспекторы пошел, пусть меня научат!». Проект «Внимание, дети!» |
Декабрь | 3 | Работа почтового отделения | Профориентированное занятие «О профессиях разных, нужных и важных». Экскурсия в почтовое отделение «Почта России». Акция «Напиши письмо солдату» |
Январь | 2 | Профессия – библиотекарь. | Профориентационное занятие «Дом, где живут книги». Экскурсия в поселковую библиотеку. Встреча с поэтессой поселка. |
Февраль | 4 | Профессии наших пап. | Веселые старты с папами. Встреча с тренером по футболу (КСК «Импульс») Беседа «Путь в профессию начинается в школе» |
Март | 3 | Знакомство с профессиями наших мам | Концертная программа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Встреча с мамами-рукодельницами. Экскурсия Составление фотоотчета. |
Апрель | 4 | Работа пожарного. | Профориентационное занятие по теме «Пожарный – звучит гордо!» Экскурсия в пожарную часть с.п.Унъюган Творческая работа. |
Май | 3 | Работники лесничества | Беседа «Лес – наше богатство» Встреча с инспектором. Акция «Посади дерево» Участие в Окружном агитационном творческом конкурсе «Благословляю Вас, леса!» |
При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдать следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
Профориентационная работа с родителями
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний, не терпящий легкомысленности, поскольку все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась, ведь большую часть своего времени люди посвящают именно работе.
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Обычно вопрос о будущей профессии ребенок более серьезно начинает рассматривать в старших классах, когда находится на этапе выбора дальнейшей сферы образования. Этот выбор оказывается трудным, если выясняется, что он совершенно не знаком с некоторыми профессиями и не понимает, зачем они ему нужны, круг выбора профессий тотчас сужается. Поэтому ребенка еще с младших классов необходимо готовить к выбору профессии. В зависимости от особенностей характера, способностей и темперамента у ребенка проявляется интерес к некоторым профессиям (кто-то просит купить машинку, кто-то самолетик или набор для конструирования корабля, а кому-то интересна работа полицейских и он просит купить полицейский набор, кому-то интересно шитье и т.д.).
Понимание интересов своих детей – это главная задача каждого из родителей, что может вызвать большое количество вопросов у пап и мам. Кто как не учитель начальных классов может объяснить родителям как правильно поговорить с ребенком о профессиях (с чего начать разговор; что именно рассказать; как понять, какая профессия вызвала интерес, а какая нет). Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.
План работы с родителями
Организовать для родителей лекторий по теме «Мы растим счастливого ребенка».
Круглый стол «Путь в профессию начинается в школе».
Организовывать встречи обучающихся с их родителями – представителями различных профессий
Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия, где они работают.
Привлекать родителей к руководству «Часа досуга» по интересам.
Организовать для родителей встречи со специалистами.
Круглый стол “Как ребенка приучить к труду” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.
Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах «Календарь профессий» и «Подарок профессии». Каждая ступень начальной школы работает в определенном направлении:
1 классы – знакомятся с сельскохозяйственными профессиями, приобретают первые практические навыки в выращивании растении, имеют небольшой земельный участок, где проводят практические занятия;
2 классы – отдают предпочтение профессиям в сфере транспорта;
3 классы – знакомятся с профессиями в области почтовой связи;
4 классы – изучают особенности профессии в сфере обслуживания.
Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: «Карнавал профессий», утренники, экскурсии, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.
Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.
Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Организация экскурсий на предприятия города или области. Причем речь не идет только о больших заводах. О наблюдении за какой-то профессией можно договориться в ближайшей от школы фирме. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще фабрику». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.
Ведение школьниками «Профессионального портфолио», в которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы. К этому портфолио дети будут время от времени возвращаться – им, как правил, нравится смотреть, какие у кого новые материалы появились.
Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают уровень изучения иностранного языка, занятия по интересам, кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в классах общеэстетической направленности.
Вывод
Профориентация в начальной школе проводится для подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.
Прогнозируемые результаты.
учащиеся будут:
знать о существующих профессиях
расширять общий кругозор
проявлять интересы и склонности к определённым профессиям
учащиеся будут воспитывать в себе:
трудолюбие, целеустремлённость
уважение к людям трудовых специальностей
ответственное отношение к порученному делу
Список используемой литературы
Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. лит., 1999.
Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (учреждена
приказом Министра образования No 2783 от 18.07.2002 г.).
Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя / под ред. С.Н. Чистяковой. М.:Просвещение, 2006.
Козыренцева Л.С., Волкова Л.М. Профессия моих родителей. – Минск: Красико-Принт,2010.
Латыпов В.З. Развитие интереса и способностей детей в коллективной и индивидуальной работе. // Ст. Дополнительное образование и воспитание. 2008. No 7.
«Организация профориентационной работы в школе»: Сборник инструктивно-методических материалов. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. – 28
Журнал «Читаем, учимся, играем» №3 2012 год стр.50- 53 «О профессиях и не только» Людмила Ивановна Хлыстова г. Миасс, Челябинская область
Детская энциклопедия «Я б в рабочие пошёл …» профессии, которые всегда нужны и всегда в почёте. №5 2012 год.
Познавательный журнал для девочек и мальчиков
Журналы «Праздники в школе» – «Шаг в профессию» 2012 год стр.17 – 24 «О профессиях с любовью», стр.43-50 «Уважая всякий труд», «День открытых дверей» 2011 год стр. 99 -120 «Слово профессионалам», «На крыльях мечты», 2007 год стр. 3 -15 «О профессиях с любовью», стр.16 -32 «Любимые книги читая, профессии мы выбираем», стр. 118 -125 «Профессия каждая – самая важная»
Приложение №1
В начальной школе важно расширить представления ребенка о различных профессиях. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя уверенно. В данном проекте предлагается проводить тематические занятия (1 раз в неделю) целый месяц, посвящая его одной профессии.
Профориентационное занятие «Кто такой пожарный?»
Цель: создание условий для понимания роли труда пожарного в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Задачи:
пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности,
научить ребят правильным действиям в случае возникновения пожара.
рассказать о смелых и мужественных людях – пожарных.
Ход занятия:
В начале занятия детям предлагаются картинки предметов (аптечка, градусник, указка, журнал, сумка для переноса корреспонденции, весы) необходимо раздать эти предметы тем представителям профессий, которым они необходимы в их деятельности, в результате игры выясняется, что пожарному ничего не досталось.
– Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить? (о профессии пожарных)
– Подумайте, какими качествами должен обладать пожарный?
(дети подбирают слова и записывают в словарик «Мир профессий»)
Чтоб тебе пожарным стать
Нужно правила соблюдать.
Рано утром как встаешь-
На зарядку ты идешь.
Нужно сильным быть и смелым
Чтоб решить любое дело.
Ещё нужно не лениться,
На пятерки лишь учиться.
Маме с папой помогать,
Чувство долга развивать.
Ответственным же надо быть,
Чтоб людей не погубить.
Чтобы бедствий не бояться
Надо в спорте развиваться.
Чтобы людям помогать
Надо очень добрым стать.
Ну а чтоб все закрутилось
И мечта осуществилась
Нужно взрослых уважать
Ну а младшим помогать
Учитель предлагает поиграть в игру “Доскажи словечко”.
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар —
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет…(злой пожар)
Раз, два, три, четыре —
У кого пожар…(в квартире)
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил…(утюг)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над…(газом)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички…(зажигал)
Побежал пожар во двор.
Это кто там жёг…(костёр)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг…(траву)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…(предметы)
Помни каждый гражданин
Этот номер…(01)
Дым увидел – не зевай
И пожарных…(вызывай)
Все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это смелые и отважные пожарные спешат на вызов. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь.
Просмотр мультфильма «Кошкин дом» (7 мин)
– Сегодня я предлагаю поговорить о причинах возникновения пожара.
Беседа по просмотренному мультфильму.
– Безусловно, огонь помогает человеку, но часто огонь становился страшным врагом, разрушал буквально всё на своём пути.
– Обсудите в группах и составьте памятку, что надо делать, чтобы не допускать возникновения пожара?
Работа в парах. Защита мини-проектов.
Игра: “Это – я, это – я, это – все мои друзья”.
Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл.
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Ведущий.
-Я вижу, вы знаете, что с огнём шутить опасно.
-На следующем занятии мы отправимся в пожарную часть, где вы сможете более подробно познакомиться с работой пожарного. Постарайтесь сформулировать вопросы для работников пожарной охраны.
Приложение №2
“Один день из жизни”
(Данное упражнение является модификацией известной игры “Рассказ из существительных”, которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)
Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от 6—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы следующие:
1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию “учитель”.
2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о трудовом дне нашего работника — учителя. Это будет рассказ только из существительных. (К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель.) В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу учителя, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным “ради хохмы”, неудачным существительным) испортить весь рассказ.
Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.
3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немало (6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.
kopilkaurokov.ru
Пояснительная записка.
«Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой».
В. Г. Белинский
Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В младшем школьном возрасте в процессе развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофёра, медсестры, учителя, повара основываясь на наблюдениях за взрослыми. В младшем школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие ребёнка важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Актуальность профориентационной помощи детей очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем буду заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Профессиональная ориентация школьников – это не отдельная отрасль работы школы, а целая системы взаимодействия опытных педагогов на учащихся во время уроков и внеклассной работы, направленная на подготовку школьников к выбору профессий.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинство выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства. Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности.
Место курса программы «Я в мире профессий» внеклассные занятия. Программа рассчитана на 4 года обучения (1час в месяц, по 9 часов для каждого года обучения). Рекомендована учащимся младших классов специальной (коррекционной) школы.
Целью программы является расширение первоначальных знаний о мире профессии, о роли труда в жизни людей, формирование интереса к познанию труда и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации.
Исходя из цели, можно выделить задачи:
Образовательные:
– Познакомить учащихся с основными видами и требованиями к профессиям основными орудиями труда;
– Расширять кругозор и осведомлённость учащихся об основном содержании профессий;
Развивающие:
– Формирование познавательных интересов и потребностей, учебной мотивации;
– Развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
– Формирование у детей образа – «Кто Я?» «Какой Я?»
Воспитательные:
– Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
-Воспитывать у детей культуру труда и этику общения;
Основные принципы, положенные в основу программы:
– Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития;
– Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
– Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников;
– Принцип систематичности и последовательности, знания в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основные методы, используемые во время занятий:
– Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, сообщение;
– Наглядные методы: наблюдение, демонстрация рисунков, плакатов, иллюстраций;
– Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем;
Особенностью организации учебного процесса по профориентации является динамичностью её форм, изменение форм организации занятий. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, проектные технологии.
Формы и режим занятий:
Продолжительность каждого занятия 30-40 минут. Программа предусматривает проведение познавательных бесед, экскурсий, творческих работ, трудовые десанты.
В результате изучения курса, обучающиеся должны знать:
– Наиболее распространённые виды профессий;
– Осознавать свои личные особенности, интересы и склонности;
-Получить и уметь использовать информацию об различных профессиях;
-Определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор;
В соответствии с целями программы по каждому направлению составлено тематическое планирование занятий, ориентированных на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Учебно – тематический план
1 класс (9 часов)
«Основы профессии»
Количествочасов
Форма
проведения
1
Введение
1
Беседа
2
«Потребность в профессии»
1
Беседа
3
«Как правильно организовать своё рабочее место»
1
Практическое занятие
4
«Твои трудовые обязанности дома»
1
Беседа
5
«Твои трудовые обязанности в школе»
1
Беседа,
Выбор комиссий по классу
6
«Моё любимое занятие в свободное время»
1
Беседа
7
«Кем бы ты хотел быть?»
1
Анкета
8
Увлекательные рассказы с примерами об известных профессиях
1
Чтение рассказов
9
Обобщающее занятие.
«Учёба – твой главный друг»
1
Беседа
Учебно – тематический план
2 класс (9 часов)
«Я и моя школа»
Количествочасов
Форма
проведения
1
Введение
1
Беседа
2
«Знакомство с профессией и её историей»
1
Беседа
3
«Калейдоскоп профессий в нашей школе»
1
Беседа, рассказ
4
«Кто работает в нашей школе?»
1
Экскурсия,
оформление стенда
5
«Работа врача»
1
Экскурсия
6
«Работа на кухне»
1
Экскурсия
7
«Работа в библиотеке»
1
Экскурсия
8
«Работа технического персонала»
1
Экскурсия
9
Обобщающее занятие. Проигрывание профессий
1
Беседа,
сюжетно-ролевая игра
Учебно – тематический план
3 класс (9 часов)
«Профессии в моей семье»
Количествочасов
Форма
проведения
1
Введение
1
Беседа
2
«История развития профессий»
1
Беседа
3
«Профессии наших мам»
1
Беседа,
оформление стенда
4
«Профессии наших пап»
1
Беседа,
оформление стенда
5
«Встреча с мастерами своего дела»
1
Встреча,
беседа
6
«Чей же это инструмент?»
1
Игры
7
«Рисунки о труде»
1
Конкурс рисунков
8
«Проигрывание профессий»
1
Сюжетно-ролевая игра
9
Обобщающее занятие. Методика «Кем быть?»
1
Беседа,
анкета
Учебно – тематический план
4 класс (9 часов)
«Кем же мне быть?»
Количествочасов
Форма
проведения
1
Введение
1
Беседа
2
«Женские и мужские профессии»
1
Беседа,
оформление стенда
3
«Мой класс в заботливых руках»
1
Беседа,
практическое занятие
4
«Их так много, какую же выбрать?»
1
КВН
5
«Моя будущая профессия»
1
Круглый стол
6
«Учёба – для тебя это главный труд»
1
Операция «Учебник»
7
«Проигрывание профессий»
1
Сюжетно-ролевая игра
8
«Пусть меня научат»
1
Сочинение
9
Обобщающее занятие. «Клуб весёлых мастеров»
1
Конкурсная программа
Литература.
Аракелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. – 1974. – № 1.
Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. – Москва, 1981.
Бодеман Й.-О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. – 1982. – № 3.
Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. – № 3.
Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: Сб. науч. трудов./Под ред. С. Н. Чистяковой. – Москва, 1989.
Воронкова М. В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью.//Дефектология. -1996. – № 3.
Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.//Дефектология. – 1976. – № 6.
Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. – Москва, 1988.
Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах.//Дефектология. – 1991. – № 4.
Крупская Н. К. Педагогические сочинения. – Т. 4 – Москва, 1959.
Леонтьев А. Н. Формирование личности.//Психология личности. Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва, 1982.
Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. – 1997. – № 4.
Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология. – 1989. – № 3.
Михайлов И. В. Психология в системе работ по профориентация.//Вопросы психологии. – 1975. – № 1.
Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология. – 1996. – № 3.
Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. – Москва, 2002.
Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – Москва, 1985.
Плахова Н. А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.//Дефектология. – 1995. – № 5.
Плох Л. (Польша) Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых подростков в ПНР.//Дефектология. – 1988. – № 1.
Попов Ю. И., Бгажнокова И. М. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью.//Дефектология. – 1995. – № 1.
Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. /Сост. А. Д. Виноградова. – Москва, 1985.
Психологическая служба школы./Под ред. И. В. Дубровиной. – Москва, 1995.
Психология развивающейся личности./Под ред. А. В. Петровского. – Москва, 1987.
Рекомендации по организации молодежи на строительные профессии./Под ред. В. В. Петровой. – Москва, 1987.
Розенштейн П. М., Елисеева Г. Н., Кузнецов Е. С Школьный кабинет профессиональной ориентации. – Казань, 1984.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – Москва, 1986.
Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности. – Алма-Ата, 1990.
Симоненко В. А. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – Москва, 1985.
Успенский В. Б. Управление профессиональной ориентацией в школе. – Ярославль, 1987.
Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – Москва, 1983.
Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. – 1996. – № 4.
Щербакова А. М., Москоленко Н. В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.//Дефектология. – 2001. – № 3.
infourok.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Методический семинар по теме “Планирование профессионального пути в современных условиях” (материалы 2012 года).
Презентация “Я и мир профессий: как сделать свой выбор?” для 9 – 11 классов.
Методическая разработка «Работ хоть сколько перевороши и намотай на ус: профессии все хороши – любую выбирай на вкус». Автор разработки: Козлова В.М., учитель начальных классов. Разработка предназначена для проведения классного часа в 4 классе.
Классный час в 1 классе “Профессии моего села”. Фотоотчёт Чуркиной Т.И., учителя начальных классов.
Методическая разработка “Профессия: выбираем вместе”. Разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе.
Методическая разработка “Кем быть? Кем стать?”. Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.
Методическая разработка “Я и мир профессий”. Разработка предназначена для проведения классного часа в 9 классе.
Методическая разработка “Человек трудом велик”. Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.
Методическая разработка предназначена для проведения мероприятия по профориентации в 9 – 11 классах в двух направлениях: с учащимися и с родителями. Скачать
Методическая разработка “Марафон профессий”. Разработка предназначена для проведения классного часа в 5 – 7 классах.
Методическая разработка “Выбор профессии – дело серьезное”. Разработка предназначена для проведения классного часа, родительского собрания в 9 классе.
Презентация “Профессии бывают разные” для начальных классов.
Методическая разработка родительского собрания “Поможем детям выбрать профессию” (несколько различных вариантов). Разработка предназначена для классных руководителей 9-11 классов.
Презентация “Все профессии важны” для начальных классов.
Методическая разработка “Все работы хороши”. Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.
Методическая разработка “В мире профессий”. Разработка предназначена для проведения мероприятия в начальных классах.
Профориентационная активизирующая методика “За и против”. Автор Николай Пряжников, предназначена для учащихся 10-11 классов. Анкета (бланк для девочек). Анкета (бланк для мальчиков).
Материалы для тренинга “В профессию первые шаги”. Предназначен для учащихся 7-9 классов.
Тест-оценка профессиональных типов по Д.Голланду. Предназначен для учащихся 9-11 классов.
Разработка системы классных часов по профориентации в 5 классе. Скачать
Разработка системы классных часов по профориентации в 6 классе. Скачать
Разработка системы классных часов по профориентации в 7 классе. Скачать
Дополнительные материалы:
mozheykovo.schools.by
Разделы: Внеклассная работа
Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Так, играя в “работу”, ребенок достает календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не понимая, в чем суть этой самой “работы”. Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл.
Слова “работать, работа, на работе” – одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают все, необходимое для жизни: еду, одежду, мебель, лекарства и т.д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.
С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – “рабочая династия”. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим.
“Кем быть?”, “Куда пойти учиться после школы?”. Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.
Трудности профессионального самоопределения возникают у двух категорий ребят:
Программа направлена на формирование у ребенка социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Цель: создание условий для развития личности ребенка, расширение его кругозора по отношению к миру профессий.
Задачи:
Программа построена на принципе активного обучения, заключающиеся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.
Формы работы: подготовка и обсуждение сообщений, беседы, игры, экскурсии, конкурсы, работа в парах, предполагаются самостоятельные и групповые проектные разработки.
Программа разработана на 2009-2010 учебный год, для учащихся 4 класса “А” и 4 класса “В”, на 1 учебный год. Утверждена методическим объединением учителей начальных классов.
Новизна: программа создана впервые.
Особенность программы состоит в том, что уровень сложности позволит привлечь значительное число детей. Для кого-то из них эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к профессии. Сюжетное построение программы позволит менять порядок тем и количество часов в зависимости от интереса детей и по их желанию включать новые темы для рассмотрения.
Прогнозируемый результат:
При изучении программы не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков. Критерием достижений учащихся будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии, достаточная полнота и серьезность этой работы.
Тематическое планирование
№ п/п |
Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Внеклассное мероприятие “Человек славен трудом”. | сентябрь | Классный руководитель |
2 | Праздник “Хлеб всему голова”. | октябрь | Классный руководитель |
3 | Экскурсия в районный краеведческий музей “В гостях у Мастеров народного промысла”. | октябрь | Директор районного краеведческого
музея. Сотрудник районного краеведческого музея.
Классный руководитель |
4 | Экскурсия в музей школы “Ветераны педагогического труда (учителя, работающие в школе №3 г.Черепаново)” | сентябрь-май | Директор школьного музея. Классный руководитель. |
5 | Областной конкурс “Журналистское расследование “Машина времени”. | сентябрь-декабрь | Классный руководитель. |
6 | Мудрые мысли о труде и выборе профессии. | ноябрь | Классный руководитель. |
7 | Информационно-развлекательная программа “Лабиринт профессий” | декабрь | Библиотекарь городской детской
библиотеки. Классный руководитель. |
8 | Деловая игра “Мастер своего дела “Познай самого себя”. |
декабрь | Классный руководитель. |
9 | Библиотечный урок по выборкам из журналов и газет о профессиях “А вы читали?”. | январь | Библиотекарь городской детской
библиотеки. Классный руководитель. |
10 | Экскурсия в типографию “Черепановские вести” “Путешествие в газетный мир”. | январь | Классный руководитель. |
11 | Служба доброго настроения, служба каждого дня (профессия продавец). | февраль | Классный руководитель. |
12 | Экскурсия в администрацию района и города ” На пути к профессиям”. | февраль | Рогова Е.Н. – начальник отдела труда Черепановского района Классный руководитель. |
13 | Деловая игра “Идет рабочий человек”. | март | Классный руководитель. |
14 | Внеклассное мероприятие “Профессия строитель”. | апрель | Классный руководитель. |
15 | Конкур рисунков “Парикмахер всё умеет, подстрижет он и побреет”. | апрель | Классный руководитель. |
16 | Веселая игра-викторина “Угадай профессию”. | май | Классный руководитель. |
17 | Фестиваль профессий. Конкурс семейных пар “Защита проекта профессии”. | май | Классный руководитель. |
18 | Кружки по интересам учащихся. | В течение учебного года. | Классный руководитель. Руководители кружков. |
4.01.2010
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Профориентационная работа в начальной школе.
Первый этап профориентационной работы в школе – предпропедевтический (начальная школа).
Особенности возраста и профориентация.
В этом периоде происходит интенсивное психологическое развитие ребенка, повышается чувствительность к внешним воздействиям, эмоциональность переживания своих успехов и неудач. У младших школьников появляется новая социальная роль – позиция ученика. Они проявляют интерес к новым знаниям и умениям, стремятся получить одобрение учителя, одноклассников, родителей. Для наглядно-действенного мышления учащихся 1-2 классов характерна тесная связь мыслительных и практических действий. К 3 классу формируется наглядно-образное мышление, позволяющее делать обобщения, абстрагироваться, представлять предмет, не оперируя им.
1.Психофизиологические особенности и возможности детей определяют целевые установки педагогического сопровождения их к самоопределению в мире труда, что является основанием для дальнейшего социального становления, нахождения своего места в жизни, в профессиональной деятельности. Этот этап очень важен для самоопределения личности и требует специальной педагогической деятельности, учитывающей возрастные особенности младших школьников.
2.Поскольку любая способность, любое личностное качество формируется и развивается в деятельности, в целях будущего самоопределения целесообразно предусмотреть формирование у детей осознанных представлений о мире труда и профессий; развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; обучение способам самопознания и реалистической самооценки, способности к общению.
3.Задачами профориентационной работы на предпропедевтическом этапе является развитие у младших школьников положительного отношения, интереса к профессиональному труду на основе практического включения в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности; побуждение школьников к выработке индивидуальных способов деятельности, формированию адекватной самооценки, приобретению опыта общения.
4.Формы и методы: встречи с мастерами своего дела, демонстрация образцов труда, посильное участие в трудовых делах; экскурсии на предприятия; праздники труда; выставки детских работ, конкурсы рисунков, защита проектов; классные мероприятия: «Профессии наших родителей», тематические прогулки «Все работы хороши!», «трудовые десанты».
1.Трудовое обучение в начальной школе также способствует подготовке к самоопределению. На уроках труда развиваются мышление, память, внимание, пространственное воображение, творческие способности, формируются трудовые навыки, эстетический вкус.
2.Важным условием подготовки к самоопределению на следующих ступенях обучения является диагностика интересов, ценностей, потребностей младших школьников. Бесспорно, в этом возрасте они неустойчивы. Однако их нужно не только выявлять, но и развивать. Нельзя недооценивать включение детей в различные игровые ситуации: «Мы строим наш дом», «Оберегаем природу», «Путешествуем по океану незнакомых профессий» и т.д. Главное, необходимо подчеркнуть, что чем раньше ребенок приобщается к трудовой профессиональной деятельности взрослых, включается в посильный для него труд и стремится познать жизненные ценности, тем успешнее осуществляется процесс его осознанного самоопределения, формируются мотивы, потребность быть полезным обществу и самому себе.
Прогнозируемый результат: При изучении программы не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков. Критерием достижений учащихся будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии, достаточная полнота и серьезность этой работы.
Система работы по профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
1.Создание системы диагностик, направленных на выявление склонностей и способностей учащихся.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Выявление склонностей и способностей учащихся | ||
Диагностика интеллектуального развития учащихся 1-4 классов. | Ежегодно 1 четверть | Классные руководители Педагог-психолог |
Обследование первоклассников. | Сентябрь | Классный руководитель |
2.Осуществление профориентации через систему обучения.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Изучение индивидуального планирования в учебной деятельности по профориентации. | 1 четверть | МО уч. нач шк. |
Определение своей роли в программе по профориентации. | Ежегодно | Учителя-предметники |
Создание картотеки «Профессия, с которой знакомит предмет» | Обновление ежегодно | Библиотекарь, Учителя |
3. Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Организация факультативных занятий, объединений дополнительного образования и кружков (роспись по камню, хореография, театр, мультипликация, спортивные секции итд) | Сентябрь (ежегодно) | Зам. директора по УВР |
Проведение школьных олимпиад. | По школьному плану | Зам.директора по УВР, МО учителей нач.шк. |
Проведение предметных недель. | По школьному плану | МО учителей предметников |
Вовлечение учащихся в деятельность коллективных творческих групп. | В течение года | Классные руководители |
Проектно-исследовательская работа учащихся. | В течение года | Классные руководители |
Участие в конкурсах, фестивалях (проектной деятельности) | В течение года | Классные руководители |
Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее» | январь | Классные руководители |
4. Работа классных руководителей по профориентации учащихся.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Работа по календарному планированию учебной деятельности. | В течение года | Классные руководители |
Организация тематических классных часов | 1-4 четверть | Классные руководители |
Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей» | 3 четверть | Классные руководители |
Оформление классных стендов о профессии. | 3 четверть | Классные руководители |
Организация и проведение экскурсий на предприятия. | 2-4 четверть | Классные руководители |
Организация пятой трудовой четверти. Работа на пришкольном участке. (Знакомство с профессиями связанными с растениеводством) | 5 трудовая четверть | Классные руководители |
5.Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации учащихся.
Блоки | Дата проведения | Тематика мероприятий | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
«Я – ученик» | Сентябрь | «Экскурсия по школе «Давайте познакомимся!» | Игровой урок «Какой я?» | «Мои сильные и слабые стороны» | «Слушатель, зритель, деятель – кто я?» |
Октябрь | «Я – ученик школы!» | «Знакомься: твоя память, внимание, восприятие» | «Знакомься: твоя память, внимание, восприятие» | «Знакомься: твоя память, внимание, восприятие» | |
Профессии моей семьи | Ноябрь | «Профессии моих родителей» | «Профессии моих родных и знакомых» | «Моя семья. Древо мастеров» | «Кем быть? Каким быть?» |
Декабрь | «Город мастеров» – творческие мастерские, встречи с родителями (хобби, домашний труд, профессии) | ||||
Профессии в моей школе | Январь | «Кто работает в школе?» | «Профессии вокруг меня. Сфера обслуживания» | «Профессии вокруг меня. Промышлен- ность и сельское хозяйство» | «Профессии будущего. Наука и искусство» |
Февраль | Экскурсии по школе, в больницу, на почту, детский сад, на предприятия села. | ||||
Профессии моего села | Март | «Любимое село!» | «Профессии моего села» | «Профессии города и села» | «Профессии моего района» |
Апрель | Тематические прогулки и экскурсии «Все работы хороши!» | ||||
Май | Фестиваль проектных работ «Кем быть?» |
Тематика проектов:
1.Выставка и составление каталога литературы «Мир профессий»
2.Подбор видеосюжетов о профессиях и производстве.
3.Разработка сценариев классных часов, праздников, круглых столов с родителями, внеклассных мероприятий и т.д.
4.Сочинения о профессиях, известных людях.
5.Награды за труд (взрослые и дети).
6.Галерея, вернисаж, выставка, или альбом о родителях, имеющих награды за труд.
7.Сборник народного творчества о труде.
7.Выставка детского творчества «Профессии вокруг нас».
8.Фотовыставка «Наш славный труд»
6.Работа библиотеки по профориентации.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Оформление сменного и передвижного стенда «Мир профессий» | В течение года | Библиотекарь |
Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации | В течение года | Библиотекарь, Классные руководители |
Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации | В течение года | Библиотекарь |
«Профессия – библиотекарь» – выступление на классных часах | По графику | Библиотекарь, Классные руководители |
7.Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей
ребенка.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Конкурс семейного рисунка «Профессии в моей семье» | 1-4 классы | Классные руководители |
Конкурс семейных сочинений «Профессии моей семьи» | 3-4 классы | Классные руководители |
Ознакомление родителей с исследованиями по выявлению склонностей и способностей ребенка | Ежегодно | Классные руководители |
ЛИТЕРАТУРА
nsportal.ru