Первичная социализация детей – Социализация ребенка. Социализация детей и подростков в коллективе

Содержание

Социализация ребенка. Социализация детей и подростков в коллективе

Ребенок приходит в данный мир, как говорится, tabula rasa (то есть “чистый лист”). И именно от того, как малыша воспитать, и будет зависеть его дальнейшая жизнь: будет этот человек в дальнейшем успешным или же опустится на самое дно жизни. Именно поэтому в данной статье подробно будет рассмотрена такая проблема, как социализация ребенка.

Терминология

Изначально, естественно, нужно определиться с теми терминами, которые будут активно использоваться на протяжении всей статьи. Итак, социализация ребенка – это развитие малыша начиная с самого момента его рождения. Зависит она от взаимодействия крохи с окружающей средой, в то время когда ребенок будет активно впитывать все то, что он видит, слышит, чувствует. Это понимание и усвоение всех культурных и моральных норм и ценностей, а также процессы саморазвития в том обществе, к которому дитя принадлежит.

Если говорить в общем, то социализация – это процесс усвоения ребенком социальных норм, ценностей и принципов, которые существуют в данном обществе. А также впитывание тех правил поведения, которыми активно пользуются его члены.

Структурные компоненты

Также важно отметить, что социализация ребенка состоит из следующих структурных компонентов:

  1. Стихийная социализация. В таком случае речь идет о процессе саморазвития малыша под влиянием объективных обстоятельств. Проконтролировать данный компонент очень тяжело.
  2. Относительно направляемая социализация. В таком случае речь идет о тех нюансах, которые предпринимает государство для решения задач, напрямую влияющих на человека. Это различного рода экономические, организационные и законодательные меры.
  3. Относительно контролируемая социализация. Это все те духовные и культурные нормы, созданные государством в целом и обществом в отдельности.
  4. Сознательное самоизменение человека. Однако надо отметить, что данный пункт социализации не свойственен детям. Он, скорее всего, относится в большей степени к взрослым людям. Минимум – к подросткам, которые пришли к выводу, что нужно что-то менять в своей жизни.

Этапы социализации

Также надо отметить, что социализация ребенка состоит из ряда важнейших этапов, которые отличаются в зависимости от возраста крохи:

  1. Младенчество (возраст малыша до первого года жизни).
  2. Раннее детство, когда крохе от 1 до 3–х лет.
  3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет).
  4. Младший школьный (6-10 лет) возраст.
  5. Младший подростковый возраст (это примерно 10-12 лет).
  6. Старший подростковый (12-14 лет) возраст.
  7. Ранний юношеский возраст (15-18 лет).

Далее следуют иные этапы социализации, однако уже не ребенка, а взрослого человека. Ведь согласно Конвенции ООН, ребенком считается человек, который не достиг совершеннолетия. У нас – 18-летнего возраста.

Факторы социализации

Процесс социализации весьма непрост. Ведь он включает в себя и такое понятие, как факторы социализации. В таком случае речь идет о тех условиях и том поведении общества, которое четко формулирует у ребенка определенные нормы и устои. Подразделяются факторы на четыре огромных группы:

  1. Мегафакторы. Такие, что влияют на всех жителей планеты. К примеру, это космос, мир, планета. В таком случае у ребенка надо воспитывать понимание ценности Земли, то есть планеты, на которой все живут.
  2. Макрофакторы. Охватывают меньшее количество людей. А именно жителей одного государства, народа, этноса. Так, всем известно, что различные регионы отличаются климатическими условиями, процессами урбанизации, нюансами экономики и, конечно же, культурными особенностями. Ни для кого не окажется секретом, что именно в зависимости от исторических особенностей и формируется особый тип личности.
  3. Мезофакторы. Это также социальные факторы, которые сильнейшим образом влияют на человека. Так, это группы людей, разделяемые по типу поселения. То есть речь идет о том, где именно ребенок проживает: в селе, поселке или городе. В таком случае имеют огромнейшее значение пути коммуникаций, наличие субкультур (важнейший этап в процессе автономизации личности), особенности того или иного места поселения. Стоит также отметить, что региональные отличия могут совершенно по-разному повлиять на человека.
  4. Микрофакторы. Ну и последняя группа факторов, которые в наибольшей степени влияют на человека – это семья, микросоциум, домашний очаг, соседство, воспитание, а также отношение к религии.

Агенты социализации

Воспитание и социализация ребенка проходят под воздействием так называемых агентов. Кто же это такие? Так, агенты социализации – это те институты или группы, благодаря которым ребенок усваивает те или иные нормы, ценности и правила поведения.

  1. Отдельные личности. Это люди, которые непосредственно контактируют с ребенком в процессе воспитания и обучения. Родители, родственники, друзья, учителя, соседи и т. д.
  2. Определенные учреждения. Это садики, школы, группы дополнительного развития, кружки и т. д. То есть те заведения, которые также влияют на ребенка тем или иным образом.

Тут также надо сказать еще и о том, что есть подразделение на первичную и вторичную социализацию. Роль же агентов в таких случаях будет существенно разниться.

  1. Так, в раннем детском возрасте, до трех лет, важнейшая роль как агентов социализации отводится отдельным личностям: родителям, бабушкам-дедушкам и ближайшему окружению малыша. То есть тем людям, которые контактируют с ним с самого рождения и в первые годы жизни.
  2. С 3 до 8 лет в работу вступают и иные агенты, к примеру детский сад или иное образовательное заведение. Тут уже на воспитание ребенка, кроме ближайшего окружения, влияние оказывают воспитатели, нянечки, врачи и т. д.
  3. В период с 8 до 18 лет на личность человека огромнейшее влияние оказывают СМИ: телевидение, интернет.

Ранняя социализация детей

Как уже было выше сказано, процесс социализации детей состоит из двух основных этапов: первичной и вторичной социализации. Сейчас хочется поговорить о первом важнейшем пункте.

Так, в процессе (первичной) ранней социализации именно семья имеет важнейшее значение. Только родившись, младенец оказывается беспомощным и еще совершенно не готовым к жизни в новом для него мире. И только лишь родители и иные ближайшие родственники помогают ему адаптироваться в самое первое время. Стоит отметить, что ребенок после рождения не только растет и развивается, но также и социализируется. Ведь он впитывает в себя то, что видит вокруг: как родители общаются друг с другом, что и как говорят. Это же через время кроха и будет воспроизводить. И если о ребенке говорят, что он вредный, нужно в первую очередь корить не малыша, а родителей. Ведь только они провоцируют свое чадо на такое поведение. Если родители спокойные, не общаются на повышенных тонах и не кричат, малыш будет таким же. В противном случае детки становятся капризными, нервными, вспыльчивыми. Это уже и есть нюансы социализации. То есть ребенок считает, что подобным образом и нужно себя вести в дальнейшем в обществе. Что он со временем и будет делать в детском саду, на улице, в парке или же в гостях.

Какая же она, социализация ребенка в семье? Если сделать небольшой вывод, то всем родителям надо напомнить: нельзя забывать о том, что ребенок впитывает все, что видит в семье. И это же он перенесет в свою жизнь в дальнейшем.

Несколько слов о неблагополучных семьях

Успешная социализация детей возможна только лишь в том случае, если агенты будут соответствовать общественно приемлемым нормам. Именно тут и возникает проблема неблагополучных семей. Так, это особый, структурно-функциональный тип семьи, который характеризуется низким социальным статусом в самых различных сферах жизнедеятельности. Стоит отметить, что такая семья очень редко выполняет возложенные на нее функции относительно ряда причин: в первую очередь экономических, но также и педагогических, социальных, правовых, медицинских, психологических и т. д. Именно тут чаще всего возникают всевозможные проблемы социализации детей.

Средства

Процесс социализации настолько сложен, что включает в себя множественные нюансы и элементы. Так, отдельно также надо рассмотреть еще и различные средства социализации детей. О чем же в таком случае идет речь? Это набор необходимых элементов, которые являются специфичными для каждого отдельно взятого общества, социального слоя, а также возраста. Так, это, к примеру, способы ухода и вскармливания новорожденного, формирование гигиенических и бытовых условий, продукты материальной и духовной культуры, которые окружают ребенка, набор как позитивных, так и негативных санкций в случае того или иного поступка. Это все и является важнейшими средствами социализации, благодаря чему ребенок и усваивает всевозможные нормы поведения, а также ценности, которые ему пытаются привить окружающие.

Механизмы

Разбираясь, как проходит социализация личности ребенка, стоит также уделить внимание механизмам ее работы. Так, в науке различают их два основных. Первый из них – социально-педагогический. К данному механизму относят:

  1. Традиционный механизм. Это усвоение ребенком норм поведения, взглядов и стереотипов, которые характерны для его ближайшего окружения: семьи и родственников.
  2. Институциональный. В таком случае задействуется влияние на ребенка самых различных общественных институтов, с которыми он взаимодействует в процессе своего развития.
  3. Стилизованный. Тут уже идет речь о влиянии субкультуры или иных особенностей (к примеру, религиозных) на развитие ребенка.
  4. Межличностный. Ребенок усваивает нормы поведения, принципы благодаря общению с определенными людьми.
  5. Рефлексивный. Это уже более сложный механизм самоидентификации себя как единицы большого целого, соотношение себя и окружающего мира.

Еще один важнейший механизм социализации ребенка – социально-психологический. В науке он подразделяется на следующие элементы:

  1. Подавление. Это процесс исключения чувств, мыслей, желаний.
  2. Изоляция. Когда ребенок старается избавиться от нежелательных мыслей или ощущений.
  3. Проекция. Перенесение определенных норм поведения и ценностей на другого человека.
  4. Идентификация. В процессе ее ребенок соотносит себя с другими людьми, коллективом, группой.
  5. Интроекция. Перенесение ребенком на себя установок другого человека: авторитета, идола.
  6. Эмпатия. Важнейший механизм сопереживания.
  7. Самообман. Ребенок заведомо знает о неправильности своих размышлений, суждений.
  8. Сублимация. Полезнейший механизм перенесения потребности или желания в социально приемлемую реальность.

«Сложные» дети

Отдельно нужно пару слов сказать и о том, как проходит социализация детей с ОВЗ (то есть с ограниченными возможностями здоровья). Изначально надо отметить, что важнейшее значение тут имеет первичная социализация крохи, то есть все то, что будет происходить дома. Если родители к ребенку с особенными потребностями относятся как к полноценному члену общества, вторичная социализация будет не такой сложной, как это может быть. Конечно же, будут трудности, ведь особенных детей нередко негативно или просто настороженно воспринимают сверстники. К ним относятся не как к равным, что крайне негативно влияет на формирование личности ребенка. Стоит отметить, что социализация детей с ОВЗ должна проходить практически так же, как и в случае с самым обыкновенным здоровым малышом. Однако могут потребоваться дополнительные средства. Главные проблемы, которые могут на таком пути возникать:

  • Недостаточное количество необходимых вспомогательных средств для полноценной социализации (элементарно, отсутствие пандусов в школах).
  • Недостаточность внимания и общения, если речь идет о детках в ОВЗ.
  • Упущения на этапе ранней социализации таких детей, когда они себя начинают воспринимать совершенно не так, как это должно быть.

Важно также отметить, что в таком случае с детками должны работать специально для этого обученные педагоги, которые способны учитывать потребности и, главное, возможности таких особенных детей.

Дети, которые остались без родителей

Отдельного внимания заслуживают дети-сироты при рассмотрении этапов социализации такого ребенка. Почему? Все просто, ведь у таких малышей первичным институтом социализации является не семья, как это должно быть, а специальное учреждение – дом малютки, детский дом, интернат. Стоит отметить, что это порождает возникновение множественных проблем. Так, изначально такие крохи совершенно в неправильном ключе начинают воспринимать жизнь как она есть. То есть с самого раннего возраста ребенок начинает составлять себе определенную модель поведения и последующей жизни по типу той, что он видит на данный момент. Также процесс воспитания и обучения дети-сироты проходят совершенно по-иному. Таким крохам намного меньше уделяется личного внимания, они получают меньше телесного тепла, ласки и заботы с самого раннего возраста. А все это неукоснительно влияет на мироощущение и формирование личности. Специалисты уже давно говорят о том, что выпускники подобных заведений – школ-интернатов, в итоге оказываются малосамостоятельными, неприспособленными к жизни в обществе вне стен образовательных учреждений. У них нет тех основных навыков и умений, которые позволят правильно вести хозяйство, распоряжаться материальными средствами и даже собственным временем.

Социализация малыша в садике

Как происходит социализация ребенка в ДОУ? Стоит напомнить, что в таком случае речь уже пойдет о вторичной социализации. То есть в работу вступают различные образовательные учреждения, которые неукоснительно влияют на жизнь человека. Так, в детском садике главную роль играет процесс обучения малыша. Именно для этого специалистами разрабатываются самые различные образовательные программы, которым должны следовать воспитатели. Их цели:

  • Создание позитивных условий для развития детей (выбор мотивации, создание той или ной поведенческой формы).
  • Продумывание видов и форм педагогической деятельности. То есть важно составлять занятия так, чтобы они, к примеру, формировали позитивное отношение к миру, чувство собственного достоинства, потребность в сопереживании и т. д.
  • Также важно уметь определять уровень развития каждого ребенка, чтобы иметь возможность работать с каждым малышом согласно его потребностям и возможностям.

Важнейшим элементом является социализация ребенка. Программа же, которая для этого будет выбрана работниками ДОУ – это также особый и ответственный момент. Именно от этого может зависть многое в последующем обучении крохи.

Детская и взрослая социализация: особенности

Рассмотрев особенности социализации детей, хочется также все сравнить с подобными процессами у взрослых людей. В чем же есть отличия?

  1. Если говорить о взрослых, то в процессе социализации у человека меняется поведение. У деток же происходит корректировка базовых ценностей.
  2. Взрослые люди способны оценивать то, что происходит. Детки же просто усваивают информацию, безоценочно.
  3. Взрослый человек способен различать не только «белое» и «черное», но еще и различные оттенки «серого». Такие люди понимают, как нужно вести себя дома, на работе, в коллективе, исполняя определенные роли. Ребенок же просто подчиняется взрослым, выполняя их требования и пожелания.
  4. Взрослые люди в процессе социализации овладевают определенными навыками. Стоит также отметить, что только сознательному взрослому человеку подвластны процессы ресоциализации. У детей же социализация формирует только лишь мотивацию к определенному поведению.

Если социализация не удается…

Бывает так, что условия социализации ребенка совершенно неподходящие и несоответствующие общепринятым требованиям. Это можно сравнить с выстрелом: процесс пошел, но он не достигает желаемой цели. Почему же иногда социализация бывает неудачной?

  1. Некоторые специалисты готовы утверждать, что есть связь с психическими заболеваниями и неудачной социализацией.
  2. Неудачной оказывается социализация еще и в том случае, если ребенок проходит данные процессы в раннем возрасте не в семье, а в различных заведениях: интернате, доме малютки.
  3. Одна из причин неудачной социализации – госпитализм малышей. То есть если ребенок проводит много времени в стенах больниц. Специалисты утверждают, что процессы социализации у таких детей также нарушаются и не соответствуют общепринятым нормам.
  4. Ну и, конечно же, неудачной социализация может быть в случае слишком сильного влияния на малыша средств массовой информации, телевидения или же интернета.

К вопросу о ресоциализации

Рассмотрев различные социальные факторы – движущие силы процесса социализации ребенка, стоит также пару слов сказать еще и о такой проблеме, как ресоциализация. Как уже выше было сказано, детям данные процессы неподвластны. Это верно, однако если говорить о самостоятельности. То есть ребенок сам не может прийти к пониманию того, что его нормы поведения неправильные и нужно что-то менять. Это свойственно только лишь взрослым. Если же речь идет о детях, то тут встает вопрос о так называемой насильной ресоциализации. Когда ребенка просто переучивают тому, что необходимо для полноценной жизни в обществе.

Так, ресоциализация – это процесс усвоения ребенком новых норм и ценностей, ролей и навыков вместо ранее полученных и некоторое время использовавшихся. Способов ресоциализации довольно-таки много. Но все же специалисты утверждают, что именно психотерапия – наиболее эффективный и действенный способ, если говорить о детках. С такими малышами должны работать особые специалисты, и к тому же на это придется потратить немало времени. Однако результаты всегда положительные. Даже в том случае, если нормы и принципы неудачной социализации использовались ребенком на протяжении довольно-таки длительного времени.

fb.ru

Социализация детей дошкольного возраста – общение малышей со сверстниками

Что такое социализация, как ее осуществлять в разном возрасте, нужны ли ребенку дошкольные учреждения и что делать, если малыш не хочет общения

О важности детской социализации в наше время говорят очень много, не всегда понимая, что этот термин означает. Обычно ее связывают с погружением в коллектив ровесников — походом в детский сад, на кружки, в гости. Действительно, в широком смысле этим словом называется усвоение образцов поведения и ценностей того общества, в котором живет человек. Но дело в том, что социализация малыша начинается с самого рождения, и главные участники этого процесса — его родители и семья. Когда мы учим кроху есть ложкой, делиться игрушками, ждать своей очереди на горке, то занимаемся его социализацией. Этот процесс растягивается на долгие годы, и, конечно, в разном возрасте ребенок будет учиться у разных людей. Мы поговорим в первую очередь о том, как малыша социализируют родители, в том числе — выбирая для него первый круг общения.

Как ни удивительно, уже с рождения крошечный человек — социальное существо. Малыши любят, когда с ними разговаривают, и сами делают первые попытки общения: машут ручками и ножками, показывают язык, а после месяца демонстрируют «социальную улыбку», обращенную к близким людям. Даже в этом нежном возрасте вы можете поспособствовать социализации крохи.

  • Отвечайте на потребности младенца так быстро, как это возможно: берите его на руки, если он плачет, кормите, когда проголодался. Так ребенок учится базовому доверию к окружающим — это важнейший навык для дальнейшего развития;
  • «Обезьянничайте», повторяйте выражения лица и жесты малыша. Так ребенок будет тренировать мимику, необходимую для общения;
  • Отвечайте на лепет и агуканье крохи, внимательно выслушивайте его «речи» — это поможет освоить правила вежливого диалога;
  • Вовлекайте младенца в свою повседневную жизнь, ходите в гости и приглашайте к себе друзей и близких. Наблюдая за другими людьми, ребенок постигает правила общения и адаптируется к разной манере поведения: бабушка умеет щекотать и ласково воркует, а дедушка отлично изображает «самолетик» и очень громко разговаривает.

После полугода ребенок становится очень подвижным и проявляет большой интерес к окружающим. Он охотно поиграет рядом с ровесниками: время от времени они будут улыбаться друг другу или повторять по цепочке различные звуки. Но при этом к совместной игре малыши еще не способны.

К 6 – 7 месяцам у ребенка особенно активизируются зрительные зоны головного мозга: расширяется спектр того, что он способен увидеть, и малыш может испытывать страх по отношению к новому и неизвестному. В этом возрасте большинство детей начинает бояться незнакомцев и волноваться, если мама исчезает из поля зрения. Страх перед чужими часто считают признаком пугливости и излишней стеснительности, но это вовсе не так. Боязнь незнакомцев — эволюционный механизм, предостерегающий подвижного малыша от того, чтобы следовать за неизвестными (и, возможно, опасными) людьми.

Для того чтобы дать подросшему малышу новые возможности для общения, старайтесь водить его в разные коллективы. Это могут быть регулярные походы в гости к семье с детьми, развивающие занятия в бэби-клубе, плавание в грудничковом бассейне.

Советы

  • Предупреждайте других взрослых, что ваш малыш боится незнакомцев, не позволяйте им насильно брать его на руки или обнимать. Это даст ребенку уверенность в том, что мама — его надежный проводник в большой мир, а чужие люди могут правильно взаимодействовать с ним;
  • Если ребенок расплакался в людном месте, возьмите его на руки, говорите тихо и спокойно. Этим вы подчеркнете, что в обществе не принято кричать. Да, пройдет много времени, прежде чем ребенок сможет себя контролировать, но социальные нормы он постепенно усвоит;
  • Хотя малыши в этом возрасте не умеют играть друг с другом, крохе будет полезно видеть других детей своего возраста и старше. Возможно, именно с их помощью он научится чему-то новому;
  • После полугода у детей стремительно развивается чувство юмора, столь необходимое для жизни в обществе. Стимулируйте его всевозможными веселыми играми и песенками, дурачьтесь вместе с малышом.

 

Подросшего малыша все больше интересуют окружающие люди: он учится разговаривать и общаться, заводить друзей, оценивать реакцию взрослых и сверстников на его поведение. Ребенка начинают привлекать другие дети, хотя играть вместе с ними он пока по-прежнему не умеет. В этом возрасте малыши любят копировать поведение друг друга, что очень важно и полезно для социального развития. Психологи рекомендуют начиная с года регулярно водить ребенка на детскую площадку — это отличный «стартовый» коллектив. Сейчас крохе могут быть полезны развивающие занятия, но при условии, что они проходят в формате «вместе с мамой» и длятся недолго — так, чтобы это было комфортно малышу. К самостоятельной социализации он еще не готов, ему необходимо руководство значимого взрослого.

К 1,5 годам многие дети умеют распознавать эмоции окружающих. Так, ребенок осознает, что другой малыш плачет, потому что расстроен, но не знает, как на это реагировать. Пока еще дети эгоцентричны и не понимают, почему нужно делиться игрушками или уступать на горке. Ваша задача — постепенно привить им основные правила поведения.

  • В этом возрасте деткам нужна поддержка и пример в общении. Покажите им в игровой форме, как делиться и меняться игрушками или уступать очередь на площадке. Можете завести таймер или использовать песочные часы, чтобы малыш видел, сколько осталось ждать своей очереди. Во время ожидания отвлеките ребенка другой игрой;
  • Организуйте игры на очередность. Например, можно последовательно кидать мячик каждому ребенку в круге, передавать игрушку из рук в руки, устраивать соревнования по скатыванию с горки. Во время этих занятий кроха будет учиться уступать другим;
  • Не заставляйте ребенка самостоятельно искать выход из конфликтов: он этого еще не умеет. Успокойте малыша, переключите его внимание, а если ситуация накаляется, просто уведите из коллектива.

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что такое любовь и привязанность и как их проявлять. Но ему еще далеко до способности поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с чужой точки зрения. Однако малыш постепенно учится делиться игрушками, ждать своей очереди, а также начинает выделять кого-то из ровесников. Это еще не настоящая дружба во взрослом понимании, но уже ее зачатки.

После 2 лет малыш стремительно овладевает самым важным инструментом социализации — речью. Он копирует обращенные к нему слова и выражения, часто не вполне понимая их смысл, поэтому очень важно говорить с ребенком корректно и грамотно. Это же касается поведения взрослых: даже если двухлетка не реагирует на ваши просьбы, постоянно закатывает истерики, ломает и отнимает у других вещи, сохраняйте спокойствие и демонстрируйте вежливые реакции. Помните, что в итоге ребенок будет вести себя с другими так же, как ведут себя его родители с ним.

Важная задача в этом возрасте — научить ребенка распознавать эмоции и справляться с ними, ведь иначе социализация невозможна.

  • Предложите крохе рисовать грустные рожицы, когда ему плохо, или лепить злобных козявок из пластилина, когда у него портится настроение. Разглядывайте вместе картинки в книгах и обсуждайте, кто из нарисованных персонажей выглядит сердитым, напуганным или веселым;
  • В игровой форме разбирайте страхи и трудности малыша, например необходимость делиться игрушками или периодически расставаться с мамой. Каждую ситуацию можно обыграть с помощью разных фигурок или плюшевых зверей: пусть ребенок поймет, что медвежонок скучает по маме, но точно знает, что она вернется;
  • Научите малыша выражать свои чувства адекватно возрасту. Двухлетки могут рвать бумагу, топать ногами, кидаться подушками, когда сердятся. Дети, как и все люди, порой испытывают негативные эмоции, их невозможно запретить. Социализация состоит в том, чтобы научиться выражать эти чувства приемлемо и безопасно для окружающих.

Многие в этом возрасте начинают посещать детский сад, и важными участниками социализации становятся дети из группы и воспитатели. Даже если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, любой опыт общения вне дома влияет на его социализацию и служит переходным этапом на пути к школе. Кружки, игры во дворе, походы в гости, выходные у бабушки с дедушкой — все это учит его существовать в разных социальных группах и приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. И вы можете ему помочь!

  • Дайте малышу время подготовиться к новой обстановке. Например, перед первым посещением детского сада можно несколько раз прогуляться по его территории. Или проиграть дома ситуацию гостей, похода к врачу, поездки к дальним родственникам;
  • Найдите хороший детский сад. Новый коллектив и особенно воспитатели будут определять социальные нормы ребенка, и важно, чтобы они вам подходили. Идеально, когда на одного взрослого приходится не очень много детей. Если ваш ребенок робкий, поговорите с воспитателем заранее и вместе обсудите, как облегчить адаптацию крохи. Поддерживайте контакт с педагогами в течение года, чтобы вовремя отследить сложности, если они появятся;
  • Не стесняйтесь помогать ребенку в сложных ситуациях, не настаивайте на полной самостоятельности. Пригласите в гости его новых друзей, поспособствуйте улаживанию конфликта, научите, как вести себя в разных обстоятельствах.

Многие родители беспокоятся, сможет ли их ребенок достаточно социализироваться, если он не ходит в детский сад. На этот счет существуют разные мнения, но нельзя забывать, что первые дошкольные учреждения появились сто лет назад, а до этого детей вводили в коллектив другими способами. Вот как вы можете обеспечить ребенку необходимое общение:

  • Регулярно ходите в гости к другим семьям, где есть дети-ровесники. Постоянная смена лиц не нужна, лучше, чтобы у вас появились два-три «дружественных» дома;
  • Ежедневно гуляйте на детских площадках, а в плохую погоду старайтесь посещать всевозможные закрытые детские центры;
  • Запишите ребенка на кружки. У детей, которые там собираются, зачастую не только общие наклонности, но и схожие темпераменты. Велик шанс, что на занятиях малыш найдет первых настоящих друзей.

В первую очередь, не надо волноваться, если ребенок сторонится других людей: у всех разный характер и потребности в общении. Но есть несколько приемов, чтобы облегчить малышу адаптацию.

  • Не давите на него. Заставлять дружить или играть с кем-то, если малыш не хочет, — верный способ выработать отвращение к новому коллективу;
  • Не впадайте в другую крайность и не держите стеснительного ребенка дома. Даже у самого робкого малыша должна быть возможность встретить потенциальных друзей;
  • Почаще зовите других детей к себе в гости: ребенку будет проще раскрепоститься в привычной обстановке;
  • Поищите клубы и кружки по интересам ребенка. Ему будет легче преодолеть стеснительность, когда он увлечен приятным занятием;
  • Заранее репетируйте и обсуждайте ситуации, в которых малыш обычно стесняется, например день рождения друга или знакомство с новыми людьми;Моделируйте поведение ребенка — учите его быть внимательнее к другим, искать выход из конфликтов;
  • Самостоятельно организуйте игры и всевозможные детские занятия, интересные вашему малышу, и вовлекайте его в них.

Не забывайте о том, что социализация — длинный путь, который начинается с рождения и длится долгие годы. Она не ограничивается детским коллективом: ребенок будет узнавать разных людей, многие из которых станут его друзьями и наставниками. И для того, чтобы легко и успешно пройти этот путь, малышу необходима ваша помощь.

agulife.ru

Первичная социализация ребенка, социализация детей раннего возраста, социализация детей школьного возраста.

ак известно, все люди являются социальными существами. И именно поэтому очень важно, чтобы у ребенка правильно сформировались навыки общения с людьми. Для этого и родителям, и самому обществу приходится прикладывать немалые усилия, и никто не застрахован от ошибок. Конечно, первые три года своей жизни социальное общение большинства малышей ограничивается общением с мамой и родными. И это не удивительно, так как все врачи в одни голос говорят о том, что именно в это время связь между мамой и малышом особенно сильна. И поэтому и мама, и папа должны прилагать все усилия для того, чтобы у малыша сформировались правильные модели общения.

После того, как детям исполняется три года, их рекомендуется отдавать в детский сад. Это происходит не только потому, что в большинстве семей для обеспечения нормальной жизни необходимо, чтобы работали оба родителя, но и потому, что ребенку пора научиться общаться с другими людьми. И в первую очередь, со своими сверстниками. Так происходит первичная социализация ребенка.

Конечно, до этого времени ребенок также понемногу осваивает некоторые правила общения с детьми или с взрослыми. Это происходит при общении с детьми друзей и родственников, либо же со старшими братьями и сестрами. Однако считается, что основная социализация детей раннего возраста все-таки происходит в детском саду. Многие родители считают, что в детском саду ребенку нечего делать, и что они сами могут решить все вопросы, которые касаются обучения ребенка. В принципе это так. Но вот научить ребенка находиться в коллективе, будучи с ним дома, очень сложно. Именно поэтому те дети, которые до школы воспитывались дома, а не в детском саду, обычно очень стеснительные и не комфортно себя чувствуют. Когда ребенок маленький, ему гораздо проще даются все эти моменты.

Стандартная социализация детей школьного возраста заключается в распределении ролей. Обычно в школе ребенок получает статус в зависимости от того, как он учится, как хорошо умеет заводить себе друзей. В этом смысле социализация ребенка в семье сказывается на его поведении, но все же отличается от нее. И очень важно научить ребенка правильно вести себя, привить ему правильную модель поведения. До самого подросткового возраста все особенности поведения ребенка могут корректироваться.

На сегодняшний день существует реальная проблема социализации детей сирот, так как эти дети не приспособлены к общению в обычном мире. И поэтому после того, как их выпускают из детских домов, часто возникает много проблем с обществом и его законами.

stranadetstva.ru

Социализация детей

Социализация: что это?

Определение 1

Социализация – это довольно продолжительный процесс, при котором человек усваивает новые знания, приобретает опыт, воспринимает нормы поведения и различные нравственные ценности, которые являются общепринятыми в обществе.

Целью процесса социализации является перевод человека из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием.

Человек, который прекрасно осознает свою ответственность, свой образ и понимает то, что он отличается от остальных, получает больше возможностей к тому, чтобы сыграть свою важную роль в обществе.

Формально социализацию следует понимать как двухэтапный процесс:

  1. Ранняя социализация – это период, который охватывает детство, отрочество и юность человека. Сюда включен возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздняя социализация – молодость, зрелость и старость человека. Возраст, который охватывает этот период – 18-20 лет и до конца жизни человека. Здесь перед ним открывается больше путей для того, чтобы пройти социализацию и освоить новый опыт, поскольку он будет принимать участие в деятельности с совершенно новыми требованиями, которые будут удовлетворять его запросы.

Чтобы более подробно ознакомиться с многоаспектностью процесса социализации, следует упомянуть о ее стадиях.

Первая стадия – младенчество (0-1 год), где доминирующим окружением ребенка является семья, где он непосредственно получает первый опыт общения с людьми, пусть пока и не до конца сам осознает это.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) на ребенка оказывает влияние не только семья: к ней также присоединяются педагоги, ровесники, социальные сообщества и средства массовой информации. Сегодня дети в раннем возрасте начинают познавать особенности интернета и других СМИ, что влияет на его психику и становление мировоззрения.

В зрелом возрасте человек начинает смотреть на мир иначе: у него появляется собственный жизненный опыт, происходят колоссальные изменения в семье. Это может быть переезд от родителей, вступление в брак. В любом случае, в зрелом возрасте доминирующим окружением человека становится его собственная семья (жена или муж, дети), также коллеги по работе и различные социальные сообщества. Здесь человек уже более осознанно может не только выбирать необходимую информацию из общего потока, но также и выдавать свои данные, которые он получил практическим путем, основываясь на свой житейский опыт. С этим «багажом» человек проходит через всю оставшуюся жизнь, вступая в стадию старости. Здесь его жизнь также не останавливается: сегодня многие пожилые люди получают возможности освоить совершенно новые типы деятельности, они взаимодействуют с другими людьми, не чувствуют себя одиноко.

Специфика социализации ребенка

Социализация является важнейшим процессом усвоения человеком образцов общественного поведения, а также ряда психологических установок, норм и ценностей. В дальнейшем перечисленные элементы позволят ему успешно функционировать в обществе и реализоваться как личности, но с учетом того, что в детском возрасте он будет проходить грамотный и последовательный процесс социализации.

Известный факт заключается в том, что социализация личности – это процесс, который человек переживает не только на ранних этапах своего развития: это тот процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Но основы успешной социализации и адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям закладываются конкретно в детском возрасте. Например, в дошкольном возрасте ребенок, в силу своего уровня развития, осваивает первоначальные нормы поведения. В этом же возрасте ребенок активно овладевает механизмами социализации.

Замечание 1

В дошкольном возрасте на процесс социализации ребенка оказывают большое влияние так называемые «агенты социализации». Агентами являются те лица, с которыми у дошкольника происходит ежедневное и непосредственное взаимодействие.

Такими агентами социализации для ребенка могут быть следующие:

  1. Члены семьи – прежде всего, это родители, затем бабушки и дедушки, сестры и братья;
  2. Детский сад и его работники – в первую очередь, это воспитатели и нянечки, которые оказывают ребенку необходимый уход и обеспечивают его времяпровождения в детском саду;
  3. Общество – ребенок, становясь старше, но все еще находясь под опекой родителей, вступает в социальные связи и взаимодействует со сверстниками, а также с друзьями и соседями, которые также оказывают значительное влияние на его социализацию и мировоззрение.

Благодаря пластичной нервной системе, ребенок в раннем возрасте довольно восприимчив и легко обучаем. Это создает наиболее благоприятные условия и возможности для того, чтобы обеспечить успешное нравственное воспитание и социальное развитие полноценной личности. Но, одно из условий, которое не всегда учитывается родителями, другими членами семьи и обществом в целом – это то, что гиперопека над ребенком может снизить уровень его социальной ответственности. Человек будет ощущать, что за него несут ответственность его родители, поэтому это может привести ко вседозволенности со стороны подрастающего организма.

Замечание 2

Таким образом, социализация детей выступает в качестве достаточно сложного процесса, который оказывает особое влияние на всю их последующую жизнь. Если ребенок не социализируется в раннем возрасте, то у него снижаются шансы к полноценной жизни, когда он станет взрослым.

Изначально заложенные нормы и ценности человека будут определять развитие его личности, восприятия окружающей действительности. Высока роль агентов социализации, а также социальных институтов, которые содержат в себе первоначальные установки и ценности. Если воздействие благоприятно, то и человек будет развиваться стабильно, адаптируясь к возможным социальным изменениям, происходящим в социуме. Важна адекватность оценки событий, адекватность ценностей и норм, которые закладываются в семье, ценностям и нормам, которые присутствуют в обществе.

spravochnick.ru

Первичная социализация

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[3][нет в источнике]

]Вторичная социализация

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

]Ресоциализация

Основная статья: Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

[5]

]Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.[6]

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.[7]Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

53 социальный контроль

Усилия общества, направленные на предотвращение деви­антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре­деляются понятием «социальный контроль».

 Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно оп­ределить как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт­роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.Существует следующая классификация санкций.

 Виды санкций

•  Формальные:

– негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

– позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

•   Неформальные:

– негативные — осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

– позитивные — благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

 Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов

 Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс­твенников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны обществен­ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

 Формальный (инсти­туциональный) — ос­нован на поддержке действующих соци­альных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

 В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут­реннего контроля.

 Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

 В традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, в современном его основой вы­ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс­титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза­менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс­тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен­ным каналам радио, телевидения, печати.

 В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор­ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа­ющей среды и т. д.

 Детальный (мелочный) контроль, при котором руково­дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер­гивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ­ектом становится государство, и он превращается в специали­зированный общественный институт.

 Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт­роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са­моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу­шают внутренние волевые усилия. Методы социального контроля 

Изоляция

 Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере­воспитания его

 Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об­щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри­нятые нормы

 Реабилита­ция

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци­альных ролей в обществе

54 отклоняющееся поведение и его формы

studfiles.net

Первичная социализация ребенка.

2. Маргинальная (переходная) социализация подростка.

3. Устойчивая или концептуальная социализация юности (13). Данные периоды выделяются в связи с определенными возраст­ными особенностями социального развития и процесса социализации индивида. При этом следует отметить, что было бы неверно ставить знак равенства между социальным и психическим развитием, которые дале­ко не всегда совпадают и, в свою очередь, определяются, исходя из разных критериев.

В свое время Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, предложил рассматривать возрастную периодизацию психического развития, исходя из трех основных критериев:

1. Личностные новообразования.

2. Ведущая деятельность.

3. Социальная ситуация развития. В результате на основе этих критериев были выделены такие основ­ные периоды детского развития, как младенчество (до года), период детства (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (3—7 лет), младший школьный возраст (7—II лет), подростковый (II— 14/15 лет), юно­шеский (14/15—17 лет).

Однако в настоящее время становится очевидным, что заданная система координат для выделения отдельных периодов психического развития ребенка отнюдь не является достаточной при определении психологического времени личности, уровня социального развития и социальной зрелости личности. Необходимость новой системы ко­ординат определяется прежде всего тем, что существуют самостоятель­ные понятия хронологического, то есть паспортного, физиологического, психологического возраста, и возраста, характеризующегося уровнем психического и социального развития, которые не совпадают, следова­тельно, нужны и самостоятельные критерии для их определения и периодизации.

Так, Е.И. Головаха и А.А. Кроник, анализируя проблему психо­логического времени личности, указывают, что психологический воз­раст — это характеристика человека как индивидуальности, измеряе­мая во внутренней системе отсчета, где сопоставляется субъективная значимость пережитых и ожидаемых в перспективе событий. При этом психологический возраст является многомерным, по разному проявля­ет себя в разных сферах жизнедеятельности человека и может быть обратим (55, с. 175).

Если психологический возраст — это прежде всего характеристика индивидуальности личности, некое чисто субъективное, внутреннее переживание личности, то социальный возраст, напротив — харак­теристика личности как социального существа, включенного в опреде­лю

лживую систему общественных отношений, и степень социальной зрелости при этом может быть определена степенью включенности в эту систему, характером и мерой социального функционирования, социальной активности личности.

Исследование возрастных социально-психологических аспектов социализации необходимо начинать с более четкого определения тех критериев и признаков, которые позволяют наметить самостоятельную периодизацию социальной зрелости личности. О необходимости социально-психологического подхода к возрастной периодизации писал А.В. Петровский, который также указывал на “очевидное несовпадение нетождественность понятий “индивид” и “личность”, как и понятий “психическое развитие” и “развитие личности” (137). Учитывая, что процесс развития личности не может быть сведен к суммации развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, харак­теризующих индивидуальность человека, что это процесс формирования “социального системного качества, человека, субъекта системы человеческих отношений”, А.В. Петровский предполагает, что в аспекте формирования личности для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной ведущей деятельности, а деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой (или лицом) (137, с. 19— 20). Если с позиции высказанных А.В. Петровским взглядов проанализировать функциональную сторону процесса социализации, то есть то, как, под влиянием каких ведущих институтов, механизмов, способов социализации происходит усвоение социального опыта в разные возрасòíûå периоды, то очевидно просматриваются ощутимые возрастные различия.

Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой коллектив. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института социализации.

На неодинаковый удельный вес разных институтов социализации разных этапах социализации указывают в своих работах И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин и другие.

Наряду с определением доминирующих институтов социализации, в психологии выделены доминирующие на возрастных этапах виды врущей деятельности. В частности, указывают на важную роль игры в раннем детстве, учебы в школьные годы, труда в период трудовой стадии.

Очевидно также и то, что индивид в процессе социализации испытывает не только разную степень влияния со стороны различных групп, не только отдает предпочтение разным способам социализации, но и Заедая стадия определяется своими преобладающими по степени воздействия механизмами социализации.

Так, например, в раннем детстве преобладают неосознаваемые спо­собы воздействия окружения на индивида — внушение, подражание,

идентификация. По мере роста и развития сознания, самосознания, повышения избирательного, активного начала по отношению к окру­жению начинают преобладать другие механизмы социализации — референтные группы, престиж, авторитет, социальные экспектации. Мало того, и неосознаваемые механизмы, которые в значительно мень­шей мере, но продолжают оказывать свое влияние, приобретают ее временем иное качество, поскольку повышается степень осознанности тех социальных ценностей, которые усваиваются индивидом.

Таким образом, по функциональному критерию можно выделить такие признаки, позволяющие наметить возрастные различия в процессе социализации, как доминирующие, играющие ведущую роль на данном возрастном этапе институты, механизмы и способы социализации.

Что касается содержательной стороны процесса социализации, то в данном случае возрастные отличия также можно зафиксировать в тех основных сферах, в которых осуществляется накопление и усвоение социального опыта, то есть, в сфере труда, общения, самосознания. В отношении сферы труда возрастные различия в процессе социализации проявляются в зависимости от готовности индивида к будущей про­фессиональной деятельности, в зависимости от того, как, каким путем и способом осуществляется эта подготовка, начиная от социально-роле­вой игры и общеобразовательной учебы в период первичной социа­лизации, и включая формирование профессиональных намерений и ориентаций, учебно-профессиональную деятельность в маргинальный переходный и концептуальный юношеский период социализации.

В сфере формирования внутренних регуляторов общественного по­ведения индивида, согласно логике В.А. Ядова, в первый период началь­ной социализации идет формирование неосознаваемых регуляторов, ранних фиксированных установок, регулирующих поведение индивида в простейших, естественных ситуациях, затем формирование диспо­зиций, осуществляющих регуляцию в условиях группового общения, что характерно прежде всего для подросткового возраста, далее в период концептуальной социализации в юности по мере профессионального и личностного самоопределения формируются диспозиции более высоко­го уровня, проявляющиеся в социальных установках и ориентациях, направленности и целях жизнедеятельности индивида.

При выделении возрастных стадий социализации необходимо учи­тывать также и уровень развития самосознания личности, степень сформированности ее субъектно-активного начала по отношению к окружающему миру и к себе как объекту и субъекту воспитания.

Б.Г. Ананьев в своей работе “О психологических эффектах социа­лизации” отмечал, что важным моментом в процессе социализации является переход индивида от объекта воспитания к субъекту воспи­тания, то есть постепенное повышение его активной роли как по отно­шению к общественной жизни, так и по отношению к формированию собственной личности (8, с. 145).

Таким образом, выделение стадий социализации происходит по несколько иным критериям, чем возрастная периодизация психическо­го развития личности в процессе ее онтогенеза, на протяжении всего ее жизненного пути от рождения до смерти.

 

Если в периодизации психического развития прежде всего учитываются психофизиологические изменения, то при периодизации социального развития личности имеются в виду особенности взаимодействия личности с социумом в разные периоды ее жизни, то есть степень включенности ее в разнообразные виды общественной деятельности, характер взаимодействия со своим окружением в процессе усвоения социального опыта и воспроизводстве общественных отношений.

С учетом вышесказанного можно предложить следующие критерия, по которым выделяются различные уровни социального развития:

1. Степень включенности индивида в трудовую деятельность (сте-1рь усвоения определенных профессиональных знаний, навыков, социальных ролей, а также выполняемые социальные роли и социальный статус, занимаемый личностью в системе общественных отношений).

2. Институты социализации, оказывающие доминирующее влияниe на индивида на данной стадии социального развития личности.

3. Основные способы социализации, то есть, иными словами, опосредствованные ведущей деятельностью взаимоотношения с окружа-1рими, определяющие социальное развитие личности на данном воз-яргном этапе.

4. Социально-психологические механизмы социализации, оказывающие преобладающее воздействие на данной стадии социального развития.

5. Уровень развития самосознания личности и степени проявления субъектно-активного начала, как по отношению к своему ближайшему окружению, так и по отношению к себе как объекту и субъекту.

А.В. Петровский, осуществляя попытку социально -психологического подхода к возрастной периодизации социального развития личности, выделил три так называемых макрофазы, которые по содержанию и характеру развития личности определяются как:

детство — процесс адаптации индивида, выражающийся в овла-фми нормами и социальной адаптации в обществе;

отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности “быть личностью”

юность — интеграция, процесс, когда складываются черты и

свойства личности, отвечающие необходимости и потребности группового и собственного развития (137).

Учитывая, что периодизация социального развития опирается на сколько иные критерии, чем периодизация психического развития ребенка, она имеет также и несколько иные возрастные рамки и границы. На наш взгляд, в периодизации социального развития вряд ли оправдано вслед за возрастной психофизиологической периодизацией дробить социальное развитие индивида на более мелкие временные периоды, связанные с формированием психологических новообразований.

Так, в периодизации психического развития старший подростковый (14— 15 лет) и ранний юношеский (16— 17 лет) возраст относят разным возрастным периодам, однако в периодизации социального развития оба эти периода обозначены как маргинальный переходный период социализации, что вполне объяснимо сходством тех процессов,

которые характеризуют социальное созревание индивида в переходный период на рубеже подросткового и юношеского возраста (совпадение механизмов, институтов, способов социализации, степени включен­ности в систему общественных отношений и т.д.).

Любопытно, что криминологи, юристы, употребляя понятие “несо­вершеннолетний”, которым, кстати говоря, оперируют и законодатели; также имеют в виду возраст 14—17 лет, то есть возраст, который характеризуется определенным социальным статусом молодого челове­ка в обществе, его гражданскими правами и обязанностями. Этот граж­данский социальный статус, закрепленный в системе законодательных актов, как бы отражает особое маргинальное переходное от детства è взрослости положение несовершеннолетнего, который, в отличие îò ребенка, уже имеет определенные права и обязанности, однако степей) его социальных прав и ответственности по сравнению со взрослыми еще ограничена. Имеются в виду прежде всего ограничения в сфере трудового, семейного, уголовного законодательства, связанные с ограничен ной возможностью вступления в брак, трудоустройства, ограничениям в уголовной ответственности и т.д.

Таким образом, если старший подростковый и ранний юношеский возраст имеют определенные психофизиологические различия, то по способам, механизмам и конечным эффектам социализации эти возрастные периоды весьма близки.

Для выявления особенностей социализации на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возраста нам необходимо ответит прежде всего на вопросы, связанные с определением ведущих институтов, механизмов, способов социализации в этом возрасте, а также н, вопрос о роли и проявлении субьектно-активного начала у старшего подростка и юноши и уровне их социального развития.

Все эти вопросы имеют далеко не праздный интерес, с ответа на ни: начинается научно обоснованный подход к практике социального управления процессом социализации и предупреждению десоциализаци несовершеннолетних. В настоящее время в отечественной психологии достаточно полно изучены особенности психофизиологического раз вития подростков, при этом обстоятельно показано в чем заключаются кризисные явления этого возраста. Отдельно кризисные явления подросткового возраста рассмотрены и систематизированы нами в самостоятельной главе, посвященной проблеме психобиологических предпосылок асоциального поведения и их учета в воспитательно-профилактической работе.

Однако, следует отметить, что в значительно меньшей мере изучена проблема социального развития подростка, и по сути дела, остаются нераскрытыми вопросы о ведущих институтах, механизмах и способа социализации, а также о содержательной стороне процесса социализации в этом возрасте.

Одной из характерных отличительных черт переходного период являются те серьезные изменения, которые происходят в это время сфере самосознания. Когда подростковый возраст называют решающим этапом в формировании личности, имеют в виду прежде всего тот факт, что в этот период закладываются основы самосознания, представлении о себе, как о субъекте труда, общения, познания.

Как отмечает И.С. Кон, юноша стоит на пороге великого выбора, выбора профессии, спутника жизни, жизненных идеалов, убеждений, мировоззрения. Без самопознания и достаточно полного представления о себе, о своих возможностях невозможны ни профессиональное, ни духовное самоопределение юноши (81, с. 366).

Ïðîöåññ формирования самосознания существенным образом изменяет характер отношений подростка с окружающими его людьми, как взрослыми, так и сверстниками, приводит к заметной перестройке институтов, механизмов и способов социализации.

У подростка проявляется довольно отчетливо выраженное стремление к самостоятельности, эмансипации, автономности от взрослых, выражающееся в обостренной критичности по отношению к взрослым, родителям, учителям, в повышенной конфликтности со взрослыми. Это стремление к автономности от взрослого отнюдь не случайно. Подобным образом активно формирующееся у подростка сознание и самосознание “защищается” от внушающего влияния взрослых, от тех неосознаваемых механизмов социализации, которые до сих пор играли ведущую роль в социальной адаптации ребенка.

Вместе с тем у подростка появляется не менее настойчивое стремление к обществу сверстников, повышенное внимание к их мнению, повышенная потребность общения, самоутверждения. По сути дела, эти два явления, характеризующие перестройку отношений со взрослыми и сверстниками, следствия одного и того же процесса активного формирования самосознания, которое, как известно, затруднено без общения, без взаимодействия с себе подобными, на что в свое время уделял Л.С. Выготский. Таким образом, референтная группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности, играют решающую pîëü социализации подростка, в усвоении им определенного социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов, внутреннего плана сознания.

выводу об особой важности, которую приобретают взаимоотношения со сверстниками в социальном развитии подростка, пришли также ведущие исследователи подросткового возраста за рубежом. Так американский психолог В. Зельцер в изданной в 1982 году в США монографии “Социальное развитие подростков: динамическое функциональное взаимодействие” отмечает, что психологический процесс осознания своей личности протекает в форме внутренней идентификации с определенной референтной группой. В подростковом возрасте такую группу составляют сверстники. “Контакт со сверстниками для подростка не менее важен, чем для младенца общение с матерью. Каждый подросток стремится по сути дела к достижению одной и той же цели – личного самоутверждения. Средствами ее достижения выступают взаимные представления членов группы друг о друге” (315).

Отечественные исследования (в частности, В.Ф. Кондратишко), подзывают, что так называемая современная безнадзорность детей и подростков, приводящая к асоциальным отклонениям и правонарушениям, обуславливается деформацией социальных связей несовершеннолетних, когда на первое место по сравнению с семьей и школой по степени влияния выходят неформальные асоциальные группы сверстников (82).

О той важной роли, которую играет референтная группа для социализации в переходный период, свидетельствуют результаты проведен-

ного нами сравнительного исследования референтных групп, на кото­рые ориентированы в своем поведении педагогически запущенные под­ростки с асоциальным поведением и их благополучные сверстники.

Для выявления референтной ориентации подростков — учащихся 7 — 8 классов, которые были разделены на две группы (благополучных и педагогически запущенных учащихся с асоциальным поведением, по 300 человек в каждой группе) были заданы вопросы: “С чьим мнением вы считаетесь? (а) одноклассников; б) друзей вне школы; в) взрослых).

1. При оценке своих плохих и хороших поступков?

2. При выборе профессии?

3. При выборе художественной литературы для чтения?” Результаты опроса дополнялись материалами экспертного оце­нивания личности учащихся, проведенного по специальной методике, выявляющей степень социальной зрелости и характер асоциальных отклонений в поведении и сознании “трудных” учащихся.

Таким образом, мы попытались выявить реальную референтную группу в морально-этической, художественной и профессиональной ориентации подростков и сопоставить реальное поведение учащихся их референтной ориентацией. Результаты обработки ответов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Какие же выводы позволяет сделать изучение референтных груш благополучных и трудновоспитуемых, педагогически запущенны) учащихся? Во-первых, мы видим, что благополучные и трудновоспитуемые ориентируются на разные референтные группы. Так, в морально этических ориентациях при оценке своих поступков благополучные i первую очередь считаются с мнением одноклассников (37,5%), во вторую — с мнением взрослых (30%) и лишь в третью очередь — с друзьями вне школы (27,5%). Большинство трудновоспитуемых (51,2%

ориентируются на мнение друзей вне школы, неформальные уличные компании, асоциальные группы. Достаточно большая часть оставили этот вопрос без ответа (27,2%), и лишь единицы трудновоспитуемых ориентируются при оценке своих поступков на взрослых и одноклассников (8,1% и 13,5%).

Судя по профессиональным ориентациям видно, что подростки прежде всего предпочитают прислушиваться к мнению взрослых. Однако у благополучных эти ответы составили 70%, а у педагогически запу­щенных всего лишь 29%. По сравнению с благополучными школь­никами почти в 6 раз превышено число педагогически запущенных, которые затрудняются с ответом на этот вопрос. То есть, в таком важном вопросе, как выбор профессии почти половине педагогически запущен­ных ребят практически не с кем посоветоваться.

Вообще количество оставленных без ответа вопросов у педагоги­чески запущенных во всех трех случаях достаточно высоко. В мораль­но-этической ориентации — 27 %, что более чем в 5 раз больше, чем у благополучных, в художественной ориентации — 35% (более чем в 8 раз во сравнению с благополучными), в профессиональной ориентации — 41% (более чем в 6 раз). Это может свидетельствовать либо о весьма поверхностных неглубоких контактах этих подростков со своим окру­жением (взрослыми и сверстниками), либо об отсутствии стремления к самоанализу, а может быть, и о том и о другом вместе.

Одновременно с этим следует отметить, что ориентация на нефор­мальные группы, друзей вне класса, наблюдается у четвертой части (27,5%) благополучных учащихся, что однако не свидетельствует о нарушении процесса социализации, поскольку, как показывают дополнительные исследования, эти неформальные товарищеские группы формируются на основе социально-значимой деятельности и полезных интересов под влиянием взрослых.

Таким образом, сопоставление, сравнение реальных референтных групп, на которые ориентируются “трудные” и благополучные под­ростки, позволяет сделать вывод о том, что референтные группы как механизм социализации играют весьма существенную роль в усвоении подростком определенного социального опыта. Содержание групповой деятельности, групповые нормы и ценности референтных групп в значительной степени определяют социальное развитие подростка, его ценностно-нормативные представления и ориентации, содержатель­ную сторону процесса социализации в этом возрасте.

Учитывая ту важную роль, которую играют референтные группы в социализации подростка, весьма существенным для организации под­ростковых коллективов, для управления процессом социализации не­совершеннолетних, оказывается вопрос о референтной значимости того или иного коллектива в глазах подростка, а также о причинах, способ­ствующих ее снижению или обуславливающих, по выражению ЯЛ.Коломинского, “потерю референтности”. (77)

Поскольку основным содержанием процесса социализации в этом возрасте является формирование самосознания, как важнейшего фак­тора профессионального и духовного самоопределения, на пороге которого стоит подросток и юноша, то и ответ на вопрос о выборе референтной группы подростком необходимо начинать с анализа условий, кото­рые имеются в той или иной группе, коллективе для наиболее успешно-

го формирования самосознания, самооценки, представления о себе, своих силах и возможностях, а, стало быть, в конечном счете для самоутверждения подростка. Стремление к самоутверждению, потребность в высоком престижном статусе среди сверстников органически присущ подростку. Чувствительность к мнению окружающих, сверстнике. прежде всего — характерные особенности подросткового возраста, обуславливаемые сложными процессами формирования самосознания „этом возрасте.

Не случайно Л.С. Выготский писал: Личность становится для себя тем, что она есть в себе через то, что она предъявляет другим” (49, с. 196)

Сравнивая самооценки учащихся подростковых классов с ожидаемыми оценками от лица учителей, одноклассников и уличных друзе1 (для правонарушителей это были члены асоциальных групп в состав которых было совершено преступление), мы пришли к выводу о Tai называемой “престижной неудовлетворенности”, то есть о неудовлетворенности несовершеннолетних правонарушителей своим престижным статусом в коллективе класса. Причем 52% изученных правонарушителей испытывали полную престижную неудовлетворенность и о лица учителей и от лица одноклассников, в то время как в исследуемо] группе благополучных школьников таких выявилось лишь 4 %. 46%-подростков правонарушителей выявили частичную престижную неудовлетворенность либо от лица учителей (31%), либо от лица одноклассника

(9%).

Таким образом, лишь 8 % правонарушителей удовлетворены своим статусом в классе, в школе. Потребность самоутверждения реализуете по сути дела у “трудных” на улице, поскольку благоприятное соотношение самооценки (3,6 балла) и внешней ожидаемой оценки (3,7 балла) выявлено у несовершеннолетних правонарушителей лишь среди внешкольных уличных друзей.

В свою очередь, реализация потребности самоутверждения сопряжена с двумя важнейшими условиями. Во-первых, с наличием определенной сферы деятельности, позволяющей человеку в полной мер реализовать себя.

А во-вторых, с наличием общественного признания своей деятельности, выраженного окружающими, и, если говорить о подростках, т наличием общественной оценки, одобрения, именно со стороны референтной группы сверстников, играющей важную роль в социализации подростка.

Невозможность добиться успеха, отсутствие такой деятельности, которой подросток может реализовать себя, психологический диском форт, наступающий в результате престижной неудовлетворенности как это бывает с “трудными” в классе в силу их слабой успеваемости конфликтов с учителями и одноклассниками, ведет к отчуждению о коллектива класса, снижению его референтной значимости в глаза подростка, к поискам иной предпочитаемой среды общения и референтной группы сверстников. И когда эта группа формируется вне социально-значимой деятельности, в условиях пустого времяпрепровождении и рискованных хулиганских занятий, стремление к самоутверждении стремление быть на уровне в глазах своей референтной группы, становится основным криминальным фактором, делающим такую группу по меткому выражению А.М. Яковлева, “катализатором” преступною поведения несовершеннолетних (187).

Совершенно иной эффект можно наблюдать, когда потребность общения и самоутверждения реализуется в референтной группе сверстников формирующейся на основе социально-значимой деятельности. Например, в специализированном подростковом клубе, где общение и самоутверждение ребят происходит на основе разнообразного круга полезных дел, спортивных занятий, участия в органах клубного самоуправления, в технических клубах и спортивных школах, где не просто функционируют кружки и секции, а есть настоящий детский коллектив , созданы благоприятные условия для общения и самоутверждения

В таких случаях не только не возникает проблема трудновоспитуемости, но и успешно идет перевоспитание, ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, деятельность, на основе которой в условиях референтной группы реализуется потребность самоутверждения подростка, иными словами, референтно-значимая деятельность, играет чрезвычайно важную, по сути дела, ведущую роль в социальном развитии

Эта ведущая роль определяется, во-первых, тем, что содержание референтно-значимой деятельности и степень ее успешного осуществления подростком является важнейшим условием выбора референтной группы и предпочитаемой среды общения, которая выступает основным ведущим транслятором социального опыта в подростковом возрасте. Bo-âòîðûx, характер референтно-значимой деятельности опосредствует в известной степени межличностные отношения, те групповые нормы и ценности, которые выступают регуляторами этих отношений в группе и коллективе. Коллектив, формирующийся на основе социально-значимой деятельности живет по другим законам, чем асоциальная группа с криминогенной направленностью. И, в-третьих, опосредствуя определенным образом характер межличностных отношений, групповые нормы и ценности, референтно-значимая деятельность определяет тем самым содержание усваиваемых, интериоризуемых подростком ценностно-нормативных представлений, выступающих в качестве регуляторов общественного поведения. При этом стремление к самоутверждению, стремление к завоеванию признания в своей референтной группе способствует весьма активному включению подростков в рефе­рентно-значимую деятельность, повышая тем самым ее “КПД” как транслятора определенного социального опыта, групповых норм и ценностей.

Думается, что введение понятия референтно-значимой деятель­ности поможет решить затянувшийся спор о ведущей деятельности подростков, которой, как известно, поутверждению Д.Б.Эльконина и представителей его школы, является общение (47, с. 177), а по утверждению Д.И.Фельдштейна, ОПД — общественно – полезная деятельность

При этом Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, справедливо отмечая повышенную потребность в общении, проявляемую подростком, связанную с формированием самосознания, тем не менее не учитывают тот факт, что выбор предпочитаемой среды общения осуществляется в первую очередь с учетом возможности реализации потребности самоутверждения, которую предоставляет та или иная группа или коллектив.

Спорным также представляется утверждение Д.И. Фельдштейна, что ОПД является ведущей деятельностью подростка. Действительно в воспитательных целях такое соответствие было бы желательным, широко распространенное в настоящее время явление отхода молодь людей, подростков от организованных форм общественно-полезной деятельности не позволяет согласиться с этим утверждением. Чтобы ОПД стала ведущей деятельностью, она должна быть для подростка референтно-значимой, то есть выступать для него основой для самореализации в условиях референтной группы сверстников, в таком случае она действительно играет роль решающего фактора формирования граждане” зрелой, общественно-активной личности. Если этого по каким-то причинам не происходит, и ОПД не является одновременно референтн- значимой деятельностью, возникает неизбежное отчуждение подроет от коллектива, поиски иного референтно-значимого окружения, кот рое и окажет ведущее значение в формировании личности подростка

Итак, референтно-значимая деятельность выступает по сути дела ведущей деятельностью подростка, и опосредствованные ею взаимоотношения, в которые вступает подросток в процессе этой деятельное со своими сверстниками, являются ведущим способом социализации каналом, по которому происходит усвоение социального опыта и пер вод внешних групповых поведенческих регуляторов во внутренние.

В заключение следует отметить, что раскрытие социально-психлогических закономерностей социализации необходимо для организации воспитывающей среды, то есть такой среды, где созданы необходимые условия для функционирования социально-психологических ведущих механизмов и способов социализации, обусловливающих перевод системы внешней регуляции, групповых норм и ценностей в си тему внутренней регуляции. В противном случае индивид оказывает невосприимчивым к нормам и ценностям ближайшего окружения, такое окружение по сути дела утрачивает функции института социализации, уступает влиянию иных групп и социальных институтов. Т кого рода эффекты отчуждения от основных институтов социализации (школы, семьи) с наибольшей вероятностью возникают в подростков в возрасте, когда возрастает избирательность, активность подростка выборе предпочитаемой среды общения и референтных групп. Их выбор определяется наличием необходимых условий для формирования сам сознания, самооценки подростка, для реализации потребности самоутверждения и завоевания определенного престижного статуса в популяции сверстников.

11.5. Нарушения социализации. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

Социализация индивида, усвоение им социального опыта проход; по мере все более активного включения в многоплановые и разносторонние общественные отношения, по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром. Показателем социальной зрелое личности служит ее готовность быть активным сознательным поли ценным членом общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные, внутрисемейные, товарищеские и друг функции и обязанности. Социально зрелая личность способна не толь успешно адаптироваться к своей среде, но и активно влиять на не

перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеждениями, принципами и ценностными ориентациями. Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать различные формы и обуславливаться различными причинами. Скажем, инфантильность, социальная незрелость, возникающие в результате различных условий воспитания, преднамеренного ограждения подростки и юноши от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий по определению каких-либо жизненных целей и т.д. Либо социальная дезадаптация, проявляющаяся в различных социальных отклонениях корыстного, агрессивного, социально-пассивного типа, как надокриминогенном уровне, когда происходят нарушения норм морали, так и на криминогенном, выражающемся в действиях преступных, уголовно наказуемых.

То есть, видимо, необходимо различать нарушения социализации, при которых социальная дезадаптация, неадекватность поведения не носят асоциального и тем более противоправного характера, и нарушения социализации, дезадаптация при которых носит антиобщественный характер, противоречащий нормам морали и права, когда правомерно говорить о процессе десоциализации. Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права, и которые в общем счете обуславливают, по словам Л.С. Выготского, “врастание человеческую культуру”. Формирование личности в данном случае влиянием различных асоциальных, либо преступных субкультур с собственными групповыми, корпоративными нормами и ценностями, носящими антиобщественный характер. По сути дела десоциализация — это не что иное как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности.

Н.А Стручков считает, что “десоциализация выражается в том, что появляется личность правонарушителя (преступника)” — но перед этим оговаривается, что личность преступника и субъект преступления понятия неидентичные. Субъект преступления далеко не всегда обладает социальными, вернее, асоциальными свойствами преступника (163,45).

Действительно, как человек, совершивший преступление, не всегда может характеризоваться асоциальными качествами (преступление по неосторожности, в состоянии аффекта, превышение действий, необходимых в целях обороны и т.д.), так и личность асоциального типа может удерживаться от противозаконных действий, и, таким образом, не быть преступником в криминогенном смысле слова.

А.Р. Ратинов, разработавший теорию личности преступника, подчеркивает, что для личности преступника в первую очередь характерно

определенное искажение системы ценностно-нормативных представлений, выражающееся в неправильном отношении, либо неправильно трактовании существующих норм морали и права, что приходит к совершению преступления, служит защитными механизмами самооправдания (147, с. 3—39).


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Социализация детей дошкольного возраста

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Социализация детей дошкольного возраста – процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника

  • внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;
  • внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:

  • для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;
  • после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать;
  • от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

Гендерная социализация дошкольников

Гендер – это социальный пол, значит, гендерная социализация – это определение в процессе социализации принадлежности к тому или иному полу и усвоению соответствующих норм поведения.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте начинается еще в семье, где ребенок усваивает социальные роли мамы (женщины) и папы (мужчины) и проецирует ее на собственные межличностные отношения. Хорошим примером гендерной социализации дошколят является игра «Дочки-матери», которая является своеобразным индикатором усвоенных полоролевых норм.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *