Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе
«Перелетные птицы»
Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
-Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
-Упражнять детей:
– в образовании сложных прилагательных;
– в составлении сложноподчиненных предложений.
– Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
– Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
– А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
– Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
– Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут её …
(Кукушка)
– Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.
Отгадайте следующую загадку.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
/включается аудиозапись/
3. (Аист)
Людей почти он не боится,
На крыше дома вьёт гнездо,
И где решит он поселиться
Навеки в дом войдёт добро…
/Аист/ /аудиозапись/
– Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
– Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
– У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
– Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
– А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте
на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели. )
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Упражнение «Отгадай и присядь»
– Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
– Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.
и др.Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
А теперь Фатима прочтет нам стихотворение на своем аварском языке про птичку
Фатима
Рещт1ана х1инч1 дир гох1т1а,
Унго гьелъул берцинлъи
Бицун х1алго к1оларо
Х1исаб гьабун рес гьеч1о
Баккана бакъ рокъобе
Баг1арбакъ меседил бакъ
Къалъизабуна дунял
Гвангъизабуна г1умру
А Хадижа прочтет стихотворение «Голубь»
Горбода варакъ хъвараб
Куркьбакь накъищ угъараб
Рек1ей къабулаб микки
Х1инкъич1ого бач1ун ч1а
«Мачу –чакмаби» баг1ар
Мокъокъил гочи берцин
Рещт1а нежер рагъида.
Рефлексия
– Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
– О каких новых перелетных птицах вы узнали?
– Что интересного мы узнали о кукушке?
– Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
– Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Конспект интегрированного занятия на тему “Перелетные птицы” в старшей группе
Цель:
1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы».
2. Развитие и обогащение словаря.
3. Формирование четкости и связности высказывания.
4. Согласование существительных с числительными.
5. Образование новых сложных слов.
6. Развитие мелкой и общей моторики.
7. Развитие памяти, мышления, внимания.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу.
– Ребята, а кто скажет, сейчас у нас какое время года? (Ответы детей)
Воспитатель: А какую птицу мы можем увидеть сейчас на улице?
Ответы детей: Голубь, ворона, воробей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? (- Перелётные)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сегодня в гостях у нас разные птицы: утка, журавль, скворец, соловей, ласточка, лебедь, кукушка, грач, скворец.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки?
На шесте дворец, на дворе певец. А зовут его …. Скворец. | Раньше всех из птиц встаёт, Солнцу песенку поёт, Всё живое поднимает, Как ту птичку называют? (Жаворонок) |
Сам оранжев, как закат, Клюв короткий – сильный хват. Плывет по небу, как кораблик, А называют его … (Зяблик) | Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) |
Вместе с этой черной птицей. К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач) | Встала Нянька на ходули Посреди болота. Лягушат найду ли — Вот моя забота. (Цапля) |
Нет, не дремлет на окошке — Называют птицу «кошкой». Почему так называют? Отвечай, друг, поскорей, Отвечай и не робей. Эта птица (когда страшно) Издаёт тяжёлый звук. Будто кошка где-то рядом Начала скандалить вдруг. (Иволга) | Перелётная крякушка ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка) |
Брюшко в крапинках как будто, Он поет, бывает, утром. У птицы невысокий рост, Называют ее. (Дрозд) | |
С вырезом глубокий хвост, Небольшой у птицы рост. Мы «касаткой» называем, А весною наблюдаем. (Ласточка) | |
Кто по тропочке идёт Быстрыми шажками, Длинным хвостиком трясёт? Догадайтесь сами! (Трясогузка) | |
Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли) |
-Ребята, осенью, когда наступают холода и не остается корма, они улетают в теплые края. А весной, они прилетают к нам снова. Поэтому они называются перелетными.
Упражнения для развития мелкой моторики рук «Птичка»
Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крылышками.)
–Воспитатель: Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц.
Ответы детей: – Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать.
Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?
– Оно покрыто перьями.
Воспитатель: Ребята, у каждой птицы, разное оперение.
– У скворца – темный, с зеленоватым отливом.
– кукушка – серая, с полосатым брюшком.
– ласточка – У нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная.
– лебедь – белое оперение.
– грач – черное оперение.
Игра «Скажи наоборот» – с мячом
Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.
Журавль большой, а соловей какой – маленький.
Лебедь белый, а грач – черный.
У ласточки брюшко белое, а у кукушки – полосатое.
Игра «Назови одним словом»
Воспитатель: У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать?
1. Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? (Длиннохвостая)
2. У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая?( Длиннокрылая)
3. Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? (Быстрокрылая)
4. У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? (Звонкоголосый) Молодцы ребята!
Игра «Закончи предложение»
Птенцы вылупились из… яиц.
Птицы построили много…. Гнезд.
Для скворцов ребята сделали много…… скворечников.
В гнезде птенец, а в гнёздах -…птенцы.
Во дворе дерево, а в лесу-…деревья.
Физкультминутка
Птички летали, (бегут на носочках по кругу по кругу друг за другом)
Крыльями махали, (размахивать руками, как крыльями
На деревья сели (приседают, развернувшись лицом в круг)
Вместе отдыхали.
Снова полетели, (кружатся, размахивая руками, как крыльями)
На дорожку сели. (приседают, опуская голову).
Дидактическая игра «Какая птица улетела»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки, и вспомните названия птиц, которые здесь есть.
(ЛАСТОЧКА, ЛЕБЕДЬ, СКВОРЕЦ, АИСТ, КУКУШКА)
– Посмотрите внимательно. Запомните птиц. А сейчас закройте глазки, и не подсматривайте.
– Откройте глазки и назовите, какой птицы не стало?
Будь внимательным, смотри,
Кого не стало, говори!
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
Итог занятия:
-О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей).
– Каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас, дети, предлагаю вам нарисовать любую из перелётных птичек.
Новости
Обновленная информация о мерах политики Одюбона по защите перелетных птиц.
Национальным обществом Одюбона
07 мая 2021 г.
Национальное общество Одюбона
7 мая 2021 г.
Возможно, в последнее время вы чаще обсуждаете птиц, которых видите и слышите. Миллиарды птиц пролетают через наш континент в миграционном путешествии, которое в некоторых случаях не поддается логике. От крошечных славок до канадских журавлей, многие из птиц, которых вы видите и слышите, путешествуют на сотни и даже тысячи миль туда и обратно, перемещаясь вверх и вниз по Западному полушарию. Некоторые пересекают континенты и океаны, некоторые вверх и вниз по побережью. Сейчас самый пик весенней миграции, поэтому в мае мы отмечаем Всемирный день перелетных птиц.
Фонд защиты перелетных птиц
Прямо сейчас в Соединенных Штатах у этих перелетных птиц нет давней защиты, которой они придерживались десятилетиями. Администрация Трампа, несмотря на судебные потери и значительную общественную оппозицию, ввела правило, чтобы ослабить Закон о перелетных птицах, закон 100-летней давности, который долгое время оставался основой защиты птиц в этой стране. Правило, доработанное в январе, ограничивает защиту MBTA только деятельностью, направленной на преднамеренное уничтожение птиц, освобождая от принудительного исполнения все промышленные опасности.
Это означает, что любая «случайная» смерть — независимо от того, насколько она неизбежна, предотвратима или разрушительна для птиц — стала неприкосновенной по закону. Если бы это изменение произошло в 2010 году, BP не столкнулась бы с последствиями в соответствии с MBTA в связи с более чем миллионом птиц, погибших в результате разлива нефти на платформе Deepwater Horizon.
Хорошая новость: администрация Байдена ввела новое правило, чтобы отменить это изменение. Это важный шаг, но не конец того, что нам нужно сделать, чтобы вернуть птиц.
«Восстановление защиты Закона о мигрирующих птицах является критически важным шагом, и в то время, когда мы потеряли 3 миллиарда птиц в Северной Америке с 1970 года, а изменение климата угрожает исчезновением двух третей видов птиц, это основа для того, что мы должны делать для птиц», — сказала Сара Гринбергер, старший вице-президент по природоохранной политике Национального общества Одюбона.
Новая наука выявила потерю 3 миллиардов птиц в Северной Америке с 19 года.70 и что две трети птиц Северной Америки находятся под угрозой исчезновения из-за изменения климата. Одюбон призывает к комплексному подходу к решению этой тревожной ситуации с птицами. Это начинается не только с восстановления Закона о договоре о перелетных птицах, но и с его укреплением на будущее.
«Мы просим администрацию Байдена уделить первоочередное внимание принятию программы выдачи разрешений на случайные изъятия», — сказал Эрик Шнайдер, политический аналитик Национального общества Одюбона. «Выдача разрешений, помогающих промышленности управлять и снижать ее воздействие на птиц, является подходом, основанным на здравом смысле, для разъяснения этих давних мер защиты и обеспечения уверенности для бизнеса».
Одюбон также надеется на участие Конгресса. Повторное введение и принятие Закона о защите перелетных птиц является критическим приоритетом. Закон О защите перелетных птиц был принят Комитетом Палаты представителей по природным ресурсам на 116-м Конгрессе и имел двухпартийную группу из более чем 90 соавторов.
Законопроект обеспечит защиту птиц и поручит Службе охраны рыбных ресурсов и дикой природы (FWS) разработать процесс выдачи разрешений на «случайный вылов», с помощью которого соответствующие предприятия будут внедрять передовые методы управления и документировать соблюдение, что будет способствовать дальнейшему внедрению инноваций в области наилучшего предотвращения гибели птиц. Его необходимо будет повторно представить на этом Конгрессе, чтобы снова рассмотреть его.
Audubon также работает над восстановлением утраченной защиты на государственном уровне. За последние три года в Калифорнии, Вермонте и Вирджинии была введена защита от перелетных птиц на уровне штата.
Как мы вернем птиц
Укрепление MBTA станет невероятной победой для птиц, но поскольку не существует единой причины сокращения популяций перелетных птиц, не существует единого политического решения, программы или подхода, которых было бы достаточно. Политические приоритеты Audubon, от сокращения выбросов до восстановления и сохранения наших земель и вод, сосредоточены на устранении угроз для птиц, людей и мест, которые нам нужны. Но потеря 3 миллиардов птиц требует особого внимания.
Вот почему Audubon, Американская организация по охране птиц и другие организации работают над обеспечением широкой поддержки комплекса мер, направленных на защиту на местах, смягчение последствий и восстановление популяций птиц и среды обитания, необходимой им для процветания. .
Программа «Вернуть птиц» направлена на достижение трех основных целей:
Это потребует действий со стороны администрации и Конгресса.
Уже есть ранние признаки надежды на 2021 год. Помимо того, что администрация восстанавливает защиту критически важных перелетных птиц, только что объявленная концепция «Прекрасной Америки» включает важные цели по расширению миграционных коридоров и инвестированию в восстановление среды обитания.
Мы также видели движение Конгресса. Закон о безопасных для птиц зданиях, принятый Палатой представителей на прошлом Конгрессе, был повторно принят ранее в этом году, как и Закон о восстановлении дикой природы Америки. Вы можете узнать больше об обоих законопроектах и сообщить сегодня своему члену Конгресса, что поддерживаете их, нажав на приведенные выше ссылки.
Мы ожидаем большего прогресса по мере того, как начнется процесс ассигнований на следующий финансовый год, и мы будем держать вас в курсе того, как вы можете принять в нем участие.
Закон о перелетных птицах — самый важный закон Америки о защите птиц. Принятый в 1918 году при поддержке сторонников Одюбона и других первых защитников природы Закон о перелетных птицах (MBTA) защищает почти всех местных птиц нашей страны. Закон выполняет Договор о перелетных птицах 1916 года с Канадой, а также более поздние договоры, подписанные с Мексикой, Японией и Россией, с целью защиты общих видов птиц нашей страны. MBTA приписывают спасение от вымирания множества видов, таких как снежная белая цапля, лесная утка и канадский журавль, а также миллионы, если не миллиарды других птиц.
Штрафы в соответствии с законом о защите птиц послужили важным стимулом для компаний принять разумные меры предосторожности, чтобы помочь уменьшить гибель птиц, например, накрыть нефтяные ямы сетками и пометить линии электропередач, чтобы они были более заметны для перелетных птиц. Каждая республиканская и демократическая администрация с 1970-х годов применяла закон для предотвращения промышленных опасностей, что спасло бесчисленное количество птиц. Администрация Трампа устранила эту давнюю защиту в конце его срока, по сути создав свободный проход для убийства птиц.
Изменение, внесенное администрацией Трампа, ограничивает защиту MBTA только деятельностью, направленной на преднамеренное уничтожение птиц, освобождая все промышленные опасности от принудительного исполнения. Любая «случайная» смерть — неважно, насколько она неизбежна, предотвратима или разрушительна для птиц — стала неприкосновенной по закону. Если бы это изменение произошло в 2010 году, BP не столкнулась бы с последствиями в соответствии с MBTA в связи с более чем миллионом птиц, погибших в результате разлива нефти на платформе Deepwater Horizon. В итоге BP выплатила штраф в размере 100 миллионов долларов, в частности, благодаря положениям MBTA.
В ответ на подавляющее сопротивление этому шагу нынешняя администрация начала процесс регулирования, чтобы отменить это изменение, но восстановление Закона о перелетных птицах должно быть только началом.
Как мы сопротивлялись
Отмена вызвала всеобщее беспокойство со стороны бывших высокопоставленных чиновников Министерства внутренних дел из республиканской и демократической администраций, а также трех советов пролетных путей, нескольких штатов и сотен организаций. Одюбон и более 500 природоохранных групп и другие организации из всех 50 штатов объединились, чтобы призвать Конгресс защитить самый важный закон страны об охране птиц в Соединенных Штатах.
В 2018 году Audubon и несколько других организаций подали иски, оспаривающие это мнение. Восемь штатов подали аналогичный иск в сентябре 2018 года. В августе 2020 года федеральный окружной суд постановил, что действия администрации не соответствуют намерениям и формулировкам 100-летнего закона. В своем постановлении судья Капрони установила, что эта политика «противоречит цели MBTA по защите популяций перелетных птиц» и «противоречит простому смыслу MBTA». Несмотря на эту победу, администрация Трампа продолжила изменение правил.
Откат имеет двухпартийную оппозицию, включая членов Конгресса, более 25 штатов, многочисленные правительства племен, ученых, спортсменов, орнитологов и 250 000 человек, которые представили комментарии против предлагаемого изменения правил.
Мы также работаем над восстановлением потерянных средств защиты на уровне штатов. За последние два года Вермонт и Калифорния ввели меры защиты от перелетных птиц на уровне штатов, чтобы восполнить пробел, оставшийся после ослабления администрацией MBTA, и несколько других штатов рассматривают аналогичные предложения.
Ранняя поддержка со стороны администрации Байдена по возвращению этих средств защиты является многообещающей. Процесс разработки правил для восстановления защиты от случайных утечек начался в мае 2021 года, а период комментариев завершился в следующем месяце.
Что дальше для MBTA
Audubon настаивает на том, чтобы администрация и Конгресс установили разумный разрешительный подход к случайным изъятиям. Программа разрешений — это здравый подход к прояснению этих давних защит и обеспечению уверенности, необходимой отрасли. Это также поможет найти новые и лучшие способы для предприятий управлять тем, как они обращаются с птицами.