Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.
Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звукобуквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, – это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи.
Звуковые
оболочки слов и частей слов изображаются
сочетаниями букв, знание букв позволяет
воспроизводить их в звуковой форме,
т.е. читать любой текст. Знаки препинания,
используемые на письме, служат для
членения речи: точки, запятые, тире
соответствуют интонационной паузе в
устной речи.
Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения – телефона – уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.
Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации.
Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:
Письменная
речь использует книжный язык, употребление
которого достаточно строго нормировано
и регламентировано.
Порядок слов в
предложении закреплен, инверсия
(изменение порядка слов) не типична для
письменной речи, а в некоторых случаях,
например в текстах официально-делового
стиля речи, недопустима. Предложение,
являющееся основной единицей письменной
речи, выражает сложные логико-смысловые
связи посредством синтаксиса.
Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.
К
сложному тексту можно не раз возвращаться,
вдумываться в него, осмысливать
написанное, имея возможность просматривать
глазами тот или иной отрывок текста.
Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.
Таким
образом, говоря о том, что речевое общение
происходит в двух формах – устной и
письменной, надо иметь в виду сходство
и различия между ними. Сходство заключается
в том, что эти формы речи имеют общую
основу – литературный язык и в практике
занимают примерно равное место. Различия
сводятся чаще всего к средствам выражения.
Устная речь связана с интонацией и
мелодикой, невербаликой, в ней используется
определенное количество и “своих”
языковых средств, она привязана больше
к разговорному стилю.
Письмо использует
буквенные, графические обозначения,
чаще книжный язык со всеми его стилями
и особенностями [1].
Развитие письменной речи принадлежит первой, наиболее ясной линии культурного развития потому, что оно связано с овладением известной внешней системой средств, выработанных и созданных в процессе культурного развития человечества.
Однако
для того чтобы эта внешняя система
средств стала психической функцией
самого ребенка, системой его реакций,
особой формой его поведения, для того
чтобы письменная речь человечества
стала письменной речью самого ребенка,—
для этого нужны сложные процессы
развития, в которых мы сейчас пытаемся
разобраться, конечно, только в самых
общих чертах. Уже из того, что мы сказали
выше, ясно, что развитие письменной речи
имеет свою длинную историю, чрезвычайно
сложную и начинающуюся задолго до того,
как ребенок в школе приступает к изучению
письма. Первой задачей научного
исследования и является вскрыть эту
предысторию детской письменной речи,
доказать, что приводит ребенка к письму,
через какие важнейшие моменты проходит
это предысторическое развитие, в каком
отношении оно стоит к школьному обучению.
Эта предыстория детской письменной речи протекает часто в таких формах, в которых без специального анализа трудно открыть этапы, подготовляющие развитие письма. Часто сами эти этапы при неблагоприятных внешних условиях протекают до такой степени скомканно, задержание и подпочвенно, что их не всегда удается обнаружить и установить. Поэтому самым надежным способом выяснить некоторые важнейшие моменты этой предыстории, протекающей скрыто, является экспериментальное исследование этих процессов.
А.Р.
Лурия в связи с нашими общими исследованиями,
задался целью экспериментально вызвать
и проследить момент открытия символики
письма, для того чтобы иметь возможность
его систематически изучить. Это
исследование показало, что история
письма у ребенка начинается значительно
раньше того момента, когда учитель
впервые вкладывает ему в руки карандаш
и показывает, как надо писать буквы.
Если не знать этой предыстории детского
письма, нам станет непонятно, как ребенок
овладевает сразу сложнейшим приемом
культурного поведения, письменной
речью.
Часто
ребенок встречал это предложение
недоумением, он заявлял, что не умеет
писать, но ему настойчиво – предлагали
как-нибудь догадаться, как ему могут
помочь в этом деле карандаш и бумага.
Таким образом, сам исследователь давал
в руки ребенку определенный прием и
смотрел, насколько ребенок оказывался
в состоянии им владеть, насколько штрихи
карандаша переставали быть для ребенка
простыми игрушками и становились знаками
для запоминания соответствующих
обозначений.

С
полным основанием мы можем видеть в
этой мнемотехнической стадии первую
предвестницу будущего письма. Ребенок
постепенно изменяет функционально эти
недифференциальные черточки: указательные
знаки, символизирующие штрихи и каракули,
заменяются фигурками и картинками, а
эти последние уступают свое место
знакам. Опыты позволили не только описать
сам момент открытия, но и проследить,
как он протекает, в зависимости от
известных факторов. Именно вводимые в
заданные фразы количества и формы
впервые ломают тот бессмысленный, ничего
не выражающий характер записи, когда
разные представления и образы выражаются
совершенно одинаковыми черточками и
каракулями.
Пиктографическое
письмо особенно легко развивается у
ребенка потому, что, как мы видели,
детский рисунок, в сущности, и является
своеобразной его графической речью, но
и при этом, как показывают опыты, у
ребенка происходят все время конфликты:
рисунок как средство еще очень часто
смешивается с рисунком как самодовлеющим
непосредственным процессом.
Особенно
легко наблюдать это у остальных детей,
которые от зарисовки заданных фраз
переходят по ассоциации к самостоятельному
рисованию. Ребенок вместо записывания
начинает рисовать картинки. С этого
пиктографического письма ребенок
переходит постепенно к идеограмме в
том случае, когда рисунок непосредственно
не передает содержания фразы. Опыты
показали, что ребенок при этом идет по
обходному пути и вместо трудно
изображаемого целого рисует легко
изображаемые его части, схему, а иногда,
наоборот, создает более своеобразный
путь для изображения этого, воспроизводит
всюду ситуацию, в которой заключена
данная фраза. Как мы говорили уже выше,
переход к символическому письму, как
показали наши опыты, знаменуется
проявлением целого ряда просто
зарисованных жестов или линий» которые
обозначают эти жесты. Исследуя, как
пишет ребенок, не умеющий писать, но уже
знающий буквы, мы видим, что он пробегает
те же самые формы, которые мы только что
описали. Развитие письма заключается
не только в постоянном улучшении
какого-нибудь одного приема, но и в
резких скачках, характеризующих переход
от одного приема к другому.
Ребенок,
умеющий писать буквы, но не открывший
еще для себя механизма письма, записывает
еще также недифференциально, разделяя
отдельные буквы на части, не умея затем
их воспроизвести. Опыты показали, что
ребенок, знающий буквы, выделяющий с их
помощью отдельные звуки и слова, еще
далеко не сразу приходит к полному
овладению механизмом письма. Но и во
всем том, о чем мы только что говорили,
недостает еще самого важного момента,
который характеризует настоящий переход
к письменной речи. Легко заметить, что
всюду здесь письменные знаки представляют
собой символы первого порядка,
непосредственно означающие предметы
или действия, и ребенок на этой ступени
не доходит до символизма второго порядка,
заключающегося в том, что создаются,
письменные знаки для устных символов
слов.
Для
этого необходимо ребенку сделать
основное открытие, именно то, что рисовать
можно не только вещи, но и речь. Только
это открытие привело человечество к
гениальному методу письма по словам и
буквам; юно же приводит ребенка к
буквенному письму и с педагогической
точки зрения должно строиться как
переход от рисования вещей к рисованию
речи.
Однако, как совершается этот
переход, трудно проследить, потому что
соответствующее исследование еще не
привело к определенным результатам, а
общепринятые методы обучения письму
не позволяют понаблюдать это. Одно
только несомненно, что этим путем, путем
перехода от рисования вещей к рисованию
слив, развивается письменная речь
ребенка. Различные методы обучения
письму совершают это различным образом.
Многие из них пользуются вспомогательным
жестом как средством объединения
письменного и устного символа, другие
— рисунком, изображающим соответствующий
предмет, и весь секрет обучения письменной
речи заключается в том, чтобы должным
образом подготовить и организовать
этот естественный переход. Как только
он совершится, ребенок овладевает уже
механизмом письменной речи, ему остается
в дальнейшем только совершенствовать
этот способ.
Л.С.
Выготский рассматривал, что при
современном состоянии психологического
знания многим покажется в высшей степени
натянутой та мысль, что все рассмотренные
нами этапы, как иллюзорная игра, рисование
и письмо, могут быть представлены как
различные моменты единого, по существу,
процесса развития письменной речи.
Слишком велики разрывы и скачки при
переходе от одного приема к другому для
того, чтобы связь этих отдельных моментов
выступала достаточно наглядно и ясно.
Но эксперимент и психологический анализ
приводят нас именно к этому выводу и
показывают, что как бы сложным ни казался
сам процесс развития письменной речи,
каким зигзагообразным, разорванным и
спутанным он ни представлялся
поверхностному взгляду — на деле перед
нами единая линия истории письма,
приводящая к самым высшим формам
письменной речи. Эта высшая форма,
которой мы коснемся только вскользь,
заключается в том, что письменная речь
из символизма второго порядка становится
снова символизмом первого порядка.
Первоначальные
письменные символы служат обозначением
словесных. Понимание письменной речи
совершается через устную, но постепенно
путь этот сокращается, промежуточное
звено в виде устной речи выпадает, и
письменная речь, судя по всему, становится
непосредственным символизмом,
воспринимаемым так же, как ц устная.
Стоит только представить себе, какой
огромный перелом во всем культурном
развитии ребенка совершается благодаря
овладению письменной речью, благодаря
возможности читать и, следовательно,
обогащаться опытом, со всем тем, что
создал человеческий гений в области
письменного слова, чтобы понять, какой
решающий момент переживает ребенок при
открытии письма.
Охватывая всю историю развития письменной речи у ребенка, мы, естественно, приходим к четырем в высшей степени важным практическим выводам, которые вытекают из этого рассмотрения.
Первый
вопрос заключается в том, что обучение
письму с этой точки зрения было бы
естественно перенести в дошкольный
возраст. В самом деле, если открытие
символической функции письма возможно
уже у детей раннего возраста, как показали
опыты Гетцер, то обучение письму должно
было бы Сделаться действительно
обязанностью дошкольного воспитания.
И мы действительно видим целый ряд
моментов, указывающих на то, что обучение
письму у нас является с психологической
стороны несомненно запоздалым.
Между
тем мы знаем, что обучение грамоте в
большинстве европейских и американских
стран начинается, как правило, в 6 лет.
Исследования
Гетцер показали, что 80% трехлеток
овладевают произвольным соединением
знака и значения, а шестилетки уже все
способны к этой операции. По ее наблюдениям,
развитие между тремя и шестью годами
заключается не столько в развитии самой
операции пользования произвольным
знаком, сколько в успехах, которые делают
внимание и память ребенка. Вопрос о
более раннем начале обучения чтению
Гетцер решает в том смысле, что уже
трехлетки в подавляющем большинстве
могли бы обучаться чтению и письму,
поскольку это касается овладения
символическим письмом. Правда, она не
учитывает при этом того, что письмо
является символизмом второго порядка,
а то, что исследовала она, является
символизмом первого порядка. Со всей
справедливостью она указывает на
ортодоксальное европейское воспитание,
которое в три-четыре года обучает детей
грамоте, на систему Монтессори, которая
в детском саду обучает чтению и письму,
и на многие другие французские дошкольные
учреждения, поступающие так же.
С
психологической стороны, говорит она,
это не невозможно, но только трудно
вследствие недостатка памяти и внимания
ребенка. Если же говорить относительно
всех детей, то эта операция становится
для них возможной только после 6 лет.
Берт
приводит сведения относительно Англии,
где указывает на то, что там школьная
повинность начинается с 5 лет, но дети
между 3—5 годами, если остается место,
допускаются в школу, где их обучают
азбуке. В 4,5 года уже огромное большинство
детей умеет читать. За перенос чтения
и письма в более ранний возраст
высказывается особенно Монтессори. Она
обучает чтению и письму 4-летних детей.
В процессе игры, путем предварительных
упражнений, как правило, все дети в ее
садах в Италии в 4 года начинают писать,
а в 5 лет читают так же хорошо, как ребенок
первого школьного года. Своеобразие
всего приема Монтессори заключается в
том, что письмо возникает как естественный
момент в процессе развития руки, трудность
письма для детей заключается не в
незнании букв, а в недостаточной
развитости мелкой мускулатуры руки.
Путем
тщательного упражнения Монтессори
приводит к тому, что письму дети научаются
не путем писания, а путем подготовления
к письму детей, путем рисования штриховки.
Они научаются писать до того, как
приступают к письму, и поэтому начинают
писать сразу, вдруг или самопроизвольно.
Весь процесс обучения письму занимает
очень мало времени. Двое ее детей 4 лет
менее чем в полтора месяца научились
писать так, что могли написать уже
самостоятельно письма. Из исследований
над развитием ребенка в семье, где в
большом употреблении книги, карандаши
и особенно, где есть старшие читающие
и пишущие дети, мы знаем, что ребенок
также самопроизвольно в 4—5 лет овладевает
письмом и чтением, как овладевает и
устной речью. Ребенок самостоятельно
начинает писать отдельные буквы, цифры,
читать их на вывесках, складывать из
них слова и естественным путем проделывает
то, что в детском саду формирует
Монтессори. Но, пример Монтессори, лучше
всего показывает, что дело гораздо
сложнее, чем оно может показаться с
первого взгляда, и если, с одной стороны,
школьное обучение письму является
запоздалым в том смысле, что дети уже в
4—5 лет могут вполне овладеть этими
механизмами как со стороны мускульно-моторной,
так и со стороны символической функции,
то, с другой стороны, как это ни странно,
обучение письму в 6 и даже в 8 лет является
преждевременным в том смысле, что техника
письма дается ребёнку раньше, чем у него
назревает потребность в письменной
речи и чем письменная речь становится
для него нужной.
Если письмо и как
мускульная деятельность, и как
символическое восприятие знаков очень
легко возникает из игры, то по роли,
которую оно играет в поведении, оно
далеко отстоит от игры.
В этом смысле совершенно правы те критики Монтессори, которые показывают всю ограниченность того понимания развития, которое у Moнтессори вытекает из натуралистического анатомизма и ведет к механической пассивности. В течение полутора месяцев, говорит Гессен, 4—5-летние дети научаются писать с изумляющей нас каллиграфичностью, но отвлечемся на время от правильности и изящества выводимых детьми букв и обратим внимание на содержание написанного. Что пишут дети Монтессори? «Мы желаем доброй пасхи инженеру Талани и начальнице Монтессори», «Я хочу добра директрисе, учительнице, а также доктору Монтессори», «Дом ребенка, улица Кампании» и т. д.
Л.С.
Выготский отвергает возможности обучения
чтению и письму в дошкольном возрасте,
он считает даже желательным, чтобы в
школу ребенок поступил, умея писать и
читать, но тогда обучение следует
поставить так, чтобы чтение и письмо
нужно было бы для чего-то ребенку.
Если
же они употребляются только для того,
чтобы писать официальные поздравления
начальству и первые попавшиеся, явно
подсказанные учительницей слова, то
очевидно, что занятие ими будет чисто
механическим средством, которое может
скоро надоесть ребенку, в котором не
будет проявляться его активность, не
будет расти его возрождающаяся личность
[3] .
Чтение и письмо должны быть нужны ребенку. Здесь как нельзя ярче сказывается то основное противоречие, которое является не только у Монтессори, но и при школьном обучении письму, именно то, что письму обучают как известному моторному навыку, а не как сложной культурной деятельности, и поэтому, наряду с первыми вопросами о переносе обучения письму в дошкольный возраст, выдвигается само собой второе требование, именно требование жизненного письма, которое можно сравнить с требованием жизненной арифметики.
Это
значит, что письмо должно быть осмысленно
для ребенка, в нем должна быть вызвана
естественная потребность, надобность,
оно должно быть включено для ребенка в
жизненную необходимую задачу, и только
тогда мы можем быть уверены, что оно
будет развиваться у ребенка не как
привычка руки и пальцев, но как
действительно новый и сложный вид речи.
Многие педагоги, как Гессен, будучи
несогласны с общим духом обучения чтению
и письму у Монтессори, высказываются
все за перенос обучения письму из школы
в детский сад, но и здесь сказываются
ложный подход и недооценка письменной
речи во всем ее значении. Подобно речи,
говорят они, умение читать и писать, в
элементарном смысле этого слова, является
скорее навыком психологического порядка.
В.
Штерн оспаривает мнение Монтессори,
что ребенка надо обучать чтению в 4 года,
и считает не случайным то, что во всех
культурных странах начало обучения
чтению и письму совпадает с началом
седьмого года жизни ребенка. В подтверждение
этого он ссылается на наблюдение Мухов,
что именно бедность в играх в садах
Монтессори побуждает детей обратиться
к письму и чтению. В садах, устроенных
по системе Фребеля, где для детей гораздо
больше занятий, наблюдений и работы для
фантазии и интересов, самостоятельности
в игре, редко наблюдаются случаи, чтобы
дети этого возраста сами по себе проявляли
интерес к чтению и письму.
И главное, это мнение получает косвенное подтверждение из наблюдения того, как без дидактических влияний ребенок сам приходит к потребности в чтении и письме [3].
Здесь, как говорит В. Штерн, созревание этой способности протекает по совсем другим путям. Все наши исследования, приводимые выше, и ставили себе целью показать, до какой степени умение читать и писать принципиально отличается от умения одеваться и раздеваться. Грубая упрощенность задач, на которую наталкиваются обычно, сказывается ярче всего в том примере с письмом, когда даже лучшие педагоги склонны рассматривать оба навыка письма и одевания как принципиально одно и то же. Когда читаешь письма детей Монтессори и восхищаешься их каллиграфичностью, нельзя отделаться от впечатления, что перед нами дети, которые научились ударять по клавишам, но которые глухи к музыке, вызываемой их пальцами.
Третье
положение, которое мы пытаемся выдвинуть
как практический вывод из наших
исследований,— это требование етественного
обучения письму.
В этом смысле Монтессори
и сделала очень многое. Она показала,
что моторная сторона этой деятельности
может быть, действительно вызвана в
естественном процессе игры ребенка,
что письмо надо не навязать, а вырастить,
она дала естественный путь к развитию
письма.
Идя
этим путем, ребенок приходит к письму
как к естественному моменту в своем
собственном развитии, а не как к внешней
выучке. Монтессори показала, что
естественной стихией при обучении
чтению и письму является детский сад,
а это значит, что наилучший метод обучения
чтению и письму — тот, при котором дети
не научаются писать и читать, но при
котором оба эти навыка являются предметом
игры. А для этого нужно, чтобы буква
также стала элементом детской жизни,
как таковым является, например, речь.
Так же, как дети сами собой научаются
говорить, так они должны сами научиться
читать и писать. Естественный способ
обучения чтению и письму состоит в
надлежащем воздействии на окружающую
ребенка обстановку. Чтение и письмо
должны стать нужными ему в его игре.
Но
то, что Монтессори сделала в отношении
двигательной стороны этого навыка,
следует сделать и в отношении внутренней
стороны письменной речи, ее функционального
усвоения. Нужно также, естественно,
привести ребенка и к внутреннему
пониманию письма, нужно сделать, чтобы
письмо было не обучением, а организованным
развитием ребенка. Для этого мы можем
указать только самый общий путь; подобно
тому как ручной труд и овладение штрихами
являются подготовительными упражнениями
у Монтессори к развитию навыка письма,
подобно этому указанные нами моменты,
рисование и игра, должны явиться
подготовительными этапами в развитии
детской письменной речи. Педагог должен
организовать все эти действия ребенка,
весь сложный переход от одного способа
письменной речи к другой. Он должен
провести его через критические моменты
вплоть до момента открытия того, что
рисовать можно, не только предметы, но
и речь. Если бы мы хотели суммировать
все эти практические требования и
выразить их в одном, то могли бы сказать,
что рассмотрение этого вопроса приводит
нас к требованию обучать ребенка
письменной речи, а не писанию букв.
Монтессори обучала своим способом не только нормальных детей, но и умственно отсталых того же интеллектуального возраста, и при этом правильно указывают, что она развила метод Сегена, примененный впервые к умственно отсталым детям.
Монтессори
смогла научить некоторое число слабоумных
писать орфографически и каллиграфически
с таким хорошим успехом, что я могла их
заставить принять участие в общественной
школе, в экзамене вместе с нормальными
детьми. Они выдержали это испытание
очень хорошо. Таким образом, мы получаем
два чрезвычайно важных указания.
Во-первых, то, что у умственно отсталого
ребенка в том же самом интеллектуальном
возрасте процессы обучения чтению и
письму оказываются доступными, но здесь
с большей яркостью проявляется отсутствие
того требования жизненного письма и
обучения письменной речи, о которой мы
говорили выше. Именно в основе этих
методов Геллер отвергает принцип
Монтессори, указывая, что в эту пору
дети еще не доходят до понимания
написанных слов и что это есть фокус,
не имеющий никакой педагогической цены.
Часто механическая способность читать
скорее задерживает, чем продвигает
вперед культурное развитие ребенка, и
начало обучения чтению и письму, по его
мнению, следовало бы начинать не раньше,
чем ребенок достигнет той психической
зрелостл, которая необходима, для
овладения письменной речью.
Что касается метода обучения, то Геллер также высказывается за приемы дошкольного воспитания, за то, чтобы письмо и чтение у ребенка подготовлялись рисованием и возникли в процессе игры, а не школьного обучения. Важность овладения письменной речью как таковой, а не только внешней грамотой настолько велика, что, многие исследователи прямо разделяют умственно отсталых на читающих и нечитающих.
|
|
Во-первых, когда кто-то просит у вас рекомендательное письмо, подумайте, действительно ли вы можете дать ему хорошую рекомендацию. Если вы не уверены, что можете порекомендовать их, не подумав дважды, лучше вежливо отказаться от отправки рекомендательного письма, чем быть вынужденным лгать (или делать негативные комментарии, разрушающие шансы другого человека).
Если вы уверены, что можете написать положительное профессиональное рекомендательное письмо, следуйте этому процессу:
Если вы можете вспомнить конкретные примеры, подтверждающие эти качества, укажите их и в рекомендательном письме.В любом случае вам, возможно, придется потратить полчаса или около того, чтобы написать хорошее рекомендательное письмо, но если у вас есть что сказать, этот человек того стоит.
Уважаемый [ вставьте имя ],
Я пишу, чтобы рекомендовать [ имя_сотрудника ]. [ Он/Она/Они ] работал с нами в [ company_name ] в качестве [ employee_job_title ] и [ сообщил мне / работал со мной ] в моей должности как [ вставьте название вашей должности ].
Будучи сотрудником, [ имя_сотрудника ] всегда было [ качество вставки ]. За [ его/ее/их ] времени в моей команде [ он/она/они ] удалось [ вставить пример ].
Я всегда высоко ценил [ качество вставки ] среди членов моей команды и [ employee_name ] никогда не подводил. Например, когда [ вставить пример ].
[ Имя_сотрудника ] приятно работать, и я без колебаний найму [ его/ее/их ] снова.
Если у вас возникнут дополнительные вопросы о [ ему/ей/их ], не стесняйтесь обращаться ко мне по телефону [ номер телефона ].
Спасибо,
[ Ваше имя и подпись ]

Уважаемый мистер Скайуокер,
Я пишу, чтобы порекомендовать Лею Томпсон. Она работала со мной в Acme Inc. в качестве старшего менеджера по продукции и подчинялась мне в должности вице-президента по проектированию.
Как сотрудник Лея всегда была надежной и находчивой. За время работы в моей команде ей удалось провести эффективное исследование пользователей и дать ряд ключевых рекомендаций, которые привели к улучшению продукта (и, как следствие, увеличению продаж).
Я всегда ценил инициативу и желание учиться среди членов моей команды, и Лея никогда не подводила обоих. Например, когда она предложила нам организовать регулярную внутреннюю встречу, на которой более старшие сотрудники могли бы ответить на вопросы других сотрудников об их работе. Она первой воспользовалась знаниями, которые предлагались на этих встречах, и применила их в своей работе.
С Леей приятно работать — она командный игрок с позитивным и целеустремленным настроем. Я бы без колебаний нанял ее снова, если бы представилась возможность.
Если у вас возникнут дополнительные вопросы, звоните мне по телефону +10000000.
Спасибо,
Сара Лонг
Вице-президент по инженерным вопросам, Acme Inc. характер или личные ссылки.

Убедитесь, что вы действуете в рамках своих полномочий, если вы пишете от имени организации на официальном бланке. Если вы, как менеджер, хотите дать рекомендацию, но ваша организация не разрешает это делать (что было бы очень необычно), вы можете подумать о том, чтобы предоставить рекомендацию в личном качестве на личном бланке.
См. раздел, посвященный защите данных и «Права доступа субъекта», в отношении ссылок ниже. Это важно для работодателей, а также очень полезно для частных лиц с точки зрения прав доступа к ссылкам.Общая структура рекомендательного письма следующая:
Примечание.
Вы сами решаете, сколько похвалы и положительной информации включать в письмо, следовательно, необязательные элементы.
Ниже вы найдете специальные шаблоны рекомендательных писем о приеме на работу, характере, личных и торговых рекомендательных письмах.
Орфографическое примечание: В этих советах по рекомендательным письмам и образцах рекомендательных писем обычно используется написание, основанное на общепринятой форме британско-английского языка, например, «распознать», «организовать», «специализировать», тогда как в американском английском используется правописание «из». Другие слова, оканчивающиеся на «наш/или», такие как стремление/старание, благосклонность/благосклонность, также различаются в британском и американском английском. Пожалуйста, измените написание в своих рекомендательных письмах в соответствии с вашими предпочтениями.
в качестве (должности) в этой организации с (дата) по (дата/текущий день), и ему выплачивалась/выплачивается (зарплата, а также бонусы и льготы, если применимо). Их работа (должность) предусматривает следующие обязанности (кратко опишите работу). (Имя) хорошо разбирается в (детали навыков), а также (характеристики — например, надежный, надежный, хороший коммуникатор и т. д.).
Я бы с радостью взял (имя) на работу, так как считаю его/ее ценным членом команды, который постоянно добивается хороших результатов и оправдывает все ожидания.
С уважением/С наилучшими пожеланиями,
Ваше имя
В некоторых ситуациях требуются характеристические рекомендательные письма более личного характера, например:
В этих случаях следует придерживаться тех же принципов, что и выше:
Написание рекомендаций отнимает много времени и является трудным для многих людей. Предложение предоставить черновик может показаться дерзким, но оно часто необходимо и высоко ценится писателем (которого, кстати, называют «рефери»).Примечание. Если вам предлагают предоставить письменную характеристику, касающуюся судебного разбирательства, это может привести к тому, что вас попросят явиться в суд в качестве свидетеля. Поэтому убедитесь, что ссылка отражает то, что вам удобно заявить в суде.
Имя и адрес получателя (если известны)
Дата
Кого это может касаться
Подтверждаю, что знаю (имя) в течение (число) лет.
(Государственные отношения – социальные, деловые, совместная работа в другом качестве, клуб, деятельность, проект и т.
д.)
Во все времена я находил (имя/его/ее) (укажите характеристики – например, заслуживающий доверия, надежный, трудолюбивый, добросовестный, честный, миролюбивый, вежливый и т. д. – чтобы быть как можно более полезным подумайте о том, что читатель больше всего предпочтет увидеть, с точки зрения удовлетворения опасений или просмотра доказательств соответствующих необходимых навыков или характеристик).
При необходимости я буду рад предоставить дополнительную информацию. (необязательно)
С уважением/С наилучшими пожеланиями,
Ваше имя
Ниже приведен пример письма, которое вы можете написать, если вас попросят предоставить рекомендацию кто-то, кого вы знаете, кто должен предстать перед судом по уголовному обвинению. Вот некоторые моменты, которые следует учитывать при написании рекомендательного письма для явки в суд:

Примечание. Убедитесь, что ссылка отражает то, что вам удобно заявить в суде. Важно иметь в виду, что все, что вы пишете, должно быть удобным и способным достоверно повторить и, возможно, привести примеры под присягой в суде. Как сторона обвинения, так и сторона защиты имеют право принуждать свидетелей любого рода лично явиться в суд; хотя большинство письменных заявлений и писем не требуют личного присутствия, такая возможность существует.
Дата
К кому это может относиться (или к Вашей чести, или по рекомендации юридического отдела)
(заголовок) Я знаю (имя) в течение (количество) лет как (государственные отношения – деловой партнер, сотрудник, в обществе и т. д.). Я могу подтвердить, что она/он очень честный человек, чрезвычайно преданный своей семье и работе и полностью миролюбивый. (Замените описания персонажей, если это применимо). Кроме того (добавьте дополнительные описания персонажей и/или примеры поведения и/или истории человека, подтверждающие приведенное выше свидетельство). и любые другие детали, которые помогают создать доверие к вам, особенно любой опыт в оценке характеристик или поведения, упомянутых выше). С уважением/наилучшими пожеланиями, Ваше имя Положение (если применимо , которые они представят новому клиенту, ищущему гарантии качества обслуживания, надежности и т. Вот некоторые основные принципы написания торговых рекомендательных писем: Важно. Если вы пишете подобное письмо от имени своей организации для одного из ее поставщиков, убедитесь, что вы получили необходимое разрешение от директора или соответствующего органа (обычно финансового директора или директора по закупкам). Дата , которому это может касаться Новая компания Ltd (поставщик или лицо, которое является предметом. Company Ltd с 1998 года, за это время они оказали моему бизнесу отличную поддержку в области разработки веб-сайтов, оптимизации сайта, анализа поисковых систем и представления сайта. Их работа стала основным фактором успеха нашего веб-сайта, помогая ему стать одним из самых посещаемых ресурсов такого рода в Интернете. С уверенностью могу рекомендовать ООО «Новая Компания» как солидного и надежного поставщика, а также знатоков своего дела. С уважением/С наилучшими пожеланиями (имя и должность) Это пример рекомендательного письма, касающегося кредитоспособности лица или организации надежность проведения платежей. Поставщики или клиенты могут запросить такое письмо, чтобы предъявить его новому поставщику, который ищет гарантии своей финансовой надежности и кредитоспособности. В этих случаях обычно рекомендуется: Дата , которому это может относиться к New Company Ltd (поставщик или лицо, которое является предметом ссылки) I Подтверждение, что новая компания была новой компании. наш клиент с 1998 года, за это время они всегда производили платежи надежно, в полном объеме и вовремя. С уважением/С наилучшими пожеланиями, (имя и должность) Ниже приведен шаблон для работодателей, запрашивающих рекомендации от текущих или предыдущих работодателей , или других судей 9,1 9016 соискатели, кандидаты и лица, проходящие собеседование . Шаблон можно изменить для отправки другим назначенным рецензентам (например, поставщикам ссылок на персонажей). (ваш логотип, адрес и т. д.) Конфиденциально – Запрос на получение рекомендации Дата Женщина заявителя Вышеупомянутое лицо подал заявку на работу в качестве ______________ и предложил вам предоставить рекомендации или согласился, что мы можем связаться с вами для одного. Если вы предпочитаете говорить по телефону, пожалуйста, позвоните мне по телефону ________________ Удалить, если применимо: если точные даты недоступны) 2. Общий характер 3. Отношение 4. Отношения с другими/коллегами/подчиненными 5. Работа в команде 6. Личная порядочность и честность 6. Надежность 7. Спокойствие под давлением 8. Компетентность (укажите навыки, если необходимо) 9. Амбициозность 10. Общая производительность на прошлых должностях в вашей организации 11. 12. Почему человек ушел? 13. Стали бы вы повторно нанимать человека, если бы существовала подходящая вакансия? 14. Другие комментарии? 15. В соответствии с Законом о защите данных (Великобритания) указанное выше лицо обычно имеет доступ к предоставленной здесь информации, если запросит ее у принимающей организации. Организация, предоставляющая справку, освобождена в соответствии с Законом о защите данных, а организация, получающая справку, – нет. Если есть веские причины для защиты конфиденциальности (риск для рефери и т. д.), укажите их здесь. Для получения дополнительной информации о законе, касающемся защиты данных, и ссылок см.: www.ico.org.uk 16. Пожалуйста, имейте в виду, что ссылки регулируются законодательством о равенстве и дискриминации, которое с 1 октября 2006 года также включает возраст. Respondent’s/Referee’s signature____________________ date______________ Respondent’s/Referee’s name and title________________________ On behalf of (employer/organisation, if applicable) ___________________________ Please return this form to __________________________ Справочный номер__________________ Контактная информация отправителя этого запроса (электронная почта, телефон и т. Пожалуйста, сделайте копию своего ответа для личных записей и в случае сомнений по поводу чего-либо, что вы хотели бы чтобы указать в этой форме, пожалуйста, обратитесь за консультацией, прежде чем писать и отправлять ответ. Спасибо за помощь. Ваше имя Если вы очень спешите, ICO резюмирует «Рекомендуемую передовую практику» в отношении ссылок и защиты данных следующим образом (с веб-сайта ICO, извлечено из апреля 2006 г.): “В большинстве случаев вы должны предоставить информацию в справке или, по крайней мере, существенную ее часть, человеку, о котором идет речь, если он об этом попросит. Даже если судья отказывает в согласии, это не обязательно оправдывает утаивание информации, особенно если это оказало значительное влияние на человека, например, помешало ему принять предварительное предложение о работе.Однако могут быть обстоятельства, при которых вам было бы нецелесообразно раскрывать рекомендацию, например, когда существует реальная угроза насилия или запугивания со стороны человека по отношению к судье.Вы должны подумать, возможно ли скрыть личность судьи, хотя часто у человека будет хорошее представление о том, кто это написал.Если это не разумно во всех обстоятельствах предоставить информацию без согласия рефери, вам следует подумать, можете ли вы в любом случае ответить полезно (например, предоставив краткое изложение содержания т ссылки). Как правило, GDPR гласит, что физические лица имеют право запрашивать любые личные данные, которые организация хранит о них. По своему характеру ссылки будут содержать персональные данные, поэтому важно, чтобы действовал на законных основаниях и в соответствии с GDPR при обработке этих данных. Если вы запрашиваете справку в качестве работодателя, вашим законным основанием для обработки этих персональных данных может быть: Если вас попросят предоставить ссылку: Самое главное, , независимо от того, являетесь ли вы работодателем, запрашивающим справку, или бывшим работодателем, получающим справку.
д. Ниже приведены два примера торговых рекомендательных писем, касающихся качества обслуживания, оплаты и кредитоспособности.
В определенных обстоятельствах (для важных или очень важных ссылок) вы можете попросить ответственное лицо подписать письмо и отправить его от своего имени. 2.
Образец рекомендательного письма (для кредитоспособности)
Запрос рекомендации
Как попросить кого-либо о рекомендательном письме в качестве работодателя
При запросе рекомендательного письма рекомендуется учитывать следующее:
Используя приведенный ниже шаблон: 
Международное трудовое право различается по всему миру и меняется со временем. Например, законодательство об эйджизме, вступившее в силу в Великобритании в октябре 2006 года. При запросе и предоставлении справок важно действовать в рамках всех соответствующих законов, касающихся дискриминации (пол, раса, инвалидность и т. д.), в дополнение к законам, касающимся клеветы и диффамации. и т. д.
Запрос справки в качестве работодателя Шаблон 
Я был бы признателен, если бы вы предоставили любую информацию, которую вы считаете возможной, в соответствии с критериями, указанными ниже. Пожалуйста, не пишите ничего, что могло бы скомпрометировать вас или вашу организацию (если это применимо), хотя, если существуют явные доказательства значительной негативной истории, особенно серьезного характера, мы будем признательны за такую информацию.
Квалификация/обучение достигнуто
д.)________________ Закон о защите данных и рекомендации по трудоустройству – самые важные правила
Арбитром в случаях, когда может возникнуть спор, является Комиссар по информации (ICO), являющийся государственным ведомством, ответственным за обеспечение соблюдения 1988 Закон о защите данных.
Это может защитить личность рефери и в то же время предоставить человеку обзор того, что он говорит о нем» 9.0062