Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Данная тема мне интересна и для меня как педагога очень важна. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель моей экологической работы, которая осуществляется в нескольких направлениях:
– работа с детьми
– работа с родителями
За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:
-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом
– развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе
-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности
-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье
Создание условий (экологизация развивающей среды) является одним из решений данных задач. В моей групповой комнате размещен уголок природы, в котором собраны макеты по экологическим зонам, «огород на подоконнике», организована экологическая мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т. д. Минимальный состав уголка природы в группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт). Оформлен календарь за объектами и явлениями природы – календарь – сетка с использованием условных обозначений, а также календарь наблюдений за птицами «На кормушке» и календарь, рекомендуемый С. Н. Николаевой.
В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём. Отрывая листок календаря каждый день, и находя для него свой кармашек, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года.
В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной вместе со мной высаживают помидоры, перцы. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.
В своей работе я использую разнообразные формы образовательной деятельности – одной из которой является наблюдения. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. Педагогическое общение с детьми принимает познавательную окраску: я задаю четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушиваю их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное – хвалю за правильный ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Все результаты наблюдений я с детьми фиксирую в рисунках, поделках, ведём записи детских сочинений, рассказов об увиденном.
В процессе экологического воспитания организую прогулки. Структурным компонентом прогулки являются:
– разнообразные наблюдения
-дидактические задания
-трудовые действия самих детей
-подвижные игры и игровые упражнения.
Для того чтобы с пользой провести прогулки я разработала перспективный план наблюдений на прогулках. В нём я определила объект наблюдения, цели и задачи поставленные перед детьми и педагогом, методы и приёмы, которые используются в процессе наблюдений. Наблюдения разделила на 2 основных блоках:
Живая природа
Неживая природа
Живая природа – деревья, кустарники, цветы, насекомые и т. д.
Неживая природа-состояние погоды, различные природные явления: снег, дождь.
Время наблюдений распределила по месяцам года и в соответствии с этим меняю цели, методы, приёмы наблюдений.
Например: Зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке предложила детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращала внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.
В начале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком) организовала игру с водой «Весёлые ручейки» и т. д. Т. е. последующее наблюдение стараюсь связывать с последующим.
Во время прогулки организую и в увлекательной форме провожу подвижные игры в соответствии с сезоном года.
Чтобы дети знали названия растений, умели определять родовые, видовые понятия (однолетние, многолетние, необходимы различные методы работы. Для этого я разработала определённые маршруты походов и экскурсий, определила объекты для изучения в природе. В каждую прогулку включаю наблюдения, за каким либо объектом.
Так же особое значение на прогулке имеют трудовые поручения. Здесь я использую индивидуальный подход к детям. Кому-то нравиться рыхлить, кому-то поливать, третьим нравиться посадка растений. Я предоставляю детям возможность выбора. Посильные трудовые поручения детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за живыми объектами окружающей среды и т. д.
Задачи по экологическому воспитанию решаю проводя занятия по экологии.
Проводимые занятия с детьми объединены логической последовательностью и проводятся в разных формах: в утренние часы беседы, рассматривание иллюстраций, совместной деятельности наблюдения и игры и т. д.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы знакомясь с произведениями разных писателей. Во время тематических занятий по рисованию дети слушают “звуки природы” и работы у них получаются намного лучше. Провожу развлечения на экологическую тематику «Праздник леса», «Путешествие по лесным тропинкам», которые оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
Не только в моей группе создана экологизированна среда, но и так же создана экологизированна среда дошкольного учреждения в целом. В холле имеется экологическая стена, на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашей области, а также иллюстрации на которых изображены правила поведения в природе.
На территории детского сада установлен «птичий столб», который круглый год привлекает пернатых и позволяет мне вести длительное наблюдение с детьми за птицами: зимой в его кормушку кладём корм, летом в водопойный желобок наливаем воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленном на его верхушке.
Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов, красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике я приобщаю детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где я со своими детьми высаживаю различные растения, овощи, в процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.
Чтобы стать юным экологом, надо много знать о животных, растениях, уметь за ними ухаживать и помнить, что человек – часть природы. Этому способствует кружок «Юный эколог», который я организовала и провожу со своими детьми. В кружке дети овладевают навыками экспериментально – поисковой работы, с помощью которой проникают в тайны природы.
В работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт»; «Пирамидки»; «Зоопарк»; «Что в корзину мы берём»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку», «Одуванчик» сделанные своими руками помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее? »; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит? »; «Это кто к нам пришел? » развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Изо дня в день учу детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества «Берегите природу», «Что за прелесть эти старые деревья», «Природа глазами детей» и др. В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшают помещения детского сада.
Воспитанники моей группы – активные участники районных и городских экологических конкурсов.
Работая с детьми учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Я использую как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Планирую и провожу беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, посоветоваться, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п., различные диафильмы.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, семинарах, природоохранительных акциях и т. д. Я заранее вывешиваю яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.
Провожу родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите! », «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Эффективное средство работы с родителями – размещение информации в «Уголках для пап и мам» на тему: «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь». В помощь родителям выпускается внутренняя газета детского сада «Незабудка». Каждый номер газеты посвящается определенной теме: например «Экология и дети», «Природа дивной красоты», «Растения в нашей жизни».
Данный опыт работы я считаю поисково-изобретательским, так как в нём предлагаются новые сочетания известных педагогических методов и приёмов. Он построен на следующих принципах:
– принцип занимательности: учитывая несформированность познавательной деятельности у дошкольников, необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование у них желания выполнить предъявлённые требования и стремление к достижению конечного результата;
– принцип новизны: позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольников;
– принцип полезности : получение не только положительного результата (с точки зрения психофизического и интеллектуального развития, но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к реальным условиям жизни;
– принцип сотрудничества: создание в ходе совместной деятельности атмосферы доброжелательности, отношение к ребёнку как личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении возможно при условии:
– наличия базы, создании обстановки, условий для работы по экологическому воспитанию;
– использования самых разнообразных форм работы в решении задач, экологического воспитания;
– работы с родителями, так как без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
nsportal.ru
Дошкольник.руДошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем статьиФейсбук | Занятия по Экологии
| “Дошкольник.РФ” |
doshkolnik.ru
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30 «Колобок»» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
Опыт работы по теме:
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Захаревич Екатерина Алексеевна
Ст-ца Выселки, 2014г.
Тема: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Данная тема мне интересна и для меня как педагога очень важна. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель моей экологической работы, которая осуществляется в нескольких направлениях:
– работа с детьми
– работа с родителями
Таким образом я поставила перед собой следующую цель:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:
-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом
– развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе
-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности
-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников.
У нас имеется литература по экологии, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую, но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях .
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков » Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
сформированы начала экологической культуры у детей;
сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
дети учатся практическим действиям по охране природы;
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
nsportal.ru
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для вас.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Таким образом, я поставила перед собой следующую цель:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
Задачи:
-формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
– развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное.
Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В группе у нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками.
Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе, есть гнездо. Родители вместе с детьми сделали скворечники и повесили их на деревья. Теперь мы каждый день наблюдаем за тем, заселились ли туда птицы. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры,театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях.
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения « Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков: «Времена года», «Мир глазами детей», « Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовлении поделок.
Осенью проводим конкурс на тему: «Наш урожай», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.
За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
nsportal.ru
1 Подвижные игры с экологическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель ГБДОУ 79 Приморского района г Санкт-Петербург Красноперова С. А.
2 Давайте вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
3 Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно – природном мире. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Поэтому полноценное, эффективное использование средств и методов развития экологической культуры у детей дошкольного возраста имеет большое значение. В подвижных играх гармонично сочетаются физическая и психическая активность ребенка. А характерной особенностью является то, что в основе их содержания лежит ярко выраженная двигательная деятельность. Эффективное воздействие на развитие личности ребенка оказывает смысловое содержание экологической направленности сюжета подвижной игры, используемый в ней речитатив, восприятие ребенком героев сюжета и их действий, творческое перевоплощение в их образы. Дети проникают во «внутреннюю жизнь» природы, в ее образно смысловую интерпретацию, что способствует развитию экологического сознания.
4 Требования к играм экологического содержания Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. (Игры по возрастам.) Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых. Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. (Игры по сезонам.) Перед началом игры обязательно нужно вспомнить её содержание, цель и правила. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
5 «Дед Мазай и зайцы» Для наших детей данная игра стала хорошим логическим завершением комплексного занятия. После знакомства с произведением Н. А. Некрасова, дети сделали коллективную работу «Как дед Мазай зайцев спасал», а затем и сами побывали в роли зайцев и их спасателей. Цель игры: на примере литературного героя учить детей заботиться о животных, воспитывать желание помогать беззащитным; развивать ловкость, быстроту, координацию движений. Оборудование: мел, 2-3 обруча. Ход игры: с одной стороны площадки очерчивается один, общий, «берег». На нём находятся зайцы. На противоположной стороне чертятся два или три круга-островка (по желанию детей). Из числа игроков выбираются спасатели (Дедушки Мазаи). Каждый стоит на своём островке, в руках у них обручи («лодки», в которых они будут перевозить «зайцев»). По сигналу спасатели бегут к «зайцам», набрасывают на одного из них обруч и перевозят на свой островок. Игра заканчивается, когда все «зайцы» будут спасены. По количеству спасённых определяется лучший из спасателей.
6
7 «Кукушка» Введение в игру: детям предлагается отгадать загадку: «Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает» (Кукушка) Затем следует рассказ об образе жизни кукушки: «Кукушка очень интересная птица. Она не умеет вить гнезда и растить своих птенцов. Поэтому откладывает свои яйца в гнезда других птиц, которые затем и выкармливают кукушонка, принимая его за своего птенца. Кукушки очень прожорливы и полезны тем, что поедают много вредных насекомых». Цель игры: расширять круг знаний об образе жизни птиц, знакомить детей с необычным способом выкармливания птенцов кукушки; развивать произвольность, наблюдательность, инициативу. Оборудование: маленький резиновый шарик. Ход игры: игроки встают в круг. Выбирается водящий «кукушка». У нее яйцо. Остальные игроки вытягивают руки вперед, округляя ладони «гнездо». «Кукушка» идет по кругу и каждому как будто кладет яйцо в «гнездо». При этом говорит: «Вот по кругу я лечу, всем яйцо в гнездо кладу. Гнезда крепче закрывайте, да смотрите, не зевайте» В ладонях одного из игроков «кукушка» незаметно оставляет «яйцо», быстро выходит из круга и говорит: «Ку-ку, ку-ку». Та «птица», у которой осталось яйцо, должна успеть выбежать на середину круга, а остальные ее поймать. Пойманная «птица» становится «кукушкой». Если же она успевает выбежать, то «кукушка» не меняется и игра продолжается с теми же ролями. Примечание: ловить «птицу» можно только после слов: «Ку-ку, ку-ку».
8
9 «Не намочи крылья» Введение в игру: активизируем внимание детей: «Дети, вы когда ни будь, видели, чтобы насекомые летали под дождем?». Вместе с детьми выясняется причина отсутствия активности насекомых во время выпадения осадков: «Насекомые не летают во время дождя, чтобы не намочить крылья. Мокрые крылья становятся тяжелыми и скручиваются. Поэтому бабочки, стрекозы, пчелы в дождь прячутся в свои домики». Цель: Развивать точность движения рук, скорость двигательной реакции, внимание; приучать действовать организованно; показать, что все явления в природе взаимосвязаны и не случайны; объяснить, как активность насекомых зависит от погодных условий. Оборудование: мяч среднего размера, мел (для черчения кругов-домиков) или обручи. Ход игры: водящий с мячом становится в сторону от игроков и, сказав слова: «Солнышко светит», – подбрасывает мяч вверх. В это время «бабочки» должны «вылетать», порхать на полянке и меняться домиками, перелетая из круга в круг. Поймав мяч со словами «дождик начинается», водящий бросает его в «бабочку», которая не успела «залететь» в свой «домик». Если «дождик» (мяч) попадает на «бабочку», она больше не участвует в игре. Для повышения эффективности своих действий водящий может использовать несколько мячей. Если большое количество игроков, может быть 2-3 водящих. Примечание: Нельзя бросать мяч в игрока, который успел занять «домик».
10
11 «Ястребы и ласточки» Экологическая информация: Ястреб прекрасный охотник. И если дикие птицы инстинктивно прячутся при виде парящего силуэта, то у домашних этот рефлекс не срабатывает. Молодых цыплят и утят ястреб может утащить даже с подворья. Добычу ястреб видит издалека, грызуна может обнаружить на расстоянии километра. Птица долго парит кругами над ареалом своего обитания, высматривая добычу. Удачную охоту ей могут испортить ласточки, которые часто «гонятся» за ястребом с криками, предупреждая жертву об опасности. Цель игры: развивать внимание, быстроту реакции; повышать познавательный интерес, познакомить с поведением птиц в природе. Оборудование: без оборудования Ход игры: В игре участвует неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут «ястребы», во втором «ласточки». Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит перед игроками и говорит слова : «ласточки» или «ястребы». Группа, чье название произнесено, разбегается в разные стороны, а игроки неназванной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы. Правила игры: Разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.
12
13 «Воздух, земля, вода, огонь» Экологическая информация: Представители животного мира имеют огромное значение для всей планеты: они участвуют в круговороте веществ в природе, опыляют растения, являются распространителями плодов и семян. Хищники выступают естественными санитарами. Огромное значение имеют животные для людей: они дают людям мясо, молоко и яйца. Животные населяют все среды жизни: в воде обитают рыбы, раки, киты, медузы, на земле и в воздухе проживают насекомые, бабочки, звери и птицы, а в почве дождевые черви, кроты и медведки. Животный мир разнообразен и уникален. Цель: закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по их среде обитания; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность на выполнении задания. Оборудование: мяч Ход игры: Играющие становятся в круг, у одного игрока мяч, он ведущий. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», огонь». Если водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» – названием птиц. При слове «огонь!» игрок, поймавший мяч, быстро передаёт его соседу, тот следующему и т. д., пока мяч не возвращается водящему. Правила: игрок, который ошибся, не передал мяч по команде «огонь!» или уронил мяч, выбывает из игры.
14
15 «Пожар» Введение в игру: ведущий начинает с вопроса: «Дети, а вы знаете, как надо обращаться с огнем в лесу?». Затем, прослушав ответы детей, делается обобщение: «Костер следует разжигать на старых кострищах или на открытом месте, свободном от растительности и сухости в радиусе 2-4 м. Перед уходом огонь должен быть полностью засыпан песком или залит водой. Помните, на месте кострища несколько лет ничего не будет расти, а оставленный без присмотра огонь может стать причиной пожара, особенно страшного в лесу. Он безжалостно уничтожает все живое на своем пути, оставляя после себя черную пустоту». Цель игры: Развивать скорость двигательной реакции, ориентирования в пространстве, знакомить детей с правилами обращения с огнем в лесу; акцентировать внимание на наносимый пожаром непоправимый вред всему живому. Оборудование: без оборудования. Ход игры: водящий выбирает любого игрока и, начиная с него, по очереди каждому игроку задает вопрос и получает ответ: Кто был в лесу? Туристы. Что они делали? Костер разводили. А как огонь тушили? Никак не тушили. А что ни будь, случилось? Пожар. Тот, на кого выпадает последний ответ, выполняя роль «огня», начинает догонять игроков, которые разбегаются в разные стороны. Игрок, до которого дотронется «огонь», «сгорает» и покидает площадку. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок. Он и становится водящим, а игра начинается снова. Примечание: Бежать можно только после слова «пожар»; нельзя долгое время преследовать одного и того же убегающего.
16
17 Кабардинская народная подвижная игра «Гуси» Экологическая информация: Разведение домашних гусей издавна было популярным на Руси. За день гуси в состоянии поедать до двух килограммов зелени. Поэтому их разводят там, где поблизости есть пастбища, неиспользуемые залуженные и заболоченные земли, небольшие озера или пруды. Лиса – хищник. Чаще всего она охотится на мышей и других мелких грызунов, любит зайчатинку, поедает мелких птиц и птичьи яйца. На домашних птиц лиса не так часто охотится, так как опасается человека, но лакомится птичьим мясом с большим удовольствием. Оборудование: маска лисы. Ход игры: выбираются «пастух» и «лиса». Остальные дети «гуси». Пастух приговаривает: На лугу гусей пасу. От лисы гусей спасу. Гуси, гуси! – Га-га-га! – Это правда? – Да, да, да! – Кто вас слышит? – Кабарда! После последнего слова «лиса» начинает ловить «гусей», а «пастух» старается помешать ей (если «пастух» успевает схватить «гуся» за «крыло» раньше «лисы», «гусь» спасен). Игра заканчивается, когда все гуси перебегут в безопасное место, о котором игроки договариваются заранее.
18
19 «Ёж и мыши» Экологическая информация: «Ежи питаются мышами, регулируя их численность. Если бы не было мышей, ежам практически нечего было бы, есть. В природе все нужны друг другу, всё взаимосвязано». Цель: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту движений и двигательную реакцию, ориентирование в пространстве; формировать ответственность за результаты личных и совместных действий, интерес к образу жизни животных, связанных в цепи питания и сущности их поведения. Оборудование: без оборудования, можно использовать маску ёжика. Содержание: все дети становятся в круг. «Ежик» – в центре круга. По сигналу все идут вправо, «еж» – влево. Игроки произносят слова: Бежит ежик туп-туп; Весь колючий, остер зуб, Ежик ежик, ты куда? Что с тобою за беда? Слышишь ежик всюду тишь? Чу! Скребется в листьях мышь! «Еж» начинает ловить мышек, которые бегают за кругом, вбегают и выбегают из него. Игроки также могут поймать оказавшуюся в круге мышку, если успеют быстро присесть и опустить руки. Примечание: Во время игры дети не должны все время держаться за руки, «мышки» должны свободно пробегать между детьми. Выскочить из «мышеловки» детей «мышка» может только между игроками, не взявшимися за руки.
20
21 «Цепи питания» Экологическая информация: Ведущий сообщает: «Все животные и растения взаимосвязаны. Цепи питания основной способ взаимодействия объектов живой природы. Каждое животное существует за счет того, что постоянно питается какими-то определенными животными или растениями и тем самым регулирует их численность. Например, ежи, змеи, лисы питаются мышами. Поэтому, несмотря на то, что грызуны неприхотливы и быстро размножаются, их не становится настолько много, чтобы представлять опасность для человека и животных. Поскольку мыши нужны для пищи многим животным, нельзя сказать, что они лишние в природе или только вредные. А теперь назовите пищевые связи между клевером, зерном, мышью, зайцем, лисицей». Ответ: 1) клевер заяц лиса. 2) зерно мышь лиса. Цель: развивать двигательную активность, внимание, формировать произвольность, закреплять знания о целях питания на примере конкретных животных и растений, объяснять их необходимость для существования животного и растительного мира. Оборудование: конусы по числу команд (можно заменить кубиками или мячами) Содержание: группа делится на 2-4 команды (по 5 человек). В каждой команде распределяются роли: «зерно», «клевер», «заяц», «мышь» и «лиса». После команды: «Цепь питания «клевер!», от каждой команды около конуса выстраивается своя шеренга, соответствующая цепи питания: «клевер заяц лиса». По команде: «Цепь питания «зерно!», участники выстраиваются в последовательности «зерно мышь лиса». Примечание: Очередность и количество команд, которые подает ведущий, произвольные. Команда, первая выполнившая задание правильно, получает балл. Выигрывает команда, получившая большее количество баллов.
22
23 Подвижные экологические игры являются формой экологического образования и воспитания экологической культуры. Они основаны на развёртывании особой игровой деятельности участников и стимулируют высокий уровень мотивации и интереса к природе.
24 за внимание!
docplayer.ru